Научная статья на тему 'Структурно-содержательные характеристики индивидуальности'

Структурно-содержательные характеристики индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / INDIVIDUALITY / INDIVIDUALITY CONCEPT / PEDAGOGY OF INDIVIDUALITY / INDIVIDUALITY AS EDUCATIONAL OBJECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несына Светлана Вадимовна

В статье представлено понимание индивидуальности в философии, психологии и педагогике. В философском подходе индивидуальность понимается как особая форма бытия человека в мире, дающая возможность жить и действовать как автономная и неповторимая система, сохраняя целостность и тождественность в условиях непрерывных изменений благодаря способности к саморегуляции и саморазвитию. В психологиии индивидуальность представляет высшую интегральность неповторимого сочетания устойчивого единства свойств, составляющих «внутренний мир человека»; выступает как результат развития личности. В педагогике индивидуальность предстает как интегральная психологическая характеристика человека, отражающая семь сфер психики: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции (концепция индивидуальности О. Г. Гребенюка). Развитие индивидуальности человека это развитие всех семи сфер. Педагогика индивидуальности включает четыре концептуальных положения: во-первых, формирование и развитие целостной индивидуальности учащегося в педагогическом процессе представляет собой развитие всех его психических сфер в единстве ( как педагогическая цель ). Во-вторых, развитие индивидуальности и личности учащегося в единстве обеспечивает эффективную социализацию человека благодаря развитию его психических сфер, способностей воспринимать, осмысливать, оценивать, рефлексировать и др. ( как составляющая гуманистической парадигмы образования ). В-третьих, необходимо создавать условия для саморазвития индивидуальности учащегося и индивидуальности педагога ( направленность на субъектность участников педагогического процесса ). В-четвертых, требуется переструктурирование педагогического процесса с целью активизации всех психических сфер учащегося в единстве ( психологизация процесса обучения и воспитания ). Педагогика индивидуальности направлена на освоение самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил. Ее задача раскрыть, каким образом достижения философии и психологии можно применить по отношению к личностному развитию, психологическому здоровью, деятельности субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and substantive characteristics of the individuality

The article describes the individuality conception in philosophy, psychology and pedagogy. The philosophical approach views individuality in the context of the special form of human existence which leads people to live and function as an autonomous and unique system with intact integrity and identity due to their ability to self-regulate and self-develop under conditions of continuous changes. The individuality in psychological understanding is the highest form of integrity of unique combination of sustainable unity of characteristics which form the «personal inner world»; the result of personality development. Pedagogy considers individuality as the integrated psychological system that reflects seven spheres: intellectual, motivational, volitional, emotional, subject-practical, existential and self-regulative spheres (O. S. Grebenuk’s Individuality Conception). Development of human individuality implies developing all seven spheres. Pedagogy of individuality includes four conceptual positions. Firstly, development of individuality in the educational process means developing all seven spheres (as educational objective). Secondly, individuality and personality development of a learner provides effective socialization (as a part of humanistic educational approach). Thirdly, it is necessary to create conditions for self-development of individuality for learners and teachers (orientation towards subjectness of learners and teachers). And forthly, restructuring of the educational process is required to activate individuality spheres (psychologization of educational process). Pedagogy of individuality is aimed at use of philosophical and psychological achievements for learners and teachers’ development, health, activities and education.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные характеристики индивидуальности»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10518

