ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
http://edumag.mrsu.ru
УДК 377:347.962
doi: 10.15507/1991-9468.109.026.202204.771-786
Оригинальная статья
Современные тренды дополнительного профессионального образования судей: российский и зарубежный опыт
Е. В. Бурдина1 С. В. Александров2
1 Российский государственный университет правосудия, г. Москва, Российская Федерация 2 Арбитражный суд Республики Мордовия, г. Саранск, Российская Федерация н elenburdina@yandex.ru
Введение. Современное дополнительное профессиональное судейское образование оказывает непосредственное влияние на институциональные и личные параметры независимости судей, имеет публичную значимость как гарантию компетентности судьи при его длительной карьере. Актуальность исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методологических основ дополнительного профессионального образования судей как самостоятельной формы их непрерывного обучения. Цель статьи - систематизировать российский и зарубежный опыт организации повышения квалификации судей, восполнить потребность в комплексном решении правовых, организационных и учебно-образовательных вопросов обучения судей, обосновать перспективные модели учебного процесса и образовательные практики непрерывной подготовки судей. Материалы и методы. Объектом изучения явилось дополнительное профессиональное образование судей как государственно-правовой и образовательный институт. Компаративистский характер исследования, основанного на изучении современного отечественного и зарубежного опыта организации дополнительного образования судей, позволил получить данные, ранее не анализировавшиеся в российской литературе. На основе комплексного (междисциплинарного) подхода получены выводы, касающиеся и вопросов правового регулирования порядка прохождения судьями дополнительного профессионального образования, и вопросов педагогического характера. Системный анализ дополнительного профессионального образования судей предопределил выявление особенностей подготовки преподавателей, характера учебных программ, способов и технологий обучения судей. При помощи социологических методов сформулированы выводы об условиях допустимости электронного образовательного процесса в судейской аудитории. В исследовании использовались электронные ресурсы, раскрывающие организационные особенности и образовательные практики национальной и зарубежных судебных школ. Результаты исследования. Определены и раскрыты закономерности, определяющие тенденции эволюции дополнительного профессионального образования судей в России и за рубежом. Выделены модели судебных школ, действующих в зарубежных государствах, в зависимости от их правового статуса, характера и типов образовательных процессов. Обоснованы принципы организации дополнительного профессионального образования судей, позволяющие разграничивать данный вид образования от традиционных систем получения высшего юридического образования. Сформулированы предложения по совершенствованию правовой и образовательной модели российской судебной школы.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего развития теории специализированного судейского образования, определения правового статуса российской судебной школы, выполняющей функции непрерывного образования судей, а также для совершенствования учебного процесса, учитывая необходимость методологического разнообразия дополнительных программ и методик обучения судей.
0 | Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Аннотация
© Бурдина Е. В., Александров С. В., 2022
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование судей, непрерывное обучение, независимость судей, судебная школа, институционализация, профессионализация, образовательные программы, образовательные практики
Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект №№ 20-011-00672). Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бурдина Е. В., Александров С. В. Современные тренды дополнительного профессионального образования судей: российский и зарубежный опыт // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 771-786. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.771-786
Original article
Modern Trends in Further Professional Education of Judges: Russian and Foreign Experience
E. V. Burdinaa S. V. Alexandrovb
a The Russian State University of Justice, Moscow, Russian Federation b Arbitration Court of the Republic of Mordovia, Saransk, Russian Federation
H elenburdina@yandex.ru
Abstract
Introduction. Modern further professional judicial education has a direct impact on the institutional and personal parameters of judicial independence and has a public significance as a guarantee of a judge's competence during his long career. The relevance of the research consists in development and substantiation of theoretical and methodological foundations of further professional education of judges as an independent form of their continuing education. The aim of the article is to systematize Russian and foreign experience in the organization of judicial professional development, to fill in the need for a comprehensive solution of legal, organizational and educational issues of judicial re-training, to substantiate promising models of the educational process and educational practices of continuous training of judges.
Materials and Methods. The object of the study was further professional education of judges as a state-legal and educational institute. The comparative nature of the research, based on the study of modern domestic and foreign experience in organizing further education for judges, provided data that had not previously been analyzed in the Russian scholarly literature. On the basis of a comprehensive (interdisciplinary) approach, conclusions were obtained concerning both the issues of legal regulation of the procedure of further professional education of judges and issues of pedagogical nature. A systematic analysis of further professional education of judges predetermined the identification of specific features of teacher training, the nature of training programs, methods and technologies of training of judges. Sociological methods were used to formulate conclusions on the conditions of admissibility of the electronic educational process in the judicial classroom. The research drew on electronic resources that reveal organizational peculiarities and educational practices of national and foreign judicial schools. Results. Regularities determining the trends in the evolution of further professional education of judges in Russia and abroad have been determined and disclosed. Models of judicial schools operating in foreign states depending on their legal status, nature and types of educational processes were identified. The principles of organization of further professional education of judges, allowing to distinguish this type of education from traditional systems of higher legal education, were substantiated. Proposals for improving the legal and educational model of the Russian judicial school are formulated.
Discussion and Conclusion. The results of the study can be useful for the further development of the theory of specialized judicial education, the definition of the legal status of the Russian judicial school that performs the functions of continuing education of judges, as well as for improving the educational process, given the need for methodological diversity of further programs and methods of training of judges.
Keywords: further professional education of judges, lifelong learning, independence of judges, judicial school, institutionalization, professionalization, educational programs, educational practices
Funding: This article was prepared with financial support from a grant from the Russian Foundation for Basic Research (Project No. 20-011-00672).
Conflict of interests: The authors declare no conflict of interest.
For citation: Burdina E.V., Alexandrov S.V. Modern Trends in Further Professional Education of Judges: Russian and Foreign Experience. Integration of Education. 2022;26(4):771-786. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.771-786
Введение
Современное профессиональное судейское образование в силу его влияния на институциональные и личные параметры независимости судей находится в фокусе государственного внимания и судебной политики. Укрепление суверенитета страны, государственной власти ставит новые задачи, связанные с усилением роли дополнительного профессионального образования судей как носителей судебной власти. Через призму судейской карьеры значение непрерывного образования судей определяется их назначением без указания срока и несменяемостью. Непрерывная судейская карьера, гарантированная законом, предопределяет публичную значимость вопросов о компетентности судьи при прохождении разных периодов службы.
