Научная статья на тему 'Пути профилактики молодёжного экстремизма средствами социально-культурной деятельности'

Пути профилактики молодёжного экстремизма средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / YOUTH EXTREMISM / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА / SOCIAL AND CULTURAL PROGRAM / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сингач А.Н.

В статье затрагиваются вопросы профилактики молодёжного экстремизма с использованием средств социально-культурной деятельности. Предлагается анализ направлений работы, проведённой в рамках реализации социальнокультурной программы «Содружество», разработанной автором. В основу программы были положены проектные технологии социально-культурной деятельности: организации волонтёрской деятельности, информационно-просветительские, культуротворческие, игровые технологии, рекреационные. Включение в программу проектных технологий социально-культурной деятельности позволило при сочетании индивидуального развития личности с соблюдением интересов общества повысить заинтересованность участников программы на достижение значимого результата, создать атмосферу увлеченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF YOUTH EXTREMISM PREVENTION BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

The article considers questions of controlling youth extremism by means of social and cultural activity. The research includes an analysis of areas of work carried out in the framework of the sociocultural program “Commonwealth”, developed by the author. The program is based on a project technology of social and cultural activities: the organization of volunteer activities, awareness-raising, cultural-creative activities, gaming technology, recreation. The adding of the design technologies of welfare activity to the program with the combination of individual personality development allows meeting the public interest, increasing the interest of participants in the program, achieving significant results and creating an atmosphere of enthusiasm.

Текст научной работы на тему «Пути профилактики молодёжного экстремизма средствами социально-культурной деятельности»

ниям в виде каденций получается больше вариантов некоторых примеров. Музыкальная форма указывает на очень простую структуру. В большинстве песен она состоит из однострочного напева, повторяющегося два или более раз с незаметными изменениями. Каденции однострочных напевов чаще всего находятся на 1 ступени, в то время как каденции на 3, 4, 5, или 6 ступени являются исключением.

Детский фольклор - живая фольклорная категория, которая, как и человек, живёт несмотря на различные влияния, которые ежедневно формируют, меняют его и модернизуют его содержание. Детские песни, исполняемые сорок лет назад в Воеводине, в современной музыкальной литературе сохранились в почти неизмененном виде. Обобщённо говоря, песни-игры с движениями

Библиографический список

претерпели очень мало изменений в музыкальной структуре и функции. Самые большие изменения они претерпели в области тематики текста.

Весь собранный материал говорит нам о сегодняшнем детском фольклоре румынов в сербской части Баната. Они живут в постоянной связи с музыкальным наследием детей других национальностей. Похожие примеры можно встретить у румы-нов, сербов и на территории более широкого географического ареала. Данная работа вносит скромный вклад в обозначение детского творчества и ознакомление с ним. Она может послужить основой для дальнейшего, более полного изучения детского фольклора румынов и детей других национальностей в Воеводине.

1. Ljubinkovic Nenad (1976). „Usmeno decje stvaralastvo" u Zbornik radova: Negovanje izvornog folklora u radu sa decom. Beograd: Savet za vaspitanje i brigu o deci SR Srbije, 53 - 58.

2. Fracile Nice (1989). „Oblici decijeg folklora Srba i Rumuna u Vojvodini", Zbornik radova XXXVI kongresa Saveza udruzenja folkorista Srbije, Sokobanja-Beograd : Savez udruzenja folklorista Srbije, glavni i odgovorni urednik Dragoslav Antonijevic, 522 - 528.

3. Fracile Nice (1995). „Neka zapazanja o klasifikaciji vokalne muzicke tradicije", U: Folklor u Vojvodini. Novi Sad: Udruzenje folklorista Vojvodine, sveska 9, 125 - 130.

4. Ilijin Milica (1970-1972): „Deca- cuvari orske tradicije", Zbornik radova XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, glavni urednik Vinko Zganec, Porec- Zagreb: Savez udruzenja folklorista Jugoslavije: Drustvo folklorista Hrvatske, 419 - 420.

5. Jurjovan Trandafir (1983). Folclor muzicalRománese din Ovcea, Ovcea: Editura Societatea cultural-artisticâ „Steaua".

6. Lifa Gheorghe (2001). Contribupii la monografía folclorului din Uzdin, (III), folclorul copiiilor, Uzdin: Editura Societatea literar-artisticâ „Tibiscus", Iugoslavia.

