УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к циф-ровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
Гребенюк Татьяна Борисовна | grebt@yandex.ru
Доктор педагогических наук, профессор Профессор-консультант Института образования Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия
Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме подготовки будущих педагогов к профессиональной реализации цифровизации образования. Автор обращает внимание на то, что пока вузы не обеспечивают готовность студентов к использованию цифровых технологий и девайсов в педагогической деятельности. Возникает необходимость перестройки учебных планов и учебных дисциплин с тем, чтобы студенты овладевали умениями включения в учебный процесс цифровых технологий в педагогических целях. Особое место в подготовке будущего педагога должна занять методика преподавания школьной дисциплины на основе цифровизации. Автор предлагает состав новых «цифровых» компетенций педагога, опираясь на концепцию индивидуальности человека.
Ключевые слова: цифровизация образования, профессиональная подготовка
будущего педагога, «цифровые» компетенции, сферы индивидуальности.
По мере развития общества, теории и практики образования все более увеличивается количество требований к педагогу. Если лет двадцать назад появилась диагностическая функция профессиональной деятельности, следом за ней — исследовательская, при этом в педагоге ценились такие качества, как творческая активность, новаторство, инновационность, то сегодня от современного педагога ждут цифровой грамотности, владения цифровыми технологиями, методическими приемами включения девайсов в учебный процесс и др. Такова объективная реальность!
Следует отметить, что к вопросам расширения состава компетенций педагога, изменений в профессиональной готовности педагога будущего обращаются многие авторы1, при этом большая часть
1 См., например: Патронова, И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8.
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к циф-ровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
авторов отмечает, что на фоне базовых профессиональных компетенций в характеристике педагога будущего появятся такие, которые отвечают перспективным требованиям. Дьякова Е. А. и Сечкарева Г. Г. (Армавирский государственный педагогический университет) в своей статье связывают появление цифровых компетенций с умениями педагога будущего использовать свои знания не только для самообразования, подготовки к урокам и их проведения, но и для организации элементов аналогичной деятельности учащихся, формируя у них умения и навыки, необходимые для жизни в цифровом мире [4]. Авторы этой статьи считают, что для вуза обеспечение этих компетенций представляет немалую проблему. Можно сказать, складывается тенденция постановки и рассмотрения подходов к решению проблемы модернизации профессиональной подготовки педагога будущего в немалой степени благодаря цифрови-зации образования.
Реформа цифровизации образования, по мнению ученых, заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира [1, с. 54]. При этом главное внимание обращается на то, что для этого сначала необходимо обеспечить образовательные учреждения современной техникой,
а именно, компьютерами с возможностью подключения к сети интернет [Там же. С. 268]. А где учитель? Разве он не требует специальной подготовки к циф-ровизации образования? Попытаемся разобраться в данной проблеме (что и составляет цель статьи).
Справедливости ради следует отметить небывалый всплеск активности в системе повышения квалификации педагогов в связи с необходимостью обеспечить у них понимание цифровизации образования. Однако в условиях вуза подготовка будущих педагогов пока отстает, что вызывает сомнения по поводу грамотной профессиональной реализации ими цифровых технологий в предстоящей педагогической деятельности. Учебные планы до сих пор не перестроились для того, чтобы обеспечивать достаточную компетентность выпускников в вопросах методики преподавания с использованием цифровых технологий. Знание таких технологий и использование в своей учебной деятельности еще не гарантирует будущим педагогам их успешное применение в профессиональной деятельности. К этому следует добавить, что педагог будущего, скорее всего, должен отличаться от традиционного педагога способностями и умениями, специфичными для цифровой среды. К выяснению этих отличий мы подошли с точки зрения концепции индивидуальности (О. С. Гребенюк), в которой индивидуальность рассматривается как педагогическая характеристика человека, включающая описание семи сфер психики — интеллектуальной, мотивационной,
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции [6, 7]. Ниже в таблице 1 представим компоненты этих
сфер, специфичные для условий цифровой образовательной среды, выступающие, на наш взгляд, в качестве цифровых компетенций.
Сфера Цифровые компетенции
Мотивационная — Стремление к педагогическому сотрудничеству при реализации цифровых технологий в обучении; — стремление к профессиональному самосовершенствованию и самореализации, повышению педагогического мастерства в области цифровизации образования; — направленность на инновационную деятельность, на реализацию цифровых технологий; — стремление к получению удовлетворения от самого процесса и результата применения цифровых технологий; — стремление к развитию индивидуальности учащихся в процессе цифрового обучения; — мотивация достижений в профессиональной цифровой среде
Эмоциональная — Адекватная педагогическая самооценка в условиях цифровизации образования; — отсутствие тревожности и страха перед новыми требованиями к использованию цифровых технологий и ресурсов; — эмоциональный интеллект (способность распознавать свои эмоции, понимать собственные намерения и желания, управлять своими эмоциями) в условиях цифровизации; — способность распознавать эмоции обучающихся, их намерения, желания в условиях цифровизации и управлять ими
Волевая — Настойчивость в достижении педагогической цели в цифровой среде; — способность понимать собственные затруднения в реализации цифровых технологий и преодолевать их; — способность защищать свои профессиональные взгляды в условиях цифровой среды (бойцовские качества); — терпение и владение собой в условиях применения цифровых технологий при подготовке и проведении учебных занятий;
Таблица 1 — Характеристика индивидуальности педагога цифровой образовательной среды
№ 2 (6) / 2020 КАЛИНИНГРАДСКИЙ Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к циф-
июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический ровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. —
УДК электронный журнал № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal.
