2018, том 20 [7]
УДК 159.932.2
СФЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ВРАЧА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Несына1 С.В., Несын2 В.В., Макаров2 А.А., Выговский2 А.Б., Шнейдер2 Ю.А.
1 Балтийский федеральный университет им. И.
Канта», г. Калининград, Российская Федерация 2ФГБУ «Федеральный центр высоких медицинских технологий», г. Калининград, Российская Федерация
Аннотация. В основе исследования - концепция индивидуальности О.С. Гребенюка. В содержание понятия «индивидуальность» включаются характеристики семи психических сфер, которые позволяют увидеть в каждом человеке проявление его неповторимости и уникальности. Индивидуальность, таким образом, представляет собой сплав, единство интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции. В данном исследовании индивидуальность врача характеризуются развитием профессионально значимых компонентов семи психических сфер, отличающих ее от индивидуальности любого другого субъекта. Нами апробирована «Карта самооценки индивидуальности врача», разработанная на основе методики изучения индивидуальности Т.Б. Гребенюк. В исследовании приняли участие 60 врачей: 12 человек выступили в роли экспертов на этапе разработки Карты, 48 врачей трех специальностей (хирурги, кардиологи, анестезиологи-реаниматологи) приняли участие в эмпирическом исследовании. В результате, выявлено, что индивидуальность врача представляет собой единую и целостную систему семи взаимосвязанных
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-96-102
THE SPHERE OF INDIVIDUALITY OF THE DOCTOR: THE RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH
Nesyna S.V, Nesyn V. V,, Makarov A.A, Vygovskiy A.B., Shneider J.A.
'Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation 2Federal Centre of High Medical Technology, Kaliningrad, Russian Federation
Annotation. The study is based on the conception of individuality by O.S. Grebenuk. The meaning of individuality includes characteristics of seven psychological spheres which make it able to reveal exclusiveness and uniqueness of each person. Thus, the individuality is represented as a fusion of intellectual, motivational, volitional, emotional, practical and object-oriented, existential, and self-regulative spheres. The study revealed that individuality of health professionals is characterized by progress in professionally relevant components of seven psychological spheres that make it different from individuality of any other subject. We used the "Individuality questionnaire for health professionals", which was developed by T.B. Grebenuk on the base of methods of learning of individuality. 60 medical physicians were involved in the study: '2 ones -as experts on the stage of designing of Questionnaire and 48 physicians of different specialities (anaesthesiologists, cardiac surgeons, and cardiologists) - as participants of empiric investigation. The survey results show that a medical specialist's individuality is an integrated system comprising seven interconnected spheres - intellectual, motivational, volitional, emotional, practical and object-oriented, existential, and self-regulative ones. The dominant spheres are motivational and existential. Age
—--—
~ 96 ~
—--
сфер индивидуальности: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции. Ведущими в структуре индивидуальности врача являются мотивационная и экзистенциальная сферы. С увеличением возраста и стажа профессиональной деятельности самооценка профессионально важных компонентов
мотивационной, волевой сферы и саморегуляции уменьшается. Самооценка сфер индивидуальности врачей-мужчин и врачей-женщин не имеет достоверных различий. Сферы индивидуальности врача имеют особенности в зависимости от специализации (хирургия, анестезиология-реаниматология, кардиология).
Ключевые слова: индивидуальность, сферы индивидуальности, профессиональная деятельность врача.
and experience are associated with a lower rating given to the components of motivational, volitional, and self-regulative spheres. No significant difference was observed between the male and the female respondents. However, the spheres of individuality differed across the three groups of health professionals: anaesthesiologists, cardiac surgeons, and cardiologists.
Key words: individuality, spheres of individuality, professional activity, health professionals.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Ростов-на-Дону, 2005.
[2] Психологические аспекты врача в процессе его профессионализации / А.Д. Каприн, А.А. Костин, Б.Т. Пономаренко, Ю.В. Самсонов // Исследования и практика в медицине. 2015. № 2. С. 81-84.
[3] Донника А.Д. Профессиональный онтогенез: мотивационно-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. М., 2009.
[4] Колмогорцева Н.Н., Логинова С.П. Исследование проблемы характерологических особенностей личности и эффективности деятельности у врачей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 16. С. 88-91.
