Научная статья на тему 'Виктимологический аспект коррупционных преступлений'

Виктимологический аспект коррупционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1993
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / КОРРУПЦИОНЕР / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СИТУАТИВНО-ВИКТИМНЫЙ ТИП ПОТЕРПЕВШЕГО / ЖЕРТВА / ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / VICTIMOLOGY / CORRUPT / CORRUPTION CRIME / SITUATIONAL VICTIMOLOGICAL TYPE OF THE VICTIM / VICTIM / VICTIMIZATION / VICTIMOLOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савенко Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы виктимологической профилактики коррупционной преступности. Исследуется ситуативно-виктимный тип потерпевшего. Раскрывается сущность жертвы коррупционного преступления и коррупционера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victimological aspect of corruption crimes

The article deals with the problem of victimological prevention of corruption criminality. Disclosed situational victimological type of victimization of the victim. Considered the nature of the victims of corruption crime and corrupt.

Текст научной работы на тему «Виктимологический аспект коррупционных преступлений»

Савенко Ирина Алексеевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583563)

Виктимологический аспект коррупционных преступлений

В статье рассматриваются проблемы виктимологической профилактики коррупционной преступности. Исследуется ситуативно-виктимный тип потерпевшего. Раскрывается сущность жертвы коррупционного преступления и коррупционера.

Ключевые слова: виктимология, коррупционер, коррупционная преступность, ситуативно-виктимный тип потерпевшего, жертва, виктимность, виктимологическая профилактика.

I.A. Savenko, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563.

Victimological aspect of corruption crimes

The article deals with the problem of victimological prevention of corruption criminality. Disclosed situational victimological type of victimization of the victim. Considered the nature of the victims of corruption crime and corrupt.

Key words: victimology, corrupt, corruption crime, situational victimological type of the victim, victim, victimization, victimological prevention.

Виктимологическая профилактика преступности является приоритетным направлением в криминологии, однако в практической деятельности органов внутренних дел данное направление борьбы с коррупционной преступностью остается самым слабым звеном.

Виктимология - это учение о жертве преступления, предметом ее исследования являются как сам преступник, так и отношения, складывающиеся между преступником и жертвой, и на этом анализе базируются теории, прогнозирующие вероятность попадания в число жертв преступлений, и методы защиты потенциальных жертв.

Рассмотрим вопрос о преступнике и жертве в коррупционной преступности. Основным доминирующим мотивом совершения преступлений данной категории является корыстный мотив (цель такого преступления - обогащение, но в последнее время выделяются группы преступников, которыми движет мотив «престижна»: назначение на более высокую должность, завоевание авторитета среди окружающих и т.д. Коррупционер действует чаще всего не в личных интересах, а в узкогрупповых или корпоративных целях посредством использования возможностей должностного или служебного положения, т.к. коррупционная преступность всегда связана с системным поведением группы лиц. Однако, занимая определенные долж-

ности в государственных или коммерческих организациях, именно из-за своего статуса должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции, могут служить и объектом подкупа. Криминализация в Уголовном кодексе РФ таких составов преступлений, как получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп и провокация взятки либо коммерческого подкупа, прямо указывает на существование как преступника-коррупционера, так и «жертвы» коррупционной преступности.

Поскольку коррупция - это многоплановое системное массовое явление, одиночка не может быть коррупционером, он должен входить в систему, даже если действует в одиночку, «коррумпированный в материальном плане может ничего не иметь за свои услуги, а может действовать на основании иных интересов или обязательств, имеющих значение для коррумпировавшей его структуры» [1].

Мотив не может формироваться сам по себе, без влияния внешних условий, поэтому он отражает единство условий существования социальной среды и личностных качеств индивида, преломленных в этих условиях. Лица, корыстно сориентированные в психологическом плане, стремятся добиться назначения на должность не для того, чтобы способствовать нормальному функционированию государственной власти, государственных орга-

173

нов или коммерческих организаций, а чтобы использовать это должностное или служебное положение для извлечения выгоды не только для себя, но и узкокорпоративных интересов.

Личность коррупционера свидетельствует о наличии некоторых отличительных психологических особенностей, наполненных негативным содержанием, ценностно-нормативной мотивацией и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников.

Специфика нравственно-психологического облика коррупционера является важным фактором совершения им преступлений, однако одномоментно не является психологизацией причин преступности, поскольку нравственные особенности складываются под влиянием социальных отношений среды обитания личности.

На социальном уровне в коррупционном поведении лица просматривается стремление к достижению определенного социально-ролевого положения в профессиональном плане или общественной деятельности, которое находит отражение в карьере, обеспечении материальными благами, завоевании авторитета.

На социально-психологическом уровне предполагается стремление к приобретению признания со стороны личностно значимого группового окружения, т.е. признания по материальному положению, по значимости занимаемой должности. Среди коррупционеров встречаются лица, стремящиеся к утверждению на любом из перечисленных уровней, причем некоторые из них так решают свои внутрилич-ностные проблемы, т.е. самоутверждаются.

По социальному статусу личность коррупционера существенным образом отличается от личности других преступников. Они относятся к возрастной группе от 23 до 55 лет, в основном это люди семейные, прекрасные работники (обладают исключительно деловыми качествами и достаточно высоким уровнем работоспособности), имеют высшее образование (часто не одно), стремятся к карьерному росту, но не ради честолюбия, а с целью использования своего служебного положения для достижения корыстных целей личного или корпоративного характера. В возрастном отношении это также люди с устоявшейся психикой и мировоззрением.

Коррупционеру присуща виновная виктим-ность, которая проявляется в стремлении получить должность в государственном или частном секторе и впоследствии предпринять все зависящие от него меры для использова-

ния должностного или служебного положения к обогащению.

Наиболее опасной формой проявления коррупционных преступлений является высокая степень их виктимогенности, ведь они причиняют реальный материальный, моральный и физический вред не только отдельным лицам, группам лиц, но и учреждениям, организациям, а также коммерческим структурам или общественным организациям и становятся « виктимо-образующими».

Определение понятия «потерпевший от коррупционного преступления», отнесение к этой категории тех или иных физических или юридических лиц имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. от понимания сущности индивидуальной и групповой виктим-ности, уязвимости от коррупционных преступлений зависит тактика противодействия им.

В виктимологическом смысле потерпевшим является «жертва» преступления. К данному понятию можно отнести не только физических, но и юридических лиц (в случае причинения ущерба организации или государству), которым причинен материальный или не материальный ущерб (подрыв авторитета, деловой репутации и т.д.) в связи с совершением деяния, влекущего уголовную ответственность.

Виктимологический аспект коррупционных преступлений позволяет говорить о вынужденных жертвах, отличающихся ситуативно-виктимным поведением в силу истечения ситуативных факторов, которые оказались непреодолимыми. Например, руководитель предприятия, злоупотребляя своим служебным положением с целью извлечения личной выгоды, заключает ряд заведомо невыгодных договоров, в связи с чем предприятие терпит убытки и возникает задолженность по невыплате работникам заработной платы. В данном случае в силу ситуативных факторов работники предприятия становятся потерпевшими, т.е. жертвами в силу обстоятельств.

Однако к жертве обстоятельств коррупционной преступности можно отнести и другое лицо, на первый взгляд, ничем не отличающееся от субъекта преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ. Например, директор предприятия с целью предотвращения убытков передает денежные средства должностному лицу, в чьи служебные полномочия входит обязанность рассмотрения документов о продлении лицензии на осуществление определенной деятельности, т.к. последний преднамеренно их не рассматривает и требует «вознаграждение».

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2015 • № 4 (54)

174

Попробуем охарактеризовать потерпевших по их ролевому статусу: должностные лица, занимающие определенные должности, либо лица, выполняющие управленческие функции или занимающиеся общественной деятельностью, которые в силу выполнения своих профессиональных функций чаще, чем другие, оказываются потерпевшими от преступления (например, они подвергаются подкупу за совершение какого-либо действия или (бездействия), совершенного в пользу взяткодателя). В данном случае эта категория лиц может быть не только потерпевшей стороной, но и лицом, подлежащим привлечению к уголовной ответственности, если будет иметь место вымогательство взятки либо использование функциональных полномочий своего должностного или служебного положения, статуса или авторитета в корыстных личных или узкогрупповых целях. В данном примере должностное лицо может и не стать вынужденной жертвой, ведь у него есть выбор - все зависит от его нравственно-психологических компетенций, сформированных в процессе жизни, и в том числе по отношению к закону, и от того, какая мотивация им движет в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

В отличие от коррупционера жертвами коррупционных преступлений являются не только физические лица, но и юридические (в случае причинения ущерба организации или государству). У жертв данных преступлений возрастной критерий варьируется от 16 до 60 лет. Например, в системе образования каждый третий студент подвергается вымогательству за сдачу зачета или экзамена со стороны преподавателя-коррупционера, либо при оформлении пенсии платят коррупционерам-врачам за оформление инвалидности, которая соответствует состоянию здоровья.

Жертвами коррупционного преступления могут стать лица, принадлежащие различным социальным уровням [2]. В основном жертва ставится коррупционером в такую ситуацию, при которой подкуп является единственной возможностью достичь желаемого результата, т.е. проявляется закономерность ее поведения.

1. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики: учеб. /под ред. В.Д. Грабовского, А.Ф. Лубина. Н. Новгород, 2013.

2. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб., 2006.

На социально-психологическом уровне можно говорить о виктимизации населения. Коррупция плотно вошла в жизнь нашего общества, проникла во все сферы его функционирования, и население стало толерантно по отношению к ней. По мнению населения, проще заплатить должностному лицу и быстро получить результат в решении какого-либо вопроса, чем длительно решать его соблюдением правомерной процедуры. По сути, на сегодняшний день коррупционные взаимоотношения стали заменять правомерные.

Виктимность в поведенческом аспекте находит место в ряду причин преступности и условий, способствующих их проявлению.

Например, виктимность должностных лиц и управленцев формируется на социально-психологическом уровне за счет устойчивой убежденности россиян о неправедности богатства, за счет использования должностного положения в качестве механизма коррупционного поведения.

Низкая оплата труда должностных лиц низового звена не обеспечивает должный уровень материального обеспечения их семей и обусловливает такую ситуацию, когда население страны как бы отдано чиновничеству на откуп государством, не справляющимся со своими задачами.

Поскольку коррупция имеет глубокие социальные корни, совершение большинства коррупционных деяний становится возможным в силу коррупционной виктимности населения.

Повышение эффективности предупреждения коррупционных преступлений может быть достигнуто за счет мер виктимологической профилактики, а именно:

проведения антикоррупционной пропаганды среди различных слоев населения с привлечением образовательных учреждений;

организации правовой помощи лицам, попавшим в поле коррупционного воздействия;

целенаправленного воздействия на наиболее потенциально виктимные группы граждан, которые по роду деятельности систематически контактируют с должностными лицами и служащими различных уровней с целью формирования у них позиции активного противодействия посягательствам на их законные интересы и права.

1. Criminalistics: investigation of crimes in the sphere of economy: textbook/ed. by V.D. Grabovsky, A.F. Lubin. Nizhny Novgorod, 2013.

2. Rivman D.V. Criminal victimology. St. Peterburg, 2006.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.