Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СФЕР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ДИНАМИКА СФЕР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / СФЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ - БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несына С.В.

Цель исследования - выявить особенности динамики компонентов сфер индивидуальности студентов - будущих педагогов в период профессиональной подготовки. В исследовании приняли участие 63 студентки первого-четверто-го курсов программы бакалавриата «Дошкольное образование». Для сбора данных была использована «Карта индивидуальности студента» Т.Б. Гребенюк. Выявлено, что существенные преобразования в содержании индивидуальности начинаются со второго курса в эмоциональной и интеллектуальной сфере, с третьего курса - в экзистенциальной, мотивационной, предметно-практической и волевой сфере. На четвертом курсе происходит перестройка сферы саморегуляции. Результаты исследования позволяют определить направления психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальности студентов - будущих педагогов дошкольного образования: в экзистенциальной сфере - развитие осознанного самоуважения и рефлексивных процессов; в сфере саморегуляции - развитие навыков психического самоконтроля; в мотивационной сфере - развитие потребностей, связанных с взаимодействием, и потребности в самообразовании; в предметно-практической сфере -развитие профессиональных способностей; в волевой сфере - развитие способности к длительному волевому усилию; в эмоциональной сфере - умение справляться со стрессом, с напряженностью и тревогой; в интеллектуальной сфере - креативность мышления и использование метаинтеллектуальных умений. Это может быть реализовано лишь при условии, если развитие и саморазвитие индивидуальности выступает важной педагогической целью в подготовке педагогов для дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE INDIVIDUALITY SPHERES OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF VOCATIONAL EDUCATION

The aim of the research is to identify the dynamics of the components of the individuality spheres of students - future teachers in the process of vocational education. Sixty-three first-year students of the Bachelor program "Preschool education” have taken part in this study. "Student's individuality map” created by T. Grebenyuk was used for the data collection. The research has revealed that positive changes in the individuality content starting in emotional and intellectual spheres in the second year of studying; in existential, motivational, subject-oriented and volitional spheres from the third year. The reconstruction of the self-regulative sphere happens in the fourth year of studying. The results of the research have demonstrated the directions of psychological and pedagogical support for students-future teachers of Preschool education in their individuality development: in existential sphere - development of informed self-respect and reflexive processes; in self-regulative sphere - development of psychiatric selfcontrol skills; in motivational sphere - development of interaction and selfeducation needs; in subject-oriented sphere - development of vocational abilities; in volitional sphere - development of the ability to long-term determined effort; in emotional sphere - an ability to handle stress, tension and anxiety; in intellectual sphere - mind creativity and usage of meta-intellectual skills. It could be realized if the development and self-development of an individuality have been a significant pedagogical aim in the process of future teachers' training in the programs of Preschool education.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СФЕР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-171-181

С.В. Несына

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта 236016 г. Калининград, Российская Федерация

Динамика сфер индивидуальности студентов - будущих педагогов в период профессиональной подготовки

Цель исследования - выявить особенности динамики компонентов сфер индивидуальности студентов - будущих педагогов в период профессиональной подготовки. В исследовании приняли участие 63 студентки первого-четверто-го курсов программы бакалавриата «Дошкольное образование». Для сбора данных была использована «Карта индивидуальности студента» Т.Б. Гребенюк. Выявлено, что существенные преобразования в содержании индивидуальности начинаются со второго курса в эмоциональной и интеллектуальной сфере, с третьего курса - в экзистенциальной, мотивационной, предметно-практической и волевой сфере. На четвертом курсе происходит перестройка сферы саморегуляции. Результаты исследования позволяют определить направления психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальности студентов - будущих педагогов дошкольного образования: в экзистенциальной сфере - развитие осознанного самоуважения и рефлексивных процессов; в сфере саморегуляции - развитие навыков психического самоконтроля; в мотивационной сфере - развитие потребностей, связанных с взаимодействием, и потребности в самообразовании; в предметно-практической сфере -развитие профессиональных способностей; в волевой сфере - развитие способности к длительному волевому усилию; в эмоциональной сфере - умение справляться со стрессом, с напряженностью и тревогой; в интеллектуальной сфере - креативность мышления и использование метаинтеллектуальных умений. Это может быть реализовано лишь при условии, если развитие и саморазвитие индивидуальности выступает важной педагогической целью в подготов- 2 ке педагогов для дошкольного образования.

