Научная статья на тему 'Феномен профессионального образа мира педагога: изучение представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование»'

Феномен профессионального образа мира педагога: изучение представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА ПЕДАГОГА / СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL IMAGE OF A PEDAGOG'S WORLD / MEANINGS AND VALUES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A PEDAGOG / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Нина Григорьевна, Файзуллаева Елена Дмитриевна

Рассматривается феномен профессионального образа мира педагога. Показаны содержание и результаты исследования представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», о достижениях и трудностях, смыслах и ценностях профессиональной деятельности. Выявлена в качестве приоритетных смыслов и ценностей профессиональной деятельности педагога направленность на развитие, воспитание, обучение ребенка-дошкольника. При этом отсутствует тенденция осознания бакалаврами саморазвития и самосовершенствования как важнейших составляющих профессии педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верещагина Нина Григорьевна, Файзуллаева Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENA OF A PROFESSIONAL IMAGE OF THE WORLD OF A PEDAGOG: STUDYING VIEWS OF THE BACHELORS’ MAJORING IN “PRESCHOOL EDUCATION”

The article discusses the phenomena of a professional image of a pedagog’s world. Presented the content and the results of the research based on bachelor’s presentations majoring in “Preschool education”, about achievements and difficulties, meanings and values of the professional activity. Professional image of the world is a significant characteristic of the concept of the wholeness of the professional education which is a realization of the systematic approach in education. To study the formation of the understanding of the professional image of the pedagog’s world among the Bachelor degree students majoring in 44.03.01 Pedagogical education and specializing in “Preschool education” a study was held based at FGBOU VO “Altai state humanitarian-pedagogical university named after V. M. Shukshin” in Biysk in 2016. The study included full time students of the psychology-pedagogical department years 1 through 4 (n = 17) and among distant learners (n = 46). The total number of the students equaled 63 and 27% of them were full (day time students) and 73 % of them were distant learners. The conducted study allows to make a conclusion about the specific understanding of the professional image of the pedagog’s world among students who study at a pedagogical institute and specialize in “Preschool education”. It is possible to recognize the differences in defining accomplishments and difficulties among students with and without the professional experience. It was found, for example, that most students who work in preschool institutions connect their own professional accomplishments and difficulties to their time management. Those without the experience connect their personal accomplishments and difficulties to their exam preparations. They also have different understandings of the meaning and values of the pedagogical work: pre-school teachers, above all recognize the value of raising and nurturing preschoolers and students without the experience – the value of educating them. The main accomplishments in the professional practice are connected by the respondents with upbringing, educating and development of children. The study also showed that most of the Bachelors lack the understanding of the significance of their own development, education and improvement in their professional practice. According to the authors, focusing on selfimprovement and self-perfecting is the most important part of the professional image of the world both among future and currently practicing pedagogs. The found fact of undervaluing self-development and education by the students during their pedagogical practice allows to conclude that it is needed to have a goal to supervise and guide the process of the formation of the professional image of the world of the future pedagog.

Текст научной работы на тему «Феномен профессионального образа мира педагога: изучение представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование»»

УДК 373.2-057.175; 159.9

йО! 10.23951/2307-6127-2017-2-100-109

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА ПЕДАГОГА: ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Н. Г. Верещагина, Е. Д. Файзуллаева

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается феномен профессионального образа мира педагога. Показаны содержание и результаты исследования представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», о достижениях и трудностях, смыслах и ценностях профессиональной деятельности. Выявлена в качестве приоритетных смыслов и ценностей профессиональной деятельности педагога направленность на развитие, воспитание, обучение ребенка-дошкольника. При этом отсутствует тенденция осознания бакалаврами саморазвития и самосовершенствования как важнейших составляющих профессии педагога.

Ключевые слова: профессиональный образ мира педагога, смыслы и ценности профессиональной деятельности педагога, дошкольное образование.

В настоящее время высшее педагогическое образование ориентировано на профессиональное становление современного педагога, готового к инновациям, самообразованию и самосовершенствованию. Это связано с изменениями, происходящими как в сфере реализации педагогической деятельности, в том числе современном дошкольном образовании [1], так и в системе подготовки педагогических кадров, связанных с основными направлениями развития образования Российской Федерации [2, 3].

