КОНТРОЛЬ ОСВЕЩЕН -ности,
КЛИМАТ -КОНТРОЛЬ , монито -
РИНГ УРОВНЯ ЗАГАЗО -
ВАННОСТИ , ХИМИЧЕС -КОГО
СОСТАВА ВОДЫ
СЛУЖБА ПСИХОЛОГОВ
СЛУЖБА ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА И ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ФОРУМЫ , доски
ОБЪЯВЛЕНИЙ , ЭЛЕКТРОННЫЕ
ПРИЕМНЫЕ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА
ВИДЕОКОНФЕРЕНЦ -связ ь, ЭЛЕКТРОННЫЙ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ВИДЕОТЕКА ,
3D ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА , МЕДИАСЕРВЕР , ВНУТРИШКОЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ ,
ЛОКАЛЬНЫЕ ЧАТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ , СИСТЕМЫ ON-LINE ТЕСТИРОВАНИЯ , ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ
Рис. 2. Схема учебно-воспитательного взаимодействия внутри образовательного учреждения на примере работы отдельных служб во взаимосвязи с учетом высокотехнологичной среды образовательного учреждения.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
М.Р. ЮСУПОВ, адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Научный руководитель и рецензент: кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры педагогики Московского университета МВД России С.Н. ТИХОМИРОВ 13.00.08 - теория и методика профессионального образования [email protected]
Аннотация. В современных условиях преподаватель высшей школы должен обладать профессиональной компетентностью и владеть всеми компетенциями на самом высоком уровне.
Ключевые слова: Преподаватель высшей школы, образование, профессиональная компетентность, компетенции.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
MODERN REQUIREMENTS TO COMPETENCE OF THE TEACHER
OF HIGH SCHOOL
M.R. YUSUPOV, post-graduate of the chair of human rights and international law of the Moscow university of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation
Annotation. In modern conditions teacher of the high school must have professional competence and at the same time control all competences at a high level. Keywords: Teacher of the high school, education, professional competence, competences.
Образование в 21 веке характеризуется многоплановостью и многозадачностью, что требует адаптации процессов обучения и воспитания к изменяющимся условиям общественной жизни. 24 августа 2011 г., выступая на встрече с активом Российского союза ректоров, Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин особо отметил, что «... качественное, современное образование — это залог устойчивого развития. страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать»1. Во многом ключевым и промежуточным этапом в жизнедеятельности каждого человека выступает процесс получения образования в высшей школе. В связи с тем, что преподаватель играет роль связующего звена между накопленными знаниями в различных областях человеческого общежития и обучаемыми, качество его труда приобретает особое значение. При этом успешная реализация целей обучения и воспитания детерминирована конструктивной и новаторской деятельностью преподавателей, обладающих соответствующей компетентностью.
Подчеркнем, что категория компетентности не нашла четкого и единообразного раскрытия своего содержания в педагогической науке. Данная проблема порождает множество различных подходов и точек зрения. Также возникают трудности при его соотношении с таким близким по звучанию понятием, как «компетенция». Кроме того, следует сказать, что большинство исследований в данной области, как правило, ограничиваются обобщением вопросов формирования компетентности и компетенций у обучаемых, не уделяя должного внимания проблеме научной, предметной, методической, исследовательской компетентности преподавателя высшей школы. В связи с этим возникает необходимость раскрытия сущности и содержания данных понятий и определения современных требований к компетентности преподавателя высшего учебного заведения.
Большой юридический энциклопедический словарь дает следующие определения этим двум понятиям:
♦ компетентность (от лат. competens — соответствующий) — знания, опыт в той или иной области;
♦ компетенция (от лат. competens — соответствующий от compete — добиваюсь, соответствую, подхожу) — совокупность юридически установленных полномочий (прав и обязанностей) управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решения2.
Рассмотрим три основных подхода к нашей проблеме.
Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина и Е.Л. Умникова понимают под категорией профессиональной компетентности совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих результаты в обучении и воспитании учащихся3.
