Научная статья на тему 'Психодинамический подход к психопрофилактике коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел'

Психодинамический подход к психопрофилактике коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ ВИКТИМНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ПОЛО) "РЕСУРС" / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ВИКТИМНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТРЕНИНГ / CORRUPTION VICTIMIZATION OF ATS EMPLOYEES / PSYCHODYNAMIC APPROACH / PSYCHODYNAMICALLY ORIENTED PERSONAL QUESTIONNAIRE (POPQ) "RESOURCE" / PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF CORRUPTION VICTIMIZATION / REFLEXIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кормачева Ольга Валентиновна

В статье рассматривается вопрос коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел, возможность ее психологической диагностики, прогнозирования, приводятся данные эмпирического исследования коррупционной виктимности сотрудников ОВД в период профессионального обучения, а также раскрываются возможности рефлексивного тренинга по психопрофилактике коррупционной виктимности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кормачева Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODINAMIC APPROACH TO THE PSYCHOPROPHYLAXIS OF CORRUPTION VICTIMITY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS

The article considers the issue of corruption victimization of law enforcement officers, the possibility of its psychological diagnosis, forecasting, provides empirical data on the corruption victimization of ATS employees during vocational training, and also reveals the possibilities of reflexive training on the prevention of corruption victimhood.

Текст научной работы на тему «Психодинамический подход к психопрофилактике коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел»

Содержание программы «Мы против экстремизма» построено на основе синтеза разнообразных взаимодействующих, взаимодополняющих видов деятельности в их оптимальном соотношении. Включение в программу технологий социально-культурной деятельности позволило (при сочетании индивидуального развития личности с соблюдением интересов общества) повысить заинтересованность участников программы на достижение значимого результата, создать атмосферу увлеченности. Применяемые в программе «Мы против экстремизма» технологии социально-культурной деятельности позволили оказать положительное воздействие не только на участников эксперимента, но и на широкий круг лиц, которые в той или иной степени были вовлечены в реализацию программы. У студентов, участников экспериментальной группы заметно усилились альтруистические мотивы участия в социально-полезной деятельности, в активных видах досуга; сформировались навыки построения межкультурного диалога; развились такие качества, как эмпатия, перцепция, познавательная активность по отношению к культуре своего и иных народов, толерантность по отношению к представителям другого этноса, конфессии, социальной группы; появилось стремление к творческому росту, внутреннему культурному развитию. Важным результатом, проявившимся в ходе подведения итогов эксперимента, стало то, что для представителей экспериментальной группы участие в социально полезной деятельности преодолело рамки обычного свободного времяпровождения, стало в значительной степени образом жизни.

Литература:

1. Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде: Автореф... дисс. канд. пед. наук - М: 2005.

2. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности: Автореф...... дисс. доктора пед. наук. - Тамбов, 2014.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

4. Зинченко В. Большой психологический словарь - М: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак - 2008.

5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность - М: МГУКИ, 2004.

6. Любимова Г.А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытно-поисковой деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2005.

7. Сериков А.В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов (на примере Ростовской области): Автореф. ... канд. социологич. Наук. -Ростов-на-Дону, 2005.

8. Сингач А.Н. Проектные технологии социально-культурной деятельности как основа организации рекреационного пространства Парка Спорта // Экономика Сибири: пространство выбора для дальнейшего развития материалы и выступления. - Барнаул: ООО «Папирус», 2015 г. - С. 244-248.

9. Сингач А.Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 170-174.

Психология

УДК 159.923.5

адъюнкт Кормачева Ольга Валентиновна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет МВД России» (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННОЙ ВИКТИМНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел, возможность ее психологической диагностики, прогнозирования, приводятся данные эмпирического исследования коррупционной виктимности сотрудников ОВД в период профессионального обучения, а также раскрываются возможности рефлексивного тренинга по психопрофилактике коррупционной виктимности.

Ключевые слова: коррупционная виктимность сотрудников ОВД, психодинамический подход, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс», психологическая профилактика коррупционной виктимности, рефлексивный тренинг.

Annotation. The article considers the issue of corruption victimization of law enforcement officers, the possibility of its psychological diagnosis, forecasting, provides empirical data on the corruption victimization of ATS employees during vocational training, and also reveals the possibilities of reflexive training on the prevention of corruption victimhood.

Keywords: corruption victimization of ATS employees, psychodynamic approach, psychodynamically oriented personal questionnaire (POPQ) «Resource», psychological prevention of corruption victimization, reflexive training.

