ГРАЖДАНСКАЯ ОЬОРОИА - НАШЕ ОЫЦЬК ДКДО
Дшгин //.//.
Ушедший в исюрию XX век преподал человсчествч небывалый урок жесткости военных конфликте в целом н к мирному населению в особен1,{ I (.СЛИ в первой мировой ВОЙПС удельный вес
жертв среди МИрНОЮ Нас* 1СНИЯ составил 5% от всех погибших, 10 ВО Второй мировой войне - 5и"*, а в современных военных конфликтах он достигает 90%. Всего от вооруженною насилия в этом веке погибло около 150 млн человек, из коюрых одна 1реть приходи 1ся на Россию (СССР) Мирное население все больше становится заложником у молоча войны. В связи с ним его ташита 01 опасностей. вот-никающих при ведении военных действий ИЛИ вследствие 71ИХ дей-сIвий, становится сегодня новым общечеловеческим императивом.
Война сама но себе ужасна и бесчеловечна Но 1ибель и страдания в ходе ее детей, женщин, стариков, сотни тысяч беженцев, лишившихся крова, делаки ее и и наступившем XXI веке одной ж главных утро* человечеству
В XX веке но мере ратвтия и совершенствования средств вооруженной борьбы во многих странах мира стали создаваться юсу-ларс!венные системы по тащите мирного населения и ходе военных действий 4 октября 19?2 юда «акая система - местная противовоздушная оборона ораны (М11ВО) была создана и в нашей стране М11ВО носила местный харакчер и решала задачи по тащите населения в тонах возможного действия вражеской авиации
В 1961 юду в святи с появлением ракетно-ядерною оружия на базе М11ВО была сотдана государственная система • р;тжданской обороны 1.е отличи.* от МПВО состояло в том, что она должна была обеспечип. тащигу населения на территории всей страны от поражающих факторов качественно новою оружия - оружия массового поражения
Прямо надо сказать, что решение данной тадачи носило проблематичный характер Любому здравомыслящем) человеку ясно, что в у словиях массовою применения ядерного оружия тражданская оборона в лучшем случае может лишь частично сократить потери 11о)’тому не случайно в обществе появился некий скеп.ис по отношению к мероприятиям гражданской обороны. Добавые к ному отра-ниченность ее дежельносги только рамками военного времени, нит-кую готовность к ликвидации природно-технических аварий и катастроф Необходимы были перемены
I? 1942 юлу дополнит ельно к системе гражданской обороны и частично на базе ос орг анов управления и войск фажданской обороны была создана качественно новая, не имеющая аналогов в мире система - единая юсударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуация (РСЧС), которая призвана повысить Iо(онпос11> государства к выполнению мероприятий по пред>преж-лению и шквидапии аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время При >гом система фажданской обороны и РСЧС' действовали и дейовуют под единым руководством МЧС России
В последние юлы усилия МЧС России при поддержке Президента и Правительства Российской Федерации были направлены на сохранение потенциала системы фажданской обороны и ее матери-атьно-технической базы В целом это удалось сделать, хотя следует конаагировать. что в силу объективных причин он все же снизился. В начале XXI века мы должны не только восстановить этот потенциал. но и шачительно его повысить К этому нас обязывает ряд об-стоятетьств
Первое. 11а рубеже веков меняется, и не в лучшую сторону, во-ечно-г;отитичсская обстановка для России Несмотря на снижение уровня военно-политического противостояния на международной арене, все же нельзя не учитывать, что пока еще не созданы достаточно надежные гарантии необратимости поштивных тенденций Колее того, ряд военных специалистов и политолоюв прогнозируют в первом лесятилстии XXI века обострение военно-политической обстановки. рост военных \тро^ для России
Второе. Харамер и особенности современных войн и тенденция их развития в XXI веке предопределяю* необходимость особого внимания к проблемам зашиты населения, материальных и культурных ценностей, всей инфраструктуры государства в целом в период военных действий Войска в наши дни стремятся избегать прямых столкновений на поле боя. предпочитая обмениваться авиационноракетными уларами на расстоянии по войскам, объектам и учрежте-ниям тыла Все это ведет к росту потерь среди мирного населения и парушению срсды обитания человека
Характерен пример агрессии против Югославии, где объектом активного воздействия был тыл страны При зтом ВВС НАТО выполнили 9300 боевых вылетов, выпустив 24 тысячи боеприпасов, суммарная мощность которых по трошловому эквиваленту превысила 15 тысяч тонн Было выведено из строя до 70% объектов оборонной промышленности, более 40 крупных мостов, 35% объектов энергоснабжения, вк тк>-
чая электростанции, топливные хранилища и нефтеперерабатывающие заводы В провинции Косово уничтожено до 4и% жилых домов, 32% школ и 88% больниц
