Научная статья на тему 'Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования'

Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALIZATION / PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA / INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несына Светлана Вадимовна

В статье рассматриваются основные тенденции в развитии отечественного образования в контексте проблемы индивидуальности в период с 1917 года до наших дней (на примере дошкольного образования). На основе анализа нормативных документов выделены три этапа. Этап идеологизации дошкольного образования характеризуется минимальной степенью индивидуализации. На этапе гуманизации дошкольного образования внимание педагогического сообщества направляется на индивидуальные особенности дошкольников. На современном этапе развития дошкольного образования место и роль проблемы индивидуальности существенно меняется: поддержка индивидуальности ребенка выступает как условие создание социальной ситуации развития. Индивидуализация является принципом и важной образовательной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несына Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some trends in development of preschool education in Russia

This article focuses on the trends in development of preschool education in the context of individuality problem from 1917 to the present. Based on the content-analysis of documents, three stages are identified. The ideologization stage of preschool education is characterized by minimal degree of individualization. At the stage of humanization of preschool education, pedagogical community begins to pay attention to the individual characteristics of children. At the present stage, the place and the role of the individuality problem is changing significantly: individuality support of the child is the condition for creating of social developmental situation. Individualization is the principle and the important educational task.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования»

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 70-75. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo309/

Несына Светлана Вадимовна | SNesyna@kantiana.ru

Доцент, кандидат психологических наук

Доцент Института образования

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции в развитии отечественного образования в контексте проблемы индивидуальности в период с 1917 года до наших дней (на примере дошкольного образования). На основе анализа нормативных документов выделены три этапа. Этап идеологизации дошкольного образования характеризуется минимальной степенью индивидуализации. На этапе гуманизации дошкольного образования внимание педагогического сообщества направляется на индивидуальные особенности дошкольников. На современном этапе развития дошкольного образования место и роль проблемы индивидуальности существенно меняется: поддержка индивидуальности ребенка выступает как условие создание социальной ситуации развития. Индивидуализация является принципом и важной образовательной задачей.

Ключевые слова: индивидуализация, отечественное дошкольное образование, индивидуальность.

Индивидуализация представляет

собой способ существования объектов в мире: общее проявляется через

индивидуальные формы. Процесс индивидуализации человека имеет ряд качественных отличий, так как изначально предполагает наличие самосознания, собственного «Я», и связан не только с внешними, но и с внутренними характеристиками, деятельностью и творчеством [7, 9, 12]. Процесс индивидуализации включает осознание человеком собственной ценности, оригинальности, целостности и реализацию собственной неповторимости в поведении, деятельности, общении и облике. Индивидуализация предполагает усиление в личности тенденции индивидуализма в значении способности к автономным, независимым от коллективных решений действиям [1, 3, 9].

В философии индивидуальность предстает как особая форма бытия человека в окружающем мире и обществе. В рамках этой формы человек, благодаря саморегуляции и саморазвитию, живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений [12]. Индивидуальность связывает сущностные свойства человека: свободу, волю и творчество [3, 7].

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 70-75. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo309/

В психологии индивидуальность понимается как своеобразие, неповторимое сочетание психологических свойств, образующих целостное единство в результате интеграции структур индивида, личности и субъекта. В развитии человека индивидуальность является высшим уровнем развития личности [3, 9]. В педагогике индивидуальности под индивидуальностью понимается интегральная психологическая характеристика человека, отражающая единство семи сфер психики: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции [9].

Процесс индивидуализации человека многомерен, степень развития индивидуальности в обществе в разные периоды существенно различается [5, с. 113]. Рассмотрим основные тенденции в развитии отечественного образования в контексте проблемы индивидуальности в период с 1917 года до наших дней (на примере дошкольного образования).