Введение. Коррупция в нашей стране, согласно действующего законодательства, позиционируется как одна из основных угроз национальной безопасности. В связи с этим разработана система мер по противодействию коррупции, предусмотрены мероприятия, позволяющие свести к минимуму коррупционный потенциал взаимодействия между органами внутренних дел и гражданами. Вместе с тем, борьба с данным феноменом не приводит к желаемому результату. В связи с этим большую значимость получает профилактика коррупционного поведения, позволяющая предупредить психологическую готовность к коррупционным отношениям.

Изложение основного материала статьи. Актуальность проблемы исследования коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел определяется как теоретической значимостью, так как в современной психологической литературе недостаточно разработана проблема психологических факторов (предикторов) коррупционной виктимности, так и прикладным значением изучения предикторов коррупционной виктимности с целью выявления групп коррупционного риска и её психопрофилактики.

Психологическая профилактика коррупционной виктимности должна начинаться на стадии профессиональной подготовки сотрудников, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел. На

начальном этапе профессионального обучения только еще формируется «полицейское» мышление, начинающий сотрудник открыт изменениям, способен к развитию гибкости и рефлексивности мышления, благодаря чему возможна работа по самопознанию, осмыслению личных интересов, ценностей, что способствует конструктивной профессионализации сотрудников органов внутренних дел. В этот период условия и требования службы в целом соответствуют актуальным задачам развития.

Для повышения качества работы по профилактике коррупционного поведения среди сотрудников органов внутренних дел, а также в целях предотвращения проникновения в ОВД лиц, преследующих личные корыстные интересы необходимо решить проблему валидной психологической диагностики факторов риска коррупционной виктимности у сотрудников органов внутренних дел.

К сожалению, психологических методик, которые позволили бы достоверно выявить наличие коррупционного сознания, поведения, взяточничества не имеются. Существующие методики позволяют только предположить с той или иной степенью вероятности наличие коррупционного поведения или предполагаемого участия в коррупционных деяниях. Однако большинство таких методик являются авторскими разработками, применяются в отдельных органах и организациях [7, с. 44].

Наиболее перспективными для распознавания коррупционной виктимности сотрудников ОВД являются современные психодинамические концепции, исследующие бессознательные области человеческой психики, такие как Я-структурная теория личности Г. Аммона.

Структурно-функциональная модель личности Г. Аммона включает в себя систему первичных (врожденных), центральных (находящихся в бессознательном) и вторичных (осознаваемемых) функциональных носителей личности, или Я-функций [13, с. 17].

Центральные Я-функции могут быть сформированы конструктивно (нормально), деструктивно (патологически) и дефицитарно (задержанными в развитии), таким образом, определяя дальнейшее социальное развитие личности, её психическое здоровье.

Преобладание конструктивности в центральной Я-функции говорит о высоком уровне самореализации и самоактуализации личности, которая готова противостоять коррупционному давлению, обладает антикоррупционной устойчивостью. Доминирование деструктивно-дефицитарных Я-функций говорит о неспособности личности противостоять широкому спектру негативных состояний, а в ситуациях коррупционного давления стать жертвой коррупционного поведения, быть неспособной защитить себя от такого поведения.

У данного психодинамического подхода имеется специальный психодиагностический инструментарий -Я-структурный тест (ISTA), в основу которого положена идея диагностики бессознательного (неосознаваемых мотивов, побуждений, потребностей и глубинных характеристик) с помощью сознательного самоотчета.

Так на концептуальной основе Я-структурного теста Г. Аммона был разработан Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс» (Шаповал В.А., 2012), предназначенный для оценки, прогнозирования и мониторинга профессионального психологического здоровья сотрудников ОВД. На основе данного опросника определены специальные дополнительные шкалы, на соотношении (разности) которых разработана интегральная шкала для диагностики склонности к коррупционному поведению (Rku, RKufl - ресурс антикоррупционной устойчивости) [14]. Таким образом, сотрудники, имеющие низкие показатели по данной шкале, не способны избежать коррупционного поведения, имеют предрасположенность (склонность, способность) стать непосредственной или опосредованной жертвой коррупционного правонарушения, то есть обладают коррупционной виктимностью.

Психологическая профилактика коррупционной виктимности включает в себя обсуждение выявленных психодинамических (коренящихся в сфере бессознательного) Я-структурных личностных образований, детерминирующих коррупционное поведение в ситуации коррупционного давления. Далее проводятся групповые тренинговые занятия, цель которых состоит в осознавании имеющихся личностных предпосылок коррупционной виктимности и формировании конструктивных копинг-стратегий или навыков эффективного выхода из ситуаций склонения сотрудника к совершению коррупционного правонарушения.

