Научная статья на тему 'Профилактика молодежного экстремизма в современной образовательно-воспитательной среде вуза'

Профилактика молодежного экстремизма в современной образовательно-воспитательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзарева Инна Ивановна, Донцов Алексей Викторович, Андреева Елена Анатольевна

В данной статье рассмотрена проблема профилактики молодежного экстремизма в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа. Выявлена и обоснована необходимость решения данной проблемы совместно на государственном уровне и уровне образовательных, досуговых организаций. На основе проведенного исследования автором предлагается решать проблему на уровне образовательных, досуговых организаций, используя комплекс технологий социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of youth extremism in modern educational environment of the university

This article deals with the problem of prevention of youth extremism in the modern educational environment of the University. Identified and justified the need to solve this problem together at the state level and the level of educational, leisure organizations. On the basis of the study the author proposes to solve the problem at the level of educational, leisure organizations, using a set of technologies of social and cultural activities.

Текст научной работы на тему «Профилактика молодежного экстремизма в современной образовательно-воспитательной среде вуза»

19. Чеботарь, А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека / А.И. Чеботарь. - 1999. - Вып. 4. - С. 129-134.

20. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алёшина. - М.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. - 425 с.

21. Petrides, K.V. Intelligence, Emotional. Reference Modulein Neuroscience and Biobehavioral Psychology. 2017.

Психология

УДК 59

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Кобзарева Инна Ивановна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Донцов Алексей Викторович

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель кафедры психологии Андреева Елена Анатольевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема профилактики молодежного экстремизма в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа. Выявлена и обоснована необходимость решения данной проблемы совместно на государственном уровне и уровне образовательных, досуговых организаций. На основе проведенного исследования автором предлагается решать проблему на уровне образовательных, досуговых организаций, используя комплекс технологий социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социальная ответственность; социально-ответственное поведение; социально-культурная деятельность; технологии социально-культурной деятельности.

Annotation. This article deals with the problem of prevention of youth extremism in the modern educational environment of the University. Identified and justified the need to solve this problem together at the state level and the level of educational, leisure organizations. On the basis of the study the author proposes to solve the problem at the level of educational, leisure organizations, using a set of technologies of social and cultural activities.

Keyword: social responsibility; socially responsible behavior; socio-cultural activities; technologies of socio-cultural activities.

Введение. В условиях трансформации системы ценностей обусловленных глобализацией в экономической, политической, культурной сферах подрастающее поколение России оказалось самой незащищенной категорией населения.

Наряду с позитивными характеристиками молодежи в настоящее время в России стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности; утраты национальной культурной идентичности; индивидуализма и эгоцентризма; девиантное и делинквентное поведение, воинствующий национализм; диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие жизненных перспектив и самоактуализации [1].

Возникновение таких проявлений личности в молодежной среде способствует распространению экстремистской идеологии и внедрению самого экстремизма в современную молодежную среду.

Молодежный экстремизм в России детерминирован деформациями «процесса формирования и развития личности: снижение образовательного и культурного потенциала, разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализация сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности» (А.В. Сериков [7]).

Изложение основного материала статьи. Исследовав меры профилактики экстремизма, предлагаемые учеными (Ростокинский А.В., Гаджиева А.А.; Стариков Н.В., Мамина И.В.) мы увидели, что данную проблему необходимо и можно решить на следующих уровнях:

• на государственном (через создание и развитие сети научных центров, занимающихся проблемами экстремизма; институты гражданского общества; формирование национальной идентичности посредством СМИ; поиск и удаления сайтов экстремистского содержания; специальную подготовку специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма);

• на уровне образовательных, досуговых организаций (через обновление форм образовательной и воспитательной работы; усиление правового и патриотического воспитания; воспитание толерантности и культуры межэтнического общения; психологическую помощь и т.д.).

Анализ законодательных и нормативно-правовых актов по вопросам государственной молодежной политики показал, что за период с 1993 года по настоящее время включительно, Правительством Российской Федерации принято ряд документов (законы, указы, постановления), посвященных вопросам реформирования молодежной политики.

