Научная статья на тему 'Формирование патриотизма студентов в социальных интернет-сетях'

Формирование патриотизма студентов в социальных интернет-сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1935
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм студентов / социализация / внеучебная деятельность / социальные сети / паблик / репост / patriotism of students / socialization / non-learning activity / social networks sites / publics / repost

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимов Евгений Геннадиевич, Ляукина Гульнара Альбертовна

Статья посвящена вопросам популяризации патриотически направленной деятельности среди молодежи, расширению спектра форм и методов данной деятельности путем использования современных Интернет-технологий в формировании патриотизма студентов вузов. Рассмотрены некоторые аспекты воспитательной деятельности с использованием веб-сайтов и страниц в социальных сетях, созданных студенческими общественными объединениями в организациях высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM OF STUDENTS IN SOCIAL NETWORKING SERVICE

The authors deal with the questions of popularization of patriotically directed activity among youth, with the expansion of a spectrum of forms and methods of the activity by means of Internet technologies in formation of patriotism of students of high schools. Some aspects of educational activity with use of web sites and pages in the social networks created by student's public organizations in the organizations of higher vocational training are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма студентов в социальных интернет-сетях»

УДК 378.18

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ

В СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕТЯХ

Г.А. Ляукина, Е.Г. Ефимов

Аннотация. Статья посвящена вопросам популяризации патриотически направленной деятельности среди молодежи, расширению спектра форм и методов данной деятельности путем использования современных Интернет-технологий в формировании патриотизма студентов вузов. Рассмотрены некоторые аспекты воспитательной деятельности с использованием веб-сайтов и страниц в социальных сетях, созданных студенческими общественными объединениями в организациях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: патриотизм студентов, социализация, внеучебная деятельность, социальные сети, паблик, репост.

FORMATION OF PATRIOTISM OF STUDENTS

IN SOCIAL NETWORKING SERVICE

G. Lyaukina, E. Efimov

Abstract. The authors deal with the questions of popularization of patriotically directed activity among youth, with the expansion of a spectrum of forms and methods of the activity by means of Internet technologies in formation of patriotism of students of high schools. Some aspects of educational activity with use of web sites and pages in the social networks created by student's public organizations in the organizations of higher vocational training are considered.

Keywords: patriotism of students, socialization, non-learning activity, social networks sites, publics, repost.

Развитие Интернета вызвало трансформацию общества на всех уровнях. Помимо изменения повседневных практик миллионов индивидов, развитие виртуальных способов взаимодействия вызвало переосмысление многих

онтологических принципов и категорий, в том числе и понятия патриотизма. Особую проблематику в исследовании патриотизма создает тот факт, что развитие Интернета в нашей стране пришлось на период создания новой общественной системы после распада СССР. Таким образом, вопрос о современных формах патриотизма студенческой молодежи оказывается неразрывно связан с развитием новых информационных технологий.

Среди различных новых форм коммуникации, которые появились в Интернете, сегодня на первый план выходят социальные сети. По данным опроса «Левада-центра» (N=1600) 19-22.06.2015 г. 55% опрошенных имеют аккаунты в социальных сетях [14]. Согласно опросу ВЦИОМ (март-июнь 2015г.) 60% пользователей Интернета положительно оценивают влияние социальных сетей на свою жизнь [12].

Педагоги России предлагают самые разные варианты применения социальных сетей в системе высшего образования, затрагивая как вопросы обучения, так и вопросы воспитания студентов, например, для организации обучения и контроля, для внедрения системы

дистанционного обучения в социальную сеть и

др. [5].

Рассматривая вопрос о степени изученности данной проблематики, нельзя не заметить отсутствие единого теоретико-

методологического и практического основания исследования проблемы формирования

патриотизма посредством использования новых информационных технологий в целом и социальных сетей в частности. Большинство работ по этой теме носят аксиологический характер, мало касаясь практических форм решения данного вопроса. Публикации по обозначенной тематике можно разделить на две группы: позитивно и негативно оценивающих влияние новых медиа на формирование патриотизма в нашей стране.