Для разрушения системы жерюсиабжсния использовались графитовые бомбы, которые нарушали подачу ысктро)нер| ии на всей кррторчч станы. Ото вышвало колосса1ьные трудное! и в жизнеобеспечении (ов из-за отсутствия энерто-, водоснабжения, гепла и других коммунальных услут
Общий ущерб жономики Югославии превысит 100 млрд. долларов. За время агрессии погибло 1200 мирных жителей, более 5 ты* сяч получили ранения Вместе е 1ем, по мнению специалистов, бла-юларя эффективной системе оповещения населения, а также во *-можносш укрытия его в защитных сооружениях, уталось избежать более крупных потерь среди населения
Хотелось бы обратить внимание еще на одну характерную особенность Как показывает опыт военных конфликтов последних лет (Ирак, Ютославия), зачастую складывается ситуация, когда идет вооруженная борьба, страдает и гибнем мирное население, а фактического объявления войны или введения носиною положения нет Го есть, как бы стирается грань между мирным и военным временем В этих условиях действия системы фажданской обороны но «классическому» варианту мирное время - угрожаемый период военное время, с классическим набором меропрнякий не всегда получаются Поэтому часть сил и средств фажданской обороны должны находиться в «упреждающей» готовности Такую ютовность в России обеспечивают силы и средства РСЧС Я катеторически не согласен с теми людьми, которые разделяют РСЧС и гражданскую оборону ')ю не параллельные, а две тесно взаимодействующие системы Укрепляя одну - мы укрепляем и другую В перспективе возможен вариант и х и две системы образу юг единую систему - сисчему гражданской защи I ы
Третье. В современных условиях и планах на перспективу полностью не исключена вероятность применения оружии массовою поражения Все больше государств становятся владельцами ядерното оружия В военных доктринах всех ялерных юсударств предусматривается гак называемое ограниченное применение ялерных боеприпасов Кроме того, надо учитывать и то обстоятельство, чю и обычное современное высокоточное оружие может вызвать последствия, соизмеримые с применением оружия массового поражения (разрушение А')С, химических предприятий, гидротехнических сооружений плотин и т.д )
Четвертое. И XXI веке возможно появление новых видов пер-снск1 нвного оружия, основанных на новых физических принципах К ним 01 носится информационное, психотропное, метеорологическое, геофизическое. инфразвуковое и другие Кстати, уже сейчас нашим ученым с 1ел>С1 заметить, что необходимо работать нал методами и способами зашиты от такою оружия
11яI<>е. Одной из самых актуальных в последнее время стала проблема (ерроризма. Терроризм приобретает такой масштаб, когда не исключается вероятность террористических актов с особо тяжкими последствиями для общества Опыт ликвидации террористических диверсий в последние юды покатал необходимость специально подготовленных сил 1акими силами призваны стать войска фажданской обороны
В целом можно сделать вывод, что и в XXI веке тражлан-ская оборона будет оставаться важным элементом национальной безопасности России. Как это и определено в Концепции на-циопагьной безопасности Российской Федерации
I раж тайская оборона в начале XXI века должна строиться по том\ ж*.* принципу, что и вся оборона в масштабе государства -принципу стра!егнчес1с0й мобильности. Суть его состоит в поэтапном нарашивании мероприятий фажданской обороны по времени и пространству в зависимости от уровня военных утроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нуэкном месте Реатизация пою принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил. способных прикрывать не только отдельные города и объекты. а целые территории, наличие мобильных резервов средств зашиты и средств для жизнеобеспечения населения При >гом в значительной степени возрастает роль и значение особою (угрожаемого) периода дня своевременного мобилизационною развертывания I ражданской обороны
В новых изменившихся геополитических, геострате1 ических и экономических условиях важно определить основные направления в политике государства в области гражданской обороны
И связи с пим в МЧС России подготовлен проект «Основных направлений государственной политики Российской Федерации в области фажданской обороны», в котором изложены цель, принципы и основные направления государственной политики в области фажданской обороны на современном этапе Проект данного документа согласован с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. рассмотрен и олобрсн на совещании в Совете Безопасности Российской Федерации И настоящее время ведется подготовка его к
подписанию и обнародованию соответствующим у ка«ом Президента Российской Федерации.
Каковы же основные направления тосударственной политики » области гражданской обороны? 11режде всего, по нашему мнению, это - совершенствование нормативной правовой баш по подготовке и ведению гражданской обороны, которая регламентирует с га! ус, структуру, сосзаь орпнов управления, сил и средс!в фажданской обороны, финансовое и а.нериально-техническое обеспечение ее мероприятий, а также порядок осуществления специальных, ра{решительных, надюрных и контрольных функций в области гражданской обороны.
Во-вторых - совершенствование системы управления в области фажданской обороны. В первую очередь, мы должны продолжить восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны, их соответствующих служб; создание в федеральных органах исполнительной власти и организациях структурных подразделений, специально уполномоченных на решение {адач в об лас-ж гражданской обороны
В-фетьих - дальнейшее совершенствование сил и средств фажданской обороны. Особого внимания требуют вопросы, реформирование войск гражданской обороны, создание на их основе Государственной спасательной службы МЧС России,
реорганизация невоенизированных формирований гражданской обороны.
создание гражданских организаций фажданской обороны, создание системы мониторинга природных, техно! енных и военных угроз и опасностей;
со»дание мобильных группировок сил фажданской обороны, ре конструкция всех систем оповещения объектов экономики и населения
В-четвер1ых, мы должны совершенствовать систему подготовки органов государственной власти и обучения населения, продолжать накапливать научные шания в области фажданской обороны, отвечающих современным требованиям и новым социальноэкономическим условиям.
И последнее. В условиях многополярного и взаимосвязанного мира сегодня нет алыернативы дальнейшему развитию межгосударственного софудничества в области фажданской обороны Нам необходимо ра{вивать двух- и многосторонние свяж с зарубежными странами, принимать участие в соответствующих мероприятиях, проводимых Организацией Объединенных Наций, Международной
ор|аннзапией гражданской обороны, содействовать формированию системы коллективной гражданской обороны госуларств-участников Содружества Независимых Государств
И все же главное. чго нам предстоит сделать - тто изменить отношение к мероприятиям фажданской обороны. Сейчас намечается такая тенденция, когда все хогят быть объектами защиты, а роль субъекта отводят только государству Решение оборонных проблем всегда требовато и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества Большие и сложные задачи фажданской обороны могут быть решены только при активном участии всех фе-лератьныч органов власти, субъектов Российской Федерации, органов местною самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения
Высказывания некоторых руководителей, что фажданская оборона как составная часть оборонных мероприятий страны, является функцией только федеральных органов, глубоко ошибочны В защите насетения на своих территориях должны быть заинтересованы втагти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления Они несут прямую ответственное >ь нерел своими гражданами, которые их избирали на занимаемые ими должности, та их безопасность И не только через уплату соответствующих налогов в федератьный бюджет, но и другими многочисленными мероприятиями
создание чрезвычайных резервов,
подготовка населения тто фажданской обороне, создание и обеспечение учебно-метолических центров.