[5] Кашапов М.М., Солодчук О.Н. Динамика личностных качеств врача на этапах профессионализации // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 4. С. 66-80.
[6] Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности. М., 2018.
[7] Гребенюк Т.Б. Современные проблемы педагогики индивидуальности. Эмпирические исследования. Калининград, 2011.
[8] Педагогика индивидуальности: достижения и перспективы развития / Под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград, 2017.
[9] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
[10] Сокол А.Ф. Здоровье и болезни врачей: динамика социально-психологических особенностей //
REFERENCES
[1] Yas'ko B.A. Psihologiya lichnosti i truda vracha. Rostov-na-Donu, 2005.
[2] Psihologicheskie aspekty vracha v processe ego professionalizacii / A.D. Kaprin, A.A. Kostin, B.T. Ponomarenko, YU.V. Samsonov // Issledovaniya i praktika v medicine. 2015. № 2. p. 81-84.
[3] Donnika A.D. Professional'nyj ontogenez: motivacionno-sociologicheskie i psihologo-eticheskie problemy vrachebnoj deyatel'nosti. M., 2009.
[4] Kolmogorceva N.N., Loginova S.P. Issledovanie problemy harakterologicheskih osobennostej lichnosti i effektivnosti deyatel'nosti u vrachej // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2009. № 1-6. p. 88-91.
[5] Kashapov M.M., Solodchuk O.N. Dinamika lichnostnyh kachestv vracha na etapah professionalizacii // Kollekciya gumanitarnyh issledovanij. 2017. № 4. p. 66-80.
[6] Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Pedagogika individual'nosti. M., 2018.
[7] Grebenyuk T.B. (2011) Sovremennye problemy pedagogiki individual'nosti. Empiricheskie issledovaniya. Kaliningrad, 2011.
[8] Pedagogika individual'nosti: dostizheniya i perspektivy / Pod red. T.B. Grebenyuk. Kaliningrad, 2017.
[9] Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. SPb., 2001.
[10] Sokol A.F. Zdorov'e i bolezni vrachej: dinamika social'no-psihologicheskih osobennostej // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2015. № 4. p. 83-87.
[11] Yusupova E.YU., Nyamcu A.M., Storozhok M.A. Rasprostranennost' i struktura sindroma
~ 97 ~
—--—
Здоровье и образование в XXI веке. 2015. № 4. С. 83-87.
[11] Юсупова Е.Ю., Нямцу А.М., Сторожок М.А. Распространенность и структура синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников // Университетская медицина Урала.
2016. № 3. С. 49-52.
[12] Васильева Н.Г. Эмоциональный интеллект и синдром выгорания у медицинских работников (литературный обзор) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 6. С. 47-51.
[13] Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов, И.Д. Пименов, К.В. Хомяков // Социальные аспекты здоровья населения // 2016. № 1. С. 5-18.
[14] Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин, Д.Б. Авдеев, А.В. Кузюкова, Т.С. Мартынова // Современные проблемы науки и образования //
2017. № 2. С. 37-47.
[15] Силкина А.А., Саншокова М.К., Сергеева Е.С. Синдром «эмоционального выгорания» среди врачей различных специальностей в России и за рубежом. Бюллетень медицинских Интернет-конференций // 2014. № 11. С. 1247-1250._
emocional'nogo vygoraniya u medicinskih rabotnikov. Universitetskaya medicina Urala // 2016. № 3. p. 49-52
[12] Vasil'eva N.G. Emocional'nyj intellekt i sindrom vygoraniya u medicinskih rabotnikov (literaturnyj obzor). Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii // 2012. № 6. p. 47-51.
[13] Emocional'noe vygoranie u vrachej i medicinskie oshibki. Est' li svyaz'? / O.S. Kobyakova, I.A. Deev, E.S. Kulikov, I.D. Pimenov, K.V. Homyakov // Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya // 2016. № 1. p. 5-18.
[14] Emocional'noe vygoranie u medicinskih rabotnikov / N.V. Semenova, A.S. Vyal'cin, D.B. Avdeev, A.V. Kuzyukova, T.S. Martynova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya // 2017. № 2. p. 3747.