7. Evseev Ivan (1994). Jocurile traditfonale de copii (Radacinimitico-rituale), Timi§oara: Editura EXCELSIOR.

8. Aziza Claude, Olivieri Claude, Strick, Robert (1978): Dictionnaire des symbols et thes themes litteraires, Paris: Fernand Natan.

9. Marjanovic Vesna (2005): Tradicionalne decje igre u Vojvodini, Novi Sad: Matica srpska.

10. Markov Jorgovan, Javorka (2010): Vreme bezazlenosti, Temisvar: Savez srba u Rumuniji.

11. Vasic Olivera (1991). Igracka tradicija Podrinja, Sarajevo: Posebna izdanja, I kolo, knjiga 4, Drugari.

12. Planjanin-Simic Kristina (2014). „Tipologija rumunskog decijeg folklora u srpskom Banatu. Brojalice", doktorska disertacija, Nacionalni muzicki univerzitetu u Bukurestu, R.Rumunija (u rukopisu), "Tipologia folclorului Românesc al copiilor din Banatul Sârbesc.Numârâtorile", Universitatea nationalâ de muzicâ din Bucuresti, 2014.

References

1. Ljubinkovic Nenad (1976). „Usmeno decje stvaralastvo" u Zbornik radova: Negovanje izvornog folklora u radu sa decom. Beograd: Savet za vaspitanje i brigu o deci SR Srbije, 53 - 58.

2. Fracile Nice (1989). „Oblici decijeg folklora Srba i Rumuna u Vojvodini", Zbornik radova XXXVI kongresa Saveza udruzenja folkorista Srbije, Sokobanja-Beograd : Savez udruzenja folklorista Srbije, glavni i odgovorni urednik Dragoslav Antonijevic, 522 - 528.

3. Fracile Nice (1995). „Neka zapazanja o klasifikaciji vokalne muzicke tradicije", U: Folklor u Vojvodini. Novi Sad: Udruzenje folklorista Vojvodine, sveska 9, 125 - 130.

4. Ilijin Milica (1970-1972): „Deca- cuvari orske tradicije", Zbornik radova XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, glavni urednik Vinko Zganec, Porec- Zagreb: Savez udruzenja folklorista Jugoslavije: Drustvo folklorista Hrvatske, 419 - 420.

5. Jurjovan Trandafir (1983). Folclor muzical Románesc din Ovcea, Ovcea: Editura Societatea cultural-artisticâ „Steaua".

6. Lifa Gheorghe (2001). Contribupii la monografía folclorului din Uzdin, (III), folclorul copiiilor, Uzdin: Editura Societatea literar-artisticâ „Tibiscus", Iugoslavia.

7. Evseev Ivan (1994). Jocurile traditfonale de copii (Radacini mitico-rituale), Timiçoara: Editura EXCELSIOR.

8. Aziza Claude, Olivieri Claude, Strick, Robert (1978): Dictionnaire des symbols et thes themes litteraires, Paris: Fernand Natan.

9. Marjanovic Vesna (2005): Tradicionalne decje igre u Vojvodini, Novi Sad: Matica srpska.

10. Markov Jorgovan, Javorka (2010): Vreme bezazlenosti, Temisvar: Savez srba u Rumuniji.

11. Vasic Olivera (1991). Igracka tradicija Podrinja, Sarajevo: Posebna izdanja, I kolo, knjiga 4, Drugari.

12. Planjanin-Simic Kristina (2014). „Tipologija rumunskog decijeg folklora u srpskom Banatu. Brojalice", doktorska disertacija, Nacionalni muzicki univerzitetu u Bukurestu, R.Rumunija (u rukopisu), „Tipologia folclorului Românesc al copiilor din Banatul Sârbesc.Numârâtorile", Universitatea nationalâ de muzicâ din Bucuresti, 2014.

Статья поступила в редакцию 26.09.16

УДК 37.034

Singach A.N., Dorector, Innovative Scientific Methodological Concert-Producing Centre, Altai State Academy of Culture and Art, Altai Region Youth Parliament's President (Barnaul, Russia), E-mail: singach@inbox.ru

WAYS OF YOUTH EXTREMISM PREVENTION BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES. The article considers questions of controlling youth extremism by means of social and cultural activity. The research includes an analysis of areas of work carried out in the framework of the sociocultural program "Commonwealth", developed by the author. The program is based on a project technology of social and cultural activities: the organization of volunteer activities, awareness-raising, cultural-creative activities, gaming technology, recreation. The adding of the design technologies of welfare activity to the program with the combination of individual personality development allows meeting the public interest, increasing the interest of participants in the program, achieving significant results and creating an atmosphere of enthusiasm.

