Научная статья на тему 'Динамика мотивации учебной деятельности будущих учителей начальных классов'

Динамика мотивации учебной деятельности будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
KЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEARNING MOTIVATION / СТУДЕНТ / STUDENT / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PRIMARY SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна, Минаева Елена Викторовна, Дурнева Ирина Евгеньевна

Статья посвящена изучению особенностей динамики мотивации учебной деятельности будущих педагогов начальных классов. В исследовании приняли участие 90 студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования». В качестве диагностического инструментария в работе использовался опросник «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной. Для проверки достоверности полученных выводов применялся критерий Фридмана, корреляционный анализ. В динамике мотивации учебной деятельности будущих педагогов начальных классов в качестве позитивного показателя констатировано статистически значимое повышение стремления студентов к знаниям, в качестве негативного снижение мотивации к овладению профессией к окончанию обучения в университете. Выявленные особенности динамики мотивации учебной деятельности будущих педагогов начальных классов в НГПУ были подтверждены линейной корреляцией с данными исследования Н.А. Павловой, проведенного в Коми государственном педагогическом институте. Полученные результаты исследования могут быть использованы для планирования и реализации работы по совершенствованию мотивационной сферы будущих учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна, Минаева Елена Викторовна, Дурнева Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика мотивации учебной деятельности будущих учителей начальных классов»

No. 2 The State Counsellor, 2018

УДК 37.015.31

Н. В. Иванова, Е. В. Минаева, И. Е. Дурнева

Динамика мотивации учебной деятельности будущих учителей начальных классов

Статья посвящена изучению особенностей динамики мотивации учебной деятельности будущих педагогов начальных классов. В исследовании приняли участие 90 студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования». В качестве диагностического инструментария в работе использовался опросник «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной. Для проверки достоверности полученных выводов применялся критерий Фридмана, корреляционный анализ. В динамике мотивации учебной деятельности будущих педагогов начальных классов в качестве позитивного показателя констатировано статистически значимое повышение стремления студентов к знаниям, в качестве негативного - снижение мотивации к овладению профессией к окончанию обучения в университете. Выявленные особенности динамики мотивации учебной деятельности будущих педагогов начальных классов в НГПУ были подтверждены линейной корреляцией с данными исследования Н.А. Павловой, проведенного в Коми государственном педагогическом институте. Полученные результаты исследования могут быть использованы для планирования и реализации работы по совершенствованию мотивационной сферы будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, студент, учитель начальных классов

N. V. Ivanova, E. V. Minaeva, I. E. Durneva

Learning Motivational Dynamics in Primary

School Teachers-To-Be

This article is dedicated to studying of specific features related to motivational dynamics of learning activities performed by primary school teachers-to-be. The study involves 90 students from Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), receiving training under the following program: ''Psychology and Pedagogy of Primary Education''. As a diagnostic tool for the study the following questionnaire has been utilized: ''Educational Incentive at a Higher Educational Institution'' by T.I. Iliyna. In order to verify obtained results the Friedman test and the correlation analysis have been applied. As a positive indicator of learning motivational dynamics in primary school teachers-to-be, a statistically significant increase in educational drive of students has been confirmed. The negative indicator includes decreased motivation for learning of trade by the end of University studies. Revealed specific characteristics of motivational dynamics of future primary school teachers at Nizhniy Novgorod Pedagogical University have been confirmed by the linear correlation with the data acquired by N.A. Pavlova during her study performed at Komi State Pedagogical Institute. The acquired results of the study may be used with the purpose of planning and realization of work related to enhancement of motivational sphere in future primary school teachers.

Keywords: learning motivation, a student, a primary school teacher

государственный СоВет-ник, 2018

овершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов невозможно без учета специфики мотивационной сферы студентов, важнейшее место в которой занимает мотивация учебной деятельности. Проблема мотивации учебной деятельности студентов получила многоаспектное рассмотрение в психолого-педагогических исследованиях ученых разных стран. Установлено влияние мотивации учебной деятельности на академические достижения студентов [1, 4, 7, 11, 12], их психологическое благополучие [2, 13, 14], профессиональную направленность [3, 5, 10]. Особую важность имеют исследования учебной мотивации студентов педагогических университетов, поскольку именно им в своей дальнейшей профессиональной деятельности будет необходимо обеспечивать формирование учебной мотивации учеников [6, 8, 9, 13]. Недостаточная и фрагментарная исследованность данной проблемы делает ее актуальной. Существенный интерес представляет изучение учебной мотивации будущих педагогов начального звена, которым предстоит закладывать основы учебной мотивации младших школьников.

Целью нашей работы являлось изучение специфики динамики мотивации учебной деятельности будущих учителей начальных классов.

В процессе исследования решались следующие задачи:

• изучить динамику учебной мотивации у студентов НГПУ имени К. Минина, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования»;

• проанализировать корреляцию между динамикой учебной мотивации будущих учителей начальных классов из разных педагогических вузов.

Для реализации цели и задач нашего исследования был использован опросник «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, включающий 50 утверждений, среди которых 4 являются фоновыми, нейтральными к целям диагностики и не участвуют в обработке результатов. Испытуемым предлагается выразить свое согласие или несогласие с предлагаемыми утверждениями. В методике предусмотрены три шкалы: "приобретение знаний", "овладения профессией", "получение диплома". В соответствии с ключом подсчитываются баллы по каждой шкале. Если сумма баллов по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» превышает суммарный балл по шкале «получение диплома», делается вывод об адекватной учебной мотивации студентов.

В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в НГПУ имени К. Минина в очной форме по профилю «Психология и педагогика начального образования», на втором, третьем и четвертом курсах. Выборка испытуемых составила 90 человек в возрастном диапазоне от 19 до 22 лет.

Поскольку количество студентов, участвовавших в исследовании, обучающихся на различных курсах не является одинаковым, для наиболее точного анализа результатов выбранных методик нами

№ 2

использовались средние показатели по каждому курсу (году обучения). Рассмотрим итоги диагностики.

Таблица 1

Особенности учебной мотивации студентов НГПУ им. К.Минина по методике Т.И. Ильиной (средние показатели)

Курс Шкалы учебной мотивации

Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

2 курс 7,2 6,8 6,8

3 курс 7,3 5,7 6,3

4 курс 8,7 4,6 6,8

Из приведенных табличных данных следует: шкала «приобретение знаний» имеет большие показатели по сравнению со шкалами «овладение профессией» и «получение диплома». Сумма показателей по первым двум шкалам превосходит показатель по шкале «получение диплома» у всех респондентов, что указывает на адекватность учебной мотивации.

На втором курсе первое место по значимости занимает шкала «приобретение знаний» (7,2), шкалы «овладение профессией» и «получение диплома» имеют одинаковые показатели (6,8). Можно предположить, что на втором курсе мотивация «овладение профессией» и «получение диплома» начинают конкурировать между собой, что приводит к снижению на третьем курсе мотивации овладения профессией. Шкала «овладение профессией» на третьем курсе имеет третью позицию (5,7), тогда как шкала «получение диплома» перемещается на вторую позицию (6,3). Для четвертого курса характерна та же тенденция, что и для третьего.

К четвертому курсу наблюдается некоторое увеличение мотивации в приобретении знаний. Снижается мотивация к приобретению профессиональных знаний и умений (овладение профессией). Данный вид учебной мотивации имеет максимальный разброс в показателях от 2-го к 4-ому курсам и достигает минимальных значений к концу обучения. Мотивация «получение диплома» (формальное отношение к учебе) остается примерно одинаковой на протяжении всего срока обучения. К концу обучения мотивация «получение диплома» превосходит по своим показателям мотивацию приобретения профессиональных знаний.

Для проверки достоверности полученных выводов был использован критерий Фридмана. Расчет производился с учетом экспериментальных данных каждого респондента. Критерий Фридмана равен 7,16. Критическое значение для р=0,05 равно 6,4. Следовательно, изменения показаний по шкалам учебной мотивации от курса к курсу в исследованной группе являются статистически значимыми.

В рамках нашей работы был проведен сопоставительный анализ особенностей динамики мотивации учебной деятельности у студентов - будущих учителей начальных классов из разных вузов. Для

No. 2

The State Counsellor, 2018

решения этой задачи выполнен корреляционный анализ результатов исследования учебной мотивации по методике Т.И. Ильиной у студентов НГПУ имени К. Минина и студентов Коми государственного педагогического института (по данным диссертационного исследования Н.А. Павловой [9]). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляция учебной мотивации студентов НГПУ им.К.Минина и Коми государственного педагогического института

Курсы обучения в университете Коэффициент корреляции

2 курс 0,812

3 курс 0,744

4 курс 0,98

Табличные данные подтверждают линейную корреляцию между результатами респондентов разных высших педагогических учебных заведений. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о наличии специфических черт в динамике учебной мотивации будущих педагогов начальных классов, обучающихся в разных вузах, а также позволяет наметить

общие подходы к развитию учебной мотивации у студентов.

В целом, результаты исследования свидетельствуют как о позитивных, так и о негативных особенностях динамики мотивации учебной деятельности студентов педагогического университета. Положительным является установленное повышение стремления к знаниям на протяжении обучения в вузе. В качестве негативного факта, требующего особого внимания и дополнительного изучения, выступает зафиксированное у будущих педагогов начальных классов снижение мотивации к овладению профессией к концу обучения. По нашему мнению, полученные результаты могут выступать основой для планирования направлений и содержания работы по оптимизации мотивацион-ной сферы будущих педагогов в период получения высшего образования.

В качестве перспективы дальнейшего изучения особенностей динамики мотивации учебной деятельности будущих педагогов мы рассматриваем проведение лонгитюдных исследований с участием одних и тех же испытуемых на протяжении всего периода обучения в вузе, сравнительный анализ результатов с данными поперечных срезов, полученных на разных выборках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гельмонт А.М. Мотивация учебной деятельности студентов и академическая успеваемость в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2003. N 5. С.8-20.

2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. N 1. С. 35-45.