378.1 ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
Сфера Цифровые компетенции
— умение при необходимости преодолеть стереотипы и предубеждения в отношении цифровых технологий; — способность мобилизовать свои индивидуальные, личностные и профессиональные ресурсы для овладения новыми цифровыми технологиями
Предметно-практическая — Владение цифровыми технологиями; — владение методикой преподавания учебной дисциплины с использованием цифровых технологий; — способность работать в цифровой среде (определять целесообразность использования учащимися гаджетов на уроке, разрабатывать учебные задания для обращения к интернету, определять вариативность организации учебной деятельности с применением гаджетов и без них в урочное и внеурочное время, разрабатывать онлайн-курсы, общаться с учащимися и коллегами в дистанционном режиме, вести электронную обработку результатов учебной деятельности и др.); — владение методическими приемами включения гаджетов в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций на уроках; — способность к самообучению в области цифровых технологий и ресурсов; — компетентность во взаимодействии с коллегами, учащимися и их родителями по реализации цифровых технологий; — умения осуществлять презентацию своих достижений в цифровой среде; — умения работать над собой, заниматься самосовершенствованием в области цифровизации
Интеллектуальная — Педагогическая эрудиция в области ИКТ и ресурсов, цифровая грамотность; — педагогическое предвидение, прогнозирование, проектирование включения цифровых технологий в педагогическую и учебную деятельность; — способность определять возможности девайсов в решении педагогических задач; — креативность как способность к созиданию, а также действию в ситуации неопределенности и дефицита информации; — способность увидеть главное для решения задачи в информационном потоке
№ 2 (6) / 2020 КАЛИНИНГРАДСКИЙ Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к циф-
июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический ровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. —
УДК электронный журнал № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal.
378.1 ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
Сфера Цифровые компетенции
Саморегуляции — Умение осуществлять рефлексивные процессы (самонаблюдение, самоанализ, самооценку) в цифровой среде; — способность осуществлять самоанализ в ситуациях выбора девайсов и цифровых технологий (основные направления — адекватность цели обучения, соответствие учебным возможностям учащихся, наличию ресурсов); — умение регулировать свою профессиональную деятельность с точки зрения цифровизации (следить за разумным обращением учащихся к гаджетам и при необходимости корректировать их действия); — умения осознавать и регулировать свои психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и др.), возникающие в условиях реализации цифровых технологий; — способность понимания необходимости овладения цифровыми технологиями
Экзистенциальная — Наличие в качестве одной из важнейших целей педагогической деятельности формирование индивидуальности и личности учащегося в единстве (в частности, формирование осмысленного отношения школьника к использованию гаджетов и в учебной деятельности, и досуговой, и просвещенческой и др.); — понимание цифровых технологий как средств развития индивидуальности человека в целом; — понимание возможностей цифровизации обучения в развитии отдельных компонентов индивидуальности человека (каких конкретно); — понимание возможностей цифровых технологий в воспитании учащегося; — способность видеть, понимать и разъяснять учащимся и их родителям достоинства и недостатки цифровизации образования; — способность занять профессиональную позицию в отношении цифровизации (какое место она должна занять в образовательном процессе?); — педагогическое самосознание (сохранение и укрепление собственной позиции во взаимодействии с цифровым миром, осознание необходимости собственного выбора решения в цифровой проблемной ситуации); — способность осознавать роль учителя в условиях цифровизации; — способность оценить цифровизацию 1) как инновацию;2) как средство повышения эффективности и качества образования; 3) как объективную необходимость
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
Представленные психологические
характеристики отражают не все богатство педагогической натуры, а лишь ее специфическую часть, обусловленную объективной необходимостью внедрения цифровых технологий и девайсов. Как видим, цифровизация ставит перед высшей педагогической школой задачу сформировать и развить необходимые для ее реализации способности и умения (за счет чего расширяется список профессиональных компетенций). Вряд ли с этой задачей может справиться учебный курс по информатике, ориентированный в основном на изучение информационных и коммуникационных технологий и соответствующих ресурсов.
Как отмечают ученые, бурное развитие цифровых технологий в сфере образования диктуется актуальностью рассматриваемых при этом ряда проблем — вот некоторые из них:
- это инструмент эффективной доставки информации и знаний студентов;
- это инструмент создания учебных материалов;
- это инструмент эффективного способа преподавания;
- это средство построения новой образовательной среды [5, с. 268].
