Labor education literature in a two-tier system of higher education institution, the principles of competence base Akmatov B.
Преподавание литературы в условиях двухуровневой системы высшего учебного заведения на основании принципа компетентности
Акматов Б. М.
Акматов БолотбекМекенович / Akmatov Bolotbek - кандидат филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой, кафедра кыргызской литературы, факультет кыргызской филологии, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются компетентностная парадигма, принципы преподавания, их требования и пути формирования. Дается краткий обзор научных взглядов на компетентность и компетенцию как функциональное качество личности. Предлагается проведение эксперимента в научно-практических работах, в педагогических опытах при обучении специалистов-филологов. Abstract: the article deals with a competence paradigm, principles of teaching, their requirements, and ways offorming. A brief review of the scientific outlook on expertise and competence as the functional quality of the person. It is proposed to conduct an experiment in scientific works, teaching experience in the training of specialists-philologists.
Ключевые слова: компетентность, компетентностная модель, принципы, информационная технология, преподавание литературы, измерение литературных компетенций.
Keywords: competence, competence model, principles, information technology, teaching literature and literary dimension of competence.
УДК 372.882
Переход на двухуровневое высшее профессиональное образование, как и других областях науки в филологическое направление профессионального образования ставит новые требования. В первую очередь, профессионала специалиста - филолога озадачивает выполнение нормативов в компетентностной парадигмы, разработанные Европейским Советом в направлении реализации международного образования через Болонский договор. Новый образец специалиста профессионала -это облик коммуникативной, творческой, способной личности, обладающий энциклопедическими знаниями, умеющий достигать своей цели, отличающийся глобальным мышлением, владеющий информацией, современными научно-техническими достижениями, применяющий на практике научные технологии, находящего в аристократическом духе, исследователя в своей профессиональной деятельности, имеющего поликультурные ценности в условиях реальной жизни.
Согласно выше перечисленных качеств профессиональный филолог он должен уметь различать друг от друга мировые художественно-литературные ценности, методологию литературной теории, отличие концептуальности. Он должен быть патриотом, передающий подрастающему поколению содержание национального литературно-эстетического достояния. Сегодня любая профессия не измеряется границей одного государства. Специалист-филолог (какой бы язык он не изучал) воображает мультилингвистическую область, т.е. общественно-социальная обстановка требует того, чтобы он владел несколькими языками, являющиеся орудием международных отношений. Такое знание специалисту-филологу необходимо не только для познания поликультурной ценности, но и для реализации требований: владеть информацией на международном уровне по своей специальности, уметь применять информационную технологию в индивидуальной деятельности, как определено в государственном стандарте образования, знания иностранных языков служат средством компетентного организатора межкультурной связи в международных общениях и владением переводческой компетенции специалиста-филолога в реализации профессиональной деятельности в современных условиях.
В компетенции филолога профессионального образования должны лежать социально-профессиональные интересы, как познание научно-теоретической литературы на иностранном языке, знакомства газетными и журнальными статьями и отзывами, сотрудничество со средствами массовой информации, а также умения составления договоров и ведение письма контрактной формы.
Новое содержание литературы в компетентностной парадигме - изучение художественно-литературных достояний, формировавшийся человечеством, не могут отдаляться от естественности литературно-теоретических знаний. В этой связи начальная стержень учебных дисциплин,
определяющая квалификацию специалиста-филолога, сохраняется. Но надо упомянуть, что есть и обновленные стороны соответствующей компетентностной парадигмы, они:
а) учитывая общественно-политические, экономико-социальные и другие факторы, воспитывать новое мышление у специалиста, в целях достижения применения и познания новых технологий преподавания в ситуативных условиях по велению времени;
б) согласно требованиям общественности обновление формы и содержания уроков литературы, циклирование в модульную систему учебные материалы, в них учитывать социальные требования студента, сочетать положительные и отрицательные факторы, влияющие на миропонимание. Найти идеи, принципы, и критерии, определяющие понятия и явления литературно-эстетических достояний и связать их с реальными жизненными явлениями, а также индивидуальное проектирование студента фундаментальных научно-теоретических явлений и распространение его через презентацию методом анализа и синтеза. Способности студента использовать через моделирование, и тем самым направить на творческую деятельность каждого преподавателя-литератора как специалиста;
в) через литературное образование формировать культуру правильного мышления специалиста-филолога с методологической стороны в коммуникативной, аксиологической и профессиональной деятельности, в условиях познания реальной жизни.
Какую бы проблему литературы не преподавал профессиональный филолог компетентная парадигма учит правильно оценивать разные нацистско-диверсионные, террористические и др. информации, а также достигает восприятия студентом чуткого отношения к таким информациям;
г) формирование культуры правильного использования необходимых информационных технологий и его аксессуарных средств в профессионализме литературного образования, т. е. познать информационную технологию как один из источников литературного образования, совершенствование самообразования студента с использованием источников интернета, онлайн средств через компьютерные технологии, овладение рациональными методами и приемами, формами и содержаниями филологического образования, используемые в развитых странах и со студентами на теоретическом и практическом занятиях уметь применять.
