УДК 39:78:[378.1:008(571.150)]
DOI 10.52575/2712-7451-2022-41-2-297-307
Этнокультурные практики в подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов
Щербакова О.С., Яговец Н.А.
Алтайский государственный институт культуры,
Россия, 656 044, г. Барнаул, ул. Юрина, 277 E-mail: olga-uzorie@mail.ru, yagovetsna@mail.ru
Аннотация. Снижение роли этнокультурных практик в общественной и семейной жизни этносов России, запустившее процесс деформации этнокультурной идентичности подрастающего поколения и системы этнокультурных ценностей, способны компенсировать жизнеспособные формы этнокультурных образовательных практик. Транслирование фольклорных жанров, органично включенных в различные формы этнокультурных практик, и в то же время являющихся предметной областью изучения в системе современного народно-певческого образования, способствуют не только сохранению традиций нематериального культурного наследия этноса, но и формированию личности руководителя коллектива с устойчивой этнокультурной идентичностью. Авторами представлен выявленный и систематизированный в результате исследования комплекс этнокультурных образовательных практик и основные педагогические условия их реализации. Раскрыта апробированная система этнокультурных образовательных практик исследовательского, художественно-творческого, образовательно-методического и досугового характера, направленная на формирование профессиональных компетенций будущего руководителя народно-певческого коллектива и способствующая передаче этнокультурных знаний и преемственности фольклорно-исполнительских умений.
Ключевые слова: образовательные практики, этнокультурные практики, этнокультурная идентичность, фольклор, руководители народно-певческих коллективов, искусство народного пения, сибирский регион, Алтайский край
Для цитирования: Щербакова О.С., Яговец Н.А. 2022. Этнокультурные практики в подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(2): 297-307. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-297-307
Ethnocultural Practices in the Training of Future Leaders
of Folk Singing Group
Olga S. Shcherbakova, Natalia A. Yagovets
Altai State Institute of Culture, 277 Yurina St, Barnaul 656044, Russia E-mail: olga-uzorie@mail.ru, yagovetsna@mail.ru
Abstract. The declining in the role of ethno-cultural practices in the social and family life of the ethnic groups of Russia, which launched the process of deformation of the ethno-cultural identity of the younger generation and the system of ethno-cultural values, can be compensated by the viable forms of ethno-cultural educational practices. Broadcasting of the folklore genres, which are organically included in the various forms of ethnocultural practices, and at the same time, being the subject area of study in the system of modern folk singing education, contributes not only to the preservation of the traditions of the intangible cultural heritage of the ethnic group, but also to the formation of the personality of the leader of the group with stable ethno-cultural identity, which determines the relevance of the work. The authors are presenting a complex of the ethno-cultural educational practices identified and systematized as a result of
the study, and the main pedagogical conditions for their implementation. A proven system of research, artistic, creative, educational, methodological and leisure ethnocultural educational practices revealed, aiming at organizing the professional competencies of the future leader of a folk singing group, contributing to the transfer of ethnocultural knowledge and the succession of the folklore performing skills.
Key words: educational practices, ethno-cultural practices, ethno-cultural identity, folklore, leaders of folk-singing groups, art of the folk singing, Siberia region, Altay region
For citation: Shcherbakova O.S., Yagovets N.A. 2022. Ethnocultural Practices in the Training of Future Leaders of Folk Singing Group. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(2): 297-307 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-297-307
Введение
Понятие «этнокультурные практики» входит в число базовых единиц терминосисте-мы как минимум трёх областей обществознания и гуманистаристики: во-первых, сферы культурологического знания, исследующего специфику этнической культуры; во-вторых, области этнопедагогических исследований, рассматривающих этнокультурные практики в качестве элемента организованного образовательно-воспитательного процесса, нацеленного на формирование и развитие личности с устойчивой этнокультурной идентичностью и развитыми этнокультурными компетенциями; в-третьих, группы социальных теорий высшей школы, занятых разработкой теоретико-методологических подходов к научному осмыслению специфики и достижений народной педагогической культуры, способной обеспечить сохранение и воспроизводство традиционной культуры в условиях современной системы высшего образования.
