/38 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 4 (62) УДК 623.437
Safety in emergencies
Доставка гуманитарных грузов и специальной техники в труднодоступные районы
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2019
С.Г. Мингалеев, А.В. Янкавцев, И.В. Очкин, Н.Л. Пузевич
Аннотация
Рассмотрена проблематика доставки гуманитарных грузов в труднодоступные районы мира. Учтены различные климатические условия. Разобран пример десантирования парашютно-грузовых систем массой до 1000 кг Выявлены основные особенности использования таких систем, а также специфика подготовки их к применению. Обоснована необходимость модернизации и унифицирования существующих парашютно-грузовых систем для десантирования оборудования и специальной техники массой от 300 до 1200 кг
Ключевые слова: гуманитарный груз; десантирование специальной техники; труднодоступные районы мира; парашют-но-грузовая система.
Delivery of Humanitarian Cargo and Special Equipment to Hard-to-Reach Areas
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2019
S. Mingaleev, A. Yankavtsev, I. Ochkin, N. Puzevich
Abstract
The problem of delivering humanitarian cargo to hard-to-reach areas is ad-dressed. Different climatic conditions are taken into account. Airdropping of parachute cargo systems weighing up to 1000 kg is discussed. The main peculiarities of the use of such systems are identified, including their preparation for use. It is shown that there is a need for modernization and unification of the existing parachute cargo systems for airdropping special equipment weighing 300 to 1200 kg.
Key words: humanitarian cargo; airdropping of special equipment; hard-to-reach areas of the world; parachute cargo system.
Статья поступила в редакцию 7.10.2019.
Введение
Среди лидеров мирового сообщества постоянно происходит передел сил и геополитического устройства, что приводит к дестабилизации мира [1]. На фоне ослабления экономической, финансовой и политической стабильности развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки возникают военные конфликты и чрезвычайные ситуации (далее — ЧС). Данные обстоятельства угрожают глобальной и региональной безопасности, обеспечение которых невозможно военными методами. Решением настоящих гуманитарных проблем занимаются международные институты: Всемирная Организация Здравоохранения (далее — ВОЗ) ООН, Центр реагирования на чрезвычайные ситуации Евросоюза (далее — ЦРЧС ЕС); Международная организация гражданской обороны (далее — МОГО). Последняя создана по инициативе Российской Федерации.
МЧС России является одним из передовых в мире по решению вопросов ликвидации ЧС. За время своего существования МЧС России провело за рубежом свыше 500 гуманитарно-спасательных операций [2]. Помощь была оказана порядка 140 государствам, среди которых: Сирийская Арабская Республика, Сербия, Чили, Израиль, Армения и другие страны.
Доставка для решения различных задач грузов и специальной техники в районы ЧС осуществлялась различными видами транспорта [2]. Обеспечение труднодоступных районов гуманитарной помощью проводилось воздушным способом, путем десантирования. В настоящей публикации рассмотрены основные виды десантирования грузов и специальной техники массой от 300 до 1200 кг.
Постановка задачи
Основными и высокоэффективными средствами десантирования являются парашютные системы (ПС), используемые как в однокупольном, так и в многокупольном вариантах. В основном, однокупольные средства применяются с использованием парашютно-грузовой системы (далее — ПГС), так как при десантировании более крупных объектов и техники система будет иметь огромную площадь купола, значительную длину строп, с которой будет весьма неудобно работать [3]. Многокупольные системы имеют некоторые особенности — значительно меньшие размеры и аэродинамическое сопротивление. Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные. Обусловлено это неодновременным вступлением в работу всех парашютов, что снижает работоспособность всей системы и ведет к повышенной вертикальной скорости [3].
Если рассмотреть подробнее ПС П-7 и ПГС-1000, то можно отметить их ключевые достоинства. П-7 — это платформа многоразового применения, способная десантировать технику и груз с полетной массой от 3500 до 9500 кг.
