10.5. ПОРЯДОК ОТБОРА И УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В
ДОЛЖНОСТЬ СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Аблаева Эльвира Бекболатовна канд. юрид. наук, докторант. Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: Ablaeva_1981@mail.ru
Аннотация: Настоящая работа посвящена изучению порядка и условий отбора судей в РК, определению роли и места Высшего Судебного Совета РК и его структурных подразделений в формировании судов, в обеспечении гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Рассмотрены положительные моменты судебно-правовых реформ, направленных на формирование профессионального кадрового состава судей и обеспечение дальнейшей судейской карьеры. Вместе с тем, выявлены проблемы, связанные с прохождением кандидатами в должности судей специальных процедур на предмет соответствия занимаемой должности. Автором также выявлены проблемы связанные с реализацией гарантированных Конституцией и конституционными законами РК свободу обжалования или оспаривания решений и действий (бездействий) Квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи в вышестоящих органах и судах РК. Обосновывается необходимость совершенствования деятельности Квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов на должность судьи и конкретизация полномочий Высшего Судебного Совета РК и его Аппарата.
Ключевые слова: судебная власть; квалификационный экзамен на должность судьи; психологическое тестирование кандидатов на должность судьи; полиграфологическое исследование кандидатов на должность судьи; профессиональная стажировка кандидатов на должность судьи; конкурсный отбор судей; назначение и избрание судей.
SELECTION PROCEDURE AND CONDITIONS OF ENTRY INTO JUDGES RK
Ablayeva Elvira Bekbolatovna, PhD at law, competitor for Doctor's degree. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation. E-mail: Ablaeva_1981@mail.ru
Annotation: This paper studies the procedure and conditions for selection of judges in the Republic of Kazakhstan, the definition of the role and place of Kazakhstan Supreme Judicial Council and its departments in the formation of vessels, to ensure the independence of judges and guarantees of their security. We consider the positive aspects of judicial reforms to ensure a professional cadre of judges and judicial career. However, it revealed problems with the passage of the candidates for the post of judges of special procedures for compliance office. The author also highlighted problems associated with the implementation of the Constitution and guaranteed by the constitutional laws of Kazakhstan freedom of appeal or challenge the decisions and actions (inactions) of the Qualification Commission for the reception of the qualifying examination for the post of judge in the higher organs and courts of the Republic of Kazakhstan. The necessity of improving the activity of the Qualification Commission for the reception of the qualify-
ing exams for the position of judge and specification of powers of the Supreme Judicial Council of the Republic of Kazakhstan and his Staff.
Keywords: judiciary; qualifying examination for judge; psychological testing of candidates for judicial office; polygraph investigation of candidates for judicial office; professional training of candidates for judicial office; competitive selection of judges; the appointment and election of judges.
Одним из актуальных проблем, связанных с повышением эффективности деятельности судов РК, по сегодняшний день, является формирование профессионального судейского корпуса и качественное укомплектование кадрового резерва судей. От решения данных проблем, несомненно, зависит реализация II институциональной реформы - обеспечение верховенства закона, озвученной 20 мая 2015 года Главой государства РК - Н. Назарбаева в Государственной программе «План нации - 100 конкретных шагов». В данном направлении казахстанское государство постоянно совершенствует механизм конкурсного отбора судей, а также решает вопросы кадрового обеспечения деятельности судов с учетом прогрессивных достижений судебных реформ развитых стран мира и рекомендаций экспертов международных комиссий.
В казахстанской модели формирования судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности, Высший судебный Совет РК выполняет ряд полномочий, направленных на обеспечение профессионального кадрового состава судей и судейской карьеры. К их числу в соответствии с пунктом 1 ст. 3 Закона РК «О Высшем Судебном Совете РК» [1] относятся:
- осуществление конкурсного отбора кандидатов на вакантную должность судей;
- дача заключений о рекомендации к назначению на вакантные должности председателя Верховного Суда РК и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда РК;
- решение вопросов о приостановлении, возобновлении, продлении, прекращении полномочий судей РК;
- организация приема квалификационных экзаменов кандидатами в судьи;
- определение порядка прохождения психологического тестирования кандидатами в судьи;
- дача согласия на установление общей штатной численности судей, количества судей судов РК;
- формирование кадрового резерва на должности руководителей судов, а также руководителей судебных коллегий областных судов и Верховного суда РК;
- представление Президенту РК заключения для решения вопроса о даче согласия на применение в отношении судьи мер уголовного принуждения, мер пресечения и дополнительных ограничений, а также мер административного взыскания;
- а также иные полномочия, вытекающие из Закона РК «О Высшем Судебном Совете РК» и иных законодательных актов РК.
Подпункт 20) ст. 44, пункт 4 ст. 82 Конституции РК [2], ст. 4http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000436 -z4 Закона РК «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» [1] устанавливают порядок образования и полномочия образуемого Президентом РК - Высшего Судебного Совета РК, а также процедуры отбора и условия вступления в должность судей. Итак, граждане РК, изъявившие желание стать судьей, как правило, проходят несколько процедур, и при этом необходимо,
чтобы их личность соответствовала требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи:
Процедура соответствия требованиям к кандидатам в судьи;
Процедура на предмет соответствия условиям поступления на государственную службу;
Процедура сдачи квалификационного экзамена для кандидатов в должности судей;
Процедура прохождения полиграфологического исследования;
Процедура прохождения профессиональной стажировки;
Процедура прохождения конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности судей;
Процедура назначения, избрания и порядок вступления в должность судьи.