С учетом значения дополнительного профессионального образования (далее -ДПО) судей актуальность приобретают разработка и обоснование теоретико-методологических основ ДПО судей как самостоятельной формы непрерывного обучения, включая выявление объективных закономерностей развития и принципов дополнительного образования судей, системный взгляд на указанную образовательную форму как на совокупность взаимосвязанных элементов, где важную роль играют не только правовые, организационные, но и образовательные аспекты. Результаты таких междисциплинарных исследований, имеющих теоретическую и практическую направленность, должны служить научной основой, определяющей перспективы комплексного развития российского института дополнительного судейского образования, определять управленческие решения по совершенствованию образовательной системы, а также законодательные мероприятия, связанные с институционализа-цией дополнительного образования судей.
Цель исследования - выявить закономерности развития дополнительного профессионального образования судей
как формы непрерывного обучения в современный период и на основе разработанных теоретических основ определить перспективы (тренды) совершенствования дополнительного профессионального образования судей в России и зарубежных странах.
Обзор литературы
Общетеоретические представления о непрерывном дополнительном профессиональном образовании, сформулированные в педагогике, составляют ценностно-методологический фундамент, на базе которого разрабатываются частные вопросы теории судейского дополнительного профессионального образования. Концептуальная база исследования ДПО судей включает следующие разработанные в науке положения: система дефиниций, отражающая понятийно-категориальный аппарат ДПО как вид образовательной деятельности [1]; его цели, признаки, формы, основные направления (С. Г. Верш-ловский, М. Т. Громкова, С. И. Змеев, С. М. Климов, И. А. Колесников, Т. А. Ко-ныгина, Н. А. Тоскина и др.); особенности обучения взрослых в рамках ДПО и специфика организации учебного процесса по сравнению с первоначальным профессиональным обучением в вузе (С. Г. Верш-ловский, В. Г. Воронцова, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, Э. М. Никитин, В. Г. Онушкин), критерии продуктивности повышения профессиональной квалификации без относительно к конкретной профессиональной группе (С. И. Гессен, А. В. Хуторской, Н. Е. Ор-лихина, С. Н. Махновец и др.).
Непрерывное профессиональное образование рассматривается специалистами разных отраслей знания: в рамках концепции образования и обучения в течении всей жизни (lifelong learning) [2]; исследуется специалистами в сфере педагогики, экономики и социологии в качестве необходимого элемента устойчивого
развития1, как средство наиболее полного использования человеческих ресурсов2, как «метадеятельность», определяющая специфику и смысл профессионального и человеческого развития в условиях быстрого роста техники и технологий [3], как закономерность развития профессиональной карьеры [4], вне зависимости от ее отраслевой специфики. Однако исследований, предметом которых являлся бы институт непрерывного образования судей и одна из его форм - ДПО судей, в российской науке явно недостаточно.
В юридической литературе вопросы, касающиеся ДПО судей, рассматривались [5-7], но в большинстве своем их анализ носил попутный характер, вопросы ДПО часто затрагивались в рамках решения более общих проблем статуса судей [8; 9]. Значительный вклад в решение правовых и организационных проблем ДПО судей как непрерывного и специализированного образования внес профессор В. В. Ершов [10; 11]. В работах В. В. Пей-сикова получили обоснование отдельные элементы концепции непрерывного обучения судей [12; 13]. В трудах С. И. Пух-наревича были рассмотрены правовые формы обучения судей [14].
В зарубежной науке актуальные проблемы повышения квалификации судей все чаще изучаются как необходимый элемент независимости судей и одно из приоритетных направлений совершенствования судебной системы. Большинство имеющихся научных публикаций анализируют региональные образовательные системы подготовки и повышения квалификации судей, например в Латинской Америке, Китае [15; 16], где предложено описание национально-конкретных образцов ДПО судей. Однако особый интерес представляют основанные на методе сравнительного анализа работы, посвященные способам дополнительного
профессионального образования судей, где сформулированы выводы, касающиеся общих тенденций развития моделей ДПО судей [17].
Современные проблемы ДПО судей в России не нашли отражения в трудах ученых и требуют системного решения в совокупности как правовых, так и образовательно-дидактических аспектов. Актуальной и нерешенной является проблема определенности правового статуса Российского государственного университета правосудия (РГУП), выполняющего функцию организации ДПО судей. Нуждаются в анализе и разрешении дидактические проблемы ДПО судей по целому ряду методических вопросов, в числе которых учет потребностей судей в обучении, требования к уровню подготовки преподавателей, особенности организации учебного процесса и технологий обучения. Актуальным является вопрос об эффектах, рисках и угрозах, связанных с переводом ДПО судей в цифровые форматы на фоне пандемии СОУГО-19. Образовательные практики с применением электронного обучения требуют анализа и объективных оценок применительно к задачам непрерывного образования судей.
Материалы и методы
Объектом исследования явилось дополнительное профессиональное судейское образование, рассматриваемое в качестве комплекса взаимосвязанных элементов, включая правовые, организационные, учебно-образовательные и иные компоненты. Функциональная и внешняя целостность [18] указанных компонентов судейского образования обусловила необходимость междисциплинарного подхода к его изучению, использованию методов юридических, педагогических, социологических наук, что позволило выявить внутренние связи и закономерности,
1 Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы второго этапа 15-й междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль, 26-27 сентября 2017) / отв. ред.: проф. Л. В. Байбородова, проф. Н. А. Лобанов. Ярославль : РИО ЯГПУ Ярославль, 2017. 472 с. URL: https://conf. yspu.org/lifelong-15-2 (дата обращения: 02.04.2022).
2 Шукшина З. А. Развитие системы непрерывного образования в России как фактор преодоления социального неравенства // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления : материалы VI междунар. конф. / отв. ред. С. Г. Ивченков. Саратов : Изд-во «Саратовский источник», 2018. С. 198-202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35182807 (дата обращения: 02.04.2022).
определяющие направления развития ДПО судей как государственно-правового и образовательного института, призванного обеспечить независимость и беспристрастность судей.
В проведенном теоретическом исследовании использовались электронные ресурсы, раскрывающие организационные особенности и образовательные практики национальной и зарубежных судебных школ (Армения, Болгария, Испания, Казахстан, Китай, Литва, Молдавия, Сербия, страны Латинской Америки, Франция).
На основе методов системного, социологического, сравнительного анализа выделены модели организации судебных школ, что позволило сформулировать предложения по дальнейшей легализации российской системы организации ДПО судей.
Педагогические приемы исследования, связанные с решением дидактических вопросов организации ДПО судей, обусловили выводы об особенностях подготовки преподавателей, характера учебных программ, способов и технологий обучения судей.
Результаты исследования
В каждом государстве в зависимости от социально-культурного, экономико-политического контекста складываются свои формы и способы дополнительного образования судей на протяжении их карьеры, но в процессах их изменения и развития обнаруживаются общие закономерности. К числу таких закономерностей, определяющих тенденции эволюции ДПО судей как комплексного института, относятся его институционализация и профессионализация, а также разнообразие образовательных программ и методик обучения судей.
Институционализация дополнительного профессионального образования судей означает его юридическую легализацию, закрепление нормами права все больших аспектов обязанности судей повышать квалификацию и организации судейско-
го образования. На потребность институ-ционализации организации образования взрослых обращается внимание учеными-исследователями, в том числе указывается его фрагментированность [19] и несовершенство законодательной базы3.
Профессионализация судейского образования обусловлена созданием специализированных органов, к полномочиям которых отнесено обучение судей. Такие органы создаются в качестве независимых структур, обеспечивающих самостоятельность и независимость судебной власти в вопросах формирования учебных программ, их содержания и реализации.
Во многих странах мира, начиная с 90-х гг. XX в., создаются образовательные центры для судей, которые могут по-разному именоваться: судейскими учебными центрами, судебными школами, судейскими академиями. Институционализация и профессионализация института ДПО судей обусловливают потребность его правового регулирования.
В Российской Федерации функции судейского учебного центра, где судьи в обязательном порядке повышают квалификацию, выполняет Российский государственный университет правосудия, созданный в 1998 г. Учредителем университета является Верховный Суд Российской Федерации.
В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации»4 определен порядок и условия получения судьями дополнительного профессионального образования.
Модели судебных школ, действующих в зарубежных странах, следует разграничивать в зависимости от: а) правового положения образовательного учреждения, в том числе характера его интеграции в судебную систему, порядка формирования органов управления; б) вида ДПО (добровольное или обязательное); в) контингента обучающихся (судьи, сотрудники судов, прокуроры, адвокаты и иные представители юридических профессий); г) типа возлагаемой функции: осуществление
3 Там же. С. 198-202.
4 О статусе судей в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г № 3132-1 (с изм. и дополн. от 5 апреля 2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_648 (дата обращения: 02.04.2022).
непрерывного или разового образования; д) порядка определения содержания программ дополнительного образования; других вопросов.
Так, анализ большинства судебных школ и организации ДПО судей в Латинской Америке показывает значительное многообразие их моделей [15] в зависимости от контингента обучающихся, степени обязательности обучения и его непрерывности (табл. 1).
В зависимости от контингента обучающихся в Латинской Америке выделяются модели универсальных судеб-
ных школ, осуществляющих обучение не только судей, но и работников аппарата судов, а также прокурорских работников. Сочетание в одном образовательном учреждении форм повышения квалификации судебного и прокурорского персонала обусловлен, как правило, наличием так называемой магистратуры - единого профессионального сообщества, объединяющего судей и прокуроров в одной самоуправляемой корпорации с общностью подходов к порядку их назначения, продвижения и привлечения к ответственности.
Т а б л и ц а 1. Сравнительный анализ судебных школ в странах Латинской Америки T a b l e 1. Comparative Analysis of Judicial Schools in Latin America
Страна/ Country Слушатели / Learners Год образования / Year of foundation Характер обучения / The nature of learning Образование непрерывное или ad hoc / Continuous education or аd hoc
Боливия/ Судьи и сотрудники суда / 2013 обязательное / непрерывное /
Bolivia Judges and court staff obligatory continuous
Чили / Chile Судьи и сотрудники суда / 1996 добровольное/ непрерывное /
Judges and court staff voluntary continuous
Колумбия/ Судьи и сотрудники суда / 1998 добровольное / непрерывное /
Colombia Judges and court staff voluntary continuous
Коста Рика / Судьи и сотрудники суда, 1981 обязательное / непрерывное /
Costa Rica прокуроры / Judges and court staff, prosecutors obligatory continuous
Эквадор/ Судьи и сотрудники суда, 2009 обязательное / непрерывное /
Ecuador прокуроры / Judges and court staff, prosecutors obligatory continuous
Гватемала / Судьи и сотрудники суда, 1999 обязательное / непрерывное /
Guatemala прокуроры / Judges and court staff, prosecutors obligatory continuous
Гондурас / Судьи / Judges 1989 обязательное / аd hoc
Honduras obligatory
Мексика / Судьи / Judges 1994 добровольное / непрерывное /
Mexico voluntary continuous
Никарагуа / Судьи / Judges 1993 обязательное / аd hoc
Nicaragua obligatory
Панама / Судьи и сотрудники суда, 1993 обязательное / непрерывное /
Panama прокуроры / Judges and court staff, prosecutors obligatory continuous
Парагвай / Судьи и прокуроры / Judges 2000 добровольное / непрерывное /
Paraguay and prosecutors voluntary continuous
Перу / Peru Судьи и прокуроры / Judges 1994 обязательное / непрерывное /
and prosecutors obligatory continuous
Пуэрто-Рико / Судьи и сотрудники суда, 2003 добровольное / непрерывное /
Puerto-Rico прокуроры / Judges and court staff, prosecutors voluntary continuous
Доминикан- Судьи / Judges 1998 добровольное / непрерывное /
ская Рес- voluntary continuous
публика/
Dominican
Republic
Уругвай / Судьи и сотрудники суда/ 1987 обязательное / непрерывное /
Uruguay Judges and court staff obligatory continuous
В противоположность универсальной модели существуют узкоспециальные формы организации судебных школ, где повышают квалификацию исключительно судьи или судьи и сотрудники аппаратов судов.
В зависимости от степени обязательности обучения выделяются обязательные и добровольные модели организации ДПО судей. Если в первом случае повышение квалификации закреплено в законодательстве как обязательное, вне желания, занимаемой должности и уровня подготовки судьи, то вторая модель добровольного обучения предполагает самостоятельное решение судьи относительно периодичности и выбора тематики повышения квалификации.
Следует указать, что большинство стран закрепляют обязательную модель ДПО судей, что требует специального и ежегодного государственного финансирования как самостоятельных затрат в структуре судебного бюджета.
