Научная статья на тему 'Современные войны и гражданская оборона'

Современные войны и гражданская оборона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8803
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Воробьев Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные войны и гражданская оборона»

Современные войны и гражданская оборона

Воробьев ЮЛ.

Мы стоим на пороге XXI века. XX век оказался самым воинственным в истории человечества. В этом столетии от вооруженного насилия погибло около 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию (СССР). Причем, как свидетельствует статистика, бедствия и страдания мирного населения в ходе имевших место военных конфликтов постоянно возрастали. Если удельный вес жертв среди мирного населения в первой мировой войне составил 5% от всех погибших, то во второй мировой - 50%, в войне в Корее - 84%, а во Вьетнаме - около 90%.

В связи с этим защита мирного населения от военных опасностей и обеспечение его выживания в условиях военного времени стали сегодня новым общечеловеческим императивом, настоятельным велением времени

Несколько слов об историческом аспекте вопроса.

Проблемы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, уходят во времена древности.

По мере развития и совершенствования средств вооруженной борьбы эта проблема приобретала все большую актуальность и значимость. Каждая новая революция в военном деле требовала адекватных кардинальных решений в области защиты населения и гыла страны.

С появлением и развитием в начале XX века авиации, способной наносить удары по тылам воюющих сторон, проблема защиты населения стала принимать системный характер, подниматься на государственный уровень.

В 1932 году была создана государственная система местной противовоздушной обороны (МПВО) с задачами: предотвращения потерь населения крупных городов, сведения к минимуму материального ущерба от действий вражеской авиации и ликвидации последствий воздушных нападений.

В годы Великой Отечественной войны эта система стала важным элементом обороноспособности государства.

Появление в конце 2-ой мировой войны ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки придали новые аспекты проблемам защиты населения от военных опасностей, обусловили новый качественный скачок в ее развитии, и, в конечном счете, привели к реорганизации в 1961 году МПВО в гражданскую оборону.

Отличие гражданской обороны от МПВО состояло в том, что ока должна была обеспечить защиту населения на территории всей страны от поражающих факторов качественно нового оружия - оружия массового поражения.

За прошедшие годы гражданская оборона прошла несколько периодов своего развития.

В ходе первого периода (1961-1972 годы) решалась главная задача по противодействию возможному массированному ядерному нападению. За основу защиты была принята идея проведения массовой эвакуации населения из городов - вероятных целей нападения - в загородные зоны и обеспечения персонала, который оставался работать на предприятиях, убежищами. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных операций в многочисленных очагах поражения. Для этого создавались массовые аварийно-спасательные формирования.

На втором этапе (1972-1992 годы) появились новые аспекты в ведении гражданской обороны. Одновременно с разработкой планов эвакуации основной упор был сделан на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений. В это время ежегодно в стране в среднем вводилось убежищ на 1 млн.человек, противорадиационных укрытий на 3-4 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок. Особую актуальность приобрела проблема обеспечения устойчивой работы экономики страны в военное время, решение которой было возложено на гражданскую оборону. В целях ее выполнения был проведен большой комплекс научных и практических работ.

Начиная с 1992 г. по настоящее время, идет третий период развития гражданской обороны Для этого периода характерно следующее.

Прежде всего Чернобыльская катастрофа (1986 г.) и землетрясение в Армении (1988 г.), принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, которые заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время и, соответственно, на роль и место при этом гражданской обороны, на её силы; средства и возможности.

Кроме того, за эти годы существенно изменилась военно-поли гическая обстановка в мире - исчезла конфронтация, значительно снизилась реальная возможность возникновения ноной мировой войны. Проблематичной стала у [роза реального применения ядеркого и

других видов оружия массового поражения. Все это привело к ослаблению внимания к мероприятиям фажданской обороны.