Key words: youth extremism, social and cultural activities, social and cultural program design technology.

А.Н. Сингач, директор инновационного научно-методического концертно-продюсерского центра, Алтайская государственная академия культуры и искусств, председатель Молодёжного парламента Алтайского края, г. Барнаул, E-mail: singach@inbox.ru

ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье затрагиваются вопросы профилактики молодёжного экстремизма с использованием средств социально-культурной деятельности. Предлагается анализ направлений работы, проведённой в рамках реализации социально-культурной программы «Содружество», разработанной автором. В основу программы были положены проектные технологии социально-культурной деятельности: организации волонтёрской деятельности, информационно-просветительские, культу-ротворческие, игровые технологии, рекреационные. Включение в программу проектных технологий социально-культурной деятельности позволило при сочетании индивидуального развития личности с соблюдением интересов общества повысить заинтересованность участников программы на достижение значимого результата, создать атмосферу увлеченности.

Ключевые слова: молодёжный экстремизм, социально-культурная деятельность, социально-культурная программа, проектные технологии.

Решение задач профилактики экстремизма является актуальной задачей, стоящей перед полинациональным, поликонфессиональным обществом. Важную роль в её решении могут сыграть специально создаваемые социальные институты, общественные организации, молодёжные движения, направленные на вовлечение молодёжи в одобряемые обществом виды деятельности, направляющие досуговую активность в позитивное русло. Наиболее перспективным направлением профилактики экстремизма, на наш взгляд, является включение молодёжи в активную социально-культурную деятельность: вовлечение в разнообразную творческую деятельность, развитие творческих инициатив, активизация профессионального самоопределения молодёжи, оснащение объективными знаниями и формирование оценочного восприятия различных проявлений экстремизма, воспитание толерантного отношения к представителям иных социальных, религиозных, политических, национальных групп.

Для решения задачи профилактики молодёжного экстремизма нами была разработана комплексная программа «Содружество», целью которой стало формирование на основе воспитательного потенциала социально-культурной деятельности интегративных качеств личности, составляющих основу социально ответственного поведения и определяющих устойчивость к проявлениям экстремизма участников экспериментальной группы.

Содержание программы разработано в опоре как на общепедагогические принципы, так и на принципы педагогики досуга: гуманизации, деятельности, личностно-ориентированного подхода, сознательности и активности, систематичности, последовательности и непрерывности педагогического воздействия, куль-туросообразности; свободы выбора досуговых занятий, развития инициативы и самостоятельности, интереса.

Основой реализации социально-культурной программы «Содружество» стали проектные технологии социально-культурной деятельности: организации волонтерской деятельности, информационно-просветительские, культуротворческие, игровые технологии, рекреационные.

Предложенная нами к реализации программа «Содружество» передает содержание социально-культурной деятельности, так как выполняет функции, имманентные социально-культурной деятельности - социализации и инкультурации, самореализации, рекреации, культурно-просветительную функцию.

Программа предполагает определенную логическую последовательность в формировании социально одобряемого поведения, поступенное углубление социально-культурной значимости достигаемого результата, формирование социально-ценностных, нравственных установок.

1 этап: адаптационный. Предполагает приобщение молодёжи к социально-полезной деятельности, формирование мотивации к выбору культурных форм проведения досуга, интереса к изучению межкультурных особенностей.

2 этап: основной. Предполагает формирование когнитивно-ценностных установок, адекватной самооценки, ориентации на межкультурное взаимодействие и культурный досуг, творческую самореализацию, оснащение этнокультурными, религиоведческими, историческими знаниями, вовлечение в оздоровительную, волонтерскую деятельность.

3 этап: итоговый. Предполагает закрепление достигнутого результата на основе развития личностных качеств, формирование потребности в социально-одобряемой деятельности.