Политические и социально-экономические события конца 1917 года определили новые цели и задачи в развитии отечественного образования. В Декларации «О дошкольном воспитании» от 20 декабря 1917 года подчеркивалось значение общественного, бесплатного воспитания и необходимость включения дошкольного воспитания в систему народного образования [8, с. 398]. С этого времени задачи дошкольного образования решались на государственном уровне: создавалась сеть дошкольных учреждений,

велась подготовка педагогических кадров, осуществлялся поиск определяющей «идеи» дошкольного воспитания. Первоначально в число приоритетных целей входило воспитание способного жить в коммуне гражданина Советской республики. В 20-е годы на Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию на первый план выходит политическое значение дошкольных учреждений в организации новой коллективной жизни. Целью общественного дошкольного воспитания становится воспитание строителей новой жизни, активных борцов за осуществление идеалов коммунизма. В 1938 году появляется «Устав детского сада», в нем цель дошкольного воспитания определяется как «всестороннее развитие детей и воспитание их в духе коммунизма» [15]. Эта основополагающее положение останется незыблемым. Так, во «Временном положении о дошкольном учреждении — яслях-саде» 1960 года отмечается, что дошкольное детское учреждение «создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания» [Цит. по: 2, с. 1]. Начиная с первых Программ детского сада особое внимание уделяется воспитанию навыков общественной жизни.

Важно отметить, что некоторые программно-методические документы содержат упоминание индивидуальных особенностей дошкольников. В «Руководстве для воспитателей детского сада» 1938 года указывалось, что воспитание детей в духе коллективизма должно сочетаться с учетом их индивидуальных

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 70-75. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo309/

особенностей [6]. В дальнейшем задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями войдет в программы воспитания и обучения в детском саду [4].

В конце 80-х годов формулируется новая «Концепция дошкольного воспитания», содержащая идею раскрытия индивидуальных особенностей дошкольников в процессе развивающего образования. Тем не менее, в тексте Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (как 1995, так и в варианте 2008 года) упоминание «индивидуальные особенности» встречается один раз при обсуждении отношений воспитанника и персонала. [13, 14]. Эти отношения должны строиться в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников [Там же]. В обновленных Программах содержатся упоминания индивидуальных особенностей. Так, в Программе воспитания и обучения в детском саду (М. А. Васильева и др.) цель формулируется следующим образом: «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе» [Цит. по: 10, с. 4].

В 2009 году утверждаются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования (ФГТ) [16]. Результаты проведенного контент-анализа свидетельствуют: в тексте данного нормативного документа частота категорий, связанных с индивидуальностью, составляет 10. Наиболее часто встречается категория «индивидуальные особенности» (50 %) в контексте «зависимости», «учета», «соответствия». Стоит отметить и выраженную тенденцию индивидуализации коррек-ционной работы: в описании раздела «Содержание коррекционной работы» встречаются: «индивидуально-ориентированная помощь», «индивидуальные коррекционные занятия» и т. п. (40 %), «учет индивидуальных возможностей» дошкольника (10 %).

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [17], утвержденном в 2013 году, частота использования терминов, связанных с индивидуальностью, возрастает почти втрое (до 29), как показывают результаты проведенного контент-анализа. Наибольшее количество изучаемых категорий — в третьем разделе стандарта «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (44,8 %), в разделах «Общие положения» и «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» частота категорий, связанных с индивидуальностью, равная (по 27,6 % соответственно).

Анализ содержания показывает, что в тексте данного документа наиболее часто

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 70-75. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo309/

встречается категория «индивидуальные особенности» (34,5 %). Второе место по частоте занимает категория «индивидуальное развитие» (17,3 %). На третьем месте — «индивидуализация» (13,8 %), понимаемая как «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [Цит. по: 17, п. 1.4.2]. Реже упоминается категория «индивидуальные формы программ и мероприятий» (7 %). Незначительна частота следующих категорий: «индивидуальные потребности», «индивидуальные склонности», «индивидуальные способности», «индивидуальность», «индивидуальная деятельность», «другое» (в нее вошло высказывание о средствах индивидуального пользования) — по 3,4 %. Важно подчеркнуть, что изучаемые категории употребляются не только в сочетании с пассивными конструкциями, например, «учет», «соответствие» (52 %), но и с описаниями, носящими активный, субъ-ектно-деятельностный характер: «выявление», «оценка», «поддержка», «реализация», «актуализация», «изучение» и т. п. (48 %).