Изменились геополитическое положение и социальноэкономическая обстановка в России. Произошли изменения в формах собственности. Россия встала на демократический путь развития, на рельсы правового государства. В го же время, следует отметить, что экономическое положение в стране резко ухудшилось.

В связи с этим существенные изменения претерпела и гражданская оборона. Дополнительно к системе гражданской обороны и частично на базе ее органов управления и войск гражданской обороны была создана качественно новая, не имеющая аналогов в мире система, - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС), которая призвана существенно повысить готовность государства к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. При этом система гражданской обороны и РСЧС действовали и действуют под единым руководством МЧС России.

В этот период основные усилия руководства МЧС России, при поддержке Президента и Правительства Российской Федерации, были направлены на сохранение системы гражданской обороны и ее материально-технической базы. В целом это удалось сделать, хотя следует констатировать, что в силу объективных причин, на сегодняшний день часть потенциала фажданской обороны потеряна (примерно на 15-20%). И мы должны сегодня понимать, что подошли к критической черте, когда дальнейшая потеря потенциала ГО недопустима. Наоборот, пришло время развивать и укреплять гражданскую оборону, наращивать ее материально-техническую базу.

Необходимо отметить, что гражданская оборона и в других странах прошла примерно такой же путь развития, как и в России.

Например, в США можно выделить тоже три следующих этапа развития:

1946-1950 гг. - этап развития фажданской обороны как системы “пассивной защиты”, когда США, обладая монополией на ядерное оружие и средства его доставки, учитывая свое островное положение, отвергали идею создания широкомасштабной системы фажданской обороны в стране, признавая, однако, необходимость ее существования;

50-ые - конец 60-х годов - этап, когда, несмотря на ядерное превосходство, фактор уязвимости территории США заставил признать фажданскую оборону важным элементом военного потенциала и принять меры по строительству укрытий для населения и планированию его эвакуации;

конец 60-х - 70-х годы - этап, связанный с достижением примерного равенс ва ядерных потенциалов СССР и США, обеспечивающего их “взаимное гарантированное уничтожение”, и, таким образом, обусловивший сдерживание развития гражданской обороны, учитывая ее низкую эффективность в этих условиях;

1979 г. - н/в - современный этап развития гражданской обороны, который начался с образования ФЕМА, взявшего на себя руководство гражданской обороной. Для этого этапа характерно развертывание гражданской обороны на решение задач мирного времени, возложение большей ответственности и материальных расходов на местные органы власти.

С учетом как нашего, так и зарубежного опыта должна, очевидно, вестись речь о перспективах дальнейшего развития гражданской обороны в России, о ее облике в начале XXI века.

Прежде всего, об объективных предпосылках, которые могут сложиться в начале XXI века.

Оценивая военио-оолитнческую обстановку на перспективу необходимо отметить, что несмотря на снижение военнополитического противостояния на международной арене, все же нельзя не учитывать, что пока еще не созданы достаточно надежные гарантии необратимости позитивных перемен.

Оформление политической картины мира сопровождается борьбой за передел сфер влияния между государствами Кроме того, сохраняются ресурсные и территориальные проблемы. Негативное влияние на безопасность страны оказывают национальный и религиозный экстремизм Не устранена опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые при определенном исходе могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств. Такие примеры уже есть (например, Югославия).

В связи с этим ряд военных специалистов прогнозируют к 20102015 годам возможное резкое обострение военно-политической обстановки, существенный рост военных угроз для России

Поэтому роль и значение мероприятий гражданской обороны в начале XXI века, на наш взгляд, не теряют своей актуальности.

Для определения путей дальнейшего развития гражданской обороны крайне важно знать возможный характер будущих войн и вооруженных конфликтов (схема № 1).

По мнению специалистов, наиболее реальную угрозу для России будут представлять локальные войны и вооруженные конфликты. При определенных условиях они могут перерасти в регионалън^то войну.