создание, финансирование и материатьно-техническое оснащение гражданских организаций гражданской обороны,
выполнение мобилишнионных обязанностей в части, касающейся формирований гражданской обороны.
выделение средств па приобретение СИЗ, строительство защитных сооружений и других объектов ГО
В обеспечении непрерывного функционирования своих предприятий и организаций независимо 01 форм собственности, в защите рабочих и служащих и членов их семей, естественно, должны быть гаинтересованы их владельцы и руководители
!аким образом, в соответствии с выше сказанным должны распределяться обязанности, финансовые и материальные затраты между федеральными органами, субъектами Федерации, владельцами и руководи гелями предприятий и организаций
Особенно большая роль в гражданской обороне принадлежит гражданскому населению От его сознательного, а может быть и са-
моотверженного отношения к участию в мероприятиях гражданской обороны зависит их эффективное!ь ')ло ярко показала Великая Отечественная война В мероприятиях М11ВО участвовали все фаждане Они осуществляли меры по светомаскировке, тушили пожары, лик» визировали разрушения, оказывали помощь ностратавшим Такое отношение к лег, когда встают всем миром против беды является харакзерной чертой »• -. кго народа Гражданская оборона - эго поис-тине всенародное дело
* * ф
В настоящее время ведется активная работа по реализации Федерального закона «О фажданской обороне», принятог о и обнародованного в феврале 1998 года Нго шачение трудно переоценить Впервые в истории нашей страны законодательно определены задачи, которые должна решать гражданская оборона полномочия федеральных и региональных органов власти, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области
При подготовке закона был учтен многолетний опыт работы в >гой области и не только в нашей стране, а также всего мирового сообщества Выли учтены гакже нормы Международного права по защите жертв войны
В законе дано определение гражданской обороне, как системе мероприятий по защите населения, материа1ьных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
В соответствии с этим сформулирован перечень залач, решаемых гражданской обороной Часть из них носит трагиционный характер Среди них обучение населения способам защиты о г опасностей, иоэникающих во время войны, оповещение его об этих опасностях; пред ставление населению убежищ и средств индивидуагыюй тащиты. жакуааия населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, проведение мероприятии по маскировке, проведение аварийно-спасательных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подверг шихся заражению, обеззараживание населения, техники, зданий леррилорий. обеспечение постоянной готовности сил и средств
Вместе с тем, законом поставлены также и другие, ранее не свойственные фажданской обороне, задачи
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и принял ие других необходимых мер.
восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах.
срочное захоронение трупов в военное время 11еско 1ько по иному сформулирована прежняя задача повышений устойчивости жономики Л именно «разработка и осуществление мер. направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время»
Чтобы реализовать пи задачи, следует уже сейчас проделать большой объем научно-исследовательской, организационной работы, выработать методологические подходы решения задач, подготовить соответствующие нормативно-правовые документы
Н данной статье хотелось бы остановиться на некоторых наиболее важных и приоритетных направлениях работы в области траж-данской обороны
11ервоочередного внимания 1 ребует проблема оповещения населения.