УДК 37

С. В. Несына https://orcid.org/0000-0001-6610-6391

Структурно-содержательные характеристики индивидуальности

В статье представлено понимание индивидуальности в философии, психологии и педагогике. В философском подходе индивидуальность понимается как особая форма бытия человека в мире, дающая возможность жить и действовать как автономная и неповторимая система, сохраняя целостность и тождественность в условиях непрерывных изменений благодаря способности к саморегуляции и саморазвитию. В психологиии индивидуальность представляет высшую интегральность неповторимого сочетания устойчивого единства свойств, составляющих «внутренний мир человека»; выступает как результат развития личности. В педагогике индивидуальность предстает как интегральная психологическая характеристика человека, отражающая семь сфер психики: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции (концепция индивидуальности О. Г. Гребенюка). Развитие индивидуальности человека - это развитие всех семи сфер. Педагогика индивидуальности включает четыре концептуальных положения: во-первых, формирование и развитие целостной индивидуальности учащегося в педагогическом процессе представляет собой развитие всех его психических сфер в единстве (как педагогическая цель). Во-вторых, развитие индивидуальности и личности учащегося в единстве обеспечивает эффективную социализацию человека благодаря развитию его психических сфер, способностей воспринимать, осмысливать, оценивать, рефлексировать и др. (как составляющая гуманистической парадигмы образования). В-третьих, необходимо создавать условия для саморазвития индивидуальности учащегося и индивидуальности педагога (направленность на субъектность участников педагогического процесса). В-четвертых, требуется переструктурирование педагогического процесса с целью активизации всех психических сфер учащегося в единстве (психологизация процесса обучения и воспитания). Педагогика индивидуальности направлена на освоение самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил. Ее задача - раскрыть, каким образом достижения философии и психологии можно применить по отношению к личностному развитию, психологическому здоровью, деятельности субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: индивидуальность, концепция индивидуальности, педагогика индивидуальности, индивидуальность как педагогическая цель.

S. V. Nesyna

Structural and substantive characteristics of the individuality

The article describes the individuality conception in philosophy, psychology and pedagogy. The philosophical approach views individuality in the context of the special form of human existence which leads people to live and function as an autonomous and unique system with intact integrity and identity due to their ability to self-regulate and self-develop under conditions of continuous changes. The individuality in psychological understanding is the highest form of integrity of unique combination of sustainable unity of characteristics which form the «personal inner world»; the result of personality development. Pedagogy considers individuality as the integrated psychological system that reflects seven spheres: intellectual, motivational, volitional, emotional, subject-practical, existential and self-regulative spheres (O. S. Grebenuk's Individuality Conception). Development of human individuality implies developing all seven spheres. Pedagogy of individuality includes four conceptual positions. Firstly, development of individuality in the educational process means developing all seven spheres (as educational objective). Secondly, individuality and personality development of a learner provides effective socialization (as a part of humanistic educational approach). Thirdly, it is necessary to create conditions for self-development of individuality for learners and teachers (orientation towards subjectness of learners and teachers). And forthly, restructuring of the educational process is required to activate individuality spheres (psychologization of educational process). Pedagogy of individuality is aimed at use of philosophical and psychological achievements for learners and teachers' development, health, activities and education.

Keywords: individuality, individuality concept, pedagogy of individuality, individuality as educational objective.

© Несына С. В., 2019

Возрастание интереса к проблеме индивидуальности обусловлено целым рядом факторов. На современном этапе развития человеческого общества особое значение придается самореализации человека, самоосуществлению его неповторимости, уникальности и самобытности. Выражение и утверждение индивидуальности является одной из основных ценностей культуры XXI в. Развитие индивидуальности человека рассматривается как высший критерий социального прогресса. Вместе с этим все острее встает вопрос защиты уникальности человека, его индивидуальности в сложном, динамично изменяющемся, непредсказуемом «транзиторном» мире главенства технологий. Поэтому, несмотря на накопленный в области индивидуальности большой объем знаний, индивидуальность продолжает сохранять статус непознанного в полной мере явления. Проблема индивидуальности является объектом интереса философии, психологии и педагогики, но особое значение имеет в педагогической науке и практике.

В философии в самом общем понимании индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, свойства. Индивидуальность представляет собой «особенное», характеризующее данную единичность в ее качествах и отличиях. В этом смысле индивидуальное противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной их части [17, с. 102-103; 23, с. 212].

