судебная деятельность. прокурорская деятельность. правозащитная и правоохранительная деятельность
о возможности изменения порядка пересмотра дел в апелляционных судах общей юрисдикции
Коршунов Юрий Алексеевич,
адвокат, Адвокатская палата г. Москвы E-mail: [email protected]
Статья посвящена возможности изменения порядка пересмотра дел в апелляционных судах общей юрисдикции с целью снижения нагрузки на судей судов общей юрисдикции областного звена. При создании апелляционных судов апелляционный порядок пересмотра дел на региональном уровне остался неизменным. Нагрузка на судей судов областного звена также осталась на прежнем уровне, при этом судьи апелляционных судов нагружены не существенно. Автором предлагается обсудить вопрос о возможности снижения нагрузки на судей судов областного звена путём передачи на рассмотрение апелляционных судов дел в отношении предпринимателей, рассмотренных районными судами. В статье делается вывод о том, что звенья судебной системы, в частности апелляционные суды общей юрисдикции, представляют собой не монолитную, а гибкую конструкцию, полномочия которой можно при необходимости изменять и использовать для решения различных задач, стоящих перед обществом и государством.
Ключевые слова: апелляция, апелляционный суд, апелляционное производство, предприниматели, судебная система, Верховный Суд, судебная реформа.
S2
сэ см о см
<3
На протяжении всего периода реформирования судебной системы Российской Федерации постоянно ведётся поиск путей снижения рабочей нагрузки на судей. Вопрос о ней стоит остро, поскольку большая нагрузка неминуемо ведёт к усталости судьи и снижению его работоспособности, за чем неминуемо следует снижение качества правосудия и нарушение прав участников судопроизводства.
Юридическим сообществом предлагаются различные пути снижения нагрузки на судей. Эти предложения имеют как процессуальный, так организационный характер. В первую очередь они направлены на то, чтоб освободить судей от выполнения обязанностей, не связанных с непосредственным рассмотрением дел. Так, предлагается установить возможность использования цифровых технологий при судопроизводстве, необязательность мотивированного судебного решения, необходимость наличия высшего-юридического образования у представителей сторон (чтоб их знания ускоряли процесс), обязательное введение единоличного рассмотрения дел в арбитражных апелляционных судах [12, с. 49-54]. Также расширение штата судей, введение порядка временного командирования судей в загруженные суды, установление порядка укрупнения и упразднения судов, введение возможности передачи дел между судами одного уровня (по аналогии с передачей дел между мировыми судьями в пределах судебного района), эффективное перераспределение вакансий судей и работников аппаратов судов, установление специализации судей [5, с. 49-54]. Кроме того, предлагается отменить протокол судебного заседания на бумажном носителе, заменив его на электронный, упростить порядок судебных извещений [7, с. 39-42] и ввести различные досудебные примирительные процедуры [11, с. 10-13].
Все эти предложения заслуживают внимания и обсуждения, но вместе с тем, необходимо отметить, что для снижения нагрузки на судей необходимо также использовать и особенности построения отечественной судебной системы.
Так, до последнего времени неразрешенным вопросом оставалось урегулирование механизма, позволяющего беспристрастное и объективное рассмотрение жалоб на судебные акты нижесто-
ящих судебных инстанций в системе судов общей юрисдикции. Суды областного звена могли быть одновременно апелляционной и кассационной инстанцией, апелляционные и кассационные жалобы на решения большинства судов (а это районные суды) рассматривались в этих судах. Данное положение в значительной степени противоречило принципам правосудия, отражающим общий характер судебной власти - принципам обеспечения беспристрастного и компетентного суда, независимости судей и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Положение изменилось с принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ, предусматривающего создание апелляционных судов общей юрисдикции. Был полностью решен вопрос о разделении в рамках одной судебной инстанции рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. У граждан появились новые гарантии объективной проверки их жалоб в апелляционных судах, в которых минимизируются коррупционные риски, нарушения прав и свобод граждан, охраняемых законов интересов общества, поскольку суды работают на основе принципа инстанционности, отдельно от кассационных и судов областного звена, и на основе децентрализованных судебных округов, благодаря которым они стали более независимы от региональных властей.
Одной из целей изменения системы судов общей юрисдикции явилось снижение рабочей нагрузки на судей и как следствие этого, улучшение качества их работы.
Вместе с тем, на уровне судов областного звена апелляционный порядок обжалования судебных решений остался неизменным. В апелляционных судах рассматриваются только решения суда областного звена, рассмотренные по первой инстанции. Верховный Суд РФ оставил себе только функцию второй кассации и надзора, что также является положительным моментом, поскольку улучшается качество надзора за нижестоящими судами.
Однако, центр тяжести правозащитной деятельности судебной системы остался на областном уровне. На уровне субъектов РФ нагрузка на судей по рассмотрению дел в апелляционном порядке осталась прежней, вновь созданные апелляционные суды разгрузили только высший суд. Эти суды пересматривают решения судов областного звена, а таковых решений не так уж много.
Так, в 2018 году Верховным Судом РФ рассмотрено в апелляционном порядке 35 уголовных дел в отношении 77 лиц (2017 год - 17 уголовных дел в отношении 33 лиц), 114 гражданских дела (2017 год - 136 гражданских дел) и 1237 административных дел (2017 год - 1047 административных дел), Судебной коллегией по делам военнослужащих рассмотрено 141 уголовное дело в отношении 220 лиц (2017 год - 144 уголовных дела в отношении 234 лиц) [9, 10].
Рассмотрение данных категорий дел ушло под юрисдикцию апелляционных судов. Учитывая, что
5 апелляционных судов общей юрисдикции и 1 военный апелляционный суд укомплектованы судейским корпусом в полном объёме, при вышеуказанных объемах работы нагрузка на судей данных судов является не существенной. При этом, в отличие от апелляционных, кассационные суды общей юрисдикции рассматривают по кассационным жалобам на решения мировых судей, районных судов и судов областного звена [1, гл. 34, 35; 2, гл. 39, 41; 3, гл. 34, 35; 4, гл. 45.1, 47.1].
Таким образом, на судей судов областного звена нагрузка по апелляционному пересмотру дел сохранилась в полном объёме, они по прежнему пересматривают дела районных судов, количество которых не изменилось. Существующая много лет проблема нагрузки на судей в отношении судов областного звена не решена.
Анализ современной судебной системы в части организации апелляционных судов общей юрисдикции, наделенных полномочиями проверки решений только судов областного звена, не решает всей проблемы снижения нагрузки на судей.
Вместе с тем, судебная система государства это гибкая конструкция, отдельные звенья которой в зависимости от задач, стоящих перед обществом, возможно загрузить или разгрузить внесением изменений в процессуальное законодательство. Данные изменения можно внести и в отношении определённых категорий дел.
Учитывая небольшую нагрузку на судей апелляционных судов общей юрисдикции, возможно снизить её в судах областного звена, передав на рассмотрение апелляционных судов дела в отношении предпринимателей, рассмотренные районными судами. Апелляционные суды осуществляют свою деятельность, как правило, в другом регионе, на территории децентрализованных судебных округов, что значительно снижает коррупционную составляющую судебной деятельности, поскольку повышается уровень независимости судей, и, соответственно, устраняются препятствия объективности и справедливости принимаемых ими решений. При таком изменении порядка пересмотра дел в отношении данной категории граждан нагрузка на судей судов областного звена снизится, а на судей апелляционных судов увеличится, дела будут пересматриваться в другом регионе, в отрыве от местных и региональных кор-рупциогенных факторов. Данные условия пересмотра судебных решений оптимальны не только для предпринимателей, но и для граждан, совершивших коррупционные преступления.
По данным Верховного Суда РФ, в 2018 году российские районные суды рассмотрели уголовные дела в отношении 1700 предпринимателей, в отношении 1300 вынесли приговоры, в от- р ношении 400 дела были прекращены по различ- Д ным основаниям. Почти 40% приговоров вынесе- Е ны по мошенническим статьям УК РФ (159-159.6). К При этом только 15% осужденных назначено на- ё казание в виде лишения свободы, остальным на- у значены более мягкие виды наказаний. Своим А
правом апелляционного обжалования приговоров воспользовалось около 10% осуждённых, в основном из числа осуждённых к лишению свободы [6, 8]. В случае перераспределения нагрузки на судей и наделения апелляционных судов общей юрисдикции правом пересмотра дел в отношении предпринимателей, нагрузка на судей в данных судах увеличится не существенно, однако суды областного звена разгрузятся. Для решения вопроса о судебной нагрузке и необходимости рассмотрения апелляционными судами определённых категорий дел возможно потребуется увеличение количества данных судов.
Полагаю необходимым поставить на обсуждение вопрос о возможности снижения нагрузки на судей судов областного звена путем передачи на рассмотрение апелляционных судов общей юрисдикции дел в отношении предпринимателей, рассмотренные районными судами.
На примере дел данной категории видна гибкость звеньев отечественной судебной системы, в которые заложен резерв для дальнейшего совершенствования. Судебная система представляет собой не монолитную, а динамичную конструкцию, полномочия звеньев которой можно при необходимости изменять и использовать для решения различных задач, стоящих перед обществом и государством.
литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
см см
7.
8.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. гл. 34, 35 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. гл. 39, 41 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. гл. 34, 35 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. гл. 45.1, 47.1 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).
Бурдина Е.В. Нормы служебной нагрузки судей: статистический метод или показатель качества правосудия? // Российский судья. -2017. - № 1. - С. 49-54. Верховный Суд РФ подвёл итоги работы российской судебной системы за 2018 год [Электронный ресурс] https://malina-group.com/ verhovnyj-sud-rf-podvel-itogi-raboty-rossijskoj-sudebnoj-sistemy-za-2018-god (дата обращения: 12 февраля 2020 г.). Захаров В.В. Как сократить процессуальную нагрузку, не снижая качество правосудия // Российская юстиция. - 2017. - № 10. - С. 39-42. Итоги - 2018 от Верховного Суда: уголовные дела [Электронный ресурс] https://pravo.
ru/story/209060 (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).
9. Обзор статистических данных о рассмотрении в Верховному Суде РФ административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел в 2017 году [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex. ru/view (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).
10. Обзор статистических данных о рассмотрении в Верховному Суде РФ административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел в 2018 году [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex. ru/view (дата обращения: 12 февраля 2020 г.).
11. Попова Ю.А. Судебная медиация как резерв снижения судебной нагрузки: проблемы теории и практики // Судья. - 2018. - № 8. - С. 1013.
12. Прокудина Л.А. Научно-практическое заключение на проект Верховного Суда Российской Федерации по реформированию процессуального законодательства в целях снижения нагрузки на судей // Администратор суда. -2018. - № 1. - С. 49-54.
about the possibility of changing the revision order cases in the general jurisdiction court of appeals
Korshunov Y.A.
Moscow City Bar Association
The article is devoted to the possibility of changing the procedure for reviewing cases in courts of appeal of general jurisdiction in order to reduce the burden on judges of courts of general jurisdiction of a regional level. When creating the courts of appeal, the appeals procedure for reviewing cases at the regional level remained unchanged. The load on the judges of regional courts also remained at the same level, while the judges of the courts of appeal were not significantly loaded. The author proposes to discuss the possibility of reducing the burden on judges of regional courts by referring cases to entrepreneurs of courts considered by district courts for consideration by courts of appeal. The article concludes that the links of the judicial system, in particular the appellate courts of general jurisdiction, are not a monolithic, but a flexible design that can be changed and used if necessary to solve various problems facing society and the state.
Keywords: appeal, court of appeal, appeal proceedings, entrepreneurs, judicial system, Supreme Court, judicial reform.
References
1. The Arbitration Procedure Code of the Russian Federation. chap. 34, 35 // Access from the reference and legal system «ConsultantPlus» (date of access: February 12, 2020).
2. The Code of Civil Procedure of the Russian Federation. chap. 39, 41 // Access from the reference and legal system «ConsultantPlus» (date of access: February 12, 2020).
3. Code of Administrative Procedure of the Russian Federation. chap. 34, 35 // Access from the reference and legal system «ConsultantPlus» (date of access: February 12, 2020).
4. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. chap. 45.1, 47.1 // Access from the reference and legal system «ConsultantPlus» (date of access: February 12, 2020).
5. Burdina E.V. Judicial workload: a statistical method or indicator of the quality of justice? // Russian judge. - 2017. - № 1. -P. 49-54.
6. The Supreme Court of the Russian Federation summed up the work of the Russian judicial system for 2018 [Electronic resource] https://malina-group.com/verhovnyj-sud-rf-podvel-itogi-
raboty-rossijskoj-sudebnoj-sistemy-za-2018- god (date of access: February 12, 2020).
7. Zakharov V.V. How to reduce the procedural burden without reducing the quality of justice // Russian Justice. - 2017. -№ 10. - P. 39-42.
8. Results - 2018 from the Supreme Court: criminal cases [Electronic resource] https://pravo.ru/story/209060 (date of access: February 12, 2020).
9. Review of statistical data on the consideration in the Supreme Court of the Russian Federation of administrative, civil cases, cases for the resolution of economic disputes, cases of administrative offenses and criminal cases in 2017 [Electronic resource] https://docviewer.yandex.ru/view (date of access: February 12, 2020).
10. Review of statistics on the consideration in the Supreme Court of the Russian Federation of administrative, civil cases, cases for the resolution of economic disputes, cases of administrative offenses and criminal cases in 2018 [Electronic resource] https://docviewer.yandex.ru/view (date of access: February 12, 2020).
11. Popova Yu.A. Judicial mediation as a reserve for reducing the judicial burden: problems of theory and practice // Judge. -2018. - № 8. - P. 10-13.
12. Prokudina L.A. Scientific and practical conclusion on the draft Supreme Court of the Russian Federation to reform the procedural legislation in order to reduce the burden on judges // Administrator of the court. - 2018. - № 1. - P. 49-54.