С целью изучения психодинамических характеристик и проведения психопрофилактических мероприятий проводится пилотажное исследование. Цель исследования состоит в изучении психодинамических характеристик личности, на их основе обозначить ведущие психологические факторы коррупционной виктимности сотрудников, определить основные пути её психопрофилактики, включая разработку программы.

Общий объем выборки испытуемых составил 60 человек: сотрудники, впервые поступившие на службу в органы внутренних дел и проходящие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» в возрасте от 20 до 32 лет. Однородность выборки обеспечивалась сходством испытуемых по следующим критериям: социальный статус (сотрудники ОВД), пол (выборка представлена сотрудниками мужского пола).

В процессе исследования обследуемые были разделены на две группы: 1 группа - контрольная (30 человек) и 2 группа - экспериментальная (30 человек).

Обследование проводилось с помощью бланковой психодиагностической методики Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс». По результатам проведённого исследования сотрудников с высокими (более 60) показателями по шкале антикоррупционной устойчивости в контрольной группе оказалось 8, в экспериментальной группе - 6, с низкими показателями коррупционной устойчивости (менее 40) в контрольной группе - 3, в экспериментальной группе - 2.

Результаты были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью программы SPSS Statistics 21 по критерию сравнения двух независимых выборок U-Манна-Уитни, корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

Анализ результатов исследования осуществлялся на основе сравнения эмпирических данных в двух группах. Сравнительный анализ психодинамических характеристик личности по U-критерию Манна-Уитни в экспериментальной и контрольной группах между показателями шкал методики ПОЛО «Ресурс» не показал наличие достоверных различий (таблица 1).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализ по ^критерию Манна-Уитни в экспериментальной и

контрольной группах

Статистические критерии

Rku ИКиА

и Манна-Уитни 434,000 447,500

Асимптотическая значимость (2-сторонняя) 0,813 0,970

Величина уровня значимости (Асимптотическая значимость (2-сторонняя)) больше 0,05, поэтому достоверен вывод о том, что различий между контрольной группой и экспериментальной группой до начала психопрофилактической работы нет. Таким образом, распределение уровня антикоррупционной устойчивости в контрольной группе соответствует распределению уровня антикоррупционной устойчивости в экспериментальной группе.

Таблица 2

Расчет коэффициента корреляции Спирмена между показателями шкал центральных Я-функций и интегральных шкал диагностики склонности к коррупционному поведению методики ПОЛО

«Ресурс»

Шкалы Ики ИКиП

А1 Коэффициент корреляции ,397** 499**

Знач. (двухсторонняя) 0,002 0

N 60 60

А2 Коэффициент корреляции -424** -,377**

Знач. (двухсторонняя) 0,001 0,003

N 60 60

А3 Коэффициент корреляции -,586** -654**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

С1 Коэффициент корреляции ,397** ,543**

Знач. (двухсторонняя) 0,002 0

N 60 60

С2 Коэффициент корреляции - 544** -,616**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

С3 Коэффициент корреляции - 520** -476**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

01 Коэффициент корреляции ,422** ,508**

Знач. (двухсторонняя) 0,001 0

N 60 60

02 Коэффициент корреляции - 570** - 590**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

03 Коэффициент корреляции - 548** - 584**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

0i2 Коэффициент корреляции -,430** -,430**

Знач. (двухсторонняя) 0,001 0,001

N 60 60

0i3 Коэффициент корреляции - 585** -,628**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

N1 Коэффициент корреляции ,504** ,622**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

N2 Коэффициент корреляции - 374** - 393**

Знач. (двухсторонняя) 0,003 0,002

N 60 60

N3 Коэффициент корреляции -,639** - 652**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

S2 Коэффициент корреляции -,362** - 395**

Знач. (двухсторонняя) 0,004 0,002

N 60 60

S3 Коэффициент корреляции - 591** - 582**

Знач. (двухсторонняя) 0 0

N 60 60

"Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

Корреляционный анализ психодинамических характеристик личности по коэффициенту корреляции Спирмена в экспериментальной и контрольной группах между показателями шкал центральных Я-функций и интегральных шкал диагностики склонности к коррупционному поведению методики ПОЛО «Ресурс» показал достоверную корреляционную зависимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным корреляционного анализа результатов исследования (таблица 2) были выявлены сильные положительные корреляционные связи по всем конструктивным шкалам Я-структуры личности (за исключением шкалы ОП - конструктивного внутреннего Я-отграничения и 81 - конструктивной сексуальности) с интегральными шкалами диагностики склонности к коррупционному поведению (антикоррупционной устойчивостью).