По критерию непрерывности обучения судей на протяжении их карьеры следует различать непрерывные модели ДПО судей и модели ad hoc. В случае закрепления в законодательстве непрерывности обучения судей прослеживается эволюция судебных школ, формирование комплексного института образования и повышения квалификации судей, включающего правовые и образовательные аспекты. Модели ad hoc, содержание которых заключается в прохождении однократных и несистематических курсов повышения квалификации, скорее отражают финансовую, а не содержательно-философскую судебную реальность и являются достаточно редкими.
Многообразие моделей организации ДПО судей и судебных школ наблюдается и на европейском континенте.
Классификация судебных школ, действующих в зарубежных странах, возможна не только в зависимости от характера и типов образовательных процессов, но и от правового статуса судебных школ, характера их законодательного закрепления.
Анализ правового положения судебных школ, действующих в ряде европейских стран, показал, что их правовой статус все чаще закрепляется на уровне законов о судебной системе и специальных нормативных правовых актов о судебной школе, а не на уровне уставных документов образовательного учреждения, что характерно для российской модели.
Так, в соответствии с Органическим законом и Постановлением «О Судебной школе» определен статус Судебной школы Испании, которая является одной из старейших судебных школ в Европе. Организация непрерывного обучения судей происходит в Испании на основе иных, чем в обычных юридических вузах, принципах.
Правовое положение Национальной школы магистратуры Франции закрепляется Органическим законом о статусе судебной власти (постановление № 52-1270 от 22 декабря) и Указом № 72-355 от 4 мая 1972 г.5, где определена миссия судебной школы, ее задачи, полномочия, органы управления, порядок прохождения непрерывного обучения. В частности, устанавливаются основания прохождения судьями ДПО и продолжительность такого обучения.
Академия юстиции Армении была создана на основании Закона Республики Армения «Об Академии юстиции» от 2 мая 2013 г. для переподготовки и специального обучения судей; разработки учебно-методических материалов для осуществления образовательных программ6.
Правовой статус Российского государственного университета правосудия, осуществляющего научное и учебно-методическое обеспечение судебной деятельности, не закреплен в национальном законодательстве, как и не определено его место в судебной системе.
О роли и значении Университета для формирования независимого статуса судей свидетельствуют статистические данные о количестве судей, прошедших курсы
5 Décret n 72-355 du 4 mai 1972 relatif à l'Ecolenationale de la magistrature [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/LEGITEXT000006061934 (дата обращения: 02.04.2022).
6 Об Академии юстиции : закон Республики Армения от 03.06.2013 г. № 3Р-50 [Электронный ресурс]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=127377 (дата обращения: 02.04.2022).
переподготовки или повышения квалификации.
Так, по состоянию на 2018 г. в Университете прошли переподготовку и повышение квалификации более 52 тыс. судей судов разных уровней и предметных компетенций. На основе международных программ в Университете повысили квалификацию более 80 судей иностранных государств (Куба, Вьетнам, Франция и др.)7.
В настоящее время отмечается ежегодное увеличение численности слушателей по учебным программам разной тематики (рис. 1).
В 2020 г., несмотря на пандемию, в Университете повысили квалификацию 6 727 судей федеральных судов, что превысило показатели «допандемийного» 2019 г. на 430 чел.9.
Вместе с тем процент роста количества судей, повысивших квалификацию, меньше, чем процент роста количества
8000
слушателей, завершивших обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам в стране в целом за период с 2018 по 2020 г., что предопределяет большой круг задач в сфере организации непрерывного образования судей (рис. 2).
В этой связи в модели непрерывного дополнительного профессионального образования судей следует выделить институциональный сегмент, подлежащий правовому регулированию в части закрепления статуса и задач учебного заведения, осуществляющего непрерывное обучение судей; объема финансирования, достаточного для реализации уставных задач; дополнительных оснований для прохождения курсов повышения квалификации; объемов обучения по программам дополнительного профессионального обучения. Такой подход отражен в законодательстве Армении, Испании, Литвы, Молдавии, Сербии, Франции и других стран.
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
6 838 6727,0
6 231 6320,0 6 252 6297,0
5 210 5248,0 5 258 5295,0
2016
2020
2017 2018 2019
■ Предусмотрено планом / Provided by the plan
■ Фактически повысили квалификацию / Actually upgraded their skills
Р и с. 1. Количество судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, повысивших квалификацию в РГУП8 F i g. 1. Number of judges of federal courts of general jurisdiction and arbitration courts who improved their qualifications at the RSUJ
7 Факультет повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента : официальный сайт Российского государственного университета правосудия [Электронный ресурс]. URL: https://rgup.ru/?mod=pages&id=699 (дата обращения: 02.04.2022).
8 Отчет об итогах деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2020 г. : утв. решением коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 3/1-ксдот 30 марта 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.rU/userrmages/Otchet_SD_ za_2020_g.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
9 Там же. С. 181.
112 110 108 106 104 102 100 98 96 94
110,6
100,0
100,0
2018
2020
Р и с. F i g.
■ слушатели, завершившие обучение по дополнительным программам в стране в целом, % / students who have completed additional programs in the country as a whole, %
■ судьи, завершившие обучение по дополнительным программам, % / judges who have completed training in additional programs, %
2. Рост слушателей, завершивших обучение по дополнительным образовательным программам,
за период 2018-2020 гг.10 2. Increase in the number of trainees who completed further educational programs from 2018 to 2020
Дальнейшая институционализация и профессионализация ДПО судей в России обусловливают изменение модели правового статуса российской судебной школы и законодательные поправки в ст. 20.1 Закона о статусе судей, касающиеся определения правового положения РГУП на уровне федерального закона и правовых аспектов ДПО судей.
Методологическое разнообразие дополнительных программ и методик обучения судей. В силу несменяемости и длительной публичной карьеры судьи «обречены на постоянную учебу и обучение»11. Возрастающая нагрузка, многочисленные правовые и судебные преобразования, появление технически и социально сложных новых явлений, таких как интернет и социальные сети, переход от модели судьи как правоприменителя к модели су-
дьи как организатора внутрисудебной деятельности, растущие ожидания гражданского общества в отношении эффективной судебной системы делают всеобъемлющую концепцию «обучения на протяжении всей жизни» незаменимой и жизненно важной для судей [18].