К первой группе можно отнести работы Е.Ю. Митрохиной, Л.Б. Шиповской, А.В.

Севостьяноваи других. Авторы отмечают, что социальные сети расширяют возможности межкультурного диалога внутри страны [9], позволяют эффективнее вести внеучебную воспитательную работу [15], искать информацию по различным вопросам, так или иначе способствующим развитию

патриотического чувства (например, исследовать генеалогию) [11].

Вторую группу работ составляют трудыМ.С. Лахтина, О.Р. Гильмиярова и других. В них авторы негативно оценивают потенциал

социальных сетей в деле воспитания патриотизма [10]. Они отмечают большую степень явных и латентных рисков, которые содержат в себе использование социальных сетей как на уровне пользователя (аддикция), так и государства (проблемы информационной безопасности) [3, 8].Добавим, что наиболее часто в качестве объекта исследования в данном случае выступает социальная сеть «ВКонтакте». Авторы отмечают негативную

коммуникативную среду [1, 8], стереотипность образа, связанную с рисками сети «ВКонтакте» [6, 2] и акцент аудитории на ценностях массовой культуры [13].

При оценке роли социально-сетевых технологий в формировании патриотизма необходимо учитывать два важных аспекта, которые практически не рассматриваются в вышеперечисленных работах. Во-первых, само понятие патриотизма может трактоваться достаточно широко, в результате чего может появляться множество форм его проявления в социальных сетях. Речь может идти о военном патриотизме, обсуждении национального вопроса и т.д. Во-вторых, важную роль при изучении данной темы должна иметь оценка потенциала самой социальной сети как технического объекта, обладающего

собственными характеристиками.

К настоящему моменту в российском Интернет-пространстве сложилась устойчивая система социальных Интернет-сетей, основу которой составляют ресурсы «ВКонтакте» и «Одноклассники». Среди западных сетей в России лидирует Facebook. Отдельно существует блогосфера как совокупность пользователей блогов, объединенных социальными

практиками.

Если говорить о студентах, то их основной коммуникативной базой выступает сеть «ВКонтакте». Сегодня ценность использования данного ресурса как фактора управления и организации студенческим сообществом становится очевидной для административных органов. Целевой аудиторией «ВКонтакте» являются молодые люди 18-30 лет, которые используют данный ресурс для неформального общения с целью развлечения, виртуального досуга. К сожалению, существующие исследования разнообразных форм патриотизма в социальной сети «ВКонтакте» подтверждают наличие негативного потенциала данного ресурса. На телевидении образ сети тесно связан с освещением махинаций во время ЕГЭ, самоубийств школьников, размещением видеоматериалов с провокационным

содержанием [4]. Помимо этого, данный ресурс

известен в связи со скандалами о нарушении авторских прав и размещении целого ряда запрещенных законодательством материалов.

При этом исследование данного ресурса ведется в основном с этических, а не с практических позиций, что делает необходимым выработку конкретных методик использования данного вида социальных медиа. Актуальность данного подхода обусловлена также тем, что социальная сеть «ВКонтакте», которая выступает как базовый информационный ресурс студенчества, является продуктом массовой культуры. Как показали исследования в данной сети,официальные ресурсы, которые

заинтересованы в производстве патриотического контента, значительно опережают по количеству сообщений патриотической тематики

неофициальные группы [8]. Анализ интересов молодежи в социальной сети показал, что на первом месте среди образцов для подражания находятся деятели масс-медиа, в то время как исторические персонажи, литературные герои и герои войны значительно им уступают [2].Существующие недостатки не отменяют того факта, что в условиях повсеместного распространения сетей их использование является не только необходимым, но часто оптимальным и единственно возможным средством распространения информации среди студентов.

В современных условиях нужна поддержка принципиально новых технологий воспитания, стимулирующих, прежде всего, самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Одной из важнейших таких форм внеучебного воспитания являются различные студенческие

общественные объединения (органы

студенческого самоуправления - студенческие профкомы, студсоветы, старостаты, союзы, ассоциации, а также научные общества, политические, спортивные, творческие и иные клубы), направленные как на организацию формальной (официальной) общественнополезной деятельности, так и на произвольное (неформальное) объединение молодежи по интересам. Социальная сеть «ВКонтакте» стала удобной средой для координации действий, размещения материалов и организации мероприятий.

