Научная статья на тему 'Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов'

Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3027
548
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
SOFT SKILLS ("МЯГКИЕ" / "ГИБКИЕ" НАВЫКИ) / HARD SKILLS (УЗКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ) / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / НАВЫКИ SELF-МЕНЕДЖМЕНТА / НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ / ПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА / SOFT SKILLS ("SOFT" / "FLEXIBLE" SKILLS) / HARD SKILLS (SPECIFIC PROFESSIONAL SKILLS) / TRANSPROFESSIONALISM / COMMUNICATION SKILLS / SELF-MANAGEMENT SKILLS / SKILLS OF EFFECTIVE THINKING / PREDICTORS OF LIFE SELF-ACTUALISATION / STABILITY OF THE LIFE-WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Любовь Николаевна, Зеер Эвальд Фридрихович

Введение. Глобальные трансформации важнейших институтов современного общества, ускорение темпов его развития и тотальная цифровизация актуализируют поиск новых, ранее не изученных детерминант реализации потенциала человека. Возможными предикторами как профессионального, так и в целом жизненного самоосуществления личности, по мнению ученых, являются soft skills, или «мягкие» навыки, развитые коммуникативные качества, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и т. п. Цель представленного в статье исследования заключалась в эмпирическом изучении проявлений soft skills у студентов вузов во взаимосвязи с параметрами самореализации, выраженность которых позволяет прогнозировать степень успешности самоосуществления и саморазвития личности. Методология и методики. На теоретическом уровне предпринят ретроспективный анализ понятий «самоосуществление» и «soft skills» в отечественной и зарубежной науке. Эмпирическая часть исследования выполнялось при помощи методик «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова) и «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калина). Для диагностики soft skills использовался методический комплекс, включающий опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» КОСКОМ (В. Н. Куницына), методики изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина), диагностики уровня рефлексии (A. B. Карпов), исследования отношения личности к инновациям (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко) и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»; тесты «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов, Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта), «Моя информационная культура» (Н. И. Гендина), «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш). При обработке результатов применялся метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные подходы к пониманию и исследованию «мягких» навыков студентов. С опорой на обзор научных источников выделены основные группы soft skills: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента и эффективного мышления. В совокупности они повышают качество решения конкретной личностью широкого круга профессиональных и общих жизненных задач. Авторы доказывают обусловленность благополучия профессионального и частного мира показателями soft skills студентов. Обладание коммуникативно-личностными ресурсами, владение теорией и практикой осуществления self-менеджмента (влияющего на мотивацию приобретения знаний и способность к рефлексии), умение мыслить продуктивно (строить прогнозы, проектировать, создавать и осваивать инновационные продукты) повышают психологическую устойчивость личности будущего специалиста, ее способность сохранять стабильность, сопротивляемость негативным явлениям при свободе поведения. Подчеркивается, что soft skills не только выступают ключевыми предикторами профессионального развития, но и обеспечивают формирование активной, творческой позиции по отношению к своей деятельности и собственной жизни. Резюмируется, что создание условий для развития soft skills студентов подготовит их к адекватному восприятию и реализации социально-профессиональных инноваций в будущем. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны работникам системы профессионального образования прежде всего, тьюторам и преподавателям, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Любовь Николаевна, Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft Skills as Predictors of Students’ Life Self-Fulfillment

Introduction. Today, global transformations of the most important institutions of modern society, acceleration of its development and total digitalisation actualise the search for the new and previously unknown determinants of human potential realisation. In this regard, soft skills are considered as possible predictors of not only professional, but also of life self-fulfillment of an individual. Therefore, soft skills involve developed communicative qualities, high level of selfregulation, critical thinking, ability to convince, leadership, creativity, etc. The aim of the present article was to conduct the empirical research of students’ soft skills demonstration in relation to the parameters of self-realisation; the value of such parameters allows the level of positive predictions about the self-fulfillment of the individual to be determined. Methodology and research methods. At the theoretical level, the article provides a retrospective analysis of the concepts of “self-fulfillment” and “soft skills” in the Russian and foreign science. An empirical part of the research was carried out through the methodologies “The study of Stability of Human Life World” (I. O. Loginova) and “Modified Questionnaire of Self-Actualisation Diagnostic” (A. V. Lazukin, in the adaptation of N. F. Kalin). To diagnose soft skills, a set of techniques was used, including the questionnaire “Measurement of Communicative and Social Competency” (V. N. Kunitsyn), the methodologies for studying the motivation for university education (T. I. Ilyin), the diagnostic procedures of reflection level (A. B. Karpov), the methodology of the study of the individual relationship to innovations (N. M. Lebedev, A. N. Tatarko) and the methodology “Coping Behaviour in Stressful Situations”. The following tests were employed: “Readiness for Self-Development” (V. Pavlov, T. A. Ratanova, N. F. Shliakhta), “My Information Culture” (N. I. Gendina), “Ability to Predict” (L. A. Regush). Spearman’s rank correlation method was used as a mathematical statistical method. Results and scientific novelty. The article is aimed to discuss various approaches to the study and understanding of students’ soft skills. Based on the theoretical analysis, the main groups of soft skills are identified: basic communication skills, self-management skills, effective thinking skills. Soft skills increase the effectiveness of the individual in solving a wide range of professional and life tasks. The authors prove that well-being of professional and private world is conditioned by the indicators of students’ soft skills. Basic communication skills (communicative and personal potential), self-management skills (motivation to acquire knowledge, reflexive abilities) and effective thinking skills (ability to predict, innovativeness) increase the stability of the psychological system of the student’s personality, its ability to maintain stability, resistance to negative phenomena and freedom of behaviour. It is emphasised that soft skills are not only the main predictors of professional development of the individual, but also provide the formation of an active, creative position in relation to own activities and lives. The authors have come to the conclusion that the creation of the conditions for the development of soft skills in students can prepare them for an adequate perception and realisation of socio-professional innovations in the future. Practical significance. The results of the present research can be used by the representatives of the system of vocational education, i.e. tutors and teachers, who carry out psychological and pedagogical support of university students.

Текст научной работы на тему «Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов»

Образование и наука. Том 21, № 8. 2019/The Education and Science Journal. Vol. 21, № 8. 2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.9 DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

SOFT SKILLS КАК ПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Л. Н. Степанова

Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического

университета, Куйбышев, Россия. E-mail: stepanovakainsk@yandex.ru

Э. Ф. Зеер

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия.

E-mail: kafedrappr@mail.ru

Аннотация. Введение. Глобальные трансформации важнейших институтов современного общества, ускорение темпов его развития и тотальная цифровизация актуализируют поиск новых, ранее не изученных детерминант реализации потенциала человека. Возможными предикторами как профессионального, так и в целом жизненного самоосуществления личности, по мнению ученых, являются soft skills, или «мягкие» навыки, - развитые коммуникативные качества, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и т. п.

Цель представленного в статье исследования заключалась в эмпирическом изучении проявлений soft skills у студентов вузов во взаимосвязи с параметрами самореализации, выраженность которых позволяет прогнозировать степень успешности самоосуществления и саморазвития личности.

Методология и методики. На теоретическом уровне предпринят ретроспективный анализ понятий «самоосуществление» и «soft skills» в отечественной и зарубежной науке. Эмпирическая часть исследования выполнялось при помощи методик «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова) и «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности - САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калина). Для диагностики soft skills использовался методический комплекс, включающий опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» - КОС-

КОМ (В. Н. Куницына), методики изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина), диагностики уровня рефлексии (A. B. Карпов), исследования отношения личности к инновациям (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко) и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»; тесты «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов, Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта), «Моя информационная культура» (Н. И. Гендина), «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш). При обработке результатов применялся метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные подходы к пониманию и исследованию «мягких» навыков студентов. С опорой на обзор научных источников выделены основные группы soft skills: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента и эффективного мышления. В совокупности они повышают качество решения конкретной личностью широкого круга профессиональных и общих жизненных задач. Авторы доказывают обусловленность благополучия профессионального и частного мира показателями soft skills студентов. Обладание коммуникативно-личностными ресурсами, владение теорией и практикой осуществления self-менеджмента (влияющего на мотивацию приобретения знаний и способность к рефлексии), умение мыслить продуктивно (строить прогнозы, проектировать, создавать и осваивать инновационные продукты) повышают психологическую устойчивость личности будущего специалиста, ее способность сохранять стабильность, сопротивляемость негативным явлениям при свободе поведения. Подчеркивается, что soft skills не только выступают ключевыми предикторами профессионального развития, но и обеспечивают формирование активной, творческой позиции по отношению к своей деятельности и собственной жизни. Резюмируется, что создание условий для развития soft skills студентов подготовит их к адекватному восприятию и реализации социально-профессиональных инноваций в будущем.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны работникам системы профессионального образования - прежде всего, тьюторам и преподавателям, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов.

Ключевые слова: soft skills («мягкие», «гибкие» навыки), hard skills (узкопрофессиональные навыки), транспрофессионализм, коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, предикторы жизненного самоосуществления, устойчивость жизненного мира.

Для цитирования: Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов / / Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

SOFT SKILLS AS PREDICTORS OF STUDENTS' LIFE SELF-FULFILLMENT

L. N. Stepanova

Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev, Russia.

E-mail: stepanovakainsk@yandex.ru

E. F. Zeer

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

E-mail: kafedrappr@mail.ru Abstract. Introduction.. Today, global transformations of the most important institutions of modern society, acceleration of its development and total digitalisa-tion actualise the search for the new and previously unknown determinants of human potential realisation. In this regard, soft skills are considered as possible predictors of not only professional, but also of life self-fulfillment of an individual. Therefore, soft skills involve developed communicative qualities, high level of self-regulation, critical thinking, ability to convince, leadership, creativity, etc.

The aim of the present article was to conduct the empirical research of students' soft skills demonstration in relation to the parameters of self-realisation; the value of such parameters allows the level of positive predictions about the self-fulfillment of the individual to be determined.

Methodology and research methods. At the theoretical level, the article provides a retrospective analysis of the concepts of "self-fulfillment" and "soft skills" in the Russian and foreign science. An empirical part of the research was carried out through the methodologies "The study of Stability of Human Life World" (I. O. Loginova) and "Modified Questionnaire of Self-Actualisation Diagnostic" (A. V. Lazukin, in the adaptation of N. F. Kalin). To diagnose soft skills, a set of techniques was used, including the questionnaire "Measurement of Communicative and Social Competency" (V. N. Kunitsyn), the methodologies for studying the motivation for university education (T. I. Ilyin), the diagnostic procedures of reflection level (A. B. Karpov), the methodology of the study of the individual relationship to innovations (N. M. Lebedev, A. N. Tatarko) and the methodology "Coping Behaviour in Stressful Situations". The following tests were employed: "Readiness for Self-Development" (V. Pavlov, T. A. Ratanova, N. F. Shliakhta), "My Information Culture" (N. I. Gendina), "Ability to Predict" (L. A. Regush). Spearman's rank correlation method was used as a mathematical statistical method.

Results and scientific novelty. The article is aimed to discuss various approaches to the study and understanding of students' soft skills. Based on the theoretical analysis, the main groups of soft skills are identified: basic communicati-

on skills, self-management skills, effective thinking skills. Soft skills increase the effectiveness of the individual in solving a wide range of professional and life tasks. The authors prove that well-being of professional and private world is conditioned by the indicators of students' soft skills. Basic communication skills (communicative and personal potential), self-management skills (motivation to acquire knowledge, reflexive abilities) and effective thinking skills (ability to predict, innovativeness) increase the stability of the psychological system of the student's personality, its ability to maintain stability, resistance to negative phenomena and freedom of behaviour. It is emphasised that soft skills are not only the main predictors of professional development of the individual, but also provide the formation of an active, creative position in relation to own activities and lives. The authors have come to the conclusion that the creation of the conditions for the development of soft skills in students can prepare them for an adequate perception and realisation of socio-professional innovations in the future.