В качестве примера на рис. 1 представлен подготовленный в марте 2019 года к десантированию трактор ДТ-75 на Арктическую полярную станцию Барнео,
с помощью которого после приземления готовилась взлетно-посадочная полоса для АН-74ТК. К слову сказать, в последние десятилетия увеличилась динамика по освоению Арктики Российской Федерацией, так как выявляются новые возможности и перспективы в сфере добычи энергоносителей, морепродуктов, мониторинга изменения климата, а также защиты северных границ [4].
Рис. 1. ДТ-75, подготовленный к десантированию на П-7
ПГС-1000 применяется в большинстве случаев для доставки гуманитарных и снабженческих грузов в районы, подвергшиеся ЧС, с полетной массой 300-1000 кг Данные системы могут использоваться с различных типов транспортных самолетов. На рис. 2 показана загруженная в самолет Ил-76 ПГС-1000 с дизельным топливом и мотобуксировщиком.
Рис. 2. Мотобуксировщик совместно с топливом загружен на ПГС-1000
Такой вариант десантирования мотобуксировщика показал (рис. 2), что он вполне возможен, так как техника при его использовании не получила повреждений и осталась работоспособной. Однако, рассматривая проведенную экспедицию на Барнео, необходимо отметить, что доставка снегохода АС-1 производилась на П-7, что экономически не целесообразно.
Поэтому в дальнейшей работе следует произвести финансовое обоснование необходимости модернизировать ПГС-1000 для десантирования специальной техники массой от 300 до 1200 кг.
/40 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 4 (62)
Safety in emergencies
Аналитическая часть
Доставка гуманитарных грузов (далее — ГГ) воздушным способом с помощью самолета Ил-76 имеет себестоимость, складывающуюся из стоимости:
средств десантирования и горюче-смазочных материалов (ГСМ); массы груза;
технического обслуживания; аэронавигации.
Сюда следует добавить заработную плату летного состава [5].
Можно записать основные выражения, по которым можно рассчитать данные параметры, следующим образом:
с = s „
сгсм = q 2 а>
(1)
где:
СГСМ — расходы на ГСМ, тыс. руб.; q — часовой расход топлива, т/ч; — полная стоимость одной тонны топлива, тыс.
руб.;
а — коэффициент, учитывающий тренировочный и служебный налет часов.
N
ССД = Z G,
(2)
где:
С — затраты на СД, тыс. руб.;
СД
N — max количество ПС загруженных в Ил-76, при n = 1...N;
G — стоимость одной ПС.
При расчете издержек на десантировании гуманитарных грузов на П-7 и ПГС-1000 остальными факторами можно пренебречь, так как они приблизительно равны [6].
Выводы
Проанализирована финансовая составляющая средств десантирования специальной техники на примере мотовездехода. На рис. 3 представлен загруженный на П-7 квадроцикл, десантирование которого на данном виде платформы очень дорогостоящее.
В качестве оценки необходимости модернизации существующих ПГС-1000 следует ввести формальный критерий:
АСсд =!
C
сд(п-7)
C
сд(пгс)
C
100%
(3)
сд(п-7)
где:
ДС„П — экономическая выгода СД;
СД
С
. и С
„ -СД(ПГС) — затраты на десантирование П-7 и ПГС-1000, соответственно.
Рис. 3. Квадроцикл, загруженный на П-7
В результате проведенных расчетов было установлено, что расходы на доставку полностью загруженного Ил-76 ПС П-7, в одном случае, и ПГС-1000, во втором, составляют ССД(П-7) = 54,9 млн руб. и Ссд(пгс) = 3,8 млн руб. Экономическая выгода десантирования на
ПГС-1000 над П-7 составляет ДС = 92,96%.
СД
Выполненные исследования показали, что величина ДС„п существенно (до 14,5 раз) уменьшается при использовании ПГС-1000. Эффективность достигается применением более дешевых средств десантирования. Модернизация существующих ПГС-1000 для применения их со специальной техникой массой от 300 до 1200 кг понесет дополнительные затраты. Однако, даже если итоговая стоимость ПГС возрастет в несколько раз, применение ее будет целесообразнее [6].
