УДК 340.5
DOI: 10.31249/rgpravo/2022.02.10
ЛУЖИНА А.Н.1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ И ФРАНЦИИ: ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ. (Статья).
Аннотация. Рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования процесса подготовки и переподготовки судей в Российской Федерации, внимание акцентируется на отсутствии четкой позиции законодателя по определению необходимого уровня образования кандидата в судьи. Достаточно подробно характеризуются формы и способы переподготовки судей в Российской Федерации и цели определения соответствия государственного участия в образовании судей международным стандартам, применяемым в данной сфере. Анализируется альтернативная система формирования судейского корпуса, предусмотренная во Франции.
Ключевые слова: переподготовка и повышение квалификации судей; Верховный Суд РФ; судьи судов общей юрисдикции; судьи арбитражных судов; Российский государственный университет правосудия, Национальная школа магистратуры Франции.
LUZHINA A.N. Professional education in the field of justice in Russia and France: questions of training, retraining and advanced training. (Article).
Abstract. Separate issues of legal regulation of the process of training and retraining of judges in the Russian Federation are consid-
1 Лужина А.Н., доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.
ered, attention is focused on the lack of a clear position of the legislator to determine the necessary level of education of a candidate for a judge. The forms and methods of retraining of judges in the Russian Federation and the purpose of determining the compliance of state participation in the education of judges with international standards applied in this field are described in sufficient detail. The alternative system of formation of the judicial corps provided for in France is analyzed.
Keywords, retraining and advanced training of judges; Supreme Court of the Russian Federation; judges of courts of general jurisdiction; judges of arbitration courts; Russian State University of Justice, National School of Magistracy of France.
Для цитирования: Лужина А.Н. Профессиональное образование в области правосудия в России и Франции: вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 2. - С. 157-169. DOI: 10.31249/rgpravo/2022.02.10
Вопросы организации подготовки судейского корпуса, повышения квалификации, гарантии, предоставляемые государством судьям, направлены на реализацию одного из основных конституционных прав граждан, физических и юридических лиц, проживающих и осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории РФ.
Право на судебную защиту предусматривается ст. 46 Конституции РФ, Верховный Суд РФ разъясняет, что согласно ч. 1 ст. 46, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, а также ст. 18 Конституции РФ, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел \ Обеспечить такую защиту может профессиональный юрист в должности судьи, компетентный и высокообразованный. Для достижения такого уровня необходимо не только высшее юридическое образование, но и наличие специальной подготовки. В подготовке судейского корпуса следует выделить два основных этапа. Первый -
1 См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // СПС «КонсультантПлюс».
образование кандидатов в судьи - одно из императивных условий для назначения кандидата на соответствующую должность. Второй - необходимость проведения подготовки и переподготовки уже назначенных судей в целях повышения их квалификации.
Если говорить о первом этапе, то следует отметить, что в соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Как отмечается в литературе, установление требований к профессиональному уровню и квалификации соискателей, их возрасту, моральным качествам и способностям имеет гарантирующий характер, призвано обеспечить стандарты правосудной деятельности, ее независимость, справедливость, законность. В то же время система требований исторична и подвижна, так как основывается на представлениях об идеальном судье, складывающихся в конкретном обществе1. Следует отметить, что установление, соответствующих требований, в том числе и к образованию кандидата на соискание должности судьи, с одной стороны, определяет позицию государства, которая заключается в том, что изначально соискатель обладает необходимым базовым образованием, которое он получил самостоятельно и которое определяет в дальнейшем его род деятельности, поскольку наличие стажа работы по юридической специальности является также импера-
1 См.: Бурдина Е.В. Конституционно-правовое содержание требования об образовании кандидатов в судьи // Российский судья. - 2021. - № 2. - С. 41-46; Клеандров М.И. Правовая организация механизма правосудия Российской Федерации : проблемы совершенствования : монография. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. - С. 166-173.
тивной составляющей в характеристики кандидата. С другой стороны, подобное требование характеризует выбор кандидата, его понимание всех сложностей и тонкостей данной профессии, повышенной ответственности при принятии решений по спорам.
Поскольку конституционно-правовой статус судей предопределяется тем, что судьи реализуют публично-правовые цели правосудия, федеральный законодатель должен предъявлять к ним как носителям судебной власти особые квалификационные и иные требования, в том числе морально-этические и нравственные, и, следовательно, устанавливать такой порядок формирования судейского корпуса, который обеспечивал бы отбор кандидатов, отвечающих этим требованиям. Соответствующая компетенция федерального законодателя вытекает из ст. 119 Конституции РФ, предусматривающей помимо общих положений конкретный перечень необходимых для замещения должности судьи минимальный возраст, образование и стаж работы по юридической профессии, а также возможность введения федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации1.
Признавая необходимость юридического образования как базиса для получения доступа к профессии судьи, законодатель при этом не определяет требования, предъявляемые к уровню соответствующего образования. В связи с этим доктор юридических наук Е.В. Бурдина отмечает, что конкретизация обобщенного конституционного требования о высшем юридическом образовании как квалификационном условии доступа в судейскую профессию осуществляется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон о статусе судей), где указывается, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «Магистр» при наличии диплома
1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 № 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Милехина».
бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Но при этом в данной норме не учитывается возможность получения профильного образования и по направлению подготовки «Специали-тет»1, также по программам юриспруденции2.
Следует заметить, что международные акты, признавая необходимость квалификации судьи как лица, отправляющего правосудие, не указывают на конкретный формат соответствующего образования. Например, в п. 50 Заключения № 10 (2007) Консультативного совета европейских судей «О судебной системе на службе общества» (принято в г. Страсбург 23.11.2007) предусматриваются условия отбора кандидата, которые должны быть полностью прозрачными, чтобы судьи и само общество были уверены, что назначение производится исключительно исходя из заслуг кандидата с учетом его квалификации, способностей, честности, чувства независимости, беспристрастности и эффективности3.
Таким образом, квалификация кандидатов бесспорно имеет ключевое значение, но ее форма определяется исходя из основных положений действующего национального законодательства.
Например, во Франции, Бельгии, Австралии, Бразилии и других странах реализуются программы подготовки судей и прокуроров в рамках магистратуры, т.е. применяется принцип профессиональной подготовки судейского корпуса. Чаще всего такая подготовка занимает два года и проводится на базе специализированных образовательных организаций, например, во Франции -это Национальная школа магистратуры4 Поступить в Национальную школу магистратуры могут лица, имеющие высшее образование независимо от его направленности (техническое, гуманитарное,
1См.: приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 № 1058 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 "Судебная и прокурорская деятельность"». - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.01.2022).
См.: Бурдина Е.В. Указ соч. - С. 41.
3 Прецеденты Европейского суда по правам человека : электронное периодическое издание. - 2014. - № 2(02). - С. 108-121. - URL: https://rucont.ru/ chapter/rucont (дата обращения: 21.01.2022).
4 Ordonnance n°58-1270 du 22 décembre 1958 portant loi organique relative au statut de la magistrature. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT 000000339259/ (дата обращения: 21.01.2022).
естественные науки и др.) и удачно прошедшие вступительные испытания. В процессе обучения выделяются два основных направления: первое - формирование базовых знаний о системе материального и процессуального права; второе - процедура ведения судебных процессов. Причем, если первое направление уже после назначения на пост судьи или прокурора можно совершенствовать посредством обязательных курсов переподготовки или повышения квалификации, так и индивидуальных курсов углубленной подготовки по отдельным вопросам материального права или отдельным категориям дел (разводы, раздел имущества, вступление в наследство, преступления несовершеннолетних и др.), то процедурные моменты ведения процесса являются приоритетными и им уделяется наибольшее внимание. К таким приоритетным вопросам относятся и этапность судебного процесса, и поведение судьи (прокурора) в судебном процессе, и построение судебной речи в отношении различных субъектов процесса, изучение доказательств, в том числе и свидетельских показаний, и др.
Таким образом, во Франции участие государства в образовании судьи проявляется уже на предварительном этапе в форме специальной углубленной подготовки кандидата в судьи. Возможно, такой подход обусловлен основными принципами судопроизводства, предусмотренными п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и международными стандартами в сфере правосудия. Эти стандарты требуют, чтобы праву быть судимым законным судом корреспондировала обязанность государства создавать и поддерживать такую судебную систему, в которой судьи отвечают критериям независимости, беспристрастности, компетентности и способны эффективно осуществлять свои полномочия (п. I ст. 1 разд. II резолюции (2002) 12 Комитета министров Совета Европы от 18.09.2002 г. «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия»).
Международные рекомендации в области правосудия к качествам судьи, способствующим укреплению доверия общества к судебной власти и имеющим первостепенное значение для поддержания ее независимости, также относят: беспристрастность, честность, соответствие установленным стандартам компетентности, поведения и добросовестности (п. 1.6, 2.2, 3.1 и 6.7 Бангалор-
ских принципов поведения судей, одобренных резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 2006/23 от 27.07.2006 г.).
Следует также обратить внимание и на международные стандарты подготовки кандидатов в судьи, зафиксированные в Европейской хартии о статуте для судей (Страсбурге, 1998 г.). В соответствии с п. 2.3 хартии подготовка отобранных соискателей к эффективному осуществлению судейских полномочий обеспечивается национальным законом (статутом), предусматривающим их обучение за счет государства.
