Научная статья на тему 'О некоторых аспектах строительства гражданской обороны в современных условиях'

О некоторых аспектах строительства гражданской обороны в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах строительства гражданской обороны в современных условиях»

О некоторых асгектсх стоомтельсгеа гражданской обороны в современных условиях

Долгип ИИ.

В последние два-гри года проблемы фажданской обороны приобретают все большее звучание и актуальность

С одной стороны, это обусловлено принятием Федерально! о закона “О гражданской обороне'’.

С другой , - складываются объективные предпосылки для активизации деятельности в области фажданской обороны.

Если посмотреть на историю фажданской обороны нашего государства, то условно можно выделить следующие периоды ее развития (исходя из показателей ее актуальности в обществе): период становления (1961-1972);

период наибольшего внимания к ее проблемам со сгороны государства (1972-1986);

период перестройки (1986-1992);

период снижения актуальности проблем ГО (1992-1998);

период повышения внимания к проблемам ГО (1998- н/вр).

При этом можно сделать довольно определенный прогноз, что процесс повышения актуальности проблем ГО будет дальше продолжаться. И хотим мы, или не хотим, но проблемами строительства, или точнее реконструкцией 1 О, придется все равно заниматься.

В настоящее время одним из основных противоречий в строительстве фажданской обороны является несоответствие общетеоретических и нормативно-правовых основ фажданской обороны реалиям современных условий.

Действигельно, за последнее десятилетие коренным образом изменились военно-политическая обстановка, характер возможных военных конфликтов, средства вооруженной борьбы, изменилось наше государство, формы собственности, снизились экономические возможности государства, произошел вывод гражданской обороны из Минобороны и т.д.

Вполне логично, что существенным образом должны измениться я " ;ик гражданской обороны, ее роль и значение, место в вооружи. о.-; борьбе, пути ее развития.

Поэтому, есть необходимость остановиться на отдельных аспектах строительства фажданской обороны

Первое о чем хотелось бы сказать. Насгсолыго ссрьези« сегодня и на будущее следует относи« ься к гражзансгсок «бороне?

Если исходить из реалий вчерашнего и сегодняшнего дзя :о вполне можно сделать вывод, что гражданская обор*« л « и .■ *

очень нужна Война, тем более ракетно-ядерна*, довольно проблематична. Осуществлять мероприятия ГО заблаговременно и на серьезной основе у страны нет возможностей, а строить только “бумажную’' гражданскую оборону дело малоэффективное

Но есть большое “Но”. История покатывает, что периоды дружбы между государствами носят временный харакгер. И они, как правило, сменяются периодами отчуждения и конфронтации. Начало этому мы наблюдаем уже сейчас. 11о мнению ведущих военных специалистов, Россия начиная с 2005-2010 годов, войдет в полосу резкого обострения военно-политической обстановки Кроме того, история учит, что нельзя быть в политике наивными и исходить только из понятий отвлеченной справедливости. К сожалению, а об этом говорит опять опыт Югославии, пока в практике действий принцип “у сильного всегда бессильный виноват"'

11оэтому стратегия строительства гражданской обороны должна строиться не на эмоциях и настроениях, а на основе строгого анализа перспект ив развития военно-политической обстановки.

Кроме того следует остановиться еще на одной стороне дела -на так называемых “‘гуманных” войнах и уменьшении, в связи с этим, роли фажданской обороны.

Действительно, с точки зрения фажданской обороны, в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции в развитии характера военных конфликтов.

С одной стороны, войны приобретают вроде бы более гуманный характер по отношению к мирному населению. В подтверждение этому можно привести довод о том, что высокоточное оружие позволяет наносить выборочные удары только по военно-стратегическим целям. Кроме того, разрабатываемые в настоящее время новые виды оружия нелегального характера, тоже вроде бы носят гуманный характер. т.к. не предназначены на ггрямое поражение людей. Может создаться впечатление, что нас ожидают в будущем новые цивилизованные войны без страдании и лишений.

Однако мы должны помнить слова Клаузовеца - “Развитие цивилизации не оказывают влияния на стремление уничтожить врага ’.

Практика, к сожалению, показывает что войны становятся все более губительными для населения. Об этом говорит устойчивая тенденция роста числа жертв среди мирного населения по отношению к военному персоналу. На сегодня это соотношение составляет - один погибший военнослужащий на 20 жертв среди мирного населения.

