Научная статья на тему 'Освоение этнокультурных и этномузыкальных знаний младшими школьниками в процессе занятий фольклорного ансамбля'

Освоение этнокультурных и этномузыкальных знаний младшими школьниками в процессе занятий фольклорного ансамбля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNO MUSICAL CULTURE / ETHNOCULTURAL ORIENTATION / ETHNO-CULTURAL KNOWLEDGE / MUSICAL EDUCATION / CULTURAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Юлия Викторовна, Милицина Ольга Викторовна, Калашникова Юлия Владимировна

Введение. Проведен анализ применения этнокультурного подхода к музыкальному образованию младших школьников как фактору социализации обучающихся, их этнической идентификации и самоопределению в многонациональном культурном пространстве. Материал и методы. В процессе работы исследовался песенный материал в стиле местной народно-певческой традиции Никольского района Пензенской области, подголоски, напевы в народном стиле, которые составляют содержание этнокультурных и этномузыкальных знаний, осваиваемых младшими школьниками в фольклорном ансамбле. Их использование позволяет спроектировать процесс формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний как личностный интеллектуальный опыт, основанный на внутреннем принятии информации и реализующий эти знания в практических действиях. Результаты и обсуждение. Успешность формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний младших школьников зависит от нескольких факторов: согласованности содержания музыкального репертуара специфике, формам и видам музыкально-творческой деятельности учащихся (фольклорной интерпретации, театрализации народной песни, пластическому интонированию и других); соответствия принципам наглядности, учета возрастного развития подрастающего поколения; возможности реализации принципа взаимодействия традиционных видов искусства в процессе его освоения в фольклорном ансамбле. В качестве элементов отбора музыкально-краеведческого материала актуализируется его духовно-нравственное содержание, наличие музыкально-художественных традиций, способствующих реализации права ребенка на собственную национальную художественную культуру и язык в процессе его развития и эстетического воспитания. Никольский район Пензенской области богат своими музыкальными традициями, что представляет особый музыкально-краеведческий интерес. Музыкальные традиции сохраняются благодаря культуросозидающим персоналиям, историческим и архитектурным символам, музыкально-краеведческому и фольклорному материалу края. Все это позволяет младшим школьникам быстрее и легче ориентироваться в этнокультурном наследии своего народа, нередко воплощенного в синтезе музыкальных традиций национальностей, проживающих на территории данной области. Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в том, что обеспечивает простоту и яркость художественно-образного восприятия произведений данной направленности. Заключение. Целенаправленные, систематические занятия с детьми в фольклорном ансамбле способствуют сохранению духовно-нравственных ценностей музыкальной культуры этноса. Младшие школьники демонстрируют не только знание песенной и танцевальной культуры этносов, проживающих в Пензенской области, но и патриотические гражданские качества, актуальные для современного этапа развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Величко Юлия Викторовна, Милицина Ольга Викторовна, Калашникова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ETHNO MUSICAL AND ETHNO-CULTURAL KNOWLEDGE OF YOUNGER STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING FOLK ENSEMBLE

Introduction. The article analyzes the application of ethno-cultural approach to music education of younger students as a factor of socialization of students, their ethnic identification and self-determination in the multinational cultural space. Material and methods. In the course of work the song material was studied in the style of local folk song tradition of the Nikolsky district of the Penza region,the echoes, folk tunes which make up the content of ethno-cultural and ethnomusical knowledge mastered by younger schoolchildren in folklore ensemble. Their use makes it possible to design the process of formation of ethno-cultural and ethnomusical knowledge as a personal intellectual experience based on internal acceptance of information and implementing this knowledge in practical actions. Results and discussion. The success of the formation of ethno-cultural and ethnomusical knowledge of younger students depends on several factors, for example, the wealth of emotional and moral content of musical works or compliance with the specifics of children’s musical and creative activity. As elements of the selection of local history material, its spiritual and moral content, the presence of musical and artistic traditions that contribute to the realization of the child’s right to their own national art culture and language in the process of its development and aesthetic education are updated. Nikolsky district of the Penza region is rich in its musical traditions, has a historical, cultural and spiritual heritage, which includes valuable historical and architectural monuments associated with historical events, the lives of outstanding figures of culture and art of Russia. All this allows younger students to quickly and easily navigate the world of ethnomusical values of the native musical culture and the culture of other peoples. The pedagogical potential of ethnocultural musical material lies in the fact that it provides simplicity and brightness of the artistic-figurative perception of works of this orientation. Conclusion. Purposeful, systematic lessons with children in the folklore ensemble contribute to the preservation of spiritual and moral values of the musical culture of the ethnic group. Younger students demonstrate not only the knowledge of song and dance culture of ethnic groups living in the Penza region, but also Patriotic civic qualities relevant to the modern stage of development of society.