795

[ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НАЧАЛА XXI ВЕКА |

Наиболее вероятный тип - региональные и локальные войны, вооруженные конфликты

Возможные последствии дли населми ■ территории страны: прямые потеря среда населеяпя; массированное психологическое информационное воздействие; нарушение систем упраилеяяя; нарушение окружающей среды; паралич экономики;

появление масштабных очагов поражения от вторичных факторов; ______________________________разрушение систем жизнеобеспечения_______________________________

Наиболее характерными чертами современных военных конфликтов являются: массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах, ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск (сил) на всю глубину их построения; широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов и войск специального назначения; постоянная угроза расширения масштабов конфликта. Таковы основные характеристики вооруженных столкновений.

Важной особенностью будущих войн является превалирование “дистанционных действий” над “контактными”, а также повышение удельного веса “дальнего” поражения. Это может привести к исчезновению четкого выраженного понятия фронта и тыла.

В связи с распространением ядерного и других видов оружия массового поражения, сегодня еще нельзя полностью исключить их применение. Не следует также забывать, что в военных доктринах всех ядерных государств предусматривается так называемое ограниченное применение ядерного оружия.

Но надо учитывать, что и обычное современное высокоточное оружие может вызвать последствия, соизмеримые с последствиями применения оружия массового поражения.

В ходе военных конфликтов планируется поражение не только военных объектов, но и объектов экономики, пунктов управления, узлов связи, транспортных узлов, элементов энергосистем, оборонных предприятий и систем жизнеобеспечения населения. В результате могут возникнуть чрезвычайные ситуации, связанные с остановкой производства, нарушением условий жизнеобеспечения населения, прямым поражением людей, возникновением многочисленных очагов вторичного поражения от разрушения АЭС, гидротехнических сооружений, хранилищ химически опасных веществ, сопоставимых с очагами поражения от оружия массового поражения.

Несколько слов о так называемых “нетраднционвых и гуманных” войнах.

К “нетрадиционным” войнам сегодня относят такой вид государственного противоборства, при котором вооруженные средства насилия не используются. Поставленные политические, экономические и иные цели достигаются через другие виды борьбы: информационные, психологические, экономические и т.д. Именно такими методами, по мнению ряда специалистов, было ослаблено оборонное

могущество СССР. Думаю, что и в лом виде противоборства гражданская оборона должна найти своё место и роль.

В военных и специальных лабораториях ведущих стран мира ведется активная работа по разработке несмертельных видов оружия, которые могут привести к так называемым “гуманным” типам войн В этих войнах будут уничтожаться сооружения, техника, управляющие системы, а люди оставаться невредимыми. На наш взгляд, такие войны, если они будут, может и сократят количество жертв среди мирного населения, но все равно приведут к лишениям и страданиям, так как в ходе их будет нарушаться система его жизнеобеспечения.

И еще об одной характерной особенности.

Как показывает опыт военных конфликтов последних лет (Ирак, Югославия, Чечня), зачастую складывается ситуация, когда идет вооруженная борьба, страдает и гибнет мирное население, а фактического объявления войны или введения военного положения нет. То есть, как бы стирается грань между мирным и военным временем. В этих условиях действия системы гражданской обороны по “классическому” варианту - мирное время - угрожаемый период - военное время - не всегда получаются. Часть сил и средств гражданской обороны должны находиться в “упреждающей” готовности. В нашем случае такую роль может выполнять РСЧС, куда входят сводные мобильные отряды войск ГО. Этот вариант был подтвержден в Чечне.

Особого разговора требует проблема терроризма - проблема, которая в настоящее время и, особенно, на перспективу становится одной из самых актуальных. Сами войны в современных условиях приобретают все более террористический характер. Причем объектом террористических действий, как правило, становится мирное население. Достаточно вспомнить некоторые эпизоды из прошлых войн или вооруженных конфликтов - бомбежка Дрездена, удары ФАУ-2 по Лондону, ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, война во Вьетнаме, Буденновск и т.д. Все чаще целями нападения становятся окружающая среда и системы жизнеобеспечения населения.