вд

© Несына С.В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1

Ключевые слова: педагогика индивидуальности, сферы индивидуальности, студенты - будущие педагоги, педагоги дошкольного образования

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Несына С.В. Динамика сфер индивидуальности студентов - будущих педагогов в период профессиональной подготовки // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 171-181. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-171-181

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-171-181

S.V. Nesyna

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, 236016, Russian Federation

Dynamics of the individuality spheres

of students - future teachers

in the process of vocational education

The aim of the research is to identify the dynamics of the components of the individuality spheres of students - future teachers in the process of vocational education. Sixty-three first-year students of the Bachelor program "Preschool education" have taken part in this study. "Student's individuality map" created by T. Grebenyuk was used for the data collection. The research has revealed that positive changes in the individuality content starting in emotional and intellectual spheres in the second year of studying; in existential, motivational, subject-oriented and volitional spheres from the third year. The reconstruction of the self-regulative sphere happens in the fourth year of studying. The results of the research have demonstrated the directions of psychological and pedagogical support for students-future teachers of Preschool education in their individuality ^ development: in existential sphere - development of informed self-respect and ^ K reflexive processes; in self-regulative sphere - development of psychiatric self-5 ^ control skills; in motivational sphere - development of interaction and self-§ o education needs; in subject-oriented sphere - development of vocational abilities; in volitional sphere - development of the ability to long-term determined effort;

Iin emotional sphere - an ability to handle stress, tension and anxiety; in intellectual

sphere - mind creativity and usage of meta-intellectual skills. It could be realized if the development and self-development of an individuality have been a significant pedagogical aim in the process of future teachers' training in the programs of Preschool education.

Key words: pedagogy of individuality, individuality spheres, students - future teachers, pre-school teachers

CITATION: Nesyna S.V. Dynamics of the individuality spheres of students - future teachers in the process of vocational education. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1. Pp. 171-181. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-171-181

В новом и быстро изменяющемся мире все большее значение приобретает индивидуальность человека, сущность которой выражается через такие понятия, как «целостность», «единство», «неделимость», «авторство», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» [6, с. 102]. Развитие индивидуальности представляет собой осознание человеком собственной ценности, оригинальности, целостности и реализацию собственной неповторимости в индивидуальном стиле поведения, деятельности и общения [4; 5; 15]. Это влияет на развитие способности человека к автономным решениям и действиям, на формирование субъектных характеристик.

В образовательном процессе особая роль в развитии индивидуальности ребенка принадлежит педагогу, что отражено и в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (base.garant.ru/70535556/). Так, на этапе дошкольного детства «поддержка индивидуальности» ребенка является условием создания социальной ситуации развития (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, п. 3.2.5 (base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4dd b4c33/). При этом важно отметить, что знать, понимать и содействовать развитию индивидуальности ребенка способен только такой педагог, который не просто обладает развитой индивидуальностью и понимает значение развития и формирования индивидуальности, но для которого индивидуальность - значимая экзистенциальная ценность [5; 11]. Поэтому важно научить педагога дошкольного образования осознавать и использовать в профессиональной деятельности и общении особенности своей индивидуальности, что позволит более эффективно осуществить поддержку индивидуальности дошкольника. Большое значение 5 в этом процессе имеет «период профессиональной подготовки» [8],

когда «от года к году происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности» [7, с. 56].

В отечественном образовании сложилась научная школа «педагогика индивидуальности», для которой развитие и формирование индивидуальности является важной педагогической целью [4]. Формирование и развитие индивидуальности осуществляется на разных этапах образования, в том числе и на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов. В концепции Т.Б. Гребенюк индивидуальность студента - будущего педагога представляет собой «сплав, единство сфер психики - интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции -с присущими возрастными особенностями. Индивидуальность студента - будущего педагога характеризуется развитием профессионально значимых компонентов психических сфер, отличающих ее от индивидуальности любого другого субъекта» [5, с. 5]. Характерный признак индивидуальности в этот период заключается в том, что профессионально важные свойства только начинают появляться, происходит их становление. «Именно в условиях учебно-профессиональной деятельности у студента - будущего педагога должны возникать такие новообразования психики (и личности), которые специфичны для педагогической профессии» [Там же, с. 6].

Цель нашего исследования - выявить особенности динамики компонентов сфер индивидуальности студентов - будущих педагогов в период профессиональной подготовки. Мы предположили, что показатели развития компонентов сфер индивидуальности будут повышаться от первого к четвертому курсу у студентов - будущих педагогов дошкольного образования.

