УДК 371.3: 39: 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ ЧУВСТВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГОВ
© С. Н. Федорова*, З. В. Медведева
Марийский государственный университет Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44 Тел.: +7(8362)45-56-18 E-mail: [email protected], [email protected]
В статье рассматривается проблема использования этнокультурных образовательных технологий в формировании чувств гражданственности и патриотизма у современной студенческой молодежи.
Ключевые слова: этнокультурные образовательные технологии, этнокультурный подход, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, гражданское самосознание.
Российская Федерация является полиэтничным государством, на территории которого проживают более 170 народов. Каждый из них самобытен и уникален, поскольку имеет свое национальное самосознание, интересы, культуру, идентичность, установки и т.д. Деформация этнокультурного самосознания, переориентация россиян с национальных духовнонравственных ценностей и норм на западные ценности материального благополучия, усиливают конфликтное противостояние в сфере отношений между этническими общностями, ведут к нарастанию межэтнической напряженности в обществе [1, с. 5]. В связи с этим актуализируется проблема гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, направленного на формирование чувств гражданственности и патриотизма.
Гражданственность - личное качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении - забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга [2, с. 60]. Гражданственность проявляется в активном участии граждан в решении проблем общественного развития; стремлении способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы; в намерении отстаивать и защищать общественные идеалы и ценности; в готовности защищать Родину [3]. Гражданственность в процессе профессиональной подготовки специалиста может выступать в качестве системообразующего фактора, способного интегрировать педагогические усилия всех субъектов образовательной среды, оказывать решающее влияние на самоопределение студента [4, с. 37]. В некотором смысле гражданственность является более современным аналогом понятия «патриотизм».
Патриотизм - основа национального самосознания народа, составная часть общественного сознания [5], важнейшее духовное достояние личности. Он характеризует высший уровень ее развития и проявляется в деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, залог его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов [6, с. 66]. Патриотизм составляет базовую характеристику социальной направленности мировоззрения человека, вы-
ступает социально-нравственным императивом, характеризующим его ценностное отношение к Отечеству, побуждающим его к патриотически направленной деятельности. Без освоения молодым человеком знаний, относящихся к патриотической сфере, нельзя говорить о сформированности у него общей культуры, высоких личных компетенций [5, с. 6].
В действующем законодательстве Российской Федерации произошло обновление многих правовых норм в области образования, которые позволили пересмотреть некоторые подходы к организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях страны. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание молодежи опирается главным образом на нормативно-правовую базу закона РФ «Об образовании», Национальную доктрину образования в РФ, Концепцию социально-экономического развития РФ до 2020 года, государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Концепции этнокультурного и этнохудожественного образования, которые приобретают все большую актуальность и значимость в современном воспитательном и образовательном пространстве.
Однако, следует отметить, что, не смотря на активные действия государства в области молодежной политики, проблема формирования чувства гражданственности и патриотизма в молодежной среде все же остается до конца не решенной. На основе анализа психологопедагогической и социологической литературы можно сделать вывод о том, что полноценному решению проблемы формирования чувства гражданственности и патриотизма препятствуют следующие факторы:
- отсутствие системы воспитательной работы, государственных стандартов по гражданскому образованию;
- малочисленность высококвалифицированных кадров, занимающихся гражданско-патриотическим воспитанием;
- отстранение педагогов от воспитательных функций;
- «вымывание» воспитательных элементов патриотизма из учебных программ;
- недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных предметов, общественных дисциплин в учебных планах;
- использование неадаптированных к российской действительности иностранных учебных пособий и программ;
- разрыв между теорией и практикой;
- недостаточная активность молодежи;
- отсутствие системы координации между заинтересованными учреждениями и лицами, занимающимися данным видом деятельности;
- слабая материальная база.
Важным направлением в воспитании чувства гражданственности и патриотизма является формирование гражданского самосознания, которое можно обозначить как динамическую систему представлений человека о себе как гражданине, осознание ответственности за свои действия перед обществом, оценку личностью своих качеств в контексте социально значимой деятельности. Формирование гражданского самосознания напрямую содействует воспитанию патриотизма и направлено на развитие гражданственности как интегративного качества личности. Отрицательным образом на формирование гражданского самосознания влияют следующие типы психологических барьеров (по Е.П. Ермолаевой):
- барьеры «личной инициативы» - охватывают проблемы, связанные с «внутренним» сопротивлением изменениям, с неразвитой способностью к саморазвитию;
- барьеры «ложной установки» - содержат все аспекты социального и личного «мифотворчества» по поводу гражданской активности, ценности труда и т.д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям;
- барьеры автономности - их взаимосвязанные стороны - незащищенность личности (правовая и социальная) и синдром «зависимости» (в том числе в принятии решений);
- барьеры достижения - содержат аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, трудностями в реализации принятых решений (в том числе проблемы, обусловленные неадекватным прогнозированием, недостаточной скоростью принятия решений и реагированием на ситуацию, неумением своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и поведении);
- барьеры риска - содержат рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный риск) аспекты;
- барьеры коммуникации - отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия в деловом общении;
- барьеры восприимчивости к новому - отражают догматизм, «узость» образования, непринятие новых идей и способов поведения [7, с. 110].
Следует отметить, что формирование наиболее устойчивых гражданских позиций происходит именно в процессе социализации личности в студенческие годы. Студенчество - одна из наиболее динамичных социально-демографических групп молодежи, от активности которой зависит продвижение России по пути построения гражданского общества. Именно на нее возлагается ответственность за сохранение и развитие национальной культуры, традиций российской государственности.
Можно выделить три основных подхода к организации гражданско-патриотического воспитания молодого поколения: военно-патриотический, политический и этнокультурный. Этнокультурный подход определяет в качестве источника развития личности этическую культуру, рассматривая воспитание и образование как важнейший ее компонент и основной канал трансляции, благодаря чему происходит процесс изучения и присвоения этнокультурного опыта в его символике и значениях, способствующий становлению личности человека как носителя, хранителя и творца этнокультуры. Именно этнокультурная составляющая оказывает наибольшее влияние на формирование патриотического сознания личности, чувства гражданственности посредством использования этнокультурных образовательных технологий.
Вопросы разработки и реализации этнокультурных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов рассматривались в исследованиях Ю. П. Азарова, Т. И. Баклановой, А. Д. Жаркова, Л. С Зориловой, А. С. Каргина, Т. Г. Киселевой, Н. Кукушкина, Ю. Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова, К. А Строкова, С. Н. Федоровой, и др. Этнокультурные образовательные технологии представляют собой сложное социально-педагогическое явление, базирующееся на фундаментальных основах народной педагогики, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслях научного знания. Этнокультурные образовательные технологии имеют обширную область применения, поскольку могут использоваться на различных этапах образования и в учреждениях разнообразного образовательного профиля: как основного, так и дополнительного. Важным условием их реализации является необходимость адаптации к возрастным и профессиональным особенностям обучаемых, что позволит направить образовательный процесс в нужное русло. В качестве основных задач
использования этнокультурных технологий в образовательно-воспитательном процессе можно выделить следующие:
- всестороннее и глубокое овладение культурой своего народа;
- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению;
- формирование и развитие представлений о многообразии национальных культур в стране и мире в целом;
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других этносов;
- воспитание положительного отношения к межкультурным различиям;
- развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных национальностей;
- воспитание учащихся в духе толерантности, мира и гуманного межнационального отношения;
- воспитание уважения к истории и культуре других народов;
- создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур.
Использование этнокультурных технологий довольно-таки эффективно и в плане выявления чувств гражданственности и патриотизма молодежи. С этой целью можно использовать такие технологии, как «Миклухи и Маклаи», «Алфавит», «Этноколлаж», «Этническое эссе» и др. [8, 9].
В рамках нашего исследования, в котором приняли участие 170 студентов в возрасте от 18 до 22 лет (из них 70 будущих этнокультурологов и 100 будущих педагогов) был организован эксперимент, целью которого стало выявление эффективности использования этнокультурных образовательных технологий в формировании чувства гражданственности и патриотизма испытуемых. В качестве основного метода исследования было выбрано эссе на тему: «Гражданственность и патриотизм в моей жизни», включающее ряд вопросов:
1. Что вы понимаете под словами «гражданин», «гражданственность», «патриот», «патриотизм».