С учетом выработанных в педагогике и андрагогике закономерностей и международных рекомендаций [20], имеющегося национального и зарубежного опыта подготовки судей12 нами определены принципы ДПО судей, на основе которых разграничиваются традиционные системы получения высшего юридического образования и ДПО судей. Принципами ДПО судей являются:
а) обучение судей на основе выявленных потребностей в улучшении их профессиональных знаний, навыков и умений;
10 Использовались данные: Образование в цифрах: 2021 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 134 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/516715423.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
11 О соответствующей начальной подготовке и подготовке после назначения для судей национального и европейского уровней : рекомендация Консультативного совета европейских судей (КСЕС) от 27 ноября 2003 г. №№ 4. П. 31 [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/1680747d37 (дата обращения: 02.04.2022).
12 Справочник EJTN по подготовке судей. Методология в Европе [Электронный ресурс]. URL: https:// www.ejtn.eu/MRDDocuments/EJTN_JTM_Handbook_2016_EN.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
б) соответствие образовательных программ современным задачам системы правосудия;
в) особые требования к преподавателю (тренеру), обучающему судей;
г) многообразие образовательных программ как следствие разнообразных потребностей судей;
д) междисциплинарность программ ДПО судей;
е) разнообразие методов обучения и форматов учебных мероприятий.
Утверждение о том, что эффективность процесса повышения квалификации взрослых зависит от их познавательных интересов, иерархии мотивов, системы ценностных ориентаций [21], полностью применимо к обучению судей. Для организации их обучения следует ориентироваться на запросы самих судей, что требует постоянной работы по выявлению судейских потребностей и совершенствованию методов их оценки. Задачи выявления круга проблем, интересующих судей, во многих судебных школах решаются посредством их анкетирования.
Способами выявления проблемных аспектов судебной деятельности, волнующих российских судей, признаются проводимые в РГУП анкетирования судей, а также поручения Верховного Суда Российской Федерации.
В Национальной академии судей КНР для уяснения проблем судей каждый судья перед обучением обязан представить в Академию не менее трех вопросов, на которые он хотел бы получить ответ, а также три примера из собственной практики по сложным делам, где судья уверен в сформулированной им правовой позиции, и три примера судебных актов, по которым у судьи есть вопросы, и он хотел бы их обсудить во время обучения [16]. Кроме того, в целях поиска новых способов выявления реальных проблем судей и инновационных решений по созданию обучающих материалов Академия провела конкурс среди судов на создание микрокурсов в формате ви-
део, касающихся судебной деятельности. В результате было получено 239 обучающих видеоматериалов для использования в образовательных практиках13.
Соответствие образовательных программ ДПО судей современным задачам системы правосудия выражается в их направленности на обмен опытом между судьями, включая обсуждение новейших тем и ориентируясь на формирование новых навыков, в числе которых техно-социальные и технологические. Разнообразие программ призвано отражать потребности разных групп судей: впервые назначенных, со стажем работы, руководителей, судей с разными предметными компетенциями.
Междисциплинарность программ ДПО судей предопределена самим содержанием правосудия. Законодательство и правовые принципы действуют в условиях изменяющегося социального контекста, поэтому судье важно осваивать как правоприменительные навыки, так и аккумулировать социокультурный опыт, являющийся важным условием справедливого разрешения дела. В образовательные программы, наряду с правовыми курсами, должны включаться курсы судейской этики, русского языка, лидерства, психологии общения, правила поведения. Подготовка судей не может ограничиваться изучением права. В частности, судья должен быть подготовлен с точки зрения инклюзивного подхода.
Важным началом их обучения является принцип «судьи учат судей», предполагающий привлечение к обучению как действующих судей, так и судей, пребывающих в отставке, а также преподавателей со специальными профессиональными и методическими компетенциями. Непременным и обязательным условием их участия в образовательных программах, помимо соответствия квалификационным стандартам [22], следует признать наличие опыта судебной деятельности или иной специальной подготовки, например, в форме стажировки в суде, участия
13 : официальный сайт Национальной академии судей [Элек-
тронный ресурс]. 23.12.2021. URL: http://njc.chinacourt.org/article/detail/2021/12/id/6588379.shtmi (дата обращения: 02.04.2022).
в деятельности научно-консультативных советов, созданных при судах, органов судейского сообщества. Такая подготовка призвана учесть модель размышления судей, названная как «интуитивный приоритет с критическим контролем» [23], а также судебную этику и ценности судебной работы.
Так, анализ преподавательского состава четырех программ повышения квалификации российских судей арбитражных судов объемом 40 ч, состоявшихся с 28 февраля по 1 апреля 2022 г., показал реализацию специального профессионального критерия подбора преподавателей для ДПО судей (табл. 2)
Целям удовлетворения запросов судей в обучении служит разнообразная линейка способов и методов обучения. В Российском государственном университете правосудия широко используются решение кейсов, составленных на основе конкретных судебных дел; обсуждение вопросов с приглашением судей вышестоящих инстанций; тренинги в отношении стрессовых ситуаций в суде; методы
«круглых столов»; наставничество; дистанционное обучение; лекции-дискуссии и проблемные лекции [11]. Формой образовательной практики, учитывающей российскую географию расположения судов, служит проведение выездного круглого стола в субъектах Российской Федерации.
Анализ педагогических практик, используемых в зарубежных судебных школах, позволил выявить ряд форматов, имеющих перспективу внедрения в российскую практику обучения судей.
Так, опыт судебной школы Испании показывает высокую результативность такого метода обучения как проведение Судебной летней школы, которая рассматривается как лаборатория идей по проблемам судебной деятельности. Для каждой такой школы выбирается своя тема, определяющая цель деятельности судей в рамках данной формы повышения квалификации. Летняя школа направлена на обсуждение и выработку рекомендаций и предложений по тем вопросам, которые в силу их актуальности требуют решения в судебной системе14.
Т а б л и ц а 2. Преподавательский состав в образовательных программах судебной школы России
T a b l e 2. Teaching staff in the educational programs of the judicial school in Russia
Преподавательский состав / Teaching staff
Программы повышения квалификации / Professional Development Programs
2 3 4
18 15 14
3 3 5
15 12 9
3 2 1
3* 1 2**
2 3 4
Общее количество преподавателей 16
в том числе
с ученой степенью доктора юридических наук / 7
with a Dr.Sci. (Law)
с ученой степенью кандидата юридических наук / 8
with a Cand.Sci. (Law)
руководители судов / court leaders 1
судьи / judges 1
члены научно-консультативного совета при Верховном 1 Суде (ВС) РФ и эксперты Совета судей РФ / Members of the Scientific Advisory Council under the Supreme Court of the Russian Federation and experts of the Council of Judges of the Russian Federation
Примечания / Notes: * - 2 судьи ВС РФ и 1 судья Суда ЕАЭС / 2 judges of the Supreme Court of the Russian Federation and 1 judge of the Court of the Eurasian Economic Union; ** - судьи ВС РФ / judges of the Supreme Court of the Russian Federation.