А.В. Хуторской различает синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность» и определяет первое из них, как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»4. Компетентность, по его мнению, представляет собой владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Проводя различия между данными понятиями автор имеет ввиду под компетенцией некое отчужденное, заданное наперед требование к образовательной подготовке учащегося, а компетентность рассматривает как уже состоявшееся и сформированное личностное качество (характеристику)5. Таким образом, ученый, по сути, понимает под компетенцией определенный результат, который должен быть достигнут по итогам процессов обучения и воспитания. А компетентность как реализацию образовательной цели.
Практически аналогичным образом понимает содержание компетентности и М. Минько: «владение определенными компетенциями, т.е. способность и готовность человека применять приобретенные компетенции в процессе социально-профессиональной жизнедеятельности»6. При этом категория компетенции сводится к актуальной системе знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимой не только для эффективного выполнения профессиональной деятельности на основе критериев исполне-
ния работы, но и для постоянного личного развития и самосовершенствования.
Ю.А. Турчанина в своей статье, посвященной рассмотрению вопроса о соотношении понятий компетентности и компетенции, применительно к проблеме управления кадровыми ресурсами организаций различных форм собственности, определяет данные категории следующим образом: «Компетенции — это требования внешней и внутренней среды организации, сформулированные с учетом потребностей (ожиданий) общества и работодателей в специалистах с определенным набором характеристик. А компетентность представляет собой комплекс уже сформированных компетенций, проявляющихся в способности специалиста решать задачи и готовности к выполнению своей роли в той или иной области деятельности»7.
Как некие внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: конгломерат знаний, представлений, программ действий (алгоритмов), систем ценностей и отношений, выявляющихся в компетентностях человека, определяет понятие компетенций И.А. Зимняя8. Тем самым, у И.А. Зимней компетентность сводится к реализации определенных компетенций в деятельности человека.
Анализ вышеприведенных точек зрения позволяет нам показать, что все они сводят понятие компетентности к наличию или проявлению в деятельности определенных компетенций. Однако, отдельными авторами высказываются мнения и несколько иного характера. Так, Г. Чанышева и ряд других специалистов понимают под компетенцией профессиональные умения работника, а в содержание понятия компетентности, по их мнению, наряду с умениями также входят и личностные качества, способствующие или препятствующие становлению компетентного чело-века9. В данном случае ученые, придерживающиеся второго подхода, в категорию «компетенция» включают исключительно умения, а понятие компетентности представляется им шире по объему, так как предусматривает не только владение способами реализации знаний на практике, но и личностные качества, которые выделены в самостоятельный компонент.
В рамках третьего подхода в педагогической науке можно встретить научные взгляды исследователей на проблему профессиональной компетентности, которые интегрируют в данное понятие компоненты педагогического мастерства преподавателя10. Подобная трактовка объясняется переходом российской системы образования на компетентностную модель оценки результатов подготовки специалистов и смещением научных парадигм в направлении разработки проблем профессиональной компетентности, вместо вопросов педагогического мастерства. Такой подход представляется продуктивным, поскольку позволяет отразить сущность и содержательную ценность та-
кого многогранного понятия как «компетентность». Также автоматическое перенесение и отражение в содержании категории компетентности преподавателя высшей школы триумвирата в виде знаний, умений и навыков, которые часто используются при обобщении проблем сформированности компетентности выпускника высшего учебного заведения, кажется не совсем оправданным. Учитывая многофункциональность, ценность и важность труда преподавателя высшей школы в современных реалиях, мы полагаем, что вопросы его компетентности не должны ограничиваться обладанием им исключительно данными компонентами.
