Раздел 11. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов
ЖУКОКОВА Н.К., zhnk1779@mail.ru Кафедра гражданского права и гражданского процесса; Восточно-Казахстанский государственный университет им. Сарсена Аманжолова, 070020, Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. 30-й Гвардейской дивизии, 34
ZHUKOKOVA NX,
zhnk1779@mail.ru
Chair of Civil Law and
Civil Procedure;
Sarsen Amanzholov
East Kazakhstan
State University,
30 Gvardeyskoy Diviziyi St. 34,
Ust-Kamenogorsk, 070020,
Republic of Kazakhstan
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СУДЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, КАЗАХСТАНА И БЕЛОРУССИИ
Реферат. Проведен краткий сравнительно-правовой анализ основных правовых предписаний, регламентирующих вопросы повышения квалификации судей в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь. Анализируются спорные вопросы подготовки будущих юристов по программам бакалавриата и магистратуры. Обозначается проблема отсутствия законодательного закрепления наличия степени «магистр» для кандидата в судьи. Предлагается внесение соответствующих поправок в действующее законодательство России, Казахстана и Беларуси, устанавливающее квалификационные требования к кандидатам в судьи. Подчеркивается необходимость взаимодействия системы образования с судебной системой в вопросах подготовки будущих специалистов для судебной системы. Рассматривается соответствие норм национального законодательства названных государств нормам международных документов, регламентирующих вопросы повышения квалификации судейских кадров. Иллюстрируются недостатки действующей в настоящее время в Республике Казахстан системы подготовки судей. Предлагаются поправки в действующее законодательство Казахстана и Белоруссии в части закрепления обязанности судьи проходить повышение квалификации, от результатов исполнения которой зависят решение вопроса об аттестации судьи или иные аспекты его дальнейшей карьеры. Обосновывается необходимость уточнения правового статуса лиц, окончивших специализированную магистратуру в Институте правосудия в Казахстане, и законодательного закрепления более жестких, по аналогии с кандидатами в судьи, требований для лиц, поступающих в магистратуру. Подвергается критическому анализу высказываемое казахстанскими учеными предложение о назначении судей только из числа лиц, окончивших специализированную магистратуру. Резюмируется необходимость непрерывного образования (повышения квалификации) действующих судей в целях поддержания их высокого профессионального уровня.
Ключевые слова: повышение квалификации, судья, менторство, стажировка, магистрант.
TRAINING AND ADVANCED TRAINING OF JUDGES: COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN, KAZAKHSTAN AND BELARUSSIAN LEGISLATION
Abstract. The brief comparative and legal analysis of the main legal instructions regulating the issues of judges advanced training in Russia, Kazakhstan and Belarus is conducted. The controversial issues of future lawyers' training according to the programs of bachelor and master's degree are analyzed. The problem of lacking legislative fixing of the master's degree for judges candidates is raised. It's proposed to amend the effective legislation of Russia, Kazakhstan and Belarus regulating qualifying requirements for judge candidates. The author proves the necessity of educational and judicial systems' cooperation in matters of training future specialists for the judicial system. The correspondence between the norms of national legislation of above-mentioned states and norms of international documents regulating the issues of judges advanced training is considered. The defects of the effective system of judge training in Kazakhstan are shown. It's proposed to amend the effective legislation of Belarus and Kazakhstan regarding the fixing of judge's obligation to undergo advanced training. That will influence the solution of the issue of judge's certification or other aspects of his/her further career. The necessity to specify the legal status of persons obtained specialized master's degree at the Kazakhstan Institute of justice, as well as to fix more rigorous requirements for people intending to obtain master's degree, is argued. The suggestion of Kazakh scientists to limit assignment of judges by those having specialized
master's degree is critically analyzed. It's summarized that continuing education (advanced training) of acting judges with the purpose of maintaining their high professional level is necessary. Keywords: advanced training, judge, mentoring, field training, undergraduate.
Осуществление грамотного и скорого правосудия невозможно без высококвалифицированных судейских кадров. Работа судьи требует постоянного обновления знаний. Судьей не может быть человек, все знания которого ограничены только юриспруденцией, его должны отличать широкий кругозор, глубокая начитанность, знание философии, психологии и других наук. Значимость специальной подготовки и повышения квалификации судейских кадров подтверждается принятием международных документов, регламентирующих данные вопросы. Необходимо отметить следующие международные документы: Основные принципы ооН по вопросу независимости судебного сообщества; Европейская хартия о статусе судей; Заключение Консультативного Совета Европейских судей (далее -КСЕС) N 1 (2001) и Заключение N 3 (2002), Заключение КСЕС N 4 о надлежащей начальной подготовке работников судебных органов и повышении квалификации судей на национальном и европейском уровнях.
Одним из главных требований, предъявляемых к будущим судьям, является наличие высшего юридического образования. Современная система образования во всех трех рассматриваемых государствах характеризуется переходом на двухуровневую систему образования, посредством которой осуществляется подготовка обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. Законодательства Республики Казахстан и Республики Беларусь не содержат определенного указания на необходимость иметь степень магистра юриспруденции, для того чтобы претендовать на должность судьи. Качество современного юридического образования оставляет желать лучшего. Во многом это обусловлено переходом от традиционной для наших государств системы образования с качественной подготовкой по таким фундаментальным дисциплинам, как гражданское право и гражданский процесс, уголовное право и уголовный процесс, к кредитной системе обучения, при которой обучающемуся представляется возможность выбора некоторых дисциплин самостоятельно. При кредитной системе обучения большое количество
часов остается на самостоятельную подготовку. Юридические вузы в большей степени волнует набор студентов на обучение по специальности, нежели качество подготовки будущих юристов. Возможность обучаться на платном отделении, имея только минимальный проходной балл для поступления в вуз, в результате дает не очень грамотного и не очень старательного студента и, как следствие, неквалифицированного специалиста. В соответствии с этим полагаем, что на первое место при обучении будущих судей необходимо поставить серьезную научно-исследовательскую деятельность, поскольку им нужны не узкая специализация, а широкая образованность и глубокие теоретические знания в области права, служащие надежной опорой для решения сложных мыслительных задач. Достичь необходимых результатов можно будет при обучении будущего судьи в магистратуре.
Аналогичная точка зрения высказывается и М.И. Клеандровым, который полагает, что необходимо законодательно закрепить положение, согласно которому кандидат на должность судьи должен без всяких исключений иметь высшее профессиональное юридическое образование, полученное в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по юридическим специальностям, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция» [1, с . 55].
Поправки, которые были внесены в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»* в апреле 2015 г., устранили существовавшую неоднозначность в решении вопроса о квалификационном требовании относительно образования кандидатов в судьи.
В разъяснении, которое ранее было дано Высшей квалификационной коллегией
* См.: О внесении изменений в статьи 4 и
5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: федер. закон от
6 апр. 2015 г. N 69-ФЗ // Рос. газ. 2015. 8 апр.
судей Российской Федерации, сказано, что степень «бакалавр юриспруденции» является недостаточной для назначения на должность судьи, поскольку срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) бакалавра составляет не менее чем четыре года*.
Однако разъяснение Министерства образования Российской Федерации содержало противоположную позицию, поскольку не усматривало препятствий для назначения на должность судьи лица, которому присвоена степень бакалавра юриспруденции**.
Полагаем необходимым разрешить этот вопрос на законодательном уровне путем внесения соответствующих поправок в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», а именно положений о том, что претендовать на должность судьи может только тот гражданин, который имеет степень «магистр юриспруденции».
По мнению С.Б. Суровова, необходимо развивать несколько вариантов подготовки работников судебной системы.
Например, первый вариант: сначала гражданин получает полное юридическое образование, после этого претендент на должность судьи становится слушателем курсов в специальном учреждении, находящемся вне рамок образовательной организации, которая осуществляла его первоначальную подготовку. По окончании обучения выпускник получает документ о праве заниматься судейской деятельностью.
Второй вариант заключается в том, что подготовку будущие судьи проходят в специализированном вузе или на юридическом факультете по программам бакалавриата или магистратуры, «доводка»
* См.: Разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей РФ (18 марта 2004 г.) Ответы на вопросы, касающиеся назначения на должность, квалификационной аттестации судей и стажа работы по юридической профессии // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. N 6.
** См.: О праве лиц, имеющих степень бакалавра юриспруденции, на занятие должности судьи: письмо Минобразования РФ от 1 сент. 2003 г. N 14-52-1018ин/15 // Бюллетень Минобразования РФ. 2003. N 11.
претендента происходит во время его стажировки [2, с. 20].
Каждое из рассматриваемых государств обладает схожей по содержанию системой подготовки кадров.
Республика Казахстан, так же как Российская Федерация и Республика Беларусь, пошла по пути создания специализированных учебных заведений, которые осуществляют подготовку специалистов для работы в судебной системе. Данное положение полностью согласуется и с рекомендациями КСЕС о том, чтобы «под руководством судейского или иного независимого органа функцию обучения выполняло специализированное автономное учреждение, которое имело бы собственный бюджет и благодаря этому, на основе консультаций с судьями, могло разрабатывать учебные программы и обеспечивать их реализацию»***.
Повышение квалификации судей и иных работников судебной системы в Российской Федерации осуществляется Российским государственным университетом правосудия (до 4 сентября 2014 г. - Российская академия правосудия), который был учрежден в целях повышения эффективности деятельности судов, создания учебной, научной и организационно-методической базы органов и учреждений судебной власти, обеспечения их высококвалифицированными специалистами.
В Казахстане в настоящее время осуществляется подготовка специалистов как в рамках бакалавриата, так и в рамках магистерских программ в Институте правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, ранее действовавшем как Судебная академия****.
Основное внимание уделяется подготовке специалистов в рамках магист-
*** Консультативный Совет Европейских Судей (КСЕС); Заключение N 1 (2001) Консультативного Совета Европейских Судей (КСЕС). Для Комитета Министров Совета Европы о Стандартах независимости судебных органов и несменяемости судей (Рекомендация N R (94) 12.
**** Для успешного решения стратегических задач по модернизации судебного образования и подготовке высокопрофессиональных судей была учреждена Судебная академия, которая с 2005 года в качестве Института правосудия вошла в состав Академии государственного управления при Президенте РК.
ратуры. Законодатель закрепил в Конституционном законе Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» норму, предусматривающую освобождение от сдачи квалификационного экзамена лиц, закончивших специализированную магистратуру.
В Республике Беларусь функционирует Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов, учреждений юстиции. Главное направление деятельности Института - повышение квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции по следующим специализациям: судебная деятельность, прокурорская деятельность, организация и деятельность судов и органов юстиции, нотариальная деятельность, деятельность органов ЗАГС. С целью исключения внешнего воздействия на учреждения, ведающие подготовкой, КСЕС рекомендуют возложить полномочия по назначению их руководителей и преподавателей на судейский или иной независимый орган, отвечающий за организацию и контроль подготовки.
Российский государственный университет правосудия был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 528 «О Российской академии правосудия» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. N 1199 «О Российской академии правосудия» с передачей функций и полномочий учредителя Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. В Университете подготовкой судейских кадров занимаются специалисты, имеющие высокую научно-педагогическую квалификацию. К образовательному процессу привлекаются преподаватели, имеющие ученую степень, ученое звание или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, систематически занимающиеся также научной и научно-методической работой. Укомплектованность штата профессорско-преподавательского состава составляет 95 %. Всего укомплектовано 285,25 ставок: из них 246,95 ставок (86,6 %) укомплектовано основными работниками, 38,3 ставки (13,4 %) - внешними совместителями. Общая численность профессорско-преподавательского состава
Университета - 379 человек, из них 275 человек (72,6 %) имеют ученые степени и (или) ученые звания, в том числе 65 человек (17,2%) - доктора наук и (или) профессора*.
Кадровая политика Университета направлена на формирование профессорско-преподавательского состава из судей в отставке, преподавателей и научных работников с ученой степенью и ученым званием. Такое сочетание юристов-практиков и ученых приведет к более успешному достижению цели по подготовке высокопрофессиональных квалифицированных специалистов.
В Институте правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан основа кадрового состава представлена практическими работниками и учеными. Свыше 80 % профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени докторов и кандидатов наук, PhD**. Среди приглашенных лекторов председатель Верховного суда Республики Казахстан, председатель Конституционного Совета Республики Казахстан, председатель Союза судей Республики Казахстан; члены Конституционного Совета Республики Казахстан; директор Института законодательства Министерства юстиции Республики Казахстан.
В Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов, учреждений юстиции Республики Беларусь учебную и научно-методическую деятельность осуществляют высококвалифицированные специалисты из числа профессорско-преподавательского состава Института, юридического факультета Белорусского государственного университета, других учебных и научных учреждений, руководителей и судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов Республики Беларусь,
* Отчет о самообследовании по состоянию на 1 апреля 2015 г.: утв. решением Ученого совета Российского государственного университета правосудия от 31 марта 2015 г., протокол N 3. URL: http://www.raj.ru/rimg/files/ (дата обращения: 22 мая 2015 г.).
** Концепция развития Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. URL: http://www.pa-academy. kz/index.php/ru/kontseptsiya-razvitiya (дата обращения: 16 июля 2014 г.).
руководителей и работников Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства юстиции, иных государственных органов и организаций.
В Институте правосудия в Республике Казахстан образовательный процесс осуществляется по двухгодичной программе на основе кредитной технологии обучения. Главное место в учебном процессе отведено занятиям по процессуальному праву, проведению игровых судебных процессов, составлению проектов судебных актов, правовой культуре ведения процесса.
Таким образом, в Российской Федерации, в Республике Казахстан и Республике Беларусь созданы и успешно функционируют специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов для судебной системы, которые по своему правовому положению соответствуют требованиям международных стандартов.
Помимо специального обучения в вышеуказанных учебных заведениях одним из способов повышения квалификации в Российской Федерации и Республике Беларусь, а в Республике Казахстан способом подготовки будущего судьи является стажировка. Обязательность прохождения стажировки закреплена Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей»*.
В законодательстве Российской Федерации стажировка рассматривается в качестве одного из способов повышения квалификации как для впервые назначенного судьи, так и для судьи, проходящего повышение квалификации по истечении определенного срока.
Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» не содержит регламентацию вопросов повышения квалификации судей. О повышении квалификации упоминается в связи с компетенцией органов, осуществляющих организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.
Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе
* Одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи, является успешное прохождение стажировки в суде и получение положительного отзыва пленарного заседания суда (статья 29 «Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи»).
судей Республики Казахстан» не содержит ни одного положения, касающегося повышения квалификации судей. Есть всего лишь одна статья, которая закрепляет право Судебного жюри при рассмотрении материалов относительно судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, вынести решение о направлении судьи на повышение квалификации. Налицо пробел, допущенный в законодательстве, поскольку важный вопрос - вопрос повышения квалификации судьи не нашел своего отражения в основном законе, регламентирующем правовое положение судьи. Фактически судьи проходят повышение квалификации в соответствии со своей специализацией один раз в течение пяти лет в Институте правосудия. Необходимость внесения положений о регулярном бесплатном обучении судей была озвучена еще при принятии Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей»**.
При определении списка судей, которым надлежит пройти стажировку, учитываются показатели работы судьи, наличие отмен и изменений судебных решений, время, прошедшее после предыдущей стажировки. Вопрос повышения квалификации молодых судей решается также и путем программ менторства. Судейское менторство - это отношения между опытным (ментор) и вновь назначенным (протеже) судьями. Ментор обеспечивает поддержку протеже с целью помочь ему справиться с проблемами и перспективами, связанными с личным развитием, судейской этикой. Главной задачей ментора является оказание помощи в психологическом настрое, духовной поддержке своего протеже [3, с. 7].
Остались неурегулированными вопросы правового статуса лиц, окончивших специализированную магистратуру. Приводится статистика, согласно которой только 30 % от общего числа окончивших магистратуру лиц работают судьями. Кроме того, из числа назначенных магистран-
** Заключение N 629/2001. Заключение БДИПЧ: JUDKAZ/186/2011 г. Совместное заключение по поводу конституционного закона о судебной системе и статусе судей республики Казахстан. Страсбург, Варшава, 17-18 июня 2011 г. С. 14. URL: http://ksrk.gov.kz/data/files/rus (дата обращения: 12 апр. 2013 г.).
тов оставили свои должности по разным причинам, в том числе из-за нагрузки в судах, которая в среднем порой доходит до 100-150 дел в месяц, 10 судей [4, с. 84].
Аналогичное мнение высказывается Р. Баишевым, который отмечает, что в глазах выпускников судебная работа теряет свою престижность из-за высокой нагрузки, непривлекательной оплаты труда, особенно в районных судах [5, с. 34].
Складывается ситуация, при которой лица, прошедшие специальную подготовку в магистратуре, для того чтобы работать судьями, вовсе не стремятся занять судейские должности. Некоторые из таких лиц, участвуя в конкурсе на занятие вакантной должности судьи, не могут его пройти. Автор солидарен с позицией А.К. Кы-дырбаевой о том, что в законодательном акте следовало бы закрепить обязанность прошедших обучение в магистратуре лиц принимать участие в конкурсе на вакантные должности по своему усмотрению, а в третий или четвертый раз отработать по распределению Высшего судебного совета. В случае отказа лица от участия в конкурсе предусмотреть его обязанность по возмещению расходов на его обучение [6].
Возможно, что такие более жесткие меры заставят лиц, обучающихся в магистратуре или намеренных поступать в магистратуру, более серьезно отнестись и к самому процессу обучения и к выбору дальнейшей профессиональной деятельности.
Необходимость разработки концептуальной стратегии профессионального образования подчеркивается К. Мами, а также то, что на новом этапе государственного развития Республики Казахстан со всей остротой встали вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов судебной системы, подготовки кандидатов в судьи, повышения квалификации действующих судей и судебных работников, теоретического осмысления правоприменительной деятельности судов [7, с. 267].
Непрерывное повышение квалификации - это возможность служебного роста либо даже одно из условий продвижения по службе. Таким образом, решение о переводе судьи на более высокую должность может, по крайней мере частично, зависеть от того, насколько сам судья стремится расширять и обновлять свои знания и навыки, например, путем участия в не-
прерывной подготовке. Таким же образом судье, желающему перейти на работу в отдел, занимающийся иной областью права, необходимо расширять свои знания и навыки, а если судья пожелает заняться узкой правовой тематикой, то и в этом случае от него могут потребовать прохождения дополнительной подготовки.
Но вышеуказанное не свидетельствует о том, что в Казахстане не уделяется должного внимания подготовке будущих судей и повышению квалификации уже действующих судей. С этой целью разработана Стратегия судебного образования на 2012-2016 годы, которая была принята после окончания срока действия Стратегии судебного образования на 2010-2012 годы. Кроме того, был создан и действует специальный Координационный совет по судебному образованию. Основными функциями Координационного совета являются: 1) ежегодное заслушивание отчетов организаторов судебного образования о реализации Стратегии по основным направлениям их деятельности; 2) анализ и оценка эффективности образовательных программ, учебных планов и методик обучения организаторов судебного образования; 3) оценка реализации Стратегии;
4) определение ожидаемых результатов по обучению и повышению квалификации судей и сотрудников судебной системы;
5) разработка рекомендаций по совершенствованию условий реализации Стратегии; 6) взаимодействие с Институтом правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, учебными центрами областных и приравненных к ним судов, Союзом Судей Республики Казахстан по вопросам, касающимся судебного образования*.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в законодательстве Республики Казахстан и Республики Беларусь должна быть предусмотрена норма об обязательном повышении квалификации судей. Также в законодательстве Казахстана необходимо уточнить правовой ста-
* См.: Положение о Координационном совете по судебному образованию при Председателе Верховного Суда Республики Казахстан: утв. распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 2 нояб. 2012 г. N 326. URL: http://sud.kz/ms/content/obshchie-polozheniya (дата обращения: 12 июля 2013 г.).
тус лиц, окончивших специализированную магистратуру и, соответственно, предусмотреть более жесткие, наравне с требованиями к кандидатам в судьи, требования для лиц, поступающих в магистратуру. Для этих целей финансирование учебного заведения, осуществляющего подготовку судей, должно осуществляться из средств государственного бюджета.
Отсутствие в Конституционном законе Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казах-
стан» нормы, регламентирующей подготовку, переподготовку и повышение квалификации судей, и закрепление ее в других подзаконных нормативных правовых актах, свидетельствует о наличии пробела в вышеуказанном законе.
Постоянная непрерывная подготовка судьи, самообучение должны считаться не только правом, но и обязанностью каждого судьи, вытекающей из судейской этики, которая требует постоянно пополнять знания и совершенствовать мастерство.
Список литературы
1. Клеандров М.И. Статус судьи. Правовой и смежные компоненты. М., 2008.
2. Суровов С.Б. Профессиональная подготовка судейских кадров // Судья. 2013. N 9.
3. Ежеквартальный информационный дайджест Северо-Казахстанского областного суда. 2012. Вып. N 2. С. 7.
4. Курмантаева Л. О некоторых вопросах подготовки кадров для судебной системы с учетом международного опыта // Зангер. 2012. N 11.
5. Баишев Р. Проблемы и перспективы подготовки молодых судей // Зангер. 2013. N 11.
6. Кыдырбаева А.К. Предложения по модернизации судейского образования // Международные стандарты и опыт отбора кандидатов в судьи (г. Астана, 23 мая 2014 г.). URL: http://pravo.zakon.kz/4647707-predlozhenija-po-modernizacii.html (дата обращения: 26 авг. 2014 г.).
7. Мами К. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: основные тенденции и приоритеты. дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2003.
References
1. Kleandrov M.I. Status sud'i. Pravovoy ismezhnye komponenty [The status of judges. Legal and related components]. Moscow, 2008.
2. Surovov S.B. Professional'naya podgotovka sudeyskikh kadrov [Training of judicial personnel]. Sud'ya - Judge, 2013, no. 9.
3. Ezhekvartal'nyy informatsionnyy daydzhestSevero-Kazakhstanskogo oblastnogo suda - Quarterly Digest of the North Kazakhstan regional court, 2012, edition no. 2, p. 7.
4. Kurmantaeva L. Onekotorykh voprosakh podgotovkikadrovdlyasudebnoy sistemy s uchetom mezhdunarod-nogoopyta [On some issues of training for the judicial system based on international experience]. Zangger- Lawyer, 2012, no. 11.
5. Baishev R. Problemy i perspektivy podgotovki molodykh sudey [Problems and perspectives of preparing young referees]. Zangger - Lawyer, 2013, no. 11.
6. Kydyrbaeva A.K. Predlozheniya po modernizatsiisudeyskogo obrazovaniya [Proposals for the modernization of the judicial education]. "Mezhdunarodnye standarty i opyt otbora kandidatov v sud'i" (g. Astana, 23 maya 2014 goda) [International standards and experience in the selection of candidates for judges (Astana, 23 May 2014)]. Available at: http://pravo.zakon.kz/4647707-predlozhenija-po-modernizacii.html (Accessed 26 August 2014).
7. Mami K. Konstitutsionnayazakonnost'isudebnaya vlast' vRespublike Kazakhstan: osnovnye tendentsii iprior-itety. Dokt. Diss. [Constitutional law and the judiciary in the Republic of Kazakhstan: the main trends and priorities. Doct. Diss.]. Almaty, 2003.