Научная статья на тему 'Перспективы развития Российской судебной системы'

Перспективы развития Российской судебной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6001
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROSPECTS / СУДОПРОИЗВОДСТВО / LEGAL PROCEEDINGS / ПОДСУДНОСТЬ / JURISDICTION / МОДЕЛЬ / MODEL / СУД / COURT / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PERFECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феоктистов Александр Владимирович, Феоктистова Мария Николаевна

В статье рассматриваются изменения судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Одно из главных направлений судебной реформы объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Дальнейшая модернизация направлена на преобразование по совершенствованию судоустройства. А.К. Горбуз, А.И. Лебедев, В.Ф. Попондопуло в своих трудах обсуждали проблемы совершенствования российской судебной системы на протяжении всего времени. Важными направлениями модернизации судебной системы является обеспечение финансовой и кадровой независимости суда. Одной из нерешенных задач остается формирование специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. Закон о судебной системе ограничивает возможность создания специализированных судов в системе судов общей юрисдикции определенными рамками. Между тем, обсуждается вопрос о создании административных судов. Возможность децентрализации судебной системы напрямую связана с разрешением судебного федерализма. В статье анализируются перспективы развития судебной системы и предположительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Феоктистов Александр Владимирович, Феоктистова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Российской судебной системы»

УДК 34

А. В. Феоктистов

кандидат юридических наук, доцент кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

М. Н. Феоктистова

специалист-эксперт

Управление Роскомнадзора по Пензенской области, г. Пенза, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматриваются изменения судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Одно из главных направлений судебной реформы - объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Дальнейшая модернизация направлена на преобразование по совершенствованию судоустройства. А.К. Горбуз, А.И. Лебедев, В.Ф. Попондо-пуло в своих трудах обсуждали проблемы совершенствования российской судебной системы на протяжении всего времени. Важными направлениями модернизации судебной системы является обеспечение финансовой и кадровой независимости суда. Одной из нерешенных задач остается формирование специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. Закон о судебной системе ограничивает возможность создания специализированных судов в системе судов общей юрисдикции определенными рамками. Между тем, обсуждается вопрос о создании административных судов. Возможность децентрализации судебной системы напрямую связана с разрешением судебного федерализма. В статье анализируются перспективы развития судебной системы и предположительные результаты.

Ключевые слова: судебная система, перспективы развития, судопроизводство, подсудность, модель, суд, проблемы, совершенствование.

A. V. Feoktistov

Candidate of law, associate professor Department of Private and Public Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

M. N. Feoktistova

Specialist-expert

Roskomnadzor Department of the Penza region, Penza, the Russian Federation

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN JUDICIAL SYSTEM

Abstract. The article considers the changes in the judicial system of the Russian Federation at the present stage. One of the main directions of judicial reform is the unification of the Supreme Court and the Supreme Arbitration Court. Further modernization is aimed at the transformation to improve the judicial system. A. K. Garbuz, A. I. Lebedev, V. F. Popondopulo in his writings discussed the problems of improving the Russian judicial system throughout time. Important areas of modernization of the judicial system is the provision of financial and personnel independence of the court. One of the solved problems remains the formation of years of specialized system of courts of the organization of general ju-risdictuon. The activities of constitutional (Charter) courts of procedure are of a highly specialized nature. The law on the judicial system limits the possibility of creating specialized courts in the system of courts of General jurisdiction. Meanwhile, the establishment of administrative courts is being discussed. Opportunity decentralization of the judicial system is directly related to the definition of judicial federalism. The article analyzes the development prospects judicial system and the expected results.

Key words: judicial, development prospects, legal proceedings, jurisdiction, model, court, problems, perfection.

В связи с коренными изменениями, произошедшими в России в конце 80-х начале 90-х гг., особую роль приобретает самостоятельная и независимая судебная власть. Полномочия всех ветвей власти (особенно судебной) реализуются в правовых формах, но именно судебная деятельность облечена в особую процессуальную форму, поскольку разрешает общественные конфликты и участвует в системе «сдержек и противовесов», осуществляет судебный контроль, прежде всего исполнительной власти.

Безусловно, в контексте судебной реформы наиболее значимым считается решение Президента Российской Федерации об объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Это важное решение, но оно носит характер частичного изменения структуры судебной власти, а конечная задача - реформирование судебной власти в ее содержательной части, с целью обеспечения подлинной независимости суда и судей, доступности правосудия, его справедливости и беспристрастности, которые в настоящее время у специалистов и ученых вызывают вопросы.

Исходя из выбранной законодателем модели построения системы правосудия, дальнейшую модернизацию, на наш взгляд, необходимо проводить по двум направлениям:

- дальнейшее преобразование по совершенствованию судоустройства, по интеграции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в единую систему судов. Объединение высших судебных инстанций - это лишь первый, во многом спорный шаг на пути создания единой судебной системы;

- дальнейшие действия по совершенствованию судопроизводства. В первую очередь, надо обеспечить единство гражданского судопроизводства, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Возможно, следует принять Кодекс гражданского судопроизводства, который учтет особенности судопроизводства по гражданским делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Изменения, касающиеся судоустройства, непременно повлекут за собой изменения правил судопроизводства, в первую очередь, в вопросах подведомственности гражданских дел.

Основы существующей системы судоустройства были заложены в начале 90-х годов прошлого века и в последующем закреплены Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными конституционными законами. Структура судебной системы закреплена в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», где в ч. 2 ст. 4 указано, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи субъектов РФ, которые и составляют судебную систему РФ.

Впоследствии преграды, обусловленные консерватизмом судов, препятствовавшие развитию судебной системы, в значительной степени преодолены. Однако до сих пор судебная система по-прежнему подвергается резкой критике.

Проблемы совершенствования российской судебной системы обсуждаются на протяжении всего времени ее существования [2; 3; 7; 10]. Важнейшими направлениями совершенствования судебной системы являются обеспечение ее подлинной независимости. И в этом плане важнейшей гарантией самостоятельности судов и судей является финансовая независимость судебной системы. Возможно, следует законодательно предусмотреть фиксированный процент бюджета, который идет на судебную систему и является неизменным в течение достаточно длительного времени, что сократит зависимость судебной системы от законодательной и исполнительной власти.

Не менее важна кадровая независимость суда. Считаем, что она не может быть обеспечена до тех пор, пока отбор судей на должности осуществляют подразделения Администрации Президента Российской Федерации. Помимо конституционных полномочий Президента РФ по формированию судебной системы (представление в Совет Федерации кандидатов для назначения на должность членов ВС РФ и назначение федеральных судей в суды общей юрисдикции), федеральное конституционное законодательство предусматривает права и обязанности должностных лиц судебной системы по руководству и осуществлению целого ряда функций по обеспечению кадрового состава судов, повышению профессиональной квалификации судей, их дисциплинарной ответственности [5, с. 135].

Важнейшими направлениями совершенствования судебной системы являются:

- отказ от правил родовой подсудности (обеспечит независимость судов от других ветвей государственной власти);

- изменение порядка отбора судей на судейские должности;

- ограничение количества проверочных судебных инстанций двумя инстанциями: апелляционной и высшей кассационной (что является стандартом судебных систем развитых стран).

Правила определения родовой подсудности усложняют российскую судебную систему и систему судопроизводства, закладывают двойные стандарты для лиц, участвующих в судебных делах, - обычных граждан и чиновников. Наиболее резко вопрос о родовой подсудности касается системы судов общей юрисдикции (по первой инстанции судебные дела рассматриваются всеми звеньями (уровнями) судебной системы). Это порождает множественность судов общей юрисдикции, призванных осуществлять проверку судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Некоторые авторы считают, что разделение судебной системы России на три независимые ветви порождает проблемы (например, разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами) [5, с. 140]. Однако стоит обратить внимание, что в Законе о судебной системе в неизменном виде сохранена система арбитражных судов.

Возможность децентрализации судебной системы напрямую связана с определением судебного федерализма. Судебный федерализм можно определить как судебно-правовую форму федеративного устройства государства. Его суть заключается в рациональном и сбалансированном распределении полномочий между федерацией и ее субъектами благодаря сочетанию централизации с децентрализацией. Это регулирование отношений между Российской Федерацией и субъектами РФ, установление юрисдикции федеральных судов и судов субъектов РФ, распределение между ними судебных полномочий [4, с. 31-34].

Одна из нерешенных задач - формирование специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. В Концепции судебной реформы 1991 г. были определены общие направления по созданию специализированных судов. Критерием необходимости и возможности учреждения специализированного суда является специфика предмета правового регулирования и его целей, не позволяющая без их существенных искажений действовать в прежних формах.

В свою очередь, цель специализированных судов заключается в рассмотрении определенных категорий дел [9, с. 584].

Однако практически любой суд, исходя из общего понятия специализированных судов, можно отнести к данной категории. Арбитражный суд рассматривает экономические (хозяйственные) споры между юридическими лицами. Военные суды можно отнести к специализированным, поскольку их деятельность ограничивается лишь теми органами и учреждениями, в которых предусмотрена военная служба. К компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации относится рассмотрение вопросов соответствия законов

субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Между тем, целесообразность создания в России специализированных судов в системе судов общей юрисдикции обусловлена рядом факторов, которые будут способствовать совершенствованию российского правосудия. Главные из них состоят в следующем:

1) улучшится доступность правосудия, поскольку граждане смогут обратиться в большее количество судебных органов;

2) повысится качество выносимых судебных решений в связи с тем, что дела будут рассматривать более квалифицированные судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел определенного вида [9, с. 586-587].

Закон о судебной системе ограничивает возможность создания специализированных судов в системе судов общей юрисдикции определенными рамками [1]: предметной компетенцией, т.е. кругом правоотношений, споры из которых могут быть переданы на рассмотрение органа судебной власти. Именно предметной компетенцией определяется статус суда в качестве специализированного. Специализированные суды могут создаваться только как федеральные суды.

Между тем, по-прежнему остаются нерешенными вопросы о введении ряда других специализированных судов.

Также обсуждается вопрос о создании административных судов. Закрепление на конституционном уровне отдельного вида административного судопроизводства породило предложения и споры о создании в России специализированных административных судов и об отнесении к их подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений. Однако административное судопроизводство в данный момент осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Важно то, что обеспечение наличия или отсутствия особого административного судопроизводства является показателем соответствия национальной судебной системы международным государственным стандартам. Речь идет о стандартах обеспечения прав и свобод граждан, доступности системы эффективного и справедливого правосудия для всех субъектов права, формировании соответствующей структуры органов судебной власти [11, с. 48].

Таким образом, поэтапная интеграция России в международное право обусловила необходимость усовершенствования национального законодательства, в связи с чем возникла необходимость приведения судебной системы в соответствие с мировыми правовыми стандартами, в том числе и в части доступности этой системы гражданам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровский М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы / М.В. Боровский / / Черные дыры в российском законодательстве. — 2001. — № 1. — С. 20-21.

2. Горбуз А.К. Суд в системе разделения властей: российская модель / А. К. Горбуз // Кодекс info. — 2001. — № 11 (323). — С. 3-37.

3. Лебедев А.И. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика) / А.Н. Лебедев. — М. : ИГиП РАН, 1999. — 197 с.

4. Малько А.В. Судебный федерализм в условиях глобализации (сравнительный анализ) / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин, В.А. Терехин // Российская юстиция. — 2013. — № 7. — С. 31-34.

5. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: монография / А.А. Гравина, В.П. Кашепов, О.В. Макарова и др.; отв. ред. В.П. Кашепов. — М. : ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. — 240 с.

6. Павликов С.Г. Конституционно-правовой статус судов субъектов Российской Федерации: монография / С.Г. Павликов. — М. : Российская академия правосудия, 2004. — 188 с.

7. Попондопуло В.Ф. Система третьей власти: от горизонтальной организации к вертикальной / В.Ф. Попондопуло // Закон. — 2004. — № 10. — С. 113-118.

8. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / М.А. Беляев, Е.А. Григорьева, В.А. Дмитриев; под общ. ред. В.А. Дмитриева. — М. : ЭлКниги, 2012. — 208 с.

9. Правосудие в современном мире: монография / В.М. Лебедев, Т.Я. Хабриева, А.С. Автономов и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Норма, 2017. — 784 с.

10. Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. — М. : Волтерс Клувер, 2007. — 320 с.

11. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административно-правовые отношения: теоретические проблемы / Н.Ю. Хаманева // Административные правоотношения: вопросы теории и практики: труды Института государства и права РАН, № 1 / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. -M. : Институт государства и права, 2009. — С. 41-50.

REFERENSES

1. Borovskii M.V. Courts of law in the Russian Federation: problems and prospects Chernye dyry v rossiiskom zakonodatel'stve = Black Holes in Russian Legislation, 2001, no. 1, pp. 20-21 (in Russian).

2. Gorbuz A.K. Court in the system of division of the authorities: Russian model. Ko-deks info = Code info, 2001, no. 11 (323), pp. 3-37 (in Russian).

3. Lebedev A.I. Status sub"ekta Rossiiskoi Federatsii (osnovy kontseptsii, konsti-tutsionnaia model', praktika) [Status of the territorial subject of the Russian Federation (concept bases, constitutional model, practice)]. Moscow, IGiP RAN Publ., 1999, 197 p.

4. Mal'ko A.V., Salomatin A.Iu., Terekhin V.A. Judicial federalism in the conditions of globalization (the comparative analysis). Rossiiskaia iustitsiia = Russian Justice, 2013, no. 7, pp. 31-34 (in Russian).

5. Gravina A.A., Kashepov V.P., Makarova O.V., Kashepov V.P. (ed.) Organizatsiia i deiatel'nost' sudov obsh.ch.ei iurisdiktsii: novelly i perspektivy: monografiia [Organization and activity of the courts of general jurisdiction: short stories and prospects: monograph]. Moscow, IZiSP, KONTRAKT Publ., 2016, 240 p.

6. Pavlikov S.G. Konstitutsionno-pravovoi status sudov sub"ektov Rossiiskoi Fede-ratsii: monografiia [Constitutional legal status of courts of territorial subjects of the Russian Federation: monograph]. Moscow, Rossiiskaia akademiia pravosudiia Publ., 2004, 188 p.

7. Popondopulo V.F. System of the third power: from the horizontal organization to vertical. Zakon = The Law, 2004, no. 10, pp. 113-118 (in Russian).

8. Beliaev M.A., Grigor'eva E.A., Dmitriev V.A. (ed.) Postateinyi kommentarii k Feder-al'nomu konstitutsionnomu zakonu ot 31.12.1996 № 1-FKZ «O sudebnoi sisteme Rossiiskoi Federatsii» [The itemized comment to the Federal constitutional law from 31.12.1996 no. 1-FKZ "On the judicial system of the Russian Federation"]. Moscow, ElKnigi Publ., 2012, 208 p.

9. Lebedev V.M., Khabrieva T.Ia., Avtonomov A.S. Pravosudie v sovremennom mire: monografiia [Justice in the modern world: monograph]. Moscow, Norma Publ., 2017, 784 p.

10. Terekhova L.A. Sistema peresmotra sudebnykh aktov v mekhanizme sudebnoi zashchity [The system of revision of judicial acts in the mechanism of judicial protection]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2007, 320 p.

11. Khamaneva N.Iu. Administrativnaia iustitsiia i administrativno-pravovye otno-sheniia: teoreticheskie problemy [Administrative justice and administrative legal relations: theoretical problems]. Administrativnye pravootnosheniia: voprosy teorii i praktiki: trudy Instituta gosudarstva i prava RAN, № 1 [Administrative legal relationship: questions of the theory and practice: works of Institute of the state and right of RAS, no. 1]. Moscow, Institut gosudarstva i prava Publ., 2009, pp. 41-50.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Феоктистов ¿Александр Владимирович — кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Феоктистова Мария Николаевна — специалист-эксперт, Управление Роскомнадзо-ра по Пензенской области, 440011, г. Пенза, ул. Карпинского 12, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHORS

Feoktistov Aleksandr Vladimirovich — Candidate of law, associate professor, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Feoktistova Mariya Nikolaevna — Specialist-expert, Roskomnadzor Department of the Penza region, 12 Karpinskogo Street, Penza, 440011, the Russian Federation, e-mail: masha15 brich@mail. ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Феоктистов А.В. Перспективы развития российской судебной системы / А.В. Феоктистов, М.Н. Феоктистова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Feoktistov A. V., Feoktistova M. N. Prospects for the development of the Russian judicial system. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 2, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.