/60 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 2 (60) УДК 614.8; 62-932.4
Робототехнические комплексы в аэромобильных группировках МЧС России
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2019
А.Ф. Батанов, С.Г. Мингалеев, И.В. Очкин
Аннотация
Даны история и типы авиационно-спасательных комплексов. Охарактеризованы аэромобильные группировки МЧС России. Показано применение воздушно-десантных технологий для доставки робототехнических комплексов на объекты ЧС и технологии применения роботов после десантирования.
Ключевые слова: аэромобильные группировки; авиационные спасательные комплексы; роботы; управляемые парашютные системы.
Robotic Systems in EMERCOM of Russia Airmobile Groups
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2019
А. Batanov, S. Mingaleev, I. Ochkin
Abstract
The history and types of air rescue systems and the airmobile groups of EMERCOM of Russia are described. The air delivery of robotic systems to emergency areas and their use after landing is described.
Key words: airmobile groups; air rescue systems; robots; controlled parachute systems.
Статья поступила в редакцию 13.03.2019.
1. Аэромобильные средства МЧС России
Аэромобильные группировки (далее — АМГ) в МЧС России создаются в соответствии с поручением Совета Безопасности Российской Федерации от 5 июля 2013 г. и решениями коллегии МЧС России от 19 февраля 2014 г. № 1/11 и от 5 декабря 2014 г. № 15/У для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) и пожаров.
Под «АМГ» понимаются нештатные формирования в соответствии с утвержденной численностью, состоящие из личного состава подразделений МЧС России, доставляемые в район ЧС воздушным и иными видами транспорта для решения поставленных задач.
История развития авиации, воздушно-десантных и авиационно-спасательных технологий, а также создания АМГ в МЧС России активно началась с создания Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда (Отряд «Центроспас»). Это — работа по программе «Глобальный радиус», а также десантирование аэромобильного госпиталя и спасательной техники на учениях НАТО по программе «Партнерство ради мира» в 1997 г. и 2000 г. (Исландия). Тогда, основной грузовой парашютно-десантной техникой являлись парашютные платформы П-7 и многокупольные парашютные системы МКС-760Ф, МКС-5-128Р, МКС-350-9.
В 2006 г. выброска аэромобильного госпиталя, грузов осуществлялась уже по новым технологиям с использованием парашютно-грузовых систем ПГС-1000 и ПГС-500А из самолета Ил-76. Использовался и комбинированный способ доставки госпиталя, где после парашютного десантирования госпиталь перебазировался на вертолетах Ми-26 и Ми-8 в Московской области (г Раменское) перед экспертами 82 воздушно-десантной дивизии и 101 десантно-штурмовой дивизии США.
АМГ спасателей, численностью более тысячи человек, доставлялись в г. Нефтегорск (1995 г), в Чеченскую Республику (1995-2000 гг.), в г. Ленск (2001 г.), в Южную Осетию (2008 г.), в район Саяно-Шушенской ГЭС (2009 г.) и в районы других спасательных операций. Отряд «Центроспас» и 294 СЦООР «Лидер» в составе АМГ десятки раз вылетали во многие страны мира, в том числе в Колумбию (1999 г.), Гаити (2010 г.), Чили (2010 г.).
Начиная с 1992 г., в Отряде «Центроспас» проводились испытания планирующей роботизированной управляемой парашютно-грузовой системы УПГС-500, предназначенной для точной доставки грузов в труднодоступные районы.
В конце апреля 1995 г. МЧС России и экспедиционный центр «Арктика» провели совместные учения по отработке действий спасателей в арктических условиях на Северном полюсе. Практически осуществили выброску и доставку груза в круг диаметром 30 метров роботизированной парашютно-грузовой системой УПГС-500. В тренировках участвовали сотрудники Отряда «Центроспас» и 294 СЦООР «Лидер». Во время учений одна из групп играла роль терпящих бедствие, а оказание помощи было возложено на воздушный
десант. При температуре воздуха -30 оС, ветре у земли 14 м/с и плохой видимости все участники учений со своей задачей справились успешно [1].
