Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности / дистанционная форма обучения / законодательство / образовательная организация / образовательная программа / педагогическая деятельность / life safety / distance learning / legislation / educational organization / educational program / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Алимова Ирина Абдулгалимовна, Аджиева Марьям Магомедовна

В статье раскрываются законодательные аспекты отдельно дистанционного обучения и распространения знаний в рамках безопасности жизнедеятельности на базе высших учебных заведений. Приводятся факторы, указывающие на значительную беспокойность законодателя в отношении дистанционной формы обучения и его попытки сохранить качество образования в рамках дисциплин, относящихся к сфере особой заинтересованности для национальной безопасности. Аргументируется необходимость обучения безопасности жизнедеятельности при непосредственном взаимодействии преподавателя с обучающимися, в особенности в рамках подготовки будущих специалистов в сфере медицины, что отражено на примере ФЕБОУ ВО ДГМУ Министерства здравоохранения РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Алимова Ирина Абдулгалимовна, Аджиева Марьям Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the legislative aspects of distance learning and the dissemination of knowledge within the framework of life safety on the basis of higher educational institutions. The factors indicating the significant concern of the legislator regarding distance learning and his attempts to preserve the quality of education in the framework of disciplines related to the sphere of special interest for national security are given. The necessity of life safety training is argued with the direct interaction of the teacher with the students, especially in the framework of training future specialists in the field of medicine, which is reflected in the example of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Ministry of Health of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Результатом стала разработка авторского тренинга по укреплению эмоциональной устойчивости педагогов-психологов. Полученная методика ориентирована на цельную эмоциональную устойчивость и отдельные её проявления, то есть на характеристики личности. Также удалось добиться исключения тех факторов, которые останавливают нормализацию эмоциональной устойчивости.

Корреляционный и качественный анализ результатов экспериментальной работы подтвердил эффективность и целесообразность применения тренинговой работы для формирования эмоциональной устойчивости педагогов-психологов.

Литература:

1. Андреева, А.И. Знания или компетенции? Текст / А.И. Андреева // Высшее образование в России. 2005. - № 2. - С. 311

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст / А.Г. Асмолов. - М.: «Смысл», 2002. - 414 с.

3. Белова, Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Д.Е. Белова. - Екатеринбург, 2004. -25 с.

4. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов Текст / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 66-72

5. Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды Текст / В.А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 4. - С. 34-42

6. Зотова, H.H. Исследование профессионального становления студентов-психологов Текст / H.H. Зотова, О.Н. Родина // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 2003. - №3,- С. 69-78

7. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Текст / В.В. Краевский, A.B. Хуторсткой // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 3-10

8. Ляудис, В.А. Психологическое образование в России: новые ориентиры и цели Текст / В.А. Ляудис // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 148-151

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Рабаданова Патимат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала);

ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности и

медицины катастроф Алимова Ирина Абдулгалимовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала);

ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности и

медицины катастроф Аджиева Марьям Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрываются законодательные аспекты отдельно дистанционного обучения и распространения знаний в рамках безопасности жизнедеятельности на базе высших учебных заведений. Приводятся факторы, указывающие на значительную беспокойность законодателя в отношении дистанционной формы обучения и его попытки сохранить качество образования в рамках дисциплин, относящихся к сфере особой заинтересованности для национальной безопасности. Аргументируется необходимость обучения безопасности жизнедеятельности при непосредственном взаимодействии преподавателя с обучающимися, в особенности в рамках подготовки будущих специалистов в сфере медицины, что отражено на примере ФГБОУ ВО ДГМУ Министерства здравоохранения РФ.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дистанционная форма обучения, законодательство, образовательная организация, образовательная программа, педагогическая деятельность.

Annotation. The article reveals the legislative aspects of distance learning and the dissemination of knowledge within the framework of life safety on the basis of higher educational institutions. The factors indicating the significant concern of the legislator regarding distance learning and his attempts to preserve the quality of education in the framework of disciplines related to the sphere of special interest for national security are given. The necessity of life safety training is argued with the direct interaction of the teacher with the students, especially in the framework of training future specialists in the field of medicine, which is reflected in the example of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Ministry of Health of the Russian Federation.

Key words: life safety, distance learning, legislation, educational organization, educational program, pedagogical activity.