Специальные (а если назвать более точно - террористические) операции, по мнению ряда ведущих военных специалистов, в скором времени мот стать одним из основных видов боевых действий.

Кроме того, все более настойчиво напоминает о себе терроризм в мирное время и особо опасные его формы с применением ОМП или его компонентов. Печальный опыт применения отравляющих веществ в Токийском метрополитене показал, что для ликвидации последствий подобных диверсий требуются специальные профессионально подготовленные силы. Среди задач гражданской обороны нет задачи по противодействию терроризму, однако, статья 16 (п. 5) закона “О

" 797 '

гражданской оборой-*' по а.оляе: использовать войска гражданской обороны в мирное время. Следовательно соединения и части гражданской обороны должны быть готовы к ликвидации последствий террорист ичсских актов как в мирное, так и военное время. Что мы. собственно, и делаем, создавая для гг ого специальные подразделения Кстати, в США проблема противодействия терроризму поднята на уровень общенациональной. Президентом США подписаны две руководящие директивы - “Борьба с терроризмом" и "Защита критических инфраструктур" которые направлены на создание системы по борьбе с терроризмом в следующем тысячелетии.

Одним словом, характер вероятных будущих военных конфликтов и террористических актов ставят перед гражданской обороной более сложные задачи, чем те, которые были раньше.

Говоря о перспективах возможной социально-экономической обе нонке в стране, можно надеяться, что она будет улучшаться. Вместе с тем. мы должны бы и, реалистами и понимать, что в требуемых объемах финансирование мероприятий гражданской обороны мы будем получать ещё не скоро. Это следует учитывать при разработке сфатегии ратития гражданской обороны.

Кроме того, мы должны (акже учитывать, что гражданская оборона в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства участвует в выполнении трех важнейших функций:

оборонной - решением проблемы сохранения людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;

социальной - обеспечением защиты и жизнедеятельности населения. спасением и оказанием помощи пораженным и пострадавшим.

экономической - сохранением объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, защитой материальных и культурных ценностей, снижением опасности образования вторичных очагов поражения в условиях войны

В целом можно сделать общий вывод, что в ближайшее время и в обозримом будущем 1ражданская оборона будет оставаться важным элементом системы национальной безопасности государства.

С учен.-’ изложенного, на наш вилял, одним из основных направлений развития системы гражданской обороны в XXI веке будет дальнейшая интеграции системы гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения И ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (схема № 2). Процесс этот не так прост, как некоторым представляется.

Дело в том. что в последние голы происходит изменение взглядов и подходов к вопросам обеспечения безопасности человеки Сот-

798

799

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Дальнейшее интегрирование систем ГО и РСЧС

Повышение стратегической мобильности системы защиты населения

Реформирование Войск ГО

Новая региональная политика

Уточнение концептуальных основ по подготовке и ведению гражданской обороны

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы

Разработка экономических подходов к решению задач

гражданской обороны

Схема №2

дастся новая самоеюяіельная ооласіь знания - ісорнн управлении рисками или теории безопасности жизнедеятельности. Это происходи) но мере і ом», как общество стрсмигься все больше объединить все существующие риски и опасности Оформляются новые технологии безопасности жизнедеятельности, формируется новое мировоззрение н пои области.

К принципе для конкретного человека все опасности и риски равны И между природно-техногенной опасностью и опасностями, возникающими при ведении военных действий в пом плане принципиальной разницы нет.

Неслучайно в последнее время появился термин - "гражданская ?аіциіа'\ как интегрированное понятие защиты человека как в мирное. гак и в военное время В рамках этого понят ия происходит сближение систем гражданской обороны и РСЧС

Однако это не означает их организационного и правовою слияния із настоящее время Они действуют по своим правовым нормам, по тем правилам, которые присущи или мирному, или военному времени Их нельзя, на мой взгляд, ни искусственно разъединять, ни искусственно сливать сегодня в одну систем}. Важно чтобы деятельность этих систем была органически связана, чтобы они могли быстро переходить из одного состояния в другое.

