Научная статья на тему 'Проблемы организационно-правовых основ апелляционных судов общей юрисдикции'

Проблемы организационно-правовых основ апелляционных судов общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ВЕРХОВНЫЙ СУД / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / АПЕЛЛЯЦИЯ / КАССАЦИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коршунов Ю.А.

Статья посвящена анализу проблем организационно-правовых основ апелляционных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Целями создания данных судов являются защита прав и свобод граждан, создание оптимальных условий для независимости судов от региональных властей. Кроме того, создание апелляционных судов будет способствовать борьбе с коррупцией. Вместе с тем, как любое новое начинание, апелляционные суды не лишены определенных проблем. Автор выделил проблему профессиональной подготовки кандидатов на должности судей и проблему обеспечения доступа к правосудию, от решения которых будет зависеть эффективность работы образуемых апелляционных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организационно-правовых основ апелляционных судов общей юрисдикции»

Проблемы организационно-правовых основ апелляционных судов общей юрисдикции

Коршунов Юрий Алексеевич

адвокат, Адвокатская палата г. Москвы, yurkorsh@gmail.com

Статья посвящена анализу проблем организационно-правовых основ апелляционных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Целями создания данных судов являются защита прав и свобод граждан, создание оптимальных условий для независимости судов от региональных властей. Кроме того, создание апелляционных судов будет способствовать борьбе с коррупцией. Вместе с тем, как любое новое начинание, апелляционные суды не лишены определенных проблем. Автор выделил проблему профессиональной подготовки кандидатов на должности судей и проблему обеспечения доступа к правосудию, от решения которых будет зависеть эффективность работы образуемых апелляционных судов. Ключевые слова: судебная система, Верховный Суд, судебная реформа, апелляция, кассация, независимость судей, борьба с коррупцией.

X

2

о

о см

N.

О!

При исследовании организационных основ апелляционных судов общей юрисдикции можно выделить две организационные проблемы: проблему профессиональной подготовки кандидатов на должности судей и проблему обеспечения доступа к правосудию.

Необходимо обратиться к проблеме формирования судейского корпуса, который осуществляет свои полномочия в апелляционных судах.

Международным актом для организационно-правового механизма комплектования судейского корпуса в национальных государствах служат положения Основных принципов независимости судебных органов, принятых на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в гор. Милане в августе 1985 года, и одобренных Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 года № 40/146.

Правительствам в рамках своего национального законодательства и практики надлежит в первую очередь рассмотреть вопрос о роли судей в системе правосудия, важности их отбора и подготовки.

Непосредственному же регулированию комплектования судейского корпуса отведена в этом акте ст.10, провозглашающая, что лица, отобранные на судебные должности, должны иметь соответствующую подготовку и квалификацию в области права.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере комплектования судейского корпуса нашей страны, в общем соответствует данному акту [12, с. 120-122].

Другим, общеевропейским (в рамках Совета Европы) международно-правовым актом в рассматриваемой сфере являлась Рекомендация № Rec (94) 12 от 13 октября 1994 года Комитета министров Совета Европы государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей, которая была заменена Дополнением к Рекомендации Комитета министров Совета Европы № Rec (2010) 12 государствам-членам о судьях; независимость, эффективность и ответственность (принята Комитетом министров 17 ноября 2010 года).

Решения, касающиеся отбора судей, должны учитывать квалификацию претендентов [12, с.122-124].

Важным международно-правовым актом, регулирующим в том числе и вопросы комплектования

судейского корпуса в национальных государствах, является Европейская хартия о статусе судей (Страсбург, 8-10 июля 1998 года), раздел II которой посвящен вопросам отбора, зачисления и первоначальной подготовке судей. В нем в частности сказано, что гарантируется посредством специального обучения, организованного за счет государства, подготовку профессиональных судей. Судья должен иметь доступ к образованию в целях поддержания уровня своего профессионализма, социальных и культурных знаний (п.4.4 ст.4).

При создании апелляционных судов общей юрисдикции особое значение приобретает вопрос назначения на должности судей. Безусловно, они должны быть наиболее опытными и подготовленными.

Международно-правовым актом, содержащим положения о формировании судейского корпуса, можно назвать и Модельный кодекс о судоустройстве и статусе судей для государств - участников СНГ, принятый на 36-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (постановление от 16 мая 2011 года № 36-12), в котором также описана рекомендуемая процедура назначения судей.

Следует указать на следующее положение Резолюции № 1703 (2010) «Судебная коррупция», принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы 27 января 2010 года, в соответствии с которым порядок набора судей должен быть ясным и прозрачным (подп. 9.4 п. 9).

Немаловажное значение в качестве международной основы механизма комплектования судейского корпуса в государствах - членах Совета Европы имеют заключения Консультативного совета Европейских судей (КСЕС),

Так, в заключении КСЕС №1 (2001) «О стандартах независимости судебных органов и несменяемости судей» (для Комитета министров Совета Европы. Страсбург. 23 ноября 2001 года) рекомендовано, чтобы государства-члены несли ответственность за назначение судей. Заключением отмечено большое разнообразие методов назначения судей.

Различные методы, используемые для отбора судей, имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. Можно утверждать, что выборы судей населением обеспечивают больше прямой демократической законности, но, с другой стороны, это втягивание кандидата в кампании, в политику и создаёт соблазн приобрести расположение других лиц или делиться своим расположением с другими. Назначение на должность судьи работников аппарата суда может дать технически квалифицированных работников, но связано с риском консерватизма или корпоратизма (или «клонирования») и с позиции некоторых конституционных подходов может выглядеть совершенно недемократично. Можно утверждать, что назначение судей исполнительной и законодательной властью будет усиливать их авторитет, но, с другой стороны, это связано с риском зависимости судей от этих органов власти. Вместе с тем, существует эффектив-

ная система назначения судей, которая чаще всего ассоциируют с французской, о ней будет сказано ниже.

Таким образом, международными стандартами определяются рекомендации механизма комплектования судейского корпуса в государствах, который должен гарантировать независимое и справедливое правосудие [12, с. 125, 130, 135-136, 143-144].

Формирование судейского корпуса - важнейшее условие эффективности судебной системы и ее самостоятельности. Независимость, это прежде всего личное качество конкретного человека, формирующееся в процессе социализации. Поэтому судейская независимость - это не только и не столько вопрос судебной власти, сколько вопрос тех социальных институтов, в рамках которых происходит становление будущих судей. Реформа судебной системы, вне всякого сомнения, будет эффективна лишь при условии модернизации высшего юридического образования [17, с. 143].

В контексте создания апелляционных судов общей юрисдикции особую остроту приобретает вопрос формирования кадрового состава этих судов. Для работы новых судов потребуются новые судьи. По мнению Председателя Верховного Суда Лебедева В.М., новым судьям придётся учиться на своих ошибках [19].

Необходимо также обратить внимание на вопрос об ограничении сроков пребывания в должности председателей апелляционных судов.

В соответствии с требованиями ст. 23.15 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», председатель апелляционного суда общей юрисдикции назначается на должность сроком на 6 лет.

Возникает опасение, что последующее право переназначения на должность неограниченное число раз, приведет к пожизненному статусу председателей данных судов, что повысит вероятность возникновения новых коррупционных схем.

Очевидно, что апелляционные суды должны быть сформированы из числа наиболее опытных судей. Большое значение имеет личность руководителя каждого из вновь создаваемых судов.

Формирование профессиональной среды судей предполагает необходимость обратить внимание на порядок их отбора.

В России судейский корпус на 2/3 состоит из женщин. Такая гендерная структура сильно отличается от структуры в большинстве других стран, за исключением стран, входивших в бывший социалистический блок.

Только 40% судей окончили вуз в рамках дневной формы обучения. Различные формы удалённого образования неизбежно дают более низкое качество подготовки, чем дневное обучение. Ген-дерная специфика проявляется и в аспекте образования: мужчины относительно чаще получают не классическое, а специализированное юридическое образование (в ведомственных вузах правоохранительных органов, органов обороны и безопасности) и обучались в рамках дневной формы обуче-

5'

гп

о

а

Н

А У

т; А

ния, тогда как женщины, напротив, получали образование в классическом университете или профильном юридическом вузе, но учились либо заочно, либо на вечернем отделении [6, с. 101-102].

