Научная статья на тему 'Профессиональное обучение судей как одно из приоритетных направлений совершенствования судебной системы Республики Казахстан'

Профессиональное обучение судей как одно из приоритетных направлений совершенствования судебной системы Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1862
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУДЕБНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СУДЕЙ / ПОДГОТОВКА СУДЕЙ / ПОДГОТОВКА СУДЕЙСКИХ КАДРОВ / ПЕРЕПОДГОТОВКА СУДЕЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СУДЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА / СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОТБОРА СУДЕЙ / АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ / LEGAL EDUCATION / JUDICIAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING OF JUDGES / TRAINING OF JUDGES / FORMATION OF THE JUDICIARY / JUDICIAL ACTIVITIES / MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF SELECTION OF JUDGES / ACADEMY OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аблаева Эльвира Бекболатовна

Модернизация системы отбора судей Республики Казахстан является одним из направлений судебных реформ. Модернизация системы отбора судей РК включает в себя комплекс мер по отбору кандидатов должности судей, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации судей, формированию судейского корпуса и укомплектованию резерва судей. В контексте обозначенной реформы актуальными являются вопросы развития и совершенствования судебного образования. Эффективность деятельности судебной системы по отправлению правосудия зависит от форм и методов подготовки судейских кадров. Высшая степень профессионализма и глубокий уровень правовой культуры судей это в первую очередь имидж правового государства. Препятствием на этом пути является отсутствие профессиональных программ подготовки судей. В условиях индустриально-инновационного развития страны систему юридического образования и юридической практики необходимо привести в соответствие смеждународными стандартами правосудия. Образование судей должно быть фундаментальным, специализированным и непрерывным. Вместе с тем требуется пересмотреть порядок отбора и условия вступления в должность судей в Республике Казахстан путем осуществления первичной теоретической и практической подготовки будущих судей в соответствии со специализацией судов и судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Training of Judges as one of the Priority Directions of Improvement of the Judicial System of the Republic of Kazakhstan

Modernization of the selection of judges system in Kazakhstan is one of the areas of judicial reforms. Modernization of the system of selection of Kazakhstan judges includes a set of measures for the selection of candidates of judges, professional training, retraining and advanced training of judges, the formation of the judicial corps and the staffing of reserve judges. In the context of the given reform, matters of development and improvement of judicial education are highly important. The efficiency of the judicial system on the administration of justice depends on the forms and methods of training of judges. The highest degree of professionalism and the deep level of legal culture of judges is first and foremost the image of a legal state. The obstacle is the lack of professional training programmes for judges. In terms of industrial-innovative development of the country, the system of legal education and legal practice must be brought into compliance with international standards of justice. Education of judges should be fundamental, specialized and continuous. However, it is required to revise the procedure for the selection and terms of entry to the judges in the Republic of Kazakhstan through the implementation of primary theoretical and practical training of future judges in accordance with the specialization of courts and judges.

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение судей как одно из приоритетных направлений совершенствования судебной системы Республики Казахстан»

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э. Б. Аблаева*

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СУДЕЙ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аннотация. Модернизация системы отбора судей Республики Казахстан является одним из направлений судебных реформ. Модернизация системы отбора судей РК включает в себя комплекс мер по отбору кандидатов должности судей, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации судей, формированию судейского корпуса и укомплектованию резерва судей. В контексте обозначенной реформы актуальными являются вопросы развития и совершенствования судебного образования. Эффективность деятельности судебной системы по отправлению правосудия зависит от форм и методов подготовки судейских кадров. Высшая степень профессионализма и глубокий уровень правовой культуры судей это в первую очередь имидж правового государства. Препятствием на этом пути является отсутствие профессиональных программ подготовки судей. В условиях индустриально-инновационного развития страны систему юридического образования и юридической практики необходимо привести в соответствие смеждународными стандартами правосудия. Образование судей должно быть фундаментальным, специализированным и непрерывным. Вместе с тем требуется пересмотреть порядок отбора и условия вступления в должность судей в Республике Казахстан путем осуществления первичной теоретической и практической подготовки будущих судей в соответствии со специализацией судов и судей.

Ключевые слова: юридическое образование, судебное образование, профессиональное обучение судей, подготовка судей, подготовка судейских кадров, переподготовка судей, повышение квалификации судей, формирование судейского корпуса, судебная деятельность, модернизация системы отбора судей, Академия правосудия.

РО!: 10.17803/1729-5920.2018.136.3.153-166

В настоящее время, в условиях обеспечения верховенства закона и доступности правосудия, а также гарантий защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в числе приоритетных направлений правовых реформ стоят важнейшие задачи по совершенствованию системы казахстанского законодательства и приведению ее в соответствие с лучшей мировой практикой. Сосредотачивая

свое внимание непосредственно на основных направлениях судебных реформ в Республике Казахстан, мы выделяем три вектора судебной реформы:

1) модернизация системы отбора судей РК;

2) модернизация судоустройства РК;

3) модернизация судопроизводства РК. Весьма важно отметить, что модернизация

системы отбора судей РК в целом предполагает

© Аблаева Э. Б., 2018

* Аблаева Эльвира Бекболатовна, кандидат юридических наук, и. о. доцента кафедры юридических дисциплин Университета «Астана» [email protected]

010000, Республика Казахстан, г. Астана, просп. Республики, д. 18, кв. 6

комплекс мер, направленных на улучшение системы отбора кандидатов в должности судей, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации судей и сотрудников судов, качественное укомплектование судейского корпуса и кадрового резерва судей, а также развитие системы непрерывного судебного образования в Республике Казахстан. В соответствии с этим в представленной работе мы делаем попытку более широко рассмотреть именно те меры, которые направлены на развитие системы непрерывного судебного образования в Республике Казахстан.

В 1997 г. Республика Казахстан приняла Стратегию «Казахстан-2030», в котором обозначила долгосрочный путь развития независимого государства. В целях достижения стратегических целей долгосрочное развитие Казахстана проходит несколько этапов его реализации по трехлетним, пятилетним и десятилетним планам развития: — Стратегический план развития Республики Казахстан на 1998— 2000 годы; — Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года; — Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года.