Индивидуальность понимается как свойство материи, которая (как общее) проявляется через индивидуальные формы в зависимости от конкретных условий. Окружающий мир представляет собой «совокупность индивидуальностей». Базовыми признаками индивидуальности являются единичность и неповторимость. Соответственно, индивидуализация - фундаментальный факт бытия, способ существования любых объектов [21].

В науке выделяются три формы индивидуальности: предметная, органическая и человеческая. Предметная индивидуальность характерна для неживой природы. Она имеет ограниченный смысл, связана с единичными признаками и относится, главным образом, к внешней форме существования предметов. Органическая индивидуальность, характерная для живой природы, находится в прямой зависимости от структурного развития. На этом уровне, наряду с отграничен-ностью и неповторимостью, появляется способ-

ность к самостоятельной жизни. Органическая индивидуальность представляет собой саморегулирующуюся систему, сохраняющую устойчивость благодаря господству над собственными частями и свойствами, которые используются для приспособления к среде. В процессе филогенеза степень индивидуализации повышается.

Человеческая индивидуальность представляет собой самую сложную и высокоразвитую форму индивидуальности, качественно отличающуюся от предыдущих форм, поскольку она касается как внешних, так и внутренних свойств, деятельности и творчества. Человеческая индивидуальность отличается механизмами отражения, функционирования, развития. Эта форма индивидуальности характеризуется наличием самосознания, собственного «Я» и представляет собой существенный фактор всех проявлений человеческой жизнедеятельности. Изучение человека возможно только с учетом его индивидуальности. Таким образом, человеческая индивидуальность - особая форма бытия человека в окружающем мире, в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений [21, с. 14].

Человек как индивидуальность обладает способностью к саморегулированию и саморазвитию. Именно индивидуальность связывает такие сущностные свойства человека, как свобода, воля и творчество [14]. Признаками человеческой индивидуальности являются целостность (представляющая собой неразрывное гармоническое единство всех внутренне согласованных сторон); обособленность (отграниченность человека от других людей и общества, возможность осознания себя как отдельного, что позволяет самостоятельно мыслить и действовать); неповторимость (выявляемая при сопоставлении с другими, определяемая через стиль мышления и деятельности, творческое самовыражение); автономность (существующая как свобода - необходимое условие проявления индивидуальности через индивидуальную активность); наличие внутреннего Я (выступающего интегрирующим фактором, обеспечивающим ощущение и осознание целостности, неразрывности, идентичности); творчество (представляющее собой поиск способов и средств разрешения противоречий, возникающих в ходе жизнедеятельности, самостоятельное решение жизненных проблем с учетом индивидуальных особенностей) [21]. Индивиду-

альность человека является сложной системой характеристик «целостности», «единства», «неделимости», «авторства», «укорененности в мире» и «собственного способа жизни» [11].

Индивидуализация означает процесс осознания человеком собственной ценности, оригинальности, целостности и реализацию в поведении, деятельности, общении и облике собственной неповторимости, а также - усиление в личности тенденции индивидуализма как обособленности от коллектива и способность к автономным, независимым от коллективных тенденций, действиям [5, с. 49]. Человеческая индивидуальность - сложное социально-культурное и историческое явление. В ходе развития человечества индивидуализация усиливается: возрастает степень выделения индивида из массы; меняется понимание сущности индивидуальности и тех признаков, по которым проводится выделение индивида среди других [12]. Индивидуально-личностное начало усиливается в переломные, кризисные для человека и человечества эпохи. Так, ярким примером своеобразного исторического поворота, приводящего к идее автономной человеческой индивидуальности, является период с XV по XVIII в.: оригинальность культуры эпохи Возрождения создает предпосылки для осознания самоценности отличий и «поисков индивидуальности» [4, 15, 16].

В психологической науке В. Штерн одним из первых поставил проблему индивидуальности и обосновал ряд принципиальных утверждений. Во-первых, понять проблему индивидуальности можно только в сочетании единства и многообразия. Во-вторых, при изучении индивидуальности важно выделить существенные признаки, среди которых есть признаки, имеющие абсолютное значение, и признаки, имеющие относительное значение [25]. Теоретическая позиция в отношении существенных признаков определяет подходы к изучению индивидуальности.