Согласно первой продецуре, гражданин РК, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее 5 лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее 10 лет стажа работы по юридической профессии, вправе подать в Квалификационную комиссию при Высшем судебном Совете РК, документы, необходимые для допуска к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи нижестоящего суда.
При отборе кандидатов на должность судьи РК соблюдается принцип равенства всех перед законом и не допускается дискриминация в отношении кандидатов в судьи по каким-либо признакам, мотивам или обстоятельствам. По этой причине квалификационные требования, устанавливаемые законодательными актами РК в отношении председателя и судьи районного, областного и Верховного суда РК в виде гражданства, образовательного и морального ценза, за исключением профессионального ценза, идентичны.
Отбор кандидата на вакантную должность председателя районного суда осуществляется Высшим Судебным Советом РК из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.
В отношении кандидатов в судьи областного суда устанавливаются квалификационные требования в виде наличия стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет, из них стажа работы судьей не менее 5 лет.
Квалификационные требования в виде наличия стажа работы по юридической профессии не менее 20 лет, из них не менее 10 лет стажа работы судьей, в том числе 5 лет стажа работы судьей областного суда предъявлены и к кандидатам в судьи Верховного суда РК.
На альтернативной основе осуществляется отбор кандидатов на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда РК. При этом лица, не являющиеся действующими судьями должны иметь опыт работы судьи не менее 10 лет.
По итогам изучения личных дел граждан, подавших заявление и документы для участия в конкурсе на должности судей, Квалификационная комиссия при Высшем судебном Совете РК, руководствуясь ст.19 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» [3] и ст. 16 Закона РК «О противодействии коррупции» [4] направляет материалы в отношении
кандидатов в судьи на специальную проверку. С этого момента кандидаты в должности судей проходят процедуру - на предмет соответствия условиям поступления на государственную службу. Кандидаты в судьи, получившие положительные результаты специальной проверки, проводимой органами национальной безопасности РК, направляются в Квалификационную комиссию при Высшем судебном Совете РК для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи.
Вслед за этим, Квалификационная комиссия, образуемая Высшим судебным Советом РК, осуществляет процедуру приема (сдачи) квалификационного экзамена у кандидатов в судьи. В соответствии с пунктом 2 ст. 11 Закона РК «О Высшем судебном Совете РК» [1] в состав Квалификационной комиссии при Высшем судебном Совете РК по приему экзаменов у кандидатов на должность судьи входят:
1) председатель Комиссии;
2) пять специалистов из числа преподавателей права, ученых-юристов;
3) трое судей, в том числе судей в отставке, делегируемых Судебным жюри из своего состава, на ротационной основе;
4) по одному представителю Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, адвокатуры;
5) иные представители общественности.
В настоящий момент состав Квалификационной комиссии по приему экзаменов у кандидатов на должность судьи, утверждаемый заседанием Высшего Судебного Совета РК состоит из 11 членов, каждый из которых представляют научное сообщество, органы прокуратуры, юстиции, адвокатуры и общественности Казахстана.
За последние годы, вследствие проводимых государством судебно-правовых реформ, был отработан механизм и улучшена система отбора кандидатов в должности судей. К примеру, с 2015 года процедура приема квалификационного экзамена у кандидатов в судьи проходит в трех этапах, который включает в себя тест на знание законодательства РК, решение ситуативных задач и сдачу психологического тестирования, введено обязательное полиграфологическое исследование, а также урегулированы порядок и условия прохождения стажировки и увеличены сроки их прохождения.
На первом этапе определяется уровень теоретической подготовки претендента на знание Конституции и конституционных законов РК, гражданского и гражданско-процессуального законодательства РК, уголовного и уголовно-процессуального законодательства РК, а также административного законодательства РК. Определение уровня теоретических знаний претендента проводится в форме компьютерного тестирования, включающего в себя 100 вопросов из указанных выше отраслей казахстанского права. Пороговый уровень тестирования равен 80 баллам.
На втором этапе с помощью экзаменационных билетов в форме устного собеседования определяются способности претендента решить ситуативные задачи из судебно-следственной практики. Экзаменационный билет состоит из трех вопросов по административному, гражданскому и гражданско-процессуальному, а также уголовному и уголовно-процессуальному законодательству РК.
На третьем этапе, проходимом в форме психологического тестирования определяются психологические характеристики кандидата в судьи: психические свой-
ства, процессы, состояние, отношение, особенности, уровень, различия и т.п.
После успешного прохождения всех трех этапов квалификационного экзамена, кандидаты в судьи согласно Правилам прохождения полиграфологического исследования кандидатами в судьи с целью получения от них дополнительной информации и проверки достоверности сообщаемых ими сведений проходят четвертую процедуру - полиграфологическое исследование [5]. Полиграфологическое исследование, согласно указанным выше Правилам, проводится полиграфологом в форме предтестовых бесед с кандидатом в судьи и прохождения ими тестирования. По итогам полиграфологического исследования, полиграфолог выносит рекомендательного характера заключение, и направляет его в Аппарат Высшего Судебного Совета РК для служебного пользования.