Что касается соотношения педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагога, то здесь представляется верным мнение выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко. Он указывал на обусловленность педагогического мастерства уровнем профессиональной компетентности, а не его предопределенность врожденными особенностями и задатками11. Однако, мы не склонны придавать врожденным задаткам и особенностям абсолютную безразличность, так как считаем, что они также предопределяют результативность и успешность при усвоении знаний, умений, навыков и формировании личностных качеств, хотя и не первостепенное. Таким образом, когда мы говорим о высоком уровне профессиональной компетентности преподавателя, то подразумеваем наличие у него педагогического мастерства, и в данном контексте позволительно, на наш взгляд, рассматривать данные категории как синонимичные.
Анализ рассмотренных в настоящей статье научных точек зрения на проблему компетентности и компетенции позволяет нам сформулировать собственные дефиниции. Мы будем понимать под профессиональной компетентностью преподавателя высшей школы усвоение и владение им соответствующими компетенциями на определенном уровне. А компетенция — это система знаний, умений, навыков, гуманистических проявлений и педагогических способностей, освоение которых обеспечивает преподавателю высшей школы эффективную реализацию целей обучения и воспитания студентов.
При этом мы будем придерживаться подхода к дифференциации компетенций, предложенного Ю.В. Со-рокопудом, и разграничим их на универсальные и профессиональные12, которые, на наш взгляд, и отражают научную, предметную, методическую и исследовательскую функции преподавателя.
К универсальным компетенциям преподавателя высшей школы можно отнести следующие:
♦ социально-личностные и общекультурные (осознание преподавателем значимости и важности своей профессии; наличие высокой мотивации к осуществлению своих профессиональных обязанностей;
наличие гуманистической позиции по отношению к обучающимся, коллегам и окружающей действительности; обладает высокой культурой мышления; своим поведением подает личный пример воспитанникам и коллегам; способен вступать в разнообразные педагогически-целесообразные коммуникативные контакты и т.д.);
общенаучные (обладает знаниями фундаментальных и прикладных дисциплин; наличие прочных и глубоких знаний в области своей предметной деятельности и научной специальности, базисных умений и навыков по основам педагогики и психологии высшей школы; учет современных научных достижений и др.);
инструментальные (умение пользоваться информационными и коммуникационными технологиями; знание иностранных языков, позволяющее иметь возможность профессиональной мобильности и коммуникации с коллегами из других стран; умение пользоваться техническими средствами для организации дистанционного обучения, кейс-технологий и мультимедийных презентаций и т.д.).
Профессиональные компетенции включают следующие:
♦ научно-исследовательские (осуществление научной деятельности в целях разработки актуальных проблем теории и практики правоохранительной деятельности и образования; способность к исследовательской деятельности, оценке инноваций, достижений коллег и самооценке; владение методологией и методикой проведения исследований в области высшего образования; наличие необходимых умений и навыков для осуществления рецензирования и анализа результатов коллективной и индивидуальной научно-исследовательской деятельности и др.);
♦ организационно-методические (готовность к взаимодействию с различными образовательными учреждениями, предприятиями для решения задач обучения и воспитания; способность к организации и проведению научных конференций, межвузовских семинаров, круглых столов и т.д.);
♦ воспитательные (владеет методикой реализации воспитательных технологий; умеет использовать достижения культуры, знания истории в качестве важного средства воспитания студентов; умеет проводить диагностику личностных качеств обучаемых; владеет методикой создания конкретной программы их воспитания и др.);
♦ учебно-методические (умение проводить лекционные, семинарские и практические занятия, реализуя поставленные образовательные цели; владение методами устного и письменного изложения учебного материала; готовность к использованию инновационных методов и средств в процессе обучения и воспитания; знание психологических основ поведения личности; владение методикой разработки учеб-
но-методических материалов, планов семинарских, лекционных и практических занятий; умение разрабатывать фондовые лекции; владение методикой организации учебно-воспитательного процесса).
Полное или частичное усвоение указанных нами выше компетенций преподавателями высшей школы позволяет утверждать о наличии у них профессиональной компетентности, сформированной на определенном уровне. Однако, для нашего исследования важно было выяснить как уровень развития, так и самооценки преподавателями высшей школы данных компетенций. С этой целью нами был проведен констатирующий эксперимент путем активного апеллирования к методам анкетирования и беседы для определения сформированности вышеперечисленных компетенций у профессорско-преподавательского состава Московского университета МВД России. В общей сложности в эксперименте участвовали 20 преподавателей, имеющие различные ученые степени и звания. В опросные листы нами были включены 7 категорий компетенций: 1. Социально-личностные и общекультурные; 2. Общенаучные; 3. Инструментальные; 4. Научно-исследовательские; 5. Организационно-методические; 6. Воспитательные; 7. Учебно-методические. При этом предусматривалось 3 варианта ответа: обладают в полной мере, частично и не сформированы.
По результатам рефлексии и критической самооценки итог опроса выглядит следующим образом:
7-ю компетенциями в полной мере обладают 2 преподавателя; 6-ю компетенциями в полной мере и 1-ой частично — 9 преподавателей; 5-ю компетенциями в полной мере и 2-мя частично — 5 преподавателей; 4-мя компетенциями в полной мере и 3-мя частично — 3 преподавателя; 5-ю компетенций в полной мере, 1 частично и 1-ой не сформировано у 1 преподавателя.
Необходимо отметить, что опрошенные преподаватели не видели трудностей при оценке общекультурных и общенаучных компетенций. Вместе с тем, у анкетируемых наибольшие трудности вызвал вопрос о сформированности инструментальных компетенций, связанных со знанием иностранных языков, с умением пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, которые приобретают особую важность и значимость в современном информационном обществе.
Таким образом, мы можем заключить, что преподаватели достаточно самокритичны, указывая на разноуровневое развитие универсальных и профессиональных компетенций. Кроме того, большинство опрошенных отметили, что не обладают в полной мере необходимыми и достаточными инструментальными компетенциями. Учитывая современные темпы развития общества, сопровождающиеся научно-техническими революциями, модернизацией различных сфер жизнедеятельности, высокой кон-
куренцией на рынке труда, возникает необходимость своевременного повышения квалификации и подготовки компетентных педагогических кадров. Данное бремя, во многом, перекладывается на аспирантуры (адъюнктуры), магистратуры, а также различные курсы (очные, заочные, дистанционные) повышения квалификации, поскольку знания, умения и навыки, необходимые для эффективной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, формируются и приобретаются именно на этом этапе послевузовского образования.
1 См.: 24 августа 2011 г. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин встретился с активом Российского союза ректоров // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/press/news/8779/ (дата обращения: 03.04.2012).
2 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006. С. 244.
3 Сыманюк Э.Э., Печеркина A.A., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 21.
4 Хуторской АВ. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 4 апреля 2012 г.).
5 Хуторской АВ. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 4 апреля 2012 г.).
6 Цит. по: Турчанина Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» // Электронный журнал «Оригинальные исследования». 2011. № 5. URL:
http://ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/23/144--------
lr--lr (дата обращения: 4 апреля 2012 г.).
7 Турчанина Ю.А К вопросу о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» // Электронный журнал «Оригинальные исследования». 2011. № 5. URL: http://
ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/23/144--------lr-lr
(дата обращения: 4 апреля 2012 г.).
8 Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма
результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm (дата обращения: 5 апреля 2012 г.).
9 Цит. по: Почепаева АВ. Формирование коммуникативной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2005. С. 16.
10 См., например: Педагогика высшей школы / Ю.В. Со-рокопуд. Ростов н/Д: Фнгикс, 2011. С. 347-348.
11 Цит. по: Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. С. 32-33.
12 Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. Ростов н/Д: Фнгикс, 2011. С. 348.
Список литературы
1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006.
2. Зимняя И.А Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm
3. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд Ростов н/Д: Фнгикс, 2011.
5. Почепаева А.В. Формирование коммуникативной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2005.
6. Сыманюк Э.Э., Печеркина A.A., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 20-23.
7. Турчанина Ю.А К вопросу о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» // Электронный журнал «Оригинальные исследования». 2011. № 5. URL: http:// ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/23/144--------lr-lr
8. Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
<