Оповещение населения является одной из основных задач органов власти всех уровней, организующих его защиту в чрезвычайных ситуациях мирного и военною времени В сущности, зашита населения и начинается с его своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности
Оповестить население означает, что оно должно быть своевременна предупреждено о надвитаюшейся опасности, а также проинформировано о порядке повеления в создавшихся условиях Своевременное оповещение и информирование позволяют резко сократить возможные потери, препятствуют возникновению паники и неуверенности Недаром говорят оповещенный - наполовину спасен
С' пой целью в стране созданы и содержатся в постоянной готовности системы оповещения гражданской обороны, в которых используются сеж всех видов вещания (радио-, телевещания, проводного вешания), как государственных, так и коммерческих
Хоте т бы подчеркнуть, что только комплексное использование всех видов вещания позволяет в максимальной степени охватить на-сстение страны Особое место в информировании населения занимает сеть проводного вешания, которое, к сожалению, геряет свои пошипи, особенно в сельской местности Резкое сокращение них сетей в сельской местности, связанное с убыточностью их содержания, не только лишает сельское население часто единственной возможности получения информации, но и резко сокращает возможности их свое-
временного оповещения Надо искать альтернативные нуги решения стой проблемы
Основная масса существующих систем оповещения была построена еще в 70-е годы и уже основательно физически и морально устарела Нельзя доводить дело до выхода и< строя даже устаревших систем •лювешен )Я а необходимо искать способы по.{держания их в рабочем состоянии и о.повременно решать задачи их модернизации МЧС России в настоите. ьремч предпринимает необходимые ша«и по их реконструкции на бате новых технологий. Конечно, дело упирается в финансирование
После аварии на Чернобыльской А')С был поставлен вопрос о создании специальных (локальных) систем оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов (химически опасных, атомных станций. гидроузлов с напорным фронтом) К сожалению, на работа проводится крайне медленными темпами Следует напомнить, что владельцы них объекте, несут прямую отвегственность за создание локальных систем оповещения Решая проблемы защиты населения в военное время, мы исходим из того положения, что праио на обеспечение Iарантированного минимума безопасности в условиях войны является универсальным и равным для всех категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Обеспечение эюго права положено в основу государственной политики в области гражданской обороны.
Важно учитывать, что в современных условиях изменился характер опасностей для человека в военное время ">то определяет необходимость системного подхода к решению проблем защиты К со-жа »ению, изменились экономические условия и возможности государства по реали ;ацин крупных проектов в области шциты
МЧС России учитывает эти обстоятельства, в первую очередь, меняется подход к традиционным способам тащиты, в частности по эвакуации населения и укрытию сто в защитных сооружениях
Взять, к примеру, взгляды на эвакуацию в пропитом и настоящем Ранее, эвакуация населения в условиях опасностей, связанных с применением ядерното оружия и других средств массового поражения, рассматривалась как основной способ защиты Конечно, в отдельных ситуациях, когда реальной станет угрота ядерного нападения, и сегодня >вакуация остается важным, а порой и единственным способом тащит ы
Имеете С 1СМ, в современных условиях, в условиях войн с обычным оружием вряд ли целесообразно рассчитывать на проведение массовых эвакуационных мероприятий, особенно из крупных го-
ролов Людей можно эффективно защищать там, где оии живут, тру-лятся отдыхают путем укрытия их в защитных сооружениях.
Опыт применения шшитных сооружений в годы Великой Отечественной войны, сохранивших жизни людей на фронте и в тылу, иока*&1 их высокую зффективноегь Кстати, и во многих военных конфликтах современности инженерная защита населения являлась наиболее доступным и эффективным способом защиты А комплексное применение шшитных сооружений, эвакуации, средств индивидуальной зашиты может обеспечить максимальное снижение поражения населения
Многие предприятия, учреждения и организации располагают значительным фондом убежищ и укрытий, накопленным в тгрошлые годы їло, этот фонд, необходимо сохранять, поддерживать в определенной готовности к использованию в чрезвычайных ситуациях Нужно скатать, что в этом плане есть определенные проблемы и недостатки Далеко не везде убежища поддерживаются в сохранности и тачастлю дорогостоящие сооружения выходят из строя.