В целях авиационного обеспечения аварийно-спасательных, специальных авиационных работ и воздушных перевозок, в том числе АМГ, во всех региональных центрах МЧС России созданы соответствующие авиационно-спасательные центры (далее — АСЦ). Кроме того, авиационное обеспечение МЧС России наряду с АСЦ осуществляется Авиационно-спасательной компанией МЧС России (АСК).
Анализ ЧС, учений и расчетов показал: в условиях географических, социально-экономических и инфраструктурных особенностей различных регионов страны, а также при реагировании на различные виды природных, техногенных и социальных ЧС применение авиационно-спасательных технологий и десантных подразделений позволит сократить время ввода сил в зону ЧС на 1 ч 30 мин на каждые 100 км расстояния (или в 4 раза), что является наиболее эффективным периодом для проведения разведки, локализации последствий аварий (пожаров), эвакуации пострадавших и проведения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) до прибытия основных сил.
2. Аэромобильные спасательные комплексы на базе самолетов ИЛ-76
Аэромобильные спасательные комплексы (далее — АСК) входят в состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и способны проводить спасательные операции и гуманитарные акции в различных климато-географических условиях, в любое время года и суток.
Основу АСК составляет один или несколько транспортных самолетов типа ИЛ-76, которые выполняют в основном задачи по доставке составляющих комплексов и в то же время могут решать такие самостоятельные задачи, как: тушение очагов пожара, поиск и обнаружение потерпевших, эвакуация пострадавших из зоны ЧС.
Типы АСК, применяемые в МЧС России: аэромобильный поисково-спасательный комплекс; аэромобильный госпиталь; комплекс авиационной разведки; десантируемый комплекс спасательных плавсредств; пожарно-технический комплекс спасения. С созданием группировки робототехнических комплексов РСЧС также необходимо и актуально создавать авиационные робототехнические комплексы спасения, включая десантируемый робототехнический комплекс спасения, в состав которого должны включаться: беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для разведки; роботы-разведчики; роботы разграждения; роботы для проведения аварийно-спасательных работ, а также водолазные роботы для проведения подводных работ. Только объединив усилия всех федеральных исполнительных органов и субъектов в вопросах дорогостоящих высоких технологий, Россия
сможет эффективно ликвидировать возникающие ЧС и спасать людей.
2.1. Комплекс авиационной разведки
На рис. 1 представлен комплекс авиационной разведки. Спасательные вертолеты легкого класса типа Б0-105 (БК-117) обеспечивают поисковые, при необходимости — аварийно-спасательные мероприятия, а также выполняют мониторинг места ЧС. Вместо вертолетов могут использоваться БПЛА самолетного и вертолетного типов.
Рис. 1. Комплекс авиационной разведки
2.2. Аэромобильный поисково-спасательный комплекс
Является основным и хорошо зарекомендовавшим себя при работах на региональных, федеральных, трансграничных ЧС, а также при проведении международных спасательных акций и гуманитарных миссий, способен выполнять задачи по предназначению автономно сроком до 2 недель (рис. 2).
Рис. 2. Аэромобильный поисково-спасательный комплекс
2.3. Аэромобильный госпиталь
Данный вариант АСК применяется в основном при федеральных и трансграничных ЧС с большим количеством пострадавших. Это, как правило, результаты стихийных бедствий: наводнений, землетрясений, а также последствий международных конфликтов.
Госпиталь может десантироваться на парашютных платформах П-7 и парашютно-грузовых системах ПГС-1000. Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено через 50 минут после приземления и расшвартовки госпиталя, а полномосштабная деятельность госпиталя по приему пострадавших может осуществляться через 3 часа (рис. 3). В 2007 г. в Отряде «Центроспас» впервые внедрены и активно используются авиационные медицинские модули и специализированное медицинское оборудование на имеющемся в МЧС России парке самолетов и вертолетов.