Каждая из этих проблем тесно связана с самим студентом. Студенту как будущему педагогу важно, как минимум, принять участие в решении названных проблем, то есть самому находить и преобразовывать информацию, самому учиться создавать учебные материалы для учащихся, самому вырабатывать опыт
преподавания с использованием цифровых технологий и гаджетов и т. д. И все эти действия педагог будущего должен осуществлять с осознанием значимости смысла собственного труда. Кстати, здесь уместно привести слова Гиппократа «Не навреди» в связи со складывающимся повсеместным призывом к цифровиза-ции. Не получится ли так, что использование интернета обернется теми отрицательными эффектами, о которых уже достаточно много пишут в том же интернете, а именно — снижением памяти у школьников (а зачем запоминать, когда все это можно найти в сети?), снижением концентрации внимания, ослаблением мыслительных процессов и др. [2, 3, 8, 9, 10]. Если педагог понимает сопутствующие нежелательные эффекты работы с гаджетами в учебном процессе, то он не допустит их бессмысленного использования школьниками. Но для этого студента надо специально учить методике обучения и педагогическим технологиям на основе цифровых технологий, что требует органичного включения в учебный план вуза соответствующих модулей и включения аспектов цифровизации во многие учебные дисциплины. Иначе говоря, следует пронизать цифровиза-цией всю профессиональную подготовку будущих педагогов.
Представляется, что в этом полезную роль могут сыграть специфические характеристики сфер индивидуальности, показанные выше. Именно они как цели профессиональной подготовки ориентируют на формирование необходимых компетенций. Что касается реализации
№ 2 (6) / 2020
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
этой идеи, то требуется разработка и научное обоснование модели обучения студентов, включающей наряду с постоянно обновляющимися компонентами образовательного процесса новые элементы, обусловленные цифровизацией.
В одной статье невозможно рассмотреть все аспекты проблемы, возникающие в профессиональной подготовке будущего педагога в связи с цифровизацией. Однако уже сегодня, заглядывая в недалекое будущее, можно поставить ряд вопросов: какова роль учителя «электронной школы» (если она приживется)? Будет ли учитель только консультантом? Каким будет воспитание обучающихся (тоже дистанционным?)? И др. И, наконец, как преобразуется профессиональная подготовка учителя-предметника (если сохранится)?
Список литературы
1. Алексанков, А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт / А. М. Алексанков // Стратегические приоритеты. - 2017. - № 1 - С. 53-69.
2. Влияние планшета на ребенка (2-13 лет) [Электронный ресурс]. — URL: https://habr.com/ru/post/380749 (дата обращения: 12.03.2020).
3. Газзаева, Л. «Это эпидемия цифрового аутизма»: о чем доктор Курпа-тов и йог Садхгуру рассказали на завтраке Сбербанка в Давосе [Электронный ресурс] / Л. Газзаева. — URL: https://www.forbes.ru/profile/391129-lyudmila-gazzaeva (дата обращения: 12.03.2020).
4. Дьякова, Е. А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Е. А. Дьякова, Г. Г. Сечкарева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2. — С. 24-35.
5. Индикаторы образования: 2017: Статистический сборник / Н. В. Бонда-ренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 320 с.
6. Педагогика индивидуальности в схемах и таблицах: Учеб. пособие / Сост. Т. Б. Гребенюк, С. В. Несына; под. общ. ред. Т. Б. Гребенюк. — Казань: Изд-во БУК, 2019. — 110 с.
7. Педагогика индивидуальности: Учебное пособие для магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование» / Авт.-сост. Т. Б. Гребенюк, С. А. Любишина; под науч. ред. Т. Б. Гребенюк. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. — 82 с.
8. Цифровизация не воспринимается педагогами как фактор, влияющий на качество образования [Электронный ресурс]. — URL: https://rosuchebnik. ru/news/tsifrovizatsiya-issledovanie/ (дата обращения: 12.03.2020).
9. Цифровизация образования — основные плюсы и минусы [Электронный ресурс]. — URL: https://plusiminusi.ru/ cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy (дата обращения: 12.03.2020).
10. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к циф-ровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 20-27. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/
с детьми? [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi (дата обращения: 12.03.2020).
Tatyana B. Grebenyuk
Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia
Future teacher's training to the digitalization of the education as a pedagogical problem
Abstract. This article focuses on the actual problem of future pedagogues' training to the professional realization of the digitalization of the education. The
author attracts the attention to higher institutions which don't provide the readiness among students to use digital technologies and devices in the pedagogical activity. There is a necessity of rebuilding the curriculum and disciplines where students would obtain skills of integration of the digital technologies to the educational process in pedagogical aims. The methodology of teaching a school subject based on the digitalization should take a special place in the future pedagogue's training. The author proposes a group of new pedagogue's "digital" competencies which are based on the individuality of the person.
Keywords: digitalization of the education, future teacher's professional training, "digital competencies", spheres of the individuality.