[15] Silkina A.A., Sanshokova M.K., Sergeeva E.S. Sindrom «emocional'nogo vygoraniya» sredi vrachej razlichnyh special'nostej v Rossii i za rubezhom. Byulleten' medicinskih Internet-konferencij // 2014. № 11. p. 1247-1250.
Введение. Задачи повышения качества медицинских услуг населению, вопросы профессиональной успешности врача не могут быть решены без системных исследований психологической специфики труда врача, его личности и индивидуальности [1, 2]. Профессиональная деятельность врача характеризуется повышенными требованиями к индивидуальным характеристикам. На современном этапе предметом изучения становятся комплексы личностных свойств [3] или отдельные индивидуально-психологические характеристики [4, 5]. Целью нашего исследования является изучение сфер индивидуальности врача.
Материалы и методы. Изучение индивидуальности предполагает регистрацию многообразных и доступных для изучения признаков. В этом смысле имеет значение выделение некоторой основной схемы, касающейся различных сфер индивидуальности. С нашей точки зрения перспективным является понимание индивидуальности в концепции О.С. Гребенюка. В содержание понятия
«индивидуальность» включаются характеристики семи психических сфер, которые позволяют увидеть в каждом человеке проявление его неповторимости и уникальности.
Индивидуальность, таким образом, представляет собой сплав, единство интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции [6]. В дальнейшем Т.Б. Гребенюк обосновала научное понятие индивидуальности будущего педагога, разработала «Карту самооценки
индивидуальности педагога» [7]. В настоящее время в Калининградском регионе продолжает свое развитие научная школа, в рамках которой развиваются идеи концепции индивидуальности: выполнено большое число исследований, результаты которых внедрены в практику работы различных учреждений [8].
В нашем исследовании под
индивидуальностью врача понимается сплав, единство семи психических сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической,
—--—
~ 98 ~
—--
экзистенциальной и сферы саморегуляции. Индивидуальность врача характеризуется развитием профессионально значимых компонентов психических сфер, отличающих ее от индивидуальности любого другого субъекта.
В ходе исследования была адаптирована методика Т.Б. Гребенюк «Карта самооценки индивидуальности педагога» для врачей с учетом профессиональной деятельности. Для этого в содержание компонентов были внесены изменения. Переработанная методика была предложена для анализа экспертам. В группу экспертов вошли 12 врачей Федерального центра высоких медицинских технологий (г. Калининград). В содержание профессионально значимых компонентов семи сфер индивидуальности были внесены необходимые коррективы с учетом замечаний экспертов.
В итоге, к профессионально значимым компонентам психических сфер были отнесены следующие характеристики. В интеллектуальной сфере - профессиональное мышление (способность анализировать профессиональные ситуации), умение находить продуктивное решение, способность действовать в ситуации неопределенности и дефицита информации, профессиональная эрудиция, способность к поиску нестандартных решений,
профессиональная интуиция, наблюдательность и другие. Мотивационная сфера включала стремление к получению удовлетворения от процесса и результата своей работы, стремление к успеху в работе, стремление к развитию профессиональной компетентности, потребность в признании и уважении, потребность в освоении современного содержания и новых технологий профессиональной деятельности и т.д. Эмоциональная сфера характеризовалась с точки зрения адекватной профессиональной самооценки (осознания своих возможностей и границ), понимания собственных состояний и знание своих ресурсов, уверенность в себе (правильная оценка своих способностей и достоинств), стрессоустойчивость и другие. Волевая сфера - терпеливость (длительное противодействие неблагоприятным факторам),
упорство (стремление достичь желаемого или необходимого вопреки трудностям и помехам), настойчивость (систематическое проявление силы воли в достижении отдаленной по времени цели) и т.д. Сфера саморегуляции включала умение организовать и регулировать свою работу, способность мобилизовать себя на решение сложных задач, способность достигать поставленных целей, умение управлять профессиональным стрессом и другие. Экзистенциальная сфера характеризовалась с точки зрения видения смысла своей профессиональной деятельности, направленности на гуманистические цели, профессиональной рефлексии (способности оценить себя в профессиональной ситуации), уверенности в своей жизненной позиции и т.д. Наибольшей переработке подверглось содержание предметно-практической сферы. В формулировке профессионально важных компонентов предметно-практической сферы был использован федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Лечебное дело» 2016 года. Каждый профессионально важный компонент оценивался по шкале от одного до семи баллов.