2. Назвали бы вы себя патриотом? Объясните, почему?
3. Не могли бы вы привести какие-либо примеры проявления гражданственности и патриотизма?
4. Что является для вас Родиной? Какие ассоциации вызывает у вас слово «Родина»? Как вы думаете, важно ли современному человеку иметь Родину. Объясните, почему?
5. Как вы думаете, присуще ли современному человеку чувство гражданственности и патриотизма? Объясните свою точку зрения.
6. Нужно ли воспитывать в современной молодежи чувства гражданственности и патриотизма? Если да, то каким образом на ваш взгляд это лучше делать?
Полученные результаты показали, что наиболее распространенным среди студенческой молодежи является гражданское понимание сущности патриотизма, поскольку 60% респондентов воспринимают патриотизм как любовь к Родине, гордость за нее, готовность к ее защите в случае опасности и труду на ее благо, ответственность за ее судьбу, веру в силы своей страны: «Я считаю что патриотизм - это любовь к своей Родине, желание внести вклад в ее процветание, защитить в случае опасности», а патриотом большинство считают человека любящего свою Родину и готового придти на помощь в случае какой-либо угрозы извне: «Патриот - это человек, который любит, уважает и гордится своей страной и готов всегда встать на защиту ее интересов в случае какой-либо внешней угрозы». На втором месте по распространенности (40%) находится «этнический патриотизм», который проявляется в
приверженности к своей «малой родине» и трактуется как любовь и уважение как к своей, так и другим этническим группам, их материальной и духовной культуре, языку, истории: «Я считаю что патриотизм - это любовь и уважение к не только к своему народу и своей национальной культуре, обычаям, традициям, языку, но и к традициям других народов, проживающих на территории нашей многонациональной страны, готовность встать на защиту Родины в трудные для нее времена, гордость за ее победы и горесть за неудачи и поражения». Ответы испытуемых показывают, что они четко разграничивают между собой понятия «этический патриотизм», «национализм», «шовинизм», не смешивая их между собой. Что касается сущности понятия «гражданин» то в целом все опрошенные ответили, что гражданином является человек, постоянно проживающий на территории определенного государства, живущий по его законам и пользующийся установленными в нем правами: «Гражданин - это человек, принадлежащий какой-либо стране, живущий по ее законам и обладающий определенными правами, действующими на ее территории». Не смотря на то, что все испытуемые имеют достаточно полное представление о сущности понятия «гражданин», 40% (будущие педагоги) все же испытали определенные трудности в трактовке понятия «гражданственность»: 20% из них так и не смогли объяснить его суть, поскольку оно по каким-то причинам отсутствовало в их эссе, 20% опрошенных приравняли понятие гражданственности к национальности: «Гражданственность - это принадлежность к какой-либо национальности».
Анализируя эссе будущих специалистов этнокультурологов, следует отметить их позитивный патриотический настрой по отношению к своей Родине, поскольку 90% считают себя патриотам, это прослеживается в таких высказываниях как: «Я могу смело назвать себя патриотом этой страны, потому что я люблю то место где я родилась, выросла и в дальнейшем буду жить. Для меня Россия - это самая сильная держава, я горжусь ее славной историей и подвигами тех людей, которые защищали ее в тяжелые времена». Однако в эссе 7% испытуемых наблюдаются противоречивость и неопределенность во взглядах и мнениях, в качестве примера приведем следующий отрывок: «Я не могу назвать себя патриотом, хотя безумно люблю Россию, и неважно, что где-то лучше, комфортнее, уезжая за ее пределы сердце, рвется домой. Приезжаю на Родину, даже воздух кажется родным».