1
14 Poder Judicial España [Электронный ресурс]. URL: https://www.poderjudicial.es/cgpj/es/Temas/ Escuela-Judicial (дата обращения: 02.04.2022).
Использование форматов таких школ в российском образовательном ландшафте ДПО судей позволило бы, наряду с образовательными целями, эффективно решать многие задачи внутрисистемного управления судами, в частности, подготавливать проекты нормативных правовых актов, касающихся деятельности судов, вырабатывать рекомендации по актуальным направлениям судебной практики.
Значительным потенциалом образовательного характера обладает метод создания специализированных юридических исследовательских групп, создаваемых для проведения аналитической работы по вопросам, представляющим значительный интерес для судебной системы. Результаты деятельности могут быть опубликованы, а судьи привлечены в качестве преподавателей судебной школы по профилю проведенного исследования. Подобный метод с отдельными особенностями используется в судебных школах Болгарии, Испании, Китая, Франции и др.
Во время пандемии СОУГО-19 все судебные школы перешли на цифровые форматы обучения судей, включая дистанционное и онлайн-обучение.
Преимущества электронного обучения широко известны [24], в отношении судейского образования ими являются сокращение финансовых затрат на обучение, его удобство и комфорт, что достигается присутствием судьи в привычной для него обстановке, без резкого изменения образа жизни и удаления от семьи и близких, более качественные образовательные материалы (презентации, микрофильмы и др.).
Важным преимуществом цифрового обучения является массовый охват образовательными программами большого числа судей. Так, Китайская академия судей преимущества электронного и он-лайн-обучения характеризует характеристиками «быстрого действия, широкого охвата и множественных форм»15.
Формой электронного обучения судей признается электронная библиотека, содержащая электронные ресурсы по-
стоянного доступа. Так, в РГУП создан информационно-образовательный портал, содержащий электронные ресурсы (специальную литературу) по юриспруденции, экономике, судебной статистике, судейской этике, позволяющий судьям самостоятельно получать необходимые им знания в удобное для них время.
Электронный образовательный процесс в судейской аудитории является особым педагогическим процессом, не сводимым к сумме технологий. Главной опасностью онлайн-обучения судей, снижающей эффекты судейского непрерывного образования, помимо рисков технического и психологического характера, является затруднительность обмена опытом между судьями. Между тем обмен опытом следует считать одной из важнейших задач ДПО судей. Межличностное и профессиональное общение судей составляет основу многих форматов обучения судей, таких как дискуссии, обсуждения, тренинги, разбор практических ситуаций при рассмотрении дел, спорных аспектов судейского поведения.
Онлайн-обучение минимизирует профессиональное общение, уменьшая погружение слушателя в реальный судейский контекст, со свойственными ему межличностными отношениями, ролевыми позициями, коммуникациями и взаимодействиями [25]. В связи с чем возросла пассивность судей, значительно снизилась обратная связь, проявляющаяся в формах реакции на образовательный материал (вопросы, реплики, отражающие личное мнение). Причинами являются трудности перевода устных коммуникаций в письменный вид (написать в чат сложнее, чем задать вопрос устно), попытка судей в силу чрезмерной нагрузки на суды совместить рассмотрение дел и онлайн-об-учение, поскольку обучение проводится с рабочего места судьи.
Избежать опасностей избыточного «цифрового оптимизма», где преувеличиваются возможности цифровой образовательной среды как средства коммуника-
15 В полной мере используйте преимущества онлайн-обучения и расширяйте каналы онлайн-обуче-ния : официальный сайт Национальной академии судей [Электронный ресурс]. URL: http://njc.chinacourt. org/article/detail/2021/11/id/6588328.shtml (дата обращения: 02.04.2022).
ций и недооцениваются факторы живого общения и передачи индивидуального профессионального опыта [25], позволит смешанная модель образовательного процесса ДПО судей, которая должна сочетать традиционные и цифровые форматы обучения, включая онлайн-технологии и дистанционные электронные ресурсы. Причем последние следует рассматривать как дополнительные применительно к традиционным и онлайн-образовательным продуктам. Эффективность форматов онлайн-обучения судей может достигаться посредством 1) снижения количества слушателей до состава ординарных студенческих групп - 25-30 чел., что позволит внедрять и апробировать интерактивные методы ДПО; 2) расширения вариативности методов обучения. Модель смешанного образовательного процесса может быть растянута по времени, имея характер накопительного образовательного продукта, позволяя чередовать разные по характеру методики судейского обучения.
Обсуждение и заключение
На основании вышеизложенного и с учетом опыта организации ДПО судей в российской и зарубежных судебных школах сформулированы следующие выводы.
1. Закономерностями, определяющими современные тренды эволюции ДПО судей как государственно-правового и образовательного института, являются его институционализация, профессионализа-
ция, разнообразие образовательных программ и методик обучения судей.
2. Основные направления институ-ционализации института дополнительного профессионального образования судей в России связаны с правовым закреплением дополнительных оснований для прохождения курсов повышения квалификации, объемов обучения по программам дополнительного профессионального обучения, финансирования обучения судей из средств федерального бюджета, статуса Российского государственного университета правосудия в качестве российской модели судейского учебного центра.
3. Образовательными принципами ДПО судей, определяющими дальнейшее совершенствование модели учебного процесса и образовательных практик, являются обучение на основе потребностей, обучение судей самими судьями, междис-циплинарность обучения судей, многообразие образовательных программ, разнообразие современных методов обучения и форматов учебных мероприятий, смешанный характер образовательного процесса, сочетающий традиционные и цифровые форматы обучения.