Исходя из предположения о том, что профилактика проявлений экстремизма в молодёжной среде как сложного социального явления требует решения проблем личностного развития мировоззренческого и поведенческого уровня, то и выбор форм

педагогического воздействия должен представлять собой взаимосвязанный комплекс различных направлений деятельности, позволяющих наиболее эффективно оказывать педагогическое воздействие на молодого человека в процессе формирования социально ответственного поведения.

Основными формами деятельности в рамках реализации программы «Содружества» были определены:

- добровольческие акции, конкурсы, трудовые десанты, общественная и общественно-политическая деятельность;

- информационно-просветительские лекции, беседы, дискуссии;

- творческая, концертно-исполнительская деятельность, фестивали национальных культур;

- обучающие коммуникативные игры, игры-тренинги, викторины и т. д.

В целом, социально-культурная программа «Содружество» носит комплексный характер, что позволило затронуть значимых для молодёжи видов и направлений деятельности, как развлекательного, спортивно-оздоровительного, так и познавательного, социально значимого характера.

В соответствии с когнитивным, эмоционально-оценочным, мотивационно-деятельностным компонентами личности и критериями сформированности социально ответственного поведения, обозначенными в модели, основными задачами программы были определены следующие:

- духовно-нравственное развитие участников социально-педагогического процесса на основе формирования системы общечеловеческих культурных ценностей (формирование когнитивно-ценностных установок, интереса и уважительного отношения к культуре своего народа и инокультурным явлениям, приобщение к этнокультурным ценностям, оснащение религиоведческими, историческими знаниями);

- формирование навыков социальной коммуникации (ориентация на межкультурное взаимодействие, формирование адекватной самооценки, коммуникативных навыков, эмпатии, толерантного отношения к представителям других культур, вероисповеданий, национальностей);

- формирование мотивации к общественно-полезной деятельности (формирование интереса к волонтерской деятельности и другим социально одобряемым видам досуга);

- вовлечение в занятия социально-одобряемой досуговой деятельностью, включая спортивно-оздоровительные, творческие мероприятия (формирование мотивации к творческой самореализации, спортивно-оздоровительной деятельности и другим культурным формам проведения досуга);

- формирование отрицательного отношения к любым проявлениям экстремизма.

Несомненно, что работа по профилактике проявлений экстремизма в молодёжной среде будет более эффективной при реализации «рекреационно-развивающей среды, включающей взаимодействие молодых людей, интеграцию усилий различных социально-культурных учреждений» [1, с. 284 - 285]. Поэтому при разработке основных направлений профилактики экстремизма мы стремились организовать взаимодействие с различными субъектами социально-культурной деятельности - образовательными учреждениями, общественными организациями, этнокультурными объединениями и т. д.

Важным направлением в профилактике экстремизма, обозначенным в социально-культурной программе «Содружество», стало развитие коммуникативных навыков, эмпатии, социальной перцепции. Введенное Дж. Брунером (1947) понятие «социальная перцепция» было предназначено для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не

только от характеристик стимула-объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позднее это понятие стало включать в себя целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. [2, с. 7 - 8].

Социальная перцепция с социально-ответственного поведения выступает как важный познавательный компонент в структуре общения. Восприятие человека, обладающий развитой социальной перцепцией, лишено социальных стереотипов, он видит в партнере по общению не объект воздействия, а неповторимую личность. И, поскольку, способность адекватного восприятия другого человека, как и развитие коммуникативных навыков, формируется лишь в процессе общения, в первую очередь, с представителями другой культуры, то для эффективного формирования навыков социальной перцепции было выбрано включение участников эксперимента в деятельность этнокультурных объединений. Особое значение в программе «Содружество» было уделено приданию аксиологического смысла межкультурному диалогу, уважительного отношения к социальным и этнокультурным различиям.

С позиций нашего исследования, нам близка идея Г.И. Губа о том, что этнокультурное воспитание предстает как деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народы и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры [3]. Нам также близка позиция О.С. Щербаковой о понимании этнокультурного воспитания как целостного педагогического процесса передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса, неотъемлемой части процесса становления личности человека, оказывающего влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие [4].

В связи с этим в программу «Содружество» был ряд мероприятий этнокультурной направленности, например, такие, как фестивали традиционной народной культуры, участниками которых в качестве волонтеров были представители экспериментальной группы. Участие в таких мероприятиях, непосредственное включение в межкультурную коммуникацию поспособствовало формированию гражданственности, патриотизма, гуманизма, чуткого отношения к истории России, развитию культуры межнационального взаимодействия, формированию принципов бесконфликтного взаимодействия, позитивной оценки своей этнической групп и уважительного отношения к культуре других народов, как у участников эксперимента, так и у членов этнокультурных коллективов.

Одной из наиболее привлекательных для молодёжи сфер деятельности, имеющей огромный потенциал в формировании личности, является спортивная деятельность. С этой целью в программе было предусмотрено проведение различных спортивно-массовых мероприятий, организация рекреационной деятельности, стимулирующей физическую активность участников программы, формирующей навыки здорового образа жизни.

Участие в различных социальных акциях может рассматриваться как эффективная технология профилактики социальных проблем, в том числе, экстремизма в молодёжной среде, обладающая рядом преимуществ. К ним, в первую очередь, можно отнести ненавязчивость и косвенный характер воздействия, поскольку участие в них добровольно, оно мотивируется стремлением к самореализации, освоению новых социальных ролей. В процессе участия в социальных акциях молодые люди в специально организованную деятельность развивают в себе такие качества, как толерантность, патриотизм, гуманизм, осва-

Библиографический список

ивают социально-культурные ценности. Результатами участия в такого рода акциях можно отнести повышение инициативности молодых людей, развитие организаторских, лидерских качеств, стремление к поиску путей решения поставленной проблемы, формирование мотивация участников волонтерской акции к оказанию безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям, замещение асоциального поведения социально одобряемым, воспитание активной гражданской позиции.

Важным направлением в формировании отрицательного отношения к любым проявлениям экстремизма стала целенаправленно организованная работа по воспитанию чувства патриотизма. В этом направлении в программе предусмотрено проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, тружениками тыла, запись их воспоминаний, проведение исследовательской работы (сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников Родины), оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов, участие в патриотических акциях «Георгиевская ленточка», «Забытый полк» и др. Уникальным событием стало участие молодёжи в патриотической акции «Штурм Рейхстага» - масштабной реконструкции боевых событий Великой Отечественной войны.

Одной из задач социально-культурной программы «Содружество» является оснащение молодых людей знаниями в области отечественного культурно-исторического наследия, родной этнической культуры, знакомство с культурными особенностями иных этнических общностей, формирование системы общечеловеческих ценностей на основе развития познавательного интереса. Использование активных методов поликультурного воспитания способствовали формированию стойкого интереса к изучению родной культуры, культуры иных народов, развитию уважительного отношения к культурному многообразию современного общества, здорового чувства патриотизма, что в своей совокупности способствует усвоению принципов социально ответственного поведения, формированию умения жить в полиэтнической среде.

В целом, основной идеей реализации социально-культурной программы «Содружество» было мобилизация всего диапазона имеющихся возможностей, способствующих формированию социально ответственного поведения молодёжи, вовлечение ее в многообразные социально одобряемые виды досуговой деятельности, развития нравственных качеств личности.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы. Досуговая деятельность молодёжи - сфера, которая при создании определенных социально-культурных условий становится не только развлекающей средой, но и областью, позволяющей с успехом осуществлять развитие, как отдельной личности, так и социальных общностей с позиций социальных, культурно-исторических и национально-культурных ценностей. Включение в программу проектных технологий социально-культурной деятельности позволило при сочетании индивидуального развития личности с соблюдением интересов общества повысить заинтересованность участников программы на достижение значимого результата, создать атмосферу увлеченности. Применяемые в программе «Содружество» технологии социально-культурной деятельности позволили оказать положительное воздействие не только на участников эксперимента, но и на широкий круг лиц, которые в той или иной степени были вовлечены в реализацию программы; отдаленным результатом реализации программы мы видим экстраполяцию сформированной модели межкультурного взаимодействия за рамки специально организованного социально-культурного процесса, становление социально ответственного поведения как ценностно-смысловым стержня образа жизни молодого поколения.

1. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодёжной среде: социокультурный подход. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013; Выпуск 4 (120).

2. Безменов И.В. Взаимосвязь социальной перцепции с когнитивными стилями студентов вузов. Автореферат диссертации... кандидата психологических наук. Москва, 2007.

3. Губа Г.И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2007.

4. Щербакова О.С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга: монография. Барнаул, 2013.