Что касается эссе будущих педагогов, то в них, на удивление, прослеживается противоположная тенденция, поскольку лишь 10% из них считают себя патриотами: «Я считаю, что я могу назвать себя патриотом своей страны. Мне нравятся военные песни, я предпочитаю слушать только русских исполнителей, смотреть только русские фильмы, покупать только российские товары. Я плачу каждое 9 мая и с уважением отношусь к пожилым людям, особенно прошедшим войну. Я не могу без боли и слез смотреть на бедных людей просящих милостыню. Это очень ужасно, что государство не заботится о своем народе, таким образом, оно убивает зачатки патриотических чувств в душах молодых людей». 10% опрошенных по каким-то причинам не могут в полной мере назвать себя патриотами: «Я не могу в полной мере назвать себя патриотом, но я люблю свою Родину, люблю смотреть парады, которые проходят в нашем городе и соседних городах, люблю военные фильмы». 80% будущих педагогов не считают себя патриотами и в большинстве случаев объясняют это неудовлетворенностью своего экономического состояния. В качестве примера приведем следующие отрывки из эссе студентов: «Патриотом я себя назвать не могу. В последнее время я даже сожалею о том, что родилась в России. Думаю, что качество моей жизни было бы намного лучше, если бы я родилась в Европе. В России о людях и о их жизни думают очень мало, особенно о стариках, инвалидах, безработных, о всех малоимущих» или «К сожалению я не могу назвать себя патриотом своей Родины, потому что меня многое не устраивает и мне кажется, что «моей Родине» не сильно важно материальное благополучие своих «детей». Ведь медицина у нас ус-
ловно бесплатная, образование тоже, да и многое другое. Вот поэтому такой вывод: как ко мне относится моя Родина, так и я буду относиться к ней». В одном из сочинений прослеживается явная тенденция к космополитизму: «Себя патриотом я бы не назвала. Я легко представляю свою жизнь в любой другой стране мира и с радостью уехала бы из России, если бы у меня была такая возможность».
Самым распространенным примером проявления гражданственности и патриотизма, приводимым в сочинениях студентов являются героические подвиги солдат во времена Великой Отечественной войны. Среди наиболее типичных и многочисленных примеров большинство студентов назвали также спортивные победы в международных соревнованиях и победу Димы Билана на конкурсе «Евровидение», а так же несколько примеров из национальной мифологии, в частности о подвиге богатыря Чоткара - защитника марийской земли. Для 100% будущих этнокультурологов Родина в первую очередь это место где человек родился, где прошло его детство. Следовательно, на микроуровне Родина ассоциируется у них с родным домом, близкими и родными людьми, образами природы (особенно у студентов из сельской местности): «Родина для меня - это родной дом, моя деревня, место, где я родилась, где прошло мое детство. Родина ассоциируется у меня с мамой, с моим родным домом, друзьями, родной природой - рекой, лесом, с прекрасными и светлыми детскими воспоминаниями. Я считаю, что современному человеку важно и нужно иметь Родину, потому что именно на Родине пробуждаются самые чистые и светлые чувства, связанные с воспоминаниями о детстве, именно на Родине человек чувствует близость к своим национальным корням, своим предкам - ведь без прошлого нет настоящего и будущего, только родные люди на родной земле способны понять человека так, как никто и нигде не сможет». Представления о Родине у будущих этнокультурологов на макроуровне (Родина - это Россия) второстепенны и чаще всего она ассоциируется с государственным гимном, гербом и флагом.
Подавляющее число будущих педагогов (79%) также считают своей Родиной родной дом, место, где родились и где провели свое детство. Для 7% будущих педагогов Родина - это Марийский край, для 14 % - это Россия. Следует отметить, что у большинства из них Родина ассоциируется с образом матери, объектами природы (в частности с русским полем, рекой и березой). 93% процента респондентов отмечают, что современному человеку необходимо иметь Родину: «Я считаю, что современному человеку важно иметь Родину, ведь приезжая туда люди часто вспоминают прекрасные и светлые моменты в их жизни и бывает такое, что возвращаясь туда человек меняется в лучшую сторону». Лишь 7% будущих педагогов считает, что современному человеку не принципиально иметь Родину.