В исследовании приняли участие 63 студентки программы бакалавриата «Дошкольное образование» (очная форма обучения). В организации исследования использовался «метод поперечных срезов»: среди участников 12 студентов первого, 15 - второго, 21 - третьего курса и 15 выпускников.

Сбор данных проводился в конце учебного года. Участие в исследование было добровольным. Для сбора данных была использована от «Карта индивидуальности студента» Т.Б. Гребенюк [15]. Данная метода! к дика представляет собой самоотчетную технику, позволяющую прове-Е о сти самооценку развития компонентов семи сфер индивидуальности. §о На этапе статистической обработки данных применялись: критерий 5 Пирсона (х2), угловое преобразование Фишера (критерий ф*), коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

174

J

Результаты эмпирического исследования позволили выявить следующее.

Экзистенциальная сфера: средний показатель - 5,62. Студенты довольно высоко оценивают все компоненты экзистенциальной сферы, и эти оценки остаются таковыми на протяжении всего периода обучения в университете. Первокурсники, совсем недавно осуществившие свой первый профессиональный выбор, высоко оценивают развитие у себя способности к осознанному выбору. Начиная со второго курса отчетливо проявляется и усиливается стремление к самосовершенствованию.

Значимые различия выявлены в динамике важного компонента экзистенциальной сферы - развитие ценностных позиций и ориентаций (х2 = 4,538,р < 0,05): на старших курсах достоверно больше студентов, высоко оценивающих развитие этого компонента (ф* = 1,99, р < 0,05).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии качественных изменений рефлексивных процессов и компонентов «Я-концепции» на третьем курсе, причем существенное значение в этом процессе принадлежит умению смотреть на себя со стороны, осознанному самоуважению и способности к осознанному выбору. На выпускном курсе в центре оказывается осознанность внутреннего мира и нравственная самооценка, которая во многом определяет развитие компонентов «Я-концепции». Важное значение также имеет развитие ценностных позиций, связанных со способностью к осознанному выбору и стремлением к самосовершенствованию. Экзистенциальная сфера выпускников становится более сложной и, вместе с тем, происходит ее структурирование. В процессе профессионального педагогического образования происходит существенная дифференциация «Я-концепции».

У участников исследования обнаружены достаточно низкие самооценки развития осознанного самоуважения как показателя развитой «Я-концепции» и умения смотреть на себя со стороны, являющего основой рефлексивных процессов.

Сфера саморегуляции: средний показатель - 5,61. Первокурсники наиболее высоко оценивают развитие компонентов саморегуляции. С получением и накоплением опыта учебно-профессиональной деятельности происходит изменение самооценки компонентов саморегуляции. Она становится более адекватной и обоснованной: выявлены достоверные различия в динамике итогового показателя сферы саморегуляции (х2 = 4,763, р < 0,05). При сопоставлении групп студентов младших и старших курсов были выявлены статистические значимые различия по следующим показателям: умение владеть своими потребностями (х2 = 3,978, р < 0,05), навыки психического самоконтроля (%2 = 8,483, и р < 0,01) и навыки физического самоконтроля (%2 = 4,200, р < 0,05). ,

о

ад

В группе выпускников самооценка умений владеть своими потребностями, навыков физического самоконтроля, а также компонента «свобода в выборе целей и средств жизнедеятельности» достоверно ниже (ф = 1,68; ф = 1,87; ф = 3,00, р < 0,05). По данным корреляционного анализа сфера саморегуляции начинает существенно перестраиваться на четвертом курсе [13].

В процессе профессионального обучения будущих педагогов дошкольного образования необходимо уделить особое внимание обучению навыкам психического самоконтроля. Недостаточное развитие этого компонента отчетливо осознается студентами на протяжении всего периода обучения в университете.

Мотивационная сфера: средний показатель - 5,59. В мотивационной сфере будущих педагогов наиболее актуализированной и выраженной является потребность в саморазвитии, именно она занимает центральное место и во многом определяет поведение и деятельность студентов. Значительная выраженность данной потребности способствует решению возрастных задач, связанных с достижением автономии и независимости, формированием идентичности. Значимыми являются также потребности в самопознании и самообразовании.

Несмотря на определяющее значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности воспитателя, у студентов -будущих педагогов дошкольного образования наименее выраженными оказались потребности, связанные со взаимодействием.