Лицам, преодолевшим уровень компьютерного тестирования, успешно сдавшим устный экзамен, положительно прошедшим психологическое тестирование и получившим рекомендательное заключение полиграфолога выдается справка, которая действительна в течение четырех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. В иных случаях, повторная сдача квалификационного экзамена допускается лишь по истечению 1 года с момента его первичной сдачи. В этой связи, ст. 13 Закона РК «О Высшем судебном Совете РК» освобождает от сдачи квалификационного экзамена лиц, ранее работавших постоянными судьями не менее пяти лет и в течение четырех лет со дня увольнения изъявивших желание вновь занять должность судьи, а также лиц, окончивших обучение в специализированной магистратуре при Верховном Суде РК.
При этом в соответствии с законодательными актами РК, регулирующими порядок формирования и организации работы с кадровым резервом, зачисление лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен, как было ранее допустимо, исключено. На данный момент состав кадрового резерва формируется исключительно из действующих судей РК, претендующих на должности председателя районного и приравненного к нему суда, председателя и председателей судебных коллегий областного и приравненного к нему суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда РК. Новые Правила, согласно которым формируется и организуется работа с кадровым резервом, являются одним из эффективных мер, направленных на борьбу с коррупцией в судебной системе РК, что полностью исключает возможность продвижения по службе лиц, не соответствующих моральному облику и статусу судьи на руководящие должности. Утвержденные Высшим Судебным Советом РК от 17 февраля 2016 года новые «Правила формирования и организации работы с кадровым резервом на должности председателя районного и приравненного к нему суда, председателя и председателей судебных коллегий областного и приравненного к нему суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда», являются также следствием улучшения организации работы с кадровым резервом суда и повышения его деловой квалификации.
Отмеченными выше новеллами, совершенствование системы отбора лиц на должности судей РК не ограничивается. В целях ужесточения квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам в должности судей РК, предлагается пересмотреть условия и порядок сдачи квалификационного экзамена. Вносятся предложения по применению опыта Германии, где
подготовка судей представляет собой многоэтапную сдачу письменных экзаменов и практическое обучение. В частности, предлагается рассмотреть вопросы введения на законодательном уровне института рекомендаций, тестирования на знание государственного языка, по аналогии с отбором кандидатов на административную государственную должность в корпус «А», усовершенствование квалификационного экзамена путем включения задач, кейсов для оценки способности к правоприменительной деятельности [6].
По мнению А.Ж. Куркбаева судьи Верховного суда РК, необходимо усовершенствовать отбор кандидатов в судьи путем проведения комиссией из членов Высшего Судебного Совета и судей Верховного суда РК повторной сдачи устного экзамена, которая обеспечила бы раскрыть более углубленные знания претендента на должность судьи. В качестве положительного сравнительно-правового анализа А.Ж. Куркбаев берет в основу процедуру сдачи квалификационного экзамена на должности судей Азербайджана, при которой претенденты на должности судей сдают 5 устных экзаменов [7].
По итогам сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, кандидаты в судьи проходят следующую процедуру - профессиональную стажировку. Условия и порядок прохождения кандидатами на должность судьи стажировки осуществляется согласно Положению о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденного Указом Президента РК от 26 июня 2001 года № 643 [8]. Стажер-кандидаты проходят 1 годичную стажировку по месту жительства в местных судах на территории области, городов Астаны и Алма-ты, из них одиннадцать месяцев в районном и приравненном к нему суде, один месяц в областном и приравненном к нему суде.
В силу последних изменений, введенных законодательными актами РК по вопросам совершенствования судебной системы, при прохождении стажировки стажер-кандидаты освобождаются от основного места работы, им выплачивается заработная плата в размере 70% от должностного оклада судьи районного и приравненного к нему суда. 1 годичный срок прохождения стажировки засчитывается в общий трудовой стаж стажер-кандидата.
На период прохождения стажер-кандидатом стажировки, трудовые отношения между ним и работодателем регулируются в соответствии с нормами трудового законодательства РК предоставлением первому отпуска без сохранения заработной платы. Условия и порядок прохождения стажировки, в тех случаях, если стажер-кандидат состоит с кем-либо в трудовых отношениях, регулируются трехсторонним соглашением между руководителем территориального подразделения, стажером-кандидатом и его работодателем о прохождении стажировки кандидатом в судьи. В иных случаях, заключается двухстороннее соглашение между руководителем территориального подразделения и стажером-кандидатом о прохождении стажером-кандидатом стажировки.
Восемнадцатым шагом реализации второй институциональной реформы обеспечения верховенства закона, озвученной в Программе Президента РК от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов», обозначено выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления при Президенте РК, целью которой является усиление взаимосвязи обучения и судебной практики [9].
Таким образом, во исполнение приоритетных направлений Плана нации - 100 конкретных шагов», Указом Президента РК от 18 февраля 2016 года № 198 «Об образовании Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан» было образовано республиканское государственное учреждение «Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан» с особым статусом высшего учебного заведения [10].
В связи с образованием Академии правосудия при Верховном Суде РК актуализируются вопросы введения новых форм и методов подготовки будущих судей, внедрение современных эффективных технологий обучения и обеспечение дополнительного профессионального образования работников судебной системы, которые требует внесение изменений и дополнений в законодательство РК в сфере образования и государственной службы.
