Научная статья на тему 'В свете Концепции национальной безопасности Российской Федерации'

В свете Концепции национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В свете Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

В свете концепции национальной безопасности

России

к.п.м. Норобъеш Ю.Л.

В начале текущего года была принята в новой редакции Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая определила единые подходы к национальным интересам, опасностям и угрозам, формы и способы защиты от них в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства во всех сферах их деятельности.

Концепция определила важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в сфере безопасности, позволяющие сформировать стратегический курс государства по обеспечению своей национальной безопасности, по созданию системы взаимной защиты прав и интересов личности, общества и государства, отвечающей реалиям сегодняшнего дня.

Она призвана стать своего рода политической и идеологической основой для формирования политики и стратегии государства в различных сферах безопасности, в том числе и в той, которая связана с решением задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В связи с этим представляется целесообразным остановиться на отдельных положениях данного документа и основных направлениях предстоящей работы МЧС России по их реализации.

Исходными позициями, определяющими основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики, являются национальные интересы страны.

Характерно, что среди важнейших составляющих национальных интересов России в Концепции определены защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для МЧС России данное положение имеет крайне важное значение. Сфера деятельности РСЧС и системы гражданской обороны получили официальное признаке, как приоритетное, среди других направлений, сфер государственной политики. Нам всем крайне важно не только осознать это положение, но и постоянно учитывать его в практической работе. Разработка доктринальных и программных документов, нормативной правовой базы должна строиться на этой фундаментальной основе.

Почему об этом приходится говорить? Не секрет, что нет-нет, но всгречшотся факты пренебрежителыгот^гноп^шя к дебелы юсл; МЧС

России, как к деятельности, находящейся на обочине государственных интересов. А отсюда случаются и отдельные недоработки, несерьезное отношение к делу.

Среди широкого спектра угроз и направлений по обеспечению национальной безопасности России, особое внимание хотелось бы обратить на те, которые имеют непосредственное отношение к деятельности МЧС России.

В настоящее время серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с примерами, когда террористические акты из области возможных угроз переходят в область реальных чрезвычайных ситуаций. Взрывы жилых домов с мирными жителями в Москве,. Волгодонске, Каспийске показали истинный звериный облик терроризма. Соответствующие выводы и уроки должно сделать все наше общество. Терроризму нашего времени присуще наличие подготовленных сил, оснащенных на самом высоком техническом уровне. Террористы пытаются использовать в своих преступных целях новейшие научнотехнические достижения. Более изощренными стали формы проявления терроризма. Особую опасность представляет терроризм с применением средств массового поражения. Сегодня, к сожалению, более доступными стали компоненты ядерного, химического и биологического оружия. Возможные последствия террористических актов могут иметь характер крупномасштабных катастроф.

В комплексе государственных мер по противодействию терроризму, смягчению последствий террористических актов большое поле деятельности открывается для МЧС России и в целом для РСЧС.

Прежде всего, это участие в работе по повышению устойчивости, невосприимчивости жизненно важных и потенциально опасных объектов к проявлениям актов терроризма.

Кроме того, особого внимания заслуживает проблема выявления фактов проявления террористической деятельности. Особенно это относится к случаям, так называемого скрытого терроризма, терроризма, маскирующегося под естественные причины. Наличие огромного количества поражающих веществ, способов и методов их применения делает задача своевременной идентификации этих веществ крайне сложной.

В связи с этим требуется специальная подготовка и дооснащение учреждений, входящих в системы мониторинга и контроля. Речь идет о специализированном оборудовании для них, подготовка персонала методам быстрой идентификации, прежде всего, биологических агентов.

И, конечно, проблема ликвидации последствий террористических актов полностью относится к прерогативе5 МЧС России В целях решения

этой проблемы неоиходи .ч согласовать общие подходы по разработке планов действий сил, привлекаемых к работам по ликвидации, установить единые степени готовности для данных сил и порядок их действий.

Кроме того, в целях повышения эффективности реагирования на проявление террористических актов необходима дальнейшая работа по подготовке специальных сил и средств, совершенствованию системы управления работами по ликвидации последствий, заблаговременному созданию и рациональному размещению необходимых ресурсов для защиты населения, его жизнеобеспечения.

Борьба с терроризмом в XX! веке будет носить сложный характер и потребует максимум усилий.