Рассматривая феномен этнокультурных практик в системе этнической культуры, современный белорусский исследователь Н.Л. Балич приводит следующий вариант интерпретации содержания понятия: «Это стереотипные, универсальные формы привычных действий индивидов, являющихся представителями различных этносов, религий и культур, реализуемые на микроуровне в этнонациональной, религиозной, культурной, бытовой и других сферах на основе отождествления себя с определёнными социальными образцами, действующими или действовавшими ранее в этнической общности или группе» [Балич, 2017а, с. 37]. «Этнокультурные практики - основа этнического самосознания и воспроизводства этнической культуры, которая является определяющим элементом культурного кода восточных славян и воплощается в ценностях, традициях, обычаях, обрядах, верованиях, языке, устном народном творчестве, народных промыслах» [Балич, 2017б, с. 205].
Важной духовной составляющей этнокультурных практик этноса является музыкальная культура и её часть - песенный фольклор с присущим для него высокохудожественным и эмоционально выразительным музыкально-поэтическим языком, ярко раскрывающим специфику мировоззрения, этические представления и психический склад этносоциальной общности.
Этнокультурные практики, как подчеркивается в ряде работ [Балич, 2017а; Муха, 2017; Lidskog, 2017], являются базовой основой формирования национального самосознания и этнокультурной идентичности личности. Этнокультурная идентичность, по определению И.В. Малыгиной, - это «сложный социально-психологический феномен, содержание которого составляет: 1) осознание индивидом единства с этнона-циональным образованием (этносом, нацией) на основе разделяемой культуры (самосознание); 2) глубинное эмоциональное, почти сакральное переживание этого единства...; 3) культурные практики манифестации этого единства, как индивидуальные, так и коллективные» [Малыгина, 2016, с. 43].
Структурными элементами этнокультурной идентичности, по мнению А.В. Репринцева и И.С. Сухорукова, являются «ценностно-ориентировочный, когни-
тивный, поведенческий, эмоционально-оценочный и аффективный компоненты» [Ре-принцев, Сухоруков, 2017, с. 143], определяющие специфику этнокультурных практик этноса.
В российской идентичности особое место занимают вопросы региональной идентичности, рассматриваемые в ряде исследовательских работ [Демешкина, 2015; Семенова, 2017; Искандеров, 2020]. Присутствие этнокультурных практик в общественной и семейной жизни современности выступает важным фактором сохранения и трансляции традиционной этнической культуры. Значимость этому придают современные реалии приоритетной направленности государственной культурной политики России на изучение, сохранение и ретрансляцию традиционной культуры.
Современные эксперты [Демешкина, 2015; Малыгина, 2016; Мкртчян, Галикян, 2017; Репринцев, Сухоруков, 2017] поднимают проблему кризиса идентичности. Отмечая заметное снижение интереса со стороны детской, подростковой и молодёжной аудитории к богатейшему материальному и нематериальному культурному наследию народов России, обрядово-ритуальному комплексу этнических сообществ, они прогнозируют риски полной утраты культурных традиций вследствие деформации этнокультурной идентичности подрастающего поколения граждан нашей страны, кризиса национальной самоидентификации в глобализирующемся мире. Ими актуализируется необходимость формирования культурной среды и личности «с устойчивой позитивной этнической идентичностью» (термин И.В. Малыгиной [2016]) «посредством создания опоры на базовые культурные ценности» [Красовская, 2020, с. 208]. Поэтому в современной социокультурной среде развивать интерес к этнической культуре, знакомить с фольклорными жанрами и приобщать к фольклорному творчеству призваны этнокульурные образовательные практики, применяемые в учреждениях основного и дополнительного образования детей, а также в средних специальных и высших образовательных учреждениях.
Образовательные практики, по мнению Н.А. Селивёрстовой, «во-первых, представляют собой целенаправленную, планомерную, нормативно регулируемую деятельность обучающего (учителя) по передаче комплекса знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов обучающимся в системе непрерывного обучения и непрерывного образования, во-вторых, целостность более или менее осознанных и опривыченных действий по освоению знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов в системе непрерывного обучения и непрерывного образования» [Селивёрстова, 2016, с. 51].
С.В. Фёдорова рассматривает этнокультурные практики «как формы приобщения обучающихся к национальной культуре на основе проживания различного этнокультурного опыта», которые «углубляют и конкретизируют знания о культуре своего народа» [Фёдорова, 2019, с. 249]. З.В. Медведева, поддерживая её, отмечает, что этнокультурные технологии - это «канал трансляции, благодаря которому происходит процесс изучения и присвоения этнокультурного опыта в его символике и значениях, способствующий становлению личности человека как носителя, хранителя и творца культуры» [Медведева, 2012, с. 150].