'Задача сойот также и в том, чтобы имеющийся фонд восполни ть и увеличить А путей для лого немало Несмотря на определенные трудности зкономического характера, мы не отказываемся от строительства защитных сооружений Там. где тго необходимо, убежища должны строиться целевым назначением, нормативная правовая база на нот ечст имеется 'Зто. в первую очередь, касается объектов представляющих потенциальную опасность для работающих смен и населения. проживающего в непосредственной близости от пи.\
В основном же накопление убежит и укрытий, на наш взгляд, должно идти путем освоения подземного пространства городов и населенных пунктов - метрополитенов, горных выработок, тоннелей ра минного назначения, подземных коммуникаций и других сооружений. пригодных для этих целей При з том в будущем наибольшие перспективы та строительством заглубленных помещений под зданиями различного назначения, используемых в повседневной деятельности в интересах населения, общества и государства и приспосабливаемых для укрытия населения в военное время
В соответствии с «Основами (Концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 гола» перед МЧС России поставлена задача оптимизировать структуру МЧС' России и создать единую Ї осударственную спасатепьную службу МЧС* России, организационно состоящую из рапионатьмо размещенных на территории страны спасательных центров
Работа в этих направлениях ведется Наши территориальные органы управления приведены в соо1встствие с границами установленного военно-административного деления Российской Федерации Расформированы два региональных центра - Забайкальский и Западно-Сибирский. Создаются многофункциональные мобильные спасательные центрь: МЧС России Центры формируются на базе 01-дельных механизированных бригад гражданской обороны с широким использованием авиации модульного принципа построения системы и сбалансированного состава сил и средств по основным мероприятиям гражданской обороны Кроме юго, проводятся другие крупные организационные преобразования
За последние годы нам удалось повысить подготовку войск гражданской обороны, обустроить их бьн, переоснастить на более современные образцы спасательной техники, собрать разрозненные подразделения в единые ор1анизмы. Войска стали полее активно применяться в спасательных работах
В настоящее время вокруг войск гражданской обороны ведется полемика об их реформировании В перспект иве, безусловно, по мере стабилизации обстановки, необходимо переходить к новым видам формирований гражданской обороны с установлением специального вида государственной службы, имеющей условия прохождения службы анало!ичные тем, которые имеются, например, в прошвопожарной или налоговой службах Но это в перспективе.
На современном этапе войска гражданской обороны остаклся важнейшей компонентой сил гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в крупных оча-1ах поражения. Условий для быстрого перехода от военной организации основных спасательных сил к невойсковым формированиям пока не создано Причин и обстоятельств лому несколько Основные и* них следующие
одним и* основных принципов строительства гражданской обороны признан принцип стратегической мобильности, обеспечивающий решение задач защиты населения и ведения аварийноспасательных и других неотложных работ при любых вариантах и формах вооруженных конфликтов. Пока этому принципу наиболее полно отвечают войска гражданской обороны,
войска гражданской обороны способны проводить весь комплекс работ в современных условиях, начиная от радиационной, химической и бактериологической разведки, что, к сожалению, не в состоянии делать другие формирования,
задачи по защите населения и задачи чрезвычайного гуманитарного реагирования крупномасштабного характера, особенно в зо-
не боевых действий, в прифронтовой полосе или в труднодоступных районах способны проводить только крупные мобильные силы, ко-юрыми являются войска гражданской обороны,
военно-политическая обстановка в мире и недостаточное фи-нансироиамие не иогволяют высокими темпами вести структурные ! «реобрашватсльные мероттрия т ия.