Поэтому процесс интеграции для системы гражданской обороны означает такие шаги, которые помогали бы лучше взаимодействовать этим системам и в мирное и военное время. К таким шагам относятся изменение принципов комплектования войск ГО. изменение их орпптатнон структуры и порядка отмобилизования, создание спасательной службы МЧС России и др

!1е исключаю возможности, что в ходе процесса дальнейшей интеграции мы придем к единой государственной системе гражданской зашиты. По это будет зависеть от целого ряда объективных обстоятельств

Сегодня же наличие в мирное время спасательной службы, системы мониторинга и прогнозирования, ресурсов, комплекса экономических механизмов РСЧС создает падежную базу для успешной деятельности гражданской обороны и в военное врем .

В организационном плане гражданская оборона в начале 21 века должна функционировать по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства - стратегической мобильности Суть этого принципа состоит в поэтапном наращивании мероприятии гражданской обороны по времени и по территориям в зависимости от уровни военных угроз, в концентрации сид и средств в ну кное время И к

нужном месте. Он предполагает наличие мобильны- гсх»»пче-:'кг: «>

' 800

нащенных сил, которые должны прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории, наличие мобильных резервов материально-технических ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. При этом в огромной степени возрастает роль и значение особого (угрожаемого) периода в развертывании гражданской обороны. Это видно на предлагаемой вам схеме №3.

Иногда задают вопрос: “А как же быть, если будет развязана внезапная ядерная война?” Всем надо отчетливо представлять, что в этом случае гражданская оборона ни одной страны мира обеспечить полноценную защиту населения и материальных ценностей не в состоянии. Задача политического руководства прогрессивных страны мира, к которым должна относиться Россия, не допустить такой войны. Другого выхода нет.

В соответствии с “Основами государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года", утвержденной Президентом Российской Федерации, нам предстоит провести реформирование войск гражданской обороны. Речь идет о том, чтобы в мирное время в системе гражданской обороны не иметь войск ГО, а предусмотреть их развертывание только на военное время.

Проблема для нас, прямо скажем, непростая. Войска ГО являются самой мобильной и бое готовой составляющей сил гражданской обороны, и в случае их ликвидации значительно ослабнет готовность всей системы гражданской обороны. Кроме того, следует сохранить базу для мобилизационного развертывания на военное время?

В целях сохранения потенциала сил и общей готовности предполагается на базе войск ГО создать государственную спасательную службу. Установить специальный вид государственной службы, определив для личного состава этой службы примерно также условия прохождения службы, которые, например, установлены для сотрудников в противопожарной, налоговой службах и других.

В настоящее время в МЧС России ведется практическая подготовительная работа в этом направлении, подготовлен ряд документов, которые направлены на согласование. В современных условиях особое значение приобретает новая региональная политика в области гражданской обороны. Суть ее заключается в том, что ответственность за состояние гражданской обороны, равно как и затраты на проведение ее мероприятий, в равной степени несут как федеральные органы, так и субъекты Российской Федерации. К сожалению, ряд руководителей на местах понимают так: раз гражданская оборона относится к оборонным мероприятиям, то и все расходы на нее должны

802

Общий порядок приведения в готовность системы ГО

1____________________________________________________________

Мирное

время

Угрожаемый период

Военное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время

Сохранение н поддержание в готовности сил и средств

идти только через федеральный бюджет. Это в корне неверная позиция. Во-первых, это абсолютно нереально и означало бы полный крах гражданской обороны, а, во-вторых, ни раньше, ни сейчас в России и зарубежных странах такого подхода не было и нет.