Впервые в истории дошкольного образования в документе, представляющем собой совокупность обязательных требований, индивидуализация представляет собой один из основных принципов дошкольного образования [17, п. 1.4], является важной образовательной

задачей [Там же. П. 3.2.3]. «Поддержка индивидуальности» дошкольника выступает как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей [Там же. П. 3.2.5]. Предполагается, что педагог дошкольного образования оказывает помощь родителям (законным представителям) в развитии индивидуальных способностей [Там же. П. 1.7.6].

В профессиональном стандарте педагога в числе трудовых действий: разработка программ индивидуального развития ребенка; учет индивидуальных особенностей в планировании и корректировке образовательных задач, «развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста» с учетом индивидуальных особенностей. В качестве умений, необходимых педагогу, рассматривается умение «строить воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей», «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы». Эти действия и умения предполагают знание «индикаторов индивидуальных особенностей траекторий жизни» [11].

Проведенный анализ содержания нормативных документов в сфере дошкольного образования в контексте проблемы индивидуальности позволяет выделить три этапа. Этап идеологизации

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 70-75. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo309/

дошкольного образования характеризуется минимальной степенью индивидуализации (встречаются отдельные упоминания о необходимости учета индивидуальных особенностей воспитанников). На этапе гуманизации дошкольного образования внимание педагогического сообщества направляется на индивидуальные особенности дошкольников. На современном этапе развития дошкольного образования место и роль проблемы индивидуальности существенно меняется: поддержка индивидуальности ребенка выступает как условие создание социальной ситуации развития. Индивидуализация является важной образовательной задачей.

Список литературы

1. Боброва, Е. Ю. Очерки исторической психологии / Е. Ю. Боброва. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 126 с.

2. Временное положение о дошкольном детском учреждении — яслях-саде [Электронный ресурс]. — URL: https:// base.garant.ru/71663720/ (дата обращения: 20.08.2019).

3. Гуревич, П. С. Психология личности / П. С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009. — 559 с.

4. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978. — 416 с.

5. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.

6. Народное образование в СССР / Под ред. М. А. Прокофьева. — М.: Просвещение, 1967. — 541 с.

7. Нескрябина, О. Ф. Индивидуальность: на границе реального и идеального

/ О. Ф. Нескрябина. — Красноярск: СЮИ МВД России, 2001. — 162 с.

8. От дошкольного отдела Народного Комиссариата по просвещению // История дошкольной педагогики в России / Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Академия, 1999. — С. 398.

9. Педагогика индивидуальности в схемах и таблицах / Под ред. Т. Б. Гребе-нюк. — Казань: Бук, 2019. — 110 с.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.

11. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. — URL: https:// base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 20.08.2019).

12. Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности / И. И. Резвицкий. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. — 176 с.

13. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. — URL: https://base. garant.ru/10136923/ (дата обращения: 20.08.2019).

14. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. — URL: https://base. garant.ru/193895/ (дата обращения: 20.08.2019).

15. Устав детского сада [Электронный ресурс]. — URL: https://pubüc. wikireading.ru/128664 (дата обращения: 20.08.2019).

УДК 373.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Некоторые тенденции в развитии отечественного дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 70-75. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo309/

16. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: https://base. garant.ru/197482/53f89421bbdaf741e b2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.08.2019).

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/7767 7348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4dd b4c33/ (дата обращения: 20.08.2019).

Svetlana V. Nesyna

Immanuel Kant Baltic Federal University

Some trends in development of preschool education in Russia

Abstract. This article focuses on the trends in development of preschool education in the context of individuality problem from 1917 to the present. Based on the content-analysis of documents, three stages are identified. The ideologization stage of preschool education is characterized by minimal degree of individualization. At the stage of humanization of preschool education, pedagogical community begins to pay attention to the individual characteristics of children. At the present stage, the place and the role of the individuality problem is changing significantly: individuality support of the child is the condition for creating of social developmental situation. Individualization is the principle and the important educational task.

Keywords: individualization, preschool education in Russia, individuality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.