Социологические исследования дают портрет типичного российского судьи: это женщина среднего возраста, получившая заочное юридическое образование в классическом университете и работающая в том же регионе, где выросла [6, с. 101-102].

Вместе с тем, судья апелляционного суда должен обладать высокой профессиональной подготовкой, поскольку он повторно рассматривает дело, проверяет не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, давая тем самым гарантию справедливого правосудия, защиты прав и законных интересов участников судопроизводства. Он должен обладать большими профессиональными знаниями, чем судьи районным судов и судов областного звена.

Поэтому на этапе, предшествующем назначению на должность судьи апелляционного суда, необходимо прорабатывать и развивать механизмы профессиональной подготовки судей. Однако в рамках российской системы назначения судей специальная подготовка осуществляется после, а не до назначения на судейскую должность.

В связи с этим можно поставить на обсуждение вопрос о целесообразности проведения подготовки не только после, но и перед назначением на судейскую должность. Такая подготовка позволила бы повысить профессиональный уровень кандидатов уже к моменту их назначения [17, с. 143-144].

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает различные возрастные уровни назначения на должность судьи в зависимости от уровня суда и различные требования к юридической подготовке судьи. Показателем такой подготовки является стаж работы в юриспруденции. Судьёй апелляционного суда общей юрисдикции, как и судьёй арбитражного апелляционного суда, может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в юриспруденции не менее 7 лет. При этом в стаж работы в юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса [1].

Никакой иной профессиональной подготовки для занятия должности судьи апелляционного суда общей юрисдикции и судьи арбитражного апел-х ляционного суда не требуется. Сомнительно, что <2 молодые люди, достигшие 30 лет, приобрели до-оч статочный профессиональный опыт и знания для о занятия должности судьи апелляционного суда, ¡^ который должен качественно проверять дела и 2 решения суда первой инстанции.

Вместе с тем, практика свидетельствует: чем выше профессиональный уровень судьи, тем менее он подвержен внешнему давлению при осуществлении правосудия, тем более независим при вынесении судебного решения [7, с. 133-135].

Следующим требованием, предъявляемым к претендентам на должность судьи, является наличие высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения (очное, заочное, вечернее, экстернат), полученного в вузе, имеющем государственную аккредитацию, которое подтверждено дипломом государственного образца. В результате введения двухступенчатой системы высшего образования закреплено требование наличия высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Повышенные требования к уровню квалификации претендента на должность судьи объясняются необходимостью углубленного и продолжительного по времени изучения различных отраслей права.

С законодательным закреплением требования обязательного высшего юридического образования для кандидатов на должности судей вопрос перешел в область качества юридического образования.

Критика высшего юридического образования связана с недостаточной ориентацией студентов на практическую деятельность, а также недостаточным вниманием к вопросам профессиональной этики [20, с. 15]. Исследователями выделяются общие представления преподавателей о том, какие качества должны быть присущи юристу. Прежде всего, это знание права и умение его применять, а также владение коммуникативными навыками [21, с. 49-50].

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.20.1) закрепляет правило, согласно которому, во-первых, судья впервые назначенный на должность, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки и, во-вторых, не реже одного раза в три года повышает квалификацию в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде.

Согласно социологическим исследованиям источниками пополнения судейского корпуса в судах общей юрисдикции являются: сотрудники аппаратов судов (30,3%); прокуратуры (20,8%); правоохранительных органов (17,5%); государственных органов (10,1%); негосударственного сектора (16,5%) [6, с. 114-133].

Таким образом, несмотря на то, что должности судей занимают представители самых разных юридических профессий, наибольшее число кандидатов на судебные должности составляют работники аппарата судов, прокуратуры и правоохранительных органов. Все эти претенденты на

судейские должности имеют различную профессиональную подготовку.

В отсутствие возможности проходить обучение и переподготовку кандидатов в судьи до назначения их на должность логичной представляется ситуация, когда преимущественно получившие заочное образование секретари судебных заседаний и помощники судей замещают должности судей. Именно их опыт работы в аппарате суда заменяет практическую подготовку судей. Происходит подмена понятия высококвалифицированного юриста на исполнительного делопроизводителя.

Такое положение будет усиливаться и в дальнейшем, и только возможность предварительного обучения кандидатов на должности судей позволит привлечь лучших представителей различных юридических профессий, обеспечив суды высококвалифицированными судьями с высокими морально-психологическими качествами [14, с. 143158].

Пока же требует совершенствования действующее правовое регулирование профессиональной переподготовки судей, впервые назначенных на должность, которое не отличается полнотой и системностью.

Кроме того, недостаткам правового регулирования вопросов переподготовки судей, впервые назначенных на должность, следует отнести отсутствие общих сроков, в течение которых такая переподготовка должна быть проведена. Указанный срок не обозначен и в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов в Российском государственном университете правосудия», которым определяются вопросы прохождения переподготовки судьями федеральных судов. Требования к профессиональной переподготовке судей носят общий характер, независимо от того, в каком суде они работают. Необходимо обратить внимание на требования к профессиональной переподготовке судей апелляционных судов, поскольку эти судьи должны качественно повторно рассмотреть дела, проверить решения суда первой инстанции, выступив тем самым гарантами защиты прав и свобод граждан, гарантами справедливого правосудия.

Анализ действующего законодательства свидетельствует об отсутствии общепринятого определения категории «профессионализм судьи». В юридической литературе в большинстве случаев профессионализм судьи раскрывается через понятие «качество работы». При этом понятие профессионализма судьи не ограничивается только уровнем специальных знаний, в него включают также деловые и нравственные качества судьи [10, с. 191; 13, с. 25].

Для судей отсутствуют четкие критерии их профессионализма. Представление о профессионализме судьи трудно отделить от конкретной личности, действующей в конкретных обстоятельствах. Это обобщенная форма оценки судьи со стороны квалификационных коллегий судей, выраженная в их решениях [15, с. 137-154].

Таким образом, существующая в настоящее время подготовка вновь назначенных судей апелляционных судов имеет субъективный и формальный характер, она не отвечает в полной мере требованиям к должностному лицу, проверяющему результаты работы суда первой инстанции. Данное утверждение справедливо для судей как апелляционных судов общей юрисдикции, так и для судей арбитражных апелляционных судов.

В зарубежных странах существует иная практика подготовки кандидатов в судьи, которая на мой взгляд заслуживает внимания.

Существует эффективная система назначения судей, чаще всего её ассоциируют с французской. С небольшими изменениями она распространена и в других европейских странах, прежде всего в Германии, Италии, Австрии.

Предусматривается сдача двух квалификационных экзаменов для юристов. Первый экзамен является условием допуска к обучению в специализированном учебном заведении. Во Франции это Национальная школа магистратуры, расположенная не в столице, а в гор. Бордо департамента Жиронда. Это учебное заведение обучает всех судейских работников страны [18, с. 36-43]. Возможны и другие пути допуска к конкурсу на должности судей, например для научных работников, имеющих учёные степени и звания, но по этому пути в судебный корпус проходит не более 10% новых судей [3, с. 43-68].

Цель первого экзамена - проконтролировать усвоение теоретических знаний по праву, полученных в юридическом вузе. Конкурсная комиссия по приему экзамена состоит обычно из действующих судей, адвокатов, научных работников и иногда из представителей законодательной и исполнительной власти.

Практическое обучение в специализированном учебном заведении после первого экзамена очное, оно длится 1-2 года и во всех странах предполагает стажировки в судах различного уровня каждые 3-4 месяца. В ходе обучения кандидаты в судьи не изучают повторно те предметы, которые ранее изучали в вузе. Они изучают судейскую этику, организацию судебной деятельности, организацию правозащитной и правоохранительной деятельности, юридическую психологию, психологию несовершеннолетних, судебное делопроизводство и т.д., то есть они получают реальные знания, необходимые им для работы в судебной системе.

Этап обучения завершается вторым экзаменом, которым проверяются практические навыки, полученные в ходе обучения. Второй экзамен вызывает особенный интерес со стороны практикующих юристов и руководителей организаций и предприятий всех форм собственности, которые наряду с р судьями и научными работниками стремятся при- Д нять участие в работе экзаменационной комиссии Ч [4, с.75]. Это хорошая возможность пополнить ря- С ды своих организаций хорошими юристами, кото- А рые по каким-либо причинам не прошли в судей- Н ский корпус. По результатам второго экзамена у слушатели, успешно его сдавшие, получают А

назначения на должности судей. Иные слушатели уходят в другие сферы юридической деятельности.

Этап обучения оканчивается к 28-30 годам, когда кандидаты могут стать судьями. Централизация обучения, введение всеобщего экзамена и практика в судах различного уровня во время обучения призваны подготовить квалифицированных судей. Будущие судьи, прокуроры, адвокаты и юристы организаций обучаются вместе, и только после сдачи второго экзамена происходит окончательный выбор профессионального пути. Общая социализация также служит целям единой практики правоприменения [6, с. 104-106].

Аналогичная система предварительной подготовки кандидатов в судьи существует в Японии, Индии, Венгрии, Чехии и Польше.

Приведенная подготовка кандидатов в судьи достойна, на мой взгляд, внимания и может быть использована в практике подготовки российских судей, в том числе судей апелляционных судов. Такая подготовка кандидатов не только позволила бы повысить уровень знаний уже к моменту их назначения, но и способствовала бы более точному выявлению уровня их правовой подготовки, соответствия морально-деловых качеств специфике судейской деятельности. Специализированное учебное заведение в России имеется, это Российский государственный университет правосудия с его филиальной сетью.

Согласно ст. 46 Конституции РФ доступность правосудия означает, что любому лицу, полагающему, что его интересы подлежат судебной защите, государство должно обеспечить доступ к правосудию.

Так, ст. 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой в 1985 году Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, прямо подчеркнуто, что жертвы названных деяний имеют право на доступ к механизмам правосудия [16, с. 164]. О доступности правосудия упоминается и в ряде других международно-правовых актов, в частности во Всеобщей декларации прав человека (ст. 8), а также в Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 3 ст. 2). Эти положения получили развитие в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года (ст. 33), а затем и в Конституции РФ (ст. ст. 2 и 52), а также в решениях Европейского суда по правам человека [5, с. 204-205].

В соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, он вправе исследовать доказатель-х ства, которые не были исследованы судом первой [Ю инстанции (новые доказательства), вызвать для оч этих целей в судебное заседание свидетелей, экс-о пертов и других лиц [2]. С учетом большой терри-¡^ ториальной площади судебных округов, не вполне 2 развитой транспортной сети, транспортной недо-

ступности многих регионов, в ходе производства в суде апелляционной инстанции могут возникнуть проблемы доступа граждан к правосудию.

Эти проблемы могут быть решены путем применения видео-конференцсвязи, создания постоянных судебных присутствий, приближающих правосудие к населению, а также посредством работы судов на основе выездных сессий.

Видеоконференцсвязь применяется с целью решать проблему невозможности личного присутствия граждан в судебном заседании. Однако из-за различной технической оснащённости судов и качества, имеющихся в судах Интернет-сетей видеоконференцсвязь не всегда может быть доступна, и организована судами, ведь в России имеются регионы, где интернет работает с существенными перебоями, например Камчатский край, Курилы и некоторые другие отдалённые регионы. Решением данной ситуации решением может быть обеспечение всех судов тождественным техническим оборудованием, вне зависимости от места дислокации.

Вместе с тем, нельзя рассматривать видеокон-ференцсвязь как «лекарство от всех болезней» доступа к правосудию. Применение видеоконфе-ренцсвязи не учитывает возможности наличия физических недостатков у граждан, а также психологических и иных особенностей личностей участвующих лиц (наличие заболеваний, волнение, страх, неуверенность и т.п.).

В соответствии с требованиями ст.389.13 УПК РФ апелляционная инстанция вправе исследовать доказательства, которые не были исследованы судом первой инстанции (новые доказательства), вызвать для этих целей в судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц. Если судебное заседание Пятого апелляционного суда происходит в Новосибирске, а свидетели, новые вещественные доказательства и документы находятся в Камчатском крае, суд не сможет их объективно исследовать при помощи видеоконференцсвя-зи.

Использование данного вида связи вступает в конфликт с принципом непосредственности судебного разбирательства, в соответствии с которым судья лично исследует и воспринимает доказательства по делу, в том числе вещественные доказательства и документы, без каких-либо посредников. В данном случае посредником выступает техника и личное восприятие судом доказательств снижается. Изучение судом и иными участниками судебного процесса видеоизображения таких доказательств, получение вербальной информации, не может в полной мере обеспечить решение вопроса о допустимости и достоверности доказательств.

Психологически информация, получаемая от «разговаривающей картинки в телевизоре» и от живого общения с человеком воспринимаются по-разному. Любой любитель театра может пояснить, что восприятие спектакля непосредственно в зале театра и на экране телевизора при одинаковых исходных данных (сюжет, талант актеров, музыка,

освещение и т.д.) различное. Вызывает опасение, что может возникнуть ситуация, при которой может быть вынесено судебное решение, не отвечающее требованиям законности, обоснованности и справедливости. В связи с этим полагаю, что применять видеоконференцсвязь возможно не во всех случаях и не по всем категориям дел, используя при этом иные варианты решения проблем доступа к правосудию.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, способом обеспечения доступа населения к апелляционным судам на основе постоянных судебных присутствий и выездных сессий.

Удачным решением было образование постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ. В настоящее время их образование предусмотрено в судах общей юрисдикции. Данный способ организации работы апелляционных судов решает проблему доступа к правосудию граждан, находящихся или проживающих в отдалённых местностях.

Кроме того, исходя из советского и американского опыта, для решения проблем доступа к правосудию возможно использование выездных сессий апелляционных судов.

Учёными-правоведами ранее неоднократно предлагались варианты приближения правосудия к населению. Основываясь на опыте 1930-50 годов прошлого века, предлагалось вернуться к созданию выездных сессий судов областного звена. Законодательство в тот период предусматривало создание судебных структур, обеспечивающих приближение правосудия к месту нахождения лиц, участвующих в деле. Практиковалось создание выездных сессий судов. Особенно это было важно для Верховных Судов СССР и РСФСР. Ученые неоднократно предлагали вернуться к созданию выездных сессий краевых и областных судов. Предложение вернуться к данной практике не было поддержано законодателем [8, с. 75; 9, с. 154155; 11, с. 102].

При исследовании организационных основ апелляционных судов общей юрисдикции выделено две организационные проблемы, такие как проблема профессиональной подготовки кандидатов на должности судей и проблема обеспечения доступа к правосудию.

Вместе с тем, в процессе организации данных судов могут возникнуть финансовые и материально-технические проблемы, проблемы комплектования работников аппарата судов. Все они вполне исправимы при использовании зарубежного опыта, взвешенном и обстоятельном подходе к дальнейшему законодательному совершенствованию работы вновь образуемых судов, что в дальнейшем только усилит качество отправления правосудия и авторитет судебной власти.

Литература

1. Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 (ред. от 6 марта 2019 г.) «О статусе судей в Российской Федерации. Ст.4 // Доступ из справочно-

правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10 июня 2019 года).

2. Глава 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, глава 45.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10 июня 2019 года).

3. Errera R. The Recruitment, Training, Evaluation, Career and Accountability of Members of Judiciary in France // Di Federico G. Op. cit. P. 43-68.

4. Riedel J. Recruitment, Professional Evaluation and Career of Judges and Prosecutors in Germany // Di Federico G. Op. cit. P. 75.

5. Азаренок Н.В. Принцип доступности правосудия / Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции. Учебник // Коллектив авторов, отв. ред. Бозров В.М. УрГЮУ, Юстиция, 2017. С. 204-205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Волков В.В., Дмитриева А.В., Поздняков М.Л, Титаев К.Д. Российские судьи: социологическое исследование профессии. Монография // отв. ред. Волков В.В. М.; Норма, 2015. С. 101-133.

7. Гравина А.А. Предупреждение коррупции при осуществлении правосудия. Глава V / Правовые средства противодействия коррупции. Научно-практическое пособие // отв. ред. Власенко Н.А. ИЗиСП. 2012. С. 133-135.

8. Гравина А.А. Приближение судов к населению: обеспечение доступности правосудия / Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы. Монография // Коллектив авторов, отв. ред. Кашепов В.П. ИЗиСП. М.; 2016. С.75.

9. Гравина А.А. Судебные органы и противодействие коррупции / Противодействие коррупции. Новые вызовы // Коллектив авторов, отв. ред. Ха-бриева Т.Я. ИЗиСП. М.; 2016. С. 154-155.

10. Кайгородов А.А. Оценивать по существу: квалификационная аттестация как фактор профессионального роста судьи // Квалификационные коллегии судей: вчера, сегодня, завтра: Сборник статей. М.; 2012. С. 191.

11. Кашепов В.П. Вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства и судоустройства / Проблемы развития процессуального права России. Монография // Коллектив авторов, отв. ред. Жуйков В.М. ИЗиСП. М.; 2016. С. 102.

12. Клеандров М.И. Судейский корпус России: совершенствование механизма формирования. Монография // М.; 2019. С. 120-122.

13. Кузнецов В.В. Рожденные для позитивных перемен, Квалификационные коллегии судей: в интересах судебной власти и общества // Квалификационные коллегии судей: вчера, сегодня, завтра: Сборник статей. М.; 2012. С. 25;

14. Макарова О.В. Конституционные требования к кандидатам на должности судей / Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации // Коллектив авторов, отв. ред. Кашепов В.П. М.; 2010. С. 143-158.

15. Макарова О.В. Должность судьи как организационная основа деятельности судов общей

5'

m

о

а

Н

А У

т; А

юрисдикции / Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы. Монография // Коллектив авторов, отв. ред. Кашепов В.П. ИЗиСП. М.; 2016. С. 137-154.

16. Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 164.

17. Момотов В.В. Судебная реформа в Российской Федерации: концепция, цели, содержание // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 134146.

18. Пейсиков В.В. Как становятся судьями: зарубежный опыт и российская действительность. Ч. I. Франция // М.; 2008. №1. С. 36-43.

19. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев — о судебной реформе // http://pravo.ru/news/view/135456/;https://rg.ru/2016/1 1/10/ verhovnyj-sud-predlozhil-sozdat-nes-kolko-otdelnyh-apelliacionnyh-sudov.html (дата обращения: 8 февраля 2019 года).

20. Шепелева О., Новикова А. Качество юридического образования: стереотипы и реальные проблемы // Юридическое образование: поиск новых стандартов качества. М.; 2013. С. 15.

21. Шепелева О. Профессиональные качества юриста: взгляд представителей юридического сообщества. 2013. С. 49-50.

Problems of organizational and legal bases of the appeals of

general jurisdiction courts Korshunov Yu.A.

Moscow City Bar Association

The article is devoted to the analysis of the problems of the organizational and legal basis of the appellate courts of general jurisdiction of the Russian Federation. The objectives of creating these courts are to protect the rights and freedoms of citizens, to create optimal conditions for the independence of the courts from regional authorities. In addition, the creation of courts of appeal will contribute to the fight against corruption. At the same time, like any new initiative, the appellate courts are not without certain problems. The author highlighted the problem of professional training of candidates for judges and the problem of ensuring access to justice, the solution of which will determine the effectiveness of the work of the appellate courts. Key words: judicial system, Supreme Court, judicial reform, appeal, cassation, independence of judges, fight against corruption.

X

Q

о

0

CSI

N.

