2019, том 21 [6]
УДК 159.923
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ВРАЧА
Несына С.В.
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты апробации методики - Карты индивидуальности врача. В исследовании принимали участие 96 респондентов: 48 студентов программ ординатуры медицинского института и 48 практикующих врачей. Полученные результаты позволили выявить достоверные различия по трем сферам индивидуальности: предметно-практической, интеллектуальной и эмоциональной. Детальный анализ содержания сфер индивидуальности показал, что 94% профессионально важных компонентов в группе врачей возрастают, по 33,3% показателей обнаружены достоверные различия. Это связано с развитием профессиональной компетентности, кристаллизованного интеллекта в целом, а также клинического мышления и эмоционального интеллекта. В группе врачей выявлено снижение некоторых потребностей в мотивационной сфере в силу их удовлетворенности. Обнаружено уменьшение оценок показателя «видение смысла профессиональной деятельности», что отражает изменение представлений о роли врача в обществе в связи с возрастающей информатизацией, цифровизацией и технологизацией медицинской сферы и общественной жизни в целом. Представленная карта самодиагностики врача отражает специфику профессионально важных компонентов, содержащих как дея-тельностные, так и личностные аспекты профессии врача, и может быть использована в работе со специалистами системы здравоохранения. Ключевые слова: индивидуальность, сферы индивидуальности, личность врача.
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-6-24-30
INDIVIDUALITY QUESTIONAIRE FOR HEALTH PROFESSIONALS
Nesyna S.V.
Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation
Annotation. The study focuses on the approbation of the technique - «Individuality Questionnaire for health professionals». Forty-eight health professionals - employees of Medical Centre and forty-eight residents of Medical Institute. The survey results show significant differences in three spheres of individuality: practical and object-oriented, intellectual, and emotional. More detailed analysis of the individuality spheres content indicated, that 94% professionally relevant components increase in the group of health professionals, significant differences were found among 33,3% components. It is connected to the development of professional competence, crystallized intelligence in general, as well as the clinical thinking and emotional intelligence. In the group of health professionals, reduction of some needs in the motivational sphere were obtained due to their satisfaction. The component «the meaning of professional activity» decreases, it reflects a change in ideas about the role of the health professionals in society in connection with the increasing informatization, digitalization and technologization of the medical sphere and of society in general. «Individuality Questionnaire for health professionals» reflects the specificity of professional components, containing activity and personal aspects of the profession, and can be used in working with health care professionals.
Key words: individuality, spheres of individuality, personality of health professional.
—--—
~ 24 ~
e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6
—--—
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1999.
[2] Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Ростов-на-Дону, 2005.
[3] Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности. М., 2018.
[4] Педагогика индивидуальности в схемах и таблицах / Под общ. ред. Т.Б. Гребенюк. Казань, 2019.
[5] Nesyna S., Nesyn V. The individuality spheres of health professionals. P. 184-195. SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume VII, May 25th-26th, 2018. P. 184-195. http://dx.doi.org/10.17770/sie2018vol1.3207
[6] Несына С.В., Несын В.В., Макаров А.А., Выгов-ский А.Б., Шнейдер Ю.А. Сферы индивидуальности врача: результаты эмпирического исследования. Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2018. №7. С. 96-103.
[7] Salthouse, T. A. What and when of cognitive aging. Current Directions in Psychological Science. 2004. № 13(4). Р. 140-144.
[8] Иванчук О.В., Ганина О.Г. Феномен «клиническое мышление» как одно из основополагающих понятий исследования. Современные проблемы науки и образования. 2018 №5 С. 210.
[9] Осипова Н.Г., Семина Т.В. Личность врача в современном социуме: идеальный тип и профессиональные деформации. - Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. - №3. - С. 4-29.
REFERENCES
[1] Markova A.K. Psihologiya professionalizma. M., 1999.
[2] YAs'ko B.A. Psihologiya lichnosti i truda vracha. Rostov-na-Donu, 2005.