Так, распределение затрат на мероприятия бывшей Гражданской обороны СССР носило следующий характер: из союзного бюджет выделялось 30-35%, из республиканского и местных бюджетов -25-30%, за счет средств предприятий - 40-50%.

В США , например, 50% расходов покрываются из федерального бюджета, а 50% - из бюджета штатов и местных органов власти.

В Швейцарии из федерального бюджета - 46%, из бюджетов кантонов - 43%, остальные расходы возлагаются на коммуны и т.д.

Не случайно два года назад в ФРГ принят специальный закон о гражданской обороне, в соответствии с которым основная часть расходов на мероприятия по подготовке гражданской обороны возложена на местные органы.

Гражданская оборона является специфическим видом оборонных мероприятий. Она носит скорее социальный, чем военный характер, а забота о жизни и здоровье населения - первостепенная задача местных органов.

Первоочередными задачами субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны в настоящее время и в ближайшие нескольких лет являются:

восстановление до полной готовности систем оповещения и информирования населения. Не секрет, что в ряде мест аппаратура оповещения морально и физически устарела;

формирование организационных структур гражданской обороны, предусмотренных Федеральным законом “О гражданской обороне”. Прежде всего речь идет об институте начальников гражданской обороны всех уровней и их рабочем аппарате, о службах гражданской обороны, о гражданских организациях гражданской обороны.

Новых подходов и решений требует работа с населением, его подготовка и обучение, формирование благоприятного общественнопсихологического климата для гражданской обороны. Здесь, на наш взгляд, нельзя разрывать подготовку населения к защите и действиям на мирное и военное время. Надо более активно и эффективно использовать возможности средств массовой информации, коммуникационных сетей, компьютерные технологии. Более успешно следует вести обучение по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности населения” во всех учебных заведениях без исключения.

В настоящее время Россия активно участвует в Европейской программе по подготовке специалистов в области наук о рисках.

" 803 "

Современный руководитель любого ранга обязан знать проблемы организации безопасности жизнедеятельности населения и уметь управлять процессом по ее обеспечению как и мирное, так и в военное время

В связи с изменением объективных условии предстоит уточнить и окончательно затвердить ряд концептуальных основ по подготовке и ведению I рижданской обороны.

Прежде всего, нам необходимо сформулировать основные положения доктрины гражданской обороны на начало XX! века. Суть ее сводится к тому, что в современных условиях и в ближайшем будущем необходимо, прежде всего, сохранить имеющийся потенциал гражданской обороны; предусмотреть ее адаптацию к новым военнополитическим и социально- жономическим условиям (речь идет о нормативной базе, структуре органов и сил. формах и методах деятельности): особое внимание уделить созданию возможностей для оперативною развертывания гражданской обороны в угрожаемый период

Перезрел вопрос о новых принципах защиты населения от современных видон оружия в условиях современных войн и вооруженных конфликтов С ейчас всем уже ясно, что старыми подходами к защите способами массовой эвакуацией населения из всех крупных городов и повсеместного заблаговременного строительства убежиш на всей территории страны решить задачи защиты в полной мере нельзя Надо искать новые, дополнительные методы.

Вполне очевидно, что б>дуг меняться и уточняться как перечет. задач гражданской обороны, так и приорит еты в их выполнении Уже сегодня в Федеральном законе “О гражданской обороне” появились задачи, ранее не свойственные гражданской обороне. Среди них.

первоочередное обеспечение пострадавшего населения;

восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах.

срочное захоронение трупов

В иной формулировке, чем ранее, изложена задача по повышению устойчивости экономики Теперь она звучит как - "Разработка н осуществление мер. направленных на сохптение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время .

Новые задачи требуют поиска новых подходов и путей решения.

Так. для реализации задачи по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования ЭКОНОМИЮ4 и выживания населения в военное время, требуется >.<• >••■в -еннс цереч-

804

пя Iаки\ обмскюв и ра$раш1кл конкреты.х рекомендаций Д\масчся.