Будущие этнокультурологи считают, что проявления чувств гражданственности и патриотизма характерны для 50% современной молодежи, никто из них не отрицает наличие в России истинных патриотов: «Глядя на современный мир очень сложно сказать, что современной молодежи присущи чувства гражданственности и патриотизма. Где-то примерно 50/50%. Я не отрицаю того факта что в нашей стране есть патриотически настроенная молодежь - это молодые ученые, спортсмены, актеры и многие другие представители различных сфер деятельности. Но если посмотреть на нацистские группировки, которых сейчас немало, на «кричащие» «разрисованные стены» на невоспитанность, грубость и низкий уровень культуры у современной молодежи, то создается совсем другое впечатление». Будущие педагоги придерживаются несколько другого мнения, поскольку 80% из них считают, что для современной молодежи не характерны проявления чувств гражданственности и патриотизма: «В современной российской молодежи не осталось ни гражданственности, ни патриотизма, поскольку в настоящее время у них совсем другие интересы связанные с успехом и материальным благополучием. Большинство моих друзей хотели бы уехать в другую страну
и почти все твердят о несовершенстве наших законов, о провалах в области экономики, политики которые отрицательно влияют на жизнь людей». И лишь 20% из них считают, что гражданственность и патриотизм все же присущи современной молодежи, хотя в незначительной степени: «Я считаю, что современной молодежи чувство гражданственности и чувство патриотизма мало присущи. В большинстве случаев это не патриотизм, а простые слова. Конечно, есть среди них люди, любящие свою Родину, трудящиеся на ее благо и процветание, однако я считаю, что практически никто из них не способен пожертвовать своей жизнью ради нее».
Мнения студентов сошлись лишь в одном - в том, что чувства гражданственности и патриотизма все же необходимо воспитывать у современной молодежи. Многие из них отметили слабость институтов гражданского и патриотического воспитания в нашей стране, и для того, чтобы повысить его уровень, предложили организовывать широкомасштабные мероприятия с привлечением большого количества молодежи, использовать инновационные подходы, интересные формы и разнообразные методы работы, поскольку среди многих молодых людей бытует стереотип о том, что гражданско-патриотическое воспитание - это «скучное и малоинтересное занятие с занудными рассказами и поучениями».
Подводя итог, следует отметить, что будущие этнокультурологи в большей степени обладают чувствами гражданственности и патриотизма, нежели будущие педагоги, поскольку имеют наиболее активную гражданскую позицию, проявляющуюся в положительном отношении к своей «большой» и «малой» Родине, в стремлении к деятельности на благо ее процветания, в готовности при необходимости встать на ее защиту, имеют позитивный и оптимистичный настрой, четкие ценностные ориентиры, осознают свою сопричастность к судьбе Отечества. Важную роль в формировании у них чувств гражданственности и патриотизма сыграли этнокультурные образовательные технологии, которые активно использовались в образовательно-воспитательной деятельности в процессе их профессиональной подготовки, позволив не только преодолеть стереотипы и психологические барьеры, отрицательно влияющие на формирование гражданского самосознания, но и научиться ценить и по-настоящему любить свою Родину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Этнокультурные технологии в образовании и воспитании: тексты докладов Международной практической конференции (22-23 марта 2007г.) / Состав.: Т. Т. Фомина, Н. М. Твердынин, А. И. Родионов. М.: МГПУ, 2007. 140 с.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
3. Капустина З. Я. Гражданственность как ценность культуры. Псков: ПОИПКРО, 2006. 216 с.
4. Савотина Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи // Педагогика. №7. 2010. С. 37-45.
5. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие /
А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М. Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] / под общ. ред. А. К. Быкова и В. И. Лу-товинова. М.: Планета, 2010. 336 с.
6. Буторина Т. С., Русских В.Г. Идея воспитания гражданина в творчестве выдающихся деятелей России XVIII в. // Педагогика. 2009. №9. С. 66-75.
7. Фокина И.В. Барьеры формирования гражданского самосознания у студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 108-112.
8. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение:учебное пособие / С.Н. Федорова. М.: ФОРУМ, 2011. 176 с.
9. Этнопедагогический практикум для будущих педагогов: учеб.- метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», факультет педагогики и психологии; авт.- сост. С.Н. Федорова. Йошкар-Ола, 2010. 124 с.