Научная статья на тему 'Динамика мотивационной сферы будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки'

Динамика мотивационной сферы будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MOTIVATIONAL SPHERE / INDIVIDUALITY / PRESCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несына С. В.

В статье представлено исследование, направленное на изучение особенностей мотивационной сферы будущих педагогов дошкольного образования. Для сбора эмпирического материала использована методика диагностики семи сфер индивидуальности студента (автор Т.Б. Гребенюк). В исследовании принимали участие 63 студента 1-4 курсов, обучающихся по программе «Педагогика и психология дошкольного образования». Полученные в исследовании результаты позволяют утверждать следующее. Во-первых, в мотивационной сфере будущих педагогов дошкольного образования наиболее выраженной является потребность в саморазвитии. Во-вторых, структура мотивационной сферы студентов претерпевает существенные изменения от первого курса к четвертому. На первом курсе студенты ориентированы, прежде всего, на достижении успеха и развитие профессиональных компетенций. На втором курсе к этим потребностям присоединяется потребность в разнообразном общении. С третьего курса картина мотивационной сферы качественно меняется: определяющее значение имеет потребность в саморазвитии и самообразовании. Мотивационная сфера выпускников становится целостной. В-третьих, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования происходит существенное снижение потребностей, связанных с взаимодействием. Полученные в исследовании результаты важны для организации профессионального обучения будущих педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несына С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL SPHERE DYNAMICS IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

This article focuses on the research of motivational sphere in the group of future preschool teachers. The data for this study were collected using questionnaire for the diagnosis of student’s individuality spheres (the author T. Grebenyuk). Sixty-three students of the program Pedagogy and Psychology of Preschool Education (1-4 year) were recruited for this study. Obtained results show the following. First, the needfor self-development is the most developed and expressed in the motivational sphere of future preschool teachers. Second, the structure of the students' motivational sphere changes significantly from the first to the fourth year. The first-year students focus, first of all, on success achievement and professional competencies development. In the group of the second-year students, the communication need joins the main needs (success achievement and professional competencies development). From the third year of the professional training, the motivational sphere changes: the needfor self-development and self-education become the most important. The motivational sphere of the fourth-year students become integral. Finally, need for interaction (cooperation) is reduced from the first to the fourth year. The results obtained in the study are important for the professional training for preschool teachers.

Текст научной работы на тему «Динамика мотивационной сферы будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки»

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "сознание"

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-41-46

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Несына С. В.

ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград, Российская Федерация

MOTIVATIONAL SPHERE DYNAMICS IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Nesyna S.V.

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation

Аннотация: В статье представлено исследование, направленное на изучение особенностей мо-тивационной сферы будущих педагогов дошкольного образования. Для сбора эмпирического материала использована методика диагностики семи сфер индивидуальности студента (автор - Т.Б. Гребенюк). В исследовании принимали участие 63 студента 1-4 курсов, обучающихся по программе «Педагогика и психология дошкольного образования». Полученные в исследовании результаты позволяют утверждать следующее. Во-первых, в мо-тивационной сфере будущих педагогов дошкольного образования наиболее выраженной является потребность в саморазвитии. Во-вторых, структура мотивационной сферы студентов претерпевает существенные изменения от первого курса к четвертому. На первом курсе студенты ориентированы, прежде всего, на достижении успеха и развитие профессиональных компетенций. На втором курсе к этим потребностям присоединяется потребность в разнообразном общении. С третьего курса картина мотивационной сферы качественно меняется: определяющее значение имеет потребность в саморазвитии и самообразовании. Мотивационная сфера выпускников становится целостной. В-третьих, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования происходит существенное снижение потребностей, связанных с взаимодействием. Полученные в исследовании

Annotation: This article focuses on the research of motivational sphere in the group of future preschool teachers. The data for this study were collected using questionnaire for the diagnosis of student's individuality spheres (the author - T. Grebenyuk). Sixty-three students of the program Pedagogy and Psychology of Preschool Education (1-4 year) were recruited for this study. Obtained results show the following. First, the needfor self-development is the most developed and expressed in the motivational sphere of future preschool teachers. Second, the structure of the students' motivational sphere changes significantly from the first to the fourth year. The first-year students focus, first of all, on success achievement and professional competencies development. In the group of the second-year students, the communication need joins the main needs (success achievement and professional competencies development). From the third year of the professional training, the motivational sphere changes: the needfor self-development and self-education become the most important. The motivational sphere of the fourth-year students become integral. Finally, need for interaction (cooperation) is reduced from the first to the fourth year. The results obtained in the study are important for the professional training for preschool teachers.