Предъявляемые к специалисту требования актуализируют изменения в содержании его подготовки и переход к практико-ориентированным технологиям, формам, методам образовательного процесса в вузе (см., напр.: [4-6]). При этом одним из важных факторов подготовки к предстоящей профессиональной деятельности является понимание самими студентами педагогической профессии, своего места в ней. Актуализируются вопросы субъ-ектности будущих специалистов [7], в частности будущих педагогов, готовых включаться в современное дошкольное образование, например, с реализацией инклюзивного подхода [8]. Такого рода рефлексия становится важной частью процесса становления профессионального образа мира педагога.

Понятие «профессиональный образ мира» рассматривается в работах Е. А. Климова, О. М. Краснорядцевой, Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловской и др. [9-15]. Одним из первых обращает внимание на специфику образа мира у разнотипных профессионалов Е. А. Климов, отмечая, что существуют различные внутренние модели реального целостного мира в зависимости от типа профессии человека как субъекта деятельности, что и определяет специфику образа мира [9]. Так, О. М. Краснорядцева представляет профессиональный образ мира как некие знания, обретаемые действующим субъектом и создающие возможности для пересмотра ранее найденных решений, который реализуется в профессиональных установках, мотивационной готовности к решению профессиональных задач, особенностях профессионального мышления [10].

Профессиональный образ мира педагога достаточно подробно раскрыт в исследованиях М. Н. Фроловской. В своих работах она рассматривает данное понятие как «одну из универсалий педагогической культуры... целостное отношение педагога к себе, Другому, педагогическому процессу» [15, с. 17]. По мнению автора, важными структурными элементами профессионального образа мира педагога выступают аксиологические (ценности и смыслы образования), онтологические (представление о различном взаимодействии субъектов образовательного процесса), методологические (стиль педагогического мышления) составляющие.

Таким образом, профессиональный образ мира педагога - это междисциплинарное, многоуровневое понятие, отражающее понимание педагогом образа своей профессии, включающее ценности, смыслы педагогической деятельности, различные уровни взаимодействия субъектов педагогического процесса, а также особый стиль мышления педагога.

Образ мира, рассматриваемый как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза [16], становится актуальной характеристикой концепта целостного профессионального образования, что является реализацией системного подхода в образовании [17].

В процессе профессионального обучения в вузе у будущих педагогов формируются профессиональные компетенции, профессионально важные качества личности, профессиональное самосознание, профессионально-ценностные ориентации, формируется образ профессии. Данный период мы рассматриваем как этап становления профессионального образа мира будущего педагога дошкольного образования, результативность которого зависит от того, насколько студентами-бакалаврами осознаны цели своей профессиональной подготовки и свои внутренние профессиональные потребности, актуализированы личност-но значимые смыслы.

С целью изучения сформированности представлений о профессиональном образе мира педагога у бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование», было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина» г. Бийска в 2016 г. Исследованием были охвачены студенты психолого-педагогического факультета 1-1У курсов очной (п = 17) и заочной (п = 46) форм обучения. Общее количество испытуемых составило 63 человека, из них 27 % - студенты очной и 73 % заочной форм обучения.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были решены следующие задачи: отобран диагностический инструментарий, проведено анкетирование студентов-бакалавров 1-1У курсов, а полученные эмпирические данные подвергнуты количественной и качественной обработке.

В нашем исследовании для сбора данных был использован метод опроса (анкетирование). В соответствии с целью и задачами исследования нами была разработана анкета, направленная на выявление профессионального образа мира студентов - будущих педагогов дошкольного образования, включающая три основных блока.

Первый блок вопросов предполагает выявление общих сведений о респонденте (возраст, стаж, место работы, семейное положение, имеющийся уровень образования).

Второй блок вопросов позволяет получать информацию о достижениях и трудностях (проблемах) испытуемого, что позволяет определить жизненные приоритеты и проблемные моменты жизненного опыта студентов.