Practical significance. The results of the present research can be used by the representatives of the system of vocational education, i.e. tutors and teachers, who carry out psychological and pedagogical support of university students.

Keywords: soft skills ("soft", "flexible" skills), hard skills (specific professional skills), transprofessionalism, communication skills, self-management skills, skills of effective thinking, predictors of life self-actualisation, stability of the life-world.

For citation: Stepanova L. N., Zeer E. F. Soft skills as predictors of students' life self-fulfillment. The Education and Science Journal. 2019; 8 (21): 65-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

Введение

Динамичные изменения, происходящие в современном обществе: утверждение экономики IV технологического уклада, глобализация, циф-ровизация - приводят к существенным трансформациям, вследствие которых мир становится все более неопределенным и изменчивым. Традиционные профессии исчезают, другие модифицируются, некоторые, абсолютно новые, только возникают и утверждаются. В связи с этим утрачиваются первоначальная значимость категории профессии и актуальность узкопрофессиональной подготовки кадров, появляются новые термины: «трансфессия», «трансфессионализм», «транспрофессионализм» [1, 2]. Основной тенденцией высшего образования становится ориентация на социальную и профессиональную мобильность, психологическую гибкость, устойчивость к неопределенности, вырабатывание способности обнаружить и реализовать свой внутренний потенциал в усложняющемся, непрерывно развивающемся мире.

Вышесказанное актуализирует научный поиск установления факторов и условий, необходимых для формирования личности, склонной к самообучению, самостоятельному планированию своего развития и творческому самоосуществлению. Потенциальными предикторами как профессиональной, так и жизненной самоактуализации человека сегодня выступают не столько hard skills, или узкопрофессиональные знания, умения и навыки, сколько soft skills, или «мягкие», «гибкие» навыки, обеспечивающие успешность независимо от специфики профессиональной деятельности и направления ее реализации. По мнению зарубежных и отечественных ученых, к soft skills можно отнести развитые коммуникативные навыки, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и т. д.

Особую актуальность формирование soft skills приобретает для лиц юношеского возраста, успешность и конкурентоспособность которых во многом определяется широтой и универсальностью диапазона их профессиональных и жизненных знаний и навыков в различных областях.

Обзор литературы

Проблема жизненного самоосуществления личности не является принципиально новой для психологической науки, те или иные ее аспекты рассматривались учеными на протяжении XX века. Первыми к изучению внутреннего ресурса самоосуществления личности обратились психологи гуманистического направления А. Маслоу [3], К. Роджерс [4], Д. Бьюдженталь [5], Р. Мэй [6], позднее представители социокультурного психоанализа К. Хорни [7], Э. Фромм [8] и основоположник гештальт-те-рапии Ф. Перлз [9].

В России вопросами стратегий самоосуществления личности занимались К. А. Абульханова-Славская [10], А. Г. Асмолов [11], Б. С. Братусь [12], В. Е. Клочко [13], И. О. Логинова [14,15], В. И. Слободчиков [16], Е. В. Четошникова1 и др.

Анализ работ названных авторов позволяет сделать следующие заключения.

Самоосуществление личности - это сложная междисциплинарная категория, которая в настоящее время активно используется в психологическом лексиконе, поскольку ее операционализация имеет потенциальную, пока не полностью исследованную значимость в психологическом понимании процесса реализации внутренних ресурсов человека.

1 Четошникова Е. В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2008. 23 с.

Зарубежные и отечественные авторы чаще всего склонны толковать термин «самоосуществление» (self-fulfillment) как абсолютное выявление и реализацию своих возможностей и способностей, истинное самовыражение, подразумевающее наличие собственной активности индивидуума. Подчеркнем, что осуществить себя может только сам человек: используя свои интеллектуальные, личностные, волевые и иные ресурсы, он может достичь своих целей или упустить возможности их реализации.

Мы полагаем, что термин «самоосуществление» служит для объединения и упорядочения всей терминологической «разноголосицы» проявления «само-»: «самоактуализации», «самореализации», «самоопределения», «самот-рансценденции» - и введения обобщенного представления о форме перевода человеческого потенциала возможностей и способностей в действительность как наивысшем проявлении миссии человека.

В науке нет однозначных данных о факторах и условиях, обеспечивающих эффективность жизненного самоосуществления личности. Разные авторы называют самые различные детерминанты этого процесса: интеллектуальные способности (С. А. Богомаз, В. Е. Клочко, О. М. Красно-рядцева) [17], копинг-стратегии (А. И. Алонцева, И. С. Морозова) [18], эмоционально-ценностную направленность, рефлексивные способности (Е. В. Че-тошникова)1, осмысленность жизни (Д. А. Леонтьев) [19] и т. д.

Обозначенные положения определили замысел нашего исследования, основная цель которого заключается в поиске взаимосвязи soft skills с параметрами самоосуществления студентов, выраженность которых позволяет определить наличие позитивных прогнозов относительно саморазвития личности в процессе жизненного самоосуществления.

Изучением проблем «мягких» и «твердых» навыков в нашей стране занимались О. Абашкина [20], О. В. Баринова [21], Е. Гайдученко, В. Давидова, А. Марушев [22], Н. В. Жадько [23], Д. Иванов [24], И. Клюков-ская [25], А. М. Новиков [26], Ю. Портланд [27], О. В. Сосницкая [28], Д. А. Татаурщикова [29], О. Чуланова [30].

Понятия hard skills и soft skills возникли по аналогии с английскими терминами «hardware» - компьютерное «железо» и «software» - программное обеспечение. Изначально компьютер - это определенный материальный объект, который можно потрогать, но основное в нем - это программное обеспечение, без которого функционирование машины невозможно. Нечто подобное можно сказать о навыках современного специалиста. Со-

1 Четошникова Е. В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2008. 23 с.