В исследовании приняли участие 48 врачей Федерального центра высоких медицинских технологий, расположенного в Калининградской области. Среди участников исследования 18 женщин (37,5%) и 30 мужчин (62,5%). Выборка была разделена на три группы в зависимости от специализации врачей: хирурги (п=17), кардиологи (п=15), анестезиологи -реаниматологи (п=16). Возраст участников исследования от 24 до 63 лет (средний возраст 37,38±10,02). Профессиональный стаж врачей от 0,5 до 39 лет (среднее значение 13,84±9,11). Опрос проводился анонимно в индивидуальной форме.
Результаты. Наиболее высоко врачи оценили компоненты мотивационной сферы: стремление к успеху, саморазвитию, профессиональной компетентности, самореализации,
сотрудничеству и т.д. (М=5,78±0,97; врачи-мужчины: М=5,75±1,04; врачи-женщины:
~ 99 ~
—-
М=5,82±0,86). На втором месте - показатели экзистенциальной сферы, отражающей осознание жизненных целей и ценностей, уверенность в профессиональной позиции, видение смысла профессиональной деятельности (М=5,50±0,99; М=5,50±1,00 в группе мужчин, М=5,5±1,2 в группе женщин), и предметно-практической сферы, представленной комплексом компонентов профессиональной компетентности
(М=5,40±0,91; врачи-мужчины: М=5,32±0,97; врачи-женщины: М=5,52±0,79). Несколько меньше участники исследования оценили выраженность у себя компонентов эмоциональной сферы (М=5,33±0,90; М=5,46±0,79 у мужчин и М=5,12±1,04 у женщин) и сферы саморегуляции (М=5,27±1,03; в группе мужчин М=5,18±1,06; в группе женщин М=5,41±0,99). Самые низкие значения получили: волевая сфера, включающая в себя волевые качества (М=5,18±1,04; врачи-мужчины: М=5,24±1,06; врачи-женщины: М=5,08±1,03), и
интеллектуальная сфера, представленная особенностями познавательных процессов (М=5,15±0,81; М=5,27±0,85 у врачей-мужчин и М=4,95±0,73 у врачей-женщин). Значимых различий в оценке сфер индивидуальности в группах врачей-мужчин и врачей-женщин выявлено не было (Рис.1).
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что показатели семи сфер индивидуальности положительно коррелируют (р<0.01).
Выявлены значимые корреляционные связи возраста врачей с показателями мотивационной сферы (ге=-0.290 р<0.05) и сферы саморегуляции (ге=-0.287 р<0.05). Достоверные корреляционные связи обнаружены между профессиональным стажем врачей и показателями мотивационной (ге=-0.289 р<0.05) и волевой сферы (ге=-0.300 р<0.05). Более опытные специалисты ниже оценивают выраженность у себя компонентов сфер индивидуальности.
Рис. 1. Показатели сфер индивидуальности в выборке
~ 100 ~
—--
Обнаружены достоверные различия в распределении оценок мотивационной сферы и сферы саморегуляции у врачей трех исследуемых групп: анестезиологов-реаниматологов,
кардиологов и хирургов (%2=6,77 р<0,05; %2=10,74 р<0,01) (Рисунок 2).
Наибольшее количество различий обнаружено в группе анестезиологов-реаниматологов. Участники этой группы достоверно реже приписывают себе высокие баллы в развитии
интеллектуальной (ф*=1,94 р<0,05; ф*=3,64 р<0,01), мотивационной (ф*=2,43; ф*=2,24 р<0,01), волевой (ф*=2,57; ф*=3,65 р<0,01) и экзистенциальной сферы (ф*=1,69; ф*=1,77 р<0,05) по сравнению с группой кардиологов и хирургов. Наименьшее количество различий показателей сфер индивидуальности выявлено при сопоставлении групп кардиологов и хирургов.
Рис. 2. Показатели сфер индивидуальности в группах врачей по специализации
Обсуждение. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют, что
индивидуальность врача является результатом сложной интеграции различных подсистем. Индивидуальность представляет собой единую и целостную систему [9]. Наличие положительных корреляционных связей между всеми сферами индивидуальности подтверждает этот факт. В этой сложной системе индивидуальности ведущими являются мотивационная и
экзистенциальная сфера. Именно эти сферы получают наибольшие оценки у врачей независимо от пола и специальности. Можно предположить, что такие профессионально важные компоненты, как стремление к получению удовлетворения от процесса и результата своей работы, стремление к успеху, к развитию профессиональной компетентности, профессионально важных качеств, к признанию и уважению, видение смысла своей
~ 101 ~
—--
профессиональной деятельности, направленность на гуманистические цели, профессиональная рефлексия, уверенность в своей жизненной позиции имеют принципиальное значение в структуре индивидуальности врача.
С увеличением возраста и профессионального стажа врачи более критично оценивают развитие у себя компонентов всех сфер индивидуальности, особенно мотивационной сферы. Можно предположить, что появляется профессиональная усталость, возможно, возникновение симптомов профессионального выгорания. Работа врача требует колоссальных эмоциональных затрат и связана с постоянно действующим профессиональным стрессом [10].
С возрастом уменьшается самооценка компонентов сферы саморегуляции.
Исследования показывают, что врачи нуждаются в обучении навыкам стресс-менеджмента [11]. Большое значение в профессиональном и личностном развитии врачей имеет эмоциональный интеллект [12].
Врачи хирургического, анестезиолого-реанимационного и кардиологического профиля постоянно сталкиваются с событиями и ситуациями, требующими волевых усилий по их преодолению (смерть пациентов в связи с патологией, несовместимой с жизнью; объективная ограниченность профессиональных возможностей; необоснованная критика профессиональных действий врача в случае неблагоприятного исхода и т.д.) [1, 13]. С увеличением профессионального стажа уменьшается самооценка волевой сферы.
Профессиональная деятельность врача проходит в условиях повышенных социально-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным
напряжением. Характер профессиональной деятельности врачей трех исследуемых групп имеет специфику по целому ряду параметров, но при этом определяется высокой
профессиональной ответственностью и необходимостью самостоятельно принимать профессиональные решения [14]. Специфика профессиональной деятельности анестезиологов-
реаниматологов и хирургов определяется также необходимостью действовать решительно и смело в кризисных и экстремальных ситуациях в условиях дефицита времени [15]. Логично предположить, что показатели компонентов сфер индивидуальности анестезиологов-
реаниматологов и хирургов будут иметь больше общих черт. В нашем исследовании обнаружено, что самооценка сфер индивидуальности хирургов имеет больше общих черт с показателями кардиологов. В группе анестезиологов-реаниматологов выявлено наибольшее количество отличительных особенностей.
Выводы. Индивидуальность врача представляет собой единую и целостную систему семи взаимосвязанных сфер индивидуальности: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической,
экзистенциальной и сферы саморегуляции. Индивидуальность врача характеризуются развитием профессионально значимых компонентов психических сфер, отличающих ее от индивидуальности любого другого субъекта.
Ведущими в структуре индивидуальности врача являются мотивационная и экзистенциальная сферы. Стремление к успеху в работе, развитию профессиональной
компетентности, профессионально важных качеств, признанию и уважению, видение смысла своей профессиональной деятельности, направленность на гуманистические цели, профессиональная рефлексия, уверенность в своей жизненной позиции имеют принципиальное значение в развитии индивидуальности врача.
С увеличением возраста и стажа профессиональной деятельности самооценка профессионально важных компонентов мотивационной сферы уменьшается,
накапливается «профессиональная усталость». Профессиональная деятельность хирургов, анестезиологов-реаниматологов и кардиологов связана с событиями, требующими волевых усилий по их преодолению. С накоплением опыта работы врачи ниже оценивают саморегуляцию и волевые качества.
~ 102 ~
—--
Самооценка сфер индивидуальности врачей-мужчин и врачей-женщин не имеет достоверных различий.
Сферы индивидуальности врача имеют особенности в зависимости от специализации. В группе анестезиологов-реаниматологов
преобладают средние оценки профессионально важных компонентов сфер индивидуальности. Самооценка сфер индивидуальности кардиологов и хирургов имеет больше общих черт. Этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.
~ 103 ~