Научная статья на тему 'Специфика использования системно-деятельностного подхода в исследовании гражданско-патриотического воспитания молодежи'

Специфика использования системно-деятельностного подхода в исследовании гражданско-патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PEDAGOGICAL SCIENCE / INDIVIDUAL COMPETENCE FORMING / EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Валентина Владимировна

Статья посвящена проблеме разработки системно-деятельностного подхода в исследовании гражданско-патриотического воспитания молодежи. Анализируются методологические и теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, обсуждаются перспективы применения данного подхода в педагогической науке в аспекте формирования компетентностей личности и в изучении гражданско-патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC OF USE OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN RESEARCH OF THE CIVIL PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

The paper is devoted to a problem of development of systemactivity approach in the research of civil patriotic education of young people. This paper analyzes the methodological and theoretical aspects of the system-activity approach. The prospects of application of system-activity approach in a pedagogical science from the aspect of individual competence forming and in examination of civil patriotic education of young people are also discussed

Текст научной работы на тему «Специфика использования системно-деятельностного подхода в исследовании гражданско-патриотического воспитания молодежи»

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В. В. ГЛАДКИХ

Статья посвящена проблеме разработки системно-деятельностного подхода в исследовании гражданско-патриотического воспитания молодежи. Анализируются методологические и теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, обсуждаются перспективы применения данного подхода в педагогической науке в аспекте формирования компетентно-стей личности и в изучении гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, педагогическая наука, формирование компетентностей личности, воспитание молодежи.

В современной образовательной системе сложилось рассогласование между возросшими потребностями педагогической практики обучения и воспитания в формировании социально мобильной, творческой и свободно мыслящей личности и слабыми теоретическими, экспериментальными и прикладными возможностями педагогической науки в удовлетворении этих потребностей.

Выход из создавшегося положения исследователи видят в разработке теоретических концепций, которые позволили бы охватить в единой системе понятий и представить множество фактов, накопленных в психолого-педагогических исследованиях и в исследованиях пограничных областей знаний (С. В. Бондаренко, И. В. Равич-щербо, Л. А. Радзиховский, М. В. Розин и др.). Таким образом, сегодня в сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования.

Системный подход относится к особому уровню методологии науки - уровню общенаучных принципов и форм исследования, деятельно-стный подход - к реализации системного на конкретно-научном уровне методологии. Революция в науке, произведенная системным подходом, заключается, в частности, в том, что человек не противопоставляется окружающей среде, а рассматривается как элемент особой системы, включающей в себя также и окружающую среду. В зависимости от того, в рамках какой системы ведется анализ, в человеке раскрываются те или иные системные качества [9].

Среди общенаучных принципов познания мира, выходящих за рамки методологии построения картины действительности в конкретных дисциплинах, в том числе и в разных областях чело-векознания, системный подход приобретает все большее значение. Он, как средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества, надежно зарекомендовал себя во многих науках. К нему обращаются исследователи, когда возникает задача построения теории «системного объекта», синтеза различных знаний об объекте, разработки новых принципов подхода к объекту изучения, выражающих общее стремление исследователей к созданию целостной картины этого объекта. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук [3]. Подобное положение в иерархии уровней методологии науки в значительной степени определяет характер системного подхода, представления об истории его становления и те задачи, которые выдвигаются при разработке системного подхода к изучению природы и общества [1].

Своими истоками методология системного подхода восходит к принципу системности, широко используемому К. Марксом при выявлении конкретных системных закономерностей развития общества. Исторически исходным пунктом научно обоснованных системных представлений о мире стали теории К. Маркса и Ч. Дарвина, раскрывшие коренные закономерности строения и развития общественных и биологических макросистем. Оба эти великие учения выступали, с од-

ной стороны, как теории исторического развития в природе и обществе, с другой стороны, как теории функционирования систем. Одна сторона (историческая) становилась здесь alter ego другой (системной), и наоборот. Так, материалистическое понимание истории свое осуществление и завершение находило в теории общественно-экономических формаций (систем). Аналогично происхождение видов путем естественного отбора у Ч. Дарвина своей опорной базой имело главную биогенетическую систему - вид животных, и без нее историческая эволюция органического мира была бы практически необъяснимой [7].