Глубокий анализ проблемы индивидуальности был предпринят в мировой персонологии. В широком разнообразии теоретических построений можно выделить три группы моделей: исследовательские, диагностические и психотерапевтические [1]. Исследовательские модели предлагают гипотетические параметры личности, с помощью которых выявляются индивидуально-

типологические механизмы функционирования. Эти модели нацелены на выявление возможностей и ограничений личности, особенностей ее организации и самоорганизации и помогают об-

наружить «работу» личности и ответить на вопрос «Как?». Ярким примером исследовательских моделей являются концепции Г. Олпорта и Э. Эриксона. Диагностические модели определяют выраженность определенных черт и позволяют описать реальную личность с точки зрения жестко заданного набора признаков (черт). Подобный подход реализуется в теории личности Г. Айзенка и модели Р. Кеттела. Психотерапевтические модели выявляют идеал развития личности и помогают преодолеть пассивность. Так, в модели А. Адлера преодоление пассивности жизненной позиции становится возможным благодаря конструкту «творческого Я», объясняющему свободу человека в создании своего стиля жизни. Центральной идеей модели К. Роджерса является тенденция к самоосуществлению. К. Роджерс указывает на две важные особенности: во-первых, личность активно ищет переживания, усиливающие ее индивидуальность; во-вторых, Я-концепция как ядро индивидуальности охраняется защитными механизмами, не допускающими ее разрушения. Это помогает сохранить самоуважение, которое связано с ценностью для личности ее индивидуальности. Существенной особенностью концепции Роджерса является понятие «полноценного функционирования», главной характеристикой которого служит чувство движения жизни и полноты реализации своего потенциала и способностей. В концепции

A. Маслоу картину индивидуального бытия образуют категории «индивидуального потенциала» и «самоактуализации личности». Концепция К. Г. Юнга раскрывает логику развития индивидуальности и механизмы ее функционирования

[24].

В целом в понимании феномена индивидуальности можно выделить три подхода, логически связанных друг с другом. В первом подходе индивидуальность понимается как своеобразное сочетание психологических свойств человека в различных сферах. В этом смысле «индивидуальное» противопоставляется «типичному» и выражается в неповторимом сочетании свойств, образующих устойчивое единство. Такое понимание индивидуальности предполагает, что индивидуальностью обладает каждая личность [2, с. 276].

Во втором подходе выдвигается идея инте-гральности, первоначально высказанная С. Л. Рубинштейном [22], позднее разработанная

B. С. Мерлиным [13]. В этом подходе делается акцент на механизм индивидуальности, которым

является способность личности к обобщению и синтезу своих качеств, свойств и т. д. Индивидуальность определяется не неповторимым набором качеств, а способом их интеграции [1, с. 25-25; 18]. В этом подходе можно рассматривать инте-гральность и как свойство каждой личности (то есть утверждать, что каждый человек является индивидуальностью), и как некую высшую инте-гральность [18, с. 36]. Б. Г. Ананьевым предложено понимание индивидуальности как тотальной целостности, как результата интеграции структуры индивида (биологические и биопсихологические его элементы), личности (социальные и психосоциальные его элементы) и субъекта (психобиосоциальные элементы). Многократная дифференциация и интеграция структуры совершаются в реальном процессе развития системы и превращения ее в уникальную полисистему, которая и является индивидуальностью [2].

В третьем подходе утверждается, что личность становится индивидуальностью, лишь достигая высшего уровня своего развития [2, 22]. Так, в понимании А. Г. Аcмолова, индивидуальность - совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека [3].

Индивидуальность представляет собой систему психических явлений, обозначаемую «внутренним миром человека». «В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личных переживаний), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценки» [2, с. 274].