Введение. Обучение безопасности жизнедеятельности исторически достаточно регламентировано. Однако образовательная система в Российской Федерации (РФ) время от времени вынуждена учитывать новые вызовы, тенденции и технологии. Указанные технологии стали частью процесса обучения, что на примере университетов, привело к появлению дистанционных форм обучения, как в полном, так и в частичном объеме. Однако, обучение безопасности жизнедеятельности не предполагает, привитие жизненно важных навыков на расстоянии, так как компетенции неизбежно совершенствуются под личном руководством и контролем преподавателя.

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) допускают обучение безопасности жизнедеятельности в дистанционной формате по причине того, что этого не запрещает профильное законодательство [9].

Если рассматривать научный подход к обучению безопасности жизнедеятельности, то многие труды акцентируют преимущественное внимание культуре безопасности жизнедеятельности, на что указывают исследования: Н.Р. Астархановой, П.М. Рабадановой [2, С. 206], В.Р. Петросянц, Л.Н. Гридяевой [7, С. 392], В.В. Чимидовой, О.А. Араева [11, С. 173], Н.В. Гризодуб [3, С. 32] и др. Непосредственно дистанционному формату обучения безопасности жизнедеятельности научные труды посвящены в значительной степени с точки зрения реализации образовательной программы в условиях пандемии.

Актуальность настоящей статьи вызвана неоднозначностью обучения безопасности жизнедеятельности посредством

использования технологий. Подобные дисциплины предполагают оптимальное сохранение условий безопасности пребывания человека, которые обеспечиваются лишь в том случае, если присутствуют соответствующие навыки и умения. Целью исследования является изучение возможности, предоставляемой законодательными ресурсами для обучения безопасности жизнедеятельности применяя дистанционные технологии обучения.

Изучение вопроса в рамках поставленной цели приводит к пониманию, что в системе высшего профессионального образования в обозримом будущем ожидаются существенные изменения. Данные изменения сопряжены законодательными инициативами, которые неизбежно приведут к корректуре или упразднению существующих нормативных документов, в том числе методического характера. Регулирование обучения безопасности жизнедеятельности, как в законодательном аспекте, так и в прикладном значении носит обособленный характер. В настоящее время становится очевидным, что обучение безопасности жизнедеятельности, как процесс, имеет все признаки такого будущего, при котором реализации соответствующей программы на фоне существенных изменений все же будет оставаться в неизменном виде.

Изложение основного материала статьи. Современные вызовы и тенденции определяют иные подходы к педагогической направленности в отношении трансляции знаний и привития необходимых навыков. Несмотря на то, что изменение во внешней среде существенно влияет на педагогический процесс и специфику подготовки будущих специалистов, компетенции и ожидания от будущих специалистов в образовательной системе остаются прежними [1, С. 428].

С одной стороны, профильное законодательство в сфере образования учитывает новые формы обучения, которые допускается комбинировать с использованием имеющихся технологий. Однако, с другой стороны, практика педагогической активности и реализации образовательных программ показывает, что использование технологий в процессе обучения не всегда уместны. Данный аспект провоцирует создание проблемных ситуаций особенно при подготовке определенных специалистов, очная форма обучения которых предполагает преимущественную коммуникацию с преподавателем на основе обмена практическим опытом.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 (Ред. от 04.08.2023 г.) «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной системе допускается применение элементов дистанционных технологий [10]. Законодатель понимает под дистанционной формой обучения хранение определенного объема информации в специальных базах данных, которые предназначены для последующей реализации в образовательных целях. При этом дистанционной формой обучения законодателем подразумевается любое электронное устройство, посредством которого возможна трансляция учебного материала до сведения обучающихся. Определяющим фактором указанной формы обучения является наличие расстояния между преподавателем и обучающимся. Вторым по значимости фактором в указанном федеральном законе является наличие коммуникации на обозначенном расстоянии.

Упомянутый нормативный документ разрешает всем образовательным организациям внедрять дистанционное обучение при условии, если реализации образовательных программ осуществляется в полном объеме, или же дистанционное обучение не препятствует реализации обозначенных программ. В качестве ожиданий, данным федеральным законом, предусмотрено, что для качественного обучения в дистанционном режиме должны быть созданы соответствующие методические и технические условия.

Как компонент национальной безопасности профильным законодательством предусмотрено, что дистанционное обучение должно осуществляться с обязательным применением государственных систем информационной направленности. При этом законом определено, что дистанционная форма обучения неприемлема в отношении определенных профессий и специальностей, относящихся к уровню среднего профессионального образования. Кроме того, идентичные предписания ограничивающего типа законодателем предусмотрено в отношении будущих специалистов, которые получают высшее профессионального образование. Хотя, в отношении обозначенных профессий и специальностей, допускается особое регулирование государственной политики, профильные структуры исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на региональном пока еще не выработали компромиссную практику.

