ЛЕВОЧКИН Алексей Николаевич
Россия, 644098, г. Омск, 14 военный городок, ОТИИ E-mail: [email protected]
Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения, майор, преподаватель
Соискатель кафедры социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета
Тел. 8(3812) - 44-97-98
Развитие компетентности будущего офицера в воспитании личного состава
В логике компетентностного подхода переход от планирования и определения задач образовательного процесса непосредственно к человеку требует осмысления понятия «компетентность», которая, в нашем случае, отражает состояние личности будущего офицера в процессе его профессиональной подготовки.
В трактовках этого понятия в современной психолого-педагогической науке до сих пор нет единого понимания. Не перечисляя все подходы к определению его сущности, отметим, что понятия «компетенция» и «компетентность» далеко не тождественны. «Компетенция» отчуждена от личности, это достаточно усредненное требование, которое аккумулирует и перечисляет все составляющие, обеспечивающие потенциал каждого офицера в воспитании личного состава и определяет нормальный уровень их освоения для конкретной должности. «Компетентность» - это своеобразная проекция образовательного процесса на личность, актуальное состояние личности будущего офицера, в котором составляющие качества, образования и психологические состояния развиваются далеко не равномерно, но проявляются только в комплексе и непосредственно в деятельности, связанной с предметом компетенции.
Компетентность, по мнению, И.А. Зимней - это проявление уровня владения определенной компетенций у конкретного человека [2]. «Компетенция» и «компетентность» офицера в воспитании личного состава соотносятся как цель и результат образовательного процесса. Компетенцию офицера в воспитании личного состава можно, как мы думаем, считать нормой - представлением о личности выпускника военного вуза, отвечающего всем актуальным требованиям к субъекту - организатору воинского воспитания. В этой ипостаси она выступает эталоном, сравнивая с которым можно оценивать результат образовательного процесса, однако, мы понимаем, что в отношении реального человека норма мо-
жет не достигаться или, наоборот, быть превышена. Тем, не менее, подчеркнем, что и «компетенция» и «компетентность» - явления одной природы, а, следовательно, они выражаются единым языком и разрабатываются с использованием сходной логики целеполагания в образовательных процессах.
Компетентность в воспитании личного состава представляет собой актуальное состояние личности будущего офицера в процессе высшего профессионального военного образования, сравнительную характеристику его потенциала, отражающую индивидуальный результат профессионального и личностного развития в сравнение с профессиональной компетенцией, рассчитанной на способность организовывать и вести воспитание подчиненного личного состава в соответствие с должностным предназначением. Отметим сразу, что это определение может быть использовано только как рабочее, т.к. компетентность всегда образуется в паре с конкретной предписанной компетенцией. Например, мы считаем не корректным сравнение компетентности в воспитании личного состава выпускников военных вузов командного, инженерного и воспитательного профилей, т.к. она задается совершенно разными профессиональными компетенциями в этой области. Тоже самое касается и сравнения офицера-выпускника и офицера, обладающего опытом военной службы. Иными словами, смысловая пара «компетенция - компетентность» не статична, она изменяется в ходе профессионального развития офицера.
Профессиональная компетентность офицера в воспитании личного состава существует в органичной взаимосвязи и образует компетентность офицера в воспитании личного состава. Это интегральное образование является результатом профессионального и личностного развития будущего офицера в процессе высшего профессионального военного образования.
Развитие - одна из базовых философских категорий, характеризующая движение и изменение материальных и идеальных систем, «... существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени» [7, С. 463]. Отличие категории от рядоположенных «становление», «формирование» и др. заключается в том, что она характеризует качественные изменения систем при сохранении и достраивании их основных форм, внешних и внутренних связей и функций.
Развитие профессиональной компетентности специалистов - это процесс закономерного изменения личностных и профессиональных качеств, наполняющих это явление. Такое понимание заложено в большинстве работ, выполненных с позиции личностно-деятельностного подхода. Под профессиональным развити-
ем, как правило, понимается «. происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам» [6]. Профессиональное развитие практически всегда рассматривается в контексте социализации человека. С одной стороны, это процесс его постепенного вхождения определенную профессиональную группу, а, с другой - двусторонний процесс профессионально-личностного развития.
В исследованиях, в которых используется компетентностный подход, личностное и профессиональное развитие не разделяются. Приведем несколько примеров. Личностное и профессиональное развитие, по мнению Н.В. Пановой, представляет собой формирование и накопление субъектом педагогического труда ресурсов (операционального и личностного) успешного выполнения педагогической деятельности, происходящее в ходе поэтапного ее освоения. На определенном этапе, как пишет автор, возникает акмэ, его профессиональная компетентность - состояние личности, которое можно характеризовать наличием наиболее эффективных ресурсов [4]. Ключевым условием личностнопрофессионального развития она определяет погружение субъекта в профессиональную педагогическую деятельность. Др. исследователь, О.В. Юдакова, определяет личностно-профессиональное развитие как организованный за счет создания специальных условий профессиональной подготовки процесс изменения личностных и профессиональных характеристик субъекта педагогического труда, которое закономерно приводит к самореализации в педагогической профессии, но может иметь и возвратные механизмы [11]. Движущими силами развития автор считает внутренние факторы (относятся к осознанию и позиционированию личности в педагогической профессии) и внешние факторы (условия профессионального труда, стимулирование и, главное, возможности учебно-трудовой деятельности).
