Научная статья на тему 'Системы судебного образования Украины и Канады: непрерывность профессионального развития'

Системы судебного образования Украины и Канады: непрерывность профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СУДЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СУДЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУДЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Л.Е.

В статье конкретизированы особенности систем судебного образования в Украине и Канаде. Раскрыты составляющие непрерывной профессиональной подготовки судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF JUDICIAL EDUCATION IN UKRAINE AND CANADA: CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article features specified judicial systems of education in Ukraine and Canada. Disclosed components continuous training of judges.

Текст научной работы на тему «Системы судебного образования Украины и Канады: непрерывность профессионального развития»

рес.

5. Поддержание стабильности общества путём учёта интересов всех социальных групп.

6. Создание наилучших условий для достижения согласий между ними.

7. Внедрение в сознание населения таких нравственных ценностей, которые гарантировали бы единство экономических интересов нации и сплочение всего общества вокруг этих ценностей.

С учетом национального образовательного пространство необходимо вовлекать личность в специально организованные виды деятельности, затрагивающие многосистемный подход к формированию экономической культуры, как:

• отбор содержания, методов и форм проведения учебных занятий по экономике;

• проведение экономической учебы в семьях, детских дошкольных и школьных организациях в средних специальных и высших учебных заведениях и в производственных сферах;

• разработка и внедрение диагностических программ по экономике;

• проведение деловой компьютерной игры по моделирование экономике и менеджменту (МЭМ);

• выполнение индивидуально-творческих, реферативных и экзаменационных работ по экономике;

• проведение интегративных уроков и уроков-экскурсий;

• привлечение респондентов к научно-поисковой и исследовательской работе;

• организация, подготовка и проведение семинаров, коллоквиумов и научно-практических

конференции и т.д.

Результатом формирование экономической культуры в процессе деятельности личности и реформирования общества должен стать не рынок, а человек, живущий в условиях рынка. Только так экономическая культура может укрепить культурные и международные связи молодежи, осуществлять интегративные процессы, развивать традиции, обряды национальных меньшинств, поднимет уровень благосостояния народа региона.

Литература

1. Джагаева, Т. Е. Педагогические основы развития экономического мышления школьников и студентов в условиях региона (на примере РЮО) / Т. Е. Джагаева. - Владикавказ, 2001. - 93 с.

2. Джагаева, Т. Е. Формирование экономической культуры личности в условиях региональной образовательной системы (на примере Республики Южная Осетия) / Т. Е. Джагаева. - Владикавказ, 2010. - 311 с.

3. Джагаева, Т. Е. Экономика для всех / Т. Е. Джагаева. - Владикавказ, 2003. - Ч.1. - 270 с.

4. Крупская, Н. К. Сочинения в десяти томах / Н. К. Крупская. - М. : АПН, 1959. - Т.3. - 280 с.

5. Макаренко, А. С. Трудовое воспитание / А. С. Макаренко. - М. : Из-во АПН РСФСР, 1966. - Т. 5. - 558 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ И КАНАДЫ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Зуева Л.Е.

судья Одесского апелляционного административного суда, кандидат юридических наук, докторант по специальности «Теория и методика профессионального образования», преподаватель Одесского регионального отделения Национальной школы судей Украины.

SYSTEM OF JUDICIAL EDUCATION IN UKRAINE AND CANADA: CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Zueva L.E.

Judge Odessa Administrative Court of Appeal, PhD legal Sciences, doctoral specialty "Theory and Methods of Professional Education ", lecturer of the Odessa regional branch of the National School ofJudges of Ukraine.

АННОТАЦИЯ

В статье конкретизированы особенности систем судебного образования в Украине и Канаде. Раскрыты составляющие непрерывной профессиональной подготовки судей.

ABSTRACT

The article features specified judicial systems of education in Ukraine and Canada. Disclosed components continuous training of judges.

Ключевые слова: система судебного образования, непрерывная профессиональная подготовка судей, педагогическое мастерство, самосовершенствование судьи.

Keywords: system of judicial education, continuous training of judges, pedagogical mastery, self improvement of the judge.

1. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными теоретическими и практическими задачами. Актуальность и целесообразность исследования обусловлена интеграцией Украины в Европейское пространство. Этому многовекторному процессу соответствуют и реформы, направленные на совершенствование национальной системы судебного образования: поиск эффективных путей повышения качества подготовки профессиональных судей; апробация и внедрение инновационных педагогических систем обучения взрослых, модернизация содержания профессиональной подготовки судей и организация ее адекватно мировым тенденциям; обеспечение непрерывности образования и обучения на протяжении всей жизни. Важность профессиональной подготовки судей является общепризнанной. Об этом свидетельствует принятие целого ряда международных норм: основные принципы ООН по вопросу независимости судебного сообщества, документы Совета Европы и другие.

Для обеспечения независимости судей в отправлении правосудия и защиты его от влияния законодательной и исполнительной власти, Конституция Украины закрепила создание нового независимого органа в системе правосудия - Высшего Совета Правосудия. Механизм деятельности этого органа определен Законом Украины «О Высшем Совете Правосудия», в котором предусмотрено, что этот коллегиальный, независимый орган Украины, является ответственным за формирование высокопрофессионального судебного корпуса. С начала создания Высшего Совета Правосудия приоритетным курсом его деятельности становится обеспечение формирования в Украине эффективной, современной и ориентированной на реальные потребности судебного корпуса системы профессионального отбора и подготовки судей, поскольку без учета состояния существующих систем их отбора и подготовки, невозможно получить объективный показатель оценки качества судебной системы страны. Именно отлаженная система функционирования этих институтов выступает ключевым параметром при определении качества правосудия. Поэтому важным направлением исследований в области теории и методики профессионального образования судей, становится целостная системная разработка методологических, теоретических и методических основ профессиональной подготовки, отбора и повышения квалификации судей всех юрисдикций в Украине.

2. Анализ исследований и публикаций в которых начато решение данной проблемы. Европейская Хартия о статусе судей, определяя очевидность связи между независимостью судей и их подготовкой, сформулировала принцип о том, что ответственность за подготовку несет «независимый орган», который контролируя качество учебных программ, не будет зависеть ни от законодательного органа, ни от исполнительной власти, и, по крайней мере, половину которого составят судьи. Этим документом также предусмотрено, что состав данного органа должен обеспечить

надлежащие учебные программы и организации, которые их внедряют, в свете принципов беспристрастности, компетентности и объективности, связанных с выполнением профессиональных обязанностей судьи.

Вопросы подготовки кандидатов на должность судьи и непрерывная подготовка профессиональных судей подробно рассматриваются в заключении Консультативного Совета Европейских судей № 4 [1] о надлежащей начальной подготовке и повышения квалификации судей на национальном и европейском уровнях. Пункт 15 Заключения № 4 Консультативного совета европейских судей отмечает, что: «должна быть сохранена независимость учреждения, ответственного за разработку программ и принятия решений о том, каким должно быть обучение». В этом пункте также утверждается, что обязанности по организации и надзору за обучением в каждой стране полагаются только на судебные органы или любой другой независимый орган. Именно поэтому в Украине, как и в других странах, судейское образование имеет свои уникальные особенности.

3. Формулировка целей статьи: Раскрыть особенности систем судебного образования в Украине и Канаде.

4. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов: 21 декабря 2010 года решением Высшей квалификационной комиссии судей Украины во исполнение требований Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей Украины», при проведении активной работы по реализации процедуры обеспечения формирования профессионального судейского корпуса, была создана Национальная школа судей Украины (НШСУ) - государственное учреждение, научное заведение и методический центр судебного образования. Действующий Закон «О судоустройстве и статусе судей» впервые на законодательном уровне закрепил базовые стандарты подготовки профессиональных судей и открыл широкие возможности для участия судейского сообщества в создании собственного научно-методического центра. Такие стандарты закреплены в следующих положениях:

1) НШСУ создана при Высшей квалификационной комиссии судей Украины и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом и Уставом, утвержденным Высшей квалификационной комиссией судей Украины;

2) на НШСУ не распространяется законодательство о высшем образовании;

3) НШСУ - государственное учреждение со специальным статусом, обеспечивающее подготовку высококвалифицированных кадров для судебной системы и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность.

Несмотря на понимание и всестороннюю поддержку украинским законодателем необходимости функционирования такого учебного заведения как НШСУ, институциональное ее укрепление является сегодня основной задачей, реализация которого

только началась. Роль НШСУ - готовить качественно новое поколение кадров для судебного корпуса и создавать действенную и высокоэффективную систему дальнейшего повышения их профессиональной квалификации. В основу концепции профессиональной подготовки будущих судей заложены принципы практической направленности и ориентированности на глубокое овладение кандидатом умениями и навыками, необходимыми при осуществлении правосудия - принципы, которые признаны и широко используются в международной практике. Основной целью подготовки определено, прежде всего, обучение кандидата на должность судьи профессиональным умениям и навыкам, необходимым для полного и всестороннего овладения профессией судьи, формирование у него высокой нравственности и профессиональной культуры как залога беспристрастности и независимости в будущем. Среди первоочередных мер, реализуемых НШСУ в этом аспекте, прежде всего, следует отметить:

- формирование институционального потенциала НШСУ как единого и ведущего научно-методического центра, способного в полной мере удовлетворить потребности судей в подготовке и повышении квалификации на основе использования современных психолого-педагогических технологий и методик;

- совершенствование системы подготовки кандидатов на должность судьи, которая могла бы обеспечить судебную систему Украины высокопрофессиональными специалистами, кандидатами на должность судьи с объективно оцененным уровнем личных моральных качеств, способными честно, беспристрастно и объективно осуществлять в будущем судопроизводство;

- становление НШСУ как научно -педагогического центра в системе судейской образования;

- построение эффективной модели сотрудничества НШСУ и всего судейского корпуса, привлечение лучших и опытных судей к преподаванию, обладающих педагогическими навыками, педагогическим мастерством.

Обучение в НШСУ осуществляется судьями и экспертами по каждой дисциплине. Поэтому судьи - преподаватели должны тщательно отбираться из числа лучших в своей профессии, органом, который отвечает за обучение, с учетом знаний судьей предмета, умений и навыков преподавания, педагогического мастерства [3]. Развитие педагогического мастерства судей, должно происходить путем внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий и методик, которые помогут усовершенствовать образовательный процесс в соответствии с Концепцией национальных стандартов судебного образования.

Понятие «профессиональное мастерство судьи» является социально значимым, поскольку в его структуру входит целый ряд специальных характеристик, сформированных на культурных ценностях и традициях общества [2]. Судьи-преподаватели, ориентируясь на профессионализм,

стремятся достичь многосторонней эрудиции, овладеть теоретическими и практическими психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, опираясь на нравственные основы и нормы поведения в обществе, образовательном учреждении.

В свою очередь, исследования последних лет, обобщение данных научных источников и практического опыта профессиональной подготовки судей в системе судебного образования позволили выявить противоречия, сформировались в теории и методике профессионального образования судей, в частности, между:

- потребностями современного украинского общества в активных, самодостаточных и самореализованных личностях, которые настроены на успешное решение проблем, и часто репродуктивным характером профессиональной подготовки судей, не способствует удовлетворению указанных потребностей;

- основными стереотипами о требованиях к сформированное™ важнейших личностно-профессиональных качеств судей-преподавателей и ограниченными возможностями управления развитием этих качеств с помощью традиционных методов обучения;

- потребностью в оперативности и адресности профессионально-педагогической подготовки судей, способствующей саморазвитию, как судей-слушателей, так и судей-преподавателей и подходами к формулировке педагогических задач их профессиональной подготовки;

- необходимостью оперирования большими объемами информации из отраслей законодательства и ограниченными возможностями их усвоения в определенные сроки с помощью использования традиционных дидактических средств представления их содержания;

- системой судебного образования, построенной в соответствии с идеалами и нормами современной науки и недостаточностью разработки теоретических и методологических основ подготовки высококвалифицированных судей и научно-педагогических кадров для этой системы;

- содержанием и целями современной судейской образования и необходимостью учета инноваций, в практике часто опережают изменения в программах профессионально-педагогической подготовки судей.

НШСУ является членом Международной организации судебного образования и Лиссабонской сети учебных судейских институтов стран-членов Совета Европы. Одной из первоочередных задач НШСУ является организация на ее базе максимально полного информирования судебного корпуса о прогрессивной практике функционирования подобных учреждений в других странах. Среди родственных организации, задачей которых является обеспечение эффективной профессиональной подготовки судей в своих странах, является Национальный Судейский институт (NJI) Канады. Национальный Судейский институт - некоммерческая организация, председателем Наблюдатель-

ного совета которого является Председатель Верховного Суда Канады. Это учреждение обеспечивает более 90 % всех учебных курсов для судей в Канаде. Судьи руководят работой, участвуют в разработке и преподавании курсов.

Основанный в Оттаве, Национальный Судейский институт стремится к утверждению доверия к судебной власти, её справедливости, является лидирующей организацией в образовании судей не только в Канаде, но и на международном уровне. С момента своего создания в 1988 году, NJI продолжает разрабатывать и предоставлять образовательные программы и различные электронные ресурсы, способствующие становлению верховенства права, самостоятельно или в партнерстве с судами и другими организациями участвует в предоставлении образования судьям.

Судебное образование в NJI состоит из трех компонентов:

- Судейских навыков, чтобы хорошо выполнять свою работу, например, вести судебное заседание, писать судебные решения;

- Знаний права, как материального, так и процессуального и умение их применить, например, при оценке доказательств;

- Социального и психолого-педагогического контекста понимания, как другие воспринимают судебный процесс и судебное решение, чувствуют ли они себя услышанными?

Главным аспектом работы NJI являются: практическая подготовка судей-слушателей - особенно судей, назначенных на должность впервые и кандидатов на должность судьи, развитие практических навыков судебной деятельности; подготовка судей (и работников NJI) в качестве преподавателей - тренеров практических курсов. Система судебного образования Канады эффективно выполняет следующие задачи:

- стимулирует и поддерживает уважение верховенства закона и ценностей Хартии;

- способствует развитию взаимопонимания во все более изменчивом и многообразном мире;

- поддерживает независимость судебной системы;

- популяризирует знания и опыт для судей, содействует диалогу, укрепляющему судебную аргументацию и принятие решений;

- играет важную роль в эффективном отправлении правосудия, сохраняя, тем самым, общественное доверие к судам Канады.

Судебное образование является неотъемлемым дополнением эффективной и устойчивой судебной реформы. В 2003 году NJI начал свою международную деятельность по поддержке и оказанию помощи другим странам. В этой работе основное внимание уделяется укреплению потенциала в судебных образовательных учреждениях, разработке и реализации судебных проектов в области образования. Работая в тесном сотрудничестве с партнерами в Канаде и в развивающихся странах, NJI в рамках Международной группы по сотрудничеству (ICG), отвечает на просьбы о судебной экспертизе со всего мира. Более 20 стран

теперь видят Канаду в качестве главного помощника в создании их правовой. Канадские судьи проводили экспертизу судебной подготовки, судебного управления, судебной этики и правовых реформ в Перу, Вьетнаме, Чили, Ямайке, Гане и Украине.

Вклад Ш1 в реформировании судебных систем других стран нацелен на увеличение потенциала судебных учебных заведений при разработке и осуществлении судебных образовательных проектов и других инициатив, где Институт имеет сравнительное преимущество. Ш1 проводил многолетнюю работу по судебному реформированию в длинном списке стран: Австралия, Чили, Китай, Эфиопия, Гана, Ямайка, Мексика, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Перу, Руанда, Россия, Шотландия и других. Участие судебных органов Канады в международной работе основывается на их репутации и общественной известности, этических нормах, доверии и прогрессивности. Двуязычная и двух палатная (ЬуигаГ) система судов Канады отражает мультикультурное общество, и обеспечивает канадских судей возможностью для совместной работы с коллегами по всему миру [7]. «Только путем укрепления судебных институтов, может быть достигнут прогресс в направлении борьбы с нищетой и устойчивое развитие» -утверждает исполнительный директор Национального Судебного Института Канады Достопочтенная С. Aдель Кент [8].

N1 перешел от лекционной формы обучения к интерактивным методикам более 15 лет назад. НШСУ изучает и внедряет этот новый международный стандарт судебного образования, так как №1 готов делиться с НШСУ опытом своей деятельности [6]. Канадские судьи и другие участники проекта стремятся понять потребности украинской стороны и быть полезными.

Реализация канадско-украинского проекта «Образование судей - для экономического развития» посвящена специальной подготовке судей. Этот проект начатый в 2013 году, финансируется Канадским агентством по международному развитию (СГОА) и реализовывается Национальным институтом судей Канады совместно с офисом Уполномоченного по федеральным судебным делам Канады. С украинской стороны партнерами проекта выступили Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) и Национальная школа судей Украины (НШСУ).

По словам директора по юридическим и образовательным вопросам Национального института судей Канады Дональда Чиассона [5], проект призван содействовать подготовке методических материалов для судей-преподавателей при проведении занятий с судьями, повышающими квалификацию и кандидатами на должность судьи, которые проходят специальную подготовку. Разработка таких материалов направлена не только на подготовку к чтению лекций для судей, пассивно воспринимающих информацию, но и на привлечение судей-слушателей к активной работе. Подготовка методических материалов заключается в

подборе законодательных положений, судебных решений, в том числе и решений Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Украины, а при возможности, и решений судов других стран.

15 июня 2015 от имени Кристиана Паради -министра международного развития Канады, министр обороны - Джейсон Кенни, который находился на тот момент с визитом в Украине, объявил о выделении Украине 15 миллионов канадских долларов (около 12 миллионов долларов США) на поддержку демократии. Большая часть этих средств была предназначена для судебной реформы [4]. Такая помощь, в частности, в обучении кандидатов на должность судьи и действующих судей с использованием методик подготовки судей в Канаде преследует своей целью повышение уровня доверия к судебной власти и популяризацию использования процедуры досудебного урегулирования споров.

Непрерывное профессиональное образование судей на протяжении всей жизни имеет огромное значение для судей всех юрисдикций во всем мире. Продолжающиеся технологические, политические и социально-экономические изменения оказывают сильнейшее влияние на все более усложняющиеся правовые отношения, требующие от судей поддерживать постоянную заинтересованность в профессиональном самосовершенствовании путем непрерывного образования.

Непрерывность профессиональной подготовки в системе судебного образования предусматривает следующие составляющие:

- Разработку и внедрение учебных программ;

- Оценку заинтересованности и потребностей в специальной подготовке работников аппарата суда;

- Определение целей и задач обучения всех категорий слушателей;

- Определение направленности содержания обучения;

- Отбор и подготовка корпуса судей-преподавателей;

- Целостность и преемственность учебных программ;

- Наставничество;

- Обеспечение динамики устойчивого развития педагогического мастерства судей.

Развитие педагогического мастерства судьи - процесс овладения основными сферами педагогической деятельности, требующими обобщенных: приемов активизации познавательной деятельности слушателей-судей на занятиях, использование элементов актерского и режиссерского мастерства в преподавательской деятельности; культуры и техники речи; умений педагогического общения, коммуникативного воздействия, педагогической техники; навыков создания образовательной среды сотрудничества и взаимоуважения на морально-гуманистической основе. От умения управлять собой, культуры педагогического общения к мастерству сотрудничества на учебном занятии -такова логика этого процесса.

5. Выводы данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Теоретический концепт непрерывности профессионального развития судей в системе судебного образования определяет систему идей, исходных категорий, основных понятий, определений, без которых невозможно понимание сущности исследуемой проблемы, и конкретизируется такими основными положениями:

- процесс развития педагогического мастерства судьи призван обеспечивать не только достижение целей системы судебного образования, но и реализацию личностных смыслов субъектов образовательного процесса, их проявление в общественной жизни;

- принципы развития педагогического мастерства судьи ориентированы на личность каждого субъекта образовательного процесса и предусматривают переход от философии «влияния» к философии «взаимодействия»;

- личность профессионального судьи-преподавателя рассматривается как особая форма его вовлеченности в жизнедеятельность и внутренний мир судей-слушателей, в результате которой происходит значимое для них развитие и гармонизация отношений к миру, развитие профессионального мастерства.

Общий теоретический концепт непрерывности профессиональной подготовки судей в системе судебного образования конкретизируется задачами, которые являются, на наш взгляд, ключевыми в данном аспекте:

- Профессиональная подготовка судей результативна тогда, когда методика её реализации предусматривает последовательное и системное профессиональное обучение, ориентированное на личность судьи как субъекта, актуализацию его потребности в профессиональном самопознании и самовоспитании, устойчиво-позитивной профессиональной морально-гуманистической позиции для организации продуктивного педагогического диалога;

- Процесс развития педагогического мастерства судей становится эффективным, если учитываются соответствующие предпосылки (условия-ресурсы) реализации специальных методик, а именно:

• познания сущности и особенностей педагогической деятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• познания судьей собственной личности как инструмента рефлексивного управления поведением и деятельностью других,

• освоение техник управления взаимодействием при организации учебного процесса;

- Самоактуализация личности судьи в профессиональной деятельности с доминирующей морально-гуманистической направленностью в системе профессионально-ценностных ориентаций выступает детерминантой совершенствования системы судебного образования.

Литература

1. Висновки Консультативно! Ради Свропей-ських Суддiв (КР£С). Висновок № 4 (2003) [Елек-тронний ресурс] // Верховний Суд Укра!ни. - 2003. - Режим доступу до ресурсу : http://www.scourt.gov.ua/clients/vsu/vsu.nsf/(doc uments)/58F4A4DD76AACFD0C2257D870049 71A6.

2. Зуева Л. £. Критери педагопчно! майстер-ностi I. А. Зязюна - шдгрунтя психолого-педагопчно! тдготовки професiйних суддiв в Ук-ра!ш / Л. £. Зуева // Проблеми та перспективи фо-рмування нацюнально! гумаштарно-техшчно! елi-ти : зб. наук. пр. / ред. О. Г. Романовський. - Хар-к1в : НТУ "ХШ", 2016. - Вип. 45 (49). - Ч. 2. - С. 122-134.

3. Зуева Лариса. Розвиток педагопчно! майс-терносл професшних суддiв у системi суддiвсько! освiти / Лариса Зуева // Слово Нацюнально! школи суддiв Укра!ни. - 2015. - №4 (13) - С. 32-41.

4. Канада поддерживает развитие демократии в Украине. [Електронний ресурс] // Корреспонденте! - 28 июня 2015. - Режим доступу до ресурсу:

http://korrespondent. net/ukraine/3 533179-kanada-vydelyla-ukrayne-12-myllyonov-na-sudy-y-hranty-zhurnalystam.

5. Повышая квалификацию судей, ВККС будет использовать канадские методики [Електронний ресурс] // Юридическая практика. Газета украинских юристов. - 05 февраля 2013. - Режим доступу до ресурсу:

http://pravo .ua/news .php?id=0035317.

6. Семенова Алла. Щннюний вимiр досввду суб'екпв педагогiчноï дiï : монографiя / Алла Василiвна Семенова. - Одеса : Бондарен-ко М. О., 2016. - 436 с.

7. Соколов И. А. История изучаемого региона стран Северной Америки. Канада. Учебное пособие / И. А. Соколов. - Москва : Директ - Медиа, 2013. - 781 с.

8. Kent A. Message from the Executive Director [Електронний ресурс] /C. Adèle Kent // National Judicial Institute, Canada. - 2016. - Режим доступу до ресурсу:

https://www.nji-inm.ca/index.cfm/about/message-from-the-executive-director/?langSwitch=en.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.