Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско-патриотического воспитания молодежи'

Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско-патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4788
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Валентина Владимировна

В статье рассматривается проблема разработки системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Анализируются методологические и теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, обсуждаются перспективы применения данного подхода в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, представлены определения сущности и специфики системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH AS METHODOLOGICAL BASE OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

In clause the problem of development of system and activity approach in civil and patriotic education of youth is considered. The methodological and theoretical aspects of system and activity approach are analyzed, the prospects of application of the given approach in civil and patriotic education of growing up generation are discussed, and the definitions of essence and specificity system and activity approach in civil and patriotic education of youth are submitted.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско-патриотического воспитания молодежи»

УДК 374

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

© Валентина Владимировна Гладких

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат филологических наук, профессор, докторант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

В статье рассматривается проблема разработки системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Анализируются методологические и теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, обсуждаются перспективы применения данного подхода в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, представлены определения сущности и специфики системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; гражданско-патриотическое воспитание; молодежь; социально-культурная деятельность.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества.

В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе традиционных - патриотических ценностей отечественной культуры. Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором и необходимым условием для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления российской цивилизации на основе отечественного менталитета. В условиях борьбы с международным терроризмом гражданско-патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в

обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Только построенное на уважении к правам человека гражданское общество может стать надежным барьером на пути маргинализации и экстремизма.

Но в условиях нестабильности общественного развития в России система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, соответствуя новым реалиям.

Существующая реальность объясняется рядом причин: нарастанием миграционных процессов, приводящих к наличию различных культурных традиций и ценностей у населения; нарушением преемственности в культурно-историческом развитии российского общества; насаждением в средствах

массовой информации через кино, телевидение, музыку, радио, Интернет низкопробной продукции, негативно представляющей

жизнь общества, которые деформируют сложившиеся ценностные ориентации молодежи; отсутствием целенаправленного формирования патриотических качеств молодежи, снижением социальной активности подростков, потерей морально-нравственной основы патриотических чувств молодежи в стране; несоответствием патриотического воспитания молодежи в семье и в образовательных учреждениях потребностям общества и интересам его дальнейшего развития; проявлением устойчивой тенденции падения престижа военной службы.

Внимание государства к проблемам воспитания связано с обозначением его приоритетных направлений, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Важным этапом на пути возрождения системы патриотического воспитания молодежи стала разработка государственных программ Федерального агентства по образованию, реализуемых в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы», принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422. Данная программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания Российской Федерации и является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Для настоящего исследования особый интерес представляют Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Минобразования России от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16).

В рамках реализации этих документов определились основные направления развития государственной системы гражданско-патриотического воспитания граждан России, где главный акцент сделан на работу образовательных учреждений. В качестве направлений выступают: определение приоритетных направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащение содержания граж-

данско-патриотического воспитания; развитие форм и методов воспитания на основе новых информационных технологий; усиление гражданско-патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин, необходимость применения инновационных форм педагогического воздействия на молодых людей, повышение теоретической и практической подготовки по вопросам патриотизма и гражданственности, связанным с деятельностью по защите Отечества.

Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с обновлением его содержания, проектированием новых технологий с обоснованием организационно-педагоги-

ческих условий повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных системах. В условиях модернизации современного российского образования на повестку дня поставлены многие вопросы его глубинного преобразования, в т. ч. касающиеся четкого определения новых приоритетов в системе воспитания молодежи. Среди целеполагающих установок, в первую очередь, следует назвать воспитание у подрастающего поколения патриотизма -качества, определяющего особую нравственную силу в каждой личности.

Необходимо осуществлять поэтапное планирование комплекса мер, направленных на развитие системы базовых духовнонравственных ценностей, культуры межнационального общения на основе принципа толерантности, уважительного отношения к народам нашего федерального государства, к их традициям, обычаям, конфессиональным ценностям.

Отмеченные выше направления в современных условиях актуализируют сегодня вопрос гражданско-патриотического воспитания в вузах. Однако процесс создания новой системы гражданско-патриотического воспитания, соответствующей реалиям сегодняшнего дня, идет медленно и трудно.

Проблема патриотизма и гражданственности является предметом большого числа исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Великие философы, педагоги, писатели, психологи уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен: В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев,

Г. Гегель, Н.А. Добролюбов, Н.К. Крупская, Н.А. Островский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Гражданское воспитание - это воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность.

Гражданственность - это нравственная характеристика личности, оценивающая отношения человека к обществу.