Таким образом, актуальность образовательных этнокультурных практик, способствующих формированию личности с устойчивой этнокультурной идентичностью, несомненна для социально-общественного развития детско-подростковой и молодёжной групп населения страны. Образовательные этнокультурные практики являются эффективным инструментом достижения воспитательно-образовательных результатов, поэтому они должны быть активно использованы как в системе дополнительного образования детей, так и в системе профессионального народно-певческого образования.
Модель подготовки педагогов общего и дополнительного этнокультурного образования детей в педагогических вузах России, а также формы и способы организации отдельных этнокультурных практик рассматривается в работах педагогов-практиков [Карпушина,
2011; Бакланова, 2017; Косогорова, 2017; Фёдорова, 2019]. Значимость образовательных этнокультурных практик в подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов в имеющихся публикациях не рассматривается, лишь аспект формирования сценической культуры затрагивается в научно-методической публикации А.В. Воробьёвой и В.В. Путиловской [Воробьёва, Путиловская, 2017]. Данный факт подчеркивает актуальность проблемы.
Цель исследования - раскрыть возможности образовательных внеучебных этнокультурных практик в профессиональном формировании будущих руководителей народно-певческих коллективов. Объектом исследования является образовательный процесс подготовки будущего руководителя народно-певческого коллектива в институте культуры; предметом исследования выступает комплекс этнокультурных практик, нацеленный на формирование личности руководителя с устойчивой этнокультурной идентичностью и его профессиональной компетентности. Системно-аналитический и опытно-эмпирический подход определил соответствующие методы исследования, выполненного на базе Алтайского государственного института культуры.
Типология этнокультурных образовательных практик
На кафедре народного хорового пения Алтайского государственного института культуры этнокультурные практики, используемые в работе с обучающимися направления подготовки «Искусство народного пения» (направленности «Хоровое народное пение»), включают различные формы внеучебных этнокультурных мероприятий, направленных на углубленную подготовку обучающихся, активное формирование профессиональных этнокультурных компетенций и расширение профессионального кругозора. Поскольку основная задача образовательного процесса заключается в подготовке руководителей народно-певческих коллективов, способных обеспечить этнокультурное развитие сибирского региона, целью внеучебных образовательных этнокультурных практик является развитие личности с устойчивой региональной этнокультурной идентичностью, расширение знаний о специфике этнокультультурных практик населения сибирского региона, исторически обосновавшихся здесь в различные временные периоды.
Представим типологию этнокультурных практик, интегрированную во внеучебную деятельность обучающихся:
- исследовательские (фольклорные экспедиции по районам Алтайского края, подготовка научных статей и интернет-публикаций по проблемам бытования народной культуры сибирского региона, участие в конференциях и научно-практических семинарах);
- художественно-творческие (концертная деятельность, конкурсы народно-певческого исполнительства, фестивали традиционной культуры и фольклорного творчества);
- образовательно-методические (фольклорные лаборатории, фольклорные мастерские, мастер-классы), подготовка фольклорных концертных программ, создание сценариев этнокультурных мероприятий;
- интерактивно-игровые (квест-игры на фольклорную тематику);
- досуговые вечерки.
Все виды этнокультурных практик направлены на этнокультурное воспитание обучающихся, которое «в своём содержании интегрирует: а) региональные этнокультурные знания (региональные образцы фольклора в контексте бытования, региональные и локальные особенности народных календарных и семейных праздников и обрядовых действ, этика коллективного фольклорно-исполнительского процесса); б) фольклорно-исполнительские умения (коллективное ансамблевое исполнение освоенного фольклора в синкретичном виде, свободное творческое самовыражение в условиях сцены, театрализованных праздников и развлекательно-игровых мероприятий; творческая интерпретации фольклорного материала в рамках традиции, самостоятельная организации фольклорного действа); в) гуманистические ценностные ориентации (интерес к творчеству и активному досугу, уважение к историко-культурному
наследию региона, мотивация в изучении региональной народной культуры и освоении местных фольклорных произведений)» [Щербакова, 2013, с. 73].
Благодаря этнокультурным практикумам в образовательном пространстве Алтайского государственного института культуры создана этнокультурная среда, позволяющая на основе совместной творческой работы педагогов и обучающихся - субъектов этнокультурного воспитания и развития - установить профессиональное и личностное общение, основанное на передаче этнокультурных знаний и фольклорно-исполнительских умений.