временные практические исследования доказывают, что профессиональный успех личности только на 15% зависит от жестких, узкопрофессиональных навыков и на 85% определяется мягкими, связанными с эффективной ориентацией в различных областях и видах деятельности. В связи с этим работодатели на этапе собеседования с потенциальным кандидатом предлагают ответить на вопросы или выполнить задания, не имеющие прямого отношения к профессиональным навыкам, свойственным определенной деятельности.

Важность soft skills подчеркивают аналитики Economic Forum, установившие десять основных компетенций, которые будут востребованы к 2020 году [31]. Согласно этому прогнозу, самой актуальной из них станет умение решать сложные задачи. Второй по значимости является критическое мышление, а третьей - креативность. Затем следуют компетенция управления людьми, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект, способность к суждению и принятию решений, клиентоориентиро-ванность, умение вести переговоры и когнитивная гибкость. Все обозначенные характеристики относятся к soft skills.

Результаты анализа специальной литературы показывают, что в науке на сегодняшний день нет общепринятой и однозначной содержательной трактовки термина soft skills.

Большинство зарубежных авторов, среди которых S. Muhleisen, N. Oberhuber, Karrierefaktor, определяют «мягкие навыки» как личные качества человека, которые делают взаимодействие с другими людьми более эффективным и гармоничным [32].

Отечественные исследователи рассматривают понятие «soft skills» через призму своего восприятия и научных интересов. Однако практически все определения частично взаимосвязаны, а некоторые из них тесно переплетаются друг с другом (табл. 1).

Таблица 1

Контент-анализ дефиниции «soft skills»

Table 1

Content analysis of the definition of "soft skills"

Д. А. Татаурши-кова

Soft skills (англ. - «мягкие навыки») - это унифицированные навыки и личные качества; которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относится: управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров; лидерство и т. д. [29]

Окончание табл. 1

О. В. Сосницкая Soft skills - это коммуникативные и управленческие таланты. К ним относятся умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации; находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство - в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, который присуши людям определенной профессии [28]

Е. А. Гайдученко, А. В. Марушев Soft skills - это навыки, которые помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи - быть хорошим коммуникатором и лидером. Понятие «soft skills» связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой, эти навыки в равной степени необходимы как для повседневной жизни, так и для работы [22]

В. А. Давидова Soft skills («мягкие навыки») - рассматриваются как приобретенные навыки, которые получил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Вот почему эти навыки так ценятся на рабочем месте, а также при приеме на работу [33]

Важным этапом нашего исследования является выяснение того, какие конкретно навыки следует формировать в процессе профессиональной подготовки студентов, чтобы они в будущем смогли стать конкурентоспособными на рынке труда и выстраивать эффективные стратегии самоосуществления во всех сферах жизни.

Признаки обладающего «мягкими» навыками работника, обозначенные Ю. В. Портландом [27], представлены на рис. 1.

По мнению С. Мамаевой, понятие «soft skills» составляют качества, которые обеспечивают самостоятельность принятия решений и управление любыми жизненными и профессиональными ситуациями [34] (рис. 2).

С. В. Мамаева и В. А. Давидова рассматривают soft skills преимущественно как коммуникативные навыки: умение вести беседу, задавать вопросы, аргументировать свое мнение, использовать обратную связь [33, 34]. Схожую позицию занимает Д. А. Иванов, который к soft skills относит прежде всего коммуникативные и управленческие навыки [24]. Их примеры представлены на рис. 3.

О. Л. Чуланова ключевую роль в операционализации понятия «soft skills» отводит эмоциональной компетентности личности [30].

Рис 1. Характеристики работника, обладающего навыками soft skills

(по Ю. В. Портланду) Fig. 1. Signs of an employee with soft skills (by Yu. Portland)

Рис. 2. Составляющие понятия «soft skills» (по С. В. Мамаевой) Fig. 2. Components of the concept of soft skills (by S. V. Mamaeva)

Рис. 3. Коммуникативные и управленческие навыки (по Д. А. Иванову) Fig. 3. Communication and management skills (by D. A. Ivanov)

О. В. Абашкина, опираясь на результаты исследований, проведенных сотрудниками Института Макса Планка в Мюнхене, выделяет виды «мягких навыков», которые наиболее важны в современном мире [20] (рис. 4).

Личностная динамика

Область межличностных отношений

Стремление к успеху

выносливость

• чувство • контактность;

ответственности; * объективная

■ стремление самооценка;

к достижениям; * сочувствие

* уверенность и сопереживание

в себе; Другим ЛЮДЯМ

* высокая

мотивация

самоотдача; мотивация к поддержанию статуса;

склонность к систематизации;

инициативность

устойчивость к критике;

устойчивость

к неудачам;

позитивная

эмоциональная

установка;

твердость

жизненной

позиции;

удовлетворенность работой

Рис. 4. Наиболее актуальные виды soft skills (по О. В. Абашкиной) Fig. 4. Types of soft skills (by O. V. Abashkina)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы, полученные в ходе теоретического анализа, позволили выделить следующие три основные группы soft skills студентов:

• базовые коммуникативные навыки;

• навыки self-менеджмента;

• навыки эффективного мышления.

Характеристики этих навыков представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные группы soft skills студентов

Table 2

The main groups of students' soft skills

Базовые коммуникатив- Навыки self-менеджмента Навыки эффективного

ные навыки мышления

• умение слушать, убеж- • управление собствен- • гибкость;

дать; ными ресурсами (само- • перспективность;

• способность аргумен- развитие, самообразо- • аналитичность;

тировать; вание); • доказательность;

• навыки публичного • управление эмоциями; • осознанность;

выступления; • планирование; • прогностичность;

• самопрезентация; • навыки целеполага- • креативность;

• способность к коман- ния; • инновативность

дной работе; • навыки тайм-менед-

• эффективное поведе- жмента;

ние в неопределенных, • инициативность;

критических ситуациях; • самоорганизация;

• толерантность к не- • рефлексия;

определенности • информационная грамотность

Материалы и методы

Эмпирическое исследование основных групп soft skills студентов: базовых коммуникативных навыков, навыков self-менеджмента, навыков эффективного мышления - осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик (табл. 3).

Особенности жизненного самоосуществления студентов диагностировались с использованием методики «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (автор И. О. Логинова) [14, 15], а также методики «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (СА-МОАЛ)» (автор А. В. Лазукин, адаптация Н. Ф. Калина)1 (табл. 4).

1 Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/ 33.html (дата обращения: 11.12.2018).

Таблица 3

Критерии и средства диагностики показателей soft skills студентов

Table 3

Criteria and means for diagnostics of indicators of students' soft skills

Параметры Диагностические методики Показатели

Базовые коммуникативные навыки Опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В. Н. Куницыной • понимание ситуации; • эмоциональная стабильность; • умение самопрезентации; • социально-психологическая компетентность; • коммуникативная компетентность; • коммуникативно-личностный потенциал

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эн-длер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) • проблемно-ориентированный копинг; • эмоционально-ориентированный ко-пинг; • копинг, ориентированный на избегание

Навыки self-менеджмента Тест «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов, Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта) • готовность узнавать себя; • готовность самосовершенствоваться

Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной • мотивация приобретение знаний; • мотивация получения диплома; • мотивация овладения профессией

Методика диагностики уровня рефлексии А. В. Карпова • рефлексивные способности

Тест «Моя информационная культура» Н. И. Гендина • информационно-аналитическая культура

Навыки эффективного мышления Тест «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш • аналитичность; • осознанность; • гибкость; • перспективность; • доказательность; • общий уровень прогностичности

Методика исследования отношения личности к инновациям Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко • риск ради успеха; • ориентация на будущее; • общая инновативность

Таблица 4

Показатели и инструменты диагностики особенностей самоосуществления студентов

Table 4

Indicators and tools for diagnostics of features of students' self-fulfillment

Параметры Диагностические методики Показатели

Устойчивость жизненного мира Методика «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова) • конструктивный характер проявления устойчивости; • неконструктивный характер проявления устойчивости; • стагнационный характер проявления устойчивости

Самоактуализация Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности -САМОАЛ» (автор А. В. Ла-зукин; адаптация Н. Ф. Калина) • ориентация во времени; • ценности; • взгляд на природу человека; • потребность в познании; • креативность; • автономность; • спонтанность; • самопонимание; • аутосимпатия; • контактность; • гибкость в общении

Наше исследование проводилось в сентябре 2018 г. на базе Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета. Респондентами выступили 80 студентов 1-2-х курсов факультета психологии в возрасте от 18 до 22 лет.

Для статистической обработки данных использовался метод корреляционного анализа (метод ранговой корреляции Спирмена).

Результаты исследования

Анализ первичных эмпирических данных позволил констатировать перечисленные далее особенности развития soft skill студентов.

Визуализация уровня развития базовых коммуникативных навыков, выявленного по методике КОСКОМ, представлена на рис. 5. На нем видно, что у опрошенных студентов наименее развиты умение самопрезентации и уверенность в себе. Они испытывают сложности в ситуациях, когда необходимо грамотно и выигрышно представить свои достоинства, произвести благоприятное первое впечатление; им не удается выработать

индивидуальный стиль общения и поведения, отражающий личностные качества и привлекающий окружающих. Возможно, это обусловлено отсутствием целенаправленного развития обозначенного навыка как в общеобразовательной школе, так и на начальных этапах обучения в вузе. Можно также предположить, что, поскольку студентами психологических факультетов зачастую становятся молодые люди, переживающие ситуации эмоционального неблагополучия и внутренней конфликтности, низкий уровень их самопрезентации имеет глубинные причины, связанные с самопринятием и аутосимпатией к собственной личности.

Рис. 5. Уровень развития коммуникативной и социальной компетентности респондентов Fig. 5. Average values of indicators of communicative and social competency

of students

Примечание. Здесь и далее по горизонтали - показатели исследуемых параметров, по вертикали - средние значения этих показателей; пунктирной линией обозначено среднее значение в группе испытуемых.

Недостаток уверенности в себе, зафиксированный у испытуемых, свидетельствует об отсутствии адекватной, позитивной оценки ими собственных действий и способностей как достаточных для достижения зна-

чимых целей и удовлетворения потребностей. Однако именно вера в собственные силы - залог компетентности и конкурентоспобности. Следовательно, одним из необходимых направлений вырабатывания у студентов «мягких» навыков является глубинная, целенаправленная работа, нацеленная на самопознание, принятие себя и активизацию внутреннего индивидуального потенциала личности.

Результаты применения методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» продемонстрировали неразвитость у испытуемых копинга, ориентированного на решение жизненных задач (рис. 6).

Рис. 6. Уровень развития копинг-поведения респондентов Fig. 6. Average values of respondents' coping behaviour

Проблемно-ориентированный копинг предполагает гибкие изменения и выбор наиболее адекватной стратегии поведения в сложившихся обстоятельствах. Полученные диагностические данные говорят о затруднениях респондентов при анализе проблемных ситуаций, устранении препятствий своими силами, обращении за помощью к другим, более компетентным людям (педагогам, родителям, сверстникам), поиске необходимой информации для преодоления кризиса. Для того чтобы обучающиеся могли осуществлять эффективную и успешную деятельность в современном динамичном мире, необходимо на этапе профессиональной подготовки развивать их способности к решению сложных, неоднозначных задач.

Подобная работа подразумевает использование методов активного социально-психологического обучения, в частности тренингов, деловых и ролевых игр, кейс-методов.

Диагностика навыков ве^-менеджмента бакалавров по методике САМОАЛ показала низкий уровень развития таких показателей, как «взгляд на природу человека», «спонтанность», «мотивация овладения профессией» (рис. 7, 8).