Н.П. Цырикова определяет профессионально-личностное развитие педагога как двойственный взаимосвязанный процесс, в ходе которого личность стремится к состоянию профессиональной педагогической компетентности. Развитие, по ее мнению, определяется специальными условиями, которые создаются непосредственно в педагогической деятельности развивающегося субъекта: ценност-
ным наполнением, возможностью овладения личностно-ориентированными технологиями, ориентированием педагога на саморефлексию [10]. Е.Л. Умникова, в свою очередь, считает, что развитие профессиональной компетентности педагога - это процесс его стремления от выбора профессии к профессионализму, который определяется стажем практической педагогической деятельности и инновационной организацией среды, в которой он накапливается [9].
Исследования А.В. Астаховой, Г.У. Матушанского, А.А. Печеркиной и др. содержат мысль о том, что развитие профессиональной компетентности педагога ориентировано, как на интеграцию в социальный контекст или социально -профессиональную группу, так и на определенные уровни владения педагогическим мастерством. Ими также определяется этап развития профессиональной компетентности, на котором этот процесс выступает наиболее регулируемым и организуемым - профессиональное образование [1, 3, 5].
Общая мысль предельно точно выражена в работе Г.В. Сорокоумовой. Рассматривая основные подходы к развитию компетенции педагога в воспитании, ученый отметила, что это, прежде всего, процесс превращения внутренних личностных потенциалов, которыми человек обладает в силу своего развития до профессии (интеллектуальный, коммуникативный, творческий, эмоциональноволевой, мотивационно-ценностный, духовно-нравственный) в профессионально-личностные качества, образующие структуру и содержание воспитательной компетентности. Происходит это превращение, по мнению автора, только при превращении учебной деятельности будущего воспитателя в учебнопрофессиональную, объединяющую специальную, приближенную к реальному воспитательному процессу систему действий (аналитических, прогностических, диагностических и др.), а также характеризующуюся наличием профессиональной мотивации [8].
Ориентируясь на положения, приведенные выше, определим развитие компетентности будущего офицера в воспитании личного состава как целенаправленный, организованный в высшем профессиональном военном образовании процесс изменения профессионально важных качеств личности, наполняющих структуру данной компетентности, основным условием которого является специальная организация учебно-профессиональной деятельности будущего офицера и его постепенное погружение в военные воспитательные процессы в роли воспитателя личного состава.
Нам также представляется, что можно выделить основные требования к учебно-профессиональной деятельности будущего офицера - воспитателя.
Во-первых, она должна отражать совокупность всех действий, операций и технологий, которыми будущему офицеру необходимо владеть в рамках его должностного предназначения.
Во-вторых, учебно-профессиональная воспитательная деятельность обязана выступать условием вхождения будущего офицера в социальнопрофессиональную группу и самосознания себя в ней.
В-третьих, эту деятельность следует наполнять ценностным содержанием, характерным для воспитательных процессов в Вооруженных Силах.
В-четвертых, необходимо, чтобы она развивала специфическую мотивацию военно-педагогического труда.
В-пятых, учебно-профессиональная деятельность будущего офицера выступает условием развития компетентности если она объединяет в себе усилия различных составляющих образовательного процесса и сопровождается профессиональной педагогической рефлексией.
Анализируя образовательные процессы в системе высшего профессионального военного образования, мы пришли к выводу, что реализация всех перечисленных условий развития профессиональной компетентности будущего офицера в воспитании личного состава возможна в непрерывной педагогической практике курсантов военных вузов. Педагогическим инструментом, позволяющим создать необходимую учебно-профессиональную воспитательную деятельность выступает непрерывная педагогическая практика.
Библиографический список
1. Астахова, А.В. Компетентностно-ориентированное высшее профессиональное образование : теория и практика : монография / А.В. Астахова. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2007. - 162 с.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М. : Исслед. центр. пробл. качества подгот. специалистов, 2004. - 42 с.
3. Матушанский, Г.У. и др. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании:
монография / Г.У. Матушанский, О.Р. Кудаков, Г.В. Завада. - Казань : Казанский гос. энергетический ун-т , 2010 - 135 с.
4. Панова, Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути: монография / Н.В. Панова. - СПб.: СПб АППО, 2009. - 208 с.
5. Печеркина, А.А. и др. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2011. - 233 с.
6. Психологический словарь [Эл.ресурс]. - ЦЕЬ: http://psi.webzone.ru/st/315300.htm (дата обращения 11.10.2013)
7. Словарь философских терминов / научн. ред. В.Г. Кузнецова. - М. : Инфра-М, 2007. - 731 с.
8. Сорокоумова, Г.В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития : дисс. ... докт.пед.наук. -Нижний Новгород, 2011. - 425 с.
9. Умникова, Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды: дисс. ... канн. пед. наук. -Екатеринбург, 2011. - 189 с.
10. Цырикова, Н.П. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза непедагогического профиля в процессе педагогической деятельности: дисс. ... канд.пед.наук. - Магнитогорск, 2007. - 223 с.
11. Юдакова, О.В. Личностно-профессиональное развитие студентов вуза - будущих педагогов профессионального обучения: дисс. ... канд.пед.наук. -Н. Новгород, 2006. - 210 с.