/58 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 4 (66) УДК 614.8:62-932.4
Современные воздушно-десантные технологии доставки специальной техники и материальных средств в спасательных операциях
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2020
С.Г. Мингалеев, Д.А. Глаголев, А.В. Янкавцев, И.В. Очкин, Д.В. Авраменко
Аннотация
Рассмотрена современная технология доставки воздушно-десантным способом специальных парашютных платформ (СПП) и материальных средств, оснащенных мобильными многоцелевыми роботами типа МРК-15, МРК-28, МРК-35, малогабаритной техникой повышенной проходимости, а также спасательными плотами, в районы ЧС, на акватории. Проведен сравнительный анализ временных показателей и ресурсов, затраченных на подготовку к десантированию мотовездеходов на П-7 и СПП.
Ключевые слова: многоцелевые парашютные платформы; аэромобильные группировки; авиационные спасательные комплексы; роботы; управляемые парашютные системы; малогабаритная техника повышенной проходимости; спасательные операции на акваториях; Арктическая зона.
Modern Airborne Technologies for the Delivery of Special Equipment and Materiel in Rescue Operations
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2020
S. Mingaleev, D. Glagolev, A. Yankavtsev, I. Ochkin, D. Avramenko
Abstract
The article considers the modern technology of airborne delivery of special parachute platforms and material assets equipped with mobile multi-purpose robots such as MRK-15, MRK-28, MRK-35, small-sized all-terrain vehicles, as well as life rafts to emergency areas and water areas. Comparative analysis of time indicators and resources spent on preparing for the landing of all-terrain vehicles on the P-7 and SPP.
Key words: multi-purpose parachute platforms; airmobile groups; aviation rescue complexes; robots; controlled parachute systems; small-sized vehicles of increased cross-country capability; rescue operations in water areas; Arctic zone.
29.10.2020
Одним из главных показателей эффективности спасательной операции является сокращение временных показателей на спасение пострадавших и ликвидацию ЧС. Для этого необходимо создание мобильных группировок спасателей, оснащенных высокотехнологическим оборудованием, современной техникой и снаряжением, с использованием высокоэффективных воздушно-десантных технологий, а также уровня подготовки спасателей и руководителей поисково-спасательных формирований (ПСФ).
В июне 2019 года в парке «Патриот», на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019», ООО «Пром Композит» совместно с ООО «СКТБ ПР», МЧС России, ЗАО «Руспарашют» и Рязанским гвардейским высшим воздушно-десантным командным училищем им. генерала В. Ф. Маргелова МО РФ были представлены новые воздушно-десантные технологии: авиационно-спасательный робототехнический комплекс на базе самолета Ил-76;
парашютная платформа для мобильного робота МРК-15 с управляемой парашютной системой;
специальная парашютная платформа (СПП) для мобильных многоцелевых роботов типа МРК-28, МРК-35, а также для малогабаритной техники повышенной
проходимости (квадроциклы, снегоходы, мотобуксировщики, транспортеры, гидроциклы, спасательные плоты и др.).
На данный момент аналогов таким технологиям в Российской Федерации нет (рис. 1).
В марте 2020 г. инженерно-производственными компаниями ООО «СКТБ ПР», ООО «Пром Композит», ООО «НПЦ СПАСОП ГА» совместно с Рязанским гвардейским высшим воздушно-десантным командным училищем были подготовлены к выброске зашвартованные на СПП квадроцикл и мобильный робот МРК-60 (рис. 2). Выброска планировалась из самолета Ил-76 Авиационно-спасательной компании МЧС России при участии Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России на площадке приземления аэродрома Московского авиационного института (МАИ, аэродром «Алферьево»). Однако из-за сложных метеоусловий в марте 2020 года десантирование не проводилось.
В августе 2020 года на базе АО «Авиакомпания Сев-Авиа» было создано и испытано на Ан-26 рольганговое оборудование для универсальных платформ, предназначенное для крепления и направленного перемещения платформ в грузовой кабине самолета (рис. 3).
а) б)
Рис. 1. На Всероссийском форуме «Армия-2019»: а) зашвартованный на СПП квадроцикл; б) МРК-15 на платформе после
«приземления» с открытыми откидными панелями
Рис. 2. Квадроцикл и мобильный робот МРК-60, зашвартованные на СПП и загруженные в Ил-76 МЧС России
Рис. 3. Рольганговое оборудование для универсальных платформ
10 августа 2020 г. впервые осуществлена выброска квадроцикла на универсальной платформе (рис. 4) инженерно-производственной компании ООО «Пром Композит» с Ан-26, а 28 октября 2020 г. выброска квадроцикла осуществлена с Ил-76 (рис. 5).
Опыт использования СПП с оснащением грузовых кабин летательных аппаратов (ЛА) Ил-76, Ан-26, Ан-72, Ми-26, Ми-8 с напольным рольганговым оборудованием позволит десантировать в ходе различных спасательных операций, в том числе в труднодоступной местности, на акваториях, следующие спасательные комплексы:
аэромобильный поисково-спасательный комплекс; аэромобильную медицинскую группу (госпиталь); десантируемый комплекс спасательных плавсредств (плотов и лодок);
комплекс по ликвидации разливов нефтепродуктов на водных акваториях;
пожарно-технический комплекс спасения; десантируемый робототехнический комплекс РТК, подводных роботов [1];
запас материально-технических средств (топливо, медицинские препараты, материалы и оборудование,
продукты питания и средства обеспечения выживания).
С целью сравнения современных технологий и экономической эффективности доставки воздушным способом робототехнических комплексов и малогабаритной специальной техники повышенной проходимости в разных климатических условиях проведем сравнительный анализ временных показателей и ресурсов, затраченных на подготовку к десантированию малогабаритной техники повышенной проходимости на примере 10 мотовездеходов или робототехнических комплексов. К ресурсам относятся: самолет Ил-76, средства десантирования П-7 и СПП, а также техника для их перевозки и разгрузки (КамАЗ-53501, прицеп ПН-2, автокран КС 45719-7М на шасси КамАЗ-43118). Для наглядного представления сведем данные по затраченным ресурсам, которые необходимы для десантирования 10 мотовездеходов или робототехнических комплексов, в табл. 1.
Исходя из данных, которые указаны в таблице, составим формульное выражение для расчета эффективности £ по затрачиванию ресурсов на десантирование 10 мотовездеходов на СПП:
Таблица 1
Затраченные ресурсы
№ Наименование Вмещаемое Ил-76МД КамАЗ-53501 Количество Прицеп Кран для Кол-во самоле-
п/п изделия кол-во платформ для для перевоз- квадроциклов ПН-2 разгрузки тов для десанти-
мотовездеходов ки на парашютной КС-45719-7М рования 10 ед.
платформе мотовездеходов
1 П-7 4 3 1 3 1 3
2 СПП 10 1 1 1 - 1
Рис. 4. Десантирование квадроцикла на СПП с Ан-26
Рис. 5. Десантирование квадроцикла на СПП с Ил-76
Р
^ _ 1 П-1
Т = t + t
р ш
+1.
(2)
П-7
Vn
(1)
где:
где:
РП7 — количество самолетов, необходимое для десантирования мотовездеходов на П-7;
РСПП — количество самолетов, необходимое для десантирования мотовездеходов на СПП;
Vобщ — общее количество мотовездеходов, предназначенных для десантирования;
УП 7 — количество мотовездеходов на П-7, вмещаемых в Ил-76МД;
УСПП — количество мотовездеходов на СПП, вмещаемых в Ил-76МД.
Произведя расчет выражения (1) и проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что только для доставки, транспортировки, погрузки на аэродроме средств десантирования П-7 требуется в 2,5 раза больше дополнительной техники, нежели для СПП. При этом главная составляющая операции десантирования — это самолеты Ил-76, а этих бортов потребуется в 3 раза больше. Таким образом, только в соотношении ресурсов, необходимых для десантирования 10 мотовездеходов, сделать это с помощью СПП более чем в 3 раза выгоднее, чем используя парашютную платформу П-7.
Рассмотрим подробнее временные показатели проводимой аналитической оценки. С этой целью обратимся к следующему формульному выражению:
Т — общее время, затраченное на подготовку мотовездеходов к десантированию, ч;
tр — время разгрузки парашютных платформ, ч;
1ш—время швартовки квадроциклов на парашютной платформе, ч;
— время погрузки подготовленной техники в самолет Ил-76МД, ч.
Для определения расчетов по (2) необходимы искомые данные величин t, t , t, которые мы возьмем из
р ш7 п7 А
«Методических рекомендаций по проверке воздушно-десантной подготовки в ходе контрольных проверок» [4]. Получим следующие данные: для П-7: = 1, 1ш = 4, t = 1,5; для СПП: t = 0,67, t = 1, t = 1. Воспользовав-
п 7 р 7 7 ш 7 п
шись формулой (2) получим следующий результат ТП-7 = 6,5 ч, ТСПП = 2,67 ч, что доказывает эффективность применения СПП по временным показателям, которая превосходит П-7 более чем в 2,4 раза.
