судебная деятельность. прокурорская деятельность. правозащитная и правоохранительная деятельность
полномочия апелляционных судов в судебной системе российской Федерации
Коршунов Юрий Алексеевич,
адвокат, адвокатская палата г. Москвы E-mail: [email protected]
Статья посвящена теоретическим основам полномочий апелляционных судов в судебной системе Российской Федерации. В статье даются определения отдельных направлений полномочий апелляционных судов. Автором выделяются такие направления полномочий данных судов, как процессуальные, контрольно-предупредительные и организационно-методические. Раскрывается содержание каждого из этих направлений. В статье делается вывод о том, что несмотря на множественность направлений полномочий судов, все они в своей совокупности направлены на защиту прав и свобод граждан.
Ключевые слова: апелляция, апелляционный суд, судебная система, Верховный Суд, судебная реформа, процессуальные полномочия, контрольно-предупредительные полномочия, организационно-методические полномочия.
S2
сэ см о см
Одним из направлений продолжающейся в Российской Федерации судебной реформы является дальнейшее совершенствование судебной системы, позволяющее создать дополнительные гарантии объективного и справедливого правосудия, защиты прав и свобод граждан.
Созданные в период реформирования судебной системы арбитражные апелляционные суды и апелляционные суды общей юрисдикции дают таковые гарантии, так как данные суды пересматривают ранее рассмотренные по первой инстанции дела, осуществляют проверку законности, обоснованности и справедливости решений нижестоящих судов, не вступивших в законную силу.
Несмотря на многогранность полномочий апелляционных судов, эти полномочия можно разделить на три вида:
- процессуальные;
- контрольно-предупредительные;
- организационно-методические.
К процессуальным полномочиям апелляционных судов следует отнести установленную процессуальным законодательством совокупность его прав и обязанностей по совершению процессуальных действий, а именно по пересмотру дела, проверке в апелляционном порядке не вступивших в законную силу решений судов первой инстанции.
Эти полномочия закреплены в действующем процессуальном законодательстве [2, гл. 34; 3, гл. 39; 4, гл. 34; 5, гл. 45.1] и реализуются в соответствии с теми же положениями, что и в суде первой инстанции с небольшими исключениями. Но, вместе с тем, вне зависимости от сферы правового регулирования процессуальные полномочия апелляционных судов схожи, эти полномочия основываются на общих принципах и направлены на обеспечение беспрепятственного доступа граждан к правосудию, защиту их прав и свобод.
Правом обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции обладают стороны в процессе и иные лица, если это решение затрагивает их права. Одновременно с итоговым решением обжалуются и иные решения, вынесенные в ходе производства по делу.
До окончания производства по делу и вынесения итогового решения могут обжаловаться промежуточные судебные решения, затрагивающие пра-
ва граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления. Вместе с тем, обжалование данных решений в процессе судопроизводства в суде первой инстанции не приостанавливает разрешение дела по существу.
Апелляционные жалоба или представление подаются в соответствующий апелляционный суд через суд первой инстанции. Данная жалоба или представление приносятся на решение арбитражного суда субъекта РФ - в соответствующий арбитражный апелляционный суд; на приговор или иное решение суда областного звена - в соответствующую судебную коллегию апелляционного суда общей юрисдикции.
Апелляционные суды пересматривают в апелляционном порядке только дела, рассмотренные по первой инстанции судами общей юрисдикции областного звена и арбитражными судами субъектов РФ.
Предусмотрен определённый срок для подачи апелляционной жалобы или представления со дня вынесения судом первой инстанции итогового решения:
- 10 суток по уголовно-процессуальному законодательству [5, ч. 1 ст. 389.4];
- 1 месяц по административному [4, ч. 1 ст. 298], арбитражному [2, ч. 1 ст. 259] и гражданскому [3, ч. 2 ст. 321] процессуальному законодательству.
В случае пропуска указанного срока, апелляционная жалоба или представление могут остаться без рассмотрения. Вместе с тем, лица, пропустившие срок обжалования, вправе ходатайствовать перед судом первой инстанции о восстановлении пропущенного срока.
Процессуальным законодательством предусмотрены обязательные требования к апелляционной жалобе и представлению, которым необходимо следовать для скорейшего разрешения дела по существу. При этом установлено, что данная жалоба или представление могут быть отозваны до начала заседания апелляционного суда.
Подача апелляционных жалобы или представления приостанавливает вступление в законную силу обжалуемого судебного решения до тех пор, пока апелляционный суд не проверит законность, обоснованность и справедливость этого и иных решений нижестоящего суда.
Кроме того, во избежание волокиты, законодательно предусмотрен срок рассмотрения дела в апелляционном суде, это срок до 2 месяцев со дня поступления дела в суд по административному [4, ч. 1 ст. 305], арбитражному [2, ст. 267] и гражданскому [3, ч. 1 ст. 327.2] процессуальному законодательству. По уголовно-процессуальному законодательству [5, ст. 389.10] рассмотрение дела в апелляционном суде должно начаться в срок до 45 суток со дня поступления этого дела в суд.
После поступления дела вместе с жалобой или представлением в апелляционной суд, судья изуча-
ет его, назначает судебное заседание и решает вопросы организационного характера, направленные на своевременное разрешение дела по существу.
В судебном заседании принимают участие процессуальные стороны и иные заинтересованные лица. Неявка отдельных участников процесса, за исключением лиц, участие которых в судебном заседании обязательно, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Апелляционный суд при рассмотрении дела в апелляционном порядке отменяет или изменяет решение нижестоящего суда с случае:
- несоответствия выводов суда, изложенным в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции;
- существенного нарушения закона судом первой инстанции;
- неправильного применения закона судом первой инстанции;
- несправедливость решения суда первой инстанции;
- иных нарушений, допущенных судом первой инстанции.
При этом, пределы прав апелляционного суда по повторному рассмотрению дела в зависимости от сферы правового регулирования отличаются. По административному процессуальному [4, ч. 1 ст. 308] и уголовно-процессуальному [5, ч. 1 ст. 389.19] законодательству суд не связан доводами жалобы или представления и вправе произвести проверку дела в полном объёме. Вместе с тем, по арбитражному процессуальному законодательству [2, ч. 6 ст. 268] суд вправе вне зависимости от доводов жалобы или представления проверяет только обстоятельства, являющиеся основанием для отмены решения нижестоящего суда, а по гражданскому процессуальному законодательству [3, ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1] апелляционный суд проверяет дело только в пределах доводов жалобы или представления, хотя в интересах законности он вправе проверить дело в полном объёме.
Данные отличия в пределах прав апелляционного суда связаны со степенью опасности допущенных судом первой инстанции нарушений для прав и свобод граждан. Более опасные для граждан категории дел обязаны рассматриваться вне зависимости от доводов жалобы или представления в ревизионном порядке в полном объёме.
При рассмотрении дела апелляционный суд вправе исследовать новые доказательства, не рассмотренные ранее судом первой инстанции, вызвать для этих целей в судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц.
По результатам рассмотрения дела апелляционный суд принимает решение:
- об оставлении решения нижестоящего суда без р изменения, а жалобы или представления без Д удовлетворения; Е
- об отмене обвинительного приговора и о выне- К сении оправдательного приговора; ё
- об отмене обвинительного приговора и о выне- у сении обвинительного приговора; А
- об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора;
- об отмене решения нижестоящего суда и о вынесении оправдательного приговора либо иного судебного решения;
- об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения;
- принимает иные решения в пределах своей компетенции, установленной процессуальным законодательством.
Приговор, определение, постановление апелляционного суда могут быть обжалованы заинтересованными лицами в кассационном порядке.
Таким образом, процессуальные полномочия апелляционных судов прямо закреплены в действующем процессуальным законодательстве и они направлены на защиту прав и свобод граждан, создание дополнительных гарантий для справедливого правосудия.
Контрольно-предупредительные полномочия суда заключаются в том, что он, реализацией своих полномочий, контролирует принятие законного решения нижестоящим судом, предупреждает нарушение закона судом первой инстанции. Данные полномочия имеют своей целью предостеречь нижестоящий суд от вынесения неправомерных решений, предупредить нарушение закона судом первой инстанции и, в конечном итоге, не допустить возникновения обстоятельств, нарушающих права и свободы граждан.
Процессуальные и контрольно-предупредительные полномочия апелляционного суда тесно связаны с его правозащитной деятельностью. Реализуя свои полномочия, суд осуществляет правосудие и фактически ведёт правозащитную деятельность, целью которой также является защита прав и свобод граждан.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ [6], понятия правосудия и правозащитной деятельности суда тесно связаны друг с другом и правосудие является таковым только при соответствии конституционному [1, ч. 2 ст. 15, ст. ст. 19, 45-55] и международно-правовому положению о необходимости справедливого рассмотрения дела и восстановлению граждан в правах [10, с .110].
Кроме того, ряд исследователей [9] относят к контрольно-предупредительным полномочиям апелляционных судов их право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле.
Однако, Конституция РФ не содержит прямого указания на возможность обращения апелляционного суда в Конституционный Суд РФ и данным правомочием наделены и иные суды судебной системы, что также может предупредить нарушение закона при разрешении дела. ^ Кроме того, реализацией контрольно-пре-2 дупредительных полномочий апелляционного суда является его право вынести частное опреде-еЗ ление, что также связывает данные полномочия Ц с правозащитной деятельностью.
В соответствии с требованиями Пленума Верховного Суда РФ, суды апелляционной инстанции вправе вынести частное определение при нарушении судьями судов первой инстанции действующего законодательства и Кодекса судейской этики [7]. Данное полномочие апелляционного суда направлено не только на устранение нарушений закона, установленных при рассмотрении конкретного дела, но и на предупреждение возможности повторонеия подобных нарушений впредь, на устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Вместе с тем, вынесение частного определения это право, а не обязанность суда, в связи с чем при апелляционном производстве не в полной мере осуществляется профилактика нарушений законодательства.
К организационно-методическим полномочиям апелляционных судов следует отнести совокупность мероприятий, направленных на надлежащую организацию работы судебной системы и качественное методическое обеспечение судебной деятельности.
К данным полномочиям можно отнести исследование и анализ судебной практики с целью выработки единого подхода применения законодательства при рассмотрении дела по существу. Созданные по результатам исследования и анализа методические рекомендации и обобщения практики позволяют проводить профессиональную подготовку судей, а также создавать единый подход к рассмотрению дел, принятию законного и обоснованного решения с учетом выявленных при исследовании проблем правоприменения. Исследование и анализ судебной практики позволяют установить не только основные направления судебной деятельности по рассмотрению конкретного дела, но и дать рекомендации потенциальным сторонам конфликтов по устранению причин и условий, способствующих нарушению закона.
Анализ данных судебной статистики позволяет установить отдельные недостатки деятельности апелляционных судов и судов первой инстанции, обратить на них особое внимание. К таким данным могут относиться цифровые показатели количества отмененных и измененных судебных решений по конкретным судам, количество отдельных категорий дел, рассмотренных судами различного уровня.
Анализ цифровых статистических показателей о работе апелляционных судов необходим для всесторонней оценки показателей судебной деятельности, определения первостепенных направлений в работе конкретного суда, а также категорий дел, в наибольшем количестве рассмотренных судом. Исследование и анализ судебной статистики по отдельным категориям рассмотренных дел играет роль при распределении нагрузки на судей, установлении возможного изменения структуры суда, например для создания постоянного судебного присутствия в другом регионе или дополнительной судебной коллегии.
Анализ и исследование показателей судебной статистики направлены на установление основных данных судебной деятельности, а также на установление эффективности этой деятельности и качества работы отдельных судебных инстанций.
Кроме того, в рамках контрольно-методических полномочий апелляционным судом осуществляется подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства. Это составляет особый предмет деятельности апелляционных судов [8]. Так как апелляционный суд пересматривает в апелляционном порядке решения судов первой инстанции, исследует новые доказательства, у него появляется возможность размеренного и взвешенного выявления недостатков действующего законодательства, в том числе выявления противоречий нормативно-правовых актов, их несоответствия актам, обладающим более высокой юридической силой. Данное полномочие способствует устранению указанных недостатков правового регулирования посредством разработки проектов изменений и дополнений в действующее законодательство.
Подготовка предложений по совершенствованию апелляционными судами действующего законодательства не урегулировано законодательно, что указывает на необходимость привлечения компетентного субъекта для реализации данных предложений на практике. На основании Конституции РФ таковым субъектом является Верховный Суд РФ, который наделен правом законодательной инициативы.
Необходимо также отметить, что несмотря на единство всех вышеуказанных полномочий апелляционных судов, их непосредственная реализация осуществляется отдельными структурными подразделениями судов, что разделяет установленные законом полномочия между президиумом суда и судебными коллегиями. При этом может возникнуть положение, при котором полномочия структурных подразделений суда законодательно дублируются, ведь каждое из структурных подразделений суда наделяется одинаковыми полномочиями. Например, компетенцией обобщения судебной практики наделены и президиум суда и его судебные коллегии. Вместе с тем, на практике каждая из судебных коллегий проводит обобщение судебной практики каждая в своей сфере деятельности, а за весь апелляционный суд в целом практику обобщает президиум.
Все рассмотренные в настоящей статье полномочия апелляционных судов тесно взаимосвязаны друг с другом, что позволяет суду реализовывать их в совокупности при осуществлении основного своего предназначения - осуществления правосудия. Несмотря на множественность направлений полномочий судов, все они в комплексе направлены на защиту прав и свобод граждан.
Литература
1. Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 15, ст. ст. 19, 45-55 // Доступ из справочно-
правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 8 января 2020 г.).
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. гл. 34, ч. 1 ст. 259, ст. 267, ч. 6 ст. 268 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 8 января 2020 г.).
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. гл. 39, ч. 2 ст. 321, ч. 1 ст. 327.2, ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 8 января 2020 г.).
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. гл. 34, ч. 1 ст. 298, ч. 1 ст. 305, ч. 1 ст. 308 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 8 января 2020 г.).
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. гл. 45.1, ч. 1 ст. 389.4, ст. 389.10, ч. 1 ст. 389.19 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 8 января 2020 г.).
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2007 г. № 6-П // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 8 января 2020 г.).
7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решения квалификационной коллегии судей о привлечении судьи суда общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. -№ 8.
8. Гаджиев Т.М. Арбитражные апелляционные суды: их место и роль в судебной системе Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
9. Григорьева Е.А., Черникова О.С. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Коллектив авторов, отв. ред. Шкунова Е.В. - Саратов. 2012. // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 8 января 2020 г.).
10. Коршунов Ю.А. Некоторые вопросы правозащитной деятельности апелляционных судов // Юридическая наука. - 2019. - № 12. - 110 с.
THE POWERS OF THE COURTS OF APPEAL IN THE JUDICIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Korshunov Y.A.
Moscow City Bar Association
The article is devoted to the theoretical foundations of the powers of the courts of appeal in the judicial system of the Russian Federation. The article provides definitions of certain areas of authority of the courts of appeal. The author identifies such areas of authority of these courts as procedural, control and preventive and organizational and methodological. The content of each of these areas is revealed. The article concludes that despite the multiplicity of areas
5
"O
C3 ж
■с
of jurisdiction of the courts, all of them in their entirety are aimed at protecting the rights and freedoms of citizens.
Keywords: appeal, court of appeal, judicial system, Supreme Court, judicial reform, procedural powers, control and preventive powers, organizational and methodological powers.
References
1. Constitution of the Russian Federation, part 2 of article 15, article Art. 19, 45-55 // Access from the reference and legal system «Consultant Plus» (date of treatment: January 8, 2020).
2. The Arbitration Procedure Code of the Russian Federation. chap. 34, part 1 of article 259, article 267, part 6 of article 268 // Access from the «ConsultantPlus» legal reference system (accessed date: January 8, 2020).
3. The Code of Civil Procedure of the Russian Federation. chapter 39, part 2, article 321, part 1, article 327.2, part 1, and part 2, article 327.1 // Access from the «ConsultantPlus» reference legal system (accessed date: January 8, 2020).
4. Code of Administrative Procedure of the Russian Federation. chapter 34, part 1, article 298, part 1, article 305, part 1, article 308 // Access from the «ConsultantPlus» reference legal system (accessed date: January 8, 2020).
5. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. chap. 45.1, part 1 of article 389.4, article 389.10, part 1 of article 389.19 // Access from the «ConsultantPlus» reference legal system (accessed date: January 8, 2020).
6. Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of May 16, 2007 No 6-P // Access from the reference and legal system «Consultant Plus» (appeal date: January 8, 2020).
7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated May 31, 2007 № 27 «On the practice of court review of cases on contesting the decision of the qualification collegium of judges on bringing a judge of a court of general jurisdiction to disciplinary liability» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. - 2007. - No 8.
8. Gadzhiev T.M. Arbitration courts of appeal: their place and role in the judicial system of the Russian Federation: Author. ... cand. legal sciences. - M., 2006.
9. Grigoryeva E.A., Chernikova O.S. Commentary to the Federal Constitutional Law of April 28, 1995 № 1-FKZ "On Arbitration Courts in the Russian Federation" // Collective of authors, resp. ed. Shkunova E.V. - Saratov. 2012. // Access from the «Con-sultantPlus» reference legal system (accessed date: January 8, 2020).
10. Korshunov Yu.A. Some issues of the human rights activities of the appellate courts // Jurisprudence. - 2019. - No 12. - 110 p.