В общем спектре угроз возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий

В связи с этим серьезные задачи возникают в области гражданской обороны. Настало время в корне изменить отношение к ее мероприятиям, изменить формы и методы их подготовки и реализации Не случайно, в Концепции национальной безопасности в прямой постановке изложено требование о необходимости новых подходов к организации и ведению фажданской обороны на территории Российской Федерации.

За последние годы немало сделано в области фажданской обороны. Впервые в истории государства вышел Федеральный закон «О фажданской обороне». Правительство Российской Федерации приняло ряд важных постановлений. Предприняты практические шаги по сохранению имеющегося материально-технического фонда и имущества фажданской обороны Повысилась боеготовность войск фажданской обороны.

Вместе с тем, сегодня мы еще не можем сказать, что имеем систем;, фажданской обороны, адекватную возможным военным уфозам и опасностям. Военная агрессия против Югославии показала, что в современных вооруженных конфликтах первоочередными объектами нападения являются объекты и учреждения гыла государства, среда обитания человека. Так, ВВС НАТО выполнили 9300 боевых вылетов, выпустили 24 тысячи боеприпасов с суммарной мощностью более 15 тысяч тонн. Было выведено яч строя до Ч)% объектов оборонной дамышденносш. ОО.КЧ’ 46 К-р\П-

ных мостов, 35% объектов энергоснабжения. 13 провинции Косово уничтожено до 40% жилых домов, 32% школ и 88% больниц. Общий ущерб экономики Югославии превысил 100 млрд. долларов. За время агрессии погибло 1200 мирных жителей, более 5 тысяч получили ранения. Вместе с тем, по мнению специалистов, благодаря эффективной системе оповещения населения, а также возможности укрытия его в защитных сооружениях удалось избежать более крупных потерь среди населения.

В свете новой Концепции национальной безопасности Российской Федерации нам необходимо разработать и утвердить концепцию дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны, определить основные нормативные показатели ее готовности. На этой исходной базе разработать соответствующую федеральную целевую программу.

Целевой установкой следует считать для гражданской обороны Российской Федерации изложенные в Концепции задачи перед Вооруженными Силами по обеспечению боевым составом мирного времени надежной защиты страны от воздушного нападения, по отражению совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также по стратегическому развертыванию их для решения задач в крупномасштабной войне.

В XXI веке гражданская оборона, на наш взгляд, должна строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий гражданской обороны по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории; наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

Решение оборонных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества. Большие и сложные задачи гражданской обороны могут быть решены только при активном участии всех федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

Конечно, надо помнить, что в сложившихся экономических условиях гражданская оборона определенное время вынуждена будет довольствоваться ограниченным финансированием. В настоящее время и в ближайшем будущем мы не сможем реализовывать крупные программы в области гражданской обороны. Поэтому представляется важным в этих условиях:

обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий гражданской обороны;

544

максимально уч:мьма ь при разработке и накоплении средств защиты, имущества, материально-технических средств возможное их комплексное использование в мирное и военное время, как в интересах гражданской обороны, так и для социально-экономических целей и для нужд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природнотехногенного характера.

С определенной долей обеспокоенности в Концепции говорится о том, что в условиях ослабления государственного надзора, недостаточной эффективности правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивается риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Данное обстоятельство обуславливается также тем, что Россия вступает в период преодоления последствий экономического кризиса перехода к экономическому росту. Начальная фаза этого прогресса будет, очевидно, идти в основном на базе устаревших технологий и устаревших производственных мощностей. Все это может вызвать увеличение количества техногенных чрезвычайных ситуаций. Поэтому задача по снижению вероятности техногенных катастроф сегодня становится крайне актуальной

Следует отметить, что со стороны МЧС России, других министерств и ведомств за последние годы проделана определенная работа в этой области. Установлен единый порядок декларирования промышленной безопасности объекта, который включает всестороннюю оценку риска аварий и связанную с ней угрозу для производственного персонала, населения и территорий, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий и обеспечению готовности объекта к функционированию в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов, их строительством или реконструкцией, вводом и выводом из эксплуатации на данной территории, должна осуществляться только на основе лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

Реализацию мер по обеспечению природной и техногенной безопасности объектов различного назначения еще на стадии их проектировали: осуществляет государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Важное значение для предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера имеет эффективность государственного надзора и контроля в этой области.

Эффективным инструментом компенсации ущербов от аварий и катастроф является страхование рисков. 545

Одним словом, в настоящее время мы располагаем целым комплексом рычагов регулирования в области техногенной безопасности. Важно только эффективно и рационально их использовать.

Исключительно важная и большая работа предстоит по реализации Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1098.

Как известно, МЧС России определено государственным заказчиком -координатором этой программы. В настоящее время крайне важно оказать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимую методическую помощь при разработке региональных программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В разделе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определены задачи и основные направления деятельности в этой области. Из основных задач первостепенной является своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации. В целях ее реализации представляется необходимым разработать прогноз основных опасностей и угроз на территории России в начале XXI века и на основе их анализа подготовить предложения по перспективам развития МЧС России, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны Российской Федерации. Для начала предстоит оценить вероятность и масштабы угроз природного, техногенного, антропогенного и террористического характера на федеральном и региональном уровнях на ближайшую перспективу, на период до 2010 года; определить основные направления государственной политики в области смягчения последствий чрезвычайных ситуаций на указанный период; разработать методологию комплексного управления безопасностью территорий. Итоги полученного прогноза позволят разработать комплекс оперативных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз.

Важнейшими задачами в экономической сфере в Концепции определены опережающее развитие конкурентноспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. Это обязывает нас, к примеру, в рамках среднесрочной программы научно-технической деятельности МЧС России предусмотреть меры по внедрению новых военных технологий в производство технических средств для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Необходимо и дальше продолжать существующую практику в

деятельности Министерств по концентрации финансовых и материальных ресурсов на приоритетные направления развития МЧС России.

Известно, что интересы личности и общества могут быть реализованы при наличии достаточных экономических возможностей. Это и обуславливает приоритет экономических факторов при проведении региональной и национальной политики. Вот почему согласно Концепции в кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера МЧС России должно принять самое активное участие в разработке и реализации этих механизмов, которые бы обеспечивали также своевременное принятие мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в указанных регионах.

К числу приоритетных направлений деятельности государства в экономической сфере относятся предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф. В целях реализации данного положения Концепции необходимо ускорить принятие Правительством Российской Федерации Основных направлений государственной политики в области преодоления последствий радиационных катастроф до 2010 года. В настоящее время проект данного документа разработан. Он определяет сроки, принципы, содержание и порядок осуществления мероприятий по социальной и радиационной реабилитации населения и территорий, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения “Маяк”, аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на вышеуказанный период.

11роект “Основных направлений государственной политики в области преодоления последствий радиационных катастроф до 2010 года" учитывает изменившуюся за последние годы радиологическую, медицинскую, радиоэкологическую и социально-психологическую обстановку. На пострадавших территориях в результате проведенных за эли годы работ и под воздействием природно-климатических факторов позволяет в определенной степени изменить характер проводимых мероприятий. Принятие Основных направлений., позволит определить содержание и обеспечить качественную разработку новых федеральных целевых программ в области преодоления последствий радиационных катастроф на период до 2010 года. Потребуется внесение существенных корректив в действующую законодательную и нормативную правовую базу по данному вопросу. В частности, целесообразна разработка и принятие единого Федерального закона “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности ПО “Маяк”, аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”. Требуется разработка стратегии обращения с радиоактивными

547

отходами при радиационных авариях, позволяющей обеспечить более дифференцированный подход к этим отходам

В сфере внешней политики Концепция обращает внимание на такую задачу, как зашита законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера В целях ее реализации нами должны быть разработаны соответствующие меры по повышению эффективности защиты российских граждан за рубежом в случае угрозы их жизни и здоровью.

Утвержденная Концепция национальной безопасности Российской Федерации служит основой для подготовки и принятия решений в сфере обеспечения национальной безопасности, разработки эффективного механизма их исполнения и контроля. Одной из первоочередных мер по ее реализации следует считать приведение в соответствие с ней существующей нормативной правовой базы в этой области. В связи с этим и в целях дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, направленного на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России, необходимо обеспечить качественную разработку и внесение на рассмотрение запланированных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также подготовить необходимые дополнения и изменения в Федеральные законы “О гражданской обороне'' и “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.