01

References

1. RF Law of June 26, 1992 № 3132-1 (as amended on March 6,

201) «On the status of judges in the Russian Federation». Article 4 // Access from the Reference and Legal System «Con-sultantPlus» (appeal date: June 10, 2019).

2. Chapter 39 of the Civil Procedure Code of the Russian Federa-

tion, Chapter 45.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation // Access from the «ConsultantPlus» Reference-Legal System (appeal date: June 10, 2019).

3. Errera R. The Recruitment, Training, Evaluation, Judiciary in

France // Di Federico G. Op. cit. P. 43-68.

4. Riedel J. Recruitment, Professional Evaluation and Prosecutors

in Germany // Di Federico G. Op. cit. P. 75.

5. Azarenok N.V. The principle of accessibility of justice / Actual

problems of the activities of courts of general jurisdiction. Textbook // The team of authors, resp. ed. Bozrov V.M. USLU, Justice, 2017. P. 204-205.

6. Volkov V.V., Dmitrieva A.V., Pozdnyakov M.L., Titaev K.D. Rus-

sian judges: a sociological study of the profession. Monograph // ed. ed. Volkov V.V. M.; Norma, 2015. P. 101-133.

7. Gravina A.A. Prevention of corruption in the administration of justice. Chapter V / Legal means of combating corruption. Scientific and practical guide // ed. ed. Vlasenko N.A. Izisp 2012. P. 133-135.

8. Gravina A.A. The approach of courts to the population: ensuring

the accessibility of justice / Organization and operation of courts of general jurisdiction: novels and prospects. Monograph // The authors' team, responsible. ed. Kashepov V.P. Izisp M.; 2016. P.75.

9. Gravina A.A. Judicial bodies and anti-corruption / Anti-corruption.

New Challenges // The team of authors, resp. ed. Khabrieva T.Ya. M.; 2016. P. 154-155.

10. Kaygorodov A.A. Estimate on the merits: qualification certification as a factor in the professional growth of judges // Qualification boards of judges: yesterday, today, tomorrow: Collection of articles. M.; 2012. P. 191.

11. Kashepov V.P. Issues of improving the criminal procedure legislation and the judicial system / Problems of development of procedural law of Russia. Monograph // The authors' team, responsible. ed. Zhuikov V.M. M.; 2016. P. 102.

12. Cleandrov M.I. Judge corps of Russia: improving the mechanism of formation. Monograph // M.; 2019. P. 120-122.

13. Kuznetsov V.V. Born for positive change, Judicial Qualifications Boards: in the interests of the judiciary and society // Judicial Qualifications Boards: yesterday, today, tomorrow: Collection of articles. M.; 2012. P. 25;

14. Makarova O.V. Constitutional requirements for candidates for the positions of judges / Constitutional principles of the judicial power of the Russian Federation // Team of authors, resp. ed. Kashepov V.P. M.; 2010. P. 143-158.

15. Makarova O.V. Position of a judge as an organizational basis for the activities of courts of general jurisdiction / Organization and activities of courts of general jurisdiction: novels and prospects. Monograph // The authors' team, responsible. ed. Kashepov V.P. Izisp M.; 2016. P. 137-154.

16. International human rights instruments: Sat. documents. M.; 2000. p. 164.

17. Momotov V.V. Judicial reform in the Russian Federation: concept, objectives, content // Journal of Russian Law. 2018. № 10. P. 134-146.

18. Paysikov V.V. How to become judges: foreign experience and Russian reality. Part 1. France // M.; 2008. №1. P. 36-43.

19. Chairman of the Supreme Court of Russia Vyacheslav Lebedev - on judicial reform // http://pravo.ru/news/view/135456/;https://rg.ru/2016/11/10/ ver-hovnyj-sud-predlozhil-sozdat-nes-kolko-otdelnyh-apelliacionnyh-sudov.html (appeal date: February 8, 2019).

20. Shepeleva O., Novikova A. The quality of legal education: stereotypes and real problems // Legal education: the search for new quality standards. 2013. P. 15.

21. Shepeleva O. Professional qualities of a lawyer: a view of representatives of the legal community. M.; 2013. P. 49-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.