На сегодняшний день становится очевидным влияние не только официальных групп в социальных сетях, но и неофициальных. Набирают популярность публичные страницы («паблик»), главная цель которых-информационная: как можно быстрее рассказать своим посетителям об интересном событии, поделиться новостями. Формат паблика удобен

тем, что в него может зайти любой желающий, тогда как группы могут быть закрыты. Среди множества подобных неофициальных

информационных виртуальных площадок, ориентированных на студенческую

аудиторию,на первом месте находится паблик «Подслушано». Соотношение подписчиков в обоих сообществах, различается в зависимости от ВУЗа. Казанский государственный

энергетический университет на 03.08.2015 имеет 5397 подписчиков своей официальной группы «КГЭУ-Официальная страница» (https://vk.com/ kgeu_official), в то время как «Подслушано в Энерго» (https://vk.com/podslushanoenergo)

состоит 4635 человек. Официальный ресурс

Волг! ТУ «ВКонтакте» (https://vk.com/vstudents) насчитывает 1086 человек, а «Подслушано. ВолгГТУ» (https://vk.com/podslyshano_vstu) 4601 человек. Анализ данных пабликов позволяет не только составить представление об особенностях развития патриотизма в среде социальных сетей, но и провести сравнительный анализ официальной и неофициальной точек зрения, а также выявить региональную специфику.

В качестве примера развития патриотизма в пространстве социальных сетей мы рассмотрели сообщения за май 2015 г. Целью анализа являлся подсчет упоминаний о событиях, связанных с празднованием Дня Победы. Результаты анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1. - Отражение празднования Дня Победы в университетских группах в социальных сетях.

ВолгГТУ -официальный сайт «Подслушано ВолгГТУ» КГЭУ-о фициальный сайт «Подслушано в Энерго»

Всего сообщений 15 2 21 0

Из них репосты 10 1 11 0

Необходимо отметить, что и в ВолгГТУ и в КГЭУ проводился целый комплекс мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, что отражено на официальных сайтах учебных заведений. Поэтому различия в частоте упоминаний в социальных сетях вызваны не объективными, а субъективными факторами. Безусловно, данный анализ освещает только одну из форм военного патриотизма, однако некоторые предварительныевыводы можно сделать. Во-первых, количество упоминаний о Дне Победы в официальных пабликах выше, чем в неофициальных. Во-вторых, в каждом из ресурсов последнего типа высокий уровень репостов (репост - это цитирование какого-либо сообщения в пределах данного ресурса, удобное и необходимое для более быстрого распространения той или иной информации внутри сети).В последнее время данная повторная публикация нашла свое отражение в социальных сетях, таких как ВКонтакте и Twitter.

По нашему мнению, патриотизм в студенческой среде может быть представлен на трех уровнях: страны, города и ВУЗа.

Празднование Дня Победы - масштабное патриотическое мероприятие государственного уровня, в большей степени инициируемое официальными структурами, а не вузовской общественностью. Этим объясняется большое количество репостов на официальных ресурсах, незначительное внимание к этому в неофициальных пабликах, где темы связаны с межличностными коммуникациями и учебным процессом.

В целом в качестве вывода следуетотметить, что социальные сети рекомендуется использовать как ресурс для развития патриотизма в студенческой среде. В то же время необходимо четко разделять непосредственные практические задачи развивающихся форм социальных сетей, которые лучше подходит к текущей формальной системе высшего образования, и более сложные долгосрочные проблемы реформы и реконструкции всей системы образования. С этой точки зрения необходимо тщательно рассмотреть и обсудить то, что представляет собой высшее образование, и то, во что онопревращается в цифровой 21 -й век.

Литература:

1. Алексеева А.А. "КРЫМ НАШ": конфликтные речевые тактики в социальной сети «ВКонтакте»//Политическая коммуникация:

перспективы развития научного направления // Материалы Международной научной конференции. -2014. - С. 6-9.