В продолжение данного вопроса отметим, что в настоящее время по поручению Главы РК — Н. Назарбаева, озвученной в его ежегодном Послании народу Казахстана от 31 января 2017 г.1, Правительством РК обсуждаются вопросы по разработке следующего Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, содержащего в себе стратегические цели третьей модернизации страны, именуемой «Национальная технологическая инициатива Казахстана».

В стратегическом документе, охватывающем период развития страны до 2020 года, акцент сделан на реформах в следующих сферах: 1) усиление прозрачности и независимости судебной системы, беспристрастности и профессионализма судейского корпуса;

2) совершенствование законодательства и повышение качества нормотворчества;

3) повышение уровня правовой культуры населения, в том числе профессиональной культуры работников судебных и правоохранительных органов и обеспечение реального доступа граждан к квалифицированной юридической помощи2. Основные направления развития национальной правовой системы определены в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, составной частью которой является и правовое регулирование научной и образовательной деятельности3.

В целом концептуальный документ особое внимание уделяет вопросам улучшения качества юридического образования и совершенствования казахстанского рынка юридических услуг, разработки новых форм и методов подготовки юристов разного профиля, активизации научных исследований по актуальным проблемам теории права и практики его применения, повышения уровня правовой культуры сотрудников правоохранительных, правозащитных, судебных систем и юридической грамотности населения.

Важно отметить, что система образования и науки играет значимую роль в индустриально-инновационном развитии государства. Обозначив пять приоритетов в своем Послании народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», Президент РК сказал, что в целях реализации четвертого приоритета по улучшению качества человеческого капитала необходимо изменить прежде всего роль системы образования. Наша задача — сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации4.

Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1700002017.

Указ Президента РК от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/U100000922_.

Указ Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/U090000858_.

Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 г.

1

2

3

4

Именно в условиях достижения задачи по индустриально-инновационному развитию страны, повышения качества человеческих ресурсов и эффективного использования его интеллектуального потенциала государство отказывается от устаревшей методологической базы подготовки юридических кадров, оно предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке юристов, их психолого-педагогическим установкам, духовно-нравственному содержанию и деловым качествам.

Проблеме юридического образования на постсоветском пространстве ученые-теоретики стали придавать значение еще в конце прошлого столетия, предметом их изучения были история и современное состояние юридического образования, вопросы повышения качества и совершенствования методики преподавания юридических дисциплин и т.п. Сегодня настало именно то время, когда высшие учебные заведения стали углубляться в проблемы системы менеджмента и качества юридического образования, решение которых служило бы гарантией соответствия кадров требованиям образовательных стандартов и интересам работодателей.

Так, В. В. Блажеев — ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, выступая на Всероссийской конференции преподавателей конституционного права, посвященной 20-летию Конституции РФ, отметил: «Современное юридическое образование призвано обеспечить подготовку выпускников, осознающих особую значимость конституционных ценностей для упрочения и развития основ государственной и общественной жизни, способных к участию в их реализации правовыми методами и сред-ствами»5.

Важнейшей целью профессиональных юристов Н. Я. Соколов считает защиту ими законных прав и интересов личности, поскольку это органично вытекает из природы правового государства. Принципы господства права и верховенства закона, на верный взгляд Н. Я. Соколова, являются важнейшими показателями уровня профессиональной культуры. Автор подчеркивает, что высокая профессиональная

культура, точное и неукоснительное исполнение юристами возложенных на них функций выступают важной гарантией прав личности, что накладывает на работников правоохранительных и других юридических органов особую ответственность6.

По справедливому суждению А. К. Голичен-кова, необходимым фактором подготовки качественных юридических кадров, обеспечения надлежащего уровня правовых знаний и правового воспитания населения, преодоления правового нигилизма граждан и, особенно, руководящих кадров органов государственной власти является непрерывность юридического образования7.

Как нам известно, шаги интеграции Республики Казахстан в мировое научно-образовательное пространство повлекло за собой переход от традиционной системы обучения к кредитной технологии обучения, в последующем и присоединение Республики Казахстан в 2010 г. к Болонскому процессу, представленному трехуровневой системой образования: «бакалавриат — магистратура — докторантура». Реализация кредитной технологии обучения в Республике Казахстан привела к самостоятельному планированию обучения обучающимся и расширению его свободы выбора, что позволяет ему «на выходе» в рамках специальности получить те навыки и компетенции, которые нацелены на конкретную сферу деятельности. Обучающийся по своему усмотрению определяет элективные дисциплины, преподавателя и образовательную траекторию, которые отражают его индивидуальную подготовку по соответствующим профессиональным образовательным программам. В этом плане значительная роль отведена тем преподавателям, которые в период всего обучения выступают академическими наставниками и консультантами, оказывая помощь в освоении обучающимися учебных дисциплин и формировании их образовательной траектории. Известно, что образовательные программы реализуются через рабочие учебные планы, разрабатываемые и утверждаемые организацией образования самостоятельно, которые в итоге определяют трудоемкость

Блажеев В. В. Актуальные вопросы преподавания конституционного права // Сборник материалов Всероссийской конференции преподавателей конституционного права, посвященной 20-летию Конституции РФ (27 июня 2013 г.). М. : Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. С. 15. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов и законность // Lex Russica. 2009. № 1. С. 65. ГоличенковА. К. Юридическое образование в России: вызовы XXI века // Lex Russica. 2010. № 2. С. 309.

5

6

7

годовой учебной нагрузки преподавателя. Ввиду этого нельзя исключать личную заинтересованность членов профессорско-преподавательского состава кафедр в освоении обучающимися тех или иных учебных дисциплин, которые соответствуют именно профилю преподавателя, а не интересам обучающегося. К тому же нередко бывает изучение обучающимися учебных дисциплин с нарушением логики освоения образовательной профессиональной программы.

