Научная статья на тему 'ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / патриотическое воспитание / досуговая деятельность / национальные ценности русского народа / объекты нематериального культурного наследия / традиционная народная культура / русский фольклор / student youth / patriotic education / leisure activities / national values of the Russian people / objects of intangible cultural heritage / traditional folk culture / Russian folklore

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рейма Оксана Ярославовна

Осуществление современной образовательной и культурной политики требует от образовательных учреждений включение в досуговую деятельность новых направлений и форм сохранения этнокультурных традиций, объектов нематериального культурного наследия. Сегодня выпускник вуза не только должен быть высококвалифицированным специалистом, но гражданином-патриотом своей страны, воспитанный на традиционных национальных ценностях. В статье рассматриваются вопросы патриотического и этнокультурного воспитания студентов вуза в условиях досуговой деятельности. Показ опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Русский фольклор» в досуговом фольклорном объединении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рейма Оксана Ярославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of modern educational and cultural policy requires educational institutions to include new directions and forms of preserving ethno-cultural traditions, objects of intangible cultural heritage in leisure activities. Today, a university graduate should not only be a highly qualified specialist, but a patriotic citizen of his country, brought up on traditional national values. The article deals with the issues of patriotic and ethno-cultural education of university students in terms of leisure activities. Showing the experience of implementing an additional general developmental program "Russian Folklore" in a leisure folklore association.

Текст научной работы на тему «ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

5. Наджафова, М.Н. Проблемы развития дистанционных технологий обучения в Российской Федерации / М.Н. Наджафова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - №1 (34). - С. 199-202

6. Официальный портал Дагестанского государственного медицинского университета//ДГМУ: [сайт]. -URL: https://dgmu.ru/7ysclid4m9gioc6hil62952548 (дата обращения: 04.06.2023).

7. Петросянц, В.Р. Стили жизнедеятельности студентов и психологическая безопасность образования / В.Р. Петросянц, Л.Н. Гридяева // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - №6. - С. 391-398

8. Ташланова, Н.Д. Использование технологии дистанционного обучения в системе высшего образования / Н.Д. Ташланова // ReFocus. - 2022. - №2. - С. 333-339

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования//Портал "Гарант.ру": [сайт].-URL: https://base.garant.ru/71344998/53m421bbdamieb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 04.06.2023)

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclid4m9g8wzikb494315946 (дата обращения: 04.06.2023)

11. Чимидова, В.В. Культура безопасности среди несовершеннолетних студентов среднего профессионального образования / В.В. Чимидова, O.A. Араев // Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития. -2023. -№1- С. 173-175

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Рейма Оксана Ярославовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Осуществление современной образовательной и культурной политики требует от образовательных учреждений включение в досуговую деятельность новых направлений и форм сохранения этнокультурных традиций, объектов нематериального культурного наследия. Сегодня выпускник вуза не только должен быть высококвалифицированным специалистом, но гражданином-патриотом своей страны, воспитанный на традиционных национальных ценностях. В статье рассматриваются вопросы патриотического и этнокультурного воспитания студентов вуза в условиях досуговой деятельности. Показ опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Русский фольклор» в досуговом фольклорном объединении.

Ключевые слова: студенческая молодежь, патриотическое воспитание, досуговая деятельность, национальные ценности русского народа, объекты нематериального культурного наследия, традиционная народная культура, русский фольклор.

Annotation. The implementation of modern educational and cultural policy requires educational institutions to include new directions and forms of preserving ethno-cultural traditions, objects of intangible cultural heritage in leisure activities. Today, a university graduate should not only be a highly qualified specialist, but a patriotic citizen of his country, brought up on traditional national values. The article deals with the issues of patriotic and ethno-cultural education of university students in terms of leisure activities. Showing the experience of implementing an additional general developmental program "Russian Folklore" in a leisure folklore association.

Key words: student youth, patriotic education, leisure activities, national values of the Russian people, objects of intangible cultural heritage, traditional folk culture, Russian folklore.

Введение. Стратегия развития современного высшего образования направлена на всестороннее личностно-профессиональное становление будущих молодым специалистов, создание условий для гражданского и личностного самоопределения, овладения социальными ролями зрелой личности, самореализации в патриотических делах. Особое значение в воспитании патриотизма необходимо уделять молодым людям, обучающимся в системе высшего образования, поскольку в процессе личностно-профессионального становления будущих выпускников происходит вхождение индивида в социально-культурную среду посредством усвоения социальных норм, знаний и умений. Именно в период студенческого возраста личность находится в поиске жизненных смыслов, духовных ориентиров, открыта для восприятия нового социального опыта.

