Научная статья на тему 'Основные положения концепции дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны на период до 2015 года (проект)'

Основные положения концепции дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны на период до 2015 года (проект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
864
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимиров В. А., Долгин Н. Н., Малышев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны на период до 2015 года (проект)»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСНОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА В.А. Владимиров, Н.Н. Долгин, В.П. Малышев

ВВЕДЕНИЕ

Основные положения нонцепции дальнейшего развития и совершенствования граждансной обороны на период до 2015 года (далее - Основные положения) разработаны на основе анализа вероятного характера военных конфликтов, прогнозируемой военнополитической обстановки в начале XXI века и экономических возможностей Российской Федерации по реализации мероприятий гражданской обороны.

Правовую основу данного документа составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О гражданской обороне», другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Международное гуманитарное право по защите жертв войны.

Основные положения могут служить исходной базой для разработки программ и планов развития гражданской обороны.

1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

Национальная безопасность России не может быть достаточной, если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы.

В связи с этим гражданская оборона как система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, представляют одну из важнейших областей оборонной, военной и социально-экономической политики государства. Во второй половине XX века гражданская оборона в Российской Федерации была ориентирована в основном на действия в условиях мировой войны с неограниченным применением ндерного и других видов оружия массового поражения, что не в полной мере отвечает взглядам на харантер вооруженной борьбы в XXI веке.

В 80-90-х годах появился ряд проблем, требующих разрешения. К ним относятся.

противоречие между устаревшими взглядами и подходами к решению задач граждансной обороны и сложившимися новыми реальными условиями (изменение взглядов на харантер возможных во-

338

енных конфликтов, способы и масштабы применения средств поражения, появление новых видов и систем оружия, изменение военнополитической и социально-экономической обстановки и т.д.);

разрыв между декларируемыми и реальными возможностями по эффективному обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей в случае крупномасштабных войн с применением оружия массового поражения;

сокращение экономических возможностей государства по финансированию мероприятий по подготовив граждансной обороны в требуемых объемах;

снижение уровня участия населения в мероприятиях гражданской обороны, появление в обществе элементов благодушия, скептицизма и сомнений в эффективности и целесообразности мероприятий гражданской обороны.

В XXI вене гражданская оборона вступит в таную стадию своего развития, когда потребуется переосмысление принципов, форм и методов ее подготовки и ведения, а также новые подходы н планированию и реализации соответствующих мероприятий.

Содержание этой работы будет определяться возможной воен-но-поли-тичесной обстановкой, характером военных конфликтов, уровнем развития средств поражения, экономическими возможностями государства.

На основе анализа возможной военно-политической обстановки в начале нового века можно сделать вывод, что, несмотря на снижение угрозы развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России, принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и уничтожении химического оружия потенциальная военная опасность для Российской Федерации сохранится.

Оформление политической картины мира будет сопровождаться борьбой за передел сфер влияния между государствами. Получат обострение ресурсные и территориальные проблемы. Усилится негативное влияние на безопасность страны национального и религиозного экстремизма, которые могут привести и внутренним вооруженным нонфлинтам, масштабным террористическим акциям против мирного населения.

В целом ряд военных специалистов прогнозируют в начале XXI века обострение военно-политической обстановки и существенный рост военных угроз для России.

Наиболее реальную угрозу для России будут представлять локальные войны и вооруженные конфликты, которые при определенных условиях могут перерастать в региональные войны.

Наиболее характерными чертами военных конфликтов первой половины XXI века будут являться:

массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах;

ведение вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе, на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;

огневое поражение важнейших объектов и элементов инфрэ-

структуры государства;

широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов и войск специального назначения;

постоянная угроза расширения масштабов конфликта.

Нельзя полностью исключить вероятность применения ядерного и других видов оружия массового поражения

Крайне актуальной в XXI веке останется проблема терроризма. Войны могут приобрести террористический характер. В результате военных действий на территории России могут возникнуть обширные зоны бедствий, связанные с прямым поражением и нарушением условий жизнедеятельности населения, возникновением многочисленных очагов вторичнчго поражения от разрушения АЭС, гидротехнических сооружений, химически опасных объектов, которые могут быть сопоставимы с очагами поражения от оружия массового поражения.

Разрушительный характер войн последнего десятилетия убедительно свидетельствуют о возрастании роли и значения мероприятий гражданской обороны.

Цель государственной политики в области гражданской обороны России в начале XXI века - создание в стране условий, обеспечивающих при ведении военных действий предотвраще* ние или максимальное снижение людских потерь и материального ущерба, а также сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Для достижения указанной цели предстоит решить следующие основные практические задачи:

разработать и внедрить эффективную систему надежного оповещения и информации населения, обеспечивающую доведение сигналов оповещения и информации до 90% населения в пределах 510 минут;

сформировать государственную систему мониторинга и нонтро-ля за окружающей средой, обеспечивающую постоянное наблюдение и своевременное выявление зон и источников радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения);

создать и поддерживать в готовности оптимально необходимый фонд защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

спланировать и подготовить проведение, в случае необходимости, эвакуационных мероприятий из районов, в ноторых может возникнуть реальная опасность массового поражения населения;

создать необходимые ресурсы средств жизнеобеспечения (воды. продовольствия, одежды, источников энергоснабжения и др.), обеспечить их защиту;

создать мобильную группировку сил, обеспечив их техническое оснащение и подготовку для оперативного проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

создать устойчивую систему управления гражданской обороной;

подготовить и осуществить комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на сохранение объектов, сущест-