Каковы новые требования к рассматриваемой нами ныне системе подготовке юристов? На повестке дня один из острых вопросов о востребованности на рынке труда юристов широкого профиля или все же узкого профиля, либо, другими словами, в Республике Казахстан необходимо осуществлять подготовку многопрофильных юристов или разнопрофильных юристов?

Интеграция стран Евразийского экономического сообщества в европейское образовательное и научное пространство положительно одобрено лишь государственными органами этих стран, но не находит полной поддержки у научного сообщества. По сегодняшний день российские ученые обеспокоены состоянием ориентированной на практику современной системы образования, ведь былая традиционная система образования, которая осуществляла фундаментальную образовательную подготовку специалистов, была признана одной из самых лучших в мире. В этой связи поднимаются вопросы о пересмотре действующей системы высшего образования, в первую очередь юридического, учитывая положительные моменты системы образования европейских стран и не вытесняя при этом традиционные особенности отечественной подготовки кадров.

Президент РК Н. Назарбаев в выступлении на расширенном заседании Правительства РК

в Астане 6 мая 2015 г. не случайно заострил свое внимание на вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей и судейских работников, а также отметил особую роль Верховного Суда РК в совершенствовании казахстанской судебной системы. В целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики, 18-м шагом Государственной программы «План нации. 100 конкретных шагов» было предусмотрено выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления при Президенте РК8.

Во исполнение этого приоритетного направления Указом Президента РК от 18 февраля 2016 г. № 1989 было образовано республиканское государственное учреждение «Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан» с особым статусом высшего учебного заведения.

Таким образом, годы спустя Верховный Суд РК вновь наделен функциями уполномоченного государственного органа по осуществлению государственной политики в сфере судебного образования. Академия правосудия существует 15 лет. В целях подготовки и повышения профессионального уровня судей и работников судебной системы по отправлению правосудия постановлением Правительства РК от 4 декабря 2001 г. № 1567 при Верховном Суде РК был создан Институт повышения квалификации судей и работников судебной системы10. В последующем постановлением Правительства РК от 30 сентября 2003 г. № 1008 данный Институт был преобразован в Судебную академию11, основным видом деятельности которой являлись подготовка кадров судебной системы и повышение квалификации судей и работников судебной системы. Верховный Суд РК до реорганизации Академии государственной службы при Президенте РК и Судебной академии при Верховном Суде

План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» : Программа Президента РК от 20 мая 2015 г // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/K1500000100_.

Указ Президента РК от 18 февраля 2016 г. № 198 «Об образовании Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/U1600000198_.

Постановление Правительства РК от 4 декабря 2001 г. № 1567 «О создании государственного учреждения «Институт повышения квалификации судей и работников судебной системы при Верховном Суде Республики Казахстан» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/P010001567.

Постановление Правительства РК от 30 сентября 2003 г. № 1008 «О переименовании государственного учреждения "Институт повышения квалификации судей и работников судебной системы при Верхов-

8

9

10

11

РК в форме их слияния в Академию государственного управления при Президенте РК12, как известно, осуществлял общее управление Судебной академией.

В настоящее время в реализации научно-образовательной политики государства Верховным Судом РК осуществляются меры, направленные на подготовку судей, на обеспечение органов судебной системы высококвалифицированными кадрами, укомплектование кадрового резерва судей компетентными судьями, имеющими большой опыт работы в судейских должностях. Среди мер, осуществляемых Верховным Судом РК в сфере судебного образования, можно выделить разработанные им четырехлетние и пятилетние программы мероприятий, которые заложены в Стратегиях судебного образования Республики Казахстан, рассчитанных на 2012—2016 и на 2017—2020 годы.

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания Стратегии судебного образования на 2017—2020 годы, обратимся к особым заслугам действующего Председателя Верховного Суда РК — К. Мами в реализации образовательной политики в судебной системе. Он одним из первых поставил задачу определения возможных направлений развития профессионального образования судей и работников судебной системы в Казахстане. На основе глубокого монографического исследования, учитывая мировой опыт — России, Германии, Испании, Португалии, Швеции и Нидерландов — в области профессиональной подготовки судей, еще в 2003—2004 гг. К. Мами предложил введение концептуальной стратегии профессионального образования судей и судебных работников Республики Казахстан13.

По сегодняшний день научные взгляды К. Мами на подготовку кадров судебной системы актуальны.

Новая стратегия развития судебного образования Республики Казахстан на 2017—2020 годы ставит перед собой цель — дальнейшее совершенствование качества, методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для судебной системы14.

В реализации задач и функций по совершенствованию программ непрерывного судебного образования и повышения квалификации судей и сотрудников судебной системы ответственная роль отводится консультативно-совещательному органу при Председателе Верховного Суда РК на Координационный совет по судебному образованию15.

Итак, на современном этапе судебное образование в Республике Казахстан осуществляется по трем направлениям:

1) специализированная подготовка кадров для судебной системы и государственной службы РК путем реализации по государственному заказу образовательной программы магистратуры по специальности «6М030100 — Юриспруденция» с нормативным сроком обучения 2 года. Подготовка магистров-юристов осуществляется с отрывом от производства;

2) осуществление профессиональной переподготовки, повышения квалификации действующих судей и других работников судебной системы;

3) реализация научно-исследовательской деятельности в сфере организации и функционирования судебной системы, а также по вопросам обобщения судебной практики и анализа законодательства.

ном Суде Республики Казахстан" в государственное учреждение "Судебная академия при Верховном Суде Республики Казахстан"» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/P030001008_.

12 Указ Президента Республики Казахстан от 31 мая 2005 г. № 1583 «О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных органов Республики Казахстан» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/U050001583_.

13 Мами К. А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: основные тенденции и приоритеты. М. : Наука ; Алматы, 2004. С. 277.

14 Стратегия судебного образования Республики Казахстан на 2017—2020 годы // Судебное образование. Сайт Верховного Суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/strategiya-sudebnogo-obrazovaniya-na-2017-2020-gody.

15 Распоряжение Председателя Верховного Суда РК от 2 ноября 2012 г. № 326 «Положение о Координационном совете по судебному образованию при Председателе Верховного Суда Республики Казахстан» // Сайт Верховного Суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/obshchie-polozheniya.

В перспективе стоят планы по расширению объема оказываемых Академией правосудия образовательных услуг путем реализации профессиональной учебной программы высшего образования по подготовке специалистов с присуждением академической степени «бакалавр», а также послевузовской образовательной программы по подготовке кадров для научной, педагогической и (или) профессиональной деятельности с присуждением ученой степени доктора философии (PhD)16. Об этом упомянуто в Стратегии судебного образования Республики Казахстан на 2017— 2020 годы.

В процессе интегрирования страны в мировое сообщество, в полноценном развитии государства и его важнейших институтов, повышении индекса глобальной конкурентоспособности по всем показателям выделяем особую роль Международных стандартов в области защиты прав человека, правосудия и пенитенциарной системы, которые в последующем находят свое юридическое закрепление в национальном праве Казахстана.

Так, с целью внедрения лучших международных стандартов в систему казахстанского правосудия 25-м шагом Государственной программы «План Нации — 100 шагов» обозначено создание Международного совета при Верховном Суде РК, который будет являться консультативно-совещательным органом по вопросам совершенствования национальной судебной системы17. Основная идея создания Международного совета вызвана необходимостью внедрения в национальную систему законодательства передовых идей и прогрессивных достижений развитых стран мира в сфере защиты прав человека, приведения казахстанской системы правосудия в соответствие с международными стандартами в области правосудия, формирования правильной и единообразной судебной практики, в том числе и улучшения пенитенциарной системы. В итоге на пленарном заседании Верховного Суда РК от 15 января 2016 г. постановлением

№ 4 утверждено положение о Международном совете при Верховном Суде РК18.

Академия правосудия при Верховном Суде РК для достижения стратегических целей судебного образования расширяет международное сотрудничество в области судебного образования. Международный совет при Верховном Суде РК оказывает огромное содействие Верховному Суду РК в реализации обозначенных выше задач. Нами тщательно проанализированы и обобщены рекоменда -ции Международного совета при Верховном Суде РК по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации действующих и будущих судей.

Так, при подготовке будущих судей в магистратуре Академии правосудия Международный совет своим протокольным решением № 2 от 22 ноября 2016 г. рекомендует следующее:

1) использовать опыт немецкой процедуры подготовки кандидатов на должность судьи, в котором основной упор сделан на развитии судебной практики и методологии права;

2) увеличить продолжительность стажировок, способствующих развитию правовых навыков, которые должны проводиться под руководством менторов, при сопровождении рабочих групп;

3) отказаться от разделения теоретических (академических) занятий и практической стажировки;

4) предусмотреть на законодательном уровне возможность участия Верховного Суда РК в разработке и утверждении государственных общеобязательных стандартов образования, типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы послевузовского образования, типовых учебных планов по специальностям высшего и послевузовского образования, а также квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности;

16 Распоряжение Председателя Верховного Суда РК от 2 ноября 2012 г. № 326.

17 План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» : Программа Президента РК от 20 мая 2015 г. // ИПС нормативных правовых актов «Эдшет». URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/K1500000100.

18 Постановление пленарного заседания Верховного Суда РК от 15 января 2016 г. № 4 «Положение о Международном совете при Верховном Суде Республики Казахстан» // Сайт Верховного Суда РК. URL: http:// sud.gov.kz/rus/kategoriya/polozhenie-i-sostav-mezhdunarodnogo-soveta-pri-verhovnom-sude-respubliki-kazahstan.

5) организовать обучение в магистратуре по специализированным программам, исходя из специализации судов первой инстанции;

6) учитывать при назначении судей профиль их специализации в магистратуре;

7) рассмотреть возможность проведения совместного обучения магистрантов и судей, участвующих на курсах повышения квалификации;

8) привлекать к преподавательской деятельности не только судей Верховного Суда РК, но и наиболее опытных судей местных судов, имеющих также ученые степени, судей в отставке, работников Департамента по обеспечению деятельности судов, ведущих ученых и преподавателей других образовательных и научных учреждений и др.19 Большинство рекомендаций Международного совета при Верховном Суде РК были приняты во внимание Верховным Судом РК при организации планирования обучения непосредственно в магистратуре Академии правосудия и законодателем при внесении соответствующих поправок в законодательные акты по вопросам совершенствования судебной системы.

В этой связи обратим внимание на календарь проведения учебных и контрольных мероприятий в течение учебного года. Так, на 2017—2018 учебный год для прохождения магистрантами 1-го курса специальности «6М030100 — Юриспруденция» практики/стажировки во II учебном семестре отведено 10 недель, а магистрантам 2-го курса в III учебном семестре — 8,5 недель. В общей сложности за весь период обучения — 19 недель20. Как следует из Академического календаря количество и продолжительность стажировок увеличены.

Обучение в магистратуре осуществляется по специализированным программам в соответствии со сферой профессиональной де-

ятельности, ее видами и направлениями — как правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультаци-онная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая деятельности.

Новая редакция п. 2-2 ч. 1 ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в отличие старой редакции, теперь позволяет судьям в отставке преподавать магистрантам и слушателям Академии правосудия при Верховном Суде РК и осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Так, п. 2-2 ч. 1 ст. 35 данного Закона изложен в следующей редакции:

«2-2. Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке, приостанавливается в случае занятия им в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального банка Республики Казахстан должности, за исключением должности, связанной с занятием преподавательской, научной или иной творческой деятельностью»21.

Международные организации и зарубежные эксперты также оказывают консультативную и аналитическую помощь Верховному Суду РК в проведении судебно-правовых реформ. В частности, в 2011 г. председатель Верховного Суда РК Б. А. Бекназаров в целях совершенствования судебной системы и обеспечения качества Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», опираясь на международное сотрудничество, обратился в Бюро Организации по безопасности и сотрудничеству стран Европы по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) и в Европейскую комиссию за демократию через право (Венецианская ко-

19 Протокольное решение Международного совета при Верховном Суде РК от 22 ноября 2016 г. № 2 «Рекомендация Международного совета при Верховном Суде Республики Казахстан по программе судебного образования на основе зарубежного опыта» // Сайт Верховного Суда РК. URL: http://sud. gov.kz/rus/content/zasedanie-mezhdunarodnogo-soveta-pri-verhovnom-sude-respubliki-kazahstan-ot-22-noyabrya-2016.