Аэромобильно-спасательный и медицинский комплексы могут применяться, не только при федеральных и трансграничных ЧС с большим количеством пострадавших (рис. 6 и 7), но и при наводнениях, землетрясениях, а также при поисково-спасательных операциях в труднодоступной местности, особенно в Арктической зоне.
Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено уже через 50 минут после приземления и расшвартовки госпиталя, а полномасштабная деятельность госпиталя по приему пострадавших осуществляется через 3 часа.
»7
Рис. 6. Аэромобильный поисково-спасательный комплекс
Рис. 7. Аэромобильная медицинская группа (госпиталь)
Десантируемый комплекс спасательных плавательных средств (ДКСП) позволяет десантировать связки плотов типа ПСН-6, ПСН-8 и ПСН-10 по 3^5 шт. и лодки «Стриж» с автоматическим газонаполнением (рис. 8). Плоты приводняются в наполненном состоянии, скрепленные друг с другом фалами длиной по 60 м. На фалах имеются поплавки, позволяющие добраться терпящим бедствие до ближайшего к ним плота. Впервые ДКСП был показан в 2000 году в г. Таганроге на учениях МЧС России. Было сброшено 5 платформ по 3^4 плота на каждой. При этом было сброшено 19 плотов на 190 человек:
масса груза на одной платформе — 750 кг; высота десантирования — 150-500 м; скорость приводнения — 10-12 м/с; скорость полета самолета при десантировании — 280-320 км/ч;
длина связки плотов — 120-240 м. Всего в самолете Ил-76 может разместиться 26 платформ, т.е. максимально 130 плотов типа ПСН-10, что соответствует количеству посадочных мест на 1300 пострадавших.
Комплекс по ликвидации разливов нефтепродуктов на водных акваториях, в состав которого входят: система десантирования боновых заграждений в контейнерах;
система десантирования спасательных катеров; система десантирования спасательных плотов; система десантирования сорбентов [2]. Десантируемый робототехнический комплекс (РТК). В настоящее время роботы находят все более
широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. Применение групп мобильных автономных роботов позволяет расширить функциональные возможности и повысить эффективность применения таких роботов. Применение робототехнических средств позволяет минимизировать риск для людей, проводящих аварийно-спасательные работы на опасном производственном объекте (ОПО).
Робототехническое оборудование используется при проведении аварийно-спасательных работ, в ходе боевых действий и антитеррористических операций, разведки, охраны, разминирования и пр., обеспечивая высокую эффективность проводимых работ и максимальную безопасность здоровью и жизни человека [3]. В состав комплексов РТК в зависимости от решаемых задач могут входить:
платформы с мобильными робототехническими комплексами типа МРК;
платформы с ретрансляторами связи; зарядные платформы с аккумуляторными батареями и генераторами;
платформы со сменным инструментом; платформы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые работают совместно с МРК;
платформы с легкой вездеходной техникой типа «квадроцикл» или др.;
платформа со стационарным пунктом управления; платформа со стационарным пунктом дегазации и дезактивации.
На рис. 9 представлен вариант размещения СПП и расчета десантников-спасателей в два «потока» в грузовой кабине самолета Ил-76.
Рис. 8. Десантирование связки плотов типа ПСН-10 и лодки «Стриж» с газонаполнением
Расчеты доказывают, что применение СПП для доставки мобильных многоцелевых роботов типа МРК-15, МРК-28, МРК-35 и МРК-60, малогабаритной техники повышенной проходимости типа «мотовездеход», а также спасательных плотов и лодок эффективнее по количеству затраченных ресурсов в 3 раза и по временным показателям более чем в 2,4 раза, нежели с применением парашютных платформ П-7 и других спасательных мобильных средств.
Запасы материально-технических средств для спасательных операций. Для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в труднодоступных местах и местах большой удаленности (например, при авиационных авариях и катастрофах на кросс-полярных воздушных трассах) решающее значение имеет возможность быстрой доставки больших объемов необходимых материально-технических ресурсов, например таких, как:
средства выживания (палатки, печки, продукты питания) как для терпящих бедствие, так и для спасателей, работающих на месте проведения работ;
авиационное топливо для обеспечения работы вертолетов с целью организации транспортно-связных и эвакуационных полетов;
разнообразная техника, материалы и оборудование, необходимые для проведения работ на месте происшествия.