Все это заставило ведущих представителей системного подхода в отечественной науке по-новому осмыслить проблему природы системных объектов, специфики системных оснований и исторического развития как системного развития (А. Г. Асмолов, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, В. П. Кузьмин, В. А. Лекторский, В. Н. Садовский, А. И. Уемов и др.).

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации, по мнению А. Г. Асмолова, является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории [3]. В качестве психологического объекта воспитания выступают личностные смыслы и ценностные установки личности, порождаемые и трансформируемые в процессе совместной деятельности растущего человека со взрослыми и сверстниками. Кардинальное отличие воспитания от обучения передается формулой «Смыслу не учат. Смысл воспитывается» [4].

Опираясь на имеющиеся исследования самого системного подхода, А. Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем: в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; наконец, системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности -индивидуальность [3]. Принципиальное разграничение индивида, личности и индивидуальности не означает, что между ними нет никакой связи. Индивид - это предпосылка для развития личности, а личность, в свою очередь, задает предпосылки для возникновения индивидуальности. Интересен в этой связи анализ академика А. Г. Асмолова роли индивидных (органических) качеств человека для развития его личности. Индивидные качества входят в жизнь личности лишь через означивание:

к примеру, на формирование личности влияет не сам по себе тот или иной органический дефект, а осознание себя инвалидом. Процесс движения личности в системе общественных отношений осуществляется в деятельности и общении. Дея-тельностный подход позволяет, таким образом, конкретно воплотить принцип системности в психологии личности.

Идея соединения системного и деятельност-ного подходов принадлежит в основном отечественным ученым и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но, прежде всего, в философии (Э. В. Ильенков, М. С. Каган, П. В. Копнин, В. А. Лекторский, Э. Г. Юдин и др.) и психологии (А. Г. Асмолов, М. Я. Басов, Г. С. Кос-тюк, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-1990-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, К. Ван Парререн, Ж. Карпей, Э. Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А. Б. Воронцов, А. К. Дусавиц-кий, В. В. Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), продолжена в Германии (К. Хольцкамп), Великобритании (М. Коул), Финляндии (Ю. Энгештрем) и других странах.

По мнению В. В. Давыдова, «... представление о так называемом деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека .выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности» [6]. В системно-деятель-ностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

В мировой науке отношение к термину «деятельность» неоднозначное. В английском языке слово «activity» означает любой вид практической или познавательной активности человека. Однако, как отмечал А. Н. Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности [8]. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. В педагогике в качестве основных («ведущих») выделяют игровую, учебную и трудовую

деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В. В. Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции [6].

Культурно-исторический системно-деятель-ностный подход основывается на теоретических положениях Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельност-ный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие молодежи определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной [5].

Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания образования предполагает выделение универсальных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не противоречат, а удачно сочетаются с системно-деятель-ностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Таким образом, системно-деятельностный подход в педагогике представляет собой такую стратегию, согласно которой педагог должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание и развитие.

Это может быть учебная или трудовая деятельность, репродуктивная или творческая, теоретическая или практическая, и, в зависимости от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы организации, методов, средств, условий,

меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса. То есть специфика организационной деятельности учащихся предъявляет вполне определенные требования к педагогической деятельности педагога.

Процесс формирования гражданско-патрио-тической направленности личности сегодня ставит задачи: чуткого и доброжелательного отношения к человеку, любви к своему дому, к своему народу, ответственности за Родину и т. д.

Рассматривая исследуемую проблему в контексте системно-деятельностного подхода, следует выделить базовые понятия для осмысления социального бытия гражданско-патриотического воспитания. Среди основных выделяются категории «культура», «ценности», «социокультурные отношения», «национальное самосознание», «толерантность».

В литературе насчитывается огромное количество определений «культуры», в связи с чем была поставлена проблема их классификации. Так, в отечественной философии выделяют следующие определения и концепции культуры: предметно-ценностную, деятельностную, лично-стно-атрибутивную, общественно-атрибутивную, информационно-знаковую и социологическую.

В контексте нашего исследования методологическую значимость имеет определение гражданского воспитания, разрабатываемое в XX в., под которым понимают воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность.

Гражданственность - это нравственная характеристика личности, оценивающая отношения человека к обществу.