Общий показатель мотивационной сферы от первого к четвертому курсу снижается (ф* = 2,22, р < 0,05), что справедливо и в отношении целого ряда потребностей. Многие потребности в процессе профессионального обучения удовлетворяются: потребность в получении дополнительных компетенций (у2 = 8,844, р < 0,05), потребность в дополнительных знаниях и т.д. Важно отметить, что у выпускников снижается выраженность потребности в самообразовании (ф* = 2,03, р < 0,05), что может оказать негативное влияние на дальнейший профессиональный рост в педагогической сфере.

Структура мотивационной сферы студентов - будущих педагогов дошкольного образования претерпевает изменения. На первом курсе студенты ориентированы, прежде всего, на достижении успеха и развитие профессиональных компетенций. На втором курсе к этим потребностям присоединяется потребность в разнообразном общении. Суще-§ ственное изменение позиции студента в учебно-профессиональной о деятельности происходит на старших курсах. С третьего курса опре-

^ и деляющее значение имеют потребности в саморазвитии и самообра-

1зовании. Сходные тенденции обнаружены и у выпускников. На этапе

завершения профессионального обучения мотивационная сфера становится более целостным образованием.

В процессе подготовки профессионалов для дошкольного образования следует обратить особое внимание на развитие потребностей, связанных с взаимодействием и самообразованием [10].

Предметно-практическая сфера: средний показатель - 5,19. Студенты первого курса высоко оценивают развитие специальных способностей, низкие оценки приписывают развитию творческих способностей. В группе второкурсников и третьекурсников компонент «наличие работоспособности» получил наиболее высокие оценки, а компонент «наличие профессиональных способностей» - наиболее низкие. Эта тенденция в оценке профессиональных способностей сохраняется и в группе выпускников. Развитие специальных и творческих способностей выпускники оценили наиболее высоко.

Проведенный корреляционный анализ свидетельствует, что структура предметно-практической сферы студентов разных курсов имеет особенности. Так, ведущим компонентом предметно-практической сферы первокурсников является работоспособность. Существенные изменения в структуре предметно-практической сферы начинаются на втором курсе, после завершения социально-психологической адаптации к профессиональному обучению в университете: центральные позиции среди компонентов сферы имеют профессиональные и творческие способности. В структуре изучаемой сферы студентов третьего курса ведущими являются общие (интеллектуальные) и профессиональные способности. В предметно-практической сфере выпускников определяющее значение имеют профессиональные способности.

Волевая сфера: средний показатель - 5,06. Первокурсники наиболее высоко оценивают уровень развития волевых качеств. В структуре волевой сферы первокурсников независимые позиции занимает способность осознанно ставить далекие цели. На втором курсе умение тормозить свои побуждения располагается автономно, и студенты наиболее низко оценивают развитие этого компонента. На старших курсах происходит существенная перестройка волевой сферы. На третьем курсе компоненты волевой сферы оцениваются ниже, чем на младших курсах. Способность к длительному волевому усилию и умение преодолевать внешние и внутренние трудности становятся ведущими и начинают определять тенденции в развитии волевой сферы, а способность осознанно ставить далекие цели, умение формировать нравственные привычки, настойчивость и упорство занимают независимые позиции. На четвертом курсе волевая сфера становится более целостной, ее развитие и определяется умением преодолевать внешние и внутренние трудности

и самостоятельностью в достижении цели. Способность осознанно ставить далекие цели остается независимым компонентом, но это умение достаточно высоко оценивается выпускниками.

Важно отметить, что, приобретая опыт профессионального образования, осваивая профессию, студенты по-иному оценивают настойчивость и упорство (х2 = 5,191, р < 0,05), умение тормозить свои побуждения: на старших курсах студентов, высоко оценивших данные компоненты, достоверно меньше (ф* = 1,67, р < 0,05). В процессе приобщения к профессиональной деятельности, усвоения традиций и норм профессионального сообщества требования к себе у студентов меняются, начиная с третьего курса изменяются критерии самооценки компонентов волевой сферы [12].

Все участники исследования отметили низкий уровень развития способности к длительному волевому усилию. Сложно представить процесс самореализации в педагогической профессии без этого компонента [1].

Эмоциональная сфера: средний показатель - 4,93. Среди студентов второго и третьего курса выявлена тенденция роста самооценок большинства компонентов, но на этапе завершения профессионального образования выпускники оценивают развитие компонентов эмоциональной сферы ниже, в особенности - компетентности в работе со сложными эмоциональными состояниями («умение снимать эмоциональную напряженность»: х2 = 11,073, р < 0,05). У выпускников более реалистичные представления об особенностях эмоциональной сферы индивидуальности.