References

1. Apanasyuk L.A. Preodolenie proyavlenij ksenofobii v molodezhnoj srede: sociokul'turnyj podhod. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013; Vypusk 4 (120).

2. Bezmenov I.V. Vzaimosvyaz'social'nojpercepciis kognitivnymistilyamistudentov vuzov. Avtoreferat dissertacii... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2007.

3. Guba G.I. 'Etnokul'turnoe vospitaniedoshkol'nikovimladshihShkolnikovvteatral'nojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2007.

4. Scherbakova O.S. 'Etnokul'turnoe vospitanie detej i podrostkov na regional'nyh narodno-pevcheskih tradiciyah v usloviyah dosuga: monografiya. Barnaul, 2013.

Статья поступила в редакцию 25.08.16

УДК 371

Slepkina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: junona2006@mail.ru

PRACTICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF FIGURATIVE PERCEPTION OF MUSIC IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF INTONATION PLASTIC. The article discusses practical issues of development of figurative perception of music in older preschool children by means of all kinds of musical activity. The author describes the contents of the three phases of the perception of the image of a piece of music. The work states an idea that plastic intonation is applicable in various types of musical activities and is aimed at enhancing the perception of figurative meanings in older preschoolers. The article highlights two types of musical and plastic activities in the music lesson in preschool. The researcher also presents different methods of plastic intonation with older preschoolers. The work has an interdisciplinary character, written at the intersection of musical psychology, theory and methodology of music education.

Key words: imaginative perception, perception of music, plastic intonation, types of musical activities, musical and plastic activities.

Ю.В. Слепкина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: junona2006@mail.ru

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются практические вопросы развития образного восприятия музыки у старших дошкольников посредством всех видов музыкальной деятельности. Раскрывается содержание трех фаз развития восприятия образа музыкального произведения. Обосновывается идея о том, что пластическое интонирование применимо в различных видах музыкальной деятельности и направлено на активизацию образного восприятия старших дошкольников. В статье выделены два типа музыкально-пластической деятельности на музыкальном занятии в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Также представлены различные методы осуществления пластического интонирования со старшими дошкольниками. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке музыкальной психологии, теории и методики музыкального образования.

Ключевые слова: образное восприятие, восприятие музыки, пластическое интонирование, виды музыкальной деятельности, музыкально-пластическая деятельность.

В музыкально-педагогической практике доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на человека на самых разных этапах его жизни. Особенно важными являются впечатления детства, которые глубоко и сильно влияют на личность. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Накопление образных ощущений создает определенную базу знаний, умений, навыков, помогает глубже раскрыть заложенные в ребенке музыкально-творческие способности. Дошкольное детство - период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность.

В старшем дошкольном возрасте дети обладают уже достаточно развитым словарным запасом, имеют некоторый слушательский опыт, обладают элементарными музыкальными умениями и навыками. Следовательно, развитие образного восприятия музыки должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Приоритетным видом музыкальной деятельности в данный возрастной период является слушание музыки. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь» разных эпох. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Развитие образного восприятия музыки должно опираться на полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления. Чем шире и многограннее будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже дошкольники будут проникать в авторский замысел, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным и действенным.

С.Х. Раппопорт выделяет три фазы восприятия образа музыкального произведения:

- предкоммуникативную (в ходе которой формируются потребность, мотив и установка на слушание музыки);

- коммуникативную (формируются вкус, идеал, навык общения с музыкой, художественное переживание);

- посткоммуникативную (формируются оценка, суждение)

[1].

Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным. Это очевидно следует из того, какое воздействие оказывает музыка на телесную, двигательную сферу человека. Наиболее ярко связь музыки с движением человека проявляется в народной музыке. И песня, и народный танец, и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, «разыгрыванием» музыкального произведения, его инсценированием. Именно пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.

Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом системы К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актера. Первая ступень восприятия ребенком музыкального образа связана с анализом своего переживания. Дошкольники не путем вербализации, а через активное действие с образом, вокальное, пластическое интонирование музыки проходят путь от себя к образу и от образа к себе. Пластическое интонирование направлено на то, чтобы лучше познать себя и других, вступить в диалог с композитором, стать участником интерпретации, а, следовательно, глубже понять замысел автора. Так, например, дирижирование, жесты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.