Однако этого явно недостаточно, так как на современном этапе общественного развития остаются нерешенными целый ряд проблем в данной области. В настоящее время одна, из значимых проблем современной молодежи - значительное снижение развитости такого качества личности, как социальная ответственность и соответственно проникновение экстремистских воззрений в молодежную среду.

В Большом психологическом словаре по психологии и педагогике [4] отмечается, что социальная ответственность - отношения между личностью и социальной группой, обществом, базирующиеся на осознанном выполнении ими взаимных обязательств и своих обязанностей, вытекающих из нормативных актов, регулирующих социальные отношения, а также из традиций и ценностных установок.

Поскольку качества личности проявляются в поведении, то в дальнейшем будем говорить о социально-ответственном поведении личности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее удачно, с нашей точки зрения, структура социально-ответственного поведения личности представлена в работе Сингач А.Н. [9]:

- когнитивный компонент (уровень активности познавательной деятельности в сфере межкультурных коммуникаций, народной культуры, религиозной сферы);

- мотивационно-деятельностный компонент (готовность к осуществлению межкультурной коммуникативной деятельности, самостоятельной социально-инициативной деятельности, участие в социально-одобряемых видах досуга, сформированность толерантного отношения);

- эмоционально-оценочный компонент (позитивный настрой и удовлетворенность от межкультурного взаимодействия, ценностное отношение к традициям культуры, уважение мировоззренческих позиций и эмпатия в отношении партнера).

С целью профилактики молодежного экстремизма и формирования социально-ответственного поведения студентов в вузе (на уровне образовательных, досуговых организаций) нами была разработана и внедрена комплексная программа «Мы против экстремизма».

Данная программа направлена на формирование интегративных качеств личности составляющих социально-ответственное поведения студентов и определяющих устойчивость к проявлениям экстремизма в вузе.

Содержание программы разработано с опорой на психолого-педагогические принципы: гуманизации и гуманитаризаци, культуросообразности, деятельностный, активности, систематичности, последовательности и непрерывности психолого-педагогического воздействия.

Предложенная нами к реализации программа «Мы против экстремизма» внедряет содержание социально-культурной деятельности в образовательно-воспитательный процесс вуза.

Социально-культурная деятельность понимается нами как «совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [3].

Программа предполагает определенную логическую последовательность в формировании социально-одобряемого поведения, постепенное углубление социально-культурной значимости достигаемого результата, формирование социально-ценностных, нравственных установок и качеств личности.

1 этап: адаптационный. Предполагает приобщение молодежи к социально-полезной деятельности, формирование мотивации к выбору культурных форм проведения досуга, интереса к изучению межкультурных особенностей.

2 этап: основной. Предполагает формирование когнитивно-ценностных установок, адекватной самооценки, ориентации на межкультурное взаимодействие и культурный досуг, творческую самореализацию, оснащение знаниями (этнокультурного, религиозного, исторического характера), вовлечение в оздоровительную, волонтерскую деятельность.

3 этап: итоговый. Предполагает закрепление достигнутого результата на основе формирования потребности в социально-одобряемой деятельности и развития личностных качеств.

Исходя из предположения о том, что профилактика проявлений экстремизма в молодежной среде как сложного социального явления требует решения проблем личностного развития мировоззренческого и поведенческого уровня, то и выбор нами форм педагогического воздействия на студенческую среду стал комплекс различных направлений деятельности, позволяющих наиболее эффективно оказывать педагогическое воздействие на молодого человека в процессе формирования социально-ответственного поведения.

Основными формами деятельности в рамках реализации программы «Мы против экстремизма» были определены: добровольческие акции, конкурсы, трудовые десанты, общественная и общественно-политическая деятельность; информационно-просветительские лекции, беседы, дискуссии; творческая, концертно-исполнительская деятельность, фестивали национальных культур; обучающие коммуникативные игры, игры-тренинги, викторины и т.д.

В целом, социально-культурная программа «Мы против экстремизма» носит комплексный характер, что позволило затронуть значимые для студенческой молодежи виды и направления деятельности, как развлекательного, спортивно-оздоровительного, так и познавательного, социально значимого характера.

В соответствии со структурными компонентами социально-ответственного поведения (когнитивным, эмоционально-оценочным, мотивационно-деятельностным), в программе нами были выделены следующие задачи:

- духовно-нравственное развитие участников социально-педагогического процесса на основе формирования системы общечеловеческих культурных ценностей (формирование когнитивно- ценностных установок, интереса и уважительного отношения к культуре своего народа и инокультурным явлениям, приобщение к этнокультурным ценностям, оснащение религиоведческими, историческими знаниями);

• формирование навыков социальной коммуникации (ориентация на межкультурное взаимодействие, формирование адекватной самооценки, коммуникативных навыков, эмпатии, толерантного отношения к представителям других культур, вероисповеданий, национальностей);

• формирование мотивации к общественно-полезной деятельности (формирование интереса к волонтерской деятельности и другим социально-одобряемым видам досуга);

• вовлечение в занятия социально-одобряемой досуговой деятельностью, включая спортивно-оздоровительные, творческие мероприятия (формирование мотивации к творческой самореализации, спортивно-оздоровительной деятельности и другим культурным формам проведения досуга);

• формирование отрицательного отношения к любым проявлениям экстремизма.

Социально-культурная программа «Мы против экстремизма» проходила апробацию в ГБОУ ВО СГПИ

«Ставропольский государственный педагогический институт» в течение 2 лет.

Несомненно, что работа по профилактике проявлений экстремизма в студенческой среде будет более эффективной при реализации «рекреационно-развивающей среды, включающей взаимодействие молодых людей, интеграцию усилий различных социально-культурных учреждений» [2].

Поэтому при разработке основных направлений профилактики экстремизма мы стремились организовать взаимодействие с различными субъектами социально-культурной деятельности - образовательными учреждениями, общественными организациями, этнокультурными объединениями и т.д. Так одним из примеров такого взаимодействия стало включение участников эксперимента в молодежное движение

«Школа жизни», направленное на развитие идей наставничества между студенческой молодежью и школьниками разных возрастных групп. Инициатором и автором концепции молодежного движения стала Ставропольская краевая общественная организация «За добрые дела».

Система, заложенная в основу проекта, близка по своей структуре к пионерской организации, но лишена политического контекста. Участие в деятельности молодежного движения «Школы жизни» позволило его участникам при поддержке кураторов из числа педагогов проявить лидерские качества, научиться работать в команде, осознать степень ответственности за результат работы команды, суметь поставить себя на место другого, научиться разрешать конфликтные ситуации, развить коммуникативные навыки, разрабатывать и проводить мероприятия и др.

Среди наиболее значимых с нашей точки зрения направлений деятельности педагогического состава вуза в работе со студентами, проводимых в рамках молодежного движения «Школа жизни», выделим следующие:

1. Самоуправление и наставничество - выступает основой деятельности всех направлений на базе организации школьного самоуправления.

2. Спортивно-оздоровительное - формирует навыки здорового образа жизни среди школьников и студентов; организацию командных спортивных состязаний (волейбол, баскетбол, веселые старты); популяризация различных форм активного отдыха.

3. Культурно-просветительское - знакомство школьников с помощью студентов-наставников с культурно-историческими памятниками Ставропольского края, а также подготовка и проведение для школьников культурно-значимых мероприятий.

4. Патриотическое - встречи с ветеранами, исследовательская работа, патриотические акции и т.д.

5. Волонтерское - воспитание высоких нравственных качеств через бескорыстный труд, приобщение к волонтерскому движению, организация различных акций и мероприятий волонтерской направленности.

Одно из ведущих направлений в профилактике экстремизма, обозначенное в нашей программе «Мы против экстремизма», стало развитие толерантности к представителями другой культуры, навыкам межкультурного общения, эмпатии, социальной перцепции.

В связи с этим в нашу программу были включены мероприятия этнокультурной направленности, такие, как фестивали традиционной народной культуры. Студенты активно участвовали в подготовке и проведении фестиваля «Песенный арсенал Победы на языках народов Северного Кавказа», начиная со стадии его организации. В качестве волонтеров студенты сопровождали этнокультурные творческие коллективы, включались в их деятельность на стадии подготовки конкурсной программы. Участники эксперимента, знакомясь с основами этнических и культурных различий представителей разных этнокультурных групп и конфессий, осваивали принципы социального взаимодействия и диалога с учетом этнокультурных и конфессиональных различий участников этнокультурных объединений; развивали умения анализа социокультурного взаимодействия с позиций этнокультурных особенностей личности; знакомились с наиболее репрезентативными образцами народного песенного, танцевального, декоративно-прикладного творчества.

Участие в мероприятиях межкультурной направленности, непосредственное включение в межкультурную коммуникацию способствовало формированию как у участников эксперимента, так и у членов этнокультурных коллективов гражданственности, патриотизма, гуманизма, чуткого отношения к истории России, развитию культуры межнационального взаимодействия, формированию принципов бесконфликтного взаимодействия, позитивной оценки своей этнической группы и уважительного отношения к культуре других народов.

Одной из наиболее привлекательных для молодежи направлений деятельности, имеющей огромный потенциал в формировании личности, является спортивная деятельность. С этой целью в программе было предусмотрено проведение различных спортивно-массовых мероприятий, организация рекреационной деятельности, стимулирующей физическую активность участников программы, формирующей навыки здорового образа жизни. Основной базой реализации данного направления программы «Мы против экстремизма» стал многофункциональный комплекс «Спортивного Парка», разместившийся на территории Специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва.

Концепция проекта основывалась на совокупности просветительных, развивающих, развлекательных, спортивно-оздоровительных технологий. Главной объединяющей идеей развития паркового пространства стал спорт. Так, наполнение парка подразумевало реализацию различных сценариев для его посетителей: зоны отдыха, зоны физической активности, экстремального спорта, детская площадка, аллеи для прогулок, велосипедные маршруты, «свободная зрительская зона» (без организации посадочных мест»), зоны, направленные на удовлетворение эстетических запросов населения. Эстетическая привлекательность Парка также стала одной из задач разработчиков проекта. Так, одной из особенностей Парка стало создание масштабного арт-объекта в стиле граффити. Экологическая составляющая проекта заключалась в создании экологически благоприятной среды - ликвидации источников загрязнения, омоложении зеленых насаждений, высадке газонов.

Среди основных направлений деятельности «Спортивного Парка» были выделены следующие: проведение различных спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий; национально-культурных фестивалей, конкурсов, концертов, городских праздников, народных гуляний; семейные дни отдыха; спортивно-досуговые программы для детей и молодежи; мероприятия для лиц среднего и старшего возраста с учетом их досуговых запросов; осуществление информационно-просветительной работы среди населения города.

Столь масштабная реализация проекта стала возможна за счет привлечения к его осуществления института волонтерства. Так, работа по очистке территории, высадке зеленых насаждений была проведена добровольцами из числа молодежи, в том числе, участников экспериментальной группы.

Привлечение студентов волонтеров также позволило провести не имеющие аналогов на территории края массовые спортивно-оздоровительные мероприятия - массовую городскую фитнес-тренировку с участием более полутора тысяч горожан всех возрастов, общегородскую открытую тренировку по смешанным единоборствам ММА и функциональному тренингу CrossFit и др.

Студенты волонтеры также оказывали помощь в подготовке и проведении тематических лекций по здоровому образу жизни, правовой грамотности и политической активности молодых людей, спортивные

состязания с сельской молодежью по волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, пионерболу, бильярду, стрельбе, шахматам, культурно-массовые мероприятия, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству.

Вовлечение в деятельность многофункционльного комплекса «Спортивного Парка» способствовало формированию у студентов, участников экспериментальной группы навыков здорового образа жизни, вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом, в активные виды отдыха, социально полезные формы проведения досуга.

Участие в различных социальных акциях мы рассматриваем также как одну их эффективных технологий профилактики экстремизма в молодежной среде, обладающую рядом преимуществ. К ним, в первую очередь, мы относим косвенный характер воздействия, поскольку участие в них добровольно, оно мотивируется стремлением к самореализации, освоению новых социальных ролей.

