Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИНАМИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE EXISTENTIAL SPHERE / PEDAGOGY OF INDIVIDUALITY / STUDENTS / TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несына Светлана Вадимовна

Цель статьи - выявить особенности динамики компонентов экзистенциальной сферы будущих педагогов в процессе профессионального образования. Теоретической основой представленного эмпирического исследования является концепция индивидуальности О. С. Гребенюка. Важной составляющей концепции индивидуальности является экзистенциальная сфера, выступающая в качестве «доминанты» всей индивидуальности субъекта. В исследовании приняли участие 63 студентки первого - четвертого курсов программы педагогического бакалавриата. Была использована методика диагностики семи сфер индивидуальности студента Т. Б. Гребенюк. В исследовании выявлено, что студенты довольно высоко оценивают развитие компонентов экзистенциальной сферы, понимая их значение в развитии индивидуальности. Значимые различия выявлены в динамике самооценки индивидуальных ценностных позиций и ориентаций. Качественные изменения рефлексивных процессов и компонентов «Я-концепции» происходят на третьем курсе, причем существенное значение имеет развитие умения смотреть на себя со стороны, осознанного самоуважения и способности к осознанному выбору. На выпускном курсе экзистенциальная сфера становится более сложной, и вместе с тем происходит ее структурирование: в центре оказываются осознанность внутреннего мира и нравственная самооценка, которая во многом определяет развитие составляющих экзистенциальной сферы, отражающих развитие компонентов «Я-концепции» и способствующих реализации ее содержания во внешней активности благодаря стремлению к самосовершенствованию. Развитие и саморазвитие осознанного самоуважения и умения смотреть на себя со стороны должно стать задачей психолого-педагогического взаимодействия будущих педагогов и их наставников как в университете, так и на базе ресурсных центров. Существенным потенциалом в плане развития экзистенциальной сферы индивидуальности обладает система специальных педагогических ситуаций, в которых возникает необходимость осуществить свободный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF EXISTENTIAL SPHERE OF STUDENTS' INDIVIDUALITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The aim of this article is to determine the particularities of the dynamics of the existential sphere components of future pedagogues in the process of professional education. The theoretical basis of the presented empirical research is O. Grebeniuk’s pedagogy of the individuality. The significant part of the concept of individuality is the existential sphere being a «dominatrix» of all individuality of a person. 63 undergraduates from 1-year of studying to 4 one with the major in pedagogy have taken part in the research. T. Grebeniuk’s diagnostic method of seven spheres of student’s individuality was used in this work. The research demonstrates students’ high assessment in the development of the components of the existential sphere. They understand its importance in the development of the individuality. The serious deference in the dynamics of the self-assessment of individual valuable positions and orientations has been determined. The qualitative improvements of «Self-concept» reflective processes and components happen in the 2-year of studying with the development of the ability of the self-analysis, deliberate self-respect and making a right choice. The existential sphere in the final year of studying becomes more complicated and at the same time there is a process of structuring: awareness of the inner world and moral self-assessment are in the centre of this process. It defines the development of the components of the existential sphere which reflect the development of the components of «Self-concept» and provide the realization of the meaning of «Self-concept» in external active actions due to the desire of self-improvement. The development and self-development of the deliberate self-respect and the ability of analyzing the behavior should become the aim of psychological and pedagogical interactions between future pedagogues and their mentors as well as in the university and in resource centers. The significant potential in the development of the existential sphere of individuality is the system of specific pedagogical situations where the necessity of realizing a free choice appears.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

С. В. Несына http://orcid.org/0000-0001-6610-6391

Динамика экзистенциальной сферы индивидуальности студентов в процессе профессионального педагогического образования

Для цитирования: Несына С. В. Динамика экзистенциальной сферы индивидуальности студентов в процессе профессионального педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). С. 46-52. DOI 10.20323/1813-145X-2020-5-116-46-52