Третий блок вопросов касается получения информации о понимании смыла и ценностей профессиональной деятельности. Вопросы этого блока для респондентов, имеющих

опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях и работающих по специальности, отличаются тем, что они помогают выделить смысловое и ценностное направление своей профессиональной деятельности, отметить собственные профессиональные достижения, трудности, встречающиеся в ходе работы, качества, востребованные в работе. Студенты, не имеющие опыта работы, отвечали на следующие вопросы (Как Вы считаете, в чем смысл педагогической деятельности и какие ценности в этой профессии востребованы? Как вы думаете, какие могут быть достижения у педагога ДОУ? Какие трудности могут возникнуть у педагогов ДОУ? Какие качества наиболее востребованы в профессии педагога ДОУ?).

По результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод о репрезентативности выборки исследования, учитывающей пропорциональную представленность студентов по следующим характеристикам (возраст, образование, занятость, стаж работы). Данные о выборке представлены в таблице.

Характеристики выборки исследования

№ Характеристика Форма обучения, % Итого, %

Очная Заочная

1 Средний возраст до 20 лет 24 - 6

от 20 до 25 лет 52 22 30

от 26 до 30 лет 24 22 22

от 31 до 40 лет - 43 32

от 41 года и старше - 13 10

2 Образование среднее 53 2 16

средне-специальное 47 94 81

высшее - 4 3

3 Занятость работают 41 91 78

не работают 59 9 22

4 Стаж работы менее 1 года 28 7 10

от 1 года до 5 лет 28 38 37

от 5 до 10 лет 43 31 33

более 10 лет - 24 20

Итак, возраст испытуемых составляет от 19 до 48 лет. В исследуемой группе наибольшее количество студентов (52 %) в возрасте от 20 до 30 лет; 81 % респондентов имеют средне-специальное образование, 3 % - высшее, 16 % поступили в вуз после окончания средней общеобразовательной школы. Следует отметить, что почти половина студентов очной формы обучения (41 %) работают в дошкольных образовательных учреждениях, так как имеют средне-специальное образование. Количество студентов, не работающих по профилю, составляет 22 %. Значительное число респондентов имеют стаж работы до 5 лет (37 %), до 10 лет (33 %), менее одного года работают 10 % испытуемых и более 10 лет -20 % (в основном это студенты заочной формы обучения).

Анализ ответов респондентов на второй блок вопросов, выявляющий достижения, позволил установить, что 94 % студентов, имеющих опыт педагогической деятельности, в основном к своим успехам относят достижения в профессиональной деятельности (участие в конференциях, конкурсах, аттестацию на категорию, разработку и реализацию рабочих программ и т. п.), а 71 % студентов, не имеющих опыта педагогической деятельности, в основном выделяют личные достижения (например поступление в вуз, получение повышенной стипендии) (рис. 1).

На рис. 2 представлены данные анализа ответов студентов по определению собственных трудностей или проблем. Следует отметить, что большинство студентов, не имеющих опыта педагогической деятельности, испытывают затруднения, связанные с подготовкой к

сессии (64 %), в то время как 26 %, имеющие опыт работы, не испытывают подобных затруднений; дефицит времени испытывают 53 % студентов, работающих в сфере дошкольного образования, не испытывают трудностей 50 % студентов, имеющих опыт работы, и 35 %, не имеющих опыта педагогической деятельности. Наименьшее количество респондентов отмечают трудности в профессиональной деятельности (21 и 38 % опрошенных без опыта и с опытом профессиональной деятельности соответственно).

Личные интересы

В профессиональной деятельности

□ Без опыта педагогической деятельности

■ С опытом педагогической деятельности

0 20 40 60 80 100 Количество опрошенных, %

Рис. 1. Результаты обследования студентов по вопросу «Мои достижения»

Подготовка к сессии

Недостаточно времени на запланированные мероприятия

Трудности в профессиональной деятельности

Не выделили трудностей

0 20 40 60 80 Количество опрошенных, %

Рис. 2. Результаты обследования студентов по вопросу «Мои трудности (или проблемы)»

Анализ ответов респондентов на третий блок вопросов представлен на рис. 3-6. На рис. 3 представлен анализ результатов обследования студентов по выявлению представлений о профессиональных достижениях. При ответе на вопрос «Какие достижения в моей работе являются важными?» 91 % опрошенных указали, что они связаны с обучением, воспитанием и развитием дошкольников; 100 % опрошенных, не имеющих опыта работы, на подобный вопрос «Как вы думаете, какие могут быть достижения у педагога ДОУ?» также ответили, что это в первую очередь обучение, воспитание и развитие дошкольников. Почти половина опрошенных с опытом педагогической деятельности (59 %) выделяют собственные профессиональные достижения, отмеченные дипломами и грамотами. В то время как среди студентов без опыта педагогической деятельности подобные ответы отсутствуют.