Основная деятельность Академии правосудия при Верховном Суде РК заключается в реализации по государственному заказу образовательной программы магистратуры по специальности «6М030100 -Юриспруденция» с нормативным сроком обучения 11,5 и 2 года, осуществлении переподготовки, повышения квалификации судей и других работников судебной системы, а также в научной деятельности. Тем не менее, Академия правосудия при Верховном суде РК на регулярной основе обеспечивает лишь переподготовку, повышение квалификации только действующих судей и работников судебной системы. Общее руководство над стажер-кандидатами и координацию деятельности по обеспечению прохождения стажировки осуществляет областной суд, где кандидат на должность судьи зарегистрирован по месту жительства.
По данному вопросу Комитет ООН по правам человека сделал вывод о том, что законодательные положения о подготовке судей, как первичной (до занятия должности), так и на продолжении карьеры, нуждаются в серьезной доработке. В качестве рекомендаций Комитет ООН по правам человека выдвигает предложение о необходимости включения стажировки в содержание специальной подготовки как обязательной, но не единственной составляющей такой подготовки. Ссылаясь на Закон РК «Об образовании» Комитет ООН по правам человека разъясняет, что первичную подготовку будущих судей нельзя отождествлять с получением академической степени магистра в организации образования, которая находится в системе аккредитации Министерства образования РК. Учитывая основную цель, заложенную в основе первичной специальной подготовки, заключающейся в получении специфических знаний, навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности судьи, Комитет ООН по правам человека обращает внимание на проведение работниками судебной системы тренингов, семинаров и практических занятий именно из числа судей, а не академических преподавателей. Предложение Комитета ООН по правам человека о целесообразности осуществления деятельности по подготовке будущих судей, а также по переподготовке и повышению квалификации действующих судей под непосредственным руководством и контролем Высшего Судебного Совета РК, заслуживает внимания [11].
Однако, на верный взгляд Руководителя Центра переподготовки, повышения квалификации судей и работников судебной системы Академии правосудия при Верховном Суде РК - Д.Г. Кисиковой, привлечению судей в отставке, ранее активно принимавших участие в
образовательном процессе в Академии правосудия препятствуют некоторые нормы конституционного Закона РК «О судебной системе и статусе судей» [12]. Так, в соответствии со ст.35 названного Закона, его ч.2 п.2-1, судье, пребывающему в отставке, выплачивается ежемесячное пособие. В соответствии с ч.2-2, его выплата приостанавливается в случае занятия им в установленном законодательством РК порядке, оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка РК должности. Решение проблемы, по мнению Д.Г. Кисиковой, возможно путем внесения изменений и дополнений в конституционный Закон РК «О судебной системе и статусе судей», который за исключением некоторых ограничений позволит судьям в отставке, как и действующим судьям, занимать иную оплачиваемую должность, связанную с преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.
При новых условиях и порядке прохождения стажировки осуществляется конкурсный отбор на вакантные места для прохождения кандидатами в должности судей стажировки по их месту жительства. Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи определены следующие критерии отбора лиц для прохождения стажировки:
1) наличие большего стажа работы по юридической специальности, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве по уголовным, гражданским, административным и военным делам, а также по делам несовершеннолетних;
2) по результатам сдачи квалификационного экзамена;
3) наличие ученой степени кандидата, доктора юридических наук, доктора PhD, доктора права либо ученого звания ассоциированного профессора или профессора;
4) участие в отборе на прохождение стажировки два и более раз;
5) с учетом результатов средней оценки диплома о высшем образовании.
Примечательность и целесообразность нынешнего порядка и условий прохождения стажировки, во-первых, заключается в том, что лицо, претендующее на должность судьи при прохождении стажировки с отрывом от основного места работы, приобретает необходимые для работы в должности судьи углубленную подготовку и практические навыки. Не для кого не секрет, что при ранее действовавших условиях и порядке прохождения стажировки, большинство стажер-кандидатов проходили ее в судах формально и фактически выполняли трудовые функции на своих основных рабочих местах, что ставило под сомнение получение ими необходимые для работы в должности судьи профессионализма и компетентности.
Во-вторых, при прохождении стажировки в течение 1 года с выплатой заработной платы в размере 70% от должностного оклада судьи районного и приравненного к нему суда имеет средства необходимые для существования, не прибегая к поиску дополнительных доходов.
В-третьих, предоставление отпуска без сохранения заработной платы на период прохождения стажировки дает возможность стажер-кандидату при его не успешном прохождении процедур стажировки вернуться на свое основное место работы и продолжать свою трудовую деятельность.
По итогам прохождения стажировки, координатор стажировки, рассмотрев результаты прохождения ста-
жировки и изучив отзывы руководителей стажировки на стажера-кандидата, характеризующие как личностные свойства стажера-кандидата, так и его способности к труду, выносит в отношении них представление на рассмотрение их материалов на пленарном заседании областного суда.
По результатам рассмотрения материалов прохождения стажировки, пленарное заседание областного суда дает свое положительное либо отрицательное заключение об итогах стажировки в отношении каждого стажера-кандидата и направляет его в Высший Судебный Совет РК.
По представлению Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК (аппарат Верховного Суда) об открытии вакансии на должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда РК, Высшим Судебным Советом РК принимается решение об объявлении конкурса. Аппарат Высшего Судебного Совета РК объявление о конкурсе на казахском и русском языках с указанием времени и места приема заявлений и документов размещает в официальных средствах массовой информации, не менее чем за один месяц до начала конкурса. В месячный срок со дня опубликования объявления о конкурсе, Аппарат Высшего Судебного Совета РК осуществляет прием заявлений и документов от граждан, желающих принять участие в конкурсе, предварительное рассматривает их документы на соответствие всем требованиям, установленным законодательством РК о судебной системе и статусе судей и о государственной службе, формирует список претендентов. Аппарат Высшего Судебного Совета РК после завершения организационных мероприятий приступает к осуществлению проверочных мероприятий личности претендентов. По итогам получения Аппаратом Высшего Судебного Совета РК полной и объективной информации о личности каждого претендента, сформированный список претендентов размещается на интернет-ресурсе.