20 Протокольное решение Ученого совета Академии правосудия при Верховном Суде РК от 31 августа 2017 г. № 1 «Академический календарь специальности «6М030100 — Юриспруденция» на 2017—2018 учебный год» // Сайт Академии правосудия при Верховном Суде РК. URL: http://academy.sud.kz/rus/ content/akademicheskiy-kalendar-0.

21 Конституционный закон Республики Казахстан от 13 марта 2017 г. № 52-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000052.

миссия) с просьбой провести международную экспертную оценку по вносимым изменениям и дополнениям в вышеназванный Закон. БДИПЧ ОБСЕ и Венецианская комиссия, изучив Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», также рассмотрев вносимые в него изменения и дополнения, в своем совместном заключении отметили наличие в нем положительных аспектов, обеспечивающих независимость казахстанской судебной системы.

Тем не менее, на взгляд международных экспертов, отсутствие в Конституционном законе положений об обучении судей является пробелом. В целях соответствия Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» международным нормам и принципам эксперты Кароли Бард, Джеймс Гамильтон и Константин Вардзела-швили рекомендуют проводить регулярное обучение судей государственному, и в первую очередь гуманитарному, праву, а также осуществлять начальную подготовку судей исключительно за счет средств государственного бюджета, а также включить в названный Конституционный закон положение об обучении судей (п. 37)22.

Конституционный закон РК от 4 декабря 2015 г. № 437^ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего судебного совета, судебной системы и статуса судей», дополнил Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 г. «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» статьей 38-2 «Академия правосудия при Верховном Суде». Однако названный конституционный закон не оговаривает порядок, сроки и условия прохождения кандидатами на должности судей либо действующими судьями или судейскими работниками обучения вАкаде-мии правосудия при Верховном Суде РК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На протяжении многих лет качество отправления правосудия, независимость и беспристрастность судебной власти, эффективность судебной системы, статус, компетентность, дисциплина и ответственность судей, обуче-

ние и подготовка судейских кадров и многие другие вопросы являются предметом постоянного и широкого обсуждения Совета Европы. Дух и сила в этих областях стран Европы ярко продемонстрированы в конвенциях, хартиях, меморандумах, резолюциях и рекомендациях, принимаемых комитетами, консультативными советами и другими органами Совета Европы. Остановим свое внимание на некоторых из них.

Так, Рекомендации Комитета министров Совета Европы № Rec (2010) 12 государствам-членам о судьях: независимость, эффективность и ответственность, принятые Комитетом министров 17 ноября 2010 г. на 1098-м заседании Комитета министров взамен Рекомендаций № R (94) 12 от 13 октября 1994 г., акцентируют свое внимание на вопросах обучения и подготовки судей. Как правило, Рекомендации № R (2010) 12 направлены на усиление всех мер, необходимых для содействия независимости судей, гарантий эффективности их работы и ее повышения, укрепления роли отдельных судей и судейского корпуса в целом. Так, п. 56 Рекомендаций № Rec (2010) 12 определено, что судьям должно быть обеспечено теоретическое и практическое начальное обучение и обучение без отрыва от работы, которое полностью финансируется государством. В это обучение должны входить предметы экономической, социальной и культурологической тематики, связанные с осуществлением судебных функций. Интенсивность и продолжительность такого обучения должны определяться с учетом предыдущего профессионального опыта. Следующим пунктом Комитет министров Совета Европы рекомендует независимому органу обеспечивать полное соответствие образовательных программ начального обучения и обучения без отрыва от работы требованиям открытости, компетентности и беспристрастности, свойственным должности судьи23.

Консультативный совет европейских судей (КСЕС) полагает, что от высокого уровня профессиональных знаний судей зависит также и эффективность судебной системы. В своем Заключении касательно принципов и правил

22 CDL-AD(2011) 012-rus Joint Opinion on the constitutional law on the judicial system and status of judges of Kazakhstan adopted by the Venice Commission at its 87th Plenary Session (Venice, 17—18 June 2011) // URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2011)012-rus.

23 Рекомендация Комитета министров Совета Европы № Rec (2010) 12 государствам-членам от 17 ноября 2010 г., принятая на 1098-м заседании Комитета министров, «О судьях: независимость, эффективность и ответственность» // СПС «ГАРАНТ.ру». URL: http://base.garant.ru/70390732/.

профессиональных стандартов поведения судей, Консультативный совет европейских судей рекомендует судьям поддерживать свой высокий профессиональный уровень через подготовку и переподготовку, которые обеспечивали бы им необходимую квалификацию24.

КСЕС, определяя основы для назначения или повышения в должности судей, в своем Заключении № 1 (2001) для Комитета министров Совета Европы о стандартах независимости судебных органов и несменяемости судей, подпунктом «а» п. 22 верно задается вопросом: «Достаточно ли конкурсных экзаменов, не нужно ли оценивать и личные качества, а также обучать практическим навыкам, а затем проверять их на экзаменах?»25.

В Казахстане действуют иной порядок отбора и условия вступления в должности судей. Так, граждане РК, изъявившие желание стать судьей, как правило, проходят несколько процедур, при которых необходимо доказать, что их личность соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи. Это:

1) продецура соответствия требованиям к кандидатам в судьи;

2) процедура на предмет соответствия условиям поступления на государственную службу;

3) процедура сдачи квалификационного экзамена для кандидатов в должности судей;

4) процедура прохождения полиграфологического исследования;

5) процедура прохождения профессиональной стажировки;

6) процедура прохождения конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности судей;

7) процедура назначения, избрания и порядок вступления в должность судьи.