12

Рис. 7. Уровень развития самоактуализации испытуемых Fig. 7. Average values of self-actualisation of the individual

Как ни парадоксально, студенты-психологи негативно относятся к природе человека, не испытывают симпатии и доверия к людям, не верят в человеческие возможности и способность к самоактуализации. У них слабо выражена спонтанность - качество, которое формируется в случае уверенности в себе и доверия к окружающему миру и проявляется в способности действовать под влиянием собственной инициативы, а не в рамках установленных шаблонов. То есть обучающиеся нуждаются в устранении психологических барьеров для создания прочных и доброжелательных отношений с окружающими, в повышении базового доверия к миру.

У бакалавров, опрошенных по методике изучения мотивации обучения в вузе, зафиксировано стремление к приобретению специальных психологических знаний и получению диплома о психологическом образовании, но не к овладению профессией педагога-психолога (рис. 8). Возможно, данный факт объясняется высокой степенью социальной ответствен-

ности профессии и большими психоэмоциональными затратами, которые не всегда сопровождаются достойным материальным вознаграждением.

Рис. 8. Уровень развития мотивации обучения в вузе Fig. 8. Average values of motivation for university education

Диагностирование навыков эффективного мышления по методике «Способность к прогнозированию» обнаружило дефициты развития показателей аналитичности и доказательности мышления (рис. 9).

Рис. 9. Уровень развития прогностических способностей респондентов Fig. 9. Average values of respondents' prognostic abilities

Респонденты испытывали сложности в ходе осуществления логического анализа и синтеза информации, а также подбора фактов и аргументов для обоснования собственных суждений и выводов. Чтобы низкий уровень сформированности речемыслительных навыков не стал препятствием для решения жизненных и профессиональных задач, необходимо целенаправленное развитие у студентов мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, синтеза, сравнения, а также совершенствование у них навыков последовательного обоснования и аргументации собственного мнения и решения задач.

После первичного анализа данных был проведен корреляционный анализ, посредством которого нам удалось выявить статистически достоверные взаимосвязи между показателями soft skills и самоосуществления студентов.

Установлена прямая корреляционная зависимость устойчивости жизненного мира от коммуникативно-личностного потенциала (r = 0,48), мотивации приобретения знаний (r = 0,50), рефлексивных способностей (r = 0,46), общей прогностичности (r = 0,41) и инновативности (r = 0,42). Таким образом, высокая степень устойчивости жизненного мира студентов определяется высоким уровнем развития их компетентности в сфере межличностного общения, выраженными учебно-познавательными мотивами, развитыми рефлексивными способностями, а также способностью к опережающему отражению действительности и умением находить и внедрять инновационные идеи в свою жизнь.

Обнаружена положительная корреляция между самоактуализацией студентов (шкала «Аутосимпатия») и показателями проблемно-ориентированного копинга (r = 0,42), а также готовностью совершенствоваться (r = 0,47). Следовательно, молодым людям, стремящимся к личностному росту и саморазвитию, использующим копинг, ориентированный на решение проблем, свойственны самопринятие, уважение к себе и интерес к собственной жизни и личности.

Стагнационный характер устойчивости жизненного мира студентов имеет отрицательные корреляции с показателями социально-психологической компетентности (r = -0,41) и информационно-аналитической культуры (r = -0,43). Преобладание стереотипных способов деятельности, недостаток ценностного отношения к жизни, сложности в решении дивергентных задач сопровождаются дефицитами эффективных межличностных отношений, а также сложностями поиска, хранения и переработки информации из разных источников.

Отрицательная корреляция обнаружена между неконструктивным характером устойчивости жизненного мира студентов и такими показателями социально-коммуникативной компетентности, как эмоциональная стабильность (г = -0,43), умение самопрезентации (г = -0,47), а также показателями инновативности личности: риском ради успеха (г = -0,41) и ориентацией на будущее (г = -0,41). Эмпирические факты свидетельствуют о том, что бакалавры с неконструктивным характером устойчивости жизненного мира имеют низкий уровень развития социально-коммуникативной компетентности: испытывают затруднения в презентации собственной личности и адаптации к сложившимся ситуациям; сохранении спокойствия и уверенности в себе. А неспособность студентов к планированию и прогнозированию личного будущего, неготовность пойти на риск ради успеха снижают продуктивность и результативность их самореализации.

Обсуждение и заключение

Подводя итоги, можно констатировать, что, несмотря на разработанность проблемы самоосуществления человека, в специальной литературе нет однозначных данных о факторах и условиях, обеспечивающих эффективность раскрытия личностного потенциала. Авторы называют самые разные детерминанты этого процесса: интеллектуальные способности, копинг-стратегии, рефлексивные способности, осмысленность жизни и т. д.

В ходе проведенного нами исследования установлено, что soft skills, или «мягкие» навыки, могут выступать предикторами самоосуществления личности. Базовые коммуникативные компетенции (реализация коммуникативно-личностного потенциала), навыки self-менеджмента (мотивация приобретения знаний, рефлексивные качества) и эффективного мышления (способность к прогнозированию, инновативность) повышают психологическую устойчивость личности, ее готовность противостоять трудностям, решать дивергентные жизненные задачи, сохранять стабильность и свободу поведения. Осознанная ориентация на личностный рост и самосовершенствование, использование проблемно-ориентированного ко-пинга усиливают аутосимпатию и интерес к собственной жизни и личности.

Вместе с тем у значительной части испытуемых выявлена дефици-тарность некоторых soft skills: низкий и средний уровни развития аналитических навыков и доказательности мышления, неуверенность в себе и неумение самопрезентации, отсутствие спонтанности поведения и мо-

тивации овладения профессией, негативный взгляд на природу человека. Обозначенные характеристики могут существенно затруднять освоение профессии психолога и актуализацию внутреннего потенциала обучающихся.

Полученные данные подчеркивают необходимость психолого-образовательного сопровождения, нацеленного на выработку у студентов умений и способностей решать широкий круг социально-психологических задач как фактор наличия активной, творческой позиции по отношению к собственной жизни.

Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с разработкой программы целенаправленного развития «мягких» навыков в процессе обучения в вузе. Создавая условия формирования soft skills студентов, можно обеспечить расширение спектра вариативности способов их жизненного самоосуществления в динамично изменяющемся мире.

Список использованных источников

1. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования / / Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 5-9.

2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9-28 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28 (дата обращения: 08.04.2019).

3. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1970.

369 p.

4. Rogers C. R., Dymond R. F. (Eds.) Psychotherapy and personality change: University of Chicago Press, 1954. 447 р.

5. Bugental J. F. T. The search for authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy (Enlarged edition). New York: Irvington, 1981. 477 p.

6. May R. Love and will. New York: Norton, 1969. 352 p.

7. Horney K. The Neurotic Personality Of Our Time. New York: W. W. Norton and Co, 1937. 299 р.

8. Fromm E. Values, Psychology and Human Existence // New Knowledge in Human Values. New York: Harper and Row, 1959. P. 151-164.

9. Perls F., Hefferline R, Goodman P. Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality. New York: Gestalt Journal Press, 1951. 551 р.

10. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.

300 с.

11. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. Москва: МГУ, 1990. 367 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Братусь Б. С. Аномалии личности. Москва: Мысль, 1988. 304 с.

13. Клочко В. Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: материалы региональной конференции, 20 октября 2010. Барнаул: БГПУ, 2000. С. 3-7.

14. Логинова И. О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 18-28.

15. Логинова И. О., Чупина В. Б., Стоянова Е. И., Живаева Ю. В. Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценария: на примере студентов малого города и мегаполиса [Электрон. ресурс] // Известия ВГПУ. 2015. № 2 (97). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sootnosheniya-haraktera-us-toychivosti-zhiznennogo-mira-studentov-s-tipom-zhiznennogo-stsenariya-na-pri-mere-studentov (дата обращения: 08.04.2019).

16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. Москва: Школьная пресса, 2000. 384 с.

17. Богомаз С. А., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Подойници-на М. А. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 49-58.

18. Алонцева А. И., Морозова И. С. Самоосуществление личности студентов на этапе вхождения в вуз [Электрон. ресурс] // Вестник КемГУ. 2013. № 3 (55). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoosuschestvle-nie-lichnosti-studentov-na-etape-vhozhdeniya-v-vuz (дата обращения: 09.01.2019).

19. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл, 2011. С. 107-130.

20. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: //www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 09.12.2018).

21. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 10.12.2018).

22. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125(дата обращения: 11.12.2018).

23. Жадько Н. В., Чуркина М. А. Обучение hard skills и soft skills - в чем разница? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/obuc-henie-hard-skills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (дата обращения: 10.12.2016).

24. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hardskills? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.colloqui-um.ru/article/hard_soft/hard_soft.php (дата обращения: 09.12.2018).

25. Клюковская И. Функциональных навыков уже недостаточно? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.management.com.ua/no-tes/soft_skills.html (дата обращения: 11.12.2018).

26. Новиков А. М., Чошанов М. А. Компетенция и компетентность [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://epo.ucoz.com/index/kompetenci-ja_i_kompetentnost/0-7 (дата обращения: 10.12.2018).

27. Портланд Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (дата обращения: 11.01.2019).

28. Сосницкая О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/soft-skills%D0% BC%D 1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D 1 %8B%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BE% D0%B3%D0%BE%D 1 %85%D 0%B 0%D 1%80%D0%B0%D0%BA%D 1%82%D0%B5 %D 1%80%D0%B0/a-4837922 (дата обращения: 11.03.2019).

29. Татаурщикова Д. Soft skills [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// 4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 11.03.2019).

30. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1 (28). С. 53-58.

31. Ананьева Т. 10 компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu(дата обращения: 11.02.2019).

32. Muhleisen S., Oberhuber N. Karrierefaktor Soft Skills. Rudolf Haufe Verlag, Freiburg i. Br., 2005. 230 р.

33. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://theor-yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 11.12.2018).

34. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/5-63733.html (дата обращения: 11.01.2019).

References

1. Zeer E. F. Psychology and pedagogical platform for the formation of transprofessional teacher professional education. Professional'noe obrazovanie. Stolica = Professional Education. Capital. 2017; 6: 5-9. (In Russ.)

2. Zeer E. F., Symaniuk E. E. Methodological guidelines for the transprofes-sionalism development among vocational educators. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal [Internet]. 2017 [cited 2019 Apr 08]; 19 (8): 9-28. Available from: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28 (In Russ.)

3. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper and Row; 1970. 369 p.

4. Rogers C. R., Dymond R. F. (Eds.) Psychotherapy and personality change. University of Chicago Press; 1954. 447 p.

5. Bugental J. F. T. The search for authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy (Enlarged edition). New York: Irvington; 1981. 477 p.

6. May R. Love and will. New York: Norton; 1969. 352 p.

7. Horney K. The neurotic personality of our time. New York: W. W. Norton and Co; 1937. 299 p.

8. Fromm E. Values, psychology and human existence. In: Maslow A. (Ed.) New knowledge in human values. New York: Harper and Row; 1959. p. 151-164.

9. Perls F., Hefferline R, Goodman P. Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality. New York: Gestalt Journal Press; 1951. 551 p.

10. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategii zhizni = The strategy of life. Moscow: Publishing House Mysl'; 1991. 300 p. (In Russ.)

11. Asmolov A. G. Psihologija lichnosti = Psychology of personality. Moscow: Moscow State University; 1990. 367 p. (In Russ.)

12. Bratus B. S. Anomalii lichnosti = The anomalies of the individual. Moscow: Publishing House Mysl'; 1988. 304 p. (In Russ.)

13. Klochko V. E. Man as a self-organising psychological system. In: Chelo-vek kak samoorganizujushhajasja psihologicheskaja sistema: materialy regi-onal'noj konferencii, 20 oktjabrja 2010 = Man as a Self-Organising Psychological System. Proceedings of the Regional Conference; 2010 Oct 20; Barnaul. Barnaul: Barnaul State Pedagogical University; 2000. p. 3-7. (In Russ.)

14. Loginova I. O. Research on stability of the human life world: Methods and psychometric characteristics. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2012; 3: 18-28. (In Russ.)