Индивидуальность как педагогическая категория рассматривается в концепции индивидуальности О. С. Гребенюка (1937-2003). В 1995 г. О. С. Гребенюк в работе «Педагогика индивидуальности: Курс лекций» (изданной в Калининградском госуниверситете, в настоящее время -Балтийский федеральный университет им. И. Канта) впервые представил индивидуальность школьника как педагогическое понятие, обосновал актуальность и целесообразность введения данного понятия в педагогику [6].

В концепции индивидуальности О. С. Гребе-нюка в человеке выделяются три грани: биологическая, в которой он рассматривается как индивид; социальная, в котором он анализируется как личность; индивидуальность, определяемая как «человеческое в человеке». В таком случае индивидуальность осмысливается как интегральная психологическая характеристика человека, которая отражает семь сфер психики: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции. Развитие индивидуальности человека - это развитие всех семи сфер. Человек, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный [6, 7]. В рассматриваемом подходе индивидуальность человека рассматривается как психологическая характеристика, которая не только отражает, но и определяет субъектность.

В последующие годы О. С. Гребенюк совместно с Т. Б. Гребенюк, учениками и последователями разрабатывают концепцию педагогики индивидуальности [8, 9, 10, 19, 20]. Педагогика индивидуальности представляет собой область науки, базирующуюся на стыке двух научных областей: психологии (исследующей закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (занимающейся вопросами управления развитием индивидуальности, выявлением средств и условий ее формирования в образовательном процессе).

Педагогику индивидуальности определяют четыре базовых концептуальных положения: во-первых, формирование и развитие целостной индивидуальности субъекта в образовательном процессе (как развитие семи сфер в единстве) является важной педагогической целью. Во-вторых, обеспечение социализации и индивидуализации за счет развития индивидуальности и личности субъекта образовательного процесса в единстве является составляющей гуманистической парадигмы образования. В-третьих, в образовательном процессе необходимо создавать условия для развития и саморазвития индивидуальности субъектов, что детерминирует субъект-ность. В-четвертых, для активизации развития психических сфер индивидуальности требуется «переструктурирование» образовательного процесса, опирающееся на психологизацию процесса обучения и воспитания. Таким образом, педагогика индивидуальности ориентирует субъектов образовательной практики на освоение «челове-

ческого в человеке», на развитие его сущностных сил, индивидуальности [10, 19, 20].

Во многом благодаря научной школе «педагогики индивидуальности» в педагогической среде обозначилась тенденция к пониманию индивидуальности как самостоятельного феномена психического мира. Сущность индивидуальности человека состоит в том, что она является сложной системой, которая включает качественное и количественное проявление взаимообусловливаю-щих психических свойств, процессов и состояний. Индивидуальность проявляется в своеобразии деятельности, общения, поведения каждого конкретного субъекта [20]. Педагогика индивидуальности обосновывает необходимость сделать

Библиографический список

1. Абульханова, К. А. Проблема индивидуальности в психологии [Текст] / К. А. Абульханова // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. - М. : Изд-во МПСИ, 2009 - С. 14-71.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

формирование и развитие психического мира человека приоритетным направлением образовательного процесса.

Таким образом, педагогика индивидуальности дает возможность применить теоретические принципы философии и психологии в практике образовательной деятельности человека. Задача этого научного направления заключается в том, чтобы раскрыть и применить достижения философии и психологии по отношению к психическому и личностному развитию, психологическому здоровью, деятельности (учебной, учебно-профессиональной, профессиональной), общению, воспитанию и обучению.

Таблица1

3. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, ИЦ «Академия», 2002. -416 с.

4. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди [Текст] / Л. М. Баткин. - М. : Изд-во РГГУ 1995. - 448 с.

Характеристика сфер индивидуальности субъектов образовательного процесса

Сферы Содержание сфер индивидуальности

школьника педагога

Интеллектуальная Виды мышления; стиль мышления; качества ума (самостоятельность, критичность и др.); познавательные процессы; мыслительные операции; познавательные умения и т. д. Педагогическое мышление; креативность; педагогическая эрудиция, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность; педагогическое предвидение и т. д.

Мотивационная Совокупность потребностей (в самоуважении и самоутверждении, получении новых знаний, самореализации и т. д.), мотивов, целей и стремлений; мотивация учения; мотивация достижения и т. д. Педагогическое целеполагание, мотивация достижения, стремление к саморазвитию индивидуальности и совершенствованию профессионально значимых качеств, потребность в самовыражении в педагогической деятельности и т. д.

Эмоциональная Эмоции и чувства; эмоциональные состояния; умения и навыки в управлении своими эмоциональными состояниями; самооценка (адекватная, завышенная, заниженная) и др. Адекватная педагогическая самооценка, педагогическая эмпатия, эмоциональная привлекательность, открытость, способность к эмоциональному переключению, стрессоустойчивость и др.

Волевая Волевые действия (преодоление внешних и внутренних препятствий, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели и др.); волевые качества и т. д. Педагогическая целеустремленность, способность преодолевать внутренние противоречия и внешние препятствия, решительность, умение мобилизовать свои ресурсы и т. д.

Предметно-практическая Способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении; качества, помогающие школьнику реализовать себя; умения учиться и т. д. Умения осуществлять педагогическую диагностику, воспитательную и научно-методическую работу, дидактические умения

Саморегуляции Рефлексивные процессы: осознанность выбора целей и средств их достижения; осмысленность действий и др.; рефлексивные действия: умение соотносить свое поведение с действиями других людей и т. д. Педагогическая находчивость, умения регулировать свою профессиональную деятельность, психические состояния и взаимоотношения и т. д.

Экзистенциальная Наличие жизненной позиции по отношению к себе и людям, наличие позиции в учебной деятельности, наполненность смысла жизни Педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическая автонономность и т. д.

5. Боброва, Е. Ю. Основы исторической психологии [Текст] / Е. Ю. Боброва. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. - 126 с.

6. Гребенюк,О. С. Педагогика индивидуальности: курс лекций [Текст] / О. С. Гребенюк. - Калининград : Изд-во КГУ, 1995. - 93 с.

7. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст] / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград : Изд-во КГУ, 2000. -572 с.

8. Гребенюк, Т. Б. Современные проблемы педагогики индивидуальности. Эмпирические исследования [Текст] / под ред. Т. Б. Гребенюк. - Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - 103 с.

9. Гребенюк, Т. Б. Формирование индивидуальности студента - будущего педагога [Текст] / Т. Б. Гребенюк. - Берлин : Lap Lambert Academic Publishing, 2017. - 87 с.

10. Гребенюк, Т. Б., Любишина, С. А. Педагогика индивидуальности [Текст] / Т. Б. Гребенюк, С. А. Любишина. - М. : Академия Естествознания, 2014. - 82 с.

11. Гуревич, П. С. Психология личности [Текст] / П. С. Гуревич. - М. : ЮНИТИ_ДАНА, 2009. - 559 с.

12. Кон, И. С. Открытие «Я» [Текст] / И. С. Кон. -М. : Политиздат, 1978. - 367 с.

13. Мерлин, В. С. Очерк интегральной индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 230 с.

14. Нескрябина, О. Ф. Индивидуальность: на границе реального и идеального [Текст] / О. Ф. Нескрябина. - Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России, 2001. - 162 с.

15. Несына, С. В Идея индивидуальных особенностей в педагогическом наследии европейских гуманистов [Текст] / С. В. Несына // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические институции в истории человеческого общества : материалы Тринадцатой Международной конференции. Москва. 16 ноября 2017 г. / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ 2017. - С. 147-150.

16. Несына, С. В. Отражение эпохи «поисков индивидуальности в «^asa giocosa» Витторино да Фель-тре» [Текст] / С. В. Несына // Эволюция образования и развитие педагогической мысли в истории цивилизации : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ, 2017. - С. 92-100.

17. Новая философская энциклопедия : в 4 т. [Текст] / под ред. В. С. Степина. - М. : Мысль, 2001. -Т. II. - 634 с.

18. Орлов, А. Б., Орлова, Н. А. Индивидуальность vs. Индивидность: роковой вопрос современности [Текст] / А. Б. Орлов, Н. А. Орлова // Мир психологии. - 2011. - № 1. - С. 32-44.

19. Педагогика индивидуальности: достижения и перспективы развития [Текст] : материалы научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Олега Семеновича Гребенюка, основателя

научной школы «Педагогика индивидуальности» / под ред. Т. Б. Гребенюк. - Калининград : Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017. - 178 с.

20. Реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности школ Калининградской области [Текст] / под ред. О. С. Гребенюка, Т. Б. Гребенюк. -Калининград : Изд-во КГУ, 2002. - 149 с.

21. Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности [Текст] / И. И. Резвицкий. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. - 176 с.

22. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

23. Философский экциклопедический словарь [Текст] / редкол. С. С. Аверинцев. Э. А Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. - 2 изд. - М. : Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

24. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2008. - 607 с.

25. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы [Текст] / В. Штерн. - М. : Наука, 1998. - 335 с.

Reference List

1. Abul'hanova, K. A. Problema individual'nosti v psihologii = The problem of individuality in psychology [Tekst] / K. A. Abul'hanova // Psihologija individual'nosti: Novye modeli i koncepcii / pod red. E. B. Starovojtenko, V. D. Shadrikova - M. : Izd-vo MPSI, 2009 - S. 14-71.

2. Anan'ev, B. G. Chelovek kak predmet poznanija = Man as a subject of knowledge [Tekst] / B. G. Anan'ev. -SPb. : Piter, 2001. - 288 s.

3. Asmolov, A. G. Psihologija lichnosti. Principy obshhepsihologicheskogo analiza = Personality psychology. Principles of general psychological analysis [Tekst] / A. G. Asmolov. - M. : Smysl, IC «Akademija», 2002. - 416 s.

4. Batkin, L. M. Ital'janskoe Vozrozhdenie: problemy i ljudi = Italian Revival: problems and people [Tekst] / L. M. Batkin. - M. : Izd-vo RGGU, 1995. - 448 s.

5. Bobrova, E. Ju. Osnovy istoricheskoj psihologii = Fundamentals of historical psychology [Tekst] / E. Ju. Bobrova. - SPb. : Izd-vo SPbGU, 1997. - 126 s.

6. Grebenjuk, O. S. Pedagogika individual'nosti: kurs lekcij = Pedagogy of personality: lecture course [Tekst] / O. S. Grebenjuk. - Kaliningrad : Izd-vo KGU, 1995. -93 s.

7. Grebenjuk, O. S., Grebenjuk, T. B. Osnovy pedagogiki individual'nosti = Fundamentals of pedagogics of identity [Tekst] / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk. -Kaliningrad : Izd-vo KGU, 2000. - 572 s.

8. Grebenjuk, T. B. Sovremennye problemy pedagogiki individual'nosti. Jempiricheskie issledovanija = Contemporary problems of the pedagogy of individuality. Empirical research [Tekst] / pod red. T. B. Grebenjuk. - Kaliningrad : Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2011. - 103 s.

9. Grebenjuk, T. B. Formirovanie individual'nosti studenta - budushhego pedagoga = Formation of the personality of the student - future teacher [Tekst] / T. B. Grebenjuk. - Berlin : Lap Lambert Academic Publishing, 2017. - 87 s.

10. Grebenjuk, T. B., Ljubishina, S. A. Pedagogika individual'nosti = Identity pedagogics [Tekst] / T. B. Grebenjuk, S. A. Ljubishina. - M. : Akademija Estestvoznanija, 2014. - 82 s.

11. Gurevich, P. S. Psihologija lichnosti = Psychology of the personality [Tekst] / P. S. Gurevich. -M. : JuNITI_DANA, 2009. - 559 s.