не полностью подготовлена нормативная правовая база по новым формированиям
Таким обрачом. по нашему мнению, форсировать решение вопроса по сот дан ию полностью девоенизированной системы гражданской обороны вряд ли пелесообратно Такая реформа гребует глубокой проработки, финансовою и материально-техническою обеспечения. научною обоснования ряда практических шагов в >том направлении и проведения некоторых подготовительных мероприятий Чем в настоящее время МЧС России занимается
Одним ит важных направлений подг отовки к ведению 1раж-данской обороны, развития се сил и средств является заблаговременное сомадне гражданских организаций гражданской обороны. ')ти органнкшии приходя! тга cmchv так называемым невоепижро-ванным форчптрованиям гражданской обороны
Смена названия, а также новые условия создания и деятельности таких формирований вы таны тем, что Россия стала участницей международных соглашений по гражданской обороне, а также коренными тмснсниями в политической организации и экономической леятедыюсти в стране
Фактически фажданские организации фажданской оборотты >то форма привлечения рабочих и служащих ор1ачи*аций. продолжающих работч в период мобилизации и в военн(*е время, а также др\ю!о тр\ лоспособног о населения к самообороне, гашиге людей, объектов экономики и инфрастр>ктуры населенных пунктов от военных опасностей. В соответствии с действующим законодательством они сомакнся но герритори&тьно-производст венному тгринцип> и должтгы привтекаться для проведения аварийно-спасательных и дру-I их неотложных работ участия в осуществлении мероприятий по радиационной. химической и биологической защите, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и фчгих обьсктов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах
МЧС России, которому гюр\чены методическое руководство и контроть за со манием гражданских ор1анизаций гражданской о бороны. сейчас активно работает над тем, чтобы получить в лице этих организаций силу, способную успешно выполнять свои задачи не
только в военное время, но и, при необходимое!и, прийти также на помощь профессиональным аварийно-спасательным службам при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.
Но. чтобы эти организации стали действительно массовыми и подготовленными {-. выполнению возложенных на них *адач предстоит еще немало сде.»*тъ Прежде всего, разработать стимулы для моральной и материальной «аинтересованности для 1раждан, которые могут быть зачислены в пи организации, ортаниювать их подготовку на предприятиях, оснастить формирования необходимой специальной техникой и имуществом.
Успешное решение мноючисленных и сложных но своему содержанию задач, возложенных на гражданскую оборону, во многом зависит от уровня подготовки населения к действиям в сложных условиях военною времени Придавая этому вопрос) важное значение и осуществляя методическое руководство, координацию и контроль за подютовкой населения, МЧС России большое внимание было уделено поэтапному развитию и совершенствованию системы подюговки, которая к настоящему времени вполне сложилась, сформировалось и функционирует
В то же время нужно прямо сказать, что сегодня, несмотря на все принимаемые меры, уровень подготовки руководящею состава ч населения остается низким. '_)ю объясняется целым рядом объективных и субъекч ивных факторов
В последние годы происходит изменение взглядов и подходов к вопросам обеспечения безопасности человека Создается новая самостоятельная область знания - теория управления рисками или теория (к.юпасности жишедеягсльности Нельзя разрывать подготовку населения к защите и действиям в мирное и военное время Надо более акшь! : и >ффективпо испольювать возможности средств массовой информации, коммуникационных сетей, компьютерные 1ехноло-I ии Во всех учебных таведениях необходимо вносить соответствующие коррективы в про!раммы обучения по курсам «БЖ» и «ОВЖ» и повышат ь эффективность и качество в обучении
И последнее. В сложившихся экономических ус товиих крайне важно правильно определить экономические подходы к решению задач юажданской обороны. В связи с этим хотелось бы ската!ь следующее
В силу сложившихся экономических причин фажданская оборона определенное время вынуждена будет сидеть на «голодном пайке» К сожалению, в настоящее время и в ближайшем будущем мы не сможем реализовывать крупные программы по подготовке граждан-
ской обороны к действиям в военное время. Поэтому очень важно в >1ИЧ условиях
обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий гражданской обороны;
при раэрабо1кс и накоплении средств защиты максимально учитывать интересы защиты населения как в мирное, так и военное время,
более активно реалиювывать принцип «двойного использования» средств защиты, который предполагает, с одной стороны, чтобы имеющиеся сооружения и имушео во гражданской обороны можно было своевременно испольювать по предназначению, с другой -материально-техническая база гражданской обороны по возможности должна использоваться для социально-экономических целей и для нужл предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В данной статье, безусловно, затронуты далеко не все проблемы и аспекты подютовки и ведения гражданской обороны в совре-менныл чсюиияч Важно понять - Гражданская оборона - серьезное и наше обшее дело