В качестве исключения ст. 13 Закона РК «О Высшем судебном совете Республики Казахстан» освобождает от сдачи квалификационного экзамена лиц, ранее работавших постоянными судьями не менее 5 лет и в течение

4 лет со дня увольнения изъявивших желание вновь занять должность судьи, а также лиц, окончивших обучение в магистратуре Академии правосудия при Верховном Суде РК26.

Порядок отбора и условия вступления в должность судей в Республике Казахстан таковы, что граждане РК, изъявившие желание стать судьей, поэтапно проходят все вышеперечисленные процедуры. Кандидаты на должности судей сдают квалификационный экзамен на должность судьи один раз, после этого проходят на конкурсной основе профессиональную стажировку в судах РК. В период прохождения профессиональной стажировки стажер-кандидат выполняет все виды мероприятий, отраженных в индивидуальном плане, и задания координатора стажировки, по итогам которого подготавливает отчет, заслушиваемый на пленарном заседании областного суда. Возможность повторной оценки знаний кандидата на предмет наличия либо отсутствия у него практических навыков по итогам прохождения профессиональной стажировки в законодательных актах РК отсутствует.

В законодательных актах также отсутствует норма, которая обязывала бы лиц, окончивших по государственному образовательному заказу обучение в магистратуре Академии правосудия при Верховном Суде РК принимать участие в объявленных конкурсах на занятие вакантных должностей судей местных и других судов Республики. Принимать участие в конкурсе является правом каждого, в том числе и лиц, окончивших обучение в магистратуре Академии правосудия при Верховном Суде РК.

В этой связи А. К. Кыдырбаева, судья Верховного Суда РК, координатор судебного образования, полагает, что необходимо закрепить норму, по которой выпускник магистратуры должен принимать участие во всех объявляемых конкурсах. Предложения по модернизации судебного образования в части подготовки кадров для судебной системы путем установления обязанности возместить государству

24 Заключение КСЕС «О принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности этические нормы, несовместимое с должностью поведение и беспристрастность». Страсбург, 19 ноября 2002 г // URL: https://rm.coe.int/1680747c16.

25 Заключение № 1 (2001) КСЕС для Комитета министров Совета Европы о стандартах независимости судебных органов и несменяемости судей. Страсбург, 23 ноября 2001 г. CCJE (2001) OP №°1 // URL: https:// rm.coe.int/1680747b8e.

26 Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 г. № 436-V ЗРК «О Высшем судебном совете Республики Казахстан» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1500000436.

сумму, затраченную на его обучение в случае отказа от участия в конкурсе, бесспорно, заслуживают внимания27.

Европейский совет, уделяя особое внимание статусу судьи и его отдельным аспектам, в ходе многосторонних встреч участниц — стран Европы в Страсбурге 8—10 июля 1998 г. принял Европейскую хартию о статусе судей, положения которой по сей день служат для решения проблем институтов правового государства и демократических начал. Рассмотрим условия и гарантии, предусмотренные Хартией о статусе судей, которые обеспечивают компетентность судей в осуществлении ими специфических судебных функций.

Пояснительный меморандум к Европейской хартии о статусе судей, п. 2.1 устанавливает, что отбор кандидатов в судьи и их зачисление должны осуществляться на основании выбора, проводимого среди кандидатов независимой инстанцией или жюри. Конкурсный отбор, осуществляемый уполномоченным на то независимым органом, должен основываться на критериях, определяемых характером предполагаемых полномочий и специальных гарантиях, обеспечивающих профессиональную пригодность кандидата к выполнению судейских обязанностей. В этой связи из п. 2.2 Европейской хартии о статусе судей следует, что уставные правила, относящиеся к отбору и зачислению, должны содержать требования в отношении полученного кандидатом в должности судьи юридического образования или предшествующего его опыта работы в сфере правосудия. Для подготовки отобранных кандидатов для исполнения судейских обязанностей необходимо соответствующее обучение, обеспечиваемое государством (п. 2.3). Уполномоченный независимый орган должен осуществлять контроль за соответствием учебных программ и реализующих их учреждений требованиям открытости, профессионализма и беспри-

страстности, связанных с осуществлением судебных функций28.

В последние годы КСЕС через призму качества судебного решения стал углубленно изучать вопросы качества юридического образования судей. Принятое КСЕС заключение № 11 посвящено проблемам качества судебных актов, выносимых судами по всем делам и спорам, определению влияющих на них факторов, от решения которых зависят в целом качество правосудия и реализация права на справедливый суд, провозглашенного ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этой связи КСЕС выделяет внешние и внутренние факторы, влияющие на качество судебного решения.

К внешним факторам относят: качество законодательства, объем финансовых затрат на содержание судебной системы и качество юридического образования. К внутренним факторам относят: профессионализм судей, процедуры и управление делами, слушания и неотъемлемые элементы решения29.

Таким образом, КСЕС отмечает, что образование судей и в целом юридическое образование имеет особое значение для независимого, беспристрастного и справедливого суда. Деятельность судей должна обеспечиваться глубоким теоретическим и практическим обучением для правильного толкования и применения ими норм права, что, несомненно, в последующем окажет благоприятное воздействие на развитие профессиональных навыков судей и совершенствование системы правосудия.

Обозначив роль судей в системе правосудия и важность их отбора, подготовки и поведения, седьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1985 г. принял резолюцию «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов», в которой также отмечено, что лица, отобранные на судебные должности, должны иметь соответствующую подготовку и квалификацию в области права30.

27 Кыдырбаева А. К. Предложения по модернизации судебного образования // Сайт Верховного Суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/predlozheniya-po-modernizacii-sudebnogo-obrazovaniya-kydyrbaeva-aygul-kuanyshbaevna-sudya.

28 Европейская хартия о статусе судей: пояснительный меморандум // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901927869.

29 Заключение № 11 КСЕС (CCJE(2008)5) от 18 декабря 2008 г. «О качестве судебных решений». Страсбург // Сайт «Законы России». URL: http://zakoniros.ru/?p=17171.

30 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. № 40/32 и от 13 декабря 1985 г. № 40/146 «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов» // Веб-сайт ООН. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep.shtml.