Цель статьи - выявить особенности динамики компонентов экзистенциальной сферы будущих педагогов в процессе профессионального образования. Теоретической основой представленного эмпирического исследования является концепция индивидуальности О. С. Гребенюка. Важной составляющей концепции индивидуальности является экзистенциальная сфера, выступающая в качестве «доминанты» всей индивидуальности субъекта. В исследовании приняли участие 63 студентки первого - четвертого курсов программы педагогического бакалавриата. Была использована методика диагностики семи сфер индивидуальности студента Т. Б. Гребенюк. В исследовании выявлено, что студенты довольно высоко оценивают развитие компонентов экзистенциальной сферы, понимая их значение в развитии индивидуальности. Значимые различия выявлены в динамике самооценки индивидуальных ценностных позиций и ориентаций. Качественные изменения рефлексивных процессов и компонентов «Я-концепции» происходят на третьем курсе, причем существенное значение имеет развитие умения смотреть на себя со стороны, осознанного самоуважения и способности к осознанному выбору. На выпускном курсе экзистенциальная сфера становится более сложной, и вместе с тем происходит ее структурирование: в центре оказываются осознанность внутреннего мира и нравственная самооценка, которая во многом определяет развитие составляющих экзистенциальной сферы, отражающих развитие компонентов «Я-концепции» и способствующих реализации ее содержания во внешней активности благодаря стремлению к самосовершенствованию. Развитие и саморазвитие осознанного самоуважения и умения смотреть на себя со стороны должно стать задачей психолого-педагогического взаимодействия будущих педагогов и их наставников как в университете, так и на базе ресурсных центров. Существенным потенциалом в плане развития экзистенциальной сферы индивидуальности обладает система специальных педагогических ситуаций, в которых возникает необходимость осуществить свободный выбор.

Ключевые слова: экзистенциальная сфера, педагогика индивидуальности, студенты, педагогическое образование.

S. V. Nesyna

Dynamics of existential sphere of students' individuality in the process of professional pedagogical education

The aim of this article is to determine the particularities of the dynamics of the existential sphere components of future pedagogues in the process of professional education. The theoretical basis of the presented empirical research is O. Grebeniuk's pedagogy of the individuality. The significant part of the concept of individuality is the existential sphere being a «dominatrix» of all individuality of a person. 63 undergraduates from 1-year of studying to 4 one with the major in pedagogy have taken part in the research. T. Grebeniuk's diagnostic method of seven spheres of student's individuality was used in this work. The research demonstrates students' high assessment in the development of the components of the existential sphere. They understand its importance in the development of the individuality. The serious deference in the dynamics of the self-assessment of individual valuable positions and orientations has been determined. The qualitative improvements of «Self-concept» reflective processes and components happen in the 2-year of studying with the development of the ability of the self-analysis, deliberate self-respect and making a right choice. The existential sphere in the final year of studying becomes more complicated and at the same time there is a process of structuring: awareness of the inner world and moral self-assessment are in the centre of this process. It defines the development of the components of the existential sphere which reflect the development of the components of «Self-concept» and provide the realization of the meaning of «Self-concept» in external active actions due to the desire of self-improvement. The development and self-development of the deliberate self-respect and the ability of analyzing the behavior should become the aim of psychological and pedagogical interactions between future pedagogues and their mentors as well as in the university and in resource centers. The significant potential in the development of the

© Несына С. В., 2020

existential sphere of individuality is the system of specific pedagogical situations where the necessity of realizing a free choice appears.

Keywords: the existential sphere, pedagogy of individuality, students, teacher education.

Введение

Образование представляет собой не только «сложный и многогранный социокультурный феномен, обеспечивающий сохранение, воспроизводство, функционирование, развитие общества в целом», но и антропологический феномен, «формирующий и развивающий человека, способствующий его становлению и реализации, осуществлению в пространстве социального и культурного бытия» [Корнетов, 2017, с. 21]. Образование само по себе является особым, исключительным экзистенциальным опытом в бытийности человека [Полянкина, 2016, с. 211], в становлении его индивидуальности, что позволяет осуществить ценностное переосмысление содержания и технологий образования, в том числе педагогического. На современном этапе развития общества «экзистенциальные навыки» входят в число перспективных компетенций успешного профессионала будущего» [Навыки будущего ... , с. 77], поэтому важно обратиться к вопросу развития экзистенциальной сферы студентов в процессе профессионального педагогического образования.

Предметом специального психолого-педагогического анализа экзистенциальная сфера стала в научной школе «Педагогика индивидуальности» О. С. Гребенюка и Т. Б. Гребенюк: «в экзистенциальную сферу человека входят в качестве основных компонентов рефлексивные процессы, способность оценивать свои возможности, осознавать себя индивидуальностью, что позволяет выработать свои ценности и смыслы и сложить свою «Я-концепцию» [Гребенюк, 2020, с. 251]. Развитие индивидуальности как совокупности сфер, в том числе экзистенциальной сферы, является одной из важных педагогических целей. В индивидуальности человека экзистенциальная сфера выполняет функцию отбора идей, взглядов и ценностных ориентаций, посредством которых индивид вступает в отношения с миром и с другими людьми [Гребенюк, 2020, с. 210]. В концепции индивидуальности О. С. Гребенюка экзистенциальная сфера определяет ценностную сущность целостной индивидуальности.

В рамках данной научной школы проведен анализ формирования экзистенциальной сферы старшеклассников, студентов, разработаны концептуальные основы формирования этой сферы индивидуальности. Так, в диссертационном ис-

следовании А. В. Шершневой определены основные философские идеи, наполняющие и углубляющие представление об экзистенциальной сфере: «существование человека предшествует его сущности; основное экзистенциальное требование к человеку - требование самоосуществления, обретения свой собственной "самости", осуществления своих собственных возможностей; человек сам делает выбор и отвечает за него; человек может быть определен лишь в связи с его решением занять определенную позицию. Экзистенциальную сферу характеризуют такие понятия, как "ответственен", "не могу иначе", "обязан"» [Шерш-нева, 2001, с. 9]. В бинарной классификации методов О. С. Гребенюка и М. И. Рожкова экзистенциальной сфере соответствует метод дилемм (как метод воспитания) и рефлексия (как метод самовоспитания), причем особое значение имеет именно рефлексия [Рожков, 2002]. В процессе профессионального образования педагога развитие рефлексии является важным средством профессионально-личностного развития педагога [Гуслякова, 2019], определяющим условием саморазвития индивидуальности [Несына, 2019]. В современном мире предъявляются новые требования к подготовке педагога: важное значение имеет сопровождение саморазвития ребенка в процессе образования, становление субъектности и автоно-мизации, свободы и ответственности [Асмолов, 2018; Гребенюк, 2017б; Иванова, 2017].

В исследовании Т. Б. Гребенюк представлена концепция формирования индивидуальности будущего педагога. Одна из основных целей деятельности преподавателя по формированию этой сферы - «научить студентов самоанализу и самооценке себя как индивидуальности и как будущего педагога; способствовать образованию "Я-концепции" общей, учебной и профессиональной; обеспечить возможность проявлять свободу и независимость в учебных и учебно-профессиональных ситуациях; формировать у студентов профессионально важные ценностные ориентации» [Гребенюк, 2017б, с. 48].

Проблема развития и формирования экзистенциальной сферы относится к числу перспективных направлений развития исследований на современном этапе [Гребенюк, 2017а], поэтому понимание закономерностей развития экзистенциальной сферы в процессе профессионального об-

разования важно для обновления содержания и технологий педагогического образования, при этом стоит констатировать недостаток научных данных о динамике экзистенциальной сферы в процессе подготовки педагогов. Цель данной статьи - выявить особенности динамики компонентов экзистенциальной сферы будущих педагогов в процессе профессионального образования.

Методы исследования

Исследование проводилось на базе Балтийского федерального университета имени И. Канта (г. Калининград). Участниками стали 63 студентки программы бакалавриата «Педагогика и психология дошкольного образования» очной формы обучения: первый курс - 12, второй - 15, третий - 21, четвертый курс - 15 человек. Для сбора эмпирических данных применялась методика диагностики семи сфер индивидуальности студента (автор -Т. Б. Гребенюк) [Педагогика индивидуальности ... , 2019, с. 56-58]. Эта методика является самоотчетом, дающим возможность оценить развитие компонентов сфер индивидуальности по шкале от одного до семи баллов. Был проведен анализ семи компонентов экзистенциальной сферы:

— «навыки честного отношения к себе и людям»;

— «способность к осознанному выбору «каким быть»;

— «осознанность своего внутреннего мира, нравственная самооценка»;

— «осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны»;

«сознательное отношение к своим действиям, поступкам»;

— «наличие ценностей в учении, общении, культуре и других сферах», «стремление к самосовершенствованию».

Результаты исследования

В целом участники исследования наиболее высоко оценили развитие следующих компонентов: «стремление к самосовершенствованию» (5,95), «навыки честного отношения к себе и к людям» (5,71), «способность к осознанному выбору «каким быть» (5,67), «наличие ценностей в учении, общении, культуре и других сферах» (5,67). Более низкие позиции в рейтинге получили «осознанность своего внутреннего мира, нравственная самооценка» (5,49), «сознательное отношение к своим действиям, поступкам» (5,49) и «осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны» (5,41).

Студенты первого курса наиболее высокие оценки приписывают «способности к осознанному выбору того, «каким быть», наиболее низкие -«стремлению к самосовершенствованию». В группе студентов второго-четвертого курсов картина резко меняется: именно «стремление к самосовершенствованию» получает наиболее высокие оценки участников. Важно отметить, что «осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны» получает низкие оценки у студентов независимо от года обучения (Таб. 1).

Таблица 1

Средние значения компонентов экзистенциальной

сферы студентов - будущих педагогов

Компоненты 1 курс 2курс 3 курс 4 курс

Навыки честного отношения к себе и людям 5,50 5,80 5,71 5,80

Способность к осознанному выбору того, «каким быть» 6,08 5,48 5,67 5,53

Осознанность своего внутреннего мира, нравственная самооценка 5,42 5,48 5,57 5,47

Осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны 5,33 5,48 5,52 5,27

Сознательное отношение к своим действиям, поступкам 5,67 5,48 5,52 5,33

Наличие ценностей в учении, общении, культуре и других сферах 5,58 5,60 5,67 5,80

Стремление к самосовершенствованию 5,25 6,07 6,24 6,00

В целом 5,55 5,63 5,70 5,60

При сопоставлении групп студентов младших (первого-второго) и старших (третьего-четвертого) курсов выявлены статистически значимые различия в динамике компонента «наличие ценностей в учении, общении, культуре и других сферах» (%2 = 4,538 р < 0,05); причем важно отметить, что на старших курсах достоверно больше

студентов, высоко оценивающих развитие этого компонента (1-2 курс - 59,3 %, 3-4 курс - 83,3 %; ф* = 1,99 р < 0,05). Данная тенденция обнаруживается и при сравнении первокурсников и выпускников (1 курс - 58,3 %, 4 курс - 86,7 %; ф* = 2,83 р < 0,01).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что структура экзистенциальной сферы студентов первого и второго курса представляет собой целостное явление, в котором все компоненты связаны друг с другом положительными связями (Рис. 1а). Существенное преобразование структуры экзистенциальной сферы происходит на третьем курсе: количество корреляционных связей резко уменьшается, центральное значение в структуре сферы приобретают два компонента: «способность к осознанному выбору того, «каким быть» и «осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны», имеющие наибольшее количество положительных корреляционных связей с другими компонентами сферы (Рис. 1б). На четвертом курсе формируется иная структура экзистенциальной сферы: на первый план выходят «осознанность своего внутреннего мира, нравственная самооценка», связывающая две части экзистенциальной сферы (Рис. 1в). Первая часть содержит взаимосвязанные компоненты: «навыки честного отношения к себе и людям», «осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны» и «сознательное отношение к своим действиям и поступкам». Вторая часть экзистенциальной сферы включает в себя «наличие ценностей в учении, общении, культуре и других сферах», «способность к осознанному выбору того, «каким быть» и «стремление к самосовершенствованию», положительно коррелирующие друг с другом.

Обсуждение. Студенты довольно высоко оценивают компоненты экзистенциальной сферы, и эти оценки остаются таковыми на протяжении всего периода обучения в университете, что связано с решением целого ряда возрастных задач юности. Первокурсники, совсем недавно осуществившие свой первый серьезный профессиональный выбор, высоко оценивают развитие у себя способности к осознанному выбору, а вопросы самосовершенствования не являются на данном этапе актуальными для них. Но уже со второго курса в группе студентов отчетливо проявляется и усиливается именно стремление к самосовершенствованию. Необходимость этого компонента становится очевидной для студентов в связи с приобретением опыта профессиональных проб, рефлексии процесса и результатов учебно-профессиональной деятельности.

о

Примечание: 1 - навыки честного отношения к себе и к людям, 2 - способность к осознанному выбору того, «каким быть», 3 - осознанность своего внутреннего мира, нравственная самооценка, 4 - осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны, 5 - сознательное отношение к своим действиям, поступкам, 6 - наличие ценностей в учении, общении, культуре и других сферах, 7 - стремление к самосовершенствованию (анализировались достоверные корреляционные связи на основе коэффициента ранговой корреляции Спирмена, р < 0,05, р < 0,01)

Рисунок 1. Структура экзистенциальной сферы студентов - будущих педагогов

Значимые различия выявлены в динамике важного компонента экзистенциальной сферы, связанного с развитием ценностных позиций и ори-ентаций. Именно в форме индивидуальных и глубоко субъективных ценностных ориентаций и позиций, определяющих вектор активности студентов, принимаются базовые ценности [Ходырев, 2020]. Ценностные ориентации представляют собой все более осознанные представления о собственных ценностях, о том, что ценно для самого студента [Леонтьев, 1999]. Студенты отчетливо осознают изменения в содержании данного компонента и на старших курсах более высоко оценивают свои индивидуальные ценностные позиции. Это может быть связано с тем, что к концу обучения они принимают на себя ответственность за выбор собственных ценностных позиций и ориен-таций, взглядов на жизнь в целом.

Обращает на себя внимание важный факт: у студентов всех курсов достаточно низкие самооценки развития осознанного самоуважения как показателя развитой «Я-концепции» и умения смотреть на себя со стороны, являющего основой рефлексивных процессов. Осознанное развитие данного компонента может стать задачей психолого-педагогического взаимодействия студентов и их наставников как в университете, так и в ре-

сурсных центрах. Существенное значение может иметь принятие индивидуализированных условий ценности «Я-концепции» [Петанова, 2006].

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что перестройка экзистенциальной сферы начинается на третьем курсе, причем существенное значение имеет умение смотреть на себя со стороны, осознанное самоуважение и способность к осознанному выбору. Это позволяет говорить о наличии качественных изменений рефлексивных процессов и компонентов «Я-концепции», как с точки зрения профессионального развития, так и в плане развития индивидуальности.

На выпускном курсе в центре оказывается осознанность внутреннего мира и нравственная самооценка, которая во многом определяет развитие двух автономных частей экзистенциальной сферы. Первая часть отражает развитие компонентов «Я-концепции», причем усиливается ее поведенческая составляющая. Вторая часть экзистенциальной сферы определяется развитием ценностных позиций, связанных со способностью к осознанному выбору и со стремлением к самосовершенствованию. Экзистенциальная сфера выпускников становится более сложной и, вместе с тем, осуществляется ее структурирование. В процессе профессионального педагогического образования происходит существенная дифференциация «Я-концепции».

Важным вектором профессионального становления педагога должно стать формирование компетенций, компетентностей и метапрофессио-нальных качеств, обобщенных и востребованных в течение длительного периода профессиональной жизни и определяющих способы взаимодействия с изменяющимся содержанием профессиональной деятельности. В этом смысле трудно переоценить важность развития компонентов экзистенциальной сферы, выступающей «как доминанта, которая направляет и усиливает собой развитие других сфер психики» [Гребенюк, 20176, с. 48].

Огромным потенциалом в плане развития экзистенциальной сферы индивидуальности обладает система специальных педагогических ситуаций, которые можно рассматривать как дидактическое средство, позволяющее оказывать воздействие на экзистенциальную сферу студента и управлять ее развитием [Гребенюк, 2017б, с. 25]. Когда перед студентом возникает проблемно-конфликтная (неопределенная) ситуация, преодолеть которую с помощью заранее усвоенных шаблонов поведения не представляется возможным

(или затруднительно), возникает необходимость сделать выбор профессиональной позиции, способа реагирования, реализации ценностной позиции и т. д.: именно в таких «ситуациях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как индивидуальность» [Асмолов, 2002, с. 391]. Только в этом случае появляется возможность для использования индивидуально ориентированных технологий, которые позволяют студенту проявить субъектную позицию, индивидуальность, самостоятельно принять решение в ситуации свободного выбора [Тарханова, 2018].