Корреляционный анализ позволил выявить, что у первокурсников центральным компонентом является умение преодолевать тревожность; на втором курсе в центре эмоциональной сферы - умение справляться со стрессом. У студентов третьего курса центральные позиции занимают оба этих умения. На четвертом курсе наибольшее значение приобретает умение снимать свою эмоциональную напряженность [14].

Полученные данные согласуются с выводами других исследований, в которых обнаружена неспособность управлять эмоциями и неразвитость понимания и выражения эмоций, высокая личностная тревожность и недостаточная стрессоустойчивость у студентов - будущих педагогов [3; 16]. Существует необходимость организации специальной работы по психолого-педагогическому сопровождению развития эмоциональной сферы студентов, их эмоциональной компетентности.

Интеллектуальная сфера: средний показатель - 4,93. Студенты -я будущие педагоги - довольно высоко оценивают развитие компо-ог нента «управление мыслительными процессами», который позволяет лхо оценить метаинтеллектуальные возможности, т.е. способность регули-пси ровать и контролировать собственную познавательную деятельность [9, с. 192]. Развитие данной способности и овладение соответствующими

умениями позволяет отслеживать прогресс в развитии компонентов своей интеллектуальной сферы и оказывать на них влияние. Достоверные различия в динамике обнаружены только по одному показателю -«хорошая память» (%2 = 6,108,р < 0,05), студенты старших курсов более высоко оценили его развитие (ф* = 2,50,р < 0,01). Можно предположить, что студенты в процессе профессионального обучения отдают предпочтение только таким интеллектуальным стратегиям, которые опираются, прежде всего, на память и не используют иные инструменты интеллектуальной сферы для работы с информацией.

Корреляционный анализ свидетельствует, что в структуре интеллектуальной сферы первокурсников ведущим компонентом является оперативность мышления. Начиная со второго курса количество корреляционных связей между компонентами уменьшается. В структуре интеллектуальной сферы студентов второго года обучения ведущие позиции занимает гибкость ума и самостоятельность мышления. На третьем году обучения определяющее значение имеет креативность мышления и сообразительность. В структуре интеллектуальной сферы выпускников ведущее значение имеет креативность мышления и принятие нестандартных решений.

Важно также отметить, что компоненты интеллектуальной сферы, связанные с креативностью, получают невысокие оценки во всех группах участников исследования, хотя именно эти характеристики являются востребованными в педагогической профессии и рассматриваются в современной науке как ключевые перспективные компетенции. Полученные данные согласуются с результатами других исследований [2, с. 57].

Таким образом, полученные результаты показывают, что существенные преобразования в содержании индивидуальности начинаются со второго курса в эмоциональной и интеллектуальной сфере, с третьего курса существенно перестраиваются экзистенциальная, мотивационная, предметно-практическая и волевая сферы. На четвертом курсе происходит перестройка сферы саморегуляции, которая продолжается на следующем этапе профессионализации.

Результаты эмпирического исследования позволяют определить направления психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальности студентов - будущих педагогов дошкольного образования. Особого внимания преподавателей университетов и наставников ресурсных центров заслуживают: в экзистенциальной сфере - развитие осознанного самоуважения и рефлексивных процессов; в сфере саморе- & к гуляции - развитие навыков психического самоконтроля; в мотиваци- е о онной сфере - развитие потребностей, связанных с взаимодействием, § о и потребности в самообразовании; в предметно-практической сфере - ^ 5 развитие профессиональных способностей; в волевой сфере - развитие

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1

способности к длительному волевому усилию; в эмоциональной сфере -умение справляться со стрессом, с напряженностью и тревогой; в интеллектуальной сфере - креативность мышления и использование метаин-теллектуальных умений.

Существенное значение имеет обучение студентов способам активизации компонентов сфер индивидуальности, что позволяет полноценно использовать их потенциальные ресурсы. В дальнейшем это поможет молодым педагогом дошкольного образования выработать индивидуальный стиль профессиональный деятельности и осуществить успешную самореализацию в педагогической сфере. Все это может быть реализовано лишь при условии, если развитие и саморазвитие индивидуальности выступает важной педагогической целью в подготовке педагогов для дошкольного образования.

ч s

Ф и

Библиографический список / References

1. Бодалев А.А. Акмеология. М., 2010. [Bodalev A.A. Akmeologiya [Acmeolo-gy]. Moscow, 2010.]