2. Довгий О.Л. Использование социальной сети «ВКонтакте» в учебном процессе // Новый филологический вестник. - 2014. - №1(28). - С. 132134.

3. Дорофей (О.Р. Гильмияров) Патриотическое воспитание молодежи как социальное служение русской православной церкви, на примере

белогорского свято-николаевского мужского монастыря [Электронный ресурс] // «Патриотизм XXI века: традиции и современность»: сборник

материалов межрегиональной научно-практической конференции. Режим доступа:

//gaupatriot.ru/wordpress/wp-

content/uploads/2015/01/Sbornik-materialov-konferentsii-Perm-2014.pdf

4. Ефимов Е.Г. Социальные группы в структуре социальных сетей (на примере «ВКонтакте») / Ефимов Е.Г. // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». - Вып. 16: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - № 5(132). - C. 63-67.

5. Завада Г.В., Ляукина Г.А. Возможности использования социальных сетей в высшем образовании// Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции.- Екатеринбург. - 2015. - С.241-244.

6. Лапин Д. Особенности распространения мультикультурной информации в российском Интернет-пространстве (на примере виртуальной социальной сети «ВКонтакте») // Общество и этнополитика: материалы Седьмой Международной научно-практической Интернет-конференции. -Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Сибирский институт управления, под научной редакцией Л. В. Савинова. - 2015. - С. 255-260.

7. Лахин М.С. Патриотизм - неотъемлемая часть воспитания патриотизма // «Строительство-2014»: Патриотизм XXI века: Формирование его на традициях прошлого и современного опыта: материалы Международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: Рост.гос. строит. ун-т, 2014. - С. 19-22.

8. Лепилкина О.И., Бобрышова А.С. Функции социальных сетей в условиях терактов (на материале

социальной сети «ВКонтакте») // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 1153-1154.

9. Митрохина Е.Ю. Интернет как средство воспитания патриотизма / Е.Ю.Митрохина // Безопасность Евразии. - 2004. - № 2. - С. 432-434.

10. Российский патриотизм: основы и

приоритетные направления развития: [сб. материалов] / Ассамблея народов России [и др.], под ред. Н. П. Комарова. - М.: Московский дом национальностей, 2014. - С. 56-58.

11. Севостьянов А.В. Историческая память

молодежи и современные информационные технологии / А.В.Севостьянов // Историческая память, патриотизм и проблема национальной идентичности молодежи в год Российской истории: сборник научных трудов Всероссийскоймолодежной конференции «Историческая память, патриотизм и проблема национальной идентичности молодежи в год Российской истории» / под ред. Н.В. Трубниковой; М.А. Штанько; Томский политехнический университет. Томск: Изд-во

Томского политехнического университета, 2012. - С. 63-65.

12. Соцсети - окно в мир или виртуальная

ловушка? Пресс-выпуск №2860. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115294.

13. Теряева О.А. Выбор идеала и предпочтения современной учащейся молодежью // Преподаватель XXI век. - №2. - Ч.1. - 2001. - С. 166-170.

14. «Убрать из друзей»: пресс-выпуск от

29.06.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/29-06-2015/ubrat-iz-druzei

15. Шиповская Л.Б.Воспитание

гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: монография. Астрахань: Издательский дом

«Астраханский университет», 2010. - С. 78.

Сведения об авторах:

Ефимов Евгений Геннадиевич (г. Волгоград, Россия), кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «История, культура и социология» ФГБОУ ВПОВолгоградский государственный технический университет.

Ляукина Гульнара Альбертовна (г. Казань, Россия), начальник Управления внеучебной и воспитательной работы, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», e-mail: lgulnara@gmail.com

Data about the authors:

E. Efimov (Volgograd, Russia), candidate of historical sciences, docent, associate professor at Department of History, culture and sociology, Volgograd State Technical University.

G. Lyaukina (Kazan, Russia), head of Department of Non-learning and Educational Work, Kazan State Power Engineering University, e-mail: lgulnara@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.