Безопасность в чрезвычайных ситуациях
УДК 623.437
«Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 2 (64)
/43
Методика десантирования парашютно-грузовых систем ПГС-1000
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2020
С.Г. Мингалеев, А.В. Янкавцев, Г.Н. Винник, С.Ю. Прокофьев
Аннотация
Проведены исследования по установке специального напольного оборудования для десантирования пара-шютно-грузовых систем (ПГС-1000) на самолете Ил-76 МД. Разработанная методика обеспечивает размещение и транспортировку грузов, их безопасное парашютное десантирование с применением ПГС-1000 в режиме набора высоты.
Ключевые слова: парашютно-грузовая система; специальное напольное оборудование; рольганговое оборудование; десантирование снабженческих грузов; мотовездеход.
Landing Method of PGS-1000 Parachute Cargo Systems
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2020
S. Mingaleev, A. Yankavtsev, G. Vinnik, S. Prokofiev
Abstract
Research has been carried out on the installation of special floor equipment for the landing of parachute cargo systems (PGS-1000) on the IL-76 MD aircraft. The developed method provides placement and transportation of cargo, and their safe parachute landing with the use of the PGS-1000 on the climb mode.
Key words: parachute-cargo systems; special floor equipment; roller equipment; landing of supply cargo; all-terrain vehicles.
07.04.2020
Введение
Парашютное десантирование грузов и мотовездеходов — это процесс, начинающийся загрузкой самолета и заканчивающийся доставкой грузов в заданный район суши или водной поверхности без посадки самолета, при помощи парашютной системы. Возможность парашютного десантирования различных грузов определяется в первую очередь способностью самолета транспортировать груз и сбрасывать его в полете, а также наличием парашютной системы, которая обеспечила бы ему небольшую скорость приземления [1, с. 9].
В Министерстве обороны и МЧС России основной методикой доставки различных грузов воздушным способом является десантирование, которое осуществляется на парашютных платформах П-7 [2, с. 76]. Она не всегда рентабельна в силу высоких экономических затрат, особенно при применении П-7 в районах чрезвычайных ситуаций, боевых действий для снабжения гуманитарной помощью или боеприпасами. Поэтому использование методики десантирования, которая будет на порядок ниже стоимости П-7, становится актуальной [3, с. 40].
Целью данной работы являлась разработка методики десантирования техники (мотовездеходов) и гуманитарных грузов, установленных одиночно на парашютно-грузовой системе (ПГС-1000 — до 26 комплектов).
Постановка задачи
Разрабатываемая методика десантирования техники малой механизации (мотовездеходов) включает в себя грузовое оборудование с роликовыми дорожками для установки платформ с грузами и тросовой системы принудительного раскрытия вытяжных парашютов для введения в действие парашютных систем. Данное оборудование монтируется на пол грузовой кабины и рампы, а тросовая система — на рельсы электротельферов [4, с. 91].
Оборудование и методика сброса платформ
В грузовой кабине самолета размещается до 26 парашютно-грузовых систем на двух, образуемых грузовым оборудованием, параллельных роликовых дорожках (по 13 парашютных платформ на каждой дорожке).
Для обеспечения возможности десантирования парашютно-грузовых систем с самолета Ил-76 МД с указанным грузовым оборудованием, нижние основания платформ должны быть доработаны путем установки дополнительных накладок, изготовленных из фанеры толщиной 12 мм и обеспечивающих удержание платформ в боковых направляющих напольного оборудования. Парашютно-грузовая система закрепляется на установочных местах роликовых дорожек с помощью специальных замков, являющихся элементами напольного оборудования. На рис. 1 показано данное основание во время
десантирования, которое проходило во время проведения учений МЧС России. На рисунке виден след от рольгангового оборудования, который отмечен стрелками.
Рис. 1. Десантирование ПГС-1000
Подготовка и снаряжение парашютно-грузовых систем производятся в соответствии с инструкцией по эксплуатации [6, с. 36] наземным техническим персоналом и специалистами по обслуживанию парашютно-грузовых систем.
