Научная статья на тему 'Деятельностный подход к формированию коммуникативных компетенций педагогов-психологов'

Деятельностный подход к формированию коммуникативных компетенций педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM OF EDUCATION / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христидис Татьяна Витальевна, Кузнецова Наталья Николаевна

В статье обосновывается деятельностный подход к формированию коммуникативных компетенций педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Раскрывается сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Представлен авторский вариант структуры деятельности, состоящий из трёх блоков: побудительного, инструментального и контролирующего. Делается вывод о необходимости разработки модели формирования коммуникативных компетенций педагогов-психологов, представляющей собой систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование собственных установок и представлений, опирающихся на современные ценности общества; на приобретение позитивного опыта деятельности в профессиональной сфере; на выработку самостоятельности и адекватной самооценки; ответственного поведения и компетенций, достаточных для использования адаптационных ресурсов; уважения к себе и другому как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH TO FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

In article activity approach to formation of communicative competences of educational psychologists in the course of training is proved in higher education institution. The essence of the concepts “competence” and “competence” reveals. The author’s option of structure of activity consisting of three blocks is presented: incentive, tool and controlling. The conclusion about need of development of the model of formation of communicative competences of educational psychologists representing system educational and the training actions directed to formation of own installations and representations relying on modern values of society is drawn; on acquisition of positive experience of activity in the professional sphere; on development of independence and an adequate self-assessment; responsible behavior and competences sufficient for use of adaptation resources; respect for and to another as persons.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к формированию коммуникативных компетенций педагогов-психологов»

ЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

УДК 378

Т. В. Христидис, Н. Н. Кузнецова

Московский государственный институт культуры

В статье обосновывается деятельностный подход к формированию коммуникативных компетенций педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Раскрывается сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Представлен авторский вариант структуры деятельности, состоящий из трёх блоков: побудительного, инструментального и контролирующего. Делается вывод о необходимости разработки модели формирования коммуникативных компетенций педагогов-психологов, представляющей собой систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование собственных установок и представлений, опирающихся на современные ценности общества; на приобретение позитивного опыта деятельности в профессиональной сфере; на выработку самостоятельности и адекватной самооценки; ответственного поведения и компетенций, достаточных для использования адаптационных ресурсов; уважения к себе и другому как личности.

Ключевые слова: система образования, профессиональная подготовка, компетентность, коммуникативные компетенции, деятельностный подход.

T. V. Khristidis, N. N. Kuznetsova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

ACTIVITY APPROACH TO FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

In article activity approach to formation of communicative competences of educational psychologists in the course of training is proved in higher education institution. The essence of the concepts "competence" and "competence" reveals. The author's option of structure of activity consisting of three blocks is presented: incentive, tool and controlling. The conclusion about need of development of the model of formation of communicative competences of educational psychologists representing system educational and the training actions directed to formation of own installations and representations relying on modern values of society is drawn; on acquisition of positive experience of activity in the professional sphere; on development of independence and an adequate self-assessment; responsible behavior and competences sufficient for use of adaptation resources; respect for and to another as persons.

Keywords: system of education, competence, communicative competence, activity approach.

1ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

KHRISTIDIS TATYANA VITALYEVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

2КУЗНЕЦОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

KUZNETSOVA NATALYA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected], [email protected] © Христидис Т. В., Кузнецова Н. Н., 2016

^ Образование в сфере культуры

В настоящее время много внимания уделяется модернизации российской системы высшего образования. При этом приоритетом выступает формирование личности компетентного и конкурентоспособного специалиста.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, качество подготовки специалиста следует рассматривать как набор компетенций, продуцирующих его успех в будущем.

Компетенция (лат. сompetentiа) определяется как совокупность знаний, навыков и личностных качеств, позволяющая решать определенные задачи для получения требуемого результата.

Следует отметить, что ориентированное на компетенции образование (cоmpetеnce-bаsed education — CBE) было сформировано в 70-х годах XX века в Америке [см.: 15]. Понятие «компетенция» использовалось в теории языка и было предложено Н. Хомским в 1965 году (Массачусетский университет).

Как отмечал Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим — слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях)» [13, с. 40]. Употребление, по мнению Н. Хомского, «в действительности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т.д., то есть с самим говорящим, с опытом самого человека» [3, с. 13].

Необходимо отличать термины «компетенция» и «компетентность», так как их зачастую используют как синонимы. Так, по А. В. Хуторскому, компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. А компетентность — это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, вклю-

чающеи его личностное отношение к ней и предмету деятельности [14].

В результате освоения основной образовательной программы у студентов должны быть сформированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции.

Однако невозможно выйти на уровень требований единого европейского образовательного пространства, к чему нас обязывает подписание Болонской конвенции, без качественных изменений подхода к процессу обучения. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» призван решить и эту проблему. Но насколько он будет действенным на практике, покажет время.

Актуальной задачей современного образования становится формирование у будущих специалистов осознанного стремления к постоянному учению, умения самостоятельно добывать знания, умения работать в команде, готовности к рефлексии, саморазвитию и самоизменению.

