УДК 784.4(571.150)(=161.1):378.1:008(571.150) Б01: 10.32340/2414-9101-2020-4-56-60
Н. А. Яговец
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ РЕБРИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ИХ СОХРАНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАРОДНОГО ХОРА
Аннотация. Кратко охарактеризованы локальные особенности песенного фольклора русского населения сс. Ребриха и Ворониха Ребрихинского района Алтайского края (Сибирский федеральный округ, Россия). Проанализированы музыкально-стилистические и исполнительские особенности русских народных песен, собранных автором в ходе полевых этнографических экспедиций 1994 и 1997 г. Представлено описание авторского опыта изучения и сохранения русских народных певческих традиций и образцов русского песенного фольклора Ребрихинского района в условиях учебного процесса, организованного в Алтайском государственном институте культуры (г. Барнаул, Россия) по направлению подготовки «Искусство народного пения». По мнению автора, знакомство обучающихся с экспедиционными материалами в процессе освоения специальных учебных дисциплин содействует развитию культурной эрудиции студентов, является важным фактором обеспечения высокого качества образовательной подготовки руководителей народно-певческих коллективов.
Ключевые слова: песенные традиции, песенные традиции Алтая, Ребрихинский район Алтайского края, руководители народного хора, репертуарные сборники, Алтайский государственный институт культуры, кафедра народного хорового пения.
Проблема изучения и сохранения региональных певческих традиций является одной из центральных в современной музыкальной фольклористике. Огромный интерес для исследователей русского песенного фольклора, начиная с XX века и до настоящего времени, представляет традиционная культура Сибири и Алтайского края, чему свидетельствуют многочисленные публикации фольклор-но-этнографического характера разных лет издания. В 60-е годы XX века появляются первые нотные сборники по материалам фольклорных экспедиций в разные районы Алтайского края. Карта экспедиций охватывает Змеиногорский, Чарышский, Третьяковский, Усть-Коксинский, Солонешенский, Троицкий, Красногорский, Шипуновский, Шелаболихинский, Новочихинский, Петропавловский, Курьинский, Каменский, Краснощековский, Смоленский, Бийский, Павловский и другие районы Алтайского края. Такое внимание обусловлено многообразием русских фольклорных традиций локальных этнокультурных групп, сложившихся в условиях колонизации и формирования русского населения на территории Алтая, протекавшего в ходе двух периодов заселения Сибири и Алтайского края.
Частью традиционного культурного наследия Алтайского края являются русские народные песни Ребрихинского района. Автор статьи впервые рассматривает песенные традиции Ребрихинского района Алтайского края, пользуясь методами музыкально-стилистического анализа песенного фольклора, обобщения исторического и этнографического материала, собранного в экспедициях 1994, 1997 годов, а также статьях периодической печати.
Формирование фольклорных традиций русского населения Ребрихинского района характеризуется особенностями исторического развития русской народной культуры на территории Алтайского края и Сибири в целом. «В самом общем плане некоренное население Сибири и связанные с ним культурные традиции разделяются в сибирской исторической науке на старожильческие, формировавшиеся в течение XVII-XVIII вв., и позднепоселенческие, относящиеся к концу XIX - началу XX в» [1, с. 9-10]. Интенсивное заселение русскими народами Алтайского края началось с последних десятилетий XVIII века. Приток переселенцев с европейской части России возрос с возникновением заводов на Алтае. Чтобы учитывать приток крестьян и приписывать их к заводам, необходимо было регулировать приток переселенцев, создавая деревни. Так, указом Колывано-Вознесенского горного
начальства в 1779 году было основано село Ребриха. По сведениям 1859 года в списке населенных мест Томской губернии село Ребриха входило в состав Томской губернии Барнаульского уезда. В 1924 году был образован Ребрихинский район. Название деревень чаще всего происходило от фамилии и имени их основателей. «Название села, по словам старожилов, произошло от фамилии одного из первых поселенцев - Реброва. Он имел постоялый двор и пускал ночевать переселенцев из европейской части» [2, с. 149] или, как их называли, «российских». Переселенцы шли в основном на восток, но многие оставались в Ребрихе, так как находили все условия для поселения. Массовое заселение Ребрихи началось в 1866 году. Первыми переселенцами были служилые люди из Сибирских городов, конные и пешие, казаки, поляки-староверы. А также большое количество донских и запорожских казаков, украинских переселенцев, переселенцев из центральной части России. Такое движение переселенцев с разных частей России в разное время, несомненно, повлияло на формирование песенных традиций старожильческих и позднепоселенческих локальных этнокультурных групп Реб-рихинского района.