Применение модернизированных существующих ПГС-1000 с использованием управляемых парашютных систем позволит расширить перечень доставляемых в зоны ЧС сил и средств, в том числе:
робототехнических комплексов, необходимых для проведения поисковых работ;
робототехнических комплексов, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также и противопожарных работ;
грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов;
десантирования аэромобильного госпиталя для оказания медицинской помощи в труднодоступные районы населению иностранных государств, пострадавшим от ЧС и военных конфликтов.
в=1
Литература
1. Шляков С. А. Гуманитарные операции в практике современного миротворчества: политологический анализ: диссертация канд. пед. наук: 23.00.02. М., 2002. 163 с.
2. Гуманитарная миссия Минобороны России. М.: Центр политической информации, 2017. 49 с.
3. Высоконадежные парашютные платформы «Универсала». М.: Аэрокосмический курьер, 2002. Вып. 2. 131 с.
4. Мингалеев С. Г. Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в Арктическом регионе // Технологии гражданской безопасности. 2017. № 4.
5. Пронина Е. В. Экономика ГА: Пособие по выполнению контрольного домашнего задания «Определение себестоимости рейсов авиакомпании»: Учеб.-метод. пособ. М.: МГТУ ГА, 2014. 44 с.
6. Янкавцев А. В. Подготовка квадроциклов к десантированию на парашютной платформе // Вестник Академии военных наук РФ. 2019. № 1 (66). С. 57-63.
Сведения об авторах
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, ЦСИ ГЗ МЧС России, эксперт. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Янкавцев Александр Васильевич: адъюнкт, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова. 390035, Рязань, ул. Военных автомобилистов, 12. е-mail: [email protected]
Очкин Игорь Васильевич: эксперт Системы сертификации аварийно-спасательных средств (СС АСС, средства десантирования) МЧС России. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Пузевич Николай Леонидович: Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, нач. каф. 119049, Москва, Ленинский проспект, 4, стр. 1а, e-mail: [email protected]
Information about authors
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Expert. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Yankavtsev Alexander V.: adjunct, Ryazan Guards Higher Airborne Order of the Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V.F. Margelov. 12 st. Military motorists, Ryazan, 390035, Russia. е-mail: [email protected]
Ochkin Igor V.: expert of System Certification Emergency and Rescue Means (means of landing) of Russian Emergency Situations Ministry.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Puzevich Nikolay L.: Ryazan Guards Higher Airborne Order of the Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V.F. Margelov, Head of Department. 4 Leninsky Prospekt, Moscow, 119049, Russia. e-mail: [email protected]
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Батырев В.В. и др. Основы индивидуальной защиты человека от опасных химических и радиоактивных веществ. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25637877
Артамонов В.С. и др. Гражданская оборона. Учебник http://elibrary.ru/item.asp?id=26496217
Акимов В.А. и др. Защита населения и территорий Российской Федерации в условиях изменения климата http://elibrary.ru/item.asp?id=26013124
Гаврилюк А.Д. и др. Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения. Международная конференция. Салехард, 18-20 августа 2015 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496295
Воронов С.И. и др. Страхование от чрезвычайных ситуаций. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=26244052
Степанов В.Я. Чернобыль: взгляд сквозь годы. Выпуск 6. Сер. Звезда Чернобыля http://elibrary.ru/item.asp?id=25889316
Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 3-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=29123709
Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=29106705
Мануйло О.Л. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=26175476
Прищепов Д.З. и др. Сборник результатов интеллектуальной деятельности МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=26516650
Андриченко Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://elibrary.ru/item.asp?id=26340272
Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и научного симпозиума «Развитие технологий, форм и методов выполнения мероприятий гражданской обороны в регионах страны», г Ногинск, 6 июня 2017 г. https://elibrary.ru/item.asp?id=29891993