□ Без опыта педагогической деятельности

■ С опытом педагогической деятельности

Наличие результата своей работы

Профессиональные достижения

Обучение, воспитание и развитие дошкольников

О 50 100 150 Количество опрошенных, %

Рис. 3. Результаты обследования студентов по вопросам «Какие достижения в моей работе являются важными?» или «Как вы думаете, какие могут быть достижения у педагога ДОУ?»

Анализ результатов обследования студентов по выявлению у них представлений о смысле и ценностях в работе воспитателя отметили следующее (см. рис. 4): смысл работы заключается в воспитании детей, формировании у них положительных качеств личности -97 % (работающие в детских садах) и 64 % (не работающие в детских садах). Значительное количество студентов (86 %), не имеющих опыта педагогической деятельности, считают, что смысл работы воспитателя заключатся в формировании у дошкольников системы знаний о мире. Примерно половина опрошенных в обеих группах отмечают, что смыслом педагогической деятельности также является сохранение физического здоровья ребенка. А вот на социализацию ребенка-дошкольника в своих анкетах указали только студенты с опытом профессиональной деятельности. Следует отметить, что студенты не выделяют в качестве смыслов и ценностей профессиональной деятельности собственное развитие, образование и совершенствование, что является важной составляющей становления собственного профессионального образа мира педагога.

Сохранение здоровья ребенка, формирование у него представлений о здоровом образе жизни

Сформировать у дошкольников систему знаний о мире

Социализация ребенка-дошкольника

Воспитание детей, формирование положительных качеств личности

0 20 40 60 80 100 120 Количество опрошенных, %

Рис. 4. Результаты обследования студентов по вопросам «Каково смысловое и ценностное направление моей работы? или «Как Вы считаете, в чем смысл педагогической деятельности и какие ценности в этой профессии востребованы?»

□ Без опыта педагогической деятельности

■ С опытом педагогической деятельности

Без опыта педагогической деятельности

С опытом педагогической деятельности

На рис. 5 представлены результаты обследования по выявлению трудностей, встречающихся в профессиональной деятельности педагогов. Среди студентов, имеющих опыт работы в ДОУ, 91 % опрошенных отмечают, что им трудно сочетать педагогическую деятельность (воспитательную работу с детьми) с оформлением нормативной документации и 44 % отмечают трудности в работе с родителями. Среди опрошенных, не имеющих опыта профессиональной педагогической деятельности, 57 % отмечают, что трудности могут возникнуть при организации индивидуальной работы с детьми, 50 % считают, что трудности заключаются в низком уровне материальной оснащенности дошкольного образовательного учреждения. Никто из опрошенных не отмечает, что затруднения могут возникнуть в результате недостатка теоретических знаний, что не свидетельствует об их готовности к решению разнообразных задач профессиональной педагогической деятельности. Только 16 % студентов с опытом педагогической работы отметили, что у них возникают трудности в связи с недостаточной теоретической подготовкой, что требует проведения работы по повышению квалификации и самообразованию.

Низкий уровень материального оснащения ДОУ

Недостаточно теоретических знаний

Конфликты с родителями

Индивидуальный подход к детям

Сочетание педагогической деятельнсти с оформлением нормативной документации

Количество опрошенных, %

Рис. 5. Результаты обследования студентов по вопросам «Какие трудности встречаются в моей работе?» или «Какие

трудности могут возникнуть у педагогов ДОУ»

При ответе на вопрос «Какие важные качества востребованы в профессии педагога ДОУ?» студенты отмечали следующее, что прежде всего педагогу должны быть присущи любовь к детям (60 %), творчество (креативность) (59 %), более 40 % опрошенных отмечают, что педагог должен быть отзывчивым, ответственным и обладать терпением, 27 % указали значимость эрудиции в профессиональной деятельности. Следует отметить, что лишь небольшое количество респондентов среди важных профессиональных характеристик называют способность педагога к самообразованию (11 %) и профессиональную компетентность (8 %), что свидетельствует о недооценке ими собственного профессионального развития и образования в процессе педагогической деятельности. Анализ результатов исследования представлен на рис. 6.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод об особенностях представлений о профессиональном образе мира педагога студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование» педагогического вуза. Так, можно отметить различия в

