ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
УДК 343.9
Головкин Роман Борисович Golovkin Roman Borisovich
доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника по научной работе Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67 Е)
doctor of sciences (law), professor, deputy head
Vladimir juridical Institute of the Federal penitentiary service of Russia (67 E Bolshaya Nizhegorods-kaya st., Vladimir, 600020)
E-mail: [email protected]
Кулакова Анна Александровна Kulakova Anna Aleksandrovna
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры пенитенциарной педагогики, психологии и социальной работы
Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67 Е)
candidate of sciences (law), associate professor, head of the department of penitentiary pedagogy, psychology and social work
Vladimir juridical Institute of the Federal penitentiary service of Russia (67 E Bolshaya Nizhegorods-kaya st., Vladimir, 600020)
E-mail: [email protected]
Правовые и профессиональные проблемы виктимности сотрудников УИС Legal and professional issues of the victimization of the prison staff
Статья посвящена изучению профессиональной виктимности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Рассматривается правовой и криминологический аспекты виктимности сотрудника правоохранительных органов, особенности профессиональной виктимности сотрудника пенитенциарной системы.
Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, профессиональная виктимность.
The article is devoted to the study of the professional victimization of criminal-executive system employees. Examines the legal and criminological aspects of the victimization of a law enforcement officer, the features of the professional victimization of penitenciarias system employee.
Keywords: victimization, victim behavior, professional victimization.
Рост преступности, серьезные негативные качественные изменения в ней, усиление криминализации общества, а следовательно, и малая эффективность традиционных мер уголовно-правового принуждения выступают мощными факторами криминальной угрозы личности, заставляют активизировать как общее, так и виктимологическое предупреждение преступлений.
Особое значение приобретает виктимологи-ческая профилактика преступлений, совершенных против сотрудников правоохранительных органов и связанных с исполнением ими служебных обязанностей, в частности, против сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В криминологическом исследовании жертв насильственных преступлений Г.И. Шнайдер выяснил, что одним из факторов, приводящих к совершению преступлений в отношении личности, является ее контакт с представителями криминального мира [1, с. 140]. Это утверждение справедливо в отношении 70% изученных Шнайдером случаев, из чего он делает вывод о повышении виктимизации личности при условии ее взаимодействия с преступниками. Поскольку профессиональная деятельность сотрудников УИС каждодневно связана с лицами, осужденными за совершение уголовно наказуемых деяний, их виктимная предрасположенность не вызывает сомнений. Более того, рост
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
91
Гэловкин Р.Б., Кулакова А.А. Правовые и профессиональные проблемы виктимности сотрудников УИС
Гэловкин Р.Б., Кулакова А.А. Правовые и профессиональные проблемы виктимности сотрудников УИС
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
уровня виктимности сотрудника пенитенциарного учреждения имеет прямую зависимость от количества непосредственных контактов со спецконтингентом и характера исполняемых жертвой служебных обязанностей. Так, по результатам нашего исследования, наибольшее количество преступлений на службе совершается в отношении сотрудников, имеющих прямые контакты с осужденными, и тех, чьи служебные полномочия воспринимаются осужденными как принуждающие их к определенному типу поведения, наказывающие, карающие, а именно сотрудников отдела охраны и надзора (29,6% рассмотренных случаев), воспитательного отдела (24,7%), оперативного отдела (15,9%), инженерно-технического отдела (9,5%).
Кроме того, любой сотрудник УИС воспринимается представителями криминального мира враждебно, как представитель чуждого им социума, не разделяющего их ценности и правила. Это обстоятельство не только оправдывает, но и делает желаемым, поощряемым в преступной среде любое физическое или психическое насилие, оскорбление в отношении сотрудника учреждения. Осужденный, совершивший подобные действия, автоматически повышает свой авторитет в преступной среде. Поэтому преступник часто совершает уголовно наказуемое деяние в отношении сотрудника УИС публично, стараясь привлечь внимание других осужденных к его преступным действиям.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит нормы, предусматривающие ответственность осужденных за совершение преступлений в отношении сотрудников пенитенциарной системы: статья 321 УК РФ — дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Так, согласно единому отчету по преступности за 2012, 2013 и 2014 годы количество заре-гистрированныхпреступлений по статье 321 УК РФ составляет 173, 213 и 213 соответственно.
Уголовно-правовая норма, устанавливающая запрет на совершение преступлений во время отбывания уголовного наказания, предусматривает санкцию строже, по сравнению с совпадающими по объективным признакам деяниями, квалифицированными общей уголовной нормой. Но уголовно-правовой защите согласно статье 321 УК РФ подлежат только сотрудники учреждений, обеспечивающих изоляцию осужденных от общества. В отношении других сотрудников УИС, в частности лиц, исполняющих наказания не связанные с лишением свободы, такой меры не предусмотрено.
Часть 2 статьи 321 УК РФ предполагает также ответственность за воздействие на служебную деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений путем совершения нападения на третьих лиц, в частности членов их семей, с целью заставить сотрудника изменить характер своей деятельности. Такой тип преступного воздействия на сотрудников УИС хотя и не получил широкого распространения, но представляет существенную опасность для нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Уголовное законодательство декларирует защиту жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих от преступных посягательств (ст. 317 УК РФ), но ограничивает действия сотрудников служебной деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует понимать несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных спортивных и других массовых мероприятий; поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств [2], что не является повседневными профессиональными функциям сотрудников пенитенциарной системы.
Таким образом, государство предпринимает шаги по защите сотрудников УИС от возможных посягательств, но в этом смысле законодательство требует доработки, а профессиональная виктимность сотрудников пенитенциарных учреждений — изучения и профилактики широким спектром средств.
И.А. Папкин, изучавший профессиональную виктимность сотрудников органов внутренних дел, считает, что она имеет психологическую структуру, которая может быть выражена в виде трех взаимосвязанных динамических блоков: потенциальная, реализуемая или поведенческая и реализованная виктимность. Наши данные подтверждают существование аналогичной структуры профессиональной виктимности сотрудников органов, исполняющих наказание.
Потенциальная виктимность выражается недостаточной профессиональной психологической подготовленностью к действиям в экстремальных ситуациях, негативными личностными качествами, такими как агрессивность, жесто-
92
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
кость, повышенная склонность к риску, недостаточная коммуникативная толерантность и другие, и часто переживаемыми отрицательными психическими состояниями.
Психологическая подготовка к ситуациям, опасным для жизни и здоровья сотрудников УИС, не остается без внимания руководства ведомства. Ей уделено значительное место в учебных планах ведомственных учебных заведений, системы первоначальной подготовки, повышения квалификации, на служебных подготовках.
На увеличение профессиональной виктим-ности сотрудников УИС может повлиять феномен профессионального выгорания, который рассматривается как проявление следующих симптомов: усталость, психосоматические недомогания, чувство эмоционального истощения, негативное отношение к труду, к окружающим, негативная Я-концепция, раздражительность, напряженность, тревожность, гнев, пессимистические настроения, цинизм.
Чувство хронической напряженности, тревоги у сотрудников УИС нарушает психическое равновесие и физическое здоровье, психическую адаптацию, оказывает разрушительное воздействие на личность и ее структурные элементы (мотивацию, потребности, интересы). Эти чувства представляют барьер для самостоятельной, творческой, инициативной и полноценной профессиональной деятельности, стандартизируют поведение, заставляют действовать по шаблону в нестандартныхусловиях.
При хроническом стрессе и запредельной профессиональной психической усталости у сотрудника отмечается эмоциональная неустойчивость, подверженность неблагоприятному влиянию среды осужденных, потеря эмпатии, негативное отношение к службе, ощущение профессиональной ненужности и бессилия, формирование установки на ужесточение наказания и пр.
Реализуемая или поведенческая виктим-ность раскрывается в особенностях виктимно-го поведения сотрудников УИС в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализованная виктимность позволяет оценить последствия виктимных действий, их тяжесть и наметить мероприятия по реабилитации сотрудников пенитенциарных учреждений и снижению уровня их профессиональной виктимности.
Необходимо подчеркнуть связь реализуемой, поведенческой виктимности с уровнем потенциальной виктимности. Поданным И.А. Пап-кина, незначительный уровень потенциальной
профессиональной виктимности не ведет, как правило, к сбоям и уязвимости в деятельности, фактически не влияет на ее эффективность. Напротив, значительный и высокий уровень потенциальной виктимности, как правило, ведет к виктимному поведению и реализации виктимных потенций сотрудников при наступлении опасной виктимологической ситуации [3, с. 12].
Профессиональную виктимность сотрудника уголовно-исполнительной системы можно структурировать следующим образом:
— личностный компонент, содержащий индивидуальные психологические качества человека;
— антропологический, обусловленный наличием физиологических особенностей, делающих жертвууязвимой перед преступником;
— социально-ролевой компонент, отражающий положение сотрудника в социуме;
— атрибутивный, вызванный наличием у жертвы предметов, заманчивых для преступника (оружия, ключей ит. п.).
Виктимность сотрудников УИС может подразделяться на виновную и невиновную. Невиновная виктимность может быть связана со спецификой трудовой деятельности потерпевшего, с его психофизическими качествами (например, больной, слабый) при социально одобряемом поведении этого лица вообще и в предпреступной ситуации в частности. Виновная виктимность заключается в отрицательном, ненадлежащем с точки зрения права и морали поведении потенциальной жертвы, которое является фактором, способствующим совершению преступления.
В пенитенциарных преступлениях, согласно проведенным нами исследованиям, в 54% случаев виновное поведение жертвы стало главной причиной преступления, совершенного против нее, и только 15,6% респондентов уверены, что жертва не создавала условий для преступления. Простое математическое действие показывает, что количество жертв пенитенциарных преступлений, создавших условия для их совершения, соотносятся с жертвами, не показавшими такой вариант поведения, как 3 к 1.
Изучая вопрос о правомерности действий сотрудников УИС, ставших жертвами пенитенциарных преступлений, мы выяснили, что только 19,4% респондентов посчитали, что поведение потерпевшего противоречило нормам права, а 71,6% заявили о допускаемом законом поведении жертв, причем 37,3% говорили об оскорбительном отношении к личности объекта деяния, 20,5% — о проявлении неуважения
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
93
Гэловкин Р.Б., Кулакова А.А. Правовые и профессиональные проблемы виктимности сотрудников УИС
Гэловкин Р.Б., Кулакова А.А. Правовые и профессиональные проблемы виктимности сотрудников УИС
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
к общественному порядку, в частности к своим служебным обязанностям, 13,8% — о применении физического либо психического насилия к будущему преступнику или его близким.
Таким образом, следует признать существование профессиональной виктимности сотрудников уголовно-исполнительной системы, под которой понимается повышенная способность становиться жертвой правонарушений, несчастных случаев, отрицательных жизненных обстоятельств и других негативных факторов, связанная как с особенностями профессиональной деятельности сотрудника, так и с его психопатологическими состояниями и поведением, реализуемая на ситуационном, деятельностно-практическом и интеллектуально-волевом уровнях. Сотрудники УИС имеют индивидуальные характеристики, повышающие или понижающие их уязвимость, но сам факт найма на работу в органы, исполняющие наказания, с нашей точки зрения, является фактором, резко повышающим вероятность преступных посягательств в отношении такого человека. Сотрудники работают в условиях больших физических и психологических нагрузок, вызванных постоянно возрастающей криминогенностью спецконтингента.
Примечания
1. Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1994.
2. О применении судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 12 сентября 1989 г. № 9 // Российская газета. 1989. 24 сентября.
3. Папкин И.А. Психологические пути снижения виктимности сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
Notes
1. Schneider G.I. Criminology. Moscow, 1994.
2. On application by courts legislation about responsibility for violence to life, health and dignity of employees of militia, people's guards, and military personnel in connection with the performance of their duties on protection of a public order: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the USSR from September 12, 1989, № 9 // Rossiyskaya gazeta. 1989. September 24.
3. Papkin I.A. Psychological ways to reduce victimization of employees of internal affairs bodies: author's abstract... candidate of psychol. sciences. Moscow, 2004.
94
Юридическая наука и практика