Для обеспечения десантирования мотовездеходов и грузов на парашютно-грузовых системах в состав экипажа самолета включаются: старший бортопера-тор (руководитель работ по десантированию) и два оператора с целью обеспечения безопасности полета, дополнительно включается от двух до четырех специалистов по обслуживанию парашютно-грузовых систем, допущенных к выполнению полетов на десантирование [7, с. 117].
Парашютно-грузовые системы могут десантироваться одиночно и сериями при количестве в серии от 2 до 26 систем. На рис. 2 представлена загруженная в самолет ИЛ-76 МД парашютно-грузовая система с бочками и дизельным топливом на специальном напольном оборудовании.
Рис. 2. ПГС-1000 на специальном напольном оборудовании
Сброс платформ при десантировании из самолета через грузовой люк производится в режиме набора высоты под действием горизонтальной составляющей силы тяжести парашютно-грузовых систем [8, с. 51].
Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 2 (64)
Парашютно-грузовые системы приходят в движение после открытия замков передних платформ, фиксирующих их на полу грузовой кабины. Управление замками передних платформ осуществляется бортовыми операторами вручную, с помощью присоединенных к ним фалов. Замки последующих платформ (удерживающие серию платформ) при открытом грузовом люке открываются шнурами, связывающими их последовательно между собой.
Для обеспечения безопасности при десантировании парашютно-грузовых систем бортоператоры и специалисты по обслуживанию должны работать с надетыми на них парашютами. Открытие замков осуществляется бортоператором по команде штурмана [9, с. 165]. На рис. 3 представлены загруженные парашютные платформы с грузом и техникой малой механизации на одной роликовой дорожке, смонтированной в грузовом отсеке самолета ИЛ-76 МД. Десантирование данных систем осуществляется с помощью различных куполов, таких как: С-4у, С-5к, СПГ-68, обеспечивающих скорость снижения груза — порядка 4-8 м/с.
Рис. 3. ПГС-1000, загруженные в Ил-76 МД
Большую перспективу имеет десантирование грузов и техники на управляемых парашютных системах, практически опробованное специалистами ЦАМО «Центроспас» при десантировании на Северном полюсе в 1995 году, которое позволило десантировать груз с точностью Я до 50 метров.
Аналитическая часть
При рассмотрении прочностных характеристик вышеперечисленных куполов, действующих при десантировании ПГС-1000, можно определить такие параметры как: максимальное сопротивление парашюта
Р , лобовое сопротивление купола С , а также скорость
шах 1 ¿л 1
снижения системы «груз-парашют» V . Перечисленные величины выражаются следующей формулой:
ртах =Ри^ 5 ,
где:
р.. — массовая плотность воздуха на высоте наполнения парашюта, кгс2/м4;
V — заданная скорость снижения системы «груз-парашют», м/с;
X — коэффициент лобового сопротивления парашюта;
—площадь парашюта, м2.
Используя эту формулу, можно определить параметр Сл:
где V рассчитывается, как:
V =
2М
\Р5
где М — масса системы «груз-парашют».
Анализ данных представлен в виде гистограммы, показанной на рис. 4.
Рис. 4. Прочностные характеристики парашютов
Выводы
В результате проведенных исследований разработана методика одиночного и группового десантирования мотовездеходов и различных грузов воздушным способом с применением парашютно-грузовых систем.
Произведенные расчеты параметров Ршах, £л, vс для парашютов С-5к, С-4у и СПГ-68 показали, что в первых двух случаях характеристики практически равны. Для СПГ-68 они значительно отличаются, что показывает целесообразность использования данной парашютной системы для десантирования следующей техники: квадроциклов, снегоходов и даже роботов весом до 1000 кг, а также шлюпок спасательных надувных типа «Стриж» и спасательных плотов ПСН-6 (рис. 5), так
Рис. 5. Приводнение шлюпки к плоту ПСН-6
как СПГ-68 обеспечивает более низкую скорость снижения системы «груз-парашют», а также меньшую динамическую нагрузку на технику.