Текст научной работы на тему «Освоение этнокультурных и этномузыкальных знаний младшими школьниками в процессе занятий фольклорного ансамбля»

УДК 784.4:374(045)

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2020-1-33-39

ОСВОЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ*

Ю. В. Величко, О. В. Милицина, Ю. В. Калашникова

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск

Введение. Проведен анализ применения этнокультурного подхода к музыкальному образованию младших школьников как фактору социализации обучающихся, их этнической идентификации и самоопределению в многонациональном культурном пространстве.

Материал и методы. В процессе работы исследовался песенный материал в стиле местной народно-певческой традиции Никольского района Пензенской области, подголоски, напевы в народном стиле, которые составляют содержание этнокультурных и этномузыкальных знаний, осваиваемых младшими школьниками в фольклорном ансамбле. Их использование позволяет спроектировать процесс формирования этнокультурных и эт-номузыкальных знаний как личностный интеллектуальный опыт, основанный на внутреннем принятии информации и реализующий эти знания в практических действиях.

Результаты и обсуждение. Успешность формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний младших школьников зависит от нескольких факторов: согласованности содержания музыкального репертуара специфике, формам и видам музыкально-творческой деятельности учащихся (фольклорной интерпретации, театрализации народной песни, пластическому интонированию и других); соответствия принципам наглядности, учета возрастного развития подрастающего поколения; возможности реализации принципа взаимодействия традиционных видов искусства в процессе его освоения в фольклорном ансамбле. В качестве элементов отбора музыкально-краеведческого материала актуализируется его духовно-нравственное содержание, наличие музыкально-художественных традиций, способствующих реализации права ребенка на собственную национальную художественную культуру и язык в процессе его развития и эстетического воспитания. Никольский район Пензенской области богат своими музыкальными традициями, что представляет особый музыкально-краеведческий интерес. Музыкальные традиции сохраняются благодаря культуросозидающим персоналиям, историческим и архитектурным символам, музыкально-краеведческому и фольклорному материалу края. Все это позволяет младшим школьникам быстрее и легче ориентироваться в этнокультурном наследии своего народа, нередко воплощенного в синтезе музыкальных традиций национальностей, проживающих на территории данной области. Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в том, что обеспечивает простоту и яркость художественно-образного восприятия произведений данной направленности.

Заключение. Целенаправленные, систематические занятия с детьми в фольклорном ансамбле способствуют сохранению духовно-нравственных ценностей музыкальной культуры этноса. Младшие школьники демонстрируют не только знание песенной и танцевальной культуры этносов, проживающих в Пензенской области, но и патриотические гражданские качества, актуальные для современного этапа развития общества.

Ключевые слова: этномузыкальная культура, этнокультурная направленность, этнокультурные знания, музыкальное образование, культурные традиции.

Введение

В настоящее время особо актуальна этнокультурная направленность образования, которая, по мнению известного ученого, педагога В. К. Шаповалова, должна обеспечить ориентацию смысловых и ценностных составляющих образовательного процесса на формирование личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации [1, с. 63].

Проблемой обоснования региональной, этнокультурной, национальной направленности музы-

кального образования занимались многие современные исследователи - Л. П. Карпушина, И. С. Кобозева, Л. В. Кузнецова, Т. И. Одинокова и другие. В их работах явственно прослеживается единый вектор рассуждений о том, что унифицированная культурная среда отчуждает подрастающее поколение от родного языка и культуры, что связано «с ослаблением основ традиционного общества» [2, с. 331].

Исходя из важности этнокультурной направленности образования, в научных исследованиях последнего десятилетия сформирован этнокультур-

* Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Мордовский государственный педагогический институт им . М . Е . Евсевьева) по теме «Теоретико-методические основы дополнительного образования детей средствами искусства в условиях поликультурного региона» (руководитель Л . П . Карпушина; рег. № 2019-08-01) .