340

венно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Реализация государственной политики в области гражданской обороны будет производиться с уметом следующих основных принципов:

защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

гражданская оборона является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом организация и ведение граждансной обороны осуществляется всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, выполнение мероприятий гражданской обороны является долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации;

мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов;

мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются дифференцированно, с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территории и объентам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций;

гражданская оборона готовится к ведению в условиях возможных военных действий любого масштаба и всех форм возможных вооруженных конфликтов;

гражданская оборона функционирует по принципу стратегической мобильности, предусматривающему поэтапное наращивание мероприятий гражданской обороны по времени и территории в зависимости от уровня военных угроз, концентрацию сил и средств в нужное время и в нужном месте, наличие мобильных резервов материально-технических ресурсов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, а также мобильных технически оснащенных сил, прикрывающих территории, отнесенные к группам по гражданской обороне, и организации, отнесенные и категориям по гражданской обороне, а танже целые регионы;

гражданская оборона занимает особое положение в сфере вооруженного противоборства, руководствуясь Дополнительным протоколом 1 к Женевским конвенциям 1949 г., и выполняет гуманную миссию - оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий;

• в мирное время органы управления, сипы и средства гражданской обороны привлекаются к защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Особенностями государственной политики в области гражданской обороны в XXI веке будут являться:

ограниченные возможности государства по финансированию мероприятий гражданской обороны в первом десятилетии XXI века;

усиление роли экономических факторов и стимулов при выполнении мероприятий гражданской обороны;

усиление роли и значения угрожаемого периода при развертывании мероприятий по подготовке к защите населения;

постепенный переход гражданской обороны из области военного строительства в гуманитарную область деятельности общества;

дальнейшее развитие единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) как основного фактора для совершенствования и укрепления гражданской обороны;

активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской обороны.

В XXI век» гражданская оборона в Российской Федерации должна стать:

менее затратной для государства;

общественно-полезной и эффективной нан в военное, тан и мирное время;

гибкой и маневренной, способной выполнять задачи при любых вариантах военных конфликтов;

оперативно-мобильной при развертывании для действий в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

2.1. Совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является приоритетным направлением в развитии гражданской обороны

В целях повышения эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей требуется осуществить комплекс дополнительных мер, направленных на совершенствование методов и способов защиты.

Основными из них являются:

а) разработка и проведение мероприятий по районированию' и зонировании? территории Российской Федерации по степеням и видам опасностей.

Ранжирование территорий (их районирование и зонирование) по степени и видам опасности позволит более целенаправленно планировать и проводить мероприятия гражданской обороны при наименьших экономических затратах.

В целях реализации требуется решить следующие вопросы: разработать необходимые методические документы по проведению работ по районированию и зонированию территории страны;

утвердить на уровне Правительства Российской Федерации Положение о районировании (зонировании) территории страны по гражданской обороне и определить перечень районов и зон;

внести необходимые изменения в нормативные и правовые акты по вопросам учета населения, материальных и культурных ценностей;

б) совершенствование инженерной зашиты населения, материальных и культурных ценностей, как основного способа защиты.

Изменение характера ведения войн в современных условиях опредепяет необходимость пересмотра требований к защитным свойствам защитных сооружений гражданской обороны, их системам жизнеобеспечения и внутреннему оборудованию.

Первоочередной задачей в области инженерной защиты является накопление необходимого фонда защитных сооружений (убежищ и укрытий), обеспечивающего укрытие рабочей смены организаций. имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение, представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (перечень организаций определяется Правительством Российской Федерации).

Для остального населения должен создаваться фонд защитных сооружений с защитными свойствами, адекватными реальным угрозам и опасностям для данного региона, путем освоения подземного пространства городов и населенных пунктов, метрополитенов, горных выработок, фане портных и пешеходных тоннелей, подземных коммуникаций, пригодных для этой цели.

* Районирование территорий в интересах зашиты населения, материальны* и культурных ценностей предусматривает лсленмс территории страны по показателям военно-стратегической значимости и показателям опасностей, возникающим в результате поенных действия или •следствие тгих действий Показателями опасности служат прямое воздействие средств поражения и вторичные факторы поражения, в том числе катастрофическое затопление от разрушения напорных гидроузлов, радиационное и химическое загрязнение территории от разрушения соответственно радиаиионно и химически опасных объектов

^ Зонирование терршорий по видам опасности предусматривает вылеленнс на территории региона нлн субъекта Российской Федерации участков местности, ив которых возможно возникновение опасностей от непосредственного воздействия средств поражения противника или от вторичных факторов, возникающих вследствие воздействия средств нападения (зоны катастрофического затопления, юны радиационного загрязнения и химического заражения и лр )

В цепях повышения эффективности инженерной защиты необходимо осуществить:

внести изменения в градостроитепьную попитику государства по освоению подземного пространства городов.

осуществить переработку государственных градостроительных норм с учетом новых требований гражданской обороны,

внести изменения в Нормы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

организовать разработку типовых проектов зданий с помещениями, предусмотренными для защиты населения, а танже типовых проектов комплекса защитных сооружений, возводимых в мирное время и в угрожаемый период;

активизировать работу по экспертизе проектов в обпасти гражданской обороны,

осуществить разработку и освоение выпуска новых более экономичных видов нестандартного оборудования для защитных сооружений, отвечающих современным требованиям;

в) совершенствование эвакуационных мероприятий.

В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация населения, вывоз материальных и культурных ценностей из опасных районов остается действенным способом защиты.