Определяющей стала певческая культура сибирских старожилов, характерной особенностью которой является большая собранность, строгость и суровость в исполнении песен, выдержанных в медленном или умеренном темпе и звучащих, как правило, в низком регистре. «К старожильческим относятся локальные этнокультурные группы сибиряков (чалдонов), казаков и староверов, наиболее сложные по своему составу кержаки...» [1, с. 12].
Репертуар старожильческих певческих групп Ребрихинского района представлен казачьими песнями и песнями кержаков. Здесь были записаны казачьи песни - воинская «Скакал казак через долину», рабочая «Ой, туда, туда дорога». По содержанию они имеют общее с казачьими песнями Дона, Кубани, Урала, по звучанию же отличаются мягкостью исполнения, что характерно для певческой культуры Алтайского казачества. В селе Ворониха Ребрихинского района были записаны песни, которые отразили в себе певческую культуру кержаков - свадебная «Вирея, наша виреюшка» и лирическая «Ой, во в роще, в роще». Для песен характерны резкие ходы интонации, периодически возникающие секундовые терпкие созвучия.
Репертуар песен района представлен также песнями, появившимися с прибытием на Алтай украинцев и переселенцев из среднерусских губерний - «российских». От потомков переселенцев второй половине XIX века с Харьковской губернии была записана лирическая песня «Стоит гора высокая».
В целом песенный репертуар Ребрихинского района представлен разными жанрами -лирическими, историческими, хороводными, шуточными, свадебными песнями. Опираясь на материал этнографических экспедиций, можно сказать, что большую часть песенного фольклора района составляют лирические песни семейно-бытовой и любовной тематики. Среди них имеются песни «популярные», записанные в разных районах Алтайского края («Сронила колечко», «Скакал казак через долину», «Вы поля»), что связано с внутримиграционными процессами формирования населения, как в крае, так и по всей Сибири. Характерной поэтической особенностью лирических песен является сопоставление человеческих переживаний с природой, обилие символики и эпитетов, наличие уменьшительно-ласкательных окончаний в существительных. Во многих песнях употребляется название рек, местности, название леса. В лирических песнях позднего происхождения появляются рифмованные стихи, книжные выражения («Жила-была.»), присутствует сиротская тематика. Песни могли исполняться в любое время, многие пелись на вечерках, занимающих особое место в дореволюционном быту крестьян Ребрихинского района. Основным назначением вечерок являлось то, что они служили местом для развлечения молодежи. На вечерках происходили знакомства, возникали чувства взаимной симпатии, которые в дальнейшем нередко приводили к брачному союзу. Вечероч-ные лирические песни несли определенную функцию: - нравоучительную - высоко ценилось трудолюбие при выборе жениха или невесты; - нравственную - высмеивались пороки человека: пьянство, моральное падение девичьей чести. Песни воспитывали верность, доброту.
К малочисленной группе бытующих в Ребрихинском районе фольклорных жанров принадлежат хороводные, плясовые и шуточные песни. Хороводные песни исполнялись с движением по кругу, при этом участники держались за руки, слегка покачивая ими. В умеренном движении приставными шагами танцующие продвигались по часовой стрелке, располагаясь лицом внутрь круга. Такая
постановка способствовала активному общению участников хоровода друг с другом. Характерной особенностью шуточных песен является рифмованный стих, что говорит о их позднем происхождении. В основе тематики таких песен лежит комический и сатирический сюжеты.