Необходимо отметить, что сброс парашютной платформы из самолета осуществляется гравитационным способом, в режиме набора высоты с приращением угла тангажа 4-5°. Время выхода ПГС-1000 от команды «Сброс» до схода с рампы последней платформы составляет 8-14 с. Временные показатели выхода грузов (от страгивания 1-го до схода последнего) зависят от количества платформ и потоков. Наклон корпуса самолета в режиме набора высоты позволяет осуществлять сброс груза под действием силы тяжести по роликовым направляющим напольного оборудования. При этом дистанция приземления платформ составляет:
300-330 м — при сбросе серии 8-10 грузов в два потока;
700-800 м — при сбросе серии 26 парашютно-грузовых систем в два потока;
700-800 м — при сбросе серии 13 парашютно-грузовых систем в один поток.
Загрузка платформ в самолет с помощью электротельферов и расстановка их в грузовом отсеке на роликовом оборудовании позволяет нарастить время подготовки к десантированию в 2 раза и занимает не более 2 часов.
Литература
1. Арабин М.В., Герасименко И.А., Комов И.А. Воздушно-десантная подготовка. Ч. II. Парашютно-десантные средства, их подготовка и десантирование боевой техники (грузов): Учеб.-метод. пособ. М.: Воениздат,1985. С. 9.
2. Лялин В.В., Морозов В. И., Пономарев А. Т. Парашютные системы. Проблемы и методы их решения — М.: Физматлит, 2009. 576 с.
3. Мингалеев С. Г., Янкавцев А. В., Очкин И. В., Пузевич Н.Л. Доставка гуманитарных грузов и специальной техники в труднодоступные районы // Технологии гражданской безопасности. 2019. № 4. С. 38-41.
4. Бледных В. В. Парашютно-грузовая система ПГС-500 серии 2, материальная часть и подготовка к десантированию: Учеб. пособ. Новосибирск: НВВКУ (ВИ), 2005. 129 с.
5. Пронина Е. В. Экономика ГА: пособие по выполнению контрольного домашнего задания «Определение себестоимости рейсов авиакомпании»: Учеб.-метод, пособие. М.: МГТУ ГА, 2014. 44 с.
6. Летная инструкция Ил-76 М (МД), поправка № 15 «Доставка снабженческих грузов методом парашютного и беспарашютного десантирования систем типа ПГС-1000Р и БПГС». М.: Передовые технологии и сервис, 2016. 41 с.
7. Фельдман В. Ю. Аварийно-спасательное оборудование воздушных судов: применение в аварийных ситуациях: Учеб. по-соб. М.: Транспорт, 2001. 195 с.
8. Таликов Н. Д. Ил-76: десантирование личного состава, военной техники и грузов // Техника и вооружение. 2009. № 7 (10). С. 51-59.
9. Опаричев О. Л. Иллюстрированное учебное пособие по подготовке воинских грузов к десантированию на ПГС-500 и в парашютно-десантной таре. Кафедра ВДП РВВДКУ, 1983. 265 с.
Сведения об авторах
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Янкавцев Александр Васильевич: адъюнкт, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова. 390035, Рязань, ул. Военных автомобилистов, 12. е-mail: [email protected]
Винник Геннадий Николаевич: к. т. н., доц., Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова, зам. нач. каф., подполковник.
390035, Рязань, ул. Военных автомобилистов, 12. е-mail: [email protected].
Прокофьев Сергей Юрьевич: АО «НПП Радар ММС», ру-ковод. информ.-аналит. группы. 197375, Санкт-Петербург, ул. Новосельковская, 37. e-mail: [email protected].
Information about the authors
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Yankavtsev Alexander V.: adjunct, Ryazan Guards Higher Airborne Order of the Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V.F. Margelov. 12 st. Military motorists, Ryazan, 390035, Russia. e-mail: [email protected]
Vinnik Gennady N.: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Ryazan Guards Higher Airborne Order of the Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V.F. Margelov, Deputy Head of the Department, Lieutenant Colonel.
12 st. Military motorists, Ryazan, 390035, Russia. e-mail: [email protected].
Prokofiev Sergey Y.: JSC "NPP Radar MMS", Head of the Information and Analytical Group. 37 Novoselkovskaya, St. Petersburg, 197375, Russia. e-mail: [email protected]