[3] Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Pedagogika indi-vidual'nosti. M., 2018.
[4] Pedagogika individual'nosti v skhemah i tablicah / Pod obshch. red. T.B. Grebenyuk. Kazan', 2019.
[5] Nesyna S., Nesyn V. The individuality spheres of health professionals. P. 184-195. SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume VII, May 25th-26th, 2018. P. 184-195. http://dx.doi.org/10.17770/sie2018vol1.3207
[6] Nesyna S.V., Nesyn V.V., Makarov A.A., Vygov-skij A.B., SHnejder YU.A. Sfery individual'nosti vracha: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya. El-ektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj vestnik Zdorov'e i obrazovanie v HKHI veke. 2018. №7. p. 96-103.
[7] Salthouse T.A. What and when of cognitive aging. Current Directions in Psychological Science. 2004. № 13(4). P. 140-144.
[8] Ivanchuk O.V., Ganina O.G. Fenomen «klinich-eskoe myshlenie» kak odno iz osnovopolagayush-chih ponyatij issledovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018 №5, p. 210.
[9] Osipova N.G., Semina T.V. Lichnost' vracha v sov-remennom sociume: ideal'nyj tip i professional'nye deformacii. - Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2017. - №3. -p. 4-29.
Введение. Профессия врача представляет собой исторически развивающуюся форму трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать целым рядом знаний, умений, навыков и компетенций. Они являются результатом сложного и длительного процесса профессионального образования и самообразования. В результате профессиональная квалификация и компетентность, использование разнообразных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами, способами и стандартами решения профессиональных задач позволяет специалисту осуществлять профессиональную деятельность с высокой степенью продуктивности и ведет к развитию профессионализма деятельности. Не менее важным для эффективного
выполнения профессиональной деятельности является развитие и саморазвитие профессионально важных качеств и свойств, высокий уровень которых обеспечивает профессионализм личности [1]. Оценка и самооценка развития врача должна включать профессионально-важные компоненты, включающие как личностные, так и деятельност-ные аспекты, что может быть реализовано с помощью применения, предлагаемой нами «Карты самооценки индивидуальности врача».
Материалы и методы. «Карта самодиагностики индивидуальности врача» представляет собой самоотчет, включающий 63 профессионально важных компонента, каждый из которых оценивается участником исследования по шкале от одного до семи баллов в зависимости от степени развития. Профессионально важные компоненты
~ 25 ~
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium",
—--
e-ISSN 2226-7417 2019. Vol. 21. No 6
структурированы по семи сферам: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, регулятивной и экзистенциальной. В основе данной карты - концепция индивидуальности О.С. Гребенюка и работы Т.Б. Гребенюк [2, 3]. В нашем исследовании под индивидуальностью врача понимается сплав, единство семи психических сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции. Индивидуальность врача характеризуется развитием профессионально значимых компонентов психических сфер, отличающих ее от индивидуальности любого другого субъекта. Содержание компонентов семи сфер соответствует профессии врача, в процессе разработки содержания карты принимали участие эксперты [4].
В исследовании участвовали 96 человек: 48 студентов первого курса программ ординатуры Медицинского института ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» и 48 врачей Федерального центра высоких медицинских технологий, расположенного в
Средние значения сфер индивидуал
Калининградской области. В группе студентов-ординаторов 30 участников (62,5%) женского пола, 18 участников мужского пола (37,5%); средний возраст 24,58±1,92. В группе врачей 18 женщин (37,5%) и 30 мужчин (62,5%); возраст участников исследования от 24 до 63 лет (средний возраст 37,38±10,02); стаж от 0,5 до 39 лет (среднее значение 13,84±9,11). Значимых различий в показателях сфер индивидуальности в группах ординаторов и врачей мужского и женского пола выявлено не было, поэтому результаты исследования анализировались по двум исследовательским группам, независимо от пола респондентов: первая группа - студенты программ ординатуры, вторая группа - врачи. Опрос проводился анонимно в индивидуальной форме.