Вместе с тем многоплановый характер современной вооруженной борьбы предопределяет многовариантный подход к планированию и осуществлению эвакомероприятий. Органы гражданской обороны должны быть готовы к проведению как массовой, так и частичной. выборочной эвакуации, или временному отселению населения из .опасных зон. Регламентации и совершенствования организации требует стихийная миграция людей из зон боевых действий.

Требуется дополнительная проработка и решение следующих вопросов:

переработка планов массовой эвакуации населения из крупных городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом новых сложившихся реальных условий;

проведение специальных исследований социальных, экономических, политических аспектов при проведении массовой эвануации, разработка новой концепции по эвакуации населения на основе новых, более гибких многовариантных подходов к ее организации;

подготовка Наставления о порядке организации и проведения эвакомероприятий в условиях локальных войн;

г) повышение эффективности радиационной и химической защиты.

В комплексе мероприятий по повышению эффективности радиационной и химической защиты приоритетное значение отводится совершенствованию системы мониторинга за радиационной и химической опасностью и оповещению насепения об угрозе поражения, накоппению и поддержанию в готовности необходимого фонда защитных сооружений, а также созданию оптимапьных запасов и поддержанию в готовности для выдачи населению в экстремальных условиях средств индивидуальной защиты

Основными мерами по совершенствованию существующей системы защиты следует считать:

проведение паспортизации радиационно и химически опасных объектов и административно-территориальных единиц Российской Федерации с учетом перехода экономики на новые рыночные отношения и широкое использование научных достижений в области методического обеспечения;

создание на прилегающих и радиационно и химичесни опасным объектам высокоэффективных автоматических и автоматизированных систем контроля и предупреждения населения об угрозе поражения;

разработку и производство принципиально новых средств индивидуальной защиты насепения, обеспечивающих надежную защиту от наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработку новых перспективных средств, способов и технологий ликвидации последствий возникновения вторичных факторов поражения;

а) совершенствование медицинской защиты.

Медицинская защита включает санитарно-гигиенические, профилактические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в зонах проведения защитных мероприятий гражданской обороны и явпяется важным звеном в системе защиты населения.

В целях обеспечения готовности медицинской защиты необходимо:

создать федерапьную медицинскую службу гражданской обороны, объединяющую на военное время все медицинские учреждения страны;

организовать заблаговременную подготовку медицинских сип и средств независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности к выпопнению задач в очагах поражения;

создать резерв медицинских средств защиты, медицинской техники и имущества.

уточнить условия для поддержания в мобилизационной готовности службы с учетом возможного ведения военных действий с применением оружия массового поражения;

е) формирование сети мониторинга и контроля.

На современном этапе существенно возрастает роль и значение постоянного и объективного наблюдения за обстановкой на территории страны.

Объективно назрела необходимость более тесного организационного и функционального объединения всех сил и средств в систему мониторинга и контроля, обеспечивающую эффективный контроль обстановки на всей территории страны.

Система мониторинга должна наряду с обнаружением всего нормативно установленного состава радиоактивных, химических и биологических веществ, обеспечивать в интересах гражданской обороны засечку ядерных взрывов и нонтропь физических факторов поражения; попей избыточного давления, тепловых, акустических, электромагнитных зон поражения, а также динамику изменения инженер-

ной, пожарной и гидродинамической обстановки. Для своевременной прогнозной оценки обстановки необходимо поэтапное, начиная с федерального и завершая местным уровнем управления (в рамках городов, отнесенных к группам ГО), создание информационно-управляющих технологий по следующей цепочке расчетные варианты поражения территорий - прогноз последствий - определение эффектных мер защиты и смягчения последствий.

Для развертывания предлагаемой системы мониторинга необходимо провести следующий комплекс мероприятий:

установить в нормативном порядке источники финансирования всей деятельности системы наблюдения и контроля с учетом форм собственности;

провести разработку нового Положения о системе наблюдения и контроля, а также методической базы, используемой различными ведомствами с целью ее унификации и обеспечения достоверности (точности) результатов прогноза;

разработать специальное положение о порядке информационного обмена в системе наблюдения и контроля, с представлением в нем всего состава информации, получаемой силами и средствами наблюдения и контроля, порядка ее сбора, обобщения, хранения информации, а также состав информации, передаваемой в соответствующие органы управления с учетом решаемых ими задач в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации; ч

разработать организационно-методические принципы подготовки и переподготовки специапистов, работающих в системе набпюде-ния и нонтроля и соответствующих органов управления и привести в соответствие с ними учебные программы и учебно-материальную базу,

т) разработка основ и создание системы защиты материальных и культурных ценностей.

Защита материальных и культурных ценностей является одной из основных задач гражданской обороны.

В связи с тем, что эта задача впервые определена Федеральным законом «О гражданской обороне» для ее реализации требуется1

определить критерии, исходя из которых можно, было бы относить здания, предметы, документы и т.д к перечню материальных и культурных ценностей, подлежащих защите через мероприятия гражданской обороны;

разработать приоритетный ряд (группы) материальных и культурных ценностей по очередности выполнения защитных мероприятий;

определить перечень и структуру военных опасностей, представляющих реальную угрозу для материальных и культурных ценностей;

разработать способы и методы защиты материапьных и культурных ценностей;

подготовить методические рекомендации органам гражданской обороны на местах о порядке защиты материальных и культурных ценностей;

создать соответствующие организационные структуры гражданской обороны (службы, гражданские организации гражданской обороны), непосредственно выполняющие задачу по защите материальных и культурных ценностей.