Цель патриотического воспитания - сформировать истинного патриота России, человека порядочного и честного по отношению к своему народу и стране, готового бескорыстно выполнять обязанности по защите Родины, трудится на благо страны. В современных условиях конечной целью воспитания гражданина-патриота является создание справедливого гражданского общества на основе гармоничного сочетания сильной державы и благополучия человека, реализации конституционных прав и свобод граждан.

Изложение основного материала статьи. На основании этого содержание воспитания патриотизма студенческой молодежи требует значительных изменений. Эти изменения требуют обогащения содержания патриотической деятельности в высшем образовании направлениями и формами воспитательной работы, связанными с использованием этнокультурных традиций, объектов нематериального культурного наследия, в том числе, традиционного фольклора, сохраняющие национальные ценности и идеалы. В Конвенции об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО дается следующее определение: «Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» [4, статья 21. Обозначение понятия «традиционная народная культура» позволяет точнее выявить объекты нематериального культурного наследия. В Законе «О традиционной народной культуре Вологодской области» сказано, что «традиционная народная культура - совокупность ценностей общества, основанных на исторически сложившихся нормах поведения, нравственных устоях, знаниях и навыках, являющихся отражением его культурной и национальной самобытности, выраженных в материальных и нематериальных объектах» [5]. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» осуществление патриотического воспитания предусматривает создание условий для сохранения, поддержания и развития местных этнокультурных традиций, русского языка и русской культуры, воспитание чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России [8].

Современные этнопедагогичеекие исследования (Н.В. Адаева, C.B. Балуевская, ИИ Валиев, O.A. Гаврилова, H.A. Ивашкина, Н.В. Ерёмина, H.H. Михнев, O.A. Федотовская и др.) доказывают, что использование богатейшего наследия традиций народной культуры в патриотическом воспитании существенно расширяет диапазон личностных качеств патриота, способствует формированию осознанного отношения к Родине. Однако в российских вузах патриотическое воспитание осуществляется преимущественно в военно-патриотическом, гражданском или правовом направлениях, без учёта историко-культурных особенностей региона, области. При таком подходе патриотическое воспитание становится ориентированными на единообразное, унифицированное проявление составляющих патриотизма. Ведь в основе развития истинного патриотизма лежат духовные идеалы и нормы, заданные в контексте конкретной культурной традиции.

Система духовных национальных ценностей русского народа определялась особенностями территории проживания, климатическими и культурными условиями, укладом жизни, мировоззрением, многотысячелетней историей. Сфера нематериального культурного наследия сосредотачивает в себе общечеловеческие и национальные духовные ценности и культурные нормы. Национальные духовные ценности - ценности этноса, приобретшие особенности в конкретных историко-культурных условиях, которые отражают характер и своеобразие народа. Национальные идеалы относятся к общечеловеческим ценностям как частное к общему. Вместе с тем, традиционные национальные ценности есть то особенное, что характеризует нацию [9]. В отечественной научно-педагогической литературе (Л.О. Володина, H.A. Ильин, А.Е. Лихачёв, Л.Д. Лушников, Г.В. Недземковская и др.) выделяют такие национальные ценности русского народа как, Род, Родная земля, Дом, Семья, Отец, Мать, Дети, Здоровье. Многие ученые подчеркивают, что базовыми характеристиками русского национального менталитета является приоритетом духовно-нравственной доминанты в картине мира, стремлении к гуманистические отношения, неприятии эгоистического вознесения личности на счёт других.

В образовательных учреждениях высшего образования студенческий досуг является важной частью воспитательной работы, которая имеет системный характер. Свободное от учёбы, досуговое время предоставляет собой значительные возможности для развития личности. Досуговая деятельность является одним из важнейших способов восстановления физических и психических сил человека. Досуг включает в себя различные виды отдыха, общение, развлечения, удовлетворение интересов и потребностей, не связанных с рабочим или учебным временем [1, С. 4]. Социальная эффективность досуга определяется возможностью свободного самовыражения личности, её творчества и получения от этого удовольствия, что возводит досуговую деятельность в значимые практики, способные мотивировать личность к глубинному самоизменению [3, С. 24].

Э.В. Соколов выделят следующие группы досуга:

- развлечение (обеспечивает человеку эмоциональную и психологическую разгрузку);

- отдых (способствует восстановлению жизненных сил, энергетического баланса);

- самообразование (направлено на удовлетворение потребностей и интересов в творчестве, спорте, науке) [7].

В.А. Воловик и А.Ф. Воловик определили особенности досуговой деятельности:

- её мотивом выступает потребность личности в самой деятельности;

- она разнообразна по своему предмету;

- цели и содержание досуговой деятельности обусловлены уровне духовно-нравственного развития личности;

- досуговая деятельность может носить общественно значимый, нейтральный и асоциальный характер.