Результаты. В целом, показатели всех семи сфер индивидуальности в группе врачей имеют более высокие показатели, но статистически значимые различия в распределении показателей были выявлены по трем сферам: предметно-практической, эмоциональной и интеллектуальной (Таблица 1).
Таблица 1
ности в исследовательских группах
№ Сферы индивидуальности Группа студентов-ординаторов Группа врачей Х2 Значимость различий
1. Интеллектуальная 4,51±0,81 5,15±0,81 Х2=5.097 р<0.05
2. Мотивационная 5,61±0,85 5,78±0,97 нет
3. Эмоциональная 4,84±1,00 5,33±0,90 Х2=5.151 р<0.05
4. Волевая 4,93±1,02 5,18±1,04 нет
5. Предметно-практическая 4,92±0,80 5,40±0,91 Х2=9.717 р<0.01
6. Саморегуляции 4,88±1,03 5,27±1,03 нет
7. Экзистенциальная 5,16±1,03 5,50±0,99 нет
Более детальный анализ профессионально важных компонентов, входящих в содержание каждой из семи сфер показал, что по 33,3% показателей выявлены статистически значимые различия. Наибольшее количество достоверных различий обнаружено среди компонентов предметно-практической сферы (75%). Существенно мень-
шее количество различий наблюдается среди компонентов других сфер: интеллектуальной (45,5%), эмоциональной (42,9%), сферы саморегуляции (25%) и экзистенциальной (12,5%). Не выявлено различий в выраженности профессионально важных компонентов мотивационной и волевой сфер (Таблица 2).
~ 26 ~
e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6
—--
Таблица 2
Сравнительный анализ профессионально важных компонентов сфер индивидуальности
в исследуемых группах
Профессионально-важные компоненты сфер индивидуальности Средние значения Х2 -знач.
разл.
Студенты Врачи
Интеллектуальная сфера
Профессиональное мышление (способность анализировать 4,38±0,87 5,70±0,97 р<0,05
профессиональные ситуации)
Умение находить продуктивное решение 4,73±0,92 5,17±0,10 р<0,01
Способность действовать в ситуации неопределенности и де- 4,06±1,31 5,17±0,10 р<0,01
фицита информации
Профессиональная эрудиция 4,25±0,98 5,04±0,94 р<0,01
Способность к поиску нестандартных решений 4,10±1,49 5,04±1,17 нет
Профессиональная интуиция 4,63±1,28 5,32±1,07 нет
Наблюдательность 4,85±1,47 5,31±1,13 нет
Способность предвидеть развитие событий, прогнозировать 4,71±1,11 5,30±0,95 р<0,05
возможные последствия
Развитая память 4,58±1,40 5,00±1,11 нет
Развитое внимание 4,56±1,09 5,10±1,10 нет
Хорошее владение речью 4,58±1,47 5,23±1,37 нет
Мотивационная сфера
Стремление к получению удовлетворения от процесса и ре- 5,58±1,11 5,75±1,21 нет
зультата своей работы
Стремление к успеху в работе 5,75±0,98 5,92±1,11 нет
Стремление к развитию профессиональной компетентности 5,65±1,12 5,83±1,19 нет
Потребность в самореализации 5,75±1,25 5,70±1,44 нет
Стремление к установлению доброжелательных взаимоотно- 5,73±1,35 5,85±1,29 нет
шений на работе
Стремление к профессиональному сотрудничеству 5,60±1,03 5,92±1,15 нет
Стремление к развитию своей индивидуальности 5,75±1,18 5,58±1,18 нет
Стремление к совершенствованию профессионально значимых 5,56±1,15 5,83±1,12 нет
качеств
Потребность в освоении современного содержания и новых 5,40±1,23 5,96±1,05 нет
технологий профессиональной деятельности
Потребность в признании и уважении 5,56±1,53 5,56±1,18 нет
Эмоциональная сфера
Адекватная профессиональная самооценка (осознание своих 4,94±1,28 5,46±1,15 нет
возможностей и границ)
Понимание собственных состояний, знание своих ресурсов 5,23±1,29 5,48±1,17 нет
Уверенность в себе (правильная оценка своих способностей и 4,48±1,29 5,28±1,02 р<0,01
достоинств)
Способность управлять собственными состояниями 4,52±1,32 5,17±1,26 р<0,05
Стрессоустойчивость 4,46±1,54 5,21±1,23 нет
Эмпатия (сопереживание, сочувствие другим) 4,79±1,80 5,46±1,30 р<0,01
Понимание эмоциональных состояний других людей 5,25±1,38 5,65±1,06 р<0,05
Волевая сфера
—--—
~ 27 ~
e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6
—--—
Терпеливость (длительное противодействие неблагоприятным 5,06±1,56 5,42±1,32 нет
факторам)
Упорство (стремление достичь желаемого или необходимого 5,33±1,33 5,34±1,22 нет
вопреки трудностям и помехам)
Настойчивость (систематическое проявление силы воли в до- 5,13±1,38 5,40±1,16 нет
стижении отдаленной по времени цели)
Смелость (способность преодолевать возникающие страхи) 4,96±1,40 5,33±1,29 нет
Выдержка (способность подавлять нежелательные реакции) 4,77±1,29 4,81±1,38 нет
Решительность 4,81±1,20 5,19±1,21 нет
Способность преодолевать внутренние противоречия и внеш- 4,65±1,34 4,88±1,14 нет
ние препятствия
Предметно-практическая сфера
Умение решать стандартные профессиональные задачи (опе- 4,60±1,32 5,60±1,10 р<0,01
рация, наркоз и т.д.)
Умение реализовать этические и деонтологические принципы 5,35±1,12 5,77±0,97 нет
деятельности врача
Умение вести медицинскую документацию 4,85±1,17 5,44±1,11 р<0,05
Умение использовать основные физико-химические и иные 4,63±0,96 5,15±1,07 р<0,05
естественнонаучные понятия и методы при решении професси-
ональных задач
Умение применять лекарственные препараты и их комбинации, 4,65±1,10 5,38±1,08 р<0,01
медицинское оборудование при решении профессиональных
задач
Умение осуществлять сбор жалоб пациента, данных анамнеза, 5,58±0,90 5,65±1,21 нет
анализ результатов осмотра, назначения и интерпретации ла-
бораторных, инструментальных, патолого-анатомических и
иных исследований с целью распознавания состояния или уста-
новления факта наличия или отсутствия заболевания
Умение определять тактику ведения пациентов с различными 4,75±0,98 5,31±1,24 р<0,01
нозологическими формами
Умение оценить и интерпретировать морфофункциональные, 4,54±1,05 5,06±1,31 р<0,05
физиологические состояния и патологические процессы в орга-
низме пациента (экспертная деятельность)
Умение оказать медицинскую помощь при внезапных острых 4,73±1,30 5,48±1,03 р<0,01
заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболева-
ний, в том числе в ситуациях, требующих экстренного медицин-
ского вмешательства
Умение обучить пациентов (их родственников) навыкам сохра- 5,27±1,12 5,52±1,18 р<0,05
нения и укрепления здоровья
Умение анализировать результаты собственной деятельности 5,02±1,19 5,52±1,20 р<0,01
для предотвращения профессиональных ошибок
Осведомленность в смежных врачебных специальностях 4,54±1,13 4,83±1,04 нет
Сфера саморегуляции
Умение организовывать и регулировать свою работу 4,71±1,35 5,21±1,27 нет
Умение регулировать свои состояния (эмоциональные, воле- 4,71±1,30 5,02±1,42 нет
вые, интеллектуальные и др.)
Способность мобилизовать себя на решение сложных задач 5,06±1,10 5,54±1,22 р<0,01
Способность достигать поставленных целей 5,23±1,17 5,50±1,13 нет
Умение регулировать отношения с другими людьми 5,25±1,30 5,38±1,08 нет
—--—
~ 28 ~
e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6
—--—
Способность к самоанализу 5,46±1,25 5,52±1,07 нет
Умение управлять своим временем 4,06±1,56 4,96±1,34 р<0,05
Умение управлять профессиональным стрессом 4,44±1,43 4,83±1,48 нет
Экзистенциальная сфера
Видение смысла своей профессиональной деятельности (нали- 5,83±1,08 5,67±1,15 нет
чие профессиональных ценностей)
Направленность на гуманистические ценности 5,31±1,29 5,42±1,35 нет
Развитое профессиональное самосознание (способность созна- 5,25±1,12 5,69±1,06 нет
вать свои мысли, действия, поступки в профессиональных ситу-
ациях)
Профессиональная рефлексия (способность оценить себя в 5,02±1,28 5,38±1,06 нет
профессиональной ситуации)
Оптимизм (вера в свои возможности и возможности других лю- 5,08±1,64 5,29±1,49 нет
дей)
Психологическая автономность (самостоятельность, ответ- 4,77±1,21 5,42±1,16 нет
ственность и самоуправляемость, субъектность профессио-
нальной деятельности)
Уверенность в своей профессиональной позиции 4,73±1,50 5,58±1,05 р<0,01
Осознание своих жизненных целей и ценностей 5,38±1,61 5,83±1,14 нет
Обсуждение. Большая часть профессионально важных компонентов (94%) в группе врачей более выражена. С приобретением профессионального опыта значимо возрастают компетенции предметно-практической сферы. Значительные различия выявлены и в интеллектуальной сфере, что можно объяснить развитием кристаллизованного интеллекта (который обусловлен опытом и образованием) [5] и совершенствованием «клинического (профессионального) мышления» врача [6]: значимо возрастают аналитические и прогностические способности, продуктивность мышления и профессиональная эрудиция, способность действовать в ситуации неопределенности и дефицита информации. В эмоциональной сфере достоверно возрастают компоненты эмоционального интеллекта: уверенность в себе (адекватная оценка способностей и достоинств), способность управлять собственными состояниями, эмпатия и понимание состояний других. Развитие вышеперечисленных компонентов определяет значимость различий в общих показателях предметно-практической, интеллектуальной и эмоциональной сфер в исследуемых группах. В сфере саморегуляции значимо увеличивается самоконтроль (в форме ненасильственной мобилизации на реше-
ние сложных задач) и тайм-менеджмент. В экзистенциальной сфере врачи достоверно более уверены в своей профессиональной позиции, чем студенты-ординаторы.
Ряд профессионально важных компонентов моти-вационной и экзистенциальной сферы имеют некоторую тенденцию к снижению, но статистически значимых различий не обнаружено. В мотива-ционной сфере врачей потребность в самореализации, стремление к развитию своей индивидуальности, потребность в признании и уважении оказываются более удовлетворенными, соответственно, эти компоненты получают более низкие оценки. Важно отметить, что в экзистенциальной сфере снижается видение смысла своей профессиональной деятельности. В современном «переходном» мире в связи с развитием информатизации, цифровизации, технологизации кардинально меняется содержание профессиональной деятельности, статус и престиж врача в обществе, происходит утрата прежде традиционных представлений о высокой значимости и престижности деятельности врача в общественном сознании [7]. Эти сигналы скрытого дисбаланса отношений систем медицины и общества становится предметом рефлексии представителей медицинских профессий.
—--—
~ 29 ~
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium",
—--—
e i ssN 2226-7417 2019. Vol. 21. No 6
Выводы. Представленная карта самодиагностики врача отражает специфику профессионально важных компонентов, содержащих как де-ятельностные, так и личностные аспекты профессии врача, составляющие содержание семи сфер
индивидуальности, может быть использована в работе со специалистами системы здравоохранения.
—--—
~ 30 ~