Особое место в песенном фольклоре Ребрихинского района занимают свадебные песни. Свадьбы проходили, как правило, на зимний мясоед до Великого поста. Все части свадьбы совпадали с русской традиционной свадьбой. Центральным образом свадебного обряда до венца являлась невеста. В этот период звучали в основном песни лирического характера. Вторая часть отличалась эмоциональностью, радостным характером, и была наполнена плясовыми песнями, в основном в женском исполнении.
Рассматривая музыкально-стилистические особенности песен Ребрихинского района, можно отметить признаки, характеризующие певческие традиции этнокультурных групп Алтайского края. Например, к стилевым признакам многоголосия песенных образцов района относится преобладание параллельных терций при ведущей роли нижнего голоса. Такой тип русского песенного многоголосия может быть назван ленточным. «Суть ленточного типа многоголосия состоит в том, что голоса движутся параллельно, в основном в терцию, временами образуя квинтовые, квартовые и иные созвучия, а также иногда сливаются в унисон» [3, с. 233]. Следует отметить, что «склад многоголосия, основанный на ленточном изложении напева (преимущественно параллельными терциями)» является «особенностью старожильческого пласта сибирского фольклора, в котором представлены в основном жанры лирических и хороводных песен» [1, с. 167]. Встречаются также образцы, для которых характерна контрастная полифония с присущей мелодической и ритмической самостоятельностью каждого голоса, витиеватостью голосов, например свадебная песня «Верея, наша вереюшка».
Характер мелодического распева в песнях Ребрихинского района можно разделить на три типа: декламационный, умеренный и широкий (реже). Тип мелодического движения в основном волнообразный. Нисходящее движение мелодии чаще встречается в лирических песнях. Для песен характерны также словообрывы, цезуры, паузы, которые членят музыкальную мысль и падают на середину слова. Анализируя ритмические особенности песен можно отметить часто встречающийся синкопированный ритм в шуточных песнях и песнях позднего пласта. Триоли, мелкие длительности, глиссандо на конце фраз, как правило, присутствуют в песнях южнорусских переселенцев. Исполнительской особенностью песен Ребрихинского района является медленный или умеренный темп, звучание в низком регистре, свободный более скорый запев.
Рассмотренные музыкально-стилистические и исполнительские особенности песен Ребрихин-ского района могут представлять интерес, как для исследователей русского песенного фольклора Алтайского края, так и для руководителей современных сценических народно-певческих коллективов.
Одним из перспективных и современных решений проблемы изучения и сохранения региональных певческих традиций Алтайского края, в частности Ребрихинского района, является использование экспедиционного материала в учебном процессе обучающихся по направлению подготовки «Искусство народного пения» на кафедре народного хорового пения Алтайского государственного института культуры. Таким образом, основополагающим в подготовке руководителей народного хора становится использование фольклорных произведений в качестве учебного материала, а также изучение и освоение местных песенных традиций на занятиях специальных дисциплин. Особую ценность песенный материал Ребрихинского района представляет для учебных творческих коллективов, в частности для формирования репертуара в классах вокальной подготовки, ансамблевого и хорового пения. Здесь необходимо отметить, что основополагающим в организации учебной и творческой деятельности студентов является репертуарное обеспечение. Таким образом, особенностью подбора репертуара для обучающихся на индивидуальных и практических занятиях учебных дисциплин на кафедре народного хорового пения Алтайского государственного института в первую очередь является ориентация на произведения местного регионального фольклора в подлинной записи или аранжировке.
Еще с начала образования первых учебно-творческих коллективов на кафедре, в частности русского народного хора в 1989-90 учебном году, их главной целью творческой деятельности стало возрождение и сохранение богатых песенных традиций Алтайского края, записанных в фольклорно-этнографических экспедициях студентами и руководителями. «Большую роль в формировании
творческо-исполнительской деятельности народного хора и кафедры в целом оказала экспедиционная работа студентов и преподавателей кафедры, в которой выделилось несколько направлений: экспедиции к переселенцам, старожилам и старообрядцам, «по следам» собирателей, а также творческо-обучающие экспедиции» [4].