Так, одним из требований, предъявляемых к кандидатам в судьи нижестоящих судов РК, является наличие высшего юридического образования31. В соответствии с Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования РК подготовка в РК специалистов с высшим образованием по группе специальностей «Право» осуществляется по четырем специальностям: «5B030100 — Юриспруденция», «5B030200 — Международное право», «5B030300 — Правоохранительная деятельность», «5B030400 — Таможенное дело»32. Квалификационные характеристики выпускников перечисленных юридических специальностей различаются между собой, как правило, сферой, объектом, предметом, видом и функциями профессиональной деятельности.

При этом Верховный суд РК не разделяет уровень высшего профессионального образования в трехуровневой подготовке специалистов «бакалавр — магистр — доктор PhD по профилю». Представляется, что наличие диплома государственного образца с присвоением академической степени «бакалавр по специальности 5B030100 — Юриспруденция» вполне достаточно для того, чтобы занять в Республике Казахстан должность судьи.

Напротив, с позиции Верховного Суда РФ, академическая степень бакалавра, срок освоения которой составляет четыре года, является недостаточной для назначения на должность судьи, особенно в условиях постоянного повышения требований к кандидатам. Степень «бакалавр», по мнению Высшей квалификационной коллегии судей РФ, согласно ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» определена в качестве первой ступени высшего профессионального образования и не дает права на занятие должности судьи. Заняв эту позицию, Высшая квалификационная коллегия судей РФ свое решение обосновывает тем, что предъявляемые ст. 119 Конституции РФ требования к высшему юридическому образованию кандидатов на долж-

ность судьи на момент ее принятия (12 декабря 1993 г.) соответствуют требованиям, необходимым для получения высшего юридического образования, подтверждаемого присвоением квалификации «дипломированный специ-алист»33.

Международный опыт в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей постсоветских стран показывает следующее. Так, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» при Верховном Суде РФ осуществляет специализированную подготовку кадров для судебной системы по профессиональным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Профессорско-преподавательский состав Университета укомплектован из числа представителей не только судебной ветви власти, но и других систем управления, к преподавательской деятельности привлечены отечественные и зарубежные преподаватели.

Институт подготовки профессиональных судей при Одесской национальной юридической академии осуществляет для формирования судейского корпуса Украины только подготовку магистров по направлению специальности «Право» в форме очного и заочного обучения.

В соответствии со ст. 98 Кодекса Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-3 «О судоустройстве и статусе судей» специальная подготовка на должность судьи заключается в реализации образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия должности судьи, и включает обучение сроком до одного года в учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов Республики, в котором имеется вакантная должность судьи, под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или Председателем Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь34. Специальная

31 Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» // ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/Z000000132_.

32 Государственный классификатор Республики Казахстан ГК РК 08-2009 «Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан» // «Юрист» — комплекс правовой информации (законодательство) РК Информационной системы «ПАРАГРАФ». URL: http://online. zakon.kz.

33 Обзор практики рассмотрения дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2006. № 1 (7).

подготовка на должность судьи возложена на Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета, основными направлениями учебной деятельности которого является повышение квалификации кадров, специальная подготовка на должность судьи и переподготовка кадров с высшим образованием по специальности «Правоведение».

При этом от прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда закон допускает возможность освобождения кандидата в судьи, имеющего стаж работы по юридической специальности не менее трех лет в системе юстиции, общих и хозяйственных судов и адвокатуры, а также в органах прокуратуры и внутренних дел Республики Беларусь.

В числе требований, предъявляемых ст. 17 Конституционного закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республи-ки»35, к лицам, впервые претендующим на замещение должности судьи местного суда и не имеющим стаж судейской работы, а также к лицам, имеющим судейский стаж работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи превышает 10 лет, является наличие сертификата, выдаваемого по результатам сдачи квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен на должности судей Кыргызской Республики сдается по результатам прохождения обучения в Высшей школе правосудия при Верховном Суде Кыргызской Республики. Перечисленные выше претенденты на должности судей Кыргызской Республики проходят одногодичное обучение в очной форме в Высшей школе правосудия при Верховном Суде Кыргызской Республики, по окончании которого сдается квалификационный экзамен. Слушателям Высшей школы

правосудия, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается сертификат установленного Советом судей образца, который действителен в течение трех лет.

Отличительной особенностью деятельности Высшей школы правосудия при Верховном Суде Кыргызской Республики является положение, установленное п. 1.4 Устава государственного учреждения «Высшая школа правосудия при Верховном Суде Кыргызской Республики», согласно которому на Высшую школу правосудия не распространяется законодательство о высшем профессиональном образовании36.

Как показывает международный опыт России, Украины, Беларуси и Киргизии, в целом обучение и подготовка судей, как и в Казахстане, осуществляется по профессиональным программам высшего и послевузовского образования исключительно по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правоведение» или «Право» при верховных судах либо ведущих государственных вузах перечисленных стран. Особенностью системы подготовки судей в Республике Беларусь и Кыргызской Республике является то. что лица, впервые претендующие на замещение должности судьи и не имеющие стаж судейской работы, проходят специальное одногодичное обучение, чего нет в системе подготовки судей в Республике Казахстан.

Рассмотренные нами выше международные стандарты в области правосудия и международный опыт подготовки судей свидетельствуют, что система юридического образования и юридической практики, формы и методы подготовки юридических кадров нуждаются в реформировании, требуются разработка новых стандартов юридического образования и систем юридического менеджмента, выработка методических рекомендаций, прежде всего по формированию профессиональной культуры юристов. В условиях глобализации процессов, связанных с повышением конкурентоспособности стран и качества человече-

34 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (с изм. и доп. от 24 января 2017 г.). Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2017. С. 100—106.

35 Конституционный закон Кыргызской Республики от 9 июля 2008 г. № 141 «О статусе судей Кыргызской Республики» (в ред. от 10 августа 2012 г. № 167) // Сайт Верховного Суда Кыргызской Республики. URL: http://jogorku.sot.kg/sites/default/files/konstitucionnyy_zakon_kyrgyzskoy_respubliki_o_statuse_ sudey_kyrgyzskoy_respubliki.pdf.