ный подход к музыкальному образованию как фактор социализации обучающихся (Л. П. Карпуши-на). Данный подход мыслится как «процесс воспитания у подрастающего поколения этнической идентичности на основе народного музыкального искусства, которое обеспечивает осознание личностью своей принадлежности к какому-либо этносу» [3, с. 29].

Реализация этнокультурного подхода предполагает формирование у обучающихся этномузыкаль-ной культуры. Данная категория является многосоставной, и, обращаясь к трудам Л. П. Карпушиной, можно раскрыть ее содержание как «интегрированное качество, позволяющее личности воспринимать, воспроизводить и создавать этномузыкаль-ные ценности с опорой на музыкальные традиции как своего народа, так и других народов России и мира» [3, с. 77].

Этномузыкальная культура школьника формируется на основании приобретаемых этнокультурных и этномузыкальных знаний, контент которых связывается с музыкально-краеведческой направленностью музыкального образования, освоением музыкального фольклора, культурных традиций своего народа.

Целью настоящей работы является рассмотрение категорий «знание» «этномузыкальное знание», «этнокультурное знание» в различных аспектах в современных гуманитарных науках. В работе выявлена зависимость уровня усвоения этнокультурных и этномузыкальных знаний детьми от содержательной наполняемости учебного материала. Источником исследования послужила деятельность фольклорного ансамбля «Млада» Никольского района Пензенской области, возрождающего народные музыкальные традиции.

Материал и методы

В настоящей статье использовался фольклорный материал Никольского района Пензенской области: песни, подголоски, напевы, игры в народном стиле. Их использование позволяет спроектировать процесс формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний как личностный интеллектуальный опыт, основанный на внутреннем принятии информации и реализующий эти знания в практических действиях.

Результаты и обсуждение

Категория «знание» рассматривается в современных гуманитарных науках в различных аспектах как «результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаковых системах» [4, с. 14]. В контексте музыкально-педагогического направления понятие «знание» связано с музыкально-познавательными

процессами учащихся, способностью действовать на основе информации, анализировать, структурировать и др. Поэтому музыкальные знания - это не просто наличие информации (знаковой системы, представленной графиками, нотами, словами и расшифровывающей их значения), а составляющая личности, которая обладает определенным музыкально-художественным опытом, знает музыку как смысловую систему. Методологи музыкального образования Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева и др. актуализируют мысль, что музыкальные знания - это знания самой музыки и знание о музыке, что подтверждает постулат о том, что «информация - это не знания».

Этнокультурные знания в области музыкального образования, как отмечают исследователи Т. И. Оди-нокова, Л. П. Карпушина, И. С. Кобозева, И. Е. Мо-лоствова и ряд других, охватывают традиции и обычаи этноса, проживающего на определенной территории. Этномузыкальные знания рассматриваются как знания этномузыкальных традиций, передаваемых от поколения к поколению этномузыкальных ценностей, эталонов-образцов народной музыки, способов их воспроизведения и передачи.

Являясь частью мировоззрения человека, эти знания в большой мере определяют его отношение к действительности, помогают личности осознать принципы плюрализма, понимание своеобразия и ценности других культур и народов [5, с. 36].

Как утверждает Т. Ф. Кряклина, в народной педагогике приобщение ребенка к символам народного наследия, видам деятельности, основанным на традиции, в том числе и к художественно-творческим, начиналось рано, и «механизм обучения и воспитания в этнической педагогике ориентирован на приобретение знаний и навыков посредством наблюдения, запоминания, подражания в процессах личного контакта обучающего и обучаемого» [6]. «Стремление человека к подражанию, - отмечал в свое время французский социолог Г. Тард, -одно из характерных черт природы, весь социальный мир произведен разнообразными видами подражаний: подражание - мода, подражание - повиновение, подражание - симпатия, подражание -образование, подражание - воспитание» [7, с. 14].

Таким образом, народное музыкальное искусство является живым хранилищем информации, панорамой широкого взгляда поколений людей на действительность. В колыбельных, плясовых, игровых песнях, колядках, закличках отражен не только эмоционально-образный и ценностный аспект народных художественных традиций, но и когнитивный пласт музыкальной культуры.

Этнокультурные и этномузыкальные знания включают в свою структуру информацию, символы и смысловые категории о народных песнях в

стиле местной народно-певческой традиции, подголосков, напевов в народном стиле, теории организации движения в ходе разыгрывания сюжетов песен, танцевальных композиций, знание наигрышей и другого когнитивