Научная статья на тему 'Использование этнокультурных образовательных технологий в выявлении чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этнокультурологов'

Использование этнокультурных образовательных технологий в выявлении чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этнокультурологов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
378
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ETHNOCULTURAL APPROACH / PATRIOTISM / PUBLIC SPIRIT / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / CIVIL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федорова С. Н., Медведева З. В.

В статье рассматривается проблема использования этнокультурных образовательных технологий в формировании чувств гражданственности и патриотизма у современной студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федорова С. Н., Медведева З. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN IDENTIFYING PUBLIC SPIRIT AND PATRIOTISM FEELINGS IN FUTURE TEACHERS AND ETHNIC CULTURE SPECIALISTS

The article deals with the problem of ethnocultural educational technologies in forming of public spirit and patriotism feelings in modern student youth.

Текст научной работы на тему «Использование этнокультурных образовательных технологий в выявлении чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этнокультурологов»

УДК 371.3: 39: 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ ЧУВСТВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГОВ

© С. Н. Федорова*, З. В. Медведева

Марийский государственный университет Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44 Тел.: +7(8362)45-56-18 E-mail: svetfed65@rambler.ru, zoyanaymushina@rambler.ru

В статье рассматривается проблема использования этнокультурных образовательных технологий в формировании чувств гражданственности и патриотизма у современной студенческой молодежи.

Ключевые слова: этнокультурные образовательные технологии, этнокультурный подход, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, гражданское самосознание.

Российская Федерация является полиэтничным государством, на территории которого проживают более 170 народов. Каждый из них самобытен и уникален, поскольку имеет свое национальное самосознание, интересы, культуру, идентичность, установки и т.д. Деформация этнокультурного самосознания, переориентация россиян с национальных духовнонравственных ценностей и норм на западные ценности материального благополучия, усиливают конфликтное противостояние в сфере отношений между этническими общностями, ведут к нарастанию межэтнической напряженности в обществе [1, с. 5]. В связи с этим актуализируется проблема гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, направленного на формирование чувств гражданственности и патриотизма.

Гражданственность - личное качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении - забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга [2, с. 60]. Гражданственность проявляется в активном участии граждан в решении проблем общественного развития; стремлении способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы; в намерении отстаивать и защищать общественные идеалы и ценности; в готовности защищать Родину [3]. Гражданственность в процессе профессиональной подготовки специалиста может выступать в качестве системообразующего фактора, способного интегрировать педагогические усилия всех субъектов образовательной среды, оказывать решающее влияние на самоопределение студента [4, с. 37]. В некотором смысле гражданственность является более современным аналогом понятия «патриотизм».

Патриотизм - основа национального самосознания народа, составная часть общественного сознания [5], важнейшее духовное достояние личности. Он характеризует высший уровень ее развития и проявляется в деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, залог его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов [6, с. 66]. Патриотизм составляет базовую характеристику социальной направленности мировоззрения человека, вы-

ступает социально-нравственным императивом, характеризующим его ценностное отношение к Отечеству, побуждающим его к патриотически направленной деятельности. Без освоения молодым человеком знаний, относящихся к патриотической сфере, нельзя говорить о сформированности у него общей культуры, высоких личных компетенций [5, с. 6].

В действующем законодательстве Российской Федерации произошло обновление многих правовых норм в области образования, которые позволили пересмотреть некоторые подходы к организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях страны. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание молодежи опирается главным образом на нормативно-правовую базу закона РФ «Об образовании», Национальную доктрину образования в РФ, Концепцию социально-экономического развития РФ до 2020 года, государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Концепции этнокультурного и этнохудожественного образования, которые приобретают все большую актуальность и значимость в современном воспитательном и образовательном пространстве.

Однако, следует отметить, что, не смотря на активные действия государства в области молодежной политики, проблема формирования чувства гражданственности и патриотизма в молодежной среде все же остается до конца не решенной. На основе анализа психологопедагогической и социологической литературы можно сделать вывод о том, что полноценному решению проблемы формирования чувства гражданственности и патриотизма препятствуют следующие факторы:

- отсутствие системы воспитательной работы, государственных стандартов по гражданскому образованию;

- малочисленность высококвалифицированных кадров, занимающихся гражданско-патриотическим воспитанием;

- отстранение педагогов от воспитательных функций;

- «вымывание» воспитательных элементов патриотизма из учебных программ;

- недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных предметов, общественных дисциплин в учебных планах;

- использование неадаптированных к российской действительности иностранных учебных пособий и программ;

- разрыв между теорией и практикой;

- недостаточная активность молодежи;

- отсутствие системы координации между заинтересованными учреждениями и лицами, занимающимися данным видом деятельности;

- слабая материальная база.

Важным направлением в воспитании чувства гражданственности и патриотизма является формирование гражданского самосознания, которое можно обозначить как динамическую систему представлений человека о себе как гражданине, осознание ответственности за свои действия перед обществом, оценку личностью своих качеств в контексте социально значимой деятельности. Формирование гражданского самосознания напрямую содействует воспитанию патриотизма и направлено на развитие гражданственности как интегративного качества личности. Отрицательным образом на формирование гражданского самосознания влияют следующие типы психологических барьеров (по Е.П. Ермолаевой):

- барьеры «личной инициативы» - охватывают проблемы, связанные с «внутренним» сопротивлением изменениям, с неразвитой способностью к саморазвитию;

- барьеры «ложной установки» - содержат все аспекты социального и личного «мифотворчества» по поводу гражданской активности, ценности труда и т.д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям;

- барьеры автономности - их взаимосвязанные стороны - незащищенность личности (правовая и социальная) и синдром «зависимости» (в том числе в принятии решений);

- барьеры достижения - содержат аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, трудностями в реализации принятых решений (в том числе проблемы, обусловленные неадекватным прогнозированием, недостаточной скоростью принятия решений и реагированием на ситуацию, неумением своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и поведении);

- барьеры риска - содержат рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный риск) аспекты;

- барьеры коммуникации - отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия в деловом общении;

- барьеры восприимчивости к новому - отражают догматизм, «узость» образования, непринятие новых идей и способов поведения [7, с. 110].

Следует отметить, что формирование наиболее устойчивых гражданских позиций происходит именно в процессе социализации личности в студенческие годы. Студенчество - одна из наиболее динамичных социально-демографических групп молодежи, от активности которой зависит продвижение России по пути построения гражданского общества. Именно на нее возлагается ответственность за сохранение и развитие национальной культуры, традиций российской государственности.

Можно выделить три основных подхода к организации гражданско-патриотического воспитания молодого поколения: военно-патриотический, политический и этнокультурный. Этнокультурный подход определяет в качестве источника развития личности этическую культуру, рассматривая воспитание и образование как важнейший ее компонент и основной канал трансляции, благодаря чему происходит процесс изучения и присвоения этнокультурного опыта в его символике и значениях, способствующий становлению личности человека как носителя, хранителя и творца этнокультуры. Именно этнокультурная составляющая оказывает наибольшее влияние на формирование патриотического сознания личности, чувства гражданственности посредством использования этнокультурных образовательных технологий.

Вопросы разработки и реализации этнокультурных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов рассматривались в исследованиях Ю. П. Азарова, Т. И. Баклановой, А. Д. Жаркова, Л. С Зориловой, А. С. Каргина, Т. Г. Киселевой, Н. Кукушкина, Ю. Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова, К. А Строкова, С. Н. Федоровой, и др. Этнокультурные образовательные технологии представляют собой сложное социально-педагогическое явление, базирующееся на фундаментальных основах народной педагогики, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслях научного знания. Этнокультурные образовательные технологии имеют обширную область применения, поскольку могут использоваться на различных этапах образования и в учреждениях разнообразного образовательного профиля: как основного, так и дополнительного. Важным условием их реализации является необходимость адаптации к возрастным и профессиональным особенностям обучаемых, что позволит направить образовательный процесс в нужное русло. В качестве основных задач

использования этнокультурных технологий в образовательно-воспитательном процессе можно выделить следующие:

- всестороннее и глубокое овладение культурой своего народа;

- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению;

- формирование и развитие представлений о многообразии национальных культур в стране и мире в целом;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других этносов;

- воспитание положительного отношения к межкультурным различиям;

- развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных национальностей;

- воспитание учащихся в духе толерантности, мира и гуманного межнационального отношения;

- воспитание уважения к истории и культуре других народов;

- создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур.

Использование этнокультурных технологий довольно-таки эффективно и в плане выявления чувств гражданственности и патриотизма молодежи. С этой целью можно использовать такие технологии, как «Миклухи и Маклаи», «Алфавит», «Этноколлаж», «Этническое эссе» и др. [8, 9].

В рамках нашего исследования, в котором приняли участие 170 студентов в возрасте от 18 до 22 лет (из них 70 будущих этнокультурологов и 100 будущих педагогов) был организован эксперимент, целью которого стало выявление эффективности использования этнокультурных образовательных технологий в формировании чувства гражданственности и патриотизма испытуемых. В качестве основного метода исследования было выбрано эссе на тему: «Гражданственность и патриотизм в моей жизни», включающее ряд вопросов:

1. Что вы понимаете под словами «гражданин», «гражданственность», «патриот», «патриотизм».

2. Назвали бы вы себя патриотом? Объясните, почему?

3. Не могли бы вы привести какие-либо примеры проявления гражданственности и патриотизма?

4. Что является для вас Родиной? Какие ассоциации вызывает у вас слово «Родина»? Как вы думаете, важно ли современному человеку иметь Родину. Объясните, почему?

5. Как вы думаете, присуще ли современному человеку чувство гражданственности и патриотизма? Объясните свою точку зрения.

6. Нужно ли воспитывать в современной молодежи чувства гражданственности и патриотизма? Если да, то каким образом на ваш взгляд это лучше делать?

Полученные результаты показали, что наиболее распространенным среди студенческой молодежи является гражданское понимание сущности патриотизма, поскольку 60% респондентов воспринимают патриотизм как любовь к Родине, гордость за нее, готовность к ее защите в случае опасности и труду на ее благо, ответственность за ее судьбу, веру в силы своей страны: «Я считаю что патриотизм - это любовь к своей Родине, желание внести вклад в ее процветание, защитить в случае опасности», а патриотом большинство считают человека любящего свою Родину и готового придти на помощь в случае какой-либо угрозы извне: «Патриот - это человек, который любит, уважает и гордится своей страной и готов всегда встать на защиту ее интересов в случае какой-либо внешней угрозы». На втором месте по распространенности (40%) находится «этнический патриотизм», который проявляется в

приверженности к своей «малой родине» и трактуется как любовь и уважение как к своей, так и другим этническим группам, их материальной и духовной культуре, языку, истории: «Я считаю что патриотизм - это любовь и уважение к не только к своему народу и своей национальной культуре, обычаям, традициям, языку, но и к традициям других народов, проживающих на территории нашей многонациональной страны, готовность встать на защиту Родины в трудные для нее времена, гордость за ее победы и горесть за неудачи и поражения». Ответы испытуемых показывают, что они четко разграничивают между собой понятия «этический патриотизм», «национализм», «шовинизм», не смешивая их между собой. Что касается сущности понятия «гражданин» то в целом все опрошенные ответили, что гражданином является человек, постоянно проживающий на территории определенного государства, живущий по его законам и пользующийся установленными в нем правами: «Гражданин - это человек, принадлежащий какой-либо стране, живущий по ее законам и обладающий определенными правами, действующими на ее территории». Не смотря на то, что все испытуемые имеют достаточно полное представление о сущности понятия «гражданин», 40% (будущие педагоги) все же испытали определенные трудности в трактовке понятия «гражданственность»: 20% из них так и не смогли объяснить его суть, поскольку оно по каким-то причинам отсутствовало в их эссе, 20% опрошенных приравняли понятие гражданственности к национальности: «Гражданственность - это принадлежность к какой-либо национальности».

Анализируя эссе будущих специалистов этнокультурологов, следует отметить их позитивный патриотический настрой по отношению к своей Родине, поскольку 90% считают себя патриотам, это прослеживается в таких высказываниях как: «Я могу смело назвать себя патриотом этой страны, потому что я люблю то место где я родилась, выросла и в дальнейшем буду жить. Для меня Россия - это самая сильная держава, я горжусь ее славной историей и подвигами тех людей, которые защищали ее в тяжелые времена». Однако в эссе 7% испытуемых наблюдаются противоречивость и неопределенность во взглядах и мнениях, в качестве примера приведем следующий отрывок: «Я не могу назвать себя патриотом, хотя безумно люблю Россию, и неважно, что где-то лучше, комфортнее, уезжая за ее пределы сердце, рвется домой. Приезжаю на Родину, даже воздух кажется родным».

Что касается эссе будущих педагогов, то в них, на удивление, прослеживается противоположная тенденция, поскольку лишь 10% из них считают себя патриотами: «Я считаю, что я могу назвать себя патриотом своей страны. Мне нравятся военные песни, я предпочитаю слушать только русских исполнителей, смотреть только русские фильмы, покупать только российские товары. Я плачу каждое 9 мая и с уважением отношусь к пожилым людям, особенно прошедшим войну. Я не могу без боли и слез смотреть на бедных людей просящих милостыню. Это очень ужасно, что государство не заботится о своем народе, таким образом, оно убивает зачатки патриотических чувств в душах молодых людей». 10% опрошенных по каким-то причинам не могут в полной мере назвать себя патриотами: «Я не могу в полной мере назвать себя патриотом, но я люблю свою Родину, люблю смотреть парады, которые проходят в нашем городе и соседних городах, люблю военные фильмы». 80% будущих педагогов не считают себя патриотами и в большинстве случаев объясняют это неудовлетворенностью своего экономического состояния. В качестве примера приведем следующие отрывки из эссе студентов: «Патриотом я себя назвать не могу. В последнее время я даже сожалею о том, что родилась в России. Думаю, что качество моей жизни было бы намного лучше, если бы я родилась в Европе. В России о людях и о их жизни думают очень мало, особенно о стариках, инвалидах, безработных, о всех малоимущих» или «К сожалению я не могу назвать себя патриотом своей Родины, потому что меня многое не устраивает и мне кажется, что «моей Родине» не сильно важно материальное благополучие своих «детей». Ведь медицина у нас ус-

ловно бесплатная, образование тоже, да и многое другое. Вот поэтому такой вывод: как ко мне относится моя Родина, так и я буду относиться к ней». В одном из сочинений прослеживается явная тенденция к космополитизму: «Себя патриотом я бы не назвала. Я легко представляю свою жизнь в любой другой стране мира и с радостью уехала бы из России, если бы у меня была такая возможность».

Самым распространенным примером проявления гражданственности и патриотизма, приводимым в сочинениях студентов являются героические подвиги солдат во времена Великой Отечественной войны. Среди наиболее типичных и многочисленных примеров большинство студентов назвали также спортивные победы в международных соревнованиях и победу Димы Билана на конкурсе «Евровидение», а так же несколько примеров из национальной мифологии, в частности о подвиге богатыря Чоткара - защитника марийской земли. Для 100% будущих этнокультурологов Родина в первую очередь это место где человек родился, где прошло его детство. Следовательно, на микроуровне Родина ассоциируется у них с родным домом, близкими и родными людьми, образами природы (особенно у студентов из сельской местности): «Родина для меня - это родной дом, моя деревня, место, где я родилась, где прошло мое детство. Родина ассоциируется у меня с мамой, с моим родным домом, друзьями, родной природой - рекой, лесом, с прекрасными и светлыми детскими воспоминаниями. Я считаю, что современному человеку важно и нужно иметь Родину, потому что именно на Родине пробуждаются самые чистые и светлые чувства, связанные с воспоминаниями о детстве, именно на Родине человек чувствует близость к своим национальным корням, своим предкам - ведь без прошлого нет настоящего и будущего, только родные люди на родной земле способны понять человека так, как никто и нигде не сможет». Представления о Родине у будущих этнокультурологов на макроуровне (Родина - это Россия) второстепенны и чаще всего она ассоциируется с государственным гимном, гербом и флагом.

Подавляющее число будущих педагогов (79%) также считают своей Родиной родной дом, место, где родились и где провели свое детство. Для 7% будущих педагогов Родина - это Марийский край, для 14 % - это Россия. Следует отметить, что у большинства из них Родина ассоциируется с образом матери, объектами природы (в частности с русским полем, рекой и березой). 93% процента респондентов отмечают, что современному человеку необходимо иметь Родину: «Я считаю, что современному человеку важно иметь Родину, ведь приезжая туда люди часто вспоминают прекрасные и светлые моменты в их жизни и бывает такое, что возвращаясь туда человек меняется в лучшую сторону». Лишь 7% будущих педагогов считает, что современному человеку не принципиально иметь Родину.

Будущие этнокультурологи считают, что проявления чувств гражданственности и патриотизма характерны для 50% современной молодежи, никто из них не отрицает наличие в России истинных патриотов: «Глядя на современный мир очень сложно сказать, что современной молодежи присущи чувства гражданственности и патриотизма. Где-то примерно 50/50%. Я не отрицаю того факта что в нашей стране есть патриотически настроенная молодежь - это молодые ученые, спортсмены, актеры и многие другие представители различных сфер деятельности. Но если посмотреть на нацистские группировки, которых сейчас немало, на «кричащие» «разрисованные стены» на невоспитанность, грубость и низкий уровень культуры у современной молодежи, то создается совсем другое впечатление». Будущие педагоги придерживаются несколько другого мнения, поскольку 80% из них считают, что для современной молодежи не характерны проявления чувств гражданственности и патриотизма: «В современной российской молодежи не осталось ни гражданственности, ни патриотизма, поскольку в настоящее время у них совсем другие интересы связанные с успехом и материальным благополучием. Большинство моих друзей хотели бы уехать в другую страну

и почти все твердят о несовершенстве наших законов, о провалах в области экономики, политики которые отрицательно влияют на жизнь людей». И лишь 20% из них считают, что гражданственность и патриотизм все же присущи современной молодежи, хотя в незначительной степени: «Я считаю, что современной молодежи чувство гражданственности и чувство патриотизма мало присущи. В большинстве случаев это не патриотизм, а простые слова. Конечно, есть среди них люди, любящие свою Родину, трудящиеся на ее благо и процветание, однако я считаю, что практически никто из них не способен пожертвовать своей жизнью ради нее».

Мнения студентов сошлись лишь в одном - в том, что чувства гражданственности и патриотизма все же необходимо воспитывать у современной молодежи. Многие из них отметили слабость институтов гражданского и патриотического воспитания в нашей стране, и для того, чтобы повысить его уровень, предложили организовывать широкомасштабные мероприятия с привлечением большого количества молодежи, использовать инновационные подходы, интересные формы и разнообразные методы работы, поскольку среди многих молодых людей бытует стереотип о том, что гражданско-патриотическое воспитание - это «скучное и малоинтересное занятие с занудными рассказами и поучениями».

Подводя итог, следует отметить, что будущие этнокультурологи в большей степени обладают чувствами гражданственности и патриотизма, нежели будущие педагоги, поскольку имеют наиболее активную гражданскую позицию, проявляющуюся в положительном отношении к своей «большой» и «малой» Родине, в стремлении к деятельности на благо ее процветания, в готовности при необходимости встать на ее защиту, имеют позитивный и оптимистичный настрой, четкие ценностные ориентиры, осознают свою сопричастность к судьбе Отечества. Важную роль в формировании у них чувств гражданственности и патриотизма сыграли этнокультурные образовательные технологии, которые активно использовались в образовательно-воспитательной деятельности в процессе их профессиональной подготовки, позволив не только преодолеть стереотипы и психологические барьеры, отрицательно влияющие на формирование гражданского самосознания, но и научиться ценить и по-настоящему любить свою Родину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Этнокультурные технологии в образовании и воспитании: тексты докладов Международной практической конференции (22-23 марта 2007г.) / Состав.: Т. Т. Фомина, Н. М. Твердынин, А. И. Родионов. М.: МГПУ, 2007. 140 с.

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

3. Капустина З. Я. Гражданственность как ценность культуры. Псков: ПОИПКРО, 2006. 216 с.

4. Савотина Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи // Педагогика. №7. 2010. С. 37-45.

5. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие /

А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М. Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] / под общ. ред. А. К. Быкова и В. И. Лу-товинова. М.: Планета, 2010. 336 с.

6. Буторина Т. С., Русских В.Г. Идея воспитания гражданина в творчестве выдающихся деятелей России XVIII в. // Педагогика. 2009. №9. С. 66-75.

7. Фокина И.В. Барьеры формирования гражданского самосознания у студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 108-112.

8. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение:учебное пособие / С.Н. Федорова. М.: ФОРУМ, 2011. 176 с.

9. Этнопедагогический практикум для будущих педагогов: учеб.- метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», факультет педагогики и психологии; авт.- сост. С.Н. Федорова. Йошкар-Ола, 2010. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.