12. Kon, I. S. Otkrytie «Ja» = Opening «Self» [Tekst] / I. S. Kon. - M. : Politizdat, 1978. - 367 s.

13. Merlin, V. S. Ocherk integral'noj individual'nosti = Essay of integrated identity [Tekst] / V. S. Merlin. - M. : Pedagogika, 1986. - 230 s.

14. Neskrjabina, O. F. Individual'nost': na granice real'nogo i ideal'nogo = Individuality: on the boundary of real and ideal [Tekst] / O. F. Neskrjabina. - Krasnojarsk : Sibirskij juridicheskij institut MVD Rossii, 2001. - 162 s.

15. Nesyna, S. V Ideja individual'nyh osobennostej v pedagogicheskom nasledii evropejskih gumanistov = The idea of individual features in European humanists' pedagogical heritage [Tekst] / S. V Nesyna // Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysjacheletija: pedagogicheskie institucii v istorii chelovecheskogo obshhestva : materialy Trinadcatoj Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva. 16 nojabrja 2017 g. / pod red. G. B. Kornetova. - M. : ASOU. 2017. - S. 147-150.

16. Nesyna, S. V Otrazhenie jepohi «poiskov individual'nosti v «Sasa giocosa» Vittorino da Fel'tre» = Reflection of the era «searching for individuality in Vittorino da Feltre 's» Sasa giocosa» [Tekst] / S. V. Nesyna // Jevoljucija obrazovanija i razvitie pedagogicheskoj mysli v istorii civilizacii : monografija / pod red. G. B. Kornetova. - M. : ASOU, 2017. -S. 92-100.

17. Novaja filosofskaja jenciklopedija : v 4 t. = New philosophical encyclopedia: in 4 vol. [Tekst] / pod red. V. S. Stepina. - M. : Mysl', 2001. - T. II. - 634 s.

18. Orlov, A. B., Orlova, N. A. Individual'nost' vs. Individnost': rokovoj vopros sovremennosti = Individuality vs. Personhood: the fatal question of modernity [Tekst] / A. B. Orlov, N. A. Orlova // Mir psihologii. - 2011. - № 1. - S. 32-44.

19. Pedagogika individual'nosti: dostizhenija i perspektivy razvitija = Pedagogy of personality: achievements and prospects for development [Tekst] : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pamjati professora Olega Semenovicha Grebenjuka, osnovatelja nauchnoj shkoly «Pedagogika individual'nosti» / pod red. T. B. Grebenjuk. -Kaliningrad : Izd-vo Kaliningradskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija, 2017. - 178 s.

20. Realizacija idej pedagogiki individual'nosti v dejatel'nosti shkol Kaliningradskoj oblasti = Implementation of ideas of individuality pedagogy in activity of the Kaliningrad region schools [Tekst] / pod red. O. S. Grebenjuka, T. B. Grebenjuk. - Kaliningrad : Izd-vo KGU, 2002. - 149 s.

21. Rezvickij, I. I. Filosofskie osnovy teorii individual'nosti = Philosophical foundations of the theory of individuality [Tekst] / I. I. Rezvickij. - L. : Izd-vo Leningradskogo un-ta, 1973. - 176 s.

22. Rubinshtejn, S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir = Being and consciousness. Man and the world [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - SPb. : Piter, 2003. - 512 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Filosofskij jekciklopedicheskij slovar' = Philosophical encyclopedic dictionary [Tekst] / redkol. S. S. Averincev. Je. A Arab-Ogly, L. F. Il'ichev i dr. - 2 izd. - M. : Sov. Jenciklopedija, 1989. - 815 s.

24. H'ell, L., Zigler, D. Teorii lichnosti = Theories of the personality [Tekst] / L. H'ell, D. Zigler. - SPb., 2008. - 607 s.

25. Shtern, V. Differencial'naja psihologija i ee metodicheskie osnovy = Differential psychology and its methodological foundations [Tekst] / V. Shtern. M. : Nauka, 1998. - 335 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.