Рис. 3. Аэромобильный госпиталь
2.4. Десантируемый комплекс спасательных плавсредств (ДКСП)
Данный вариант АСК предназначен для экстренной доставки групповых спасательных плавательных средств терпящим бедствие на акваториях Мирового океана методом парашютного десантирования. Максимальное количество десантируемых платформ — 26, по 4-5 плотов типа ПСН-10МК на каждой (рис. 4).
На основе ДКСП совместно с применением плотов возможно: развертывание водолазной станции, использование водолазных роботов, а также десантирование самоходных плавательных средств типа «гидроскутер» или надувных моторных лодок морского исполнения.
Рис. 4. Десантируемый комплекс спасательных плавсредств
2.5. Авиационный пожарно-технический комплекс
Авиационный пожарно-технический комплекс (рис. 5) предназначен для тушения площадных пожаров с использованием выливных авиационных приборов ВАП-2. Применяется на борту самолета типа Ил-76 и представляет собой съемную, монтируемую в грузовой кабине самолета танкерную систему, заполненную огнегасящей жидкостью.
В настоящее время во всем мире признано, что одним из перспективных направлений повышения безопасности и эффективности ликвидации последствий ЧС в условиях особого риска для жизни человека является внедрение безлюдных технологий с применением робототехнических средств (РТС). Такими особо опасными являются техногенные ЧС, сопровождающиеся в первую очередь радиоактивным загрязнением, химическим заражением, поражающими осколочным, высокотемпературным и взрывным воздействиями.
Поэтому для эффективного тушения пожаров совместно с самолетом Ил-76 целесообразно использовать пожарно-спасательные робототехнические средства в зоне проведения работ.
Рис. 5. Пожарно-технический комплекс спасения
3. Применение
воздушно-десантных технологий
Важнейшей проблемой реагирования на ЧС является своевременная доставка группировки РТС в район (на объект) ЧС. Район, зона объекта могут быть загрязнены радиоактивными или отравляющими веществами. Как правило, крупномасштабные ЧС сопровождаются разрушением инфраструктуры и коммуникаций.
Поэтому парашютное десантирование РТС иногда является единственным и эффективным способом доставки РТС в зону ЧС или непосредственно на объект проведения аварийно-спасательных работ.
3.1.Перспективные парашютно-десантные технологии
Парашютные системы в их современном виде находят все большее применение как средство сохранной доставки грузов при десантировании самолетами и вертолетами. Эволюция парашютных систем богата примерами создания разнообразных конструкций самого широкого диапазона применения. Развитие авиации (создание транспортных самолетов большой грузоподъемности) и совершенствование парашютных систем (создание многокупольных систем для тяжелых грузов, управляемых парашютно-грузовых систем и т.д.) позволили осуществить идею крупномасштабных операций по доставке специальных грузов авиапарашютным методом. В ряде случаев с особой остротой ставится вопрос обеспечения точности доставки грузов, например, когда речь идет о доставке грузов на ограниченные площадки в условиях гористой, лесистой или пересеченной местности, а также на море. Решение этой задачи требует от парашютной системы новых качеств.
Управляемые парашютно-грузовые системы (УПГС) являются новым шагом развития и обладают качественно новыми для парашютных систем свойствами, существенно расширяющими возможности авиапарашютной технологии.
Благодаря наличию аэродинамического качества УПГС обладают свойством планирующего полета, что дает возможность компенсировать ветровой снос, управлять системой в процессе снижения и наводить груз в заданный район с высокой точностью, уменьшать скорость системы при посадке.
Именно эти качества УПГС позволяют существенно повысить эффективность авиапарашютных операций за счет:
повышения точности доставки грузов; исключения потерь грузов из-за рассеивания при десантировании в гористой, лесистой, пересеченной местности;
повышения сохранности грузов благодаря возможности ориентировать груз относительно рельефа местности и направления ветра при посадке и возможности уменьшения скорости приземления;
расширения допустимого диапазона метеоусловий благодаря возможности автоматического наведения на наземный радиомаяк и компенсации ветрового сноса.