Помимо уровня знаний и умений, об образованности выпускника можно судить и по устойчивым изменениям в структуре личности, характеризующим её общую культуру и социальный опыт, а также по наличию сформированных коммуникативных компетенций.

Именно коммуникативные компетенции являются важным структурным компонентом профессионализма любого специалиста, работающего в системе «человек — человек», в том числе и педагога-психолога.

Коммуникативная компетентность человека традиционно трактуется как способность к регулированию отношений между людьми в процессе совместной деятельности.

Будем исходить из предположения, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в следующем: способность устанавливать социальные контакты с другими людьми, способность входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях информации,

способность сохранить в течение взаимного взаимодействия внутреннюю автономию, умение побуждать партнёров к изменению их поведения [5]. Коммуникативные компетенции являются результатом освоения принятых в данной культурной среде способов общения и условий их реализации, то есть персонированной, личностной формой культуры общения как общественного явления.

Формирование коммуникативных компетенций предполагает изменение актуальных установок и ценностных ориентаций в общении, тренировку коммуникативных навыков, что может осуществляться лишь в условиях интенсивного приобретения опыта по общению, в атмосфере доверия, раскованности и свободного экспериментирования, с оптимальным упором на диагностирование.

Мы считаем, что именно деятельностный подход является наиболее эффективным в формировании коммуникативных компетенций будущих педагогов-психологов в вузе.

Если вспомнить слова Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму», становятся очевидными значимость и роль деятельности в жизни каждого человека, а будущего специалиста, чей профессиональный путь только начинается, в особенности. Деятельностный подход в педагогику пришёл из психологии, где его изучением активно занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев. В педагогической практике деятельностный подход развивали Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. К. Маркова и другие. Учёные полагают, что деятельностный подход подразумевает определённым образом построенный процесс обучения и воспитания, где обучающийся выступает в качестве активного субъекта познания, творчества, труда, общения. Итогом такого взаимодействия должен стать Человек думающий, планирующий, принимающий решения, готовый к анализу и самоанализу и пр.

В целом этапы становления деятельност-ного подхода в образовании можно предста-

вить следующим образом:

1 этап — педоцентристская дидактика Д. Дьюи. В основе — идея спонтанного обучения, открытое получение знаний.

2 этап — развитие идей деятельностного подхода в психологии: школа Л. С. Выготского и школа С. Л. Рубинштейна.

3 этап — развитие дидактической системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (60-е годы ХХ века). Концепция развивающего обучения.

4 этап — инвариантно-деятельностная теория В. С. Леднева (70—80-е годы ХХ века). Содержание образования представляет собой единство опыта, образования и воспитания.

5 этап — идеи деятельностного подхода лежат в основе Федеральных государственных образовательных стандартов (2000-е годы).

Среди принципов, лежащих в основе дея-тельностного подхода, нам представляются наиболее важными следующие:

• принцип субъектности, ставящий обучающегося в активную, созидательную позицию;

• принцип учёта ведущего вида деятельности. Общение, пронизывающее все стороны жизни: учёба, спорт, свободное время и т.д.;

• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.

Исследователи деятельностного подхода, в соответствии со своими взглядами, выделяют различную структуру деятельности. Обобщив имеющиеся данные, мы приводим свой вариант структуры, состоящий из трёх блоков: побудительного, инструментального и контролирующего. Каждый блок имеет свой набор компонентов:

потребность — мотив — цель — условия — средства — результат — оценка — анализ.

Указанные компоненты на разном этапе деятельности могут дополнять или «контролировать» друг друга. Именно это свойство деятельностных компонентов во многом будет определять уровень сформированности

^ Образование в сфере культуры ■Иг 1

коммуникативных компетенций.

Таким образом, под деятельностным подходом мы будем понимать специально организованное педагогом субъект-субъектное взаимодействие со студентами, направленное на удовлетворение актуальной потребности с целью формирования коммуникативных компетенций.

На основе деятельностного подхода нами была разработана модель формирования коммуникативных компетенций педагогов-психологов, которая реализовывается как последовательность взаимообусловленных этапов и обеспечивается системой организационных форм, методов и приёмов, которые меняются с переходом на каждый последующий этап. В то же время обращается внимание как на отдельные личностные проявления (личностная мотивация, присвоенная система ценностей, знания о компетентности, глубина осознания происходящего, оценка и самооценка), так и на отражение их взаимосвязи с развитием личности в целом [см. также: 1; 2].

Модель формирования коммуникативных компетенций представляет собой систему

Примечания

1. Вострякова Л. А. О модели формирования правовой культуры старшеклассников [Электронный ресурс] / Письма в Эмиссия.Оффлайн : [веб-сайт]. Электрон. дан. Январь 2011. URL: http://www.emissia.org/ offline/201l/l520.htm

2. Вострякова Л. А. Управленческий аспект формирования правовой культуры старшеклассников // Научное наследие Т. И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования : сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием (25 января 2011 г.) : в 2 томах. Москва, 2011. Т. 2. С. 142—145.

3. Зеер Э, Сыманюк Э. Компетентностный подход в модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23—30.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 87 с.

5. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и её совершенствование : дис. на соиск. учен. степ. кандидата психологических наук / Кидрон А. А. ; Ленинградский гос. ун-т им. А. А. Жданова. Ленинград, 1981. 235 с.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе : Выявление, развитие и реализация : [пер. с англ.]. Москва : Когито-Центр, 2002. 395 с.

7. Реформы образования : Аналитический обзор / Министерство образования Рос. Федерации, Центр сравнит. образоват. политики ; под общ. ред. В. М. Филиппова. Москва : Центр сравнительной образовательной политики, 2003. 303 с.

8. Садовская В. С. Основной код культуры коммуникативного взаимодействия // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 2 (58). С. 163—169.

9. Христидис Т. В., Черниченко В. И. Педагогика высшей школы : учебник. Москва : МГИК, 2015. 432 с.

10. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского

воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование собственных установок и представлений, опирающихся на современные ценности общества; на приобретение позитивного опыта деятельности в профессиональной сфере; на выработку самостоятельности и адекватной самооценки; ответственного поведения и компетенций, достаточных для использования адаптационных ресурсов; уважения к себе и другому как личности.

Техника формирования коммуникативных компетенций включает в себя ориентировку в собеседнике, технику активного слушания, технику я-высказывания, технику обратной связи и другие.

Таким образом, коммуникативные компетенции включают в себя свойства личности, то есть обладают конкретным психологическим содержанием, являются психологической реальностью, соответственно, могут подлежать формированию. А деятельност-ный подход к их формированию является ведущим в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

государственного института культуры. 2015. № 1 (63). С. 172—176.

11. Христидис Т. В. Культура общения — путь к оптимизации межнациональных отношений // Вестник Московского государственного института культуры. 2015. № 3 (65). С. 102—105.

12. Христидис Т. В. Культура педагогического общения — социальное явление // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 2 (58). С. 270—274.

13. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. Москва, 1972.

14. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

15. Isaeva T. E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence — Based approach to its Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке : труды Международной научно-практической интерконференции. Ростов-на-Дону, 2003.

Referenses

1. Vosryakova L. А. About model of formation of senior pupils' legal culture. The Emissia.Offline Letters. Available at: http://www.emissia.org/offline/2011/1520.htm

2. Vosryakova L. А. Upravlencheskii aspekt formirovaniia pravovoi kul'tury starsheklassnikov [Administrative aspect of formation of legal culture of seniors]. Nauchnoe nasledie T. I. Shamovoi i ego vliianie na reshenie aktual'nykh problem sovremennogo obrazovaniia : sbornik statei Tret'ikh Vserossiiskikh Shamovskikh pedagogicheskikh chtenii nauchnoi shkoly Upravleniia obrazovaniem (25 ianvaria 2011 g.), v 2 tomakh. Tom 2 [Scientific heritage of T. I. Shamova and his influence on the solution of actual problems of modern education: collection of articles of the Third All-Russian Shamovsky pedagogical readings of school of sciences of Management of education (on January 25, 2011), v 2 vol. Vol. 2]. Moscow, 2011. Pp. 142—145.

3. Zeer E., Symanyuk E. Kompetentnostnyi podkhod v modernizatsii professional'nogo obrazovaniia [Competence approach to modernization of professional education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2005, No. 4, pp. 23—30.

4. Zimnyaya I. A. Kliuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaia osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaia versiia [Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education. Authors version]. Moscow, Published by Research center of problems quality of training, 2004. 87 p.

5. Kidron A. A. Kommunikativnaia sposobnost' i ee sovershenstvovanie. Diss. kand. psikhol. nauk. [Communicative ability and its improvement. Cand. psych. sci. diss.]. Leningrad, 1981. 235 p.

6. Raven Dzh. [Raven John] Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. Vyiavlenie, razvitie i realizatsiia [Competence in modern society. Identification, development and implementation]. Moscow, Cogito-centre Publ., 2002. 395 p.

7. Filippov V. M., ed. Reformy obrazovaniia: Analiticheskii obzor [Education reforms: Analytical survey]. Moscow, Published by Center for education policy, 2003. 303 p.

8. Sadovskaya V. S. Main Code of Communicative Interaction Culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 163—169.

9. Khristidis T. V., Chernichenko V. I. Pedagogika vysshei skoly [Pedagogics of the higher school]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2015. 432 p.

10. Khristidis T. V. Psycho-pedagogical support of students at the university. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 172—176.

11. Khristidis T. V. The culture of communication — a way to optimize inter-ethnic relations. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 102—105.

12. Khristidis T. V. Culture of pedagogical communication — a social phenomenon. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 270—274.

13. Khomsky N. [Chomsky Avram Noam] Aspekty teorii sintaksisa [Aspects of the Theory of Syntax (1965)]. Moscow, 1972. (In Russian)

14. Khytorskoi A. V. Key competences and educational standards. Available at: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

15. Isaeva T. E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence — Based approach to its Structure. The teacher of the higher school in the 21st century: works of the International scientific and practical interkonferention. Rostov on Don, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.