В Российской Федерации, принимая во внимание, что наличие и качество первоначального юридического образования относятся к требованиям, соответствие которых стандартам является самостоятельной задачей кандидата на должность судьи, государством уделяется особое внимание второму этапу - переподготовке и повышению квалификации судей.
Закон о статусе судей в ст. 20.1, Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов, утвержденное постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 18.04.2018 № 13 «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» предусматривают, что судьям федеральных судов необходимо повышать квалификацию не реже одного раза в три года, а судьям, впервые назначенным на должность, проходить обучение по программе профессиональной переподготовки.
Эти акты определяют основные принципы системы переподготовки и повышения квалификации судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также работников аппаратов судов и судебного департамента при Верховном Суде РФ:
- независимость - Верховный Суд РФ определяет образовательные организации, осуществляющие соответствующие образовательные программы;
- периодичность - судьи и работники аппаратов судов должны проходить переподготовку через год после своего назначения, повышение квалификации каждые пять лет;
- качество - к обучению судей и работников аппаратов, привлекаются не только судьи и должностные лица Верховного Суда
РФ, но и лучшие специалисты (криминалисты, эксперты, психологи, ученые) в соответствующих отраслях деятельности.
На сегодняшний день в жестких условиях применения мер противодействия распространения коронавирусной инфекции, предусмотренных в том числе Указом Президента РФ от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)», использование цифровых технологий в сфере образования стало необходимым условием для реализации образовательных программ, в частности программ повышения квалификации и переподготовки судей. В связи с этим можно определить еще один новый принцип системы подготовки судей - это цифровизация образовательной среды, широкое использование дистанционных способов обучения судейского корпуса, включая проведение он-лайн-лекций, семинаров и «круглых столов». Необходимость развития данного направления в сфере образования также отмечена и в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» как одна из обязательных задач для обеспечения высокого уровня и доступности образования. Таким образом, наличие безопасной цифровой образовательной среды в современных условиях является обязательным принципом системы переподготовки и повышения квалификации судей.
В целях реализации государственной программы переподготовки и повышения квалификации судей в 1998 г. на основании Указа Президента РФ от 11.05.1998 № 528 «О Российской академии правосудия» и постановления Правительства РФ от 28.10.1999 № 1199 «О Российской академии правосудия» было создано государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Российская академия правосудия (с 14.10.2014 г. - Российский государственный университет правосудия - РГУП).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных дого-
воров Российской Федерации» были определены основные рекомендации по организации учебного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов. При этом особое внимание предлагается уделить изучению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, регулярно анализировать источники международного и европейского права, издавать необходимые практические пособия, комментарии, монографии и другую учебную, методическую и научную литературу (п. 18).
Основными целями и задачами РГУП являются:
- переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппарата судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе и работников судебного департамента при Верховном Суде РФ;
- подготовка кадров для системы правосудия по программам высшего профессионального образования и второго высшего образования;
- подготовка аспирантов и докторантов (послевузовское образование);
- фундаментальные и прикладные научные исследования по вопросам организации системы правосудия и правоприменения;
- издание научной, методологической и иной литературы;
- международное сотрудничество в сфере высшего профессионального образования и права, обмен опытом в сфере научной и законодательной деятельности, правоприменения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы правосудия.
Профессорско-преподавательский состав РГУП состоит из ведущих ученых и специалистов-практиков в различных областях права судей Верховного Суда РФ, специалистов практиков в различных областях (эксперты, экономисты, психологи, криминалисты и др.), а также ученых- юристов.
В 2020-2021 гг. в рамках переподготовки и повышения квалификации судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, работников аппаратов судов и судебного департамента в этом Университете прошли обучение (переподготовку и повышение квалификации):
- судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, впервые назначенные с последующей сдачей экзамена;
- судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов по различным направлениям специализации: уголовная; гражданская и семейная; интеллектуальная собственность (авторское и патентное право); административная;
- судьи мировых судов, в том числе переподготовка мировых судей, впервые назначенных.
Можно выделить две основные группы форм обучения судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, работников аппаратов судов и судебного департамента Верховного Суда РФ:
1) универсальная - объединила формы обучения, применимые как при переподготовке, так и при повышении квалификации судей, работников судебной системы и судебного департамента;
2) специальная - формы обучения, используемые для переподготовки и повышения квалификации отдельных категорий обучающихся.
К универсальной группе относятся следующие формы обучения:
а) проведение лекций и семинаров по актуальным проблемам правоприменительной практики, по новациям в сфере законодательного регулирования и судебного толкования. Так, в связи с объединением в 2014 г. системы арбитражных судов и судов общей юрисдикции и упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ были разработаны следующие тематики лекций и семинаров, как то: «Арбитражный суд в системе судов общей юрисдикции»; «Актуальные аспекты развития арбитражных судов»; «Трудности арбитражного судопроизводства» и др.;
б) «круглые столы» по отдельным проблемам судопроизводства с участием как ученых-теоретиков, так и практиков;
в) психологические тренинги, касающиеся не только поведения судьи во время процесса, но и делового общения, выхода из конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть не только в зале суда, но и при приеме граждан;
г) консультации психологов - не только в части осуществления профессиональной деятельности судьи, в том числе подготовки и вынесения решений, приговоров, но и в части сочетания профессиональной деятельности и отдыха;
д) издание специализированной литературы. В Университете издается специализированная книжная серия «Библиотека судьи», которая включает в себя научные и методические издания по актуальным вопросам отправления правосудия1.
К специальным формам обучения судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, работников аппарата судов, судебного департамента Верховного Суда РФ относятся следующие:
а) обсуждение проектов пленумов и обзоров Верховного Суда РФ, например, по вопросам кадастрового учета и государственной регистрации недвижимого имущества, применения сроков исковой давности и другим вопросам. Эта форма обучения используется в рамках повышения квалификации председателей районных судов общей юрисдикции, председателей арбитражных судов субъектов РФ;
б) игровые судебные процессы по гражданским и уголовным делам. Сценарии деловой игры пишутся по наиболее распространенным категориям дел, например, выселение из жилых помещений в связи с наличием задолженности по коммунальным и иным платежам; изъятие и снос объектов недвижимого имущества в связи с признанием их самовольной постройкой и др. Итоги игры анализируются не только с точки зрения ведения судебного процесса, но и с точки зрения поведения судьи. Разбор результатов игр проводится с участием психологов. Форма используется в рамках переподготовки впервые назначенных судей, повышения квалификации судей мировых судов, работников аппарата суда;
в) решение практических задач по различным категориям дел. Судьям предоставляется фабула дела, а в качестве решения пишется приговор (решение) с указанием используемых положений законодательства, анализом представленных доказательств, в том числе и свидетельских показаний. В данном случае анализируются не только практические навыки: знания законодательства, судебной практики, но и профессиональное изложение материала
1 См., напр.: Страховые споры : науч-практ. пособие / под. ред. И.А. Цин-делиане. - Москва : РГУП, 2022; Оптимизация судебной юрисдикции и нагрузки на судебную систему в арбитражных судах: процессуальный аспект : монография / под ред. С.В. Никитина. - Москва : РГУП, 2021; Компенсация как способ защиты нарушенных исключительных прав: проблемы и решения : науч.-практ. пособие. -Москва : РГУП, 2020. - URL: http://op.raj.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).
(т.е. профессиональный язык). Эта форма обучения используется в рамках курса переподготовки впервые назначенных судей, судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
г) посещение судов, различных инстанций (мировых, районных, военных, арбитражных и др.). Такая форма позволяет изучить опыт организации документооборота, работы с посетителями и решения иных организационных опросов, связанных с ежедневной работой суда.
Следует отметить, что как универсальные, так и специальные формы обучения имеют интернациональный характер и используются в качестве образовательных технологий и в зарубежных образовательных институциях, ориентированных на подготовку и переподготовку судей. Национальная школа магистратуры (ENM) во Франции осуществляет целый ряд взаимосвязанных курсов, направленных на судей во Франции, которые ежегодно проходят пятидневную непрерывную подготовку. Судьи выбирают свои курсы из проспекта, публикуемого ежегодно, который охватывает следующие восемь общих тем отправления правосудия: 1) инструменты управления (включая текущие бюджеты); 2) управление изменениями; 3) управление людскими ресурсами и рисками; 4) управление стрессом; 5) методы оценки; 6) измерения эффективности; 7) качество государственного управления; 8) взаимосвязь между судебной и государственной политикой1.
Следует отметить, что ежегодно на международном уровне проводятся конференции по обмену опытом по подготовке и переподготовке судейского корпуса.
Так, Международная организация по подготовке судей (L'Organisation internationale pour la formation judiciaire) (IOJT) ежегодно, начиная с 2002 г., проводит международные конференции по актуальным вопросам подготовки и переподготовки судей. В октябре 2022 г. в Оттаве (Канада) пройдет Х юбилейная конференция, посвященная, в том числе, разработке и внедрению новых способов обучения и переподготовки судей в условиях принятия
1 См.: Курбанов А.Ш. Качество системы правосудия: международные требования к подготовке судей и опыт зарубежных стран // Мировой судья. - 2020. -№ 5. - С. 11-15.
ограничительных мер в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, подготовка, переподготовка судей и повышение квалификации судей как в России, так и во Франции являются основными инструментами, которые обеспечивают систему правосудия высококвалифицированными специалистами, обладающими актуальными знаниями в различных отраслях права, умеющих в сложных психологических условиях состязательного процесса принимать законные решения.