2.2. Повышение готовности к ведению аварийноспасательных и других неотложных работ

Эффективность гражданской обороны во многом определяется степенью готовности ее сил и средств к ведению аварийноспасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) в очагах поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными направлениями работы по повышению готовности к ведению АСДНР являются:

а) создание, развитие и постоянное совершенствование готовности сип гранщансной оборон.

В современных условиях приоритет должен быть отдан качественному совершенствованию имеющихся сил и средств гражданской обороны, более полной реализации положений Федерального закона "О гражданской обороне" по вопросам создания гражданских организаций (формирований) гражданской обороны, повышению готовности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, активизации работы по созданию в субъектах Российской Федерации поисково-спасательных служб и отрядов, содержащихся за счет этих субъектов федерации и муниципальных образований с бронированием их личного состава на военное время.

Для эффективного применения имеющихся и развертываемых в военное время сил гражданской обороны при проведении АСДНР должны быть заблаговременно определены и подготовлены эшелонированные группировки сил и средств гражданской обороны3 городов, районов, субъектов Российской Федерации, а также группировка сил гражданской обороны федерального уровня, состоящая из сил центрального подчинения и сил федерального резерва.

Важнейшая роль в проведении АСДНР в очагах поражения и выполнении других задач в области гражданской обороны будет принадлежать войскам гражданской обороны.

Осуществляемое в соответствии с “Основами (Концепцией) государственной политики по военному строительству на период до 2005 года" реформирование войск гражданской обороны с созданием на базе развернутых соединений и воинских частей этих войск многофункциональных мобильных спасательных центров (от одного

т

Под термином «Группировка СИЯ ГО» понимается сведенные я определенную ст*гтему и расположенные гоотястгтяуюшим обратом силы ГО. предназначенные для яелення аяяриПно-снасательных н дру'их нет ложных раГмп я оча1Ях поражения. зонах радиоактивного за1рязнс-ния. химического заражения и катастрофи'юского затопления

до трех в границах ответственности регионального центра МЧС России позволит существенно повысить готовность войси гражданской обороны к действиям по предназначению в условиях военного времени;

б) повышение уровня технического оснащения сип гражданской обороны.

Научно-технический прогресс создает предпосылки для поднятия технической оснащенности сип гражданской обороны на более качественный уровень.

В этих цепях необходимо:

провести разработку комппекса общих и частных тактикотехнических требований к техническим средствам на базе поспедних достижений науки и техники;

разработать и освоить новые и провести совершенствование существующих технических средств;

создать научно-технический задел, обеспечивающий дальнейшие работы по совершенствованию технических средств.

Особое внимание следует обратить на разработку следующих видов технических средств:

акустических и биофизических приборов по поиску пострадавших;

радиолокационных систем визуализации структуры завалов (определение наличия пустот);

новых более эффективных механизмов для расчистки крупных завалов,

робототехнических устройств для работы в условиях радиоактивного,‘"'химического и бактериологического загрязнения (заражения);

специапьных устройств для транспортировки пострадавших с необходимым оборудованием для неотложной медицинской ПОМОЩИ, автономных приборов и средств для дезактивации; специальных приборов для поиска взрывоопасных предметов, находящихся в заглублении до 7 метров;

специальных робототехнических комплексов, обеспечивающих поиск, откопку, извлечение, обеззараживание, контейнирование, транспортирование и уничтожение взрывоопасных предметов в автоматизированном режиме.

в) совершенствование спасательных технологий

Основные усипия направить на разработку следующих спасательных технологий:

вертолетной системы десантирования спасатепей, а также системы группового спасания пострадавших в непрерывном режиме с верхних этажей зданий и сооружений;

проведение аварийно-восстановительных работ на магистральных нефтепроводах, коммунальных сетях, гидросооружениях и т.п., направленных на локализацию возникающих опасностей (розливов, затоппений и т.п.);

применение авиации при пожаротушении;

разработка и совершенствование работ по локализации пыле-подавления очагов и радиоактивного загрязнения.

захоронение отходов, образующихся при дезактивации спабо-загрязненных территорий (почв, травяного понрова, кустарников, лесной подстилки и т.п), а также разработка нормативнометодической базы обращения с данными отходами;

государственной стратегии проведения дезактивационных и дегазационных работ (реабипитации насепения и территорий) при пик* видации последствий крупных радиационных аварий и катастроф;

ликвидации химичесних заражений объектов и окружающей среды на основе новых технических средств и веществ;

утилизации и захоронения АХОВ и зараженных ими объектов, образующихся в результате аварийных проливов;

совершенствование системы карантинных мер и средств по борьбе с возникновением и развитием эпидемий, эпизоотий и эли-фитотий, включая меры уничтожения, нейтрализации и удаления источников биологического заражения населения и объектов окружающей среды (воды, почвы, воздуха, продовольствия, предметов первой необходимости насепения и т.п.);

совершенствование методов ручного поиска и обеззараживания взрывоопасных предметов (ВОП) (преимущественно противопехотных мин и ВОП промышленно-бытового назначения).

2.3. Разработка и реализация мероприятий по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

Основной целью разработки и реализации мер по сохранению объектов, является максимально возможное сохранение их собственных возможностей по производству и выпуску заданной продукции при нанесении ударов по ним и другим близлежащим объектам современными средствами поражения противника в условиях военных конфликтов.

К таким объектам относятся предприятия военнопромышленного комплекса, машиностроения, черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, объекты электроэнергетики, станции тепло- и водоснабжения, склады государственных продовольственных резервов и др.

Основными направлениями работ по сохранению объектов являются:

а) рациональное размещение производительных сил на территории страны, а такте основных производственных фондов на промышленных ппощаднах.

В цепях реализации этого направления необходимо: разработать общие требования по рациональному размещению и развитию производительных сип на территории страны с учетом всего комплекса социально-экономических, военно-политических факторов и условий обеспечения устойчивости функционирования экономики и выживания населения в военное время;

разработать общие требования по рациональному размещению на территории страны объектов отраслевых и территориальных

звеньев в экономики (отраслевые и территориальные требования);

подготовить специальные требования, нормы и правила рационального размещения производственных фондов на промппощадках;

организовать контроль за выполнением комплекса требований норм и

правил по рациональному размещению производитепьных сип, объектов экономики на территории страны и производственных фондов на промппощадках;

б) развитие и совершенствование маснировни объектов.

В целях повышения эффективности маснировни объектов от высокоточного оружия необходимо:

разработать нормативные требования и технические решения по снижению демаскирующих признаков и других способов, снижающих точность поражения целей ВТО и реализуемых в процессе проектирования, строительства и реконструкции объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

разработать и внедрить универсальные маскировочные покрытия, тепло-погпощающие материапы, аэрозопеобразующие устройства, пусковые установки для метания боеприпасов помех и другие технические средства комплексной маскировки;

разработать методические основы выбора способов и средств маскировки с учетом особенностей объектов их значимости и других необходимых факторов и условий;

разработать федеральную целевую программу (или подпрограмму в рамках более общих программ) по развитию средств маскировки объектов экономики;

в) дальнейшее развитие способов и средств повышения стоимости производственных фондов и совершенствование технологических процессов.

В целях повышения физической стойкости объектов и совершенствования технологий необходимо:

разработать общие требования по повышению стойкости производственных фондов и основные направления по их реализации;

организовать разработку возможных типовых решений по повышению стойкости фондов;

разработать руководство или методические рекомендациц по защите производственных фондов, определяющего основные способы и средства защиты, их выбор и использование;

провести анализ и выявление основных направлений совершенствования технологических процессов по объектам экономини. по отдельным производствам или технологическим линиям и разработать соответствующий нормативно-методичесний документ;

провести поиск возможных технических решений по совершенствованию технопогических процессов и их предваритепьную проработку.

2.4. Разработка и внедрение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, является новой многопрофильной, масилабной и приоритетной задачей в области гражданской обороны, требующей привлечения для своего решения значительных сил и средств, участия различных специализированных организаций, заблаговременного планирования и отработни системы управления данным процессом на военное время.

Основными направлениями работы по обеспечению готовности и первоочередному обеспечению пострадавшего населения являются: установление нормативных показателей по основным видам жизнеобеспечения, исходя из физиологической (для неработающего населения) и энергетической достаточности;

создание защищенных запасов необходимых ресурсов; заблаговременное создание и обеспечение готовности коммунально-бытовых служб гражданской обороны и расчетного количества формирований гражданской обороны по решению данной задачи.

Требуют дополнительной проработки и решения следующие вопросы:

установление длительности периода первоочередного обеспечения (с учетом того, что в военное время организуется нормированное снабжение всего населения продовольственными и непродовольственными товарами и его медицинское обслуживание);

регламентирование порядка использования региональных и государственных резервов при выполнении задач ГО по первоочередному обеспечению пострадавшего насепения;

принятие правового акта о преобразовании с началом ведения гражданской обороны резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС в резервы первоочередного обеспечения в военное время. а также о создании на базе трех функционапьных подсистем РСЧС (резервов медицинских ресурсов, резервов продовольственных и кормовых ресурсов, резервов материальных ресурсов) соответствующих служб гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

отработка мер по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольствия,, пищевого сырья и товаров первой необходимости. порядка осуществления этих мер в новых условиях хозяйствования, а также мер по обеспечению своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и радиоактивного загрязнения (при поражении химически и радиационно опасных объектов);

разработка типовых схем и методических рекомендаций по возведению временных поселений (городков), попевых госпиталей и медпунктов, созданию полевых (мобильных) банно-прачечных пунктов и других объектов коммунально-бытового обслуживания, использованию в этих целях различных машин и мобильных агрегатов соответствующего профиля, а также приспособленной техники.

2.5. Разработка и подготовка мероприятий по решению задач по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий и срочному захоронению трупов

Задачи по восстановлению и поддержанию порядна в пострадавших районах и по срочному захоронению трупов в случае массовой гибели людей для гражданской обороны впервые определены Федеральным законом «О гражданской обороне». В связи с этим требуется научное, организационное и методическое обеспечение порядка их решения.

Реапизация этих задач включает проведение спедующих мероприятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поддержание общественного порядка на временно отселенных обжитых территориях, подвергшихся химическому заражению и радиационному загрязнению в результате разрушения химически и ра-диационно опасных объектов;

оцеппение и организация комендантской службы на внешних границах зон заражения (загрязнения) с целью недопущения проникновения в опасные районы пюдей, необеспеченных средствами индивидуальной защиты;

наблюдение и поддержание общественного порядка в местах ведения работ по локализации и ликвидации источников опасности;

оперативное информирование населения в случае возникновения опасности с помощью штатных подвижных средств звунове[Дания;

сбор и проведение идентификации трупов; организация полевых моргов;

проведение медицинской, а при необходимости, судебномедицинской экспертизы;

захоронение погибших;

осуществление противоэпидемических мер,

обустройство могил и кладбищ.

В ближайшие годы требуется активная работа по следующим направлениям:

определение на правитепьственном уровне организаций и учреждений, привпекаемых для решения этих задач,

создание соответствующих организационных структур в системе гражданской обороны;

организация специапьной подготовки привпекаемых сип; разработка и утверждение соответствующих нормативнометодических документов;

создание запасов специфических средств для захоронения трупов.

2.6. Совершенствование организационно-управленческой деятельности

В XXI веке работа по совершенствованию организационной

структуры гражданской обороны будет происходить по следующим направлениям:

а) интеграция РСЧС и ГО в систему грашдансной защиты.

В целях повышения эффективности решения проблемы по обеспечению защиты насепения и территорий от природнотехногенных опасностей и в военное время назрепа необходимость интегрирования систем РСЧС и ГО в единую систему «Гражданской защиты», что позволит поднять на более высокий уровень управление комплексом задач по защите населения и территорий в мирное и военное время.

Для обеспечения поэтапной интеграции РСЧС и ГО в единую систему необходимо:

образовать, по возможности, единое нормативное правовое, организационное и методическое попе по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны;

создать единые органы управпения, системы связи и оповещения, сипы и средства на мирное и военное время, что обеспечит бопее качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время, ппавный переход системы, при необходимости, с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;

сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на решение совместных задач.

Создание новой системы на базе РСЧС и гражданской обороны не потребует значительных материапьных затрат, ибо большинство интеграционных мероприятий будет носить организационный характер.

Спедует отметить, что процесс интеграции РСЧС и гражданской обороны в единую систему уже идет. Объединены органы управпения. Непосредственное управление организацией защиты населения и территорий от опасностей и угроз как природнотехногенного, таи и военного характера осуществляют единые органы управпения. Используются единые системы связи и оповещения. Войска гражданской обороны принимают активное участие в пикви-дации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф и т.д.;

б) усиление ноординирующей деятельности МЧС России в области грашдансной обороны.

Особое значение для эффективности граждансной обороны имеет работа по координации деятепьности федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 953 от 02.08.99 МЧС России определен как федеральный орган испопнитепьной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящий единую государственную политику и осуществляющий государственное

управление в области гражданской обороны, предупреждения и пик-видации ЧС, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

Практическая реализация работы по координации будет происходить по спедующим направлениям:

расширение функций и попномочий Министерства по чрезвычайным ситуациям;

переход от жесткой центрапизации в управлении гражданской обороной страны и дифференцированной системе управления, базирующейся на нормативно-правовой основе с четким разделением полномочий между органами управления гражданской обороны на всех уровнях. Практина работы региональных центров МЧС России ставит на повестку дня пробпему создания региональных комиссий по чрезвычайным ситуациям, которые бы стали основным органом по планированию и организации мероприятий ГО на территории военного округа,

возложение на МВК, ведомственные ИЧС и КЧС субьектов Российской Федерации, а также КЧС городов, районов и объектов дополнительных функций по координации в обпасти гражданской обороны;

разработка и реализация совместных планов по взаимодействию и координации деятельностью МЧС России и других федеральных ведомств;

в) совершенствование организационной структуры гратдансной обороны.

В целях совершенствования организационной структуры необходимо*

разработать Положение о начальниках граждансной обороны, в котором опредепитъ их статус, права, контрактные обязательства, механизм вступпения в должность и т.д.;

разработать методические указания о порядке создания и функционирования служб гражданской обороны;

определить порядок морального и материального стимупирова-ния работников служб.

организовать систему специальной подготовки служб.

2.7. Совершенствование систем управления, связи и оповещения

Для организованного выполнения задач гражданской обороне требуется надежная, постоянно действующая система управления, использующая современные технические средства, с минимально необходимым временем перевода ее с мирного на военное положение. Главными составляющими таной системы являются пункты управления, системы связи и оповещения

Основными направпениями совершенствования системы управления являются следующие.

а) создание и поддержание в готовности пуннтов управления В целях реализации задач по данному направпению необхо-

354

димо осуществить'

модернизацию существующих стационарных пунктов управления и их элементов (узлов связи, студий вещания, систем энергообеспечения и обслуживания и др.);

оснащение пунктов управления ГО современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных;

создание подвижных пунктов управления во всех звеньях управления ГО до района категорированного города включительно;

подготовку нормативно-технической и правовой базы содержания существующих загородных запасных пунктов управления субъектов РФ, министерств (ведомств) РФ и обеспечивающих загородных узлов связи Гостелекома России; создание воздушных ПУ ГО,

б) совершенствование систем связи.

В целях совершенствования связи гражданской обороне необходимо осуществить:

комплексное использование в системах связи ГО разнородных сетей связи, включая спутниковые, транкинговые и др.;

замену устаревших средств связи, используемых в органах управления, частях ГО и гражданских организациях гражданской обороны, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения;

умощнение районных узлов связи и узлов связи некатегориро-ванных городов для подготовки их к использованию в качестве опорных узлов связи (на субъект РФ по 3-4 узла) для мобильных ПУ ГО субъектов РФ;

создание узлов связи в контейнерном исполнении, легко перебрасываемых на различных транспортных средствах, включая авиасредства, в любой район.

интеграцию систем связи ГО с сетями связи Взаимоувязанной сети связи (ВСС) страны, Минобороны России, других министерств и ведомств;

организацию связи в загородной зоне с использованием технических средств загородных и мобильных пуннтов управления (ПУ) ГО без выхода на узлы связи административных центров субъектов РФ и категорированных городов;

оснащение мобильных ПУ МЧС России, региональных центров и субъектов РФ средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи ВСС страны и ведомственных сетей связи;

в) совершенствование оповещений гратдансной обороны.