5,1ССЬ МОЖНО ИСПОЛЫОВаТЬ !<)1 ООЛЫНОЙ ННЧЧПЫИ ;а (0.1. КОТ Орми бы I

сделай ранее н облай и повышения усчойчнвост рабош офаслей и обиетов народного \о?,чне 1ва Кроме гою. лечо ?» и $ опыта поенных ДСЙСПШЙ К Ираке. МЫ В ПОС ЮЛ нее кремя СфСМИМСЯ уДСЛИИ. особое внимание вопросам маскировки наиболее важных ооьекюв 01 высокоточно! о оружия Научные исслелования в ной обтает велмся ео-вхкчлнос ПИП Мииис«ерслва обороны РФ

( еюлня очевидно. чт решение "сьчрых" фадинионпых шдач Гражланской обороны Требу С! новых илей И В И (ЯДОВ. ИСХОЛЯ и >■ современных условий.

Уже сейчас можно предложить на обсуждение 1акие новые подходы и способы ташиты пасе 1сния как

сотдапие <он бешпасносчи внутри юродских территорий (па определенных расстояниях 01 вероятых целей нападения К

создание новою направления татнты - ннформаниоино-ненхоло! ической шины населения в кричиеных сичуапиях”

ичменеиие ПОДХОДОВ К прочное! НЫМ харак!ерис1икам и КОНС1-рукшнимм решениям йицтиых сооружений и лр

В концетуальном плане крайне важно определи!вся. а чт же мы понимаем иол опасностями, возникающих! и при ведении военных действии или вследствие >тих действий** Опреде.нпь перечень VIих опасностей. п\ классификацию и т I Иначе вес рачюворы о юшше с гаповя I ся бсссолсржаюльнымн

Ьольшая работ предетонч по /кмьнейшему рашнпно и совершено копанию правовой и нормативной балы, регламенш-р\ющей в новых еоциатьпо-'жономически.х условиях порядок нолю-твки и веления гражданской обороны Чтбы шработ Федеральный шкон "О гражданской обороне необходим целый комнтекс подзаконных ак!он (схема Л? 4л

В первую очередь, па наш вч! (яд. необходимо как можно скорее припяи) 'Основные направления сосу даре 1 венной политики Российской Федерации в облает гражланской обороны". Положение о гражданской обороне' и т )сновные положения по шнипе населения . ичла!Ь ряд дру 1 их документов, предусмогрсипых законом Все они МЧС России уже нодготов 1сиы !1 находятся в стадии согласования или дорабочки

Ьолымое значение .ия практической работы на местах будет имен, разработанный в настоящее время проект руководства “Основы подютовки и ведения |ражданской обороны'

806

!}«ные ІІОЛІИКОІіНЬїе и нормативные документы по организации и велению ГО

1. Основные направления юсъ'ларсгвеннон поли піки в области і О

2. Основные положении но защите населении от современных средозв поражении

3. О порядке отнесения территорий к группам но ГО

4. О порядке отнесения организаций к категориям но \ О

5. Положение о порядке создания и деятельности гражданских организаций Г О и определения органи заний* создающие такие формирования

6. О порядке накопления, хранения и использования в целях ГО іапасов материально-технических, производственных, медицинских н иных средств

7. Положение о t ражданекой обороне

8. Положение о службах гражданской обороны

9. Положение о войсках ГО

10. Нормы проектирования инженерно-технических мероприятии ГО

і і. Строительные нормы, указания, руководства но приспособлению различных

помещений для зашиты населения

12. Руководство но эвакуации населения

1.3. Порядок финансирования мероприя тий но Г О

1.4. Руководства (рекомендации) по организации различных видов первоочередного jоепечения пострадавшей о населения

В сложившихся экономических условиях крайне важно правильно определить экономические подходы к решению чадам гражданской обороны. В связи с этим хотелось бы сказать следующее.