□ Без опыта педагогической деятельности

■ С опытом педагогической деятельности

Эрудиция

Организаторские способности Гибкость Трудолюбие Требовательность Терпение Творчество, креативность Самообразование Целеустремленность Профессиональная компетентность Отзывчивость Мобильность Коммуникабельность Культура речи педагога Взаимопонимание Вежливость Внешний вид (имидж, образ,.

Ответственность Доброта Любовь к детям

0 20 40 60 80

Количество опрошенных, %

Рис. 6. Результаты обследования студентов по вопросу «Важные качества, востребованные в профессии»

определении достижений и трудностей среди студентов с опытом и без опыта профессиональной деятельности. Было выявлено, например, что большинство студентов, работающих в дошкольных учреждениях, связывают свои профессиональные достижения и трудности с организацией времени, а студенты, не имеющие опыта педагогической работы, связывают свои личные достижения и трудности с подготовкой к сессии. Смысл и ценности педагогической деятельности они также представляют по-разному: воспитатели прежде всего отмечают ценность воспитания дошкольников, а студенты без опыта работы - их обучение. Основные достижения в профессиональной деятельности респонденты связывают с воспитанием, обучением и развитием детей. При этом исследование показало, что у большинства бакалавров отсутствует осознание значимости в профессиональной деятельности собственного развития, образования и совершенствования. На взгляд авторов, установка на саморазвитие и самосовершенствование является наиболее важной составляющей компонентой профессионального образа мира как будущего, так и практикующего педагога. Выявленный факт недооценки студентами собственного профессионального развития и образования в процессе педагогической деятельности позволяет сделать вывод о постановке задачи сопровождения процесса становления профессионального образа мира будущего педагога.

Список литературы

1. Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сб. науч. статей (По материалам международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации» 10-11 декабря 2015 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 416 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: ||Нр://минобр-науки.рф/документы/ 4106/файл/3039/Государственная%20профамма%20Российской%20Федерации.рс№ (дата обращения: 20.01.2017).

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. URL: Ийр://минобрнауки.рф/докумен-ты/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_goCy.pCf (дата обращения: 30.01.2017).

4. Гогоберидзе А. Г., Головина И. В. Модель и модули подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 99-107. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu/2015/n5/gogoberidze.shtml (дата обращения: 25.01.2017).

5. Файзуллаева Е. Д., Дудина Е. Н. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования: опыт участия в федеральном эксперименте // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 69-76.

6. Патрушева И. В. Практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7, № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/133PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/133PVN415.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Субъектность студента и преподавателя вуза: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием, г. Казань, 24 июня 2016 г.) / под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой. Казань: УВО «Университет управления ТИСБИ», 2016. 216 с.

8. Файзуллаева Е. Д., Мога Н. Д. Субъектно-ориентированный подход в формировании готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как субъектов супервизии // Субъектность студента и преподавателя вуза: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием, г. Казань, 24 июня 2016 г.) / под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой. Казань: УВО «Университет управления ТИСБИ», 2016. С. 169-180.

9. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.

10. Краснорядцева О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. 114 с.

11. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 240 с.

12. Фроловская М. Н. Профессиональный образ мира как основание деятельности педагога // Педагогика. 2007. № 6. С. 60-63.

13. Фроловская М. Н. Становление профессионального образа мира педагога в классическом университете // Вестн. Московского ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 82-92.

14. Фроловская М. Н. Детерминация педагогической деятельности профессиональным образом мира педагога // Уч. зап. Забайкальского гос. гуманит.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 83-93.

15. Фроловская М. Н. Гуманитарные основания профессионального образа мира педагога // Научно-методический журнал «Концепт». 2012. № 6. С. 16-20.

16. Медведев Д. А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 1999. 206 с.

17. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. A Systems Approach in Education // Russian Physics Journal. 2016. Vol. 58, issue 9. P. 1365-1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.