36 Устав Государственного учреждения «Высшая школа правосудия при Верховном Суде Кыргызской Республики», утв. приказом Председателя Верховного Суда Кыргызской Республики от 31 января 2017 г. // URL: http://www.jogorku.sot.kg/sites/default/files/images/ustav_vshp.pdf.

ских ресурсов, будет оправданным подготавливать юристов разного профиля.

Развитие системы непрерывного судебного образования в Республике Казахстан нужно признать одним из необходимых условий повышения конкурентоспособности экономики, установления господства права и обеспечения верховенства закона, а также улучшения качества человеческого капитала. С учетом важности подготовки высококвалифицированных судейских кадров и их востребованности в судебной деятельности мы полагаем, что в Республике Казахстан первичную подготовку судей и судейских работников нужно осуществлять по мере необходимости укомплектования профессионального судейского корпуса по государственному образовательному заказу и исключительно по очной форме обучения.

Судей необходимо обучать по специализированным профессиональным программам высшего и послевузовского образования, где сфера профессиональной деятельности охватывает именно защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики, а объектом выступают судебные и иные органы, обеспечивающие порядок деятельности судов и исполнение судебных актов.

В этой связи полагаем, что следует ввести новые специальности группы «Право» по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры. В частности, предлагается ввести такие специальности, как «5В030600 — Судебная де-

ятельность» с присвоением академической степени бакалавра права, «6М030600 — Судебная деятельность» с присвоением академической степени магистра права или магистра юридических наук и докторантуры «6D030600 — Судебная деятельность» с присуждением ученой степени доктора (PhD) или доктора права.

Подобную позицию занял Центр судебной экспертизы Министерства юстиции РК, по инициативе которого, с учетом важности судебно-экспертной деятельности, введены новые специальности, в частности, профильного и научно-педагогического направления по программе магистратуры «6М030500 — Судебная экспертиза» с присвоением академической степени магистра права или магистра юридических наук, а также докторантуры с присуждением ученой степени доктора (PhD) или доктора права.

Уполномоченный государственный орган в сфере образования и науки РФ поступил аналогичным образом, дополнив перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования специальностью специалитета — «40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность»37.

Порядок отбора и условия вступления в должность судей в Республике Казахстан нужно пересмотреть в части осуществления первичной теоретической и практической подготовки будущих судей, и только по ее итогам оценивать уровень полученных ими теоретических знаний и приобретенных практических навыков.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Блажеев В. В. Актуальные вопросы преподавания конституционного права // Сборник материалов Всероссийской конференции преподавателей конституционного права, посвященной 20-летию Конституции РФ (27 июня 2013 г.). — М. : Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. — С. 14—16.

2. ГоличенковА. К. Юридическое образование в России: вызовы XXI века // Lex Russica. — 2010. — № 2. — С. 296—310.

3. Кыдырбаева А. К. Предложения по модернизации судебного образования // Сайт Верховного Суда Республики Казахстан. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/predlozheniya-po-modernizacii-sudebnogo-obrazovaniya-kydyrbaeva-aygul-kuanyshbaevna-sudya.

4. Мами К. А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: основные тенденции и приоритеты. — М. : Наука ; Алматы, 2004. — 301 с.

5. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов и законность // Lex Russica. — 2009. — № 1. — С. 56—71.

37 Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (ред. от 11.04.2017) // URL: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_153430/.

Материал поступил в редакцию 27 сентября 2017 г.

PROFESSIONAL TRAINING OF JUDGES AS ONE OF THE PRIORITY DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE JUDICIAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

ABLAEVA Elvira Bekbolatovna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Legal

Subjects, Astana University, Republic of Kazakhstan, Astana

[email protected]

010000, Republic of Kazakhstan, Astana, prospect Respubliki, d. 18, kv. 6

Abstract. Modernization of the selection of judges system in Kazakhstan is one of the areas of judicial reforms. Modernization of the system of selection of Kazakhstan judges includes a set of measures for the selection of candidates of judges, professional training, retraining and advanced training of judges, the formation of the judicial corps and the staffing of reserve judges. In the context of the given reform, matters of development and improvement of judicial education are highly important. The efficiency of the judicial system on the administration of justice depends on the forms and methods of training of judges. The highest degree of professionalism and the deep level of legal culture of judges is first and foremost the image of a legal state. The obstacle is the lack of professional training programmes for judges. In terms of industrial-innovative development of the country, the system of legal education and legal practice must be brought into compliance with international standards of justice. Education of judges should be fundamental, specialized and continuous. However, it is required to revise the procedure for the selection and terms of entry to the judges in the Republic of Kazakhstan through the implementation of primary theoretical and practical training of future judges in accordance with the specialization of courts and judges.

Keywords: legal education; judicial education; vocational training of judges; training of judges; training of judges; formation of the judiciary; judicial activities; modernization of the system of selection of judges; Academy of justice.

REFERENCES

1. Blazheev, V. Topical Issues of Teaching Constitutional Law // Proceedings of All-Russian Conference of Teachers of Constitutional Law Devoted to the 20th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation (27 June 2013). Moscow, Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 2013. — P. 14—16.

2. Golichenkov, A.K. Legal Education in Russia: Challenges of the XXI Century // Lex Russica. 2010. No. 2. — P. 296—310.

3. Kydyrbaeva, A.K. Proposals for the Modernization of Judicial Education. [Electronic resource]: Access from the Website of the Supreme Court. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/predlozheniya-po-modernizacii-sudebnogo-obrazovaniya-kydyrbaeva-aygul-kuanyshbaevna-sudya

4. Mami, K.A. Constitutional Law and Judicial Power in the Republic of Kazakhstan: Main Trends and Priorities. Moscow, Science, Almaty. 2004. — 301 P.

5. Sokolov, N.I. Professional Culture of Lawyers and Law // Lex Russica. 2009. No. 1. — P. 56—71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.