Участие в патриотических акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» является важным направлением нашей программы в формировании отрицательного отношения к любым проявлениям экстремизма. Целенаправленная организованная работа по воспитанию чувства патриотизма предусматривала проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, тружениками тыла, запись их воспоминаний; проведение исследовательской работы (сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников Родины); оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов.

Одной из важнейших задач социальных акции стало оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, многодетным семьям, пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями.

В процессе участия в социальных акциях молодые люди развивают в себе такие качества, как толерантность, патриотизм, гуманизм; осваивают социально-культурные ценности; «формируют мотивы оказания безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям, замещения асоциального поведения социально одобряемым, воспитание активной гражданской позиции» [8].

Большую роль в социально-культурной программе «Мы против экстремизма» отводится применению различных игровых технологий, в первую очередь, игровых тренингов. Важность игры, как средства педагогического воздействия в условиях досуговой деятельности подчеркивают многие учёные (Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников и т.д.). По их мнению, «игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями, движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы» [5]. Игра дает возможность в условиях целенаправленно организованного педагогического процесса смоделировать реальные коммуникативные ситуации, определить эффективный путь разрешения конфликтных ситуаций, раскрыть личностный потенциал молодого человека. Программой предусмотрено проведение цикла игровых тренинговых занятий, направленных на развитие эмпатии, перцепции, умений осуществлять межкультурный диалог, искать пути выхода из конфликтных ситуаций.

Одной из задач социально-культурной программы «Мы против экстремизма» развитие познавательного интереса в области отечественного культурно-исторического наследия, родной этнической культуры, знакомство с культурными особенностями иных этнических общностей, формирование системы общечеловеческих ценностей. По мнению Г.А. Любимовой, «познавательный интерес представляет собой такую интегративную характеристику личности, которая выражается в ее эмоционально-положительном отношении к знаниям, к самому процессу познания, к развитию собственного интеллектуального, эмоционального и коммуникативно-волевого познавательного потенциала» [6].

С целью формирования у студентов познавательного интереса к изучению культурно-исторического наследия нами были выбраны различные формы работы, оптимально сочетающие усвоение теоретических знаний, их практическое освоение на базе приобретения собственного художественного опыта. Опираясь на технологии социально-культурной деятельности в рамках реализации программы «Мы против экстремизма» была организована исследовательская деятельность молодежи, предполагающая изучение, анализ материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, регионе и в определённом населённом пункте.

Собранная информация в дальнейшем использовалась при проведении просветительских лекций, посиделок, мастер-классов по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества и т.д. Студенты, участники эксперимента имели возможность обмениваться теми знаниями и практическими навыками, которые они приобрели в хоре исследовательской деятельности, обсудить полученные результаты, подискутировать. Так, силами участников эксперимента были проведены просветительские интерактивные лекции («Игры народов России», «Традиции народов Северного Кавказа»), викторины («Народный календарь», «Народные фольклор», «Народный танец», «Русская народная песня»).

Использование активных методов в формировании познавательного интереса к изучению культурно-исторического наследия способствовало формированию у студентов стойкого интереса к изучению родной культуры, культуры иных народов, развитию уважительного отношения к культурному многообразию современного общества, здорового чувства патриотизма, что в своей совокупности способствует усвоению принципов социально-ответственного поведения, формированию умения жить в мире в полиэтнической среде.

Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: основная идея профилактики молодежного экстремизма в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа - реализации социально-культурных проектов, программ, мобилизующих весь диапазон имеющихся возможностей технологий социально-культурной деятельности, способствующих формированию социально-ответственного поведения молодежи, вовлечение ее в многообразные социально одобряемые виды досуговой деятельности, развития нравственных качеств личности.

Досуговая деятельность молодежи - сфера, которая при создании определенных социально-культурных условий становится не только развлекающей средой, но и областью, позволяющей с успехом осуществлять развитие, как отдельной личности, так и социальных общностей с позиций социальных, культурно-исторических и национально-культурных ценностей.