Другим компонентом, указывающим на стремление государства регулировать качество дистанционной формы обучения, является обязательность трансляции объема учебного материала непосредственно из образовательной организации и структурных ее подразделений. При этом реализация образовательных программ в условиях дистанционного обучения должна учитывать возможное наличие информации, транслируемой в учебных целях, которая в тоже время относится к элементам государственной тайны. В данном случае некоторые аспекты безопасности жизнедеятельности, информация о которой учитывается в процессе обучения, должна быть с высокой степенью внимательности контролироваться преподавателем. Особенно данный подход актуален для образовательных организаций системы высшего профессионального образования, которые осуществляют подготовку будущих военных, инженеров и медицинских работников и др. [8, С. 334].

В настоящее время Государственной Думой Российской Федерации (ГД РФ) рассматривается вопрос в отношении уместности внедрения дистанционных форматов обучения в зависимости от форм обучения, нацеленных на очную, очно-заочную и заочную систему.

Для этого Комитетом ГД РФ по просвещению был разработан специальный законопроект, который в настоящее время прошел лишь первое чтение и вызывает оживленные дискуссии. Важность данного законопроекта определена тем обстоятельством, что в настоящее время он рассматривается не в рамках обычного законотворчества, а непосредственно Советом ГД РФ.

Суть данного законопроекта заключается в том, что дистанционные технологии обучения в полном объеме допустимы лишь для подготовки специалистов заочной формы обучения [4]. Очная, а также очно-заочная формы обучения должны предусматривать не более 50% всего образовательного процесса по всем изучаемым дисциплинам. Таким образом, законодатель опасается, что дистанционные формы обучения могут существенно снизить качество подготовки и нанести ущерб образовательному процессу, который сопряжен с элементами национальной безопасности.

Обозначенные ранее профессии и специальности, для которых могут быть не предусмотрены дистанционные форматы обучения, в действительности и преимущественно, относятся к очной и очно-заочной формам обучения.

Таким образом, создается ситуация, при которой неизбежны различные подходы в рамках одной и той же дисциплины, предусмотренной для подготовки специалистов разного профиля. К примеру, образовательная программа по безопасности жизнедеятельности доя медицинских работников будет по структуре, форме и сущностному содержанию отличаться от подготовки в рамках идентичной дисциплины для экономистов, юристов и переводчиков.

В отношении таких дисциплин, как «Безопасность жизнедеятельности», законодателем посредством обозначенного законопроекта предполагается сохранение важности взаимодействия обучающихся с преподавателем. Это значит, что сопутствующее оборудование и инвентарь предполагает совершенствование определенных компетенций, игнорирование которых невозможно.

Стоит отметить, что в случае принятия данного законопроекта, будут упразднены 19 видов отраслевого

законодательства, а именно: три приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; четыре приказа Министерства здравоохранения РФ; четыре совместных приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ, а также 256 приказов Министерства просвещения РФ.

В случае принятия обозначенного законопроекта существенные изменения ожидаются в содержании федеральных государственных образовательных стандартов.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрена в рамках почти всех направлений подготовки вне зависимости от формы обучения. Если рассматривать информацию в отношении безопасности обобщающего характера, то дистанционное обучение особенно для заочной формы может отвечать ожиданиям образовательных стандартов. К примеру, необходимые действия человека при отравлениях или, в случае, распространения вредных веществ на определенной территории. Однако сложность состоит в том, что безопасность жизнедеятельности предполагает еще элементы гражданской обороны и оказания первой медицинской помощи. Для данных тематических разделов дистанционная форма обучения представляется некорректной, так как обозначенные разделы в обязательном порядке предполагают взаимодействие обучающихся с преподавателем.

Оказание первой медицинской помощи, в частности, обучение искусственному дыханию, перевязок в случае ранения, наложение жгута и других действий экстренного порядка предполагают наглядную демонстрацию навыков. Идентичная ситуация прослеживается в рамках привития навыков в отношении элементов гражданской обороны.

Специфика подготовки в рамках безопасности жизнедеятельности для таких будущих специалистов, как военнослужащие и медицинские работники предполагает уточненный характер реализации образовательной программы. В частности, медицинские работники должны обладать компетенциями для оказания необходимой медицинской помощи, в том числе в экстренной ситуации.