15. Loginova I. O., Chupina V. B., Stoyanova E. I., Zhivaeva Yu. V. Study of the relationship between the nature of the stability of the life world of students with the type of life scenario: on the example of students of a small town and a metropolis. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta = Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University [Internet]. 2015 [cited 2019 Apr 08]; 2 (97). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/issledova-nie-sootnosheniya-haraktera-ustoychivosti-zhiznennogo-mira-studentov-s-tipom-zhiznennogo-stsenariya-na-primere-studentov (In Russ.)

16. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija razvitija cheloveka: razvitie sub'ektivnoj real'nosti v ontogeneze = Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of human development: The development of subjective reality in ontogenesis. Moscow: Publishing House Shkol'naja pressa; 2000. 384 p. (In Russ.)

17. Bogomaz S. A., KlochkoV. E., Krasnoryadtseva O. M., Podoinitsi-na M. A. Strategies of self-realisation among students. Voprosy psihologii = Questions of Psychology. 2018; 1: 49-58. (In Russ.)

18. Alontseva A. I., Morozova I. S. Self-realisation of students' personality at the stage of entering the university. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta = Bulletin of Kemerovo State University [Internet]. 2013 [cited 2019 Jan 09]; 3 (55). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/samoosuschestvle-nie-lichnosti-studentov-na-etape-vhozhdeniya-v-vuz (In Russ.)

19. Leontiev D. A. Personal potential as potential of self-regulation. In: Personal potential: Structure and diagnostics. Moscow: Publishing House Smysl; 2011. p. 107-130. (In Russ.)

20. Abashkina O. Soft skills: kljuch k kar'ere = Soft skills: The key to a career [Internet]. 2010 [cited 2018 Dec 09]. Available from: https://www.pro-perso-nal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (In Russ.)

21. Barinova O. V. Ponjatie i sushhnost' kompetencii = Concept and essence of competence [Internet]. 2014 [cited 2018 Dec 10]. Available from: http://no-vainfo.ru/article/1935 (In Russ.)

22. Gaiduchenko E., Maryshev A. Jemocional'nyj intellect = Emotional intelligence [Internet]. 2016 [cited 2018 Dec 11]. Available from: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125 (In Russ.)

23. Zhadko N. V., Churkina M. A. Obuchenie hard skills i soft skills - v chjom raznica? = Training hard skills and soft skills - what is the difference? [Internet]. 2006 [cited 2016 Dec 10]. Available from: http://hr-portal.ru/artic-le/obuchenie-hard-skills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (In Russ.)

24. Ivanov D. Put' k vershine. Faktory uspeha. Chto vazhnee: soft skills ili hardskills? = The way to the top. Success factor. What is more important: Soft skills or hard skills? [Internet] 2010 [cited 2018 Dec 09]. Available from: http://www.colloquium.ru/article/hard_soft/hard_soft.php (In Russ.)

25. Klyukovskaya I. Funkcional'nyh navykov uzhe nedostatochno? = Functional skills are not enough? [Internet]. 2007 [cited 2018 Dec 11]. Available from: http://www.management.com.ua/notes/soft_skills.html (In Russ.)

26. Novikov A. M., Choshanov M. A. Kompetencija i kompetentnost' = Competence and expertise [Internet]. [cited 2018 Dec 10]. Available from: http:// epo.ucoz.com/index/kompetencija_i_kompetentnost/0-7 (In Russ.)

27. Portland Yu. Chto takoe soft skills i pochemu oni tak vazhny dlja kar'ery? = What are soft skills and why are they so important for a career? [Internet]. [cited 2019 Jan 11]. Available from: https://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (In Russ.)

28. Sosnitskaya O. SOFT SKILLS: mjagkie navyki tverdogo haraktera = SOFT SKILLS: Soft skills of solid character [Internet]. 2009 [cited 2019 Mar 11]. Available from: https: //www.dw.com/ru/soft-skills%D0%BC%D1%8F%D0%B3% D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D 1 %82%D 0%B2%D 0%B 5%D 1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D 1% 85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/a-4837922 (In Russ.)

29. Tatarstana D. Soft skills [Internet]. 2013 [cited 2019 Mar 11]. Available from: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (In Russ.)

30. Chulanova O. L., Ivonina A. I. Formation of soft-skills (soft competencies): Approaches to the integration of Russian and foreign experience, classification, operationalisation. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii = Personnel and Intellectual Resources Management in Russia. 2017; 1 (28): 53-58. (In Russ.)

31. Ananieva T. 0 kompetencij, kotorye budut vostrebovany v 2020 godu = 10 competencies that will be in demand in 2020 [Internet]. 2017 [2019 Feb 11]. Available from: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (In Russ.)

32. Muhleisen S., Oberhuber N. Karrierefaktor Soft Skills. Rudolf Haufe Verlag, Freiburg i. Br.; 2005. 230 p.

33. Davidova V. Clushat', govorit' i dogovarivat'sja: chto takoe soft skills i kak ih razvivat' = Listen, talk and negotiate: What is soft skills and how to develop them [Internet]. 2015 [2018 Dec 11]. Available from: http://theoryandpracti-ce.ru/posts/11719-soft-skills (In Russ.)

34. Mamayeva S. Predprinimatel'stvo kak osobyj vid dejatel'nosti = Entrep-reneurship as a special kind of activity [Internet]. 2015 [cited 2019 Jan 11]. Available from: https://helpiks.org/5-63733.html (In Russ.)

Информация об авторах:

Степанова Любовь Николаевна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, Куйбышев, Россия. E-mail: stepano-vakainsk@yndex.ru

Зеер Эвальд Фридрихович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия. E-mail: evald.zeer@rsvpu.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2019; принята в печать 14.08.2019.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors:

Lyubov N. Stepanova - Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University. Kuibyshev, Russia. E-mail: stepanovakainsk@yndex.ru

Evald F. Zeer - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology of Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: evald.zeer@rsvpu.ru

Received 17.02.2019; accepted for publication 14.08.2019.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.