Важно отметить, что при организации исследования использовался «метод поперечных срезов» и это не позволило нам выявить варианты индивидуальных траекторий развития компонентов экзистенциальной сферы в группе будущих педагогов.

Выводы. Таким образом, были выявлены следующие тенденции динамики экзистенциальной сферы будущих педагогов в процессе профессионального образования:

— Во-первых, студенты довольно высоко оценивают развитие компонентов экзистенциальной сферы, понимая их значение в развитии индивидуальности. Значимые различия выявлены в динамике самооценки индивидуальных ценностных позиций и ориентаций.

— Во-вторых, качественные изменения рефлексивных процессов и компонентов «Я-концепции» происходят на третьем курсе, причем существенное значение имеет развитие умения смотреть на себя со стороны, осознанного самоуважения и способности к осознанному выбору. На выпускном курсе экзистенциальная сфера становится более сложной и, вместе с тем, происходит ее структурирование: в центре оказываются осознанность внутреннего мира и нравственная самооценка, которая во многом определяет развитие составляющих экзистенциальной сферы, отражающих развитие компонентов «Я-концепции» и способствующих реализации ее содержания во внешней активности благодаря стремлению к самосовершенствованию.

— В-третьих, развитие и саморазвитие осознанного самоуважения и умения смотреть на себя со стороны должно стать задачей психолого-педагогического взаимодействия будущих педагогов и их наставников, как в университете, так и на базе ресурсных центров.

— В-четвертых, существенным потенциалом в плане развития экзистенциальной сферы индивидуальности обладает система специальных пе-

дагогических ситуаций, в которых возникает необходимость осуществить свободный выбор.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Москва : Смысл, 2002. 416 с.

2. Асмолов А. Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1. С. 13-19.

3. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Москва : Юрайт, 2020. 410 с.

4. Гребенюк Т. Б. Перспективы развития педагогики индивидуальности // Педагогика индивидуальности: достижения и перспективы развития : материалы научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Олега Семеновича Гребенюка, основателя научной школы «Педагогика индивидуальности» / под науч. ред. Т. Б. Гребенюк ; сост. В. П. Вейдт. Калининград : Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017а. С. 168-173.

5. Гребенюк Т. Б. Формирование индивидуальности студента-будущего педагога. Beau Bassin : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017б. 87 с.

6. Гуслякова А. В. Психологические аспекты взаимосвязи механизмов сознания и индивидуализации образования / А. В. Гуслякова, Н. И. Гуслякова, М. Ю. Ветхова, В. М. Кирсанов // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 172-185.

7. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в контексте реализации экзистенциального подхода / И. В. Иванова, М. И. Рожков // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства / под ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 87-99.

8. Корнетов Г. Б. Образование подрастающих поколений в прошлом и настоящем : монография. Москва : АСОУУ 2017. 168 с.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. Москва : Смысл, 1999. 487 с.

10. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. URL : https://iuturef.org/iutureskills_ru (Дата обращения: 10.06.2020).

11. Несына С. В. Структурно-содержательные характеристики индивидуальности // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5. С. 25-31.

12. Педагогика индивидуальности в схемах и таблицах : учебное пособие / сост. Т. Б. Гребенюк, С. В. Несына ; под об. ред. Т. Б. Гребенюк. Казань : Бук, 2019. 110 с.

13. Петанова Е. И. Особенности Я-концепции // Психологический атлас человека / под. ред. А. А. Реана. Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 440-455.

14. Полянкина С. Ю. Осмысление феномена образования в дискурсе экзистенциальной педагогики / С. Ю. Полянкина, К. А. Дроздова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 1. С. 204-212.

15. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4. С. 1-15.

16. Тарханова И. Ю. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза / И. Ю. Тарханова, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 136-145.

17. Ходырев А. М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2. С. 34-40.

Reference list

1. Asmolov A. G. Psihologija lichnosti. Principy ob-shhepsihologicheskogo analiza = Personality psychology. Principles of general psychological analysis. Moskva : Smysl, 2002. 416 s.

2. Asmolov A. G. Slozhnyj chelovek kak vyzov peda-gogike vozmozhnostej = A complex person as a challenge to the pedagogy of opportunities // Povolzhskij pedagog-icheskij poisk. 2018. № 1. S. 13-19.

3. Grebenjuk O. S. Pedagogika individual'nosti : uchebnik i praktikum dlja vuzov = Pedagogy of individuality: textbook and workshop for universities / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk. Moskva : Jurajt, 2020. 410 s.

4. Grebenjuk T. B. Perspektivy razvitija pedagogiki individual'nosti = Prospects for the development of individuality pedagogy // Pedagogika individual'nosti: dosti-zhenija i perspektivy razvitija : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pamjati professora Olega Semenovicha Grebenjuka, osnovatelja nauch-noj shkoly «Pedagogika individual'nosti» / pod nauch. red. T. B. Grebenjuk ; sost. V. P. Vejdt. Kaliningrad : Izd-vo Kaliningradskogo oblastnogo instituta razvitija obra-zovanija, 2017. S. 168-173.

5. Grebenjuk T. B. Formirovanie individual'nosti stu-denta-budushhego pedagoga = Beau Bassin Shaping the personality of the student-future teacher. Beau Bassin : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 87 s.

6. Gusljakova A. V Psihologicheskie aspekty vzai-mosvjazi mehanizmov soznanija i individualizacii obra-zovanija = Psychological aspects of the relationship between the mechanisms of consciousness and the individualization of education / A. V Gusljakova, N. I. Gusljakova, M. Ju. Vethova, V M. Kirsanov // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2019. № 4. S. 172-185.

7. Ivanova I. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija rebenka v kontekste realizacii jekzisten-cial'nogo podhoda = Pedagogical support for the self-development of the child in the context of the implementation of an existential approach / I. V. Ivanova, M. I. Rozhkov // Innovacionnye processy: potencial nauki i zadachi gosudarstva / pod red. G. Ju. Guljaeva. Penza, 2017. S. 87-99.

8. Kometov G. B. Obrazovanie podrastajushhih pokolenij v proshlom i nastojashhem = Education of the younger generations in the past and present : monografija. Moskva : ASOU, 2017. 168 s.

9. Leont'ev D. A. Psihologija smysla: priroda, struktu-ra i dinamika smyslovoj real'nosti = Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of sense reality. Moskva : Smysl, 1999. 487 s.

10. Navyki budushhego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire = Skills of the future. What you need to know and know in a new complex world / E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko, I. Smagin, D. Sudakov. URL : https://futuref.org/futureskills_ru (Data obrashhenija: 10.06.2020).

11. Nesyna S. V Strukturno-soderzhatel'nye harak-teristiki individual'nosti = Structural and informative characteristics of individuality // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2019. № 5. S. 25-31.

12. Pedagogika individual'nosti v shemah i tablicah = Pedagogy of individuality in diagrams and tables : uchebnoe posobie / sost. T. B. Grebenjuk, S. V Nesyna ; pod ob. red. T. B. Grebenjuk. Kazan' : Buk, 2019. 110 s.

13. Petanova E. I. Osobennosti Ja-koncepcii = Features of the Self-concept // Psihologicheskij atlas che-

loveka / pod. red. A. A. Reana. Sankt-Peterburg : Prajm-EVRO-ZNAK, 2006. S. 440-455.

14. Poljankina S. Ju. Osmyslenie fenomena obra-zovanija v diskurse jekzistencial'noj pedagogiki = Understanding the phenomenon of education in the discourse of existential pedagogy / S. Ju. Poljankina, K. A. Drozdova // Vestnik Leningradskogo gosudarstven-nogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2016. № 1. S. 204-212.

15. Rozhkov M. I. Koncepcija jekzistencial'noj peda-gogiki = The concept of existential pedagogy // Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. 2002. № 4. S. 1-15.

16. Tarhanova I. Ju. Obrazovatel'nye tehnologii formirovanija universal'nyh kompetencij studentov vuza = Educational technologies for the formation of universal competencies of university students / I. Ju. Tarhanova, I. G. Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 5. S. 136-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Hodyrev A. M. Problema izuchenija cennostej pedagogicheskoj dejatel'nosti = The problem of learning the values of pedagogical activity // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2020. № 2. S. 34-40.

52

С. В. Hecbma

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.