Если рассматривать обучение литературы как один из задач компетентностной парадигмы, то своей продуктивностью нововведение культуры использования информации в профессиональном образовании филологического направления вышел на передний план и это не может отрицать ни один ученый. Интеллектуальные возможности информационной технологии - свойства сбора и сохранение ресурсов информации и знаний, качество моделирования и распространения информации с логической стороны - сейчас удовлетворяет научно-теоретические и интеллектуальные интересы всех граждан.
Если учитель-литератор в своей трудовой деятельности применяет компьютерную технологию грамотно, то он в своей научно-практической деятельности получает возможность поразмыслить над задачами, касающимися литературы международного масштаба, и сможет закрепить компетентность студента их обсуждениями.
Одним из требований компетентностной парадигмы в профессиональном направлении литературного образования по выполнению выше перечисленных пунктов - создание сотрудничества преподавателя со студентом, что является достижением конечного результата совместной деятельности. А принципы обучения заключается в оказании помощи для реализации этих целей. Принятые принципы преподавания компетентностной парадигмы в двухуровневом профессиональном образовании возникли не на пустом месте. Они формировались многие века, проходя многолетнюю критику в учебном процессе, и в результате руководствуются этими принципами.
В первую очередь, напоминаем, что эти принципы подбираются согласно содержанию обучения, а содержание преподавания - это комплекс знаний, дающих свои результаты в определенной отрасли, направленных на изучение накопленного человеком опыта и создающих возможности применения их студентами в реальной жизни. Принципы же - это законное действие преподавателя в проектировании задач обучения и воспитания. А конкретно, принципы преподавания - это организация учебного процесса, практические мероприятия в педагогической деятельности преподавателя.
Понятие «принцип» (от лат. «рппаршш», в переводе на кыргызский язык означает «начало», «основа») поясняет обобщение теоретической стороны (в дидактическом содержании) педагогических опытов, вытекающих из практической деятельности преподавателей и отражает объективные закономерности учебного процесса и его задачи в преподавании. Н. Д. Кучугурова излагает: «В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса» [7, с. 167], Т. А. Наумова дает следующее определение: «Принцип - это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из
установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов» [9, с. 12 - 40].
Действительно, по принципам обучения в педагогической науке много определений с достаточными объяснениями. В каждом определении даются соответствующие анализы и пояснения. Наша цель не исследование их классификации, а определение общих свойств разделений, всем понятные стороны, не вызывающие споров. Делая акцент на компетентностную парадигму, хотим особо отметить, преимущество качества формирования компетентности студентов-филологов. Это:
- научность и доступность; опираясь на науку, (посильная трудность), создание возможности преодолеть встречающихся в жизни трудностей;
- в роли управленца-преподавателя творческая активность и сознательность студента;
- наглядность и развитие теоретического мышления;
- системность и систематичность обучения;
- переход от обучения к самообразованию;
- связь учебы с жизнью и применение его в практике профессиональной деятельности;
- прочности результата обучения на практике и развитие познавательных способностей студентов;
- создание благоприятного, эмоционального фона получения знаний;
- учитывая индивидуальные способности студента, определить характер коллективного обучения;
- гуманизация обучения и гуманитаризация;
- компьютеризация обучения;
- интегрирование обучения, учитывая метапредметную и межпредметную связи в преподавании литературы;
- инновация в преподавании литературного образования.
Кроме выше перечисленных принципов обучения компетентностная парадигма, учитывая общественно-социальные требования, состояние вуза на международном уровне, предлагает специалисту возможности формировать конкурентоспособность в рыночных условиях. Такие принципы обучения появились в профессиональном образовании, рассматривая и синтезируя прошлое, настоящее, обобщая социально-экономические интересы личности. Данными принципами являются следующие:
- направление развитие личности будущего специалиста-филолога в обучении литературы в двухуровневом высшем профессиональном образовании;
- развитие научно-теоретического содержания высшего литературного образования и соответственно инновационной технологией обучения и воспитания молодежи в среднем образовании;
- оптимальные сочетания индивидуальные, парные и групповые формы обучения в организации учебного процесса в высшем учебном заведении;
- рациональное использование методических приемов, инновационные средства преподавания на разных этапах подготовки специалиста-филолога высшего профессионального образования;
- обеспечение стойкости специалиста-филолога к конкуренции на рыночных условиях;
- результаты преподавания литературы в профессиональной деятельности специалиста-филолога должны соответствовать требованию времени; и др.
Внесение новизны компетентностной парадигмы в содержание принципов преподавания в высшем профессиональном образовании и интегрирования принципов преподавания для достижения цели среднего образования. Вытеснение некоторых направлений и внесение дополнений. Поэтому многие ученые обращаются к данному вопросу и стараются изложить свои взгляды. Например, к подходу принципам образования и преподавания в компетентностной парадигме обратились А. М. Аронов, А. В. Баранников, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Г. Б. Голуб, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, М. В. Рыжаков, Ю. Г. Татур, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, П. Г. Щедровицкий и др. Они в своих трудах поясняют содержание компетентности в условиях современного образования и пытаются раскрыть его значение.