2. Бородина Т.Ф. Формирование творческого мышления будущих учителей как проблема профессионального образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 53-61. [Borodina T.F. Formation of creative thinking of future teachers as a problem of vocational education. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 3. Рр. 53-61. (In Russ.)]

3. Варданян Ю.В., Парамонов А.А. Характеристика модели профилактики эмоционального выгорания современного педагога // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 160-171. [Vardanyan Y.V., Paramonov A.A. Characteristics of the model of a modern teacher's emotional burnout prevention. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 4. Pp. 160-171. (In Russ.).]

4. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. М., 2020. [Grebenyuk T.B. Pedagogika individualnosti [Pedagogy of individuality (personality)]. Moscow, 2010.]

5. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности студента - будущего педагога. Beau Bassin, 2017. [Grebenyuk T.B. Formirovanie individualnosti studenta-budushchego pedagoga [Formation of the individuality (personality) of the student-future teacher]. Beau Bassin, 2017.]

6. Гуревич П.С. Психология личности. М., 1997. [Gurevich P.S. Psihologiya lichnosti [Psychology of Personality]. Moscow, 1997.]

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. [Klimov E.A. Vve-denie v psihologiyu truda [Introduction to labor (occupational) psychology]. Moscow, 1998.]

8. Климов Е.А., Носкова О.Г., Солнцева Г.Н. Психология труда, инженерная психология и эргономика. М., 2019. [Klimov E.A., Noskova O.G., Solnce-va G.N. Psihologiya truda, inzhenernaya psihologiya i ergonomika [Labor (occupational) psychology, engineering psychology and ergonomics]. Moscow, 2019.]

9. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб., 2007. [Lefrangais G. Prikladnaya pedagogicheskaya psihologiya [Psychology of teaching]. St.-Petersburg, 2007.]

10. Несына С.В. Динамика мотивационной сферы будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки // Образовательный вестник «Сознание». 2019. № 10. С. 41-46. [Nesyna S.V. Motivational sphere dynamics in professional training of future teachers. Educational Bulletin "Consciousness". 2019. No. 10. Pp. 41-46. (In Russ.)]

11. Несына С.В. Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования // Калининградский вестник образования. 2019. № 3. С. 70-75. [Nesyna S.V. Some trends in development of preschool education in Russia. Kaliningradskij vestnik obrazovaniya. 2019. No. 3. Pp. 70-75. (In Russ.)]

12. Несына С.В. Развитие волевой сферы студентов-будущих педагогов дошкольного образования // Proceedings of the International Scientific Conference "Society. Integration. Education". Vol. III. Rezekne, 2020. С. 700-709. [Nesyna S.V. Volitional sphere development of students-prospective preschool teachers. Proceedings of the International Scientific Conference Society. Integration. Education. Vol. III. Rezekne, 2020. Pp. 700-709. (In Russ.)]

13. Несына С.В. Развитие сферы саморегуляции студентов-будущих педагогов // Акмеология профессионального образования. Екатеринбург, 2020. С. 114-117. [Nesyna S.V. Self-regulative sphere development of students-prospective teachers. Akmeologiya professionalnogo obrazovaniya [Acmeol-ogy of professional education]. Yekaterinburg, 2020. Pp. 114-117. (In Russ.)]

14. Несына С.В., Потменская Е.В. Динамика эмоциональной сферы студентов - будущих педагогов дошкольного образования // Перспективы науки. 2019. № 10. С. 95-98. [Nesyna S.V., Ponmenskaya E.V. The affection dynamks of students-future teachers of preschool education. Perspektivy nauki. 2019. No. 10. Pp. 95-98. (In Russ.)]

15. Педагогика индивидуальности в схемах и таблицах / Под ред. Т.Б. Гребе-нюк. Казань, 2019. [Pedagogika individualnosti v skhemah i tablicah [Pedagogy of individuality (personality) in diagrams and tables]. T.B. Grebenyuk (ed.). Kazan, 2019.]

16. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-13. [Shabanova T.L., Tarabakina L.V. Study of emotional maturity of students from the pedagogical high school. Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6. No. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-13. (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 16.08.2020, принята к публикации 14.10.2020 The article was received on 16.08.2020, accepted for publication 14.10.2020

Сведения об авторе / About the author

Несына Светлана Вадимовна - кандидат психологических наук, доцент;

доцент Института образования, Балтийский федеральный университет имени 2

Иммануила Канта, г. Калининград ^ g

Svetlana V. Nesyna - PhD in Psychology; associate professor at the Institute q ^ of Education, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian ™ x

Federation ^ ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.