Проведем сравнительный анализ эффективности доставки материально-технических средств на платформах П-7 и СПП на примере доставки авиационного топлива в бочках. Для расчета примем нижеследующие
параметры: К = 200 л, О = 16 кг, V _ = 180 л
1 1 бочки ^ бочки ^ топлива в бочке
(с учетом правил перевозок жидких грузов авиационным транспортом); О = 144 кг (с учетом
А А '7 топлива в бочке у ^
плотности авиационного керосина, равной 0,8). Итого: О = 160 кг [4].
полет.вес бочки с топливом J
Результаты сведены в табл. 2 [4].
В табл. 2 приведены расчеты по максимально возможной загрузке самолета Ил-76 (если плечо полета относительно небольшое и количество топлива в баках самолета позволит выполнить полет на десантирование данного количества топлива в бочках) и номинальной загрузке.
Из табл. 2 мы видим, что эффективность десантирования бочек с топливом на СПП в 1,3 раза выше, чем на парашютных платформах П-7.
Эффективность применения СПП и П-7 также можно сравнить и по другим параметрам. Например, вес платформы П-7 с парашютной системой МКС-5-128Р составляет 1800 кг, а вес СПП с парашютной системой составляет 70 кг. Таким образом, соотношение веса десантируемого груза (бочки с топливом) к весу десантной техники составляет:
для П-7 — 6400 кг / 1800 кг = 3,56;
для СПП — 1280 кг / 70кг = 18,23 — для максимальной загрузки;
960 кг / 70 кг = 13,71 — для номинальной загрузки.
Кроме того, несоизмеримы трудозатраты на укладку и подготовку к десантированию платформ П-7 с парашютной системой МКС-5-128Р и СПП с парашютной системой, а также стоимость этих средств десантирования.
Сравнительные характеристики объема десантируемого топлива
Таблица 2
Тип платформы Кол-во платформ в самолете (макс/ном) Кол-во бочек на платформе (макс/ном) Кол-во бочек для сброса (макс/ном) Кол-во доставляемого топлива, л (макс/ном)
П-7 4/3 40 160/120 28800/21600
СПП 26/26 8/6 208/156 37440/28080
Рис. 10. Десантирование топлива и средств выживания в район высокоширотной полярной станции «БАРНЕО»
из самолета Ил-76
Литература
1. Мингалеев С. Г. Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в арктическом регионе // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 4 (54). С. 18-27.
2. Мингалеев С. Г. Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности: М-лы кругл. стола (брифинга) «Средства десантирования личного состава и ВВТ
Вооруженных Сил Российской Федерации. Возможности совершенствования» // Международный военно-технический форум «Армия-2017».
3. Овчинников В. В., Мингалеев С. Г., Жесткова С. Г. Перспективы развития робототехнических комплексов для решения задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2018. № 6 (56).
4. Методические рекомендации по проверке воздушно-десантной подготовки в ходе контрольных проверок. М.: Воениздат, 2016. 28 с.
Сведения об авторах
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, действительный государственный Советник РФ III класса, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Глаголев Дмитрий Анатольевич: ООО «Научно-практический центр Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации», ген. директор. 105082, Москва, ул. Бакунинская, 69. e-mail: [email protected]
Янкавцев Александр Васильевич: Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова, адъюнкт. 390035, Рязань, ул. Военных автомобилистов, 12. е-mail: [email protected]
Очкин Игорь Васильевич: Система сертификации аварийно-спасательных средств (СС АСС, средства десантирования) МЧС России, эксперт. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Авраменко Денис Владимирович: Рязанский государственный радиотехнический университет, аспирант. 390013, Рязань, Михайловское шоссе, 75. e-mail: [email protected]
Information about the authors
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, Full State Counselor of the Russian Federation, III class, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Glagolev Dmitry A.: LLC «Scientific and Practical Center of the Search and Rescue Service for Civil Aviation Flights», General Director.
69 , Bakuninskaya st., Moscow, 105082, Russia. e-mail: [email protected]
Yankavtsev Alexander V.: Ryazan Guards Higher Airborne Order of the Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V.F. Margelov, Adjunct. 12, Military Motorists st., Ryazan, 390035, Russia. e-mail: [email protected]
Ochkin Igor V.: System Certification Emergency and Rescue Means (means of landing) of Russian Emergency Situations Ministry, Expert.
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Avramenko Denis V.: Ryazan State Radio Engineering University, Postgraduate Student. 75, Mikhailovskoe highway, Ryazan, 390013, Russia. e-mail: [email protected]