Одним из итогов реформирования судебной системы в части ужесточения квалификационных требований и улучшения механизма отбора кандидатур на должности председателя районного суда, судьи областного и Верховного Суда РК, явилось введение по инициативе Верховного Суда РК поручительства от действующего судьи за вновь назначенного или избранного судью.
Таким образом, помимо соответствия общим квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на вакантные должности председателя районного суда, судьи областного и Верховного Суда РК для участия в конкурсе необходимо представить письменное поручительство от двух судей вышестоящего суда и одного судьи в отставке.
Кроме того, претенденты на должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда в обязательном порядке должны получить заключения Высшего Судебного Совета РК по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы, а претенденты на должность судьи Верховного Суда РК, в том числе и заключение пленарного заседания Верховного Суда.
Все выше перечисленные заключения, предоставляемые судами, являются основанием для рассмотрения соответствующих кандидатур и носят лишь рекомендательный характер.
Закон РК «О Высшем Судебном Совете РК» отдельно устанавливает порядок и критерии отбора как на должности председателей районных и специализиро-
ванных судов, судей районных и областных судов, а также Верховного Суда РК, так и при рассмотрении кандидатур на вакантные должности председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов РК.
Так, в числе основных критериев отбора кандидатов на вакантные должности судей нижестоящих судов РК являются высокий уровень знаний, высокие морально-нравственные качества и безупречная репутация.
При отборе этом критерием отбора кандидатов на вакантные должности судей нижестоящих судов РК является:
1) сдача квалификационного экзамен на должность судьи в специализированной магистратуре при Академии правосудия;
2) больший стаж работы по юридической специальности, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора и адвоката, участвующего в судебных процессах;
3) итоговый результат квалификационного экзамена на должность судьи;
4) ученая степень или ученое звание, выдаваемые уполномоченным органом в сфере образования и науки РК;
5) участие в конкурсном отборе на должность судьи более трех раз;
6) средний балл диплома о высшем юридическом образовании;
7) организаторские способности кандидатов на должности председателей районных судов.
Дополнительным критерием отбора кандидатов на вакантные должности судей, специализированных административных, экономических, уголовных, военных, финансовых судов и судов по делам несовершеннолетних является наличие специального образования, главным критерием в числе которых является специализация кандидатов, определяемая выделенной категорией дел.
В соответствии с пунктом 5 ст. 18 Закона РК «О Высшем Судебном Совете РК», при проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи областного суда, судьи Верховного Суда учитываются следующие критерии:
1) стаж работы в должности судьи;
2) безупречная репутация и качество отправления правосудия;
3) наличие ученой степени или ученого звания;
4) участие в конкурсе на должность судьи более трех раз.
Конкурс на должности судьи признается несостоявшимся, если в результате конкурса не были отобраны кандидаты на объявленные вакантные должности. В этих случаях, может быть объявлен повторный конкурс на занятие вакантных должностей судей.
Кандидатуры на вакантные руководящие должности судей отбираются на альтернативной основе. Отбор председателей судебных коллегий и председателей областных судов проводится из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет, а председателей судебных коллегий Верховного Суда РК из числа действующих судей Верховного Суда РК. При этом приоритет отдается лицам, состоящим в кадровом резерве и обладающим организаторскими способностями.
Высший Судебный Совет РК при отсутствии оснований, препятствующих назначению на должность пред-
седателя или судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда РК выдает положительную рекомендацию в отношении кандидата, набравшего по итогам конкурсного отбора не менее двух третей голосов членов Совета, принимавших участие в его заседании. Рекомендации Высшего Судебного Совета РК являются основанием для назначения Указом Президента РК на должность судей местных и других судов, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда РК, а также основанием для избрания постановлением Сената Парламента РК судей Верховного Суда РК.
Лицо, впервые назначенное на должность председателя, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда, а также лицо избранное в должность председателя и судьи Верховного суда РК в торжественной обстановке приносит присягу. Избранным и назначенным в должности судьям РК в порядке, определенными Правилами выдачи удостоверений судьям РК, выдается официальный документ - удостоверение, подтверждающее занимаемую ими должность.
Рассмотрев порядок и условия вступления в должность судей в РК, хотелось бы остановиться на основных моментах. Как было отмечено нами выше, Квалификационная комиссия при Высшем судебном Совете РК, направляет материалы в отношении кандидатов в должности судей на специальную проверку и органы национальной безопасности в отношении кандидатов в должности судей осуществляют процедуру на предмет соответствия условиям поступления на государственную службу. Важно отметить следующее. Во-первых, законодательными актами РК не определена процедура осуществления органами национальной безопасности специальной проверки на предмет соответствия кандидатов в должности судей условиям поступления на государственную службу. Во-вторых, неизвестны сроки, в течение которых проводится специальная проверка. В-третьих, не раскрыты полное содержание результатов специальной проверки, которые и являются главным условием поступления на государственную службу.
В соответствии с пунктом 6 ст. 16 Закона РК «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» целях получения полной и объективной информации о личности претендентов, Аппарат Совета вправе запросить дополнительные сведения о претендентах в правоохранительных органах и их территориальных подразделениях, других государственных органах, коллегиях адвокатов.
Вместе с тем, после прохождения процедуры конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности судей, победивший кандидат, за исключением действующих судей и государственных служащих, в обязательном порядке должен пройти дополнительную специальную проверку, организуемую Аппаратом Высшего Судебного Совета РК. Победившие в конкурсном отборе кандидаты в лице действующих государственных служащих, имеющих на тот момент непрерывный стаж государственной службы и ранее проходивших специальную проверку, вправе представить в Аппарат Высшего Судебного Совета РК соответствующую справку, заверенную кадровой службой. Срок действия документа, содержащего в себе положительные результаты специальной проверки, составляет один год со дня его выдачи.
Дополнительная проверка органами прокуратуры в отношении победившего в конкурсе кандидата осуществляется в тех случаях, когда по итогам специальной проверки будут установлены сведения о возбуждении в отношении такого кандидата уголовного дела, в том числе о его прекращении в последующем по тем или иным реабилитирующим основаниям, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством РК. При этом если будут установлены основания, препятствующие назначению победившего и рекомендованного Советом к назначению кандидата на должность председателя или судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда, Высший Судебный Совет РК отменяет свое решение и рекомендует на указанные должности другого кандидата из числа лиц, принявших участие в конкурсе. Данный порядок действует и в отношении победившего кандидата, в случае его отказа от назначения на вакантную должность.
Отсутствие законодательной регламентации порядка касательно объема и сроков, а также содержания предмета специальной проверки кандидатов в должности судей, приводит к тому, что ее продолжительность с момента подачи претендентами заявления и документов до сдачи квалификационного экзамена на должность судей не в редких случаях составляет от 6 до 12 и более месяцев.
Возможно по указанным причинам, сама процедура специальной проверки и ее предмет были критически оценены Комитетом ООН по правам человека при рассмотрении доклада о выполнении РК международных обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах. Как известно, Законом РК от 28 ноября 2005 года № 91 «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах», РК ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах, совершенный в Нью-Йорке 16 декабря 1966 года. С этого дня, указанный Пакт является частью национального права и при этом имеет приоритет над ним. Комитет ООН по правам человека полагает, что кандидату в должности судьи должна быть предоставлена возможность доступа к материалам специальной проверки, а также право обжаловать ее результаты [13].
По смыслу норм действующего гражданского процессуального законодательства РК, граждане по итогам сдачи квалификационного экзамена, в случае не согласия с их результатами, вправе пользуясь своими конституционными правом на судебную защиту и свободу обжалования в суде, оспорить решения и действия (бездействия) Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете РК. По правилам Главы 29 ГПК РК, гражданин, чьи права и свободы нарушены или созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод, в порядке производства по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, подает в суд заявление.
На сегодняшний день, насколько нам известно, отсутствует установленный Высшим судебным Советом РК порядок обжалования или оспаривания решений или действий (бездействий) Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете РК по итогам сдачи квалификационного экзамена на должность судьи и связанная с ними практика обращения в суды.
Ст. 17 Закона РК «О Высшем Судебном Совете РК» пунктом 2 предусматривает лишь возможность обжалования заключения пленарного заседания соответствующего областного в пленарное заседание Верховного Суда РК. Как правило, в соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона РК «О Высшем судебном Совете РК» порядок проведения заседаний Совета, а также иные вопросы организации работы Совета определяются регламентом, принимаемым большинством голосов членов Совета. Регламент должен предусматривать, кроме того порядок обжалования или оспаривания решений или действий (бездействий) Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете РК по итогам сдачи квалификационного экзамена на должность судьи. Тем не менее, на сегодняшний день в информационно-правовой системе нормативных правовых актов отсутствует регламент, принятый Высшим судебным Советом РК с учетом последних обновлений, произошедших в судебной системе РК. Регламент, утвержденный решением Высшего Судебного Совета РК от 15 января 2009 года, в полной мере не учитывает внесенные законодательными актами РК изменений и дополнений в конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей в РК», а также положений нового закона РК «О Высшем Судебном Совете РК» от 4 декабря 2015 года.
Несмотря на установленный гражданским процессуальным законодательством РК порядок оспаривания решений и действий (бездействий) органов государственной власти, оспорить в суде решения и действия Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете РК, практически невозможно.
В этой связи, хотелось бы обратить внимание на законодательные акты и практику судов РФ по вопросам оспаривания решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Так, Верховный Суд РФ, в качестве суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена. Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению такой категории административных дел вытекает из подпункта 4) пункта 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» [14].
Нормы Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [15] позволяют кандидату на должность судьи в порядке административного судопроизводства обжаловать решение Высшей экзаменационной комиссии в Верховный Суд РФ, а решения экзаменационных комиссий субъектов РФ в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Обжалованию подлежат только лишь решения экзаменационных комиссий в части нарушения самой процедуры проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также действия (бездействия) экзаменационной комиссии, в результате которых претендент не был до-
пущен к сдаче квалификационного экзамена. Жалоба в суд на решения или действия (бездействия) экзаменационной комиссии подается кандидатом на должность судьи в десятидневный срок со дня получения им удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи с оценками по каждому вопросу и общей итоговой оценкой.
Обзор практики рассмотрения дел Верховным Судом РФ об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ показывает, что чаще всего оспаривались решения квалификационных коллегий судей:
- об отказе в рекомендации на должность судьи или о рекомендации на должность судьи;
- о наложении дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи;
- о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения;
- о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
- о досрочном прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством;
- о прекращении отставки судьи;
- о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о даче согласия на привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу;
- о пересмотре ранее принятого квалификационной коллегией судей решения по вновь открывшимся обстоятельствам или об отказе в таком пересмотре [16[.
Как видно, на решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ можно подать жалобу по процедуре приема квалификационного экзамена на должность судьи только касательно самого порядка и условий приема такого экзамена, но не на само решение, которое на взгляд кандидата на должность судьи является неудовл етвор ител ьным.
Суды, как правило, в пределах своей компетенции не имеют правомочий по рассмотрению и разрешению вопросов касательно правильности и обоснованности определения Высшей квалификационной коллегией судей РФ уровня теоретических знаний и практических навыков кандидатов, претендующих на должности судей. Оценка уровня теоретических знаний и практических навыков кандидатов в должности судьи, как и определение соответствия или несоответствия их личности в должности судьи входит в круг полномочий Высшей квалификационной коллегией судей РФ, наделенных ими в силу законодательных актов.
Подобную позицию занял Воронежский областной суд в решении административного дела по административному иску Т. к экзаменационной комиссии Воронежской области по приёму квалификационного экзамена на должность судьи об оспаривании его решения. Разрешая дело об оспаривании решения экзаменационной комиссии Воронежской области по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, суд принял во внимание, что проверка действий экзаменационной комиссии по оценке знаний, навыков и умений кандидата не входит в компетенцию суда. В этой связи, доводы Т. о нарушении комиссией требований законодательства о приобщении к протоколу письменного ответа по решению задачи не является основанием к признанию незаконным решения комиссии в части выставления административному истцу
оценки - «неудовлетворительно» за решение задачи № 1 экзаменационного билета № * и итоговой оценки по результатам экзамена (вывода). Основываясь на этих обстоятельствах, суд в удовлетворении административного иска Т. к экзаменационной комиссии Воронежской области по приёму квалификационного экзамена на должность судьи об оспаривании решения экзаменационной комиссии Воронежской области по приёму квалификационного экзамена на должность судьи отказал [17].
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ посчитала решение Воронежского областного суда от 08 февраля 2016 года законным и обоснованным. Не усмотрев оснований для отмены в апелляционном порядке решение суда первой инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ апелляционным определением от 20 апреля 2016 г. № 14-АПГ16-4 решение Воронежского областного суда от 08 февраля 2016 года оставила без изменения, а апелляционную жалобу Т. без удовлетворения [18].
Другой немаловажный вопрос, требующий своего разрешения, кроется в установленном требовании в виде достижения 25-летнего возраста для лиц, желающих стать судьями районных и приравненных к ним судов РК, который на взгляд многих теоретиков и практиков является неоправданным. От возраста кандидата в должности судьи зависит и его опыт работы в юридической сфере, который, несомненно, влияет на качество отправления правосудия. В этой связи, увеличение возраста, по достижению которого в РК лицо может претендовать на должность судьи районного или приравненного к нему суда необходимо.
Одним из положительных моментов реформирования судебной системы РК явилось в некой мере устранение замечаний Комитета по правам человека ОоН и в части принятие во внимание их рекомендаций касательно независимости судебной власти. Замечания, сделанные Комитетом по правам человека ООН по итогам рассмотрения докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 40 Международного пакта о гражданских и политических правах в части несоответствия назначаемости членов Высшего Судебного Совета Президентом РК, были устранены. Значительное большинство членов Высшего Судебного Совета РК и Квалификационной комиссии ныне избираются судейским сообществом и соответствуют требованиям европейских стандартов, так как их состав полностью не состоит из представителей Президента. Однако рекомендации Комитета по правам человека ООН о целесообразности установлении механизма назначения большинства членов Высшего Судебного Совета самими судьями (например, Съездом судей), а также исключение из его состава и состава Квалификационной комиссии представителей органов прокуратуры и юстиции не были приняты во внимание.
Опираясь на изложенное, констатируем вывод о том, что деятельность Квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов на должность судьи нуждается в совершенствовании, также как и полномочия Высшего Судебного Совета и его Аппарата нуждается в конкретизации.