Выделенные особенности создают структуру досуга, специфика которой связана с потребностями и интересами

человека [2, С. 14].

Как показывает исследование Н.И. Бочаровой и О.Г. Тихоновой, по содержанию досуг можно условно разделить на несколько групп:

- учеба и самообразование (различные формы коллективного и индивидуального освоение различных сфер человеческой жизнедеятельности: участие в праздниках, посещение культурных мест, чтение литературы, просмотр видеофильмов и пр.);

- любительская и общественная деятельность (самостоятельное или организованное участие в кружках, студиях, объединениях спортивной, культурной, технической или социально значимой направленности);

- общение с другими людьми (с родными, успешными, позитивными и интересными людьми, увлечённые собственным делом) [1].

Эффективным средством формирования патриотизма современной молодёжи является использование этнокультурных традиций. Как отмечает И.В. Ивойлова, использование «этнокультурных технологий» в сфере досуга позволяет учитывать личностные интересы, мотивы, индивидуальные потребности и обеспечивать реализацию целей этнокультурного воспитания личности [3, С. 126]. Одной из таких технологий является обращение к объектам нематериального культурного наследия, традиционному фольклору. Огромный потенциал фольклорного наследия в работе с молодежью до сих пор мало востребован.

Решение вопросов патриотического и этнокультурного воспитания студентов ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» (ВоГУ) потребовало от администрации вуза расширения направлений данной работы посредством включения студентов в этнокультурные формы досуговой деятельности. С этой целью при Центре воспитательной и спортивной деятельности было создано внеучебное фольклорное объединение «Молодёжная фольклорно-этнографическая студия» (МФЭС), осуществляющее свою деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «Русский фольклор» (Программа). Цель Программы - патриотическое и этнокультурное воспитание студентов во внеучебной (досуговой) деятельности вуза, формирование их патриотических качеств на основе использования русского фольклора [6].

Задачи Программы:

1. Изучение основ русской традиционной народной культуры, региональных этнокультурных традиций.

2. Освоение произведений русского фольклора с целью воспитания к ним эмоционально-положительного отношения.

3. Создание этнокультурного образовательного пространства для проведения этнокультурных мероприятий, удовлетворяющей потребности обучающихся в самореализации, национальной самоидентификации.

4. Привлечение студенческой молодёжи в этнокультурные и патриотические мероприятия.

Содержание Программы связано с изучением различных образцов русского фольклора, ориентацией на диалектическое единство русских духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей. Первостепенное значение приобретает патриотические смыслы произведений, их духовно-нравственная направленность, которые проявляются на всех уровнях фольклорного произведения (поэзия, музыка, хореография, пластика и пр.), а также его функционировании в том или ином этнографическом контексте.

Содержание учебно-тематического плана женской песенной группы включает следующие разделы: 1) акустико-физиологические основы женского певческого голосообразования; 2) материнский, свадебный и рекрутский фольклор; 3) мелодизированные и плясовые женские частушки; 4) женские лирические песни; 5) народная проза (сказки, баллады);

6) песенно-хореографические и календарные формы святочно-рождественского периода, масленичного и весеннего обрядов.

Особое место в освоении песенного фольклора в женской группе занимают жанры материнского фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки), сказки, которые имеют большой ценностный потенциал - направленность на воспитание материнских чувств, качеств будущей хозяйки и жены. В процесс изучения материнского фольклора включена работа по пошиву девушками национальных тряпичных и соломенных игрушек, с помощью которых происходит ролевое проигрыванием укачивания или успокаивания ребёнка. Такие жанры фольклора раскрепощают эмоции и чувства, стимулируют понимание важности их изучения для будущего материнства. В сказках отражены народные идеалы русского народа - добро, любовь, совестливость, самопожертвовании. Такими качествами должен обладать и истинный патриот.

Содержанием учебно-тематического плана мужской песенной группы составили следующие разделы: 1) акустико-физиологические основы певческого мужского голосообразования; 2) трудовые припевки; 3) частушки «На проходку» и «Под пляску»; 4) мужские лирические песни; 5) жанры народного эпоса (былины, духовные стихи); 6) походные, строевые, плясовые, протяжные песни казачьих традиций. Исполнение таких песен помогает прожить утрату, быстротечность жизни, прочувствовать причастность к событиям, связанным с защитой Родной земли.