результаты важны для организации профессионального обучения будущих педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: мотивационная сфера, индивидуальность, педагоги дошкольного образования

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности мо-тивационной сферы студентов-будущих педагогов физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №57-4. - С. 256-262.

[2] Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности студента-будущего педагога. Beau Bassin, 2017. - 87 с.

[3] Губин В.А., Акулов А.О. Особенности по-требностно-мотивационной сферы студентов бакалавриата разных курсов обучения в ЛГУ им. А.С. Пушкина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2017. - №2. - С.78-84.

[4] Иванова Н.В., Минаева Е.В., Дурнева И.Е. Динамика мотивации учебной деятельности будущих учителей начальных классов // Государственный советник. - 2018. - №2. - С. 7174.

[5] Несына С.В. К вопросу о профессиональном развитии педагогов дошкольного образования // Мир будущего и новая философия образования: Сборник научных трудов. Калининград, 2019.- С. 112-117.

[6] Прикладные аспекты развития учебной мотивации студентов /А.В. Усова, Н.Н. Яшалова, А.А. Ильясов, Д.А. Рубан // Вестник Череповецкого государственного университета. -2017. - №2. - 170-178.

Keywords: motivational sphere, individuality, preschool teachers

REFERENCES

[1] Batyuta M.B., Sidorina E.V., Features of motivational sphere of students-future teachers of psysical culture // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2017. -№57-4. - S. 256-262.

[2] Grebenyuk T.B. Formirovanie individual'nosti studenta-budushchego pedagoga. Beau Bassin,

2017. - 87 s.

[3] Gubin V.A., Akulov A.O. Osobennosti po-trebnostno-motivacionnoj sfery studentov ba-kalavriata raznyh kursov obucheniya v LGU im. A.S. Pushkina // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2017. - №2. - S.78-84.

[4] Ivanova N.V., Minaeva E.V., Durneva I.S. Learning votivational dynamifcs in Primary School Teachers -To-Be // State Counsellor. -

2018. - №2. - C 71-74.

[5] Nesyna S.V. K voprosu o professional'nom razvitii pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya // Mir budushchego i novaya filosofiya obra-zovaniya: Sbornik nauchnyh trudov. Kaliningrad, 2019. - S. 112-117.

[6] Prikladnye aspekty razvitiya uchebnoj moti-vacii studentov / A.V Usova, N.N. YAshalova, A.A. Il'yasov, D.A. Ruban // Vestnik CHerepo-veckogo gosudarstvennogo universiteta. -2017. - №2. - 170-178.

Введение. В динамично изменяющемся мире профессий важное значение приобретает такое профессиональное образование, которое имеет развивающий характер и нацелено не только на формирование профессиональных компетенций, но и на развитие/саморазвитие профессионально важных качеств и характеристик. Одной из таких значимых характеристик является мотивационная сфера, представляющая собой совокупность мотивационных образований, выступающих в роли факторов, энергетизирующих и направляющих поведение субъекта. Развития мотивационной сферы во многом определяет успешность профессионального развития и индивидуально своеобразную траекторию субъекта в пространстве профессии. К вопросам мотивации на этапе профессионального обучения обращаются многие исследователи, чаще предметом изучения становится мотивация учебной деятельности студентов [3, 6], в том числе и будущих педагогов [1,4].

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования имеет ряд специфических особенностей [5], требования к индивидуально-психологическим характеристикам

воспитателей довольны высоки, в их сферу ответственности входит построение образовательной деятельности на основе взаимодействия, ориентированного на интересы и возможности ребенка. Соответственно, при изучении мотивационной сферы будущих педагогов дошкольного образования особое внимание необходимо уделить тем профессионально важным компонентам, которые, во-первых, возникают и развиваются в процессе учебно-профессиональной деятельности, во-вторых, определяют дальнейшее профессиональное становление и развитие педагога. В своем исследовании мы опираемся на модель индивидуальности студента-будущего педагога Т.Б. Гребенюк. Данная модель включает характеристику семи сфер [2]. Наше исследование посвящено изучению особенностей мотивационной сферы будущих педагогов дошкольного образования.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Балтийского федерального университета имени И. Канта. Участниками стали 63 студента программы бакалавриата «Педагогика и психология дошкольного образования»: первый курс - 12, второй - 15, третий - 21, четвертый курс - 15 человек. Все участники женского пола. Для сбора эмпирического материала применялась методика диагностики семи сфер индивидуальности студента (автор - Т.Б. Гребенюк) [2]. Эта методика является самоотчетом, дающим возможность оценить развитие компонентов сфер индивидуальности. Был проведен анализ десяти компонентов мотивацион-ной сферы.

Результаты. В целом, студенты наиболее высоко оценили выраженность потребности в саморазвитии (М=6,16) и самопознании (М= 6,11). Значимыми в исследуемой группе являются потребности в получении дополнительных знаний (М=6,00) и в самообразовании (М=5,97). Потребность в достижении цели, общении, получении дополнительных знаний менее выражены (М=5,85; М=5,68; М=5,62). Наименее представленными оказались потребность в получении дополнительных компетенций (М=5,62), потребность в предметных знаниях и потребность в сотрудничестве (М=5,24). Самые низкие позиции - у потребности в деловых конфликтах (М=4,06). Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что потребность в знаниях (как предметных, так и дополнительных профессиональных), в саморазвитии и в самообразовании имеют наибольшее число значимых положительных корреляционных связей с другими составляющими мотивационной сферы.

Сравнительный анализ компонентов мотивационной сферы по годам обучения позволил выявить следующее (Таблица 1).

Таблица 1

Средние значения компонентов мотивационной сферы студентов

Компоненты мотивационной сферы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Потребность в предметных знаниях 4,92 5,67 5,33 4,93

Потребность в достижении цели 6,17 5,80 6,00 5,40

Потребность в сотрудничестве 5,00 5,60 5,43 4,80

Потребность в разнообразном общении 6,17 6,00 5,62 5,07

Потребность в саморазвитии 6,17 6,00 6,38 6,00

Потребность в самопознании 6,00 5,87 6,33 6,13

Потребность в деловых конфликтах 3,25 5,40 4,10 3,33

Потребность в самообразовании 6,25 6,07 5,95 5,67

Потребность в получении дополнительных знаний по профилю будущей специальности 6,17 6,00 6,05 5,80

Потребность в получении дополнительных компетенций по профилю будущей специальности 6,33 5,73 5,33 5,33

Показатели мотивационной сферы в целом 5,64 5,81 5,65 5,25

В целом, общий показатель мотивационной сферы к выпускному курсу снижается: при сопоставлении количества студентов с высокими значениями в группе студентов первого и четвертого курса выявлены достоверные различия (ф*=2,22 р<0,05).

При сопоставлении распределения выраженности компонентов мотивационной сферы в группах студентов разных курсов выявлены значимые различия по следующим потребностям: «в деловых конфликтах» (^2=17,616 р<0,01) и «в получении дополнительных компетенций по профилю будущей специальности» (х2=8,844 р<0,05). При сопоставлении студентов первого и четвертого курсов обнаружено, что среди выпускников достоверно снижается выраженность потребности в самообразовании (ф*=2,03 р<0,05) и потребности в дополнительных компетенциях по профилю будущей специальности (ф*=2,71 р<0,01).

Корреляционный анализ показывает, что количество положительных связей между компонентами мотивационной сферы возрастает: на первом курсе выявлено 12 корреляционных связей, на четвертом курсе - 37 (Таблица 2). В группе студентов первого курса наибольшее количество корреляционных связей у потребности в достижении цели и потребности в дополнительных профессиональных компетенциях. Среди студентов второго курса наибольшее количество корреляционных связей у потребности в достижении цели, потребности в дополнительных профессиональных компетенциях, а также - у потребности в разнообразном общении. У студентов третьего курса лидирующие позиции по числу положительных корреляционных связей занимают потребности в саморазвитии, в самообразовании и в дополнительных профессиональных знаниях. В группе выпускников программы бакалавриата определяющее значение имеет потребность в саморазвитии, а также - потребность в предметных знаниях, потребность в деловых конфликтах и самообразовании.

Таблица 2

Корреляционные связи компонентов мотивационной сферы (коэффициент корреляции

Спирмена)