Педагогические условия реализации этнокультурных образовательных практик
Анализ реализации внеучебных этнокультурных практик показывает, что для их успешности необходимы следующие педагогические условия:
1) создание образовательной этнокультурной среды на основе:
- постижения специфики традиционных этнокультурных практик как целостного явления с присущими особенностями народного мировоззрения, специфики народных праздников, исполнения фольклорных жанров и народного костюма;
- исторически сформировавшихся региональных традиций русского этноса, освоившего сибирский регион в разные исторические периоды (старожилов-сибиряков и поздних российских переселенцев), а также других народов, проживающих на территории региона;
- совокупного календаря этнокультурных образовательных практик, составленного на основе традиционных народных праздников населения сибирского региона (с учетом своеобразия местных природно-климатических условий) и событийных этнокультурных мероприятий Алтайского края;
- объективных закономерностей организации этнопедагогического процесса: коллективности и индивидуальности творческого проявления, традиционности и вариативности, региональности;
2) интегрированность учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся;
3) актуализация этнокультурных знаний обучающихся на основе междисциплинарной деятельности, способствующей глубокому проникновению в сущность фольклорного творчества;
4) организация фольклорно-экспедиционной работы по записи локальных фольклорных образцов, бытующих у населения Алтайского края, их изучению, освоению и транслированию в различных видах этнокультурных практик, то есть организация процесса изучения и присвоения этнокультурного опыта сибиряков, способствующего формированию личности с устойчивой этнокультурной идентичностью (личности носителя, хранителя и творца);
5) включение обучающихся в этнокультурные образовательные технологии, обеспечивающие, активность, сознательность, ответственность, самостоятельность, реализацию собственных идей и перспективы личностного развития;
6) организация самостоятельной исследовательской работы обучающихся со специальной этнографической, краеведческой, народно-культурологической литературой для получения достоверной профессиональной информации с целью ее использования в этнокультурных практикумах;
7) организация неформального этнокультурного общения, обеспечивающего ситуацию свободы творчества и импровизационный характер синкретичной творческой деятельности;
8) организация межпоколенного общения, обеспечивающего преемственность традиций фольклорного творчества;
9) создание ситуаций межэтнического и межкультурного общения, обеспечивающих межэтническую толерантность и уважение иных этнокультур.
Формы этнокультурных образовательных практик
Одной из ведущих этнокультурных практик в подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов является фольклорная экспедиция. Преподаватели и студенты большое внимание уделяют фольклорно-экспедиционной деятельности с целью записи песенного фольклора этнокультурных групп алтайского региона, его изучения, дальнейшего освоения и формирования регионального песенного репертуара народно-певческих коллективов. Знания и навыки собирательской деятельности, а также личный контакт с носителями песенного фольклора способствуют глубокому пониманию характера сибиряков, формированию целостного представления об исполнительских традициях фольклорных локусов Алтайского края, стилистике и характере исполнения того или иного фольклорного произведения. Опыт экспедиционной деятельности для обучающихся носит познавательный и научно-исследовательский характер, а также побуждает будущих руководителей к поискам новых методов и приемов работы с народно-певческими коллективами в работе над фольклорными произведениями, поскольку стремление к детальному изучению локально-региональной фольклорно-исполнительской стилистики особенно актуально для современной народно-певческой педагогики, так как обусловлено острой необходимостью грамотного и правдивого транслирования традиционных фольклорных источников.
Фольклорно-экспедиционная практика является стимулом к дальнейшей научно-исследовательской деятельности обучающихся. Сегодня педагоги и студенты кафедры работают по этнокультурной программе «Изучение, освоение и трансляция песенного фольклора старожилов-сибиряков и поздних восточнославянских переселенцев Алтайского края» (руководитель программы О.С. Щербакова) научно-исследовательской лаборатории АГИК «Культурное наследие Алтая» (руководитель лаборатории Е.А. Полякова). В рамках данной программы за последние пять лет были организованы экспедиции в сёла Алтатокого края: Соловьиха, Камышенка, Петропавловка Петропавловского района (ноябрь 2017 г.); Усть-Козлуха, Карпово Краснощёковского района (ноябрь 2018 г.); Верх-Камышенка, Новокалманка, Ново-Шипуново, Усть-Пустынка Краснощёковского района (июль 2021 г.); Бор-Форпост, Селивёрстово, Коминтерн, Ново-Кормиха Волчихинского района (октябрь 2021 г.).
Собранные экспедиционные материалы расшифровываются и тщательно изучаются; результаты исследований обобщаются в научных статьях и представляются на научно-практических конференциях. Интересным опытом для обучающихся явилось участие в проекте «Этнодесант-22: интерактивная карта народов Алтайского края» (реализованном кафедрой отечественной истории и Центром устной истории и этнографии исторического факультета ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»), в результате которого на страничках означенной интерактивной карты появились научно-исследовательские интернет-публикации о бытовании фольклора в селах Краснощековско-го района Алтайского края.
Таким образом, этнокультурные образовательные практики научно-исследовательского характера позволяют обучающимся получать более глубокие знания и умения в области ведения научно-исследовательской работы, изучать и применять специфические методы научного исследования произведений традиционной музыкальной культуры, овладевать профессиональной культурой изложения научного материала, выступления с докладом или сообщением, ведения дискуссии и научной полемики.
Этнокультурные образовательные практики образовательно-методического характера занимают важное место во внеучебной деятельности обучающихся. Посещение мастер-классов и творческих лабораторий ведущих фольклористов способствует углублению профессиональных знаний в области народно-певческого исполнительства и расширению кругозора по народной культуре сибирского региона. Сами обучающиеся под руковод-
ством преподавателей с большим интересом организуют и проводят внеучебные этнокультурные интерактивные мероприятия для учащихся детских музыкальных школ, детских школ искусств и средних специальных учебных заведений города Барнаула. Большой отклик у слушателей вызвали такие этнопрактикумы, как просветительская программа «Играй гармонь, звени балалайка» (2018 г.), квест-игры «Дорогой народных традиций: от истоков до современности» (2019 г.) и «Алтай. Песня. Традиция» (2021 г.), ежегодные фольклорно-творческие мастерские «Зимние Святки», «Широкая Масленица» и другие.
Особый интерес для обучающихся представляет Международный этнофорум «Сибирские беседы» (организатор МБУДО «ДШИ Традиция» села Власиха, г. Барнаул), в котором студенты ежегодно принимают участие не только как участники конкурса фольклорных и этнографических коллективов, но и докладчики на научно-практической конференции «Наследие и современность». В рамках этнофорума обучающиеся посещают педагогические практикумы и творческие мастерские в области освоения песенно-танцевальных, инструментальных, игровых фольклорных традиций, мастер-классы по различным видам ремёсел и декоративно-прикладному творчеству, вечёрки и другие мероприятия. Насыщенная программа этнофорума позволяет участникам окунуться в атмосферу «фольклорного праздника», расширить свои знания в области песенной традиционной культуры Алтая, народных промыслов, а также познакомиться с творчеством фольклорных коллективов Алтая.
Наибольшее число этнокультурных образовательных практик обучающихся представлено в художественно-творческих формах. Учебно-творческие коллективы кафедры (русский народный хор (художественный руководитель профессор О.С. Щербакова, хормейстер доцент кафедры Н.А. Яговец), фольклорный ансамбль «Узорье» (руководитель О.С. Щербакова) ансамбль народной песни «Ладо» (руководитель доцент И.Н. Соловьева), ансамбль народной музыки «Новый день» (руководитель Н.А. Яговец) представляют собой своеобразные творческие лаборатории, направленные на освоение обучающимися регионального песенного репертуара и формирование навыков его исполнения. В их составе студенты принимают участие в международных и всероссийских конкурсах народно-певческого исполнительства, фольклорных фестивалях, охватывающих широкую биографию участников и предоставляющих возможность познакомиться с традиционной культурой разных регионов нашей страны и зарубежья. На таких этнокультурных мероприятиях каждый понимает и чувствует уникальность и ценность культуры своего края, что, в свою очередь, формирует патриотические чувства к малой Родине. В фольклорно-фестивальном движении наиболее ценным для обучающихся является знакомство и общение с аутентичными коллективами - носителями традиций, в процессе которого расширяется профессиональный кругозор и формируется исполнительская культура. На фестивалях будущие руководители народно-певческих коллективов в форме активного досугового общения получают этнокультурные знания и умения, дружеская же обстановка и общий интерес способствует более глубокому восприятию и запоминанию информации.
Заключение
Выявленный и систематизированный в результате исследования комплекс этнокультурных образовательных практик и основные педагогические условия их реализации могут служить теоретическим и методическим основанием их организации в образовательных учреждениях культуры и искусства. Рассмотренные нами внеучебные этнокультурные образовательные практики, несомненно, влияют на уровень профессиональной подготовки будущих руководителей народно-певческих коллективов, и в совокупности с учебно-образовательным процессом формируют высоко компетентных специалистов в области народно-певческого исполнительства. Этнокультурные практики научно-исследовательского и образовательно-методического характера расширяют знания о реги-
ональной этнокультуре, в том числе о локальных традициях старожилов и поздних российских переселенцев Алтайского края. Художественно-творческие, интерактивно-игровые и досуговые практики позволяют обучающимся не только развивать профессиональные фольклорно-исполнительские умения, но и органично чувствовать себя в этнокультурном пространстве современной художественной среды. В целом все это способствует формированию региональной этнокультурной идентичности обучающихся и расширению знаний о специфике этнокультультурных практик населения сибирского региона.
Обобщая опыт включения различных видов внеучебных этнокультурных практик в процесс подготовки будущих специалистов, подчеркнем высокий уровень профессиональной компетентности большинства выпускников направления подготовки «Искусство народного пения» Алтайского государственного института культуры, что подтверждается высоким процентом их трудоустройства по специальности в учреждениях культуры и дополнительного образования. Уровень же исполнительского мастерства солистов и учебно-творческих коллективов кафедры помогает выпускникам после окончания вуза вести успешную творческо-исполнительскую деятельность, что также указывают на эффективность применения различных видов этнокультурных образовательных практик в подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов.
Список литературы
Бакланова Т.И. 2017. О необходимости подготовки в педагогических вузах России педагогов общего и дополнительного этнокультурного образования детей В кн.: Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25 марта 2017 г. Под ред. Т.И. Баклановой, М.Г. Кайтанджян, Н.А, Опариной. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс»: 212-216. Балич Н.Л. 2017а. Роль этнокультурных практик в сохранении национального самосознания белорусов и русских (на примере республики Беларусь). В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар - г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 6: 36-47. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1695.pdf (дата обращения: 25.03. 2022). Балич Н.Л. 2017б. Этнокультурные практики - основа воспроизводства культурного кода
восточных славян. Социологический альманах, 8: 193-207. Воробьева А.В., Путиловская В.В. 2017. Формирование сценической культуры участника народно-певческого коллектива средствами фестивального творчества. В кн.: Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25 марта 2017 г. Под ред. Т.И. Баклановой, М.Г. Кайтанджян, Н.А, Опариной. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс»: 99-102. Демешкина Т.А. 2015. Славянский компонент в самоидентификации жителя Сибири. Русин, 3 (41):
90-107. DOI: 10.17223/18572685/41/7 Искендеров П.А. 2020 «Сибирская идентичность»: социально-экономические и этнокультурные
аспекты. Вопросы истории, 3: 4-7. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202003Statyi01 Карпушина Л.П. 2011. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов.
Фундаментальные исследования, 12-2: 302-305. Косогорова Л.В. 2017. Практико -ориентированная модель подготовки студентов к профессиональной деятельности на основе педагогического потенциала традиционных национальных культур. В кн.: Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25 марта 2017 г. Под ред. Т.И. Баклановой, М.Г. Кайтанджян, Н.А, Опариной. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс»: 178-184.
Красовская Н.Р. 2020. Этнокультурные аспекты кризиса идентичности личности. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 4 (2): 205-210. DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-2-205-210
Лаво Р.С. 2019. Проблемы этнокультурной идентичности в современном обществе. Культурная жизнь Юга России, 4 (75): 94-98.
Малыгина И.В. 2016. Мировые тенденции и российская специфика динамики этнокультурной идентичности. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 5(73): 42-52.
Медведева З.В. 2012. Этнокультурные образовательные технологии в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов. Вестник Бурятского государственного университета: выпуск Педагогика, 1-1: 149-153.
Мкртчян В.С., Галикян Г.Э. 2017. Кризис идентичности в современном глобализирующемся обществе. В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар - г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 6: 220-228. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1717.pdf (дата обращения: 27.03. 2022)
Муха В.Н. 2017. Этнокультурные практики в структуре повседневности белорусов и россиян: обзор результатов проекта. В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар -г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 6: 261-269. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1722.pdf (дата обращения: 25.03. 2022)
Репринцев А.В., Сухоруков И.С. 2017. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 7(256): 142-149.
Селиверстова Н.А. 2016. Образовательные практики как основания новых молодежных субкультур. Знание. Понимание. Умение, 3 (май-июнь): 50-54. URL: http: //zpu-j ournal.ru/e-zpu/2016/3/Seliverstova_Educational-Practices/ (дата обращения: 10.10.2021).
Семёнова В.В. 2017. Этническая идентичность поликультурного региона: особенности развития и факторы влияния (на примере Краснодарского края). В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар - г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды Кубанского государственного технологического университета", 6: 374-379. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1752.pdf (27.03. 2022)
Фёдорова С.В. 2019. Этнокультурные образовательные практики в работе со студентами вуза. В кн.: Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. Материалы VII международной научной конференции, г. Барнаул, 7, 8 и 11 июня 2019 г. Под ред. С.Г. Максимовой. Вып. 8. Том 2. Барнаул, ИП Колмогоров И.А.: 249-254.
Щербакова О.С. 2013. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга. Под ред. Б.А. Федулова. Барнаул, Изд-во АГАКИ, 220 с.
Lidskog R. 2017. The role of music in ethnic identity formation in diaspora: A research review. International Social Science Journal, 66. Iss. 219-220 (March-June): 23-38. Available at: https: //onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/issj .12091 (accessed: 25.03. 2022) DOI: https://doi.org/10.1111/issj .12091
References
Baklanova T.I. 2017. O neobkhodimosti podgotovki v pedagogicheskikh vuzakh Rossii pedagogov obshchego i dopolnitel'nogo etnokul'turnogo obrazovaniya detey [On the need to train teachers of general and additional ethno-cultural education of children in pedagogical universities of Russia]. In: Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh i uchrezhdeniyakh kul'tury: opyt, problemy, perspektivy [Ethno-cultural activities in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects]. Materials of the International Scientific
and Practical Conference, Moscow, March 25, 2017. Eds. T.I. Baklanova, M.G. Kaytandzhyan, N.A Oparina. Cheboksary, Publ. TsNS «Interaktiv plyus»: 212-216. Balich N.L. 2017a. Role of etno-cultural practices in preservation of national consciousness of Belarusians and Russians (on example of population of Belarus). In: Mezhkul'turnye kommunikatsii v globaliziruyushchemsya obshchestve [Intercultural communications in a globalizing society]. Materials of the International Scientific and practical conference, Krasnodar - Yerevan, February 17, 2017. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 6: 36-47. Available at: https://ntk.kubstu.ru/ data/mc/0043/1695 .pdf (accessed: 25.03. 2022) Balich N.L. 2017b. Ethno-cultural practices - basis for reproduction of the cultural code of the eastern
slavs. Sotsiologicheskiy al'manakh, 8: 193-207. Vorob'eva A.V., Putilovskaya V.V. 2017. Formirovanie stsenicheskoy kul'tury uchastnika narodno-pevcheskogo kollektiva sredstvami festival'nogo tvorchestva [Formation of the stage culture of a member of a folk singing group by means of festival creativity]. In: Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh i uchrezhdeniyakh kul'tury: opyt, problemy, perspektivy [Ethno-cultural activities in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects]. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 25, 2017. Eds. T.I. Baklanova, M.G. Kaytandzhyan, N.A, Oparina. Cheboksary, Publ. TsNS «Interaktiv plyus»: 99-102. Demeshkina T.A. 2015. Traits of the Slavic Identity in the Self-Identificatio of a Siberian Native. Rusin,
3(41): 90-107. DOI: 10.17223/18572685/41/7 (in Russia) Iskenderov P.A. 2020 "Siberian identity": social-economic and ethno-cultural aspects. Voprosy istorii, 3:
4-7. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202003Statyi01 Karpushina L.P. 2011. Thnocultural approach education of students of higher pedagogical institutions.
Fundamental'nye issledovaniya, 12-2: 302-305. Kosogorova L.V. 2017. Praktiko-orientirovannaya model' podgotovki studentov k professional'noy deyatel'nosti na osnove pedagogicheskogo potentsiala traditsionnykh natsional'nykh kul'tur [Practice-oriented model of preparing students for professional activities based on the pedagogical potential of traditional national cultures]. In: Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh i uchrezhdeniyakh kul'tury: opyt, problemy, perspektivy [Ethno-cultural activities in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects]. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 25, 2017. Eds. T.I. Baklanova, M.G. Kaytandzhyan, N.A, Oparina. Cheboksary, Publ. TsNS «Interaktiv plyus»: 178-184. Krasovskaya N.R. 2020. Ethnocultural aspects of the crisis of personal identity. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya, 4(2): 205-210. DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-2-205-210 Lavo R.S. 2019. Problems of ethnocultural identity in modern society. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii, 4(75): 94-98.
Malygina I.V. 2016. World trends and russian specifics the dynamics of ethnic and cultural identity.
Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 5 (73): 42-52. Medvedeva Z.V. 2012. Ethnic-cultural educational technologies in civil and patriotic education of future
teachers. Vestnik Buryatskogo gosudar-stvennogo universiteta: Iss. Pedagogika, 1-1: 149-153. Mkrtchyan V.S., Galikyan G.E. 2017. The crisis of identity in the modern globalized society. In: Mezhkul'turnye kommunikatsii v globaliziruyushchemsya obshchestve [Intercultural communications in a globalizing society]. Materials of the International Scientific and practical conference, Krasnodar - Yerevan, February 17, 2017. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 6: 220-228. Available at: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1717.pdf (accessed: 27.03. 2022) Mukha V.N. 2017. Ethno-cultural practices in the structure of daily belarusians and russians: review of the project. In: Mezhkul'turnye kommunikatsii v globaliziruyushchemsya obshchestve [Intercultural communications in a globalizing society]. Materials of the International Scientific and practical conference, Krasnodar - Yerevan, February 17, 2017. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 6: 261-269. Available at: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1722.pdf (accessed: 25.03. 2022)
Reprintsev A.V., Sukhorukov I.S. 2017. Formation of ethnocultural identity of adolescents and young people as a problem of modern psychology and social pedagogy. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 7 (256): 142-149 (in Russia).
Seliverstova N.A. 2016. Educational Practices as Bases of New Youth Subcultures. Znanie. Ponimanie. Umenie, 3 (may-iyun'): 50-54. Available at: http://zpu-j ournal.ru/e-zpu/2016/3/Seliverstova_Educational-Practices/ (accessed: 10.10.2021).
Semenova V.V. 2017. Ethnic identity in the multicultural region: the peculiarities of development and factors of influenc. In: Mezhkul'turnye kommunikatsii v globaliziruyushchemsya obshchestve [Intercultural communications in a globalizing society]. Materials of the International Scientific and practical conference, Krasnodar - Yerevan, February 17, 2017. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 6: 374-379. Available at: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1752.pdf (accessed: 27.03. 2022)
Fedorova S.V. 2019. Ethnocultural educational practices in work with university students. In: Sotsial'naya integratsiya i razvitie etnokul'tur v evraziyskom prostranstve [Social integration and development of ethnic cultures in the Eurasian space]. Proceedings of the VII International Scientific Conference, Barnaul, June 7, 8 and 11, 2019. Ed. S.G. Maksimova. Iss. 8. Vol. 2. Barnaul, Publ. IP Kolmogorov I.A.: 249-254.
Shcherbakova O.S. 2013. Etnokul'turnoe vospitanie detey i podrostkov na regional'nykh narodno-pevcheskikh traditsiyakh v usloviyakh dosuga [Ethnocultural education of children and adolescents on the basis of regional folk singing traditions in leisure conditions]. Ed. B.A. Fedulov. Barnaul, PublIzd-vo AGAKI, 220 p.
Lidskog R. 2017. The role of music in ethnic identity formation in diaspora: A research review. International Social Science Journal, 66. Iss. 219-220 (March-June): 23-38. Available at: https: //onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/issj .12091 (accessed: 25.03.2022) DOI: https://doi.org/10.1111/issj.12091
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 22.02.2022 Received February 22, 2022
Поступила после рецензирования 28.03.2022 Revised March 28, 2022 Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Щербакова Ольга Семёновна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры народного хорового пения, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия
Яговец Наталья Александровна, доцент кафедры народного хорового пения, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Olga S. Shcherbakova, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Folk Choral Singing, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
Natalya A. Yagovets, Associate Professor of the Department of Folk Choral Singing, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia