Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ / SOFT SKILLS / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова М.В.

Статья актуализирует проблему формирования и развития soft skills младших школьников. Авторская точка зрения заключается в идее ранней подготовки к выбору профессионального будущего. Готовность сделать выбор - прерогатива выпускника образовательной организации, который зависит от множества факторов, одним из них является наличие определенных сформированных навыков. Цель данной статьи - представить soft skills в качестве основания, платформы для дальнейшей навигации в мире профессий. Новизна работы заключается в идее формирования «мягких» навыков, речь идет о «системе 4 К» компетенций: критическое мышление, коммуникация, коллаборация, креативность в младшем школьном возрасте. Оптимальным средством формирования и развития данных данных навыков, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности, является метод проектов. Теоретические положения статьи подкреплены проектной работой с младшими школьниками на базе Центра продленного дня на площадке Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Практическая значимость статьи предполагает возможность моделирования и разработки новых креативных идей подготовки молодого поколения к выбору профессионального будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN CHOOSING A PROFESSIONAL FUTURE

The article actualizes the problem of the formation and development of soft skills of primary schoolchildren. The author's point of view is the idea of early preparation for choosing a professional future. The willingness to make a choice is the prerogative of a graduate of an educational organization, which depends on many factors, one of which is the presence of certain formed skills. The purpose of this article is to present soft skills as a foundation, a platform for further navigation in the world of professions. The novelty of the work lies in the idea of forming "soft” skills, namely the "4K system” of competencies: critical thinking, communication, collaboration, creativity at primary school age. The optimal tool for the formation and development of soft skills data required in various areas of professional activity is the project method. The theoretical provisions of the article are supported by project work with younger students on the basis of the After-School Center in Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevien. The practical significance of the article implies the possibility of modeling and developing new creative ideas for preparing the young generation to choose a professional future.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО»

Теория и методика обучения и воспитания

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-65-73

М.В. Антонова

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева,

430007 г. Саранск, Российская Федерация

Современные тренды в выборе профессионального будущего

Статья актуализирует проблему формирования и развития soft skills младших школьников. Авторская точка зрения заключается в идее ранней подготовки к выбору профессионального будущего. Готовность сделать выбор - прерогатива выпускника образовательной организации, который зависит от множества факторов, одним из них является наличие определенных сформированных навыков. Цель данной статьи - представить soft skills в качестве основания, платформы для дальнейшей навигации в мире профессий. Новизна работы заключается в идее формирования «мягких» навыков, речь идет о «системе 4 К» компетенций: критическое мышление, коммуникация, коллаборация, креативность в младшем школьном возрасте. Оптимальным средством формирования и развития данных данных навыков, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности, является метод проектов. Теоретические положения статьи подкреплены проектной работой с младшими школьниками на базе Центра продленного дня на площадке Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Практическая значимость статьи предполагает возможность моделирования и разработки новых креативных идей подготовки молодого поколения к выбору профессионального будущего. Ключевые слова: профессиональное будущее, soft skills, навыки, компетенция, метод проекта, младший школьник

© Антонова М.В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License Ica^HS^H The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Антонова М.В. Современные тренды в выборе профессионального будущего // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 65-73. 001: 10.31862/2500-297Х-2021-1-65-73

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-65-73

M.V. Antonova

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, 430007, Russian Federation

Modern trends

in choosing a professional future

The article actualizes the problem of the formation and development of soft skills of primary schoolchildren. The author's point of view is the idea of early preparation for choosing a professional future. The willingness to make a choice is the prerogative of a graduate of an educational organization, which depends on many factors, one of which is the presence of certain formed skills. The purpose of this article is to present soft skills as a foundation, a platform for further navigation in the world of professions. The novelty of the work lies in the idea of forming "soft" skills, namely the "4K system" of competencies: critical thinking, communication, collaboration, creativity at primary school age. The optimal tool for the formation and development of soft skills data required in various areas of professional activity is the project method. The theoretical provisions of the article are supported by project work with younger students on the basis of the After-School Center in Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevien. The practical re significance of the article implies the possibility of modeling and developing new ro creative ideas for preparing the young generation to choose a professional future.

re K

| | Key words: professional future, soft skills, skills, competence, project method, junior

^ u i

0 o student

1 -

cc I CITATION: Antonova M.V. Modern trends in choosing a professional future.

a. ¥ Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1. Pp. 65-73. (In Russ.). DOI:

^ 10.31862/2500-297X-2021-1-65-73

6)6 1

Успешная карьерная траектория зависит от двух типов навыков: hard skills и soft skills. И если hard skills - это узко специализированные компетенции, которые человек приобретает в процессе профессионального обучения, то soft skills (от англ. «мягкие/гибкие навыки») - социальные, эмоциональные, психологические навыки, которые начинают формироваться в детстве, оптимально сензитивным периодом для «прокачки» данных компетенций является школьный период, потому что в зрелом возрасте развивать их затруднительно. В контексте данной работы цель раннего развития soft skills заключается в формировании платформы для дальнейшего самосовершенствования ребенка и выбора профессионального будущего. Вслед за Э.Ф. Зеером под профессиональным будущим мы понимаем желаемую и возможную трудовую деятельность, которая приносит человеку моральное и материальное удовлетворение [3]. В современных публикациях подчеркивается идея о том, что в информационном постиндустриальном обществе исчезают традиционные классические профессии, а новые только возникают, поэтому узкопрофессиональная подготовка кадров, «заточенная» на выполнение определенных трудовых действий, утрачивает смысл [9, с. 68]. В свою очередь, сформированные soft skills могут обеспечить успешность в трудовой карьере независимо от ее специфики.

Например, IT-технологии являются сегодня одной из самых престижных и высокооплачиваемых профессиональных сфер, и можно быть очень компетентным специалистом в этой области, владеть рядом языков программирования, веб-дизайном, создавать сайты, но если этот специалист не умеет работать в команде, выстраивать коммуникацию с коллегами и клиентами, планировать, управлять своим временем, то вряд ли его ожидает профессиональный рост.

В западных трактовках soft skills представляют собой совокупность социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде [12]. Проблематика формирования soft skills определилась в сфере образования во второй половине ХХ в. Исследователи отмечают, что термины hard skills и soft skills являются аналогами компьютерных понятий hardware (аппаратная часть) и software (программное обеспечение) и позже стали использоваться | в социальной сфере [10, с. 191]. ^ 1

В последнее время проблема формирования soft skills привлека- Ц 5 ет внимание российских исследователей гораздо чаще, нежели зару- ш ™ бежных ученых [1-4; 8-11]. Этот интерес в значительной мере связан с изменениями в системе российского образования. В обзорной статье И.К. Цаликовой и С.В. Пахотиной [10] предпринят качественный анализ российских и зарубежных научных публикаций, посвященных

К X

S ф

о. ^

о ^

различным аспектам развития soft skills. По мнению авторов, в российской и западной педагогической науках совпадают траектории развития идей «мягких» навыков, однако хронологически отечественные публикации по данной проблематике появляются позже. Сама идея необходимости и актуальности владения soft skills однозначно подтверждается работодателями, что отражается в публикациях начиная с 2018 г. [10, с. 195].

В зарубежных исследованиях активно обсуждаются возможности формирования и развития soft skills параллельно с процессом предметного обучения, ресурсом развития этих навыков выступает большой перечень дисциплин [13; 14]. Современные ученые выделяют следующие актуальные навыки: критическое мышление, креативность, коммуникативность, умение работать в команде, так называемая «Система 4 К», в зарубежной версии - Four Cs (Critical thinking, Creativity, Communication, Collaboration) [14].

Выбор методов исследования в данной работе определяется педагогическим и социопсихологическим подходами, способствующими выявлению факторов влияния социума и различных социальных процессов на систему образования и воспитания, развития и самоопределения человека, предпринят анализ учебно-методической и научной литературы, материалов интернет-ресурсов.

Цель данной статьи заключается в идее актуализации раннего развития soft skills, начиная с младшего школьного возраста, с целью готовности умения выбирать и выбрать профессиональное будущее.

Какие soft skills можно начинать формировать у младшего школьника? Безусловно - это спектр социально-психологических навыков, вышеназванных «Система 4 К» компетенций, которые необходимы в различных жизненных ситуациях и в различных сферах профессиональной деятельности.

Так, по мнению К.М. Романова, «человек как социальное существо и член общества сталкивается с психологическими задачами значительно чаще, чем с предметными. Кроме того, они являются более сложными и нестандартными. Следовательно, социальная креативность | является более востребованной, чем предметная. Поэтому ее целена-2 | правленное формирование у подрастающего поколения представляет Ц 5 серьезную задачу современного образования» [6, с. 172]. ш ™ Главной целью Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является научить ученика учиться, речь идет о формировании и развитии его умения самостоятельно выделять учебную проблему, определять способы ее решения, логически мыслить и критически оценивать результат.

СС X

S ф

о. ^

о ^

Современные исследователи подчеркивают деятельностную природу «мягких» навыков, которая заключается не в парадигме информирования обучающихся, а в развитии у них умений ставить и решать проблемы, осваивать новые технологии, включаться в ситуации профессионального и надпрофессионального взаимодействия [5]. Все чаще «швом», соединяющим новые подходы к получению знаний и традиционные классические, является метод проектирования. Учебные проекты позволяют «увязать» воедино «Систему 4 К», содержание которой раскрывается через следующе компетенции:

- критическое мышление - умение работать с информацией, анализировать ее, выбирать нужное, выявлять причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;

- креативность - умение видеть проблему с различных ракурсов и находить ее нестандартные решения;

- коммуникация - умение общаться, доносить информацию, налаживать контакты, слушать и слышать собеседника;

- коллаборация - умение совместной деятельности для достижения общей цели.

Метод проектов обладает необходимым потенциалом для решения профориентационных задач и позволяет превратить выбор профессионального будущего в дискуссионную площадку, что делает решение проблемы интересным, практически значимым для ребят.

Проект понимается как прообраз предполагаемого объекта, замысел или план, в соответствии с чем процесс по его созданию носит название проектирование [Там же]. Согласно точке зрения Е.С. Полат, результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», а это значит следующее: если речь идет о какой-либо теоретической проблеме, то важно получить ее конкретное решение, если речь идет о практической проблеме, то конкретный ее результат, который возможно использовать в реальных условиях [Там же, с. 57]. Автор отмечает, что метод проектов как педагогическая технология есть способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов выступает инструментом, способом познания [Там же].

Важно не забывать о роли учителя, он должен понимать, что содер- ^ ^ жание работы должно ориентироваться на возраст, интересы, увлече- Ц 5 ния ребят. Тема проекта выбора будущей профессии всегда актуальна ш ™ и вызывает интерес у обучающихся, стимулирует обсуждение, следовательно, развивает коммуникативные навыки и критическое мышление. Творческие способности ребенка зависят не только от его природных возможностей, во многом это умелая работа значимого взрослого,

К X

X ф

о.

о ^

педагога или родителя. В младшем школьном возрасте важно направлять деятельность ребенка, сопровождать его в преодолении трудностей, стимулировать самостоятельность, стрессоустойчивость, формировать и развивать навыки презентации своих способностей [7].

В 2019 г. на площадке Центра продленного дня в МГПУ им. М.Е. Евсевьева стартовали профориентационные проекты для младших школьников с целью развития soft skills: «Профессии будущего», «Профессии нашего города», «Профессии моей семьи», «Профессия моей мечты», «Мы строим дом будущего». Основные этапы проведения данных проектов:

I. Подготовка к проекту, которая включает в себя компоненты: тема проекта, проблема, гипотеза; актуальность, цели и задачи.

II. Планирование проекта: сбор информации для достижения поставленной цели; обозначение способов выполнения поставленных задач; определение формата презентации результата исследования.

III. Выполнение проекта.

IV. Презентация и защита проекта.

V. Участие в оценке проекта в рамках коллективного обсуждения. Рефлексия.

Так, в процессе работы над проектом «Мы строим дом будущего» детям было предложено построить дом будущего из заранее подготовленных материалов: краски, листы с геометрическими фигурами, чистые листы, ножницы, линейка, степлер, клей, скотч. Участникам на первом этапе необходимо наладить межличностное общение (коммуникация), чтобы предположить, каким должен быть дом будущего, разделить обязанности и роли в группе (коллаборация). Второй этап -сбор информации и совместное ее обсуждение. Дети в своей проектной группе предлагали и рассматривали различные модели дома будущего и подвергали критическим сомнениям, выбирали лучшие варианты, решали, какими профессиями нужно обладать, чтобы его построить. Третий этап - строительство дома, коллективная работа архитекторов, строителей, дизайнеров интерьера, ландшафтных дизайнеров, маляров и пр. (креативность). Четвертый этап, один из самых интересных - это 1 презентация дома будущего и защита командной работы перед экспер-^ | тами. На заключительном этапе ребята обменивались мнениями с участ-g: у никами других проектных групп и проводили их оценку по критериям ф ™ (критическое мышление). На этапе рефлексии ребятам предлагалось ответить на вопросы: какая профессия в строительстве дома самая важная? Без какого специалиста вы бы не смогли построить дом будущего? Будет ли нужна профессия строителя в будущем? Можно ли построить дом одному человеку?

К X

X ф

о. ^

о ^

Выводы

Проведенные профориентационные проекты для младших школьников позволяют решить как минимум две задачи: знакомство с миром профессий и труда, развитие «мягких навыков». Опыт показывает, что в проектной деятельности ребята учатся работать в команде, активно общаются, обмениваются мнениями, идеями и со сверстниками, и со взрослыми. Младший школьник имеет возможность развивать самостоятельность, ответственность за общее дело, проявлять инициативу, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

Выбор профессионального будущего предполагает большой пропедевтический этап, начиная с младшего школьного возраста. Значимость «мягких» компетенций в наши дни растет вместе с изменяющимся миром и обществом. Компаниям нужны мобильные, быстро обучающиеся, коммуникабельные специалисты, которые способны к адаптации и продвижению идей или продуктов в новых условиях, новой среде, могут успешно взаимодействовать с другими и работать на результат. Ранняя профессиональная ориентация способствует формированию и развитию этих умений для успешной и качественной жизни человека в обществе и мире.

Библиографический список / References

1. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 29.09.2020). [Davydova V. Listening, talking and negotiating: What are soft skills and how to develop them. URL: http://theoryandpractice.ru/ posts/11719-soft-skills (In Russ.)]

2. Жадько Н.В., Чуркина М.А. Обучение hard skills и soft skills - в чем разница? URL: https://hr-portal.ru/article/obuchenie-hard-skills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (дата обращения: 22.10.2020). [Zhadko N.V., Churkina M.A. Training hard skills and soft skills - what is the difference? URL: https://hr-portal.ru/ article/obuchenie-hard-skills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (In Russ.)]

3. Зеер Э.Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему // Образование и наука. 2014. № 8. С. 33-48. [Zeer E.F. Social i and professional mobility of student youth as a factor of preparation for ^ ^ a dynamic professional future. Obrazovaniye i nauka. 2014. No. 8. Pp. 33-48. Ё§ 5

4. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hard skills? URL: http://www.colloquium.ru/article/hard_soft/hard_soft.php (дата обращения: 26.10.2020). [Ivanov D. Way to the top. Success factors. What is more important: Soft skills or hard skills? URL: http://www.colloquium.ru/ article/hard_soft/hard_soft.php (In Russ.)]

(In Russ.)]

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.С. Полат. М., 2009. [Novyye pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in education]. E.S. Polat (ed.). Moscow, 2009. (In Russ.)]

6. Романов К.М. Развитие креативности школьников // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 161-175. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-2-161-175. [Romanov K.M. Development of schoolchildren's creativity. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 2. Pp. 161-175. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-2-161-175 (In Russ.)]

7. Семина Е.Е., Семина А.Р., Кузьмита Е.А. Творческое развитие современного ребенка дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 38-44. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-38-44. [Semina E.E., Semina A.R., Kuzmina E.A. Creative development of a modern preschooler. Pedagogy and Psychology of Education 2020. № 1. Pp. 38-44. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-38-44. (In Russ.)]

8. Современные детерминанты развития soft skills / С.Н. Бацунов, И.И. Дере-ча, И.М. Кунгурова, Е.В. Слизкова // Концепт. 2018. № 4. С. 198-207. [Batsunov S.N., Derecha 1.1., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Modern determinants of the soft skills development. Konzept. 2018. No. 4. P. 198-207. (In Russ.)]

9. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89. [Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft skills as predictors of students' life self-fulfillment. Obrazovaniye i nauka. 2019. Vol. 21, No. 8. Pp. 65-89. (In Russ.)]

10. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207. [Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. Scientific research on the issue of soft skills development (review of the data in international databases of Scopus, Web of Science). Obrazovaniye i nauka. 2019. Vol. 21. No. 8. Pp. 187-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207. (In Russ.)]

11. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1 (28). С. 53-58. [Formation of soft

i skils: Approaches to integrating Russian and foreign experience, classification,

2 ^ operationalization. Upravleniye personalom i intellektualnymi resursami

5 5 v Rossii. 2017. No. 1 (28). Pp. 53-58. (In Russ.)]

^ m 12. Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/ s ^ english/soft-skills (accessed: 23.10.2020).

cc i 13. Hadiyanto H., Mukminin A., Failasofah F. et al. In search of quality student со ^ teachers in a digital era: Reframing the practices of soft skills in teacher

^ education. Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017. No. 16 (3).

Pp. 70-77.

14. Yan L., Yinghong Y., Lui S.M.C. et al. Teaching "soft skills" to university students in China: The feasibility of an Australian approach. Educational Studies. 2019. No. 45 (2). Pp. 1-17.

Статья поступила в редакцию 27.10.2020, принята к публикации 02.12.2020 The article was received on 27.10.2020, accepted for publication 02.12.2020

Сведения об авторе / About the author

Антонова Марина Владимировна - кандидат экономических наук, доцент; профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования факультета педагогического и художественного образования; ректор, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Marina V. Antonova - PhD in Economics; professor at the Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education of the Faculty of Pedagogical and Art Education; Rector, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russian Federation E-mail: office@mordgpi.ru

ч у о о

К X

X ф

о. ^

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.