Так, на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ДГМУ Министерства здравоохранения РФ) в 2020 году проводились дистанционные обучающие мероприятия, посвященные порядку надевания и снятия одноразового и многоразового защитных комбинезонов [6]. Кроме того, университет, в рамках безопасности жизнедеятельности, инициировал обучающие мероприятия, относящиеся к инфекционной безопасности в период эпидемии.

В дистанционном формате также частично осуществляется учебный процесс, направленный на формирование здорового образа жизни среди обучающихся, в том числе с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Однако информация относительно коллективной безопасности, в частности, в отношении корректных действий при эвакуации и взаимодействии с предметами неизвестного происхождения, транслируется в ФГБОУ ВО ДГМУ Министерства здравоохранения РФ исключительно в очном формате.

Некоторые тематические разделы в рамках безопасности жизнедеятельности и дисциплин, частично затрагивающих безопасность жизнедеятельности, представлены Институтом электронного медицинского образования ФГБОУ ВО ДГМУ Министерства здравоохранения РФ как отдельные курсы. Таким образом, безопасность жизнедеятельности частично отражена, к примеру, при оказании медицинской помощи отдельным категориям граждан, осуществление сестринского ухода в определенных случаях, изучение анатомии и физиологии человека, обеспечение безопасности окружающей среды непосредственно в медицинской организации, сохранение общественного здоровья, контроля неотложных состояний внутренних болезней и др.

Несмотря на то, что в настоящее время законодательно отсутствуют какие-либо ограничения в отношении дистанционной формы обучения в сфере безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО ДГМУ Министерства здравоохранения РФ на протяжении последних лет стремится учитывать специфику подготовки будущих специалистов и важность оказания ими качественной медицинской помощи вне зависимости от того, требуется ли обеспечение безопасности в условиях стационара или нет.

Пример ФГБОУ ВО ДГМУ Министерства здравоохранения РФ показывает, что дистанционные технологии обучения в сфере безопасности жизнедеятельности реализуемы лишь частично. На данный фактор существенно влияет не только специфика подготовки будущих специалистов, но также специфика содержательной части рассматриваемой дисциплины, элементы которой уместны только для сведения ограниченного круга лиц. Это означает, что если для многих профилей подготовки достаточно информации общего характера, то для медицинских работников транслируемая информация может содержать как элементы усиленной безопасности, так и компоненты потенциальной опасности для других неосведомленных лиц. В частности, подобная ситуация может возникнуть при разъяснении фармакологических данных в рамках обучения оказания первой медицинской помощи.

Таким образом, современные требования к дистанционному обучению безопасности жизнедеятельности подразумевает комплексный подход всех заинтересованных участников к образовательному процессу. С высокой долей вероятности возможные нововведения в отраслевом законодательстве, затрагивающие дистанционную форму обучения, может привести если не к различным образовательным стандартам, то потенциально к различным учебным программам в рамках одной дисциплины, осваиваемой будущими специалистами разных профилей подготовки.

Выводы. В настоящее время профильное федеральное законодательство допускает дистанционный формат обучения во всех образовательных организациях, если в рамках обозначенного процесса осуществляется реализация образовательной программы. Законодательство при внедрении дистанционных форм обучения не различает очную, очно-заочную и заочную формы обучения. Данный аспект вызывает обеспокоенность со стороны Комитета ГД РФ по просвещению, который разработал специальный законопроект. Обозначенный законопроект призван защитить качество обучения, в том числе в отношении безопасности жизнедеятельности, с учетом современных тенденций и вызовов. Практика показывает, что такие дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности» требует особого подхода как со стороны законодательства, так и со стороны образовательной системы ввиду важности сущностного содержания обозначенного направления.

Литература:

1. Арифулин, P.P. Роль технологий дистанционного обучения в современном обществе / P.P. Арифулин // Экономика и социум. - 2023. - №4-1 (107). - С. 427-430

2. Астарханова, Н.Р. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащейся молодежи / Н.Р. Астарханова, П.М. Рабаданова. // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №4 (101). - С. 205-208

3. Гризодуб, Н.В. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов при изучении темы «медико-биологические основы безопасности» / Н.В. Гризодуб // Педагогическая перспектива. - 2021. - №1. - С. 31-37

4. Законопроект.^» 159399-8 О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/159399-8?ysclid=lm9gezoh39778282061 (дата обращения: 04.06.2023)

5. Наджафова, М.Н. Проблемы развития дистанционных технологий обучения в Российской Федерации / М.Н. Наджафова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - №1 (34). - С. 199-202

6. Официальный портал Дагестанского государственного медицинского университета//ДГМУ: [сайт]. -URL: https://dgmu.ru/7ysclid4m9gioc6hil62952548 (дата обращения: 04.06.2023).