Содержанием учебно-тематического плана танцевально-плясового состава (смешанная группа) явились: 1) многофигурные пляски и парно-бытовые танцы; 2) женская и мужская сольные пляски; 3) игровые и хороводные формы народной хореографии. Широкое распространение в вологодских фольклорных традициях получили различные формы и виды хореографии - пляски, танцы, хороводы, которые заняли прочное место в молодежных собраниях, организованные на Святках, во время Масленицы или летних праздников. В хореографических формах посредством разнообразных типов движений, композиции фигур передаются этнически значимые культурные смыслы (например, «круг» - это идея объединения, цикличности, бесконечности жизни и т.д.). Это обогащает знания студентов по русской традиционной культуре, формирует осознанное отношение к фольклору и понимание значимости его использования в деле патриотизма.

Важнейшее место в учебных занятиях занимают формы народного «театра» - это историческая реконструкция семейно-бытовых обрядов, театр кукол «Петрушка», народная драма «Лодка». На основе фольклорно-этнографических материалов совместно со студентами разработаны сценарии и режиссура исторической реконструкции свадебного и рекрутского обрядов фольклорной традиции нижнего течения реки Сухоны Вологодской области. Участие в театрализованных формах давало возможность обучающимся более глубоко понимать сути фольклорных явлений, посредством актёрских технологий непосредственно погружаться в мир народных традиций, что стимулировало желание проявлять свою национальную самоидентификацию, воспитывало желание популяризировать национальные традиции в современном обществе.

Включение студентов в экспедиционную деятельность - второе педагогическое условие исследуемого процесса. Полевые выезды в деревни и сёла позволяют обучающимся «из первых уст» услышать местный диалект, звучание подлинных образцов народной музыки, непосредственно общаться с народными исполнителями, которые сохраняют до сих пор традиционные ценности, нравственные нормы поведения, верования и представления, картину мира русского народа. Это является мощным фактором развития мотивации к изучению родной культуры, воспитанию любви и уважения к малой Родине.

Создание в вузе этнокультурного образовательного пространства - третье условие наиболее эффективного использования русского фольклора с целью формирования патриотических качеств у студентов.

Структура этнокультурного образовательного пространства содержит внешнюю и внутреннюю подсистемы. Внутреннее этнокультурное образовательное пространство охватывает структурные подразделения ВоГУ: 1) научно-образовательный «Центр традиционной народной культуры» обеспечивает архивными материалами; 2) внеучебное творческое объединение устанавливает цель, направления и формы патриотического воспитания; 3) «Центр воспитательной работы и молодёжной политики» утверждает программу и устав деятельности МФЭС, согласовывает деятельность студенческих организаций вуза по вопросам патриотизма; 4) сайт вуза, медиа-портал «Аудитория», электронные баннеры, стенды обеспечивают наполнение информационного поля сведениями об этнокультурных мероприятиях.

Внешнее этнокультурное образовательное пространство в контексте нашего исследования выполняет функцию координации действий вуза по вопросам патриотического воспитания студентов посредством использования русского фольклора с городскими молодёжными объединениями, общественными организациями, гражданскими инициативами и предоставляет обучающимся за пределами учебного заведения возможности для самореализации, проявления национальной самоидентификации посредством участия в этнокультурных и патриотических мероприятиях.

Особое значение в патриотическом воспитании студентов вуза на основе использования русского фольклора во внеучебной деятельности является организация и проведение городских народных праздников и гуляний (Покров день, Святки, Масленица, Троица и др.). Такие мероприятия проводятся совместно с региональным отделением всероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», БУ ВО «Областной центр молодёжных и гражданских инициатив «Содружество», МБУ «Молодежный центр «ГОР.СОМ 35», в Вологодской областной общественной организации содействия возрождению и развитию культурно-исторических традиций русского народа «Исток».

Формами внутреннего этнокультурном пространства являются мероприятия, проводимые в общежитиях вуза. К ним относятся: конкурсы национальной кухни, студенческие «вечерины», этнографические квесты, просветительские лекции на тему «Фольклор и молодёжь: миф или реальность?», просмотр видеофильмов этнокультурного и патриотического содержания. Мероприятия имеют статус «открытых дверей», предварительная информация о них и последующий анонс размещается на афишах, баннерах и сайте вуза. Они готовятся совместно со студентами: составляется план, распределяются обязанности, приобретается необходимое материально-техническое оборудование, по окончании осуществляется анализ и рефлексия события. Это позволяет студентам развивать коммуникативные навыки, ответственность, организованность, взаимовыручку, солидарность, проявлять творческие способности, умение подбирать, обобщать и анализировать информацию по необходимой теме и в конечном итоге овладеть способами и действиями проведения этнокультурных мероприятий.