И. Д. Фрумин изложил свою точку зрения, компетентная парадигма «проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность», Л. О.Филатова же выделяет небывалые следующие принципы:
- «компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
- понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
- оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;
- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
- в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
- компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
- компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.
Понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности.
Компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности.
Компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения [12, с. 9 - 11].
А по мнению А. Г. Бермуса, компетентную парадигму надо воспринять как компоненты преподавания, и все эти компетенции необходимо реализовать в форме интеграции в системном единстве для формирования необходимых личностных качеств в современной жизни [2].
Действительно, компетентностная парадигма как новизна входит в учебный процесс в соответствие требованиям госстандарта двухуровневого высшего профессионального образования, а П. Г. Щедровицкий его рассматривает как атрибут, определяющий профессиональную деятельность. А. М. Аронов считает, как один из разделов педагогической деятельности подготовки к профессии.
0. Е. Лебедев предлагает компетентность не парадигмой, а подходом, и старается доказать как способность, проявляющиеся в неопределенной ситуации [8], а М. А. Чошанов, доказывая компетентностную парадигму делает следующий вывод: «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях»[5, с. 34 - 42]. Видимо он учитывал, много запутанных значений о компетентностной парадигме. А. В. Хуторский для различия понятий «компетенция» и «компетентность» дает следующие определения: «Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [13].
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». И. А. Зимняя трактует следующее понятие: «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [6].
Компетентностная парадигма в Кыргызстане предлагается как новое направление, как нововведение в содержании и форме в двухуровневом высшем образовании. Учитывая вышесказанные точки зрения в высшем профессиональном образовании филологического направления необходимо провести эксперимент: в научно-практических работах, в педагогических опытах и из их данных определить конкретное концептуальное содержание.
Литература
1. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
3. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
4. Голуб Г. Б., Чураков О. В. Попытка определения компетенции как образовательного результата // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. Самара: Изд-во Профи, 2001.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5.
6. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика, 2003. № 2. С. 3-10.
7. Кучугурова Н. Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. М., 2000. 360 с.
8. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://www. nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22.
9. Наумова Т. А., Сердобинцева Е. А. Современные измерения литературных компетенций школьников: базовый и национально-региональный компонент // Успехи современного естествознания, 2010. C. 12 - 40.
10. Рыжаков М. В. О возможности использования компетентностного подхода в реализации задач повышения качества содержания образования: Материалы к заседанию Ученого совета ИОСО РАО. М., 2003.
11. ТатурЮ. Г. Образовательная система России. Высшая школа. М., 1999.
12. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование, 2005. № 7. 9-11-беттер.
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Эйдос», 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002 /0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
To use the technique of fractional breathing during physical endurance development of young runners on the middle distance Cherkasov V.1, Kiribeeva K.2 Использование методики дробного дыхания при развитии выносливости юных бегунов на средние дистанции Черкасов В. В.1, Кирибеева К. Г.2
1 Черкасов Владимир Валентинович / Cherkasov Vladimir — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания;
2Кирибеева Ксения Геннадьевна /Kiribeeva Kseniya — студент, социально-гуманитарный факультет, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) Тюменский государственный университет, г. Тобольск
Аннотация: в статье рассмотрена возможность использования методики дробного дыхания при развитии выносливости бегунов на средние дистанции. Представлены результаты исследования влияния экспериментальной методики на функциональные показатели юных бегунов 13-14 лет. Abstract: the article considers the possibility to use the technique of fractional breathing during physical endurance development of runners on the middle distance. The results of the influence of the experimental method on the functional performance of young runners 13-14 years present.
Ключевые слова: методика дробного дыхания, развитие выносливости, функциональные показатели юных бегунов.
Keywords: technique of fractional breathing, functional performance of young runners.
Развитие выносливости у всех возрастных категорий школьников относится к числу приоритетных задач физического воспитания и спортивной подготовки. Данное положение отображено в государственных образовательных стандартах, учебных и учебно-тренировочных программах, в комплексе ГТО и других нормативных документах. Выносливость, как физическое качество, способствует повышению работоспособности, является фундаментом для формирования двигательных умений и навыков, развития скоростных, силовых и координационных способностей. У школьников общая выносливость развивается при регулярной нагрузке циклического характера продолжительностью не менее 3 минут, с частотой сердечных сокращений 140-160 ударов в минуту [1].
Наиболее доступным средством развития выносливости в среднем школьном возрасте являются легкоатлетические упражнения и, в первую очередь, занятия различными видами бега на дистанции от 800 до 5000 м. во внеурочных формах занятий [4].
В основе формирования выносливости лежат механизмы адаптации к нагрузке, способствующие перестройке и формированию органов и систем организма. Поэтому одной из основных задач физической подготовки спортсменов является повышение их функциональных возможностей. К числу перспективных методик, способных оказать активное воздействие на формирование морфофункциональных систем организма можно отнести гипоксическую тренировку, доказавшую свою эффективность в тренировочном процессе высококвалифицированных бегунов, лыжников и пловцов [2].
Для юных спортсменов, организм которых находится в стадии становления, более приемлемым может быть использование в тренировочном процессе методики дробного дыхания, предложенной А. А. Стрельцовым [3].