Исходя из того, что осознание себя гражданином России является вершиной патриотического воспитания, мы можем полагать, что гражданское воспитание не только очень тесно связано с патриотическим воспитанием, но и является одной из его составляющих.

Патриотизм определяется нами как социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.

Патриотическое воспитание - это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.

Проблема патриотизма во все времена интересовала отечественных и зарубежных ученых: философов, педагогов, психологов, которые уделяли этому вопросу значительное внимание [1].

Патриотизм появился с возникновением и становлением исторической жизни людей и остается спутником человека на протяжении всей его истории, изменяясь вместе с ней и развиваясь [2].

С развитием общества, с изменением условий существования человечества менялось и содержание патриотизма. Исторический генезис его связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Проанализировав определения понятия патриотизма в различных словарях и энциклопедиях, мы приходим к выводу, что во всех определениях главным образом, акцент делается на отношении личности к родине, к отечеству.

Так, по мнению П.М. Рогачева и М. А. Свердлина, «... патриотизм - чувство любви к Родине - воплощен в служении ее интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества. Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех» [3].

По мнению С.Е. Матушкина и Н.В. Ипполитовой, «. нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т. д.» [4].

Современные исследователи проблемы патриотического воспитания, рассматривая патриотизм как социально-нравственную ценность, считают необходимым переосмысление его содержания в новых социальноэкономических условиях.

Основная задача патриотического воспитания на современном этапе заключается в возрождении чувства истинного патриотизма, которое рассматривается как важнейшая духовно-нравственная и социальная ценность.

Анализ современных исследований показывает зависимость содержания патриотического воспитания от особенностей, динамики и уровня развития нашего общества, состояния его экономической, духовнополитической и других сфер жизни. Современное образование и воспитание все более характеризуется такими принципиально новыми чертами, как динамизм и вариативность.

Чувство патриотизма, обладающее всеми свойствами психологического отношения, с психологической точки зрения рассмотрено в диссертационном исследовании Н.А. Леви-

ной. Оно включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент составляют знания учащихся из истории и культуры своей страны и малой родины: о подвигах героев; достижениях ученых, деятелей культуры, которые прославили родной край; знания об успехах современников и т. д. Быть патриотом своей Родины - значит:

- принимать и любить свою малую родину;

- знать историю своей страны, гордиться ее великим прошлым и настоящим, активно участвовать в сохранении и приумножении ее лучших достижений и традиций;

- любить и оберегать природу, быть ее хозяином и другом;

- развивать и укреплять дружбу народов своей страны;

- интересоваться жизнью людей других национальностей, уважать их традиции, обмениваться опытом.

Эмоциональный компонент характеризуется системой переживаний, связанных с восприятием всего, что относится к понятию Родины, и в зависимости от отражаемого объекта может вызывать следующие эмоции (по Б.И. Додонову):

- эстетические эмоции - возникают при созерцании красоты родного края;

- лирические эмоции - «чувство родного, близкого, милого» - при упоминании о родном крае, о близких людях, о том, что каждому дорого именно в том месте, где он родился;

- гностические эмоции - возникают в результате знакомства с историей страны и малой родины, с традициями и обычаями предков;

- аккизитивные (накопительные) эмоции - актуализируются в связи с представлениями необъятных природных и человеческих ресурсов нашей страны;

- глорические эмоции (эмоции борьбы) -могут возникать в различных ситуациях, например, по поводу военных баталий, достижений или, напротив, неудач соотечественников в спортивных состязаниях и т. п.

Наличие глубоких знаний и соответствующих переживаний в этой области способствует формированию убеждений. Тем не менее для выработки целостного отношения этого мало, необходим личный опыт.

Поведенческий компонент предполагает личный опыт патриотического инновационного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет у ребят определенные переживания и отношения. Поэтому наряду с формированием чувства принятия родины как нашей, моей нужно способствовать активному, добровольному участию в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями [5].

Гражданское воспитание - это воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

Многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что молодежь в своей массе негативно относится к понятию гражданского долга, общественной деятельности. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования поколения нигилистов, разуверившихся во всем и во всех.

Знания, как известно, превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки.

Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотических и гражданских качеств представляет собой целенаправленный процесс включения молодежи в различные виды деятельности, что стимулирует их активность, способствует выработке у них моральных качеств.

На современном этапе необходим поиск новых или модернизация прежних форм, методов и средств на само содержание одного из наиболее актуальных направлений воспитания - воспитание гражданственности, необходимо разработать и включить различные направления, способы и формы деятельности по формированию гражданско-патриотических качеств у нового поколения.