Ряд ведомств РФ, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе МЧС России, Минобороны, ФСБ, МВД России, Росатом, Гражданская авиация и др., заинтересован в появлении перспективной УПГС для десантирования в автоматическом режиме робототехнических комплексов различного назначения, отвечающих возрастающим требованиям к: выполнению поставленных задач; автономности применения; автоматизации управляющих процессов; унификации средств десантирования; специфическим условиям эксплуатации.
К такой УПГС предъявляется ряд весьма специфических требований, в том числе к: особо точному приземлению робототехнических комплексов парашютным способом; широкому диапазону высоты применения; эксплуатационной устойчивости и защищенности; «гибкости» применения. Новый комплекс УПГС с ограниченными массогабаритными характеристиками должен обеспечить выполнение различных практических задач.
Элементы комплекса и порядок их взаимодействия должны обеспечивать высокую защищенность УПГС, что достигается применением автоматических систем управления.
Система управляется с помощью двух строп управления, присоединенных к задней кромке планирующего купола, обеспечивает: автоматическое наведение системы; наведение на радиомаяк с высоты до 9000 м; ручное наведение в заданный район по командам с пульта управления.
Аналогичные системы созданы в Великобритании на базе управляемого парашюта GQ 360 Ramair. Разработкой УПГС для грузов различного назначения занимаются ведущие авиационные фирмы и в других странах (Франция, ФРГ, Китай, Япония). Следует отметить, что подобные технические средства разработаны и внедрены в США: в 2006 году разработана УПГС для десантирования грузов массой до 1000 кг.
Отечественных введенных в эксплуатацию разработок в данной области пока нет и в настоящее время не предвидится.
Исследования по созданию УПГС ведутся в России в течение 25 лет. Работы проводятся в следующих направлениях:
теоретические и экспериментальные исследования аэродинамики и формообразования мягкого наполняемого крыла, создание методов расчета аэродинамических характеристик профилей парашютных крыльев;
теоретические и экспериментальные исследования динамики управляемого движения системы «Груз-УПГС», анализ методов наведения, разработка требований к системам управления;
разработка и испытания экспериментальных образцов УПГС, систем управления;
апробирование методов проектирования и экспериментальной отработки УПГС.
В результате проведенных исследований: в основном создана методическая база проектирования и экспериментальной отработки УПГС; проведены испытания полномасштабных экспериментальных образцов УПГС для грузов массой 100^200 кг, 300^500 кг в режиме натурных испытаний, решены вопросы введения УПГС в действие, устойчивости и управляемости для указанных типоразмеров УПГС. Решены основные вопросы создания систем управления УПГС для командного наведения наземным оператором, заложены основы создания систем автоматического наведения на радиомаяк.
Комплекс РТС должен находиться на специальных парашютных платформах (СПП) с управляемыми парашютными системами (ПС). В состав СПП должны входить система швартовки и самостоятельной рас-швартовки РТС, а также промежуточная подвесная система (между «грузовым объектом» и парашютной системой), на которой может быть размещена автономная система управления (блок управления), скомпонованная в отдельном контейнере (рис. 6).
СПП должна обеспечивать размещение и работоспособность системы «Груз-УПГС» на специальном напольном оборудовании самолетов Ил-76 для десантирования парашютных платформ типа ПГС-500 и ПГС-1000.
Специальное легкосъемное напольное оборудование самолетов типа Ил-76 может одновременно размещать в грузовой кабине до 26 систем УПГС на СПП (рис. 7 и 8) как в один, так и два «потока».
СПП представляет собой систему, в которую входят: подсистема самостоятельной расшвартовки и швартовки мобильного робототехнического комплекса типа МРК;
подсистема подзарядки МРК;
подсистема измерительно-информационная, оценивающая внешнюю среду вокруг СПП (телекамеры, акустическая система, датчики химической и дозраз-ведки, температуры, влажности и т.п);
подсистема вооружения с расширенным боекомплектом (типа МРК-27БТ, с установленными на нем пулеметно-пушечным вооружением со ствольным боекомплектом, РПГ и огнеметами).
Примечание: Подсистема вооружения применяется вооруженными аварийно-спасательными формированиями (АСФ) при проведении аварийно-спасательных работ в условиях военного времени, локальных конфликтов или в условиях противодействия террористическим актам;
подсистема уборки парашюта (обрезка строп, сборка купола парашюта в контейнер на СПП);
подсистема для захвата при эвакуации СПП вместе с МРК с помощью вертолета с целью дальнейшего использования СПП и МРК;
подсистема захвата МРК на СПП для эвакуации вертолетом с места работы на базу (пункты управления, дегазации, дезактивации).
Примечание: В качестве аналогов указанных подсистем можно рассмотреть:
а) подсистему швартовки и расшвартовки, разработанную для МРК МОБОТ 4-ХВ-2, применялась при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
б) подсистему подзарядки МРК-27-БЕЛ (применялась на Белоярской АЭС);
в) подсистему информационно-измерительную МРК-27-БТ, МРК-61 и др.;
г) «конус» и трос с захватом, применяемые в Чернобыле для установки и уборки с крыши ЧАЭС МРК-МОБОТ-4-ХВ-2 с помощью крана «Демаг» и вертолета;
д) накидные крюки с помощью МРК и «Паука», спускаемого с вертолета.
Кроме указанных подсистем СПП может включать: подсистему энергетической установки; подсистему ретрансляции управляющих и TV сигналов;
подсистему со сменным для использования манипулятором МРК оборудованием;
Рис. 6. Общий вид СПП
Рис. 7. Вариант размещения УПГС и расчета десантников-спасателей
подсистему фиксации и зарядки БПЛА в случае применения БПЛА;
подсистему размещения сменного оборудования. СПП разработана как универсальная базовая платформа УПГС для десантирования комплексов РТС типа МРК-15, МРК-27, МРК-35 в сочетании со средствами универсальной швартовки и самостоятельной расшвар-товки комплексов при десантировании из самолетов Ил-76.
В состав комплексов РТС (рис. 9) в зависимости от решаемых задач могут входить:
платформы с мобильными робототехническими комплексами типа МРК;
платформы с ретрансляторами связи; зарядные платформы с аккумуляторными батареями и генераторами;
платформы со сменным инструментом; платформы с БПЛА, которые работают совместно с МРК;
платформы с легкой вездеходной техникой типа «квадроцикл» и др.;
в два «потока» в грузовой кабине самолета Ил-76: платформа со стационарным пунктом управления; платформа со стационарным пунктом дегазации и дезактивации.
Рис. 8. Размещение УПГС с комплексами РТС и расчетом десантников-спасателей в грузовой кабине самолета Ил-76.
Загрузка УПГС производится через рампу грузового люка, аналогично штатной погрузке ПГС-1000 (рис. 10), согласно Руководству по технической эксплуатации самолета Ил-76Т(ТД).
Управляемый парашют сочетает в себе признаки парашюта и планера и состоит из купола-крыла
и стропной системы, которая обеспечивает заданное формообразование куполу и передает распределенную аэродинамическую нагрузку с купола на подвесную систему. Органы управления представляют собой отклоняемые за счет деформации части купола, соединяемые стропами управления с исполнительными агрегатами системы управления.
Грузовые управляемые парашюты (УП) представляют собой мягкие наполняемые крылья со стропами, сведенными в коуши. Для современных грузовых УП характерны следующие геометрические параметры и технические характеристики: площадь купола: F = 17-460 м2; удлинение купола: X = 1,7-3; удельная нагрузка на парашют: Р = 4-5 кгс/м2 (Р = 40-150 Н/м2);
длина строп парашюта, отнесенная к хорде купола: L = 1-2;
стр 7
относительное число строп: N = 0,5-1,1/м; относительная толщина профиля купола: С = 15-25%;
аэродинамическое качество: К = 2,5-З; коэффициент полной аэродинамической силы: CR = 0,5-1,1;
скорости снижения груза: вертикальная: V =
верт
= 5-8 м/с, горизонтальная: V = 10-16 м/с.
^ А гор
Для введения в действие УП необходимо обеспечить ряд предварительных условий — безопасное для наполнения значение скоростного напора, необходимую ориентацию объекта по отношению к вектору воздушной скорости в начале вытягивания УП, устойчивое движение системы (без вращения) к моменту введения УП для исключения закрутки строп на этапе вытягивания. Как правило, это обеспечивается применением в составе системы тормозных (стабилизирующих) парашютов, которые снижают скорость движения системы, стабилизируют ее и задают определенную ориентацию грузовому объекту, а после отцепки вытягивают систему и снимают камеру с купола УП.
Для обеспечения заданной высоты и времени введения в действие УП применяются барометрические приборы и пиротехнические устройства с временными
Рис. 9. Оптимальный состав комплекса РТС, десантируемого на УПГС: а — платформы с легкой вездеходной техникой типа «квадроцикл» или др.; б — платформа со стационарным пунктом управления; в — платформа со стационарным пунктом дезактивации; г — платформы со сменным инструментом; д — платформа с БПЛА и ретранслятором связи; е — платформа со стационарным пунктом дегазации; ж — зарядные платформы с аккумуляторными батареями и генераторами; з — платформы с мобильными РТС типа МРК
задержками (типа пирозамков, пирорезаков). Для снижения нагрузки при наполнении УП в состав УПГС вводят систему рифления.
УПГС (рис. 11) схематично состоит из купола со стропами УП; блока управления для формирования и передачи команд управления, в состав которого входят: блок информационного обеспечения, исполнительный блок; промежуточной подвесной системы; платформы СПП.
Блок формирования и передачи команд управления в зависимости от схемы применения может состоять из бортового и внешнего (наземного или воздушного) блоков или только из бортового блока в случае пилотируемой или автопилотируемой схемы.
Исполнительный блок системы управления содержит: рулевые агрегаты (силовые приводы) строп управления; блок питания; блоки усиления
Рис. 11. Схема УПГС
и коммутации, связывающие исполнительное устройство с блоком формирования и передачи команд.
В соответствии с заданной схемой действия после приведения УП в наполненное состояние выполняется основная задача УПГС — точная доставка груза в заданный район. Выполнение этой задачи обеспечивается совместным функционированием управляемого парашюта-крыла, имеющего аэродинамические органы управления, с исполнительными устройствами системы управления, реализующими команды, выработанные устройством формирования команд в соответствии с принятой схемой и логикой управления, тактикой применения УПГС.
Анализ информационных источников, требований возможных потребителей УПГС, а также условий ее применения выявил целый ряд рациональных схем применения УПГС.
Эти схемы условно можно разделить на три уровня. Первый, наиболее простой уровень схем и, следовательно, вариант исполнения блока формирования и передачи команд управления, предусматривает управление наземным или воздушным оператором с прямым визуальным контролем за спускаемым объектом или за целью без какого-либо дополнительного оснащения оператора информационными блоками. При этом оператор может находиться в параллельном полете или на земле. Наиболее отработана схема применения с наземным оператором. Различными разработчиками проводятся мероприятия по отработке двух других схем первого уровня.
Второй уровень схем предусматривает управление наземным или воздушным оператором без прямого визуального контроля за спускаемым объектом или за целью, что требует дополнительного оснащения оператора информационными блоками. Создание
таких систем обусловлено необходимостью обеспечения командного управления снижением УПГС в условиях плохой видимости и большой дальности, т. е. когда затруднен визуальный контроль за положением объекта и цели. Различными разработчиками проводятся и мероприятия по созданию и отработке устройства, информирующего оператора о направлении движения УПГС относительно вертикальной плоскости пеленга «Оператор-Объект». Определен облик полного комплекта блоков информационного обеспечения по определению направления плоскости пеленга и угла положения УПГС. Кроме того, имеется возможность использования телевизионных систем наблюдения и управления, устанавливаемых на борту УПГС.
Третий уровень схем применения предусматривает автоматическое управление при наведении на наземный или воздушный маяк. При этом маяк (радиомаяк) может располагаться на земле или на воздушном объекте (парашютисте, УПГС и т.д.). Такие схемы наиболее универсальны и не зависимы от различных условий применения, но системы управления для реализации таких схем отличаются сложностью разработки, изготовления и эксплуатации и, следовательно, большей стоимостью.