В целях совершенствования систем оповещения необходимо осуществить:

разработку нормативно-правового обеспечения строительства и содержания систем оповещения ГО субъектов РФ, городов и сельских районов;

организацию производства аппаратуры систем оповещения ГО нового поколения, работающей на цифровых проводных сетях связи и сетях радиовещания;

разработку организационных принципов и внедрение проектных решений по созданию систем оповещения ГО разного уровня на аппаратуре нового поколения;

дубпирование сетей вещания на территории субъектов РФ на военное время;

дальнейшее проведение работ по созданию покальных сетей оповещения на потенциально опасных объектах, их техническое и организационное сопряжение с территориальными системами оповещения ГО,

разработку нового поколения звукоизлучающих средств оповещения населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой базой,

организацию использования для оповещения сельсного населения радиовещательных мощностей местного УКВ ЧМ вещания со студий вещания каждого районного центра;

создание на базе территориальных структур Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций новой службы ГО - службы информации ГО;

модернизацию существующих территориальных систем оповещения ГО субъектов РФ с внедрением в них аппаратуры оповещение нового поколения;

организацию централизованного оповещения и информирования населения за счет оперативного задействования государственных и коммерческих тепе-, радиовещательных мощностей,

проведение работ по сохранению существующих сетей проводного ' вещания и сетей упичной звукофикации в городах и райцентрах;

проведение работ по созданию локальных сетей оповещения на всех потенциально опасных объектах, техническому и организационному их сопряжению с территориальными системами оповещения ГО;

модернизацию существующих территориальных систем оповещения ГО субъентов РФ на базе разрабатываемой аппаратуры оповещения нового поноления;

организацию использования цифровых АТС для массового оповещения населения по местным телефонным сетям.

2.8. Законодательно-нормативное обеспечение

Приоритетными направлениями нормативного правового обеспечения считать;

разработку нормативных правовых актов, регпаментирующих организацию подготовки и ведение гражданской обороны, финансовое и материально-техническое обеспечение ее мероприятий, статус органов управления, сил и средств гражданской обороны, а также порядон перевода с мирного на военное время войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны;

разработку систем государственных стандартов в области гражданской обороны;

разработку и введение в действие уставов, наставлений и руководств, определяющих порядок действия сил гражданской обороны;

установление экономических механизмов осуществления мероприятий гражданской обороны;

создание в субъектах Российской Федерации на основе федеральных законов и нормативных актов нормативной правовой базы в области гражданской обороны.

2.9. Подготовка кадрового состава органов управления, войск, формирований гражданской обороны и обучение населения

а) Совершенствование подготовки кадрового состава и сил гражданской обороны.

При подготовке кадрового состава органов управпения, войск и формирований гражданской обороны в ближайшей перспективе необходимо использовать все существующие формы и методы, делая основной упор при этом на отработку практических навыков в ходе командно-штабных и полевых учений. Подготовку кадрового состава осуществлять на базе академии Граждансной защиты, учебнометодических центров субъектов РФ и городов, специальных кафедр ВУЗов и др учебных заведений, а также институтов повышения квалификации народно-хозяйственного профиля, готовящих слециапостов в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Приоритетными мероприятиями в развитии системы подготовки кадров ГО Российской Федерации необходимо считать:

разработку концептуальных положений по реформированию существующей системы подготовки кадров по гражданской обороне, переводу ее на профессиональную основу;

создание нормативно-правовой и методической базы по обеспечению функционирования структур для подготовки кадров по гражданской обороне в новых условиях;

пересмотр и упорядочение сети образоватепьных учреждений в области гражданской обороны, создание региональных базовых центров подготовки кадров;

создание системы подготовки кадров в учебных заведениях МЧС России для государств - участников СНГ и других зарубежных стран;

обеспечение стабилизации и укрепление финансового положения системы подготовки, переход и новым экономическим отношениям в этой сфере;

развитие сотрудничества с международными и межправительственными организациями - партнерами МЧС России в обпасти образования;

создание полноценной учебной материально - технической базы, обеспечивающей качественную подготовку кадров ГО;

повышение начества управления системой подготовки на всех уровнях, переход от распределительной и директивной формы руководства системой н регулирующему принципу.

Основными приоритетными уровнями системы подготовки кадров ГО после ее реформирования могут быть следующие:

довузовская подготовка, направленная на совершенствование системы подготовки бойцов невоенизированных формирований среди обучаемых в старших классах кадетского корпуса, развитие сети лицеев и классов воспитанников ГО;

вузовская подготовка, включающая введение многоуровневой струнтуры высшего профессионального образования в учебных заведениях МЧС России, углубление специализации в подготовке кадров, проработку и решение вопросов подготовки специалистов авиационного, морского, тылового, технического, медицинского профилей, морально - психологического обеспечения на базе военных образова-тепьных учреждений профессионапьного образования Минобороны России, и гражданских ВУЗов;

послевузовская профессиональная подготовка, а также в рамках этой подготовки реализация программ дополнительного образования (переподготовка и повышение квалификации);

текущая профессиональная подготовка офицеров и гражданского персонала;

б) совершенствование подготовки населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешное развитие многочисленных и сложных по своему содержанию задач, возложенных на гражданскую оборону, во многом определяется уровнем подготовки населения к действиям в условиях военного времени.

Подготовка населения включает обучение.

способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

действиям по сигналам оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий ипи вследствие этих действий, действиям при проведении эвакуационных мероприятий; лравипам попьзования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

Для этого могут быть испопьзованы различные методы, включая пропагандистскую работу, основными задачами которой следует считать.

разъяснение государственной политики в области гражданской обороны, проводимой в интересах защиты жизни и здоровья людей, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий;

привлечение внимания общественности н эффективному решению проблем граждансной обороны, формирование правипьного и сознательного их понимания;

доведение до граждан социально-экономической и гуманитарной роли ГО в системе обеспечения безопасности страны,

попупяризация среди населения задач, решаемых граждансной обороной,

разъяснение прав и обязанностей населения в области граж-

358

да некой обороны ;

формирование у граждан высоких патриотических, морально-психо-погичесних качеств и сознательного отношения к мероприятиям, проводимым гражданской обороной;

распространение знаний, передового и международного опыта в реализации мероприятий гражданской обороны.

Для пропаганды должны использоваться все средства массовой информации, в т.ч. электронные.

В целях совершенствования существующей системы подготовки населения в области граждансной обороны необходимо обеспечить решение следующих задач:

разработать концептуальное положение по осуществлению поэтапного перехода к комплексному обучению населения на мирное (в системе РСЧС) и военное время - в системе граждансной обороны;

подготовить новое постановление Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харантера и в области гражданской обороны» (вместо постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области от чрезвычайных ситуаций»);

разработать единую методологию по переоборудованию и оснащению наглядными пособиями учебных классов во всех учебно-методичесних центрах, общеобразовательных школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, предприятиях, учреждениях и организациях;

переработать программы подготовки всех категорий населения или дополнить существующие программы тематикой обучения по гражданской обороне;

завершить создание современной учебно-материальной базы единой государственной системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создать необходимые условия для возможностей самостоятельной подготовки населения.

2.10. Научное обеспечение подготовки и ведения гражданской обороны

Основными приоритетными направлениями и задачами дальнейшего развития научных основ гражданской обороны являются:

разработка и обоснование базовых сценариев возможного применения современных средств поражения по объектам экономики, кан основной исходной предпосыпки для дальнейшего строительства, развития и совершенствования системы гражданской обороны;

разработка, развитие и совершенствование общей методологии и конкретных методов (методик) анализа, оценки и прогнозирования возможных потерь населения, материальных и культурных ценностей при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

разработка научно обоснованной государственной политини и стратегии в области граждансной обороны, ее организационных основ, принципов, способов и средств защиты населения, сохранения объектов экономики, существенно необходимых для устойчивого функционирования энономини и выживания населения в военное время, дальнейшего строительства, развития и совершенствования сил ГО нан штатных, тан и нештатных формирований (граждансних организаций граждансной обороны) и их технического оснащения;

разработка методичесних основ выбора и оптимизации способов и средств сохранения объентов экономики, существенно необходимых для устойчивого функционирования энономини и выживания населения в военное время, а также определение основных направлений дальнейшего развития и совершенствования этих способов и средств.

дальнейшее развитие и совершенствование методов определения требуемого состава сил ГО, их оптимальной (рациональной) структуры, а также определение основных направлений их дальнейшего развития;

разработка комплекса общих требований к техническим средствам оснащения сил и органов управления граждансной обороны и определение основных направлений дальнейшего развития и совершенствования этих средств;

разработка и обоснование комплекса общих требований н способам и средствам защиты населения и определение основных направлений дальнейшего развития и совершенствования этих способов и средств;

разработка и совершенствование методических основ текущего (годового) ппанирования, среднесрочного и долгосрочного планирования основных мероприятий граждансной обороны, а также дальнейшего развития ее научно-технических основ (теорий, методов, технических средств) нан комплекса эффективных технологий решения основных задач гражданской обороны;

разработка и обоснование федеральных целевых программ дальнейшего развития и совершенствования научных основ гражданской обороны

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ

Мероприятия гражданской обороны в области защиты населения в военное время реализуются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправпения путем

ежегодного планирования в федеральном бюджете и бюджетах субъентов Российской Федерации (по отдельной статье расходов) средств на осуществление мероприятий по защите населения;

разработки и осуществления федеральных и региональных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирования мероприятий по защите населения в рамках государственного оборонного заказа, мобилизационных планов эконо-

мики Российской Федерации, оперативных планов гражданской обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях;

разработки новых и уточнения действующих нормативноправовых актов по вопросам совершенствования способов и средств защиты;

организации и проведения научных исследований в области защиты населения и создания новых средств защиты.

Реализация мероприятий гражданской обороны в области защиты населения в военное время осуществляется поэтапно и последовательно, исходя из социально-экономических условий государства и приоритетности этих мероприятий, первоочередными из ноторых являются:

на первом этапе - создание нормативной правовой базы в области защиты населения страны с учетом новых условий и требований к ней, сохранение и поддержание в готовности имеющихся средств защиты, накопление средств защиты для персонала потенциально опасных объектов экономики и личного состава гражданских организаций гражданской обороны, создание (реконструкция) систем оповещения населения;

на втором этапе - накопление средств защиты для остального населения страны, создание на федеральном, территориальном, местном и объектовых уровнях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередного обеспечения пострадавшего населения.

Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий граждансной обороны в области защиты населения в военное время осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, собственных средств организацией (для внебюджетных), а также средств общественных фондов и частных лиц в зависимости от уровня, на котором проводятся вышеуказанные мероприятия (федеральный, территориальный, местный, объектовый).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.