Этот факт подтверждает предположение о том, что противостоять коррупционному давлению способна личность с преобладанием конструктивности в центральной Я-функции.

Корреляционный анализ полученных данных выявил наличие значимой обратной зависимости между всеми деструктивно-дефицитарными шкалами и интегральными шкалами антикоррупционной устойчивости.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в ситуациях коррупционного давления стать жертвой коррупционного поведения, быть неспособной защитить себя от такого поведения может стать личность с доминированием деструктивно-дефицитарных Я-функций.

После психодиагностического исследования в экспериментальной группе проводятся занятия по психопрофилактике коррупционной виктимности. В контрольной группе данные занятия не проводятся.

Психологическая профилактика (превенция) коррупционной виктимности - комплекс правовых и психологических условий, направленных на предотвращение использования сотрудниками органов внутренних дел моделей коррупционного поведения.

Психологическая профилактика коррупционной виктимности направлена на коррекцию личностных особенностей, способных спровоцировать коррупционную виктимизацию сотрудника и вовлечение его в совершение коррупционного правонарушения. Эффективная психопрофилактика коррупционной виктимности должна включать выработку альтернативы коррупционного поведения в виде нормативного (антивиктимного) поведения. Обучение навыкам антивиктимного поведения проходит в форме различных видов психологического тренинга.

В работе с сотрудниками органов внутренних дел в период прохождения ими профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» используется рефлексивный тренинг как условие формирования эффективных элементов поведения.

Цель тренинга заключается в формировании навыка антивиктимного (нормативного) поведения сотрудников органов внутренних дел в ситуациях коррупционного давления. Структура тренинга стандартная и включает в себя знакомство, упражнения для снятия эмоционального напряжения, уверенного поведения, формирования навыка результативного общения, позитивного самовосприятия и рефлексии, практические упражнения с коррупционным риском. Используются следующие методы работы: символическое самовыражение, групповая и индивидуальная рефлексия, имитационные игры, групповая дискуссия, обмен личным опытом, групповое решение проблемы, тренинговые упражнения. Также используется метод многократного повторения элементов антивиктимного (нормативного) поведения (паттерны).

Рефлексивный тренинг обеспечивает процесс формирования антивиктимного поведения у сотрудников, при этом основное внимание сосредоточено на обеспечение условий, максимально благоприятных для выработки каждым участником тренинга самостоятельной, независимой, собственной позиции антивиктимного поведения.

На практических (тренинговых) занятиях моделируются различные ситуации коррупционного давления (предложение сотруднику вознаграждения за определённые действия в виде подарка, денег, услуг и т.п.) и отрабатываются правильные, грамотные действия сотрудников полиции в таких ситуациях. В процессе отработки таких заданий иллюстрируются варианты неправильного поведения сотрудника и правовые последствия неграмотных действий. Кроме того, уделяется внимание изучению психологических механизмов принятия решения сотрудником в ситуации коррупционного давления, коррупционного риска, в целях выбора оптимального варианта поведения в данной ситуации.

Важной частью психопрофилактической модели является проведение групповых занятий с использованием активных методов обучения. Проводится пропаганда виктимологических знаний для сотрудников ОВД с целью понимания специфики ряда ситуаций, в которых увеличивается возможность стать жертвой коррупции, а также разъяснительная работа о важности защиты профессиональной чести сотрудника полиции [4, с. 39].

Тренинговая программа, основанная на психодинамическом подходе, делает акцент на эмоциональных переживаниях сотрудников и ставит своей целью разрешение их внутренних конфликтов, выработку способности управлять своими эмоциями, овладение более рациональными способами мышления, усиление осознанного контроля и прогноза своих поступков, а также направлена на выработку навыков адекватного общения.

По завершению серии психопрофилактических занятий в экспериментальной группе в обеих группах будет проведено повторное психодинамическое исследование. Данное исследование проводится в целях отслеживания динамики психодинамических характеристик личности. Сравнение эмпирических данных будет происходить в экспериментальной группе в первом и во втором исследовании, а также сравнение эмпирических данных в двух группах во втором исследовании.

Выводы. Изучение и выявление психодинамических личностных характеристик сотрудников органов внутренних дел, склонных к коррупционному поведению, и своевременная психопрофилактика коррупционной виктимности будут способствовать выработке альтернативы в виде нормативного поведения (формирование адаптивных копинг-стратегий), а также предотвращению проникновения в ОВД лиц, преследующих личные корыстные интересы.

Таким образом, актуальность диагностики коррупционной виктимности и её психопрофилактики у сотрудников ОВД обусловлена социальной значимостью их служебной деятельности и социальной опасностью лиц, склонных к коррупционному поведению. Так сотрудник ОВД может стать жертвой преступной агрессии в силу своего служебного положения [2, с. 417]. Психологическая профилактика коррупционной виктимности сотрудников ОВД способствует формированию личности, устойчивой к

коррупционному давлению и должна охватывать все этапы службы сотрудника - от поступления на службу до увольнения, при этом опираться необходимо на психодинамические характеристики личности.

Литература:

1. Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 323-328.

2. Вишневецкий К.В. Классификация виктимности // Юридические науки. 2014. № 2. С. 417-418.

3. Гарипов И.М. Виктимологические факторы и виктимологические ситуации криминального коррупционного поведения в республике Татарстан // Виктимология. 2016. № 4 (10). С. 23-35.

4. Гарманов В.М. Отдельные направления предупреждения виктимности сотрудников полиции // Виктимология. 2014. № 2 (2). С. 34-40.

5. Гончарова Н.А., Кобозев И.Ю., Костылева И.В. Психологические факторы коррупционного поведения сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). С. 165-170.

6. Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 3 (7). С. 6-38.

7. Микитюк Ю.В., Заброда Д.Г. Предупреждение коррупции: психолого-педагогический подход // Общество и право. 2018. № 1 (63). С. 40-46.

8. Муллахметова Н.Е. Виктимологические аспекты коррупции // Виктимология. 2015. № 2(4) С. 47-50.

9. Помаз Г.С. Психологические детерминанты формирования коррупционного поведения сотрудников полиции // Философия права. 2014. № 1 (62). С. 62-65.

10. Ревягин А.В. Нравственно-психологические стандарты антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1 (68). С. 24-27.

11. Сторчилова Н.В. Особенности личности коррупционного преступника // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 2 (42). С. 32-37.

12. Шаранов Ю.А. Коррупция в свет культурной парадигмы // Межвузовская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 22 ноября 2007) «Психология коррупции: анализ, теория, практика»: тез. докл. - СПб., 2007. С. 5-15.

13. Шаповал В.А., Голянич В.М. Обоснование инновационной технологии оценки персонала // Упраленческое консультироание. 2013. № 4. С. 13-27.

14. Шаповал В.А. Дискриминантная модель оценки и прогнозирования антикоррупционной устойчивости сотрудников органов внутренних дел с помощью Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ. 2018.

Психология

УДК 59

доктор психологических наук, профессор Лидак Людмила Валентиновна

ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (г. Пятигорск); аспирантка Юнгман Ирина Вячеславовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

аспирантка Спиридонова Ирина Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается сущность инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Дается детальный анализ позиций, который подтверждает несомненную значимость и актуальность инновационных подходов в современном образовании. Инновационные тенденции образования на сегодняшний день придерживаются основных направлений, связанных с формированием современного содержания образования; с разработкой и реализацией эффективных технологий обучения; изменением стиля мышления педагогов, обучающихся, с изменением взаимоотношений между ними, с созданием и развитием творческих инновационных коллективов образовательных организаций. Инновационная деятельность образовательной организации во многом определяется инновационным потенциалом педагогов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательная организация, педагог, обучающиеся, эффективность, технологии обучения.

Annotation. The article deals with the essence of the innovative educational environment of higher education. A detailed analysis of the positions is given, which confirms the undoubted importance and relevance of innovative approaches in modern education. Innovative trends in education today adhere to the main directions associated with the formation of modern content of education; with the development and implementation of effective learning technologies; changing the way of thinking of teachers, students, with a change in the relationship between them, with the creation and development of creative innovative teams of educational organizations. The innovative activity of an educational organization is largely determined by the innovative potential of teachers.

Keywords: innovative activity, educational organization, teacher, students, efficiency, learning technologies.

Введение. В конце второго десятилетия двадцать первого века не только обобщается индивидуальный опыт педагогов-новаторов, но и переосмысливаются тенденции и теоретические концепции инновационной педагогической деятельности разных исторических этапов. Направления исследований инновационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.