Полученные выводы вносят вклад в развитие института дополнительного профессионального образования судей, образовательных практик непрерывного обучения судей на протяжении их карьеры, а также позволяют использовать полученные результаты в правотворческом и образовательном процессах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Игнатьева Г. А. Андрагогика Семена Григорьевича Вершловского - социально-педагогическое открытие для образования взрослых XXI века // Непрерывное образование. 2021. № 1 (35). С. 4-8. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/н0_выпуск_35.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
2. Римская О. Н., Анохов И. В., Кранбихлер В. С. Человеческий капитал в промышленности 4.0. Настоящее и будущее // Экономика науки. 2021. Т. 7, № 4. С. 275-289. doi: https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-4-275-289
3. Бермус А. Г., Сериков В. В., Алтыникова Н. В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 4. С. 667-691. doi: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691
4. Сухарева М. А. Теоретико-методологические основы непрерывного образования // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 2. С. 16-27. URL: http:// vestnik21msu.ru/articles/article/4582/# (дата обращения: 02.04.2022).
5. Архипова Л. Б., Лапаева В. В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов // Российское правосудие. 2007. № 4. С. 93-100.
6. Сенякин Н. Н., Балашова И. Н. Профессиональная подготовка и повышение квалификации судей: комментарий к статье 20.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Юрист. 2011. № 19. С. 11-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17042539 (дата обращения: 02.04.2022).
7. Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Деловая игра как средство профессиональной переподготовки судей // Российское правосудие. 2013. № 9. С. 97-110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21202051 (дата обращения: 02.04.2022).
8. Абдулин Р. С. Профессиональные кадры - основа судебной системы России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 2. С. 62-70. URL: http://bukvoved.ru/anno/anno-02-2010.html#z8 (дата обращения: 02.04.2022).
9. Кудрявцева Е. П. Пути оптимизации судебной деятельности // Российское правосудие. 2015. № 4. С. 58-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23732781 (дата обращения: 02.04.2022).
10. Ершов В. В. Теоретические и практические проблемы специализированного обучения в Российской академии правосудия // Российское правосудие. 2009. № 2. С. 87-96. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=12832429 (дата обращения: 02.04.2022).
11. Ершов В. В. Специализированное обучение работников судебной системы в Российской Федерации // Российское правосудие. 2016. № 1. С. 5-10. doi: https://doi.Org/10.17238/issn2072-909X.2016.1.5
12. Пейсиков В. В. Сравнительно-правовой анализ международного и зарубежного законодательства в области статуса судей // Российский судья. 2004. № 12. С. 4-8.
13. Пейсиков В. В. Отбор и подготовка судей: международное и зарубежное законодательство // Мировой судья. 2005. № 1. С. 9-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16924428 (дата обращения: 02.04.2022).
14. Пухнаревич С. И. Правовые формы обучения судей по программам дополнительного профессионального образования: понятие, виды, содержание // Российское правосудие. 2020. № 11. С. 41-46. doi: https://doi.org/10.37399/issn2072-909X.2020.11.41-46
15. González L., Cooper J. Judicial Training in Latin America: Study on the Practices of the Judicial Colleges // Judicial Education and Training. Journal of the International Organization for Judicial Training. 2018. Issue 6. P. 57-68. URL: https://ncfsc-web.squiz.cloud/__data/assets/pdf_file/0019/6319/iojt-journal-2018.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
16. Xiaomin L. China's Judges' Education and Training Reform: Practice and Future Innovation // Judicial Education and Training. Journal of the International Organization for Judicial Training. 2018. Issue 6. P. 77-81. URL: https:// ncfsc-web.squiz.cloud/ data/assets/pdf file/0019/6319/iojt-journal-2018.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
17. Richards D. Current Models of Judicial Training: An Updated Review of Initial and Continuous Training Models across Western Democratic Jurisdictions // Judicial Education and Training. Journal of the International
Organization for Judicial Training. 2016. Issue 5. P. 41-52. URL: https://ncfsc-web.squiz.doud/_data/assets/
pdf_file/0017/6146/iojtjournal005.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
18. Бакулина М. С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168-173. URL: https:// readera.org/sistemnyj-i-kompleksnyj-podhodyshodstvo-i-razlichie-144153180 (дата обращения: 02.04.2022).
19. Лапшова Е. С., Николаева С. В. Влияние профессиональной подготовки, переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 16, № 4. С. 137-149. doi: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.9
20. Бурдина Е. В. Морально-этический статус судьи: понятие, структура и содержание // Российское правосудие. 2019. № 5. С. 14-32. doi: https://doi.org/10.17238/issn2072-909X.2019.5.14-32
21. Орлихина Н. Е., Махновец С. Н. Непрерывное образование взрослых: теоретические подходы и тенденции развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4. С. 263-268. URL: http://eprints.tversu.ru/8585 (дата обращения: 02.04.2022).
22. Кузнецова А. Г., Яровая Е. Б. Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 1. С. 174-193. doi: https:// doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193
23. Guthrie C., Rachlinski J., Wistrich A. Blinking on the Bench: How Judges Decide Cases // Cornell Law Review. 2007. Vol. 93, issue 1. URL: https://scholarship.law.cornell.edu/clr/vol93/iss1/9 (дата обращения: 02.04.2022).
24. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов - будущих психологов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. С. 80-94. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n3/ Shalaginova_Dekina.shtml (дата обращения: 02.04.2022).
25. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Цифровая трансформация дополнительного профессионального образования Республики Татарстан // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 107-114. URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/2(42)202Lpdf (дата обращения: 02.04.2022).
Поступила 05.04.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 05.09.2022.
Об авторах:
Бурдина Елена Владимировна, заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия (117418, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69), доктор юридических наук, доцент, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5431-7634, Scopus ID: 57202214784, Researcher ID: B-6469-2018, elenburdina@yandex.ru
Александров Сергей Васильевич, председатель Арбитражного суда Республики Мордовия (430030, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 177), кандидат юридических наук, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-1692-5505, s_v_aleksandrov@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
Е. В. Бурдина - концепция статьи; анализ полученных данных; доработка начального варианта текста.
С. В. Александров - сбор материалов по отечественным и зарубежным практикам; подготовка первоначального варианта статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
REFERENCES
1. Ignatyeva G.A. Andragogy of Semyon Grigoryevich Vershlovsky - a Social and Pedagogical Discovery for Adult Education in the XXI Century. Nepreryvnoe obrazovanie. 2021;(1):4-8. Available at: https://spbappo. ru/wp-content/uploads/2021/03/HD_BtmycK_35.pdf (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
2. Rimskaya O.N., Anokhov I.V., Kranbikhler V.S. Human Capital in Industry 4.0. Present and Future. The Economics of Science. 2021;7(4):275-289. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-4-275-289
3. Bermus A.G., Serikov V.V., Altynikova N.V. Content of Pedagogical Education in the Modern World: Meanings, Problems, Practices and Development Prospects. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021;18(4):667-691. doi: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691
4. Sukhareva M.A. Theoretical and Methodological Foundations of Continuous Education. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo). 2019;(2):16-27. Available at: http:// vestnik21msu.ru/articles/article/4582/# (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
5. Arkhipova L.B., Lapaeva V.V. [Professional Retraining and Advanced Training of Judges and Court Staff]. Rossiyskoepravosudie. 2007;(4):93-100. (In Russ.)
6. Senyakin N.N., Balashova I.N. [Professional Training and Advanced Training of Judges: Commentary on Article 20.1 of the Law of the Russian Federation "On the Status of Judges in the Russian Federation"]. Yurist. 2011;(19):11-16. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17042539 (accessed 02.04.2022). (In Russ.)
7. Cherkashina I.L., Cherkashin V.A. Business Game as Mean of Professional Retraining of Judges. Rossiyskoe pravosudie. 2013;(9):97-110. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21202051 (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Abdulin R.S. Professional Personnel - the Basis of Legal System of Russia. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2010;(2):62-70. Available at: http://bukvoved.ru/anno/anno-02-2010.html#z8 (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Kudryavtseva E.P. Ways of Courts Activity Optimization. Rossiyskoe pravosudie. 2015;(4):58-70. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23732781 (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
10. Ershov V.V. [Theoretical and Practical Problems of Specialized Education in the Russian Academy of Justice]. Rossiyskoe pravosudie. 2009;(2):87-96. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12832429 (accessed 02.04.2022). (In Russ.)
11. Ershov V.V. Specialized Training of Judicial Officials in the Russian Federation. Rossiyskoe pravosudie. 2016;(1):5—10. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17238/issn2072-909X.2016.L5
12. Peysikov V.V. [Comparative Legal Analysis of International and Foreign Legislation in the Field of the Status of Judges]. Rossiyskiy sudya. 2004;(12):4-8. (In Russ.)
13. Peysikov V.V. [Selection and Training of Judges: International and Foreign Legislation]. Mirovoy sudya. 2005;(1):9-13. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16924428 (accessed 02.04.2022). (In Russ.)
14. Pukhnarevich S.I. Legal Forms of Further Professional Education for Judges: Concept, Types, Content. Rossiyskoe pravosudie. 2020;(11):41-46. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.37399/issn2072-909X.2020.11.41-46
15. González L., Cooper J. Judicial Training in Latin America: Study on the Practices ofthe Judicial Colleges. Judicial Education and Training. Journal of the International Organization for Judicial Training. 2018;(6):57-68. Available at: https://ncfsc-web.squiz.doud/ data/assets/pdf file/0019/6319/iojt-journal-2018.pdf (accessed 02.04.2022).
16. Xiaomin L. China's Judges' Education and Training Reform: Practice and Future Innovation. Judicial Education and Training. Journal of the International Organization for Judicial Training. 2018;(6):77-81. Available at: https://ncfsc-web.squiz.doud/__data/assets/pdf_file/0019/6319/iojt-journal-2018.pdf (accessed 02.04.2022).
17. Richards D. Current Models of Judicial Training: An Updated Review of Initial and Continuous Training Models across Western Democratic Jurisdictions. Judicial Education and Training. Journal of the International
Organization for Judicial Training. 2016;(5):41-52. Available at: https://ncfsc-web.squiz.doud/_data/assets/
pdf_file/0017/6146/iojtjournal005.pdf (accessed 02.04.2022).
18. Bakulina M.S. [Systemic and Integrated Approaches: Similarities and Differences]. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. 2011;(2):168-173. Available at: https://readera. org/sistemnyj-i-kompleksnyj-podhodyshodstvo-i-razlichie-144153180 (accessed 02.04.2022). (In Russ.)
19. Lapshova E.S., Nikolaeva S.V. The Impact of Vocational Training or Retraining on Professional Activities of Older People. Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2019;16(4):137-149. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.9
20. Burdina E.V. Ethical Status of the Judge: Concept, Structure and Content. Rossiyskoe pravosudie. 2019;(5):14-32. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17238/issn2072-909X.2019.5.14-32
21. Orlikhina N.E., Makhnovets S.N. Continuous Adult Education: Theoretical Approaches and Development Trends. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika ipsikhologiya. 2018;(4):263-268. Available at: http://eprints.tversu.ru/8585 (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
22. Kuznetsova A.G., Yarovaya E.B. Designing a Teacher's Horizontal Career based on Additional Types of Pedagogical Activities and Professional Achievements: Russian and International Experiences. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021;18(1):174-193. doi: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193
23. Guthrie C., Rachlinski J., Wistrich A. Blinking on the Bench: How Judges Decide Cases. Cornell Law Review. 2007;93(1). Available at: https://scholarship.law.cornell.edu/clr/vol93/iss1/9 (accessed 02.04.2022).
24. Shalaginova K.S., Dekina E.V. Psychological and Pedagogical Aspects of Distance Education in a Pandemic: Based on the Materials of a Survey of Students - Future Psychologists. Psychological-Educational Studies. 2020;12(3):80-94. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n3/Shalaginova_Dekina.shtml (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
25. Nugumanova L., Shaukhutdinova G., Yakovenko T. Digital Transformation of Supplementary Vocational Education in the Republic of Tatarstan. Professional Education in Russia and Abroad. 2021;(2):107-114. Available at: http://www.prof-obr42.ru/Archives/2(42)2021.pdf (accessed 02.04.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
Submitted 05.04.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 05.09.2022.
About the authors:
Elena V. Burdina, Head of the Chair of Organization of the Judiciary and Law Enforcement, The Russian State University of Justice (69 Novocheryomushkinskaya St., Moscow 117418, Russian Federation), Dr.Sci. (Law), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5431-7634, Scopus ID: 57202214784, Researcher ID: B-6469-2018, elenburdina@yandex.ru
Sergey V. Alexandrov, Chairman of the Arbitration Court of the Republic of Mordovia (177 Polezhaev St., Saransk 430030, Russian Federation), Cand.Sci. (Law), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1692-5505, s_v_aleksandrov@mail.ru
Contributions of the authors:
E. V. Burdina - concept of the article; analysis of the data obtained; finalization of the initial version of the text.
S. V. Alexandrov - collection of materials on domestic and foreign practices; preparation of the initial version of the article.
All authors have read and approved the final manuscript.