Верещагина Нина Григорьевна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: ninavereschagina@mail.ru

Файзуллаева Елена Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: elenfaiz@mail.ru

Материал поступил в редакцию 07.02.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-100-109

PHENOMENA OF A PROFESSIONAL IMAGE OF THE WORLD OF A PEDAGOG: STUDYING VIEWS OF THE BACHELORS' MAJORING IN "PRESCHOOL EDUCATION"

N. G. Vereshchagina, E. D. Fayzullaeva

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article discusses the phenomena of a professional image of a pedagog's world. Presented the content and the results of the research based on bachelor's presentations

majoring in "Preschool education", about achievements and difficulties, meanings and values of the professional activity.

Professional image of the world is a significant characteristic of the concept of the wholeness of the professional education which is a realization of the systematic approach in education.

To study the formation of the understanding of the professional image of the pedagog's world among the Bachelor degree students majoring in 44.03.01 Pedagogical education and specializing in "Preschool education" a study was held based at FGBOU VO "Altai state humanitarian-pedagogical university named after V. M. Shukshin" in Biysk in 2016. The study included full time students of the psychology-pedagogical department years 1 through 4 (n = 17) and among distant learners (n = 46). The total number of the students equaled 63 and 27% of them were full (day time students) and 73 % of them were distant learners.

The conducted study allows to make a conclusion about the specific understanding of the professional image of the pedagog's world among students who study at a pedagogical institute and specialize in "Preschool education". It is possible to recognize the differences in defining accomplishments and difficulties among students with and without the professional experience. It was found, for example, that most students who work in preschool institutions connect their own professional accomplishments and difficulties to their time management. Those without the experience connect their personal accomplishments and difficulties to their exam preparations. They also have different understandings of the meaning and values of the pedagogical work: pre-school teachers, above all recognize the value of raising and nurturing preschoolers and students without the experience - the value of educating them. The main accomplishments in the professional practice are connected by the respondents with upbringing, educating and development of children. The study also showed that most of the Bachelors lack the understanding of the significance of their own development, education and improvement in their professional practice. According to the authors, focusing on self-improvement and self-perfecting is the most important part of the professional image of the world both among future and currently practicing pedagogs. The found fact of undervaluing self-development and education by the students during their pedagogical practice allows to conclude that it is needed to have a goal to supervise and guide the process of the formation of the professional image of the world of the future pedagog.

Key words: professional image of a pedagog's world, meanings and values of the professional activity of a pedagog, preschool education.

References

1. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye: novyye formaty modernizatsii: sbornik nauchnykh statey (Po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye: novyye formaty modernizatsii» 10-11 dekabrya 2015 g.) [Modern pre-school education, new formats modernization: Collection of scientific papers (on materials of the international scientific-practical conference "Modern pre-school education, new formats modernization" 10-11 December 2015)]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical Universtity of Russia Publ., 2015. 416 p. (in Russian).

2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 years] (in Russian). URL: http://MMHo6pHayKM.p$/,qoKyMeHTbi/ 4106/$aMn/3039/rocyflapCTBeHHafl%20nporpaMMa%20PoccMMCKOM%200eflepa^M.pdf 4106/fayl/3039/Gosudarstven-aya% 20programma%20Rossiískoí%20Federatsii.pdf (accessed 20 January 2017).

3. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [Federal target program of education development for 2016-2020 years] (in Russian). URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/5930/fayl/4787/FCPR0_na_2016-2020_gody.pdf (accessed 30 January 2017).

4. Gogoberidze A. G., Golovina I. V. Model' i moduli podgotovki prikladnykh bakalavrov dlya raboty v sfere doshkol'nogo obrazovaniya [Model and training modules for applied bachelors for work in the sphere of pre-school education].

Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2015, vol. 20, no. 5, pp. 99-107 (in Russian). URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n5/gogoberidze.shtml/ (accessed 23 January 2016).

5. Fayzullaeva E. D., Dudina E. N. Praktiko-orientirovannyy podkhod k professional'noy podgotovke bakalavrov doshkol'nogo obrazovaniya: opyt uchastiya v federal'nom eksperimente [Practice-oriented approach to professional training of bachelor's of preschool education: experience of participation in the federal experiment]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2016, no. 2 (12), pp. 69-76 (in Russian).