2 3 4 5 6 7 8 9 10

0,663* 1

Х 0,738** 0,647* 0,647* 0,615* 0,851** 2

Х 0,832** 0,678* 3

Х 0,649* 4

Х 0,766** 5

Х 0,605* 6

Х 7

Х 8

Х 0,722* 9

Х 10

2 курс

2 3 4 5 6 7 8 9 10

0,865** 0,548* 0,840** 0,825** 0,614* 0,713** 0,653* 1

Х 0,763** 0,596* 0,872** 0,866** 0,690** 0,625* 0,721** 2

Х 0,829** 0,525* 0,551* 0,543* 0,563* 3

Х 0,563* 4

Х 0,910** 0,864** 0,740** 0,638* 5

Х 0,689** 0,631* 0,614* 6

Х 7

Х 0,807** 0,618* 8

Х 0,848** 9

Х 10

3 курс

2 3 4 5 6 7 8 9 10

1

Х 0,491* 0,583** 0,570** 0,474* 2

Х 0,435* 3

Х 0,463* 0,530* 4

Х 0,712** 0,620** 0,681** 5

Х 0,441* 0,702** 6

Х 7

Х 0,707** 8

Х 0,480* 9

Х 10

4 курс

2 3 4 5 6 7 8 9 10

0,720** 0,597* 0,607* 0,534* 0,572* 0,736** 0,854** 0,763** 0,735** 1

Х 0,530* 0,562* 0,710** 0,705** 0,613* 0,567* 0,542* 2

Х 0,696** 0,544* 0,842** 0,621* 0,589* 3

Х 0,525* 0,693** 4

Х 0,863** 0,707** 0,611* 0,564* 0,571* 5

Х 0,521* 0,557* 0,521* 6

Х 0,668** 0,584* 0,579* 7

Х 0,918** 0,831** 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х 0,842 9

Х 10

1 - потребность в предметных знаниях, 2 - потребность в достижении цели, 3 - потребность в сотрудничестве, 4 - потребность в разнообразном общении, 5 - потребность в саморазвитии, 6 - потребность в самопознании, 7 - потребность в деловых конфликтах, 8 - потребность в самообразовании, 9 - потребность в получении дополнительных знаний по профилю будущей специальности, 10 -потребность в получении дополнительных компетенций по профилю будущей специальности (* -р<0,05; ** -р<0,01).

Обсуждение. В мотивационной сфере будущих педагогов наиболее актуализированной и выраженной является потребность в саморазвитии. Эта потребность имеет положительные связи с другими компонентами мотивационной сферы: можно предположить, что именно она занимает центральное место и во многом определяет поведение и деятельность студентов. Значительная выраженность данной потребности способствует решению возрастных задач, связанных с достижением автономии и независимости, формированием идентичности. Значимыми являются также потребности в самопознании и самообразовании. Можно обоснованно утверждать, что в процессе профессионального обучения будущих педагогов дошкольного образования происходит становление субъектных характеристик. Несмотря на определяющее значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности воспитателя, у студентов - будущих педагогов дошкольного образования наименее выраженными оказались потребности, связанные с взаимодействием (потребность в сотрудничестве и в деловых конфликтах).

Структура мотивационной сферы студентов-будущих педагогов претерпевает изменения. На первом курсе студенты ориентированы, прежде всего, на достижении успеха и развитие профессиональных компетенций. На втором курсе к этим потребностям присоединяется

потребность в разнообразном общении. С третьего курса картина мотивационной сферы качественно меняется: наиболее определяющее значение имеют потребности в саморазвитии и самообразовании. Сходные тенденции обнаружены и у выпускников. Следовательно, существенное изменение позиции студента в учебно-профессиональной деятельности происходит на старших курсах, в процессе освоения профессиональной деятельности и накопления опыта работы в ходе практико-ориентированного обучения. На этапе завершения профессионального обучения мотивационная сфера становится более целостным образованием.

Общий показатель мотивационной сферы от первого к четвертому курсу снижается, что справедливо и в отношении целого ряда потребностей. Можно предположить, что многие потребности в процессе профессионального обучения удовлетворяются: потребность в получении дополнительных компетенций, потребность в дополнительных знаниях и т. д. Многие студенты к моменту завершения обучения в университете уже имеют опыт «профессиональных проб» в качестве вожатого, помощника воспитателя, организатора детских праздников, ведущего кружкой и т. д. Востребованность педагогов в регионе довольно высока. При этом, важно отметить, что у выпускников снижается выраженность потребности в самообразовании, что может оказать негативное влияние на дальнейший профессиональный рост в педагогической сфере.

Важно отметить, что в организации нашего исследования применялся «метод поперечных срезов»: сравнивались результаты, полученные в разных группах студентов. Возможно, применение лонгитюдного метода позволит увидеть вариативность индивидуальных траекторий развития мотивационной сферы студентов на этапе профессионального обучения.

Выводы. Таким образом, в процессе профессионального образования происходит существенное изменение мотивационной сферы будущих педагогов: целостность мотивацион-ной сферы возрастает, определяющими и более значимыми становятся потребности, способствующие становлению субъектных характеристик. В процессе подготовки профессионалов для педагогической сферы следует обратить особое внимание на развитие потребностей, связанных с взаимодействием и самообразованием. Полученные в исследовании результаты важны для организации профессионального обучения будущих педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.