Учитывая то, что осознание себя гражданином России является вершиной патриотического воспитания, мы можем полагать, что гражданское воспитание не только очень тесно связано с патриотическим воспитанием, но и является одной из его составляющих.

Патриотизм определяется нами как социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.

Патриотическое воспитание - это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.

Анализируя проблему гражданско-патриоти-ческого воспитания молодежи следует остановиться на таком понятии как «толерантность», которое для российской педагогической практики достаточно новое, хотя благодаря усилиям ЮНЕСКО оно уже почти два десятилетия является международно-признанным термином. Проблема толерантности - одна из актуальнейших проблем современной политики мира, которая имеет не только социально-идеологический, философский, но и духовно-антропологический, общепедагогический аспекты. Толерантность - это, прежде всего способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, признавать права и основные свободы человека. Как установка, толерантность предполагает характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.

Выделяют следующие критерии толерантности, которые можно частично отнести и к основным аспектам гражданско-патриотического воспитания:

- равноправие;

- взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;

- свобода вероисповедания;

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

- возможность следовать своим традициям;

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

Связь толерантности с гражданско-патрио-тическим воспитанием позволяет нам охарактеризовать ведущие направления в формировании патриотизма и гражданских качеств молодежи:

- распространение, внесение в сознание молодежи идей патриотизма (важнейшую роль здесь играет государственная идеология и система образования);

- формирование патриотических чувств, так как патриотизм как социальное качество укореняется в сознании личности как единство рацио -нального и эмоционального;

- развитие гражданской ответственности за будущее своей страны.

Содержание гражданско-патриотического воспитания включает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности; развитие потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой меж-

национальных отношений; формирование интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма; воспитание взглядов и убеждений по вопросам патриотизма.

Выделяя гражданско-патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, многие исследователи отмечают его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, физическим, эстетическим, экологическим и др.), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого.

По нашему мнению, в настоящее время ведущую роль в гражданско-патриотическом воспитании молодежи играет социально-культурная деятельность, которая имея многообразие форм, методов и технологий способна формировать гражданскую инициативу, создавать благоприятный психологический климат, ситуации доверия, соревновательности, успеха.

Современная социально-культурная деятельность все отчетливее проявляет свою новую функцию - интеграции общественного взаимодействия, адекватную процессам социальных и культурных трансформаций в России.

Именно формы социально-культурной деятельности, которые включают выставки, слеты, походы, молодежные вечера, организацию праздников, тематических встреч о родном крае, о культуре, прошлом нашего народа, о его трудовых успехах, дружбе народов, способствуют формированию у подрастающего поколения чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, добросовестное отношение к труду.

Таким образом, главная цель гражданско-патриотического воспитания молодежи с учетом системно-деятельностного подхода может быть сформулирована следующим образом: воспитание патриота, обладающего важнейшими духовно-нравственными ценностями социально-экономическими качествами, способного проявить их в интересах общества и отечества.

Исходя из главной цели гражданско-патрио-тического воспитания нами выделены следующие задачи:

- целенаправленное воспитание личности в духе гражданственности и социальной активности;

- формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

- приобщение к культурному наследию России, ее традициям и историческому прошлому;

- формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу и государству; воспитание уважение к законам и нормам общественной жизни;

- интеграция государственных и социально-культурных институтов, общественных движений и формирований для возрождения патриотизма у молодежи;

- создание условий для реализации потребностей и способностей каждой отдельно взятой личности в сфере гражданско-патриотической деятельности.

Литература

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М., 1986.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. Принцип общепсихологического анализа. М., 1990.

4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. 2008. № 2.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982.

6. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 22.

7. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1980.

8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983.

9. Равичщербо И. В., Радзиховский Л. А., Ро-зин М. В. Системно-деятельностный подход в психологии личности. М., 2008.

* * *

SPECIFIC OF USE OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN RESEARCH OF THE CIVIL

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

V. V. Gladkikh

The paper is devoted to a problem of development of system-activity approach in the research of civil patriotic education of young people. This paper analyzes the methodological and theoretical aspects of the system-activity approach. The prospects of application of system-activity approach in a pedagogical science from the aspect of individual competence forming and in examination of civil patriotic education of young people are also discussed.

Key words: system-activity approach, pedagogical science, individual competence forming, education of young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.