Приведенные схемы применения УПГС могут комплексироваться и дополняться в зависимости от тактико-технических требований к УПГС. При этом основа УПГС — парашютная система с блоком исполнения команд управления — остается практически неизменной.
Развитие цифровых технологий и глобальных систем позиционирования объектов позволяет более широко реализовать алгоритмы автоматического управления УПГС, не ограничивая схему только наведением на наземный или воздушный маяк.
3.2. Доставка перспективных мобильных комплексов РТС в зону ЧС посадочным способом
На основе ранее отработанных аэромобильных технологий доставки АСК посадочным способом перспективным направлением видится использование мобильного комплекса РТС на колесном шасси (рис. 12, 12а). Комплекс позволит разместить на единой колесной базе весь набор инструментов РТС, который при десантировании парашютным способом вынужденно разделяется на отдельные составляющие.
В сравнении с парашютно-десантным РТС данный комплекс на колесном шасси проще в применении и дешевле по эксплуатационным расходам.
Рис. 12. Мобильный комплекс РТС на колесном шасси
Размещение комплекса в самолете Ил-76 (рис. 13) аналогично размещению автомобильной техники в поисково-спасательном комплексе (п. 2.2). Дополнительные единицы РТС могут размещаться в полете на рампе самолета при условии, что общая масса этих РТС не будет превышать 2000 кг.
Выводы
Перечисленные выше технические возможности доставки в зону ЧС комплексов РТС и АМГ позволяют разрабатывать, расширять и внедрять принципиально новые тактические приемы действий АСФ. И чем больше в арсенале АСФ будет внедренных технологий и технических приемов применения АМГ, тем больше будет вариативность тактического эшелонирования сил и средств, применяемых при ликвидации ЧС.
Вариант применения, наращивания группировки и эшелонирования применяемых комплексов РТС при ЧС на АЭС изображен на рис. 14, где:
разведка с использованием БПЛА — желтая рамка; парашютное десантирование роботов на УПГС для радиационной разведки — синяя рамка;
посадочное десантирование и доставка беспилотных самоходных машин разграждения и аварийно-спасательных работ — коричневая рамка;
применение беспилотных аварийно-спасательных машин на колесной базе — зеленая рамка;
применение комплексов РТС совместно с БПЛА — красная рамка.
Рис. 12а. Мобильный комплекс РТС на колесном шасси: а — мобильные РТС типа МРК; б — автоматизированное рабочее место оператора РТС; в — отсек аккумуляторных батарей и генератора; г — отсек ретранслятора связи; д — откидной отсек БПЛА
Рис. 13. Размещение мобильных комплексов РТС при доставке посадочным способом в зону ЧС самолетом типа Ил-76
Рис. 14. Вариант тактического применения и эшелонирования комплексов РТС при ЧС на АЭС
По мере накопления опыта по применению АМГ и комплексов РТС для реагирования на ЧС технологии и тактические варианты их применения будут совершенствоваться, а диапазон их использования — расширяться.
Литература
Мингалеев С. Г. Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в арктическом регионе // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 4 (54). С. 18-27.
Сведения об авторах
Information about authors
Батанов Александр Федорович: к. т. н., ООО «Специальное конструкторско-технологическое бюро прикладной робототехники», нач. бюро, гл. констр. 119049, Москва, Ленинский проспект, 4, стр. 1а, e-mail: [email protected]
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, ЦСИ ГЗ МЧС России, эксперт. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Очкин Игорь Васильевич: эксперт Системы сертификации Аварийно-спасательных средств (СС АСС, средства десантирования) МЧС России 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Batanov Alexsander F.: PhD in Technical Sciences, Head of department-Chief designer Limited Liability «Special Design and technology Departament of Applied Robotics». 4 Leninsky Prospekt, Moscow, 119049, Russia. e-mail: [email protected]
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Expert. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Ochkin Igor V.: expert of System Certification Emergency and Rescue Means (means of landing) of Russian Emergency Situations Ministry.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]