Список литературы:
1 «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 436-V ЗРК. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000436
2 Конституция РК [Электронный ресурс]: «Казахстанская правда» от 8 сентября 1995 г.; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., №4, ст. 217 (с изм. и доп., внесенными Законами РК от 07.10.98 г. № 284-I; от 21.05.07 г. № 254-III; от 02.02.11 г. № 403-IV). Доступ из ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_
3 «О государственной службе Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000416
4 «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000410
5 «Об утверждении Правил прохождения полиграфологического исследования кандидатами в судьи» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2016 года № 191. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000191
6 «Кандидаты в судьи будут проходить обязательное психологическое тестирование в Казахстане» [Электронный ресурс]: Абай Рахметулин. Доступ из интернет-ресурса informburo.kz. URL: https://informburo.kz/novosti/v-kazahstane-v-spetsekzameny-sudiy-vklyuchat-obyazatelnoe-psihologicheskoe-4316.html
7 «Совершенствование отбора кандидатов в судьи областного и Верховного судов» [Электронный ресурс]: Куркбаев Адил Жамбасбайулы. Доступ из официального интернет-ресурса Верховного Суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/sovershenstvovanie-otbora-kandidatov-v-sudi-oblastnogo-i-verhovnogo-sudov-kurkbaev-adil
8 «Положение о прохождении стажировки кандидатом в судьи» [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 26 июня 2001 года № 643. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U010000643_
9 План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» [Электронный ресурс]: Программа Президента РК от 20 мая 2015 года. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100
10 «Об образовании Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 198. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus
11 «Независимость судебной системы в Казахстане: замечания Комитета ООН по правам человека и пути их имплементации» [Электронный ресурс]: Зинович Татьяна Сергеевна. Доступ из официального интернет-ресурса Верховного Суда РК. URL:
http://sud.gov. kz/rus/co nte nt/n ezavi s i most-s udebnoy-sistemy-v-kazahstane-zamechaniya-koiriiteta-oon-po-pravam-cheloveka-i
12 «Профессионализация судей как один из главных векторов политики судебного образования» [Электронный ресурс]: Д.Г. Кисикова. Доступ из официального интернет-ресурса Верховного Суда РК. URL: http://academy.sud.kz/rus/news/professionalizaciya-sudey-kak-odin-iz-glavnyh-vektorov-politiki-sudebnogo-obrazovani
13 «Независимость судебной системы в Казахстане: замечания Комитета оОн по права человека и пути их имплементации» [Электронный ресурс]: Куйбида Р.А. Материалы экспертной конференции «Выполнение Республикой Казахстан рекомендаций комитета ООН по правам человека в сфере уголовного правосудия и укрепления независимости судебной власти» - Алма-ты, 2013. Доступ из Информационной системы Параграф http://online.zakon.kz
14 «О Верховном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года № З-ФКЗ. Доступ из «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru
15 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Федеральный закон от 27 февраля 2002 года. Доступ из «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=198938&fld=134&dst=100392,0&rnd=0.3 1442064425653227#0
16 «Обзор практики рассмотрения дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей» [Электронный ресурс]: Управление анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегией судей РФ. Доступ из официального интернет-ресурса Высшей Квалификационной коллегии судей РФ. URL: http://www.vkks.ru/publication/188/
17 Решение Воронежского областного суда № 3320/2016 3А-59/2016 3А-59/2016~М33-20/2016 от 8 февраля 2016 г. по делу № 33-20/2016 [Электронный ресурс]: Доступ из интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/regular/doc/sEGNw8r9LaVl/
18 Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда № 33-20/2016 33-6673/2015 от 14 апреля 2016 г. по делу № 33-20/2016 [Электронный ресурс]: Доступ из интернет-ресурса Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/regular/doc/bkZ66GWGd01 k/
Отзыв
на научную статью Аблаевой Эльвиры Бекболатовны по теме «Порядок отбора и условия вступления в должность судей в Республике Казахстан»
Научная статья к.ю.н. Аблаевой Э.Б., осуществляющей под моим научным консультированием подготовку докторской диссертации по специальности «12.00.11 -Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность», посвящена теме «Порядок отбора и условия вступления в должность судей в Республике Казахстан».
Справедливое правосудие и беспристрастный суд является основой демократического и правового государства. Конституцией и конституционными законами РК на судей возложено осуществление деятельности по защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, междуна-
родных договоров республики. В этом плане уделяется особое внимание проблемам, связанным с формированием профессионального судейского сообщества, с укомплектованием кадрового резерва судей на руководящие должности, с повышением квалификации судей. Тем не менее, вопросы повышения качества правосудия и статуса судей остаются нерешенными. От решения данных проблем зависит реализация задач по защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В этой связи тема научного исследования приобретает особую актуальность.
В РК под непосредственным контролем и участием Главы государства Н. Назарбаева проводятся крупные институциональные судебные реформы, направленные на совершенствование деятельности правоохранительных органов и судебной системы, которые должны обеспечить в стране верховенство закона и условия вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран мира. Однако идеальных законов и совершенной системы правосудия нет, что в полной мере относится и к РК. Существующий в РК механизм отбора и порядок вступления в должность судей РК, по мнению международных экспертов, дает основание полагать о зависимости судебной власти в той или иной мере от органов исполнительной и законодательной власти. В этой связи, в своей работе автор рассматривает условия и порядок вступления в должность судей в РК с позиции соответствия всем условиям и требованиям, общепризнанных международных стандартов правосудия.
Научная новизна и уникальность работы не вызывает сомнений и подтверждается изложенными выше обстоятельствами.
Рассматривая механизм и порядок отбора судей в РК, автор обращает, в том числе внимание и на опыт работы Высших квалификационных коллегий судей РФ и практику административного производства Верховного Суда РФ в части оспаривания решений и действий (бездействий) Высших квалификационных коллегий судей РФ.
Автор, учитывая реалии сегодняшний дней, замечания международных экспертов и предложения судейского сообщества, приходит к выводу о том, что существующие в РК условия и порядок сдачи квалификационного экзамена на должности судей, а также механизм отбора судей нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Научная статья докторанта Аблаевой Э.Б. представляет большой интерес для широкого круга исследователей и может быть использована ими в качестве сравнительного анализа.
Научный консультант - д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, директор ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ Барциц И.Н.