Содержание программы «Мы против экстремизма» построено на основе синтеза разнообразных взаимодействующих, взаимодополняющих видов деятельности в их оптимальном соотношении. Включение в программу технологий социально-культурной деятельности позволило (при сочетании индивидуального развития личности с соблюдением интересов общества) повысить заинтересованность участников программы на достижение значимого результата, создать атмосферу увлеченности. Применяемые в программе «Мы против экстремизма» технологии социально-культурной деятельности позволили оказать положительное воздействие не только на участников эксперимента, но и на широкий круг лиц, которые в той или иной степени были вовлечены в реализацию программы. У студентов, участников экспериментальной группы заметно усилились альтруистические мотивы участия в социально-полезной деятельности, в активных видах досуга; сформировались навыки построения межкультурного диалога; развились такие качества, как эмпатия, перцепция, познавательная активность по отношению к культуре своего и иных народов, толерантность по отношению к представителям другого этноса, конфессии, социальной группы; появилось стремление к творческому росту, внутреннему культурному развитию. Важным результатом, проявившимся в ходе подведения итогов эксперимента, стало то, что для представителей экспериментальной группы участие в социально полезной деятельности преодолело рамки обычного свободного времяпровождения, стало в значительной степени образом жизни.

Литература:

1. Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде: Автореф... дисс. канд. пед. наук - М: 2005.

2. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности: Автореф.. дисс. доктора пед. наук. - Тамбов, 2014.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

4. Зинченко В. Большой психологический словарь - М: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак - 2008.

5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность - М: МГУКИ, 2004.

6. Любимова Г.А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытно-поисковой деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Волгоград, 2005.

7. Сериков А.В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов (на примере Ростовской области): Автореф. . канд. социологич. Наук. -Ростов-на-Дону, 2005.

8. Сингач А.Н. Проектные технологии социально-культурной деятельности как основа организации рекреационного пространства Парка Спорта // Экономика Сибири: пространство выбора для дальнейшего развития материалы и выступления. - Барнаул: ООО «Папирус», 2015 г. - С. 244-248.

9. Сингач А.Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 170-174.

Психология

УДК 159.923.5

адъюнкт Кормачева Ольга Валентиновна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет МВД России» (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННОЙ ВИКТИМНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел, возможность ее психологической диагностики, прогнозирования, приводятся данные эмпирического исследования коррупционной виктимности сотрудников ОВД в период профессионального обучения, а также раскрываются возможности рефлексивного тренинга по психопрофилактике коррупционной виктимности.

Ключевые слова: коррупционная виктимность сотрудников ОВД, психодинамический подход, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс», психологическая профилактика коррупционной виктимности, рефлексивный тренинг.

Annotation. The article considers the issue of corruption victimization of law enforcement officers, the possibility of its psychological diagnosis, forecasting, provides empirical data on the corruption victimization of ATS employees during vocational training, and also reveals the possibilities of reflexive training on the prevention of corruption victimhood.

Keywords: corruption victimization of ATS employees, psychodynamic approach, psychodynamically oriented personal questionnaire (POPQ) «Resource», psychological prevention of corruption victimization, reflexive training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Коррупция в нашей стране, согласно действующего законодательства, позиционируется как одна из основных угроз национальной безопасности. В связи с этим разработана система мер по противодействию коррупции, предусмотрены мероприятия, позволяющие свести к минимуму коррупционный потенциал взаимодействия между органами внутренних дел и гражданами. Вместе с тем, борьба с данным феноменом не приводит к желаемому результату. В связи с этим большую значимость получает профилактика коррупционного поведения, позволяющая предупредить психологическую готовность к коррупционным отношениям.

Изложение основного материала статьи. Актуальность проблемы исследования коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел определяется как теоретической значимостью, так как в современной психологической литературе недостаточно разработана проблема психологических факторов (предикторов) коррупционной виктимности, так и прикладным значением изучения предикторов коррупционной виктимности с целью выявления групп коррупционного риска и её психопрофилактики.

Психологическая профилактика коррупционной виктимности должна начинаться на стадии профессиональной подготовки сотрудников, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.