Научная статья на тему 'Дефекты законодательного регулирования и практика формирования судейского корпуса'

Дефекты законодательного регулирования и практика формирования судейского корпуса Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
289
78
Поделиться
Ключевые слова
КАНДИДАТ В СУДЬИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СУДЕЙСКИЙ КОРПУС / СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЬЯ / ПРАВОСУДИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Яковлева И. В.

Реферат. Рассматриваются основные дефекты законодательного регулирования формирования судейского корпуса: отсутствие должной регламентации специальных проверок кандидатов в судьи; отсутствие в законе понятия и статуса кандидата на должность судьи. Рассмотрен пробел в Перечне заболеваний, препятствующих назначению на судейскую должность (2002 г.), в котором среди 32 названных болезней нет ни одного психического расстройства. Аргументируется законодательное закрепление диагностируемых специалистами свойств личности (корыстолюбие, алчность, жестокосердие, мстительность, высокомерие, ощущение исключительной национальной, религиозной или политической значимости), исключающих назначение на соответствующую должность. Обосновывается необходимость дополнения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» положением о проведении психодиагностического обследования (одновременно с медицинским) кандидата на должность судьи. Анализируется законопроект Верховного Суда Российский Федерации N 314591-6, в котором предложено скорректировать правила проведения экзаменов на должность судьи и ограничить круг лиц, желающих сдать квалификационный экзамен. Предлагается расширить права экзаменационных комиссий по проверке кандидатов в судьи и наделить их полномочиями, сопоставимыми с полномочиями советов судей, квалификационных коллегий судей. Констатируется, что законопроект охватывает далеко не все проблемы организационно-правового механизма комплектования российского судейского корпуса на современном этапе проведения судебной реформы. Доказывается необходимость создания единого правового механизма, основанного на четких формулировках, закрепленных федеральным законом, которые должны прийти на смену рекомендательным (необязательным) методическим указаниям. Резюмируется, что законопроект лишь частично разрешает вопросы формирования судейского корпуса, требуется концептуальная ревизия законодательства в этой сфере.

The defects of legislative regulation and the practice of the judiciary formation

The main defects of the formation of the judiciary's legislative regulation are considered: lack of proper regulation of special examinations of candidates for judges; lack of concept and status of the candidate for judge position in law. It's emphasized that there's no mental disorder in the list of diseases preventing judicial appointments (2002). It's proposed to fix by legislation some personality traits diagnosed by specialists (self-interest, greed, cruelty, vindictiveness, arrogance, sense of exclusive ethnic, religious, political significance), excluding the appointment to the appropriate position. The necessity to amend the law "On the status of judges in the RF" by the provision for psychodiagnostic examination (simultaneously with medical one) of the candidate for judge is substantiated. The bill of the RF Supreme Court N 314591-6 is analyzed. It proposed to correct the rules of examination for the position of judge and limit the number of persons wishing to pass it. It's proposed to expand the rights of examination boards to test candidates for judges, give them the powers comparable to the powers of the councils of judges and judicial qualifications commissions. It's stated that the bill doesn't cover all problems of organizational and legal mechanism of the formation of Russian judiciary at the present stage of judicial reform. The need for a single legal mechanism based on clear statements fixed by federal law, which would replace the optional guidelines, is proved. It's summarized that the bill only partially solves the issues of the judiciary formation. The conceptual revision of the legislation in this area is required.

Текст научной работы на тему «Дефекты законодательного регулирования и практика формирования судейского корпуса»

Раздел 11. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов 1159

Раздел 11. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов

ЯКОВЛЕВА И.В., YAKOVLEVA I.V.,

007inna@mail.ru Тавдинский районный суд Свердловской области, 623950, Свердловская область, г. Тавда, Ленина, 83 А

007inna@mail.ru Tavda District Court of the Sverdlovsk region; Lenin St. 83 A, Tavda, Sverdlovsk region, 623950, Russian Federation

ДЕФЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА

Реферат. Рассматриваются основные дефекты законодательного регулирования формирования судейского корпуса: отсутствие должной регламентации специальных проверок кандидатов в судьи; отсутствие в законе понятия и статуса кандидата на должность судьи. Рассмотрен пробел в Перечне заболеваний, препятствующих назначению на судейскую должность (2002 г.), в котором среди 32 названных болезней нет ни одного психического расстройства. Аргументируется законодательное закрепление диагностируемых специалистами свойств личности (корыстолюбие, алчность, жестокосердие, мстительность, высокомерие, ощущение исключительной национальной, религиозной или политической значимости), исключающих назначение на соответствующую должность. Обосновывается необходимость дополнения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» положением о проведении психодиагностического обследования (одновременно с медицинским) кандидата на должность судьи. Анализируется законопроект Верховного Суда Российский Федерации N 314591-6, в котором предложено скорректировать правила проведения экзаменов на должность судьи и ограничить круг лиц, желающих сдать квалификационный экзамен. Предлагается расширить права экзаменационных комиссий по проверке кандидатов в судьи и наделить их полномочиями, сопоставимыми с полномочиями советов судей, квалификационных коллегий судей. Констатируется, что законопроект охватывает далеко не все проблемы организационно-правового механизма комплектования российского судейского корпуса на современном этапе проведения судебной реформы. Доказывается необходимость создания единого правового механизма, основанного на четких формулировках, закрепленных федеральным законом, которые должны прийти на смену рекомендательным (необязательным) методическим указаниям. Резюмируется, что законопроект лишь частично разрешает вопросы формирования судейского корпуса, требуется концептуальная ревизия законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: кандидат в судьи, квалификационный экзамен, судейский корпус, судебная деятельность, судья, правосудие, профессиональная успешность.

THE DEFECTS OF LEGISLATIVE REGULATION AND THE PRACTICE OF THE JUDICIARY FORMATION

Abstract. The main defects of the formation of the judiciary's legislative regulation are considered: lack of proper regulation of special examinations of candidates for judges; lack of concept and status of the candidate for judge position in law. It's emphasized that there's no mental disorder in the list of diseases preventing judicial appointments (2002). It's proposed to fix by legislation some personality traits diagnosed by specialists (self-interest, greed, cruelty, vindictiveness, arrogance, sense of exclusive ethnic, religious, political significance), excluding the appointment to the appropriate position. The necessity to amend the law "On the status of judges in the RF" by the provision for psychodiagnostic examination (simultaneously with medical one) of the candidate for judge is substantiated. The bill of the RF Supreme Court N 314591-6 is analyzed. It proposed to correct the rules of examination for the position of judge and limit the number of persons wishing to pass it. It's proposed to expand the rights of examination boards to test candidates for judges, give them the powers comparable to the powers of the councils of judges and judicial qualifications commissions. It's stated that the bill doesn't cover all problems of organizational and legal mechanism of the formation of Russian judiciary at the present stage of judicial reform. The need for a single legal mechanism based on clear statements fixed by federal law, which would replace the optional guidelines, is proved. It's summarized that the bill only partially solves the issues of the judiciary formation. The conceptual revision of the legislation in this area is required.

Keywords: candidate for judge, qualification examination, judiciary, judicial activities, judge, justice, professional success.

Качество и доступность правосудия зависит от тех, кто призван осуществлять судебную власть в России, именно судья является ни от кого не зависящей «ключевой фигурой правосудия», носителем судебной власти. Без профессионального и реально независимого судейского корпуса нельзя говорить о правовом государстве и демократии. В последнее время в российской судебной системе сформировалась тенденция укрепления кадровой политики. Создание судейского корпуса является одним из самых актуальных вопросов в современной судебной деятельности, имеющим особое значение для дальнейшего развития судебной системы, поскольку судья является носителем судебной власти. Только профессиональный и независимый судейский корпус способствует реализации принципа законности в России.

Проблема качественного комплектования судейского корпуса существовала во все времена, но ее актуальность возросла в настоящее время, когда в значительной степени изменились общественно-экономические отношения, идет создание правового государства, в том числе посредством серьезного обновления законодательства. В этих условиях перед квалификационными коллегиями судей стоит сложная задача - максимально объективно выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность исходя из профессиональных и индивидуально-психологических и нравственных качеств. Для этого нужны новые подходы к работе по отбору кандидатов на должность судьи.

Существующий механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим и психофизиологическим критериям далеко не совершенен. Во-первых, действующее законодательство не содержит официально закрепленного требования о проверке кандидатов в судьи и их близких родственников. Практически отсутствует законодательное регулирование системы организации и проведения спецпроверок кандидатов в судьи. Для всех очевидно, что эти спецпроверки необходимы с целью исключить появление в судейском корпусе людей, не отвечающих требованиям, предъявляемым к судьям Во многих странах процедура спецпроверок кандидатов в судьи урегулирована законодательно. В нашем государстве спецпроверки кан-

дидатов в судьи проводятся бессистемно, не на законодательной основе. Запросы направляются, на всякий случай, в налоговые, таможенные и иные органы. В результате спецпроверки длятся очень долго. Проверяется не то, что нужно, а результаты таких проверок оформляются не общедоступным по форме документом. Где нет законодательной регламентации установленного порядка, там выигрывает отнюдь не общество и не государство.

Во-вторых, в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»* не раскрывается понятие «кандидат на должность судьи». Статус кандидата в судьи необходимо законодательно закрепить, так как с момента признания человека кандидатом в судьи в отношении его можно проводить проверочные мероприятия. По нашему мнению, кандидатом необходимо считать человека, представившего все необходимые документы, написавшего все нужные заявления, - о допуске его к сдаче квалификационного экзамена и о согласии на проведение в отношении его и его родственников проверки.

Еще одним пробелом в организационно-правовом механизме формирования судейского корпуса является то, что в утвержденном в 2002 году Советом судей РФ по представлению Минздрава РФ Перечне заболеваний, которые препятствуют назначению на судейскую должность, указано 32 заболевания**. Но среди них нет ни одного психического заболевания, следовательно, его наличие не препятствует для назначения судьей. В указанном Перечне заболеваний нет и таких болезней, как СПИД (ВИЧ), проказа (лепра), сифилис мозга. Эти заболевания не могут не влиять на психику больного, они деформируют ее, а значит, и правосудие, осуществляемое страдающим каким-либо из указанных заболеваний судьей. В судебной практике встречается немало «странных» судебных решений, но причины их не вы-

* О статусе судей в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1: ред. от 25 нояб. 2013 г. // Рос. газ. 1992. 29 июля; URL: http://www.pravo.gov.ru

** ОбОбгвержджден ийеркчнэч! нзвбобвгашйяй, препятствующих назначению на должность судьи: постановление Совета судей РФ от 26 дек. 2002 г. N 78 // Рос. газ. 2003. 24 янв.

Раздел 11. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов I уц

являются и не анализируются. Как правило, «странные» судебные акты, совершенно не соответствующие обстоятельствам и материалам дела, объясняются коррумпированностью судьи.

То же самое можно сказать и в отношении таких объективно определяемых специалистами черт характера (корыстолюбие, алчность, жестокосердие, мстительность, высокомерие, ощущение исключительной национальной, религиозной или политической значимости и т.д.), которые должны стать непреодолимым препятствием для их обладателя к должности судьи. Однако некоторые из негативных качеств проявляются уже после наделения лица судейскими полномочиями.

Сегодня от кандидата в судьи максимум, что можно получить, - справка из психиатрического диспансера о том, что он не состоит в нем на учете. Но нужен не только ответ психиатра на вопрос о том, болен или здоров кандидат. Необходимо заключение психолога о том, предрасположен ли данный человек к занятию должности судьи или ему психологически комфортнее профессионально реализоваться в другой сфере деятельности. Многолетний эксперимент, проводимый в различных субъектах Российской Федерации, подтвердил целесообразность предварительного психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи. Указанная процедура позволяет глубоко и объективно оценить присущие личности претендента качества, их соответствие требованиям профессиональной деятельности и с высокой долей вероятности прогнозировать профессиональную успешность. Важным является и тот факт, что отказ в рекомендации к назначению на должность судьи по результатам этого отбора защищает как самого кандидата от непосильной по психоэмоциональным и психофизическим параметрам деятельности, так и общество от негативных последствий его профессиональной несостоятельности.

Все это дает основания утверждать о целесообразности нормативного урегулирования проверки кандидата по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также проведения проверки отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного претендента нежелательно наделять судейскими

полномочиями. При этом не потребуется изменения действующей конституции РФ, в ст. 119 которой предусмотрена возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации*.

Нужны разработанные и официально утвержденные показатели и противопоказания относительно требований к здоровью судей (физическому и психическому). Очевидна необходимость внесения дополнений в статью 4.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», которыми можно было бы нормативно закрепить психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи, предусмотрев его проведение одновременно с медицинским обследованием.

В ряд обозначенных вопросов можно поставить и вопрос о качественной, глубокой проверке кандидатов в судьи на предмет их юридического профессионализма. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» гласит, что судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения. Для сравнения: в Эстонии претенденту на должность судьи необходимо предварительно пройти двухлетнюю подготовительную службу в качестве кандидата в судьи в Государственном суде, прокуратуре, адвокатуре, местном учреждении государственной исполнительной власти или местного самоуправления. Только после прохождения практики в качестве кандидата на должность судьи всесторонне подготовленный претендент может получить статус судьи, что существенно повышает профессиональную квалификацию

* Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.

будущего судьи и экономит федеральные денежные средства.

Верховный Суд РФ в июле 2013 года обратился в Государственную Думу РФ с законопроектом N 314591-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» [1], в котором предлагается скорректировать правила экзаменов на должность судьи и ограничить круг лиц, желающих сдать квалификационный экзамен. В законопроекте предлагается допускать к экзамену специалистов и магистров в области права и не допускать бакалавров. Сейчас к претендентам предъявляется требование о наличии высшего юридического образования.

Согласно вышеназванному законопроекту Верховный Суд РФ предлагает изменить и правила сдачи экзаменов. Квалификационный экзамен можно будет сдавать только в том регионе, где кандидат в судьи собирается работать. В связи с этим в законопроекте предложено внести уточнение в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому экзаменационная комиссия будет принимать экзамены у кандидата, если заключение о рекомендации на должность судьи относится к полномочиям квалификационной коллегии судей данного субъекта.

В законопроекте также предлагается норма о том, чтобы экзаменовать тех судей, которые пребывают в отставке более трех лет подряд и снова выразили желание работать в должности судьи. Верховный Суд РФ предлагает расширить права экзаменационных комиссий по проверке кандидатов и наделить их полномочиями наравне с советами судей, квалификационными коллегиями судей. В частности, запрашивать у государственных органов, общественных организаций и объединений, должностных лиц сведения и документы в отношении кандидатов.

В законопроекте охвачены далеко не все проблемы организационно-правового механизма комплектования российского корпуса судей на современном этапе судебной реформы. Кадровые ошибки в судебной власти имели и имеют место. Нужен механизм, гарантированно обеспечивающий привлечение высококвалифицированных специалистов, в том числе за счет принятия соответствующих федеральных законов. Сама же работа по решению этих задач невозможна без глубокого многокомпонентного научного обеспечения силами и методами многих отраслей науки, а также без участия самого судейского сообщества. Полагаем, что в случае утверждения законопроекта частично устранятся сегодняшние законодательно не урегулированные вопросы кадрового механизма формирования судебной власти.

Список литературы

1. Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.duma.gov.ru/ (дата обращения: 19 февр. 2014 г.).

References

1. Ofitsial'niy sayt Gosudarstvennoy Dumy RF [The official site of the State Duma of Russian Federation]. Available at: http://www.duma.gov.ru/ (Accessed 19 February 2014).