В силу сложившихся экономических причин гражданская оборона определенное время вынуждена будет сидеть на ‘голодном пайке”. К сожалению, в настоящее время и в ближайшем будущем мы не сможем реализовывать крупные программы по подготовке гражданской обороны к действиям в военное время. Поэтому очень важно в этих условиях;

обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий гражданской обороны, учитывающих особенности города, района и в целом субъекта Российской Федерации;

при разработке и приобретении средств защиты максимально учитывать интересы защиты населения как в мирное, так и военное время;

более активно реализовывать принцип “двойного использования” средств защиты, который предполагает, с одной стороны, чтобы имеющиеся сооружения и имущество гражданской обороны можно было своевременно использовать по предназначению, с другой - материально-техническая база гражданской обороны по возможности должна использоваться для социально-экономических целей и для нужд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу аций природно-техногенного характера.

Было бы, очевидно, целесообразно разработать проект концепция развития гражданской обороны с учетом современных экономических возможностей государства Эта концепция должна соответствовать концепции военного строительства в Российской Федерации. Военной доктрине Российской Федерации и Программе экономического и социального развития страны.

Все вышесказанное обуславливаег необходимость внесения изменений в государственную политику в области гражданской обороны, которая, кстати, в сущности официально не менялась на протяжении последних 40 лет.

В связи с этим МЧС России разработан проект Основных направлений государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, который должен быть утвержден Президентом Российской Федерации. Цель и принципы государсгвенной политики показаны на схеме № 5, а ее основные направления на схеме № 6 .

808

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ Г ОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ

Целью I осуди ровен ной политики в области гражданской обороны является создание я стране условий, обеспечивающих в военное время предотвращение или максимальное снижение потерь и ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для >оойчивого функционирования

экономики и выживания населения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТКИ

Защите от опасностей, возникающих при ведении боевых действий, подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны

Организация и ведение ГО является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ

Защите от опасностей, возникающих при веде-I нии боевых действии, подлежит все население РФ.

! а также иностранные граждане и лица без гражда-1 нетва. находящиеся на территории ораны

[„—____________________________________________

Мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценно-егей от опасносгей, возникающих при ведении военных дейсгвий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов

Мероприятия ГО планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков, оперативно-стратегической и экономической обоснованности

ГО организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной влаои, органами государственной власги субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями ГО с сохранением за нижестоящими уровнями самостоятельности

809

Основные направления государственной политики в области ГО на современном этапе

Создание правовой и нормативной базы:

• проекты законе.1 постановлений,

• определение порядка возмещения расходов.

«госстандарты;

* нормативы;

* уставы, наставления, руководства.

Первоочередное жизнеобеспечсние:

* восстановление коммунальных сетей;

* нормирование снабжения;

* защита водоисточников;

* финансовое обеспечение,

► медицинское обеспечение,

* создание запасов.

Создание и развитие сил и средств:

• реформа Войск ГО, •создание спасательной службы;

•создание ГО ГО, ♦создание служб ГО; •создание мобильной группировки сил;

• поддержание готовности •сил и средств; •проведение учений.

Обеспечение управления Г О:

• система связи и оповещения;

• пункты управления;

• разработка планов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранение объектов существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения:

• научно-методические основы; •рациональное размещение: •подготовка объектов, •подготовка к восстановлению, •создание страхового фонда документации.

• маскировка

Обучение населения:

• разработка программ.

• разработка учебных программ;

• организация обучения.

Подготовка территории в интересах ГО:

• создание мониторинга,

• развитие СНЛК,

• подготовка загородной зоны для эвакомероприятий,

• ведение |радостроите-льства с учетом интересов ГО

Международное

сотрудничество:

• заключение и реализация договоров,

• участие в ВРСГ'О;

• участие н МОГО;

• выполнение международных обязательств.

Подводя итоги схаванному выше, можно еще раз подтвердить, что для гражданской оборони наступил ?тап коренного реформирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.