Выводы. Таким образом, этнокультурное и патриотическое воспитание студенческой молодёжи на основе использования богатейшего потенциала русского фольклора понимается как целостный процесс изучения русской традиционной народной культуры, объектов нематериального культурного наследия, организация взаимодействия субъектов этнокультурного образовательного пространства, а также создание условий для осуществления активности субъектов этнокультурного образовательного пространства. Результатом такого взаимодействия является формирование духовных национальных ценностей обучающихся, патриотического самосознания, готовности принимать активное участие в сохранении и популяризации этнокультурных традиций в современном социуме.

Литература:

1. Бочарова, Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 218 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-05479-8.

2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - Москва: Флинта: Издательство Московского психолого-социального института. -240 с.

3. Индустрия досуга: теоретические подходы и актуальные практики: Коллективная монография / Авторск. коллектив: H.H. Ярошенко, Т.Н. Суминова и др.; Под науч. ред. H.H. Ярошенко; Московский государственный институт культуры. - Москва: МГИК, 2020. - 196 с. - ISBN 978-5-94778-588-3.

4. Конвенция об охране нематериального культурного наследия: [принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры]. - Париж, 2003. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 16.08.2023)

5. О традиционной народной культуре Вологодской области: Закон Вологодской области от 15.01.2019 № 4483-03: [принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26.12.2018 № 582]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3500201901150014 (Дата обращения: 16.08.2023)

6. Рейма, О.Я. Педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучебной деятельности вуза / О.Я. Рейма // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2019. - Вып. 1. - Кострома. - С. 145-149

7. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. - Ленинград: Лениздат 1977. - 207 с.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 16.08.2023)

9. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов / Г.В. Недземковская. - Москва: Академический Проект; Альма Матер, 2011. - 225 с. - (Gaudeamus).

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук, доцент Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Витютнев Евгений Евгеньевич Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); кандидат юридических наук Хамгоков Мурадин Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ С КОРОТКОСТВОЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ В

УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ видимости

Аннотация. В статье рассмотрены особенности тактики действий с короткоствольным огнестрельным оружием в условиях недостаточной видимости или полной темноты. Описаны требования к осветительным приборам, необходимым для выполнения своих профессиональных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов. А также предложено стрелковое упражнение для отработки и закрепления навыков обращения с короткоствольным оружием и осветительным прибором в условиях недостаточной видимости.

Ключевые слова: профессиональное обучение, сотрудники органов внутренних дел, короткоствольное огнестрельное оружие, недостаточная видимость, тактический фонарь, личная безопасность сотрудников органов внутренних дел, огневая подготовка, экстремальная ситуация.

Annotation: The article discusses the features of the tactics of actions with short-barreled firearms in conditions of insufficient visibility or total darkness. The requirements for lighting fixtures necessary for the performance of their professional duties by law enforcement officers are described. And also a shooting exercise was proposed for practicing and consolidating the skills of handling short-barreled weapons and a lighting device in conditions of insufficient visibility.

Key words: vocational training, law enforcement officers, short-barreled firearms, low visibility, tactical flashlight, personal safety of law enforcement officers, fire training, emergency situation.

Введение. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются краеугольным камнем, прежде всего для деятельности правоохранительных органов [1].

Сотрудники правоохранительных органов находятся на «переднем крае» охраны общественного порядка и защиты законных интересов граждан, качество их работы напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки.

В указанный блок подготовки, наряду с другими важными элементами, входят такие дисциплины, как «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка». Указанные дисциплины призваны дать правоохранителю необходимые знания, умения и навыки для профессионального и безопасного выполнения своих функциональных обязанностей. Навыки и умения, приобретенные в рамках этих дисциплины, позволят грамотно действовать в экстремальных ситуациях, которыми насыщена их профессиональная деятельность.

За время обучения в образовательных организациях МВД России, задача преподавателей/инструкторов - научить правоохранителей действовать в типовых ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности, в которых необходимы умения и навыки противостояния правонарушителю, в случае необходимости, умения защититься от противоправных деяний и защитить третьих лиц. К сожалению, выявить, детально изучить, выработать необходимый алгоритм действий и обучить полицейского к действиям во всех возможных конфликтных ситуациях не представляется возможным. Задача полицейского уметь действовать в различных ситуациях, комбинируя различные алгоритмы, полученные во время обучения.

Полицейский несет службу в любое время года, время суток, любую погоду, при различных условиях и должен одинаково профессионально выполнять свою работу независимо от вышеуказанных обстоятельствах.

Изложение основного материала статьи. В нашей статье мы рассмотрим подготовку правоохранителя к несению службы и применения короткоствольного огнестрельного оружия в условиях недостаточной видимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.