6. Patrusheva I. V. Praktiko-oriyentirovannyy podkhod k organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov pedagogicheskogo vuza [Practice-oriented approach to the organization of independent work of students of pedagogical higher school]. Internet-zhurnal "Naukovedeniye" - Scientific Open Access Journal "Naukovedenie", 2015, vol. 7, no. 4, pp. 1-15 (in Russian). URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/133PVN415.pdf (dostup svobodnyy). DOI: 10.15862/133PVN415.

7. Sub"yektnost'studentaiprepodavatelyavuza:Materialy Vserossiyskoynauchno-prakticheskoykonferentsii(smezhdunarodnym uchastiyem, g. Kazan', 24 iyunya 2016 g.) [Subjectivity of higher school student and teacher: Materials of All-Russian scientific-practical conference (with international participation, Kazan, June 24, 2016)]. Under the editorship of F. G. Mukhametzyanova. Kazan, University of management TISBI" Publ., 2016. 216 p. (in Russian).

8. Fayzullayeva Ye. D., Moga N. D. Sub"yektno-oriyentirovannyy podkhod v formirovanii gotovnosti budushchikh pedagogov k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak sub"yektov supervizii [Subject-oriented approach in the formation of readiness of the future teachers to work with children with disabilities as subjects of supervision]. Sub"yektnost' studenta i prepodavatelya vuza: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem, g. Kazan', 24 iyunya 2016 g.) [Subjectivity of higher school student and teacher: Materials of All-Russian scientific-practical conference (with international participation, Kazan, June 24, 2016)]. Under the editorship of F. G. Mukhametzyanova. Kazan', University of management TISBI" Publ., 2016. Pp.169-180 (in Russian).

9. Klimov Ye. A. Obraz mira vraznotipnykh professiyakh [Image of the world in diverse occupations]. Moscow, MSU Publ., 1995. 224 p. (in Russian).

10. Krasnoryadtseva O. M. Osobennosti professional'nogo myshleniya v usloviyakh psikhodiagnosticheskoy deyatel'nosti [Features of professional thinking in terms of psychodiagnostics]. Barnaul, BSPU Publ., 1998. 114 p. (in Russian).

11. Sen'ko Yu. V. Gumanitarnyye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya [Teacher education based on humanitarian]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 240 p. (in Russian).

12. Frolovskaya M. N. Professional'nyy obraz mira kak osnovaniye deyatel'nosti pedagoga [Professional image of the world as the basis of the teacher activity]. Pedagogika - Pedagogy, 2007, no. 6. pp. 60-63 (in Russian).

13. Frolovskaya M. N. Stanovleniye professional'nogo obraza mira pedagoga v klassicheskom universitete [Formation of a teacher's professional image of the world in the classical university]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoye obrazovaniye - Bulletin of Moscow University. Series 20: Teacher Education, 2009, no. 1, pp. 82-92 (in Russian).

14. Frolovskaya M. N. Determinatsiya pedagogicheskoy deyatel'nosti professional'nym obrazom mira pedagoga [Determination of educational activities by the teacher's professional image of the world]. Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo - Scientific Notes of the Transbaikal State Humanitarian Pedagogical University N. G. Chernyshevsky, 2010, vol. 5, pp. 83-93 (in Russian).

15. Frolovskaya M. N. Gumanitarnyye osnovaniya professional'nogo obraza mira pedagoga [Humanitarian grounds of the teacher's professional image of the world]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal "Kontsept" - "Concept" Scientific-methodical Journal, 2012, vol. 6, pp. 16-20 (in Russian).

16. Medvedev D. A. Obraz mira kak vnutrenniy faktor razvitiya lichnosti studenta pedagogicheskogo vuza. Dis. kand. psikhol. nauk [The image of the world as an internal factor in the development of the personality of a student at a pedagogical university. Diss. cand. of psychol. sci.]. Stavropol', 1999. 206 p. (in Russian).

17. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voytekhovskaya M. P. A Systems Approach in Education. Russian Physics Journal, 2016, vol. 58, issue 9, pp. 1365-1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.

Vereschagina N. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: ninavereschagina@mail.ru

Fayzullaeva E. D., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: elenfaiz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.