7. Петросянц, В.Р. Стили жизнедеятельности студентов и психологическая безопасность образования / В.Р. Петросянц, Л.Н. Гридяева // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - №6. - С. 391-398

8. Ташланова, Н.Д. Использование технологии дистанционного обучения в системе высшего образования / Н.Д. Ташланова // ReFocus. - 2022. - №2. - С. 333-339

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования//Портал "Гарант.ру": [сайт].-URL: https://base.garant.ru/71344998/53m421bbdamieb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 04.06.2023)

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclid4m9g8wzikb494315946 (дата обращения: 04.06.2023)

11. Чимидова, В.В. Культура безопасности среди несовершеннолетних студентов среднего профессионального образования / В.В. Чимидова, O.A. Араев // Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития. -2023. -№1- С. 173-175

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Рейма Оксана Ярославовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Осуществление современной образовательной и культурной политики требует от образовательных учреждений включение в досуговую деятельность новых направлений и форм сохранения этнокультурных традиций, объектов нематериального культурного наследия. Сегодня выпускник вуза не только должен быть высококвалифицированным специалистом, но гражданином-патриотом своей страны, воспитанный на традиционных национальных ценностях. В статье рассматриваются вопросы патриотического и этнокультурного воспитания студентов вуза в условиях досуговой деятельности. Показ опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Русский фольклор» в досуговом фольклорном объединении.

Ключевые слова: студенческая молодежь, патриотическое воспитание, досуговая деятельность, национальные ценности русского народа, объекты нематериального культурного наследия, традиционная народная культура, русский фольклор.

Annotation. The implementation of modern educational and cultural policy requires educational institutions to include new directions and forms of preserving ethno-cultural traditions, objects of intangible cultural heritage in leisure activities. Today, a university graduate should not only be a highly qualified specialist, but a patriotic citizen of his country, brought up on traditional national values. The article deals with the issues of patriotic and ethno-cultural education of university students in terms of leisure activities. Showing the experience of implementing an additional general developmental program "Russian Folklore" in a leisure folklore association.

Key words: student youth, patriotic education, leisure activities, national values of the Russian people, objects of intangible cultural heritage, traditional folk culture, Russian folklore.

Введение. Стратегия развития современного высшего образования направлена на всестороннее личностно-профессиональное становление будущих молодым специалистов, создание условий для гражданского и личностного самоопределения, овладения социальными ролями зрелой личности, самореализации в патриотических делах. Особое значение в воспитании патриотизма необходимо уделять молодым людям, обучающимся в системе высшего образования, поскольку в процессе личностно-профессионального становления будущих выпускников происходит вхождение индивида в социально-культурную среду посредством усвоения социальных норм, знаний и умений. Именно в период студенческого возраста личность находится в поиске жизненных смыслов, духовных ориентиров, открыта для восприятия нового социального опыта.

Цель патриотического воспитания - сформировать истинного патриота России, человека порядочного и честного по отношению к своему народу и стране, готового бескорыстно выполнять обязанности по защите Родины, трудится на благо страны. В современных условиях конечной целью воспитания гражданина-патриота является создание справедливого гражданского общества на основе гармоничного сочетания сильной державы и благополучия человека, реализации конституционных прав и свобод граждан.

Изложение основного материала статьи. На основании этого содержание воспитания патриотизма студенческой молодежи требует значительных изменений. Эти изменения требуют обогащения содержания патриотической деятельности в высшем образовании направлениями и формами воспитательной работы, связанными с использованием этнокультурных традиций, объектов нематериального культурного наследия, в том числе, традиционного фольклора, сохраняющие национальные ценности и идеалы. В Конвенции об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО дается следующее определение: «Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» [4, статья 21. Обозначение понятия «традиционная народная культура» позволяет точнее выявить объекты нематериального культурного наследия. В Законе «О традиционной народной культуре Вологодской области» сказано, что «традиционная народная культура - совокупность ценностей общества, основанных на исторически сложившихся нормах поведения, нравственных устоях, знаниях и навыках, являющихся отражением его культурной и национальной самобытности, выраженных в материальных и нематериальных объектах» [5]. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» осуществление патриотического воспитания предусматривает создание условий для сохранения, поддержания и развития местных этнокультурных традиций, русского языка и русской культуры, воспитание чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.