3. Дедова О.Ю., Минаева Е.В. Гуманистическая направленность педагога и ее развитие в свете введения профессионального стандарта // Нижегородское образование. 2015. N 4. С. 95-101.

4. Иванова Н.В., Минаева Е.В., Козубай Ю.В. Проблема изучения антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического университета // Вестник Мининского университета. 2015. N 2(10). С.3.

5. Иванова Н.В., Минаева Е.В., Коробова Л.В. Средовой подход к диагностике антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. N 1-1. С. 1553.

6. Карнаухов В.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов: дис. ... канд. психол. наук. M., 1997. 193 с.

7. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психологический журнал. 1996. Т.17. N 4. С. 134-140.

8. Лекерова, Г.Ж., Кылышбаева, Г.Б., Мамедекова, Л.Б., Нуртаева, Г.Е., Туткабаева, М.А. Результаты исследования влияния психологического сопровождения на развитие мотивации студентов-педагогов и педагогов-практиков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. N 2-1. С. 168-172

9. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 24 с.

10. Чайка В.Г. Структура учебной мотивации студентов вузов и особенности ее развития во внеаудиторных формах работы // Журнал прикладной психологии. 2002. N 3. С. 28-31.

11. Brophy J. Motivating students to learn. Boston: McGraw Hill. 1998. 380 p.

12. D'Ornyei Z. Teaching and researching motivation. Harlow: Longman.2001. 462 p.

13. Ivanova N., Minaeva E. Antimotivation Determinants of Educational Activity among Pedagogical University Students. // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. Vol. 214, pp. 59-66.

14. Stipek D. Motivating students to learn: integrating theory and practice. Boston: Allyn and Bacon.2002. 286 p.

1.

2.

3.

4.

5.

REFERENCES

Gelmont A.M. Motivation of educational activities of students and academic performance at a Higher Educational Institution. Certain aspects of a teaching method at a Higher Educational Institution. 2003. No. 5. pp. 8-20. (in Russian) Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Internal and external learning motivation of students: its sources and influences upon psychological wellbeing. Psychological Matters. 2013. No.1. pp. 35-45. in Russian)

Dedova O.Y., Minaeva E.V. Teacher's humanistic orientation and its development as part of the introduced professional standard. Education in Nizhniy Novgorod. 2015. No.4. pp. 95-101. in Russian)

Ivanova N.V., Minaeva E.V., Kozubai Y.V. Challenging aspect of studying of anti-motivation in learning activities by students of a Teaching University. Minin University Digest. 2015. No. 2(10). pp. 3. in Russian)

Ivanova N.V., Minaeva E.V., Korobova L.V. Environmental approach to diagnostics of anti-motivation for learning by students of a Teaching University. Modern Challenges in Science and Education. 2015. No. 1-1. pp. 1553. in Russian) Karnaukhov V.A. Specific features of motivational and semantic sphere of first-year students at Teaching Universities: dissertation.....Ph.D. In Psychology. Moscow. 1997. 193 p. in Russian)

Государственный СоВетНиК, 2018

№ 2

Информация об авторах

7. Lapkin M.M., Yakovleva N.V. Motivation for learning and performance of University students. Psychological journal. 1996. Volume 17. No. 4. pp. 134-140. in Russian)

8. Lekerova G.J., Kylyshbaeva G.B., Mamedekova L.B., Nurtaeva G.E., Tutkabaeva M.A. The findings influence of psychological services at development of motivation of students-teachers and teachers-practice. International journal of applied and fundamental research. 2015. No.2-1. pp. 168-172 in Russian)

9. Pavlova N.A. Motivation for learning of a Teaching University students: synopsis of a dissertation ... Ph.D. in Psychology. Yaroslavl. 2005. 24 p. in Russian)

10. Chaika V.G. Structure of learning motivation in University students and specific features of its development during extracurricular activities. Journal of Applied Psychology. 2002. No.3. pp. 28-31. in Russian)

11. Brophy J. Motivating students to learn. Boston: McGraw Hill. 1998. 380 p. in Russian)

12. D'Ornyei Z. Teaching and researching motivation. Harlow: Longman.2001. 462 p. in Russian)

13. Ivanova N., Minaeva E. Antimotivation Determinants of Educational Activity among Pedagogical University Students. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. Vol. 214, pp. 59-66. in Russian)

14. Stipek D. Motivating students to learn: integrating theory and practice. Boston: Allyn and Bacon.2002. 286 p. in Russian)

Information about the authors

Ivanova Natalia Valentinovna

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: ivanova30nv@yandex.ru

Minaeva Elena Viktorovna

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: ivanova30nv@yandex.ru

Durneva Irina Evgenievna

(Russia, Nizhny Novgorod) Magistrant

Nizhniy Novgorod State Pedagogical University

Минаева Елена Викторовна (^inin

in ,_, _ ,_, 1 v E-mail: irinadust@mail.ru

(Россия, Нижним Новгород)

Кандидат психологических наук, доцент, доцент

кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина

E-mail: eminaeva69@mail.ru

Иванова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: ivanova30nv@yandex.ru

Дурнева Ирина Евгеньевна

(Россия, г. Нижний Новгород) Магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина E-mail: irinadust@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.