В современной образовательной системе сложилось рассогласование между возросшими потребностями педагогической практики обучения и воспитания в формировании социально мобильной, творческой и свобод-

но мыслящей личности и слабыми теоретическими, экспериментальными и прикладными возможностями педагогической науки в удовлетворении этих потребностей.

Выход из создавшегося положения исследователи видят в разработке теоретических концепций, которые позволяли бы охватить в единой системе понятий и представить множество фактов, накопленных в психоло-го-педагогических исследованиях и в исследованиях пограничных областей знаний (С.В. Бондаренко, И.В. Равич-Щербо,

Л.А. Радзиховский, М.В. Розин и др.) [6].

Системный подход относится к особому уровню методологии науки - уровню общенаучных принципов и форм исследования, деятельностный подход - к реализации системного на конкретно-научном уровне методологии. Революция в науке, произведенная системным подходом, заключается, в частности, в том, что человек не противопоставляется окружающей среде, а рассматривается как элемент особой системы, включающей в себя также и окружающую среду. В зависимости от того, в рамках какой системы ведется анализ, в человеке раскрываются те или иные системные качества.

По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук [7]. Подобное положение в иерархии уровней методологии науки в значительной степени определяет характер системного подхода, представления об истории его становления и те задачи, которые выдвигаются при разработке системного подхода к изучению природы и общества.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации, по мнению

А.Г. Асмолова, является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории [8].

Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным ученым и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии

(Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин,

В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин и др.) и психологии (А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов и др.).

По мнению В.В. Давыдова, «...представление о так называемом деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека. выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности» [9]. В системно-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

В XIX в. еще в дидактико-методических работах по начальному и дошкольному образованию Ф. Фребеля нашло отражение гегелевское понимание деятельности. Как известно, Г.В.Ф. Гегель описал всеобщую схему деятельности, обстоятельно проанализировал диалектику ее структуры, отметив социально-историческую обусловленность деятельности и ее форм. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания [10].

В мировой науке отношение к термину «деятельность» неоднозначное. В английском языке слово «activity» означает любой вид практической или познавательной активности человека. Однако, как отмечал еще А.Н. Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности [11]. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эль-конина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития человека.

Системно-деятельностный подход, по справедливому мнению А.Г. Асмолова, наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса обучения, адекватные со-

временным приоритетам российского модернизирующегося образования.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетент-ностный, личностно-ориентированный и др., не противоречат, а удачно сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Главная цель гражданско-патриотического воспитания молодежи с учетом системнодеятельностного подхода может быть сформулирована следующим образом: воспитание патриота, обладающего важнейшими духовно-нравственными ценностями, социальноэкономическими качествами, способного проявить их в интересах общества и отечества.

Сущность системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, по нашему мнению, заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на личность, в котором организованно, постепенно и непрерывно с учетом системных закономерностей развития осуществляется приобщение молодых людей к совокупности общественно-политических, социально-культурных, экономических и природных явлений с целью формирования ценностных установок личности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

Специфика использования системнодеятельностной методологии в гражданско-патриотическом воспитания молодежи определяется целенаправленным взаимодействием личности и социального окружения, в

процессе которого происходит активное познание многокачественных системных явлений действительности, позволяющее приобщить молодого человека к культурно-историческим обычаям, традициям своего народа и рассматривать себя элементом системы, способным к преображению действительности.

1. Аронов А.А. Растить патриотов. М., 1988.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

3. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. М., 1974. С. 270.

4. Матушкин С.Е., Ипполитова Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения. Курган, 2001. № 1 (7). С. 6-18.

5. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Тамбов, 2004.

6. Равич-Щербо И.В., Радзиховский Л.А., Розин М.В. Системно-деятельностный подход в психологии личности. М., 2008.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

8. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. 2008. № 2.

С. 31-37.

9. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 22.

10. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. Гродно, 2002.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Поступила в редакцию 14.02.2011 г.

UDC 374

SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH AS METHODOLOGICAL BASE OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Valentina Vladimirovna Gladkikh, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Philology, Professor, Candidate for Doctoral Degree of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigo-rev_tmb@list.ru

In clause the problem of development of system and activity approach in civil and patriotic education of youth is considered. The methodological and theoretical aspects of system and activity approach are analyzed, the prospects of application of the given approach in civil and patriotic education of growing up generation are discussed, and the definitions of essence and specificity system and activity approach in civil and patriotic education of youth are submitted.

Key words: system and activity approach; civil and patriotic education; youth; socio-cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.