Кроме того, войны приобретают все более террористический харакгер При этом терроризм проявляется, прежде всего, против той части общества, которая наиболее беззащитна. За примерами ходить

далеко не надо. Достаточно вспомнить бомбежки Дрездена, удары ФАУ но Лондону, ядерное уничтожение Хиросимы и Нагасаки

В ближайшей перспективе, по мнению зарубежных специалистов, терроризм в прямом проявлении станет одним из основных видов вооруженной борьбы. (Свежий пример - Ьуденовск). В оперативных планах все большая роль отводится действиям диверсионноразведывательных групп (ДР1').

Понятие терроризма расширяется. Кроме прямых террористических актов б тылу, в него теперь входит и информационно-исихологическое воздействие, программные атаки на компьютерные сети и т.д.

Войны приобретают все более неконтактный характер, когда воинские группировки не стремятся входить в непосредственное соприкосновение друг с другом, а обмениваются ударами на больших расстояниях. Так называемая тактика "дальнего” поражения губительна, прежде всего, для мирного населения. Войска (как показывает опыт Югославии) в силу своей организованности и способности маневрировать уходят от этих ударов, а их “последствия” достаются населению.

Говоря о стратегических направлениях развития гражданской обороны, мы должны учитывать и то обстоятельство, что число стран, владеющих ядерным оружием, расширяется Есть все основания полагать, что эта тенденция сохранится на обозримую перспективу. Последние действия США и НАТО против Югославии заставили многие небольшие страны задуматься над тем, что было бы неплохо иметь свое ядерное оружие, как гарат безопасности.

Вполне может сложиться ситуация так. что опять придется в полном объеме говорить о готовности ГО к ядерным войнам, как это было в 70-х годах.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о безусловной необходимости фажданской обороны на обозримую перспективу. При этом если а ближайшие 3-5 лет еще можно говорить о гражданской обороне в ограниченных объемах, то где-то с 2005 года она будет востребована обществом в тех же масштабах, как это было 10-15 лет назад

Почему об этом приходится говорить? В МЧС России, на мой взгляд, в настоящее время сложился явный перекос в сторону спасательного дела. Не отрицая всей важности, значимости и полезности >той деятельности, все же хочу подчеркнуть, что гражданская оборона заслуживает не меньшего внимания и требуег не меньших организационных, финансовых и практических усилий. В свя^и с этим хотелось бы. чтобы из АГЗ выходили специалисты v спигате;;ь-

ного дела, но и люди, умеющие вести подготовку Гражданской обороны, т.к. им придется работать в 2005-2010 годах.

Вторым, крайне важным вопросом, о котором хотелось бы сказать, является вопрос, - к какой войне следует готовить гражданскую оборону? Раньше было намного проще в этом плане. Подготовка ГО велась по одному варианту - варианту мировой ядерной войны. Алгоритм действий органов ГО был детально отработан (по крайней мерс, в планах и на учениях). Он сводился к следующему. Трое суток шел особый период, в ходе которого проводились первоочередные мероприятия ГО I и II группы, затем проводилась эвакуация, после-следовали ядерные удары (война, как бы, на этом заканчивалась), шли аварийно-спасательные работы, и в отдаленной перспективе планировались восстановительные работы. Другие варианты просто не рассматривались

Сегодня классификация военных конфликтов расширилась. Военные конфликты (под которыми мы понимаем любые вооруженные столкновения) включают:

вооруженные конфликты (государство не переходит в военное состояние, а следовательно, и фажданская оборона по Закону не разворачивается по полной схеме); войны: локальные;

региональные;

крупномасштабные, вплоть до мировых.

Каждая из этих разновидностей военных конфликтов имеет весьма сущест венные отличия и особенности, в том числе и в вопросах организации и ведения фажданской обороны.

Более того, как показывает опыт военных конфликтов последних лет, в ряде стран возникают ситуации, когда вооруженная борьба приобретает большой размах, а война между воюющими государствами официально не объявляется Вполне очевидно, что в зтой ситуации, когда страдает мирное население, гражданская оборона должна быть задействована в полном объеме.

Из вышесказанного следует вывод о том, что современная гражданская оборона должна быть готовой к агрессии любого масштаба, любым формам военного конфликта Приведу опять слова Клаузове-ца: “мы не можем заставить противника планировать войну, исходя из возможностей нашего оружия”. Применительно к фажданской обороне эту мысль можно изложить следующим образом: “мы не можем заставить противника весги войну так, как это предусмотрено нашими планами фажданской обороны”.

В настоящее время ЦСИ ГЗ в рамках НИР “Лавина-99'’ пытается разработать систему базовых сценариев военных конфликтов и

823

ориентировочные модерн действия гражданской обороны при каждом из вариантов.

Пока в качестве исходных показателей для планирования граж-дакской обороны предложен следующий вариант:

1. Началу военных действий предшествует период политической напряженности (от нескольких недель до нескольких месяцев) -угрожаемый период, в течение которого проводятся активные мероприятия по наращиванию возможностей гражданской обороны (как правило, под соответствующими легендами).

2. Начальный период военных действий продолжительностью 2-3 месяца с применением обычного высокоточного оружия. Гражданская оборона обеспечивает защиту населения и территории от этого оружия и возможных вторичных факторов поражения с одновременным проведением комплекса мероприятий по повышению защиты от оружия массовог о поражения

3. Перерастание ограниченной ядерной войны во всеобщую с применением стратегических ядерных сил.

Вместе с тем, не исключаются и другие варианты развития событий:

быстрое развязывание крупномасштабной войны одновременно на всех стратегических направлениях и с большим размахом,

затяжной, изнурительный характер войны с применением обычных средств поражения;

вооруженная борьба, основанная на дистанционном противоборстве с комплексным применением разновидных, высокоточных и высокотехнологичных систем вооружений;

противоборство без применения средств поражения (информационное, экономическое, диверсионное и др.).

В настоящее время большой объем работы предстоит в связи с необходимостью приведения гражданской обороны в соответствие с положениями Федерального Закона о гражданской обороне.

Следует отметить, что это довольно трудная задача. Прежде всего, в связи с тем, что ряд статей Закона в силу своей новизны или неясности требуют предварительной научной проработки и осмысливания. По некоторым из них до сих пор нет однозначного толкования. Эго касается как организационных вопросов (например, -“гражданских организаций 1ражданской обороны’'), так и функциональных проблем: порядка выполнения новых, ранее несвойственных задач гражданской обороны, порядка финансирования мероприятия ГО, механизма задействования федеральных органов, а также степени участия предприятий и учреждений (особенно тех. которые находятся в частной собственности) в реализации задач ГО.

Сейчас ведется довольно активная работа по созданию целой серим подзаконных актов и нормативных документов Однако приходится констатировать, что в силу того, что заблаговременно не была разработана система подготовки нормативных документов, в которой были бы взаимоувязаны базовые и производные документы, произошло то, что сейчас второстепенные, частные документы выходят раньше основополагающих, фундаментальных. Основными документами, на наш взгляд, являются - ‘ Основы государственной политики в области гражданской обороны1', “Положение о гражданской обороне”, “Основные принципы защиты населения”. Нарушение очередности принятия документов сказывается не только на качестве документов, но и приводит к тому, что некоторые из них содержат противоречивые положения. Это объясняется также еще и тем, что нет единого координирующего органа в МЧС по данной проблеме. По идее, таким органом должен стать Департамент гражданской обороны.

Крайне важной проблемой в современных условиях является проблема выработки и реализации новых экойомических механизмов для подготовки гражданской обороны.

Проблема состоит в том, что пришло такое время, когда экономические механизмы в сочетании с правовыми рычагами становятся основными в строительстве гражданской обороны. Изменились формы собственности, и новые собственники, естественно, не имеют особого желания тратиться на мероприятия ГО. Их или можно заставить, что в наши дни довольно проблемагично, или - заинтересовать, что довольно трудно.

Позицию отстраненности от дел ГО занимают некоторые руководители субъектов РФ и другие местные руководители Выход закона о гражданской обороне, его статья о возмещении расходов на мероприятия гражданской обороны еще больше запу1али ситуацию. А кто же, и как должен возмещать эти расходы? Федеральный Центр? Но мы знаем, что возможности федератьного бюджета мизерны. В этом году по статье ГО выделено всего 16 млн рублей. На эти деньги можно построить лишь одно убежище на 5 тыс. человек. 11оэтому. если все расходы возложигь на Центр, то эго будет означать конец гражданской обороны.

Невольными виновниками того, что в обществе формируется мнение о том, что все расходы на ГО должны оплачиваться Центром, являемся мы сами. Уже очень часто, и к месту и ни к месту говорим о том, что гражданская оборона важнейший фактор обороноспособности страны. А раз так, то она как и оборона государства должна финансироваться из федерального бюджета. На мой же взгляд, социальная и гуманная значимость мероприятий ГО не меньше се обо-

ронного значения. Поэтому, пришпо время оживить старый лозунг -“ГО - всенародное дело '.

Из каких же принципиальных соображений следует исходить, на наш взгляд, при разработке экономических механизмов?

Первое. На уровне Правительства, а может быть и на законодательном уровне, установить обязанности федеральных органов, субъектов РФ, местных органов, предприятий по финансированию мероприятий ГО В ведущих зарубежных странах давно уже расходы на ГО несут как федеральные, так и местные органы Так же было и в СССР.

Второе. В условиях ограниченных возможностей финансирования определить наиболее приоритегные (с точки зрения их эффективности) способы и мегоды защиты. (Данная работа проведена в НИР * “Лавина-98”).

Третье. Определить какие мероприятия ГО и в каких объемах следуег проводить заблаговременно, в мирное время, а какие можно перенести на особый период.

Четвертое. Крайне важно иметь научно обоснованную методику по распределению с наибольшей эффективностью выделенных на цели ГО средства. .

Пятое. Необходимо установить определенные налоговые и иные льготы организациям и собственникам, выполняющим мероприятия ГО, а также механизмы их реализации.

В заключение разрешите затронуть еще одно немаловажное обстоятельство. Речь идет о теории гражданской обороны. Общеизвестно, что в период коренных изменений, в период реформ роль и значение теории особенно повышается.

Это в полной пере относится и к гражданской обороне.

Согласно словарям под теорией понимается, в широком смысле, - “комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование явления"; в узком - “высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление об объекте данной теории” (в нашем случае

- о гражданской обороне)

На основе этого можно сформулировать понятие теории ГО. 11а мой ьт {, оно должно звучать следующим образом: “Теория ГО -это сис.^ ла научно обоснованных знаний (взглядов) о роли и месте ГО в системе национальной безопасности государства, ее содержании, закономерностях, характере и направлениях развития сил, средсгв и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в военное время .

Предметом теории гражданской оСюроны являются характер военных уфоз и возможных военных конфликтов, и их влияние на особенности организации, подготовки и ведения гражданской обороны; сама система мероприятий по защите населения и культурных ценностей; перспектива развития ГО; роль и место ГО в системе яа-циоматьной безопасности России.

Теория Г'О вырабатывается через специфическую деятельность

- науку.

Является ли наука ГО самостоятельной научной дисциплиной'* Официально нет. Исследования проблем ГО носят, скорее, не самостоятельный харакгер, а находят ся на перекрестке ряда научных дисциплин: - полемологии (наука о войне), естественных, технических и общественных наук.

Есть ли у нас сегодня современная теория ГО9 К сожалению, нет Исли, например, посмотреть основные направления научнотехнической политики МЧС России до 2000 года, то бросается в глаза что такого направления как развитие теории ГО, вообще нет. Пока мы руководствуемся теоретическими основами, разработанными в 7080 годах. Сугь их была изложена в брошюре Л.Т.Алтунина “О теории фажданской обороны*1

Что для гой теории было характерно^

Теория ГО считалась составной частью военной науки По форме она приравниваюсь к теории военного искусства видов Вооруженных Сил. Это, с одной стороны, обогащаю теорию ГО опытом Вооруженных Сил, с другой - существенно офаничиваю ее. Так. формы и методы вооруженной борьбы автоматически переносились в практику- фажданской обороны (операции ГО, оперативные зоны ГО, операционные направления, построение сил ГО было аналогичным порядку построения военных сил и т.д.), что не всегда было целесообразным

Теория ГО 70-х годов содержат лишь четыре раздела - защита населения, повышение устойчивости, СНАВР и основа управления

В современных условиях, на наш взгляд, эти разделы не покрывают всю сферу строительства ГО. Сейчас таких разделов должно быть, по крайней мере, восемь общие основы Г О, ее организационные основы, экономические основы, основы подготовки ГО, основы ведения ГО, теория защиты, теория управления и научно-технические основы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.