Собранные материалы легли в основу многих вышедших из печати репертуарных сборников Н. И. Бондаревой с песнями разных жанров, записанными в экспедициях в 1983-87 годах в Змеино-горском, Чарышском, Краснощековском районах Алтайского края [5, 6, 7]. Русский песенный фольклор сибиряков-старожилов и российских переселенцев представлен в учебно-методических пособиях и сборниках О. С. Щербаковой и В. Е. Фомина [8], О. С. Щербаковой [9, 10].
В последние годы результатом фольклорных экспедиций по районам края стали вышедшие из печати учебно-методические пособия и репертуарные сборники О. С. Щербаковой: «Русские народные песни Сибири» [11], «Песни украинских переселенцев Алтая» [12], «Методика освоения регионального песенного фольклора украинских переселенцев Алтайского края» [13]. Были подготовлены и проведены концертные программы: «Вспомните, добрые русские люди... (песни Петропавловского р-на в записи В. Е. Дятлова)» (15 июня 2018 года в концертном зале АГИК) по материалам фольклорных экспедиций в селах Петропавловского района; концертная программа, включающая материалы экспедиций разных лет «Русская песня: от крестьянских полей до концертной эстрады» (состоялась в концертном зале АГИК 24 июня 2019 года) и другие.
Записанные и творчески переработанные песни Ребрихинского района Алтайского края частично были опубликованы в разных учебно-методических изданиях и репертуарных сборниках. В учебно-методическое пособие О. С. Щербаковой, Н. А. Яговец, С. В. Леонидова «Аранжировка и обработка как творческий процесс обновления фольклорного первоисточника» [14] вошла хороводная песня, записанная от потомков переселенцев из Курской губернии «Я люта была», представленная в двух вариантах - расшифровке и аранжировке Н. А. Яговец. В пособие вошла также любовно-лирическая песня «Сронила колечко», записанная в селе Ребриха. Песня представлена в оригинале и хоровой обработке Н. А. Яговец. Несколько песен села Ребриха и села Ворониха Ребрихинского района Алтайского края вошли в учебно-методическое пособие Чердынцевой Н. Т. и Дерябиной О. В «Учебно-творческий репертуар народно-певческого коллектива» [15], а также в учебно-методическое пособие «Технология руководства и управления народным хоровым коллективом», авторами которого являются О. С. Щербаковой, Н. А. Яговец [16].
Собранный песенный материал составил репертуар многих учебных курсов на кафедре народного хорового пения Алтайского государственного института культуры - вокальной подготовки, ансамблевого пения, хорового класса. Нередко творчески обработанные фольклорные первоисточники используются в качестве ученого репертуара для индивидуальных занятий с обучающимися в классах «Дирижирование» и «Чтение хоровых партитур». Песни Ребрихинского района стали хорошим материалом для творческой работы студентов по хоровой аранжировке. На занятиях обучающиеся методами прослушивания аудиозаписей и анализа нотированных образцов глубоко изучают первоисточник, осваивают музыкальный и поэтический материал с целью дальнейшей творческой работы с произведением - его обновлением. В хоровой аранжировке произведения неоднократно использовались для формирования репертуара в классах ансамблевого пения со студентами Алтайского государственного музыкального колледжа и со студентами кафедры народного хорового пения Алтайского государственного института культуры. А также вошли в репертуар самодеятельных и учебных народно-певческих коллективов Алтайского края.
В заключение хочется отметить, что собранный по крупицам песенный фольклор каждого отдельного села, района Алтайского края представляет огромную ценность для создания целостной картины традиционной песенной культуры края и Сибири в целом. В свою очередь практика показывает, что изучение и освоение песенного фольклора Ребрихинского района Алтайского края в условиях учебного процесса подготовки руководителей народного хора является одним из способов сохранения и популяризации ценного регионального материала. А воспитание обучающихся средних и высших учебных заведений культуры и искусства на региональном фольклорном материале позволяет подготовить грамотных, высококвалифицированных руководителей народно-певческих коллективов.
Список литературы
1. Щербакова, О. С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая : учеб. пособие : [в 2 ч.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2005. - Ч. 1. - 181 с.
2. Чуракова, В. М. 230 лет со времени образования села Ребриха Ребрихинского района // Алтайский край, 2009 : календарь знаменательных и памятных дат. - Барнаул : Алтайская краевая универсальная научная б-ка им. В. Я. Шишкова , 2008. - С. 149-151.
3. Щуров, В. М. Стилевые основы русской народной музыки. - Москва : Московская гос. Консерватория им. п. И. Чайковского, 1998. - 464 с. : ил., нот.
4. Фомин, В. П. Страницы истории кафедры народного хорового пения Алтайской государственной академии культуры и искусств в документах и фотографиях (к 20-летию образования кафедры) : [очерки истории]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2009. - 217 с. : фот.
5. Бондарева, Н. И. Русские народные песни Алтайского края : реперт. сб. - Москва : [б. и.], 1995. - 42 с.
6. Бондарева, Н. И. Песня в наследство : учеб. пособие. - Барнаул : Диалог-Сибирь, 1998. - 244 с. : нот.
7. Бондарева, Н. И. Песни земли Колыванской. - Барнаул : РИО АГИИК, 1999. - 146 с.
8. Щербакова О. С. Русские песни Алтая. Фольклор сибиряков-старожилов и российских переселенцев : учеб.-метод. пособие / О. С. Щербакова, В. Е. Фомин. - Барнаул : Изд-во АКИПРО, 1998. - 35 с.
9. Щербакова, О. С. Традиционные песни села Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края : учебно-метод. пособие. - Барнаул : АлтГАКИ, 2011. - 121 с. : нот.
10. Щербакова, О. С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая : учеб. пособие : в 2 ч. - Ч. 2 : Хрестоматия. - Барнаул : АлтГАКИ, 2005. - 287 с. : нот.
11. Щербакова, О. С. Русские народные песни Сибири: репертуар. сб. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. - 71 с.
12. Щербакова, О. С. Песни украинских переселенцев Алтая : репертуарный сб. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. - 73 с.
13. Щербакова, О. С. Методика освоения регионального песенного фольклора украинских переселенцев Алтайского края : учеб.-метод. пособие. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2017. - 99 с. : нот.
14. Щербакова, О. С. Аранжировка и обработка как творческий процесс обновления фольклорного первоисточника / О. С. Щербакова, Н. А. Яговец, С. В. Леонидов. - Барнаул : АлтГАКИ, 2005. - 96 с.
15. Чердынцева, Н. Т. Учебно-творческий репертуар народно-певческого коллектива : учеб.-метод. пособие / Н. Т. Чердынцева, О. В. Дерябина. - Барнаул : БГПК, 2013. - 84 с.
16. Щербакова, О. С. Технология руководства и управления народным хоровым коллективом: учеб.-метод. пособие / О. С. Щербакова, Н. А. Яговец. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2019. - 158 с. : нот.
Natalia A. Yagovets Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
SONG TRADITIONS OF REBRIKHINSKII DISTRICT, ALTAI KRAI (RUSSIA) AND ITS PRESERVATION IN EDUCATIONAL TRAINING OF PEOPLE'S CHOIR CONDUCTORS
Abstract. The paper briefly describes some local peculiarities of song folklore of Russians from Rebrikha and Voronikha villages of Rebrikhinskii district (Altai Krai, Siberian federal district, Russia). Musical, stylistic, performing specifics of Russian people's songs collected by the author in ethnographic field-works done in 1994 and 1997 are analyzed. The author's experience in studying and preservation of Russian singing traditions and examples of Russian song folklore in the conditions of educational process run in Altai State Institute of Culture (Barnaul, Altai Krai, Russia) within the frames of program "Folk Singing Art" is described. On the author's opinion, acquaintance of students with ethnographic fieldwork materials under learning special subjects will help to develop their cultural erudition which is considered as an important condition for supplying high quality of people's choir conductors' educational training.
Keywords: song traditions of Altai, Rebrikhinskii district of Altai Krai (Russia), people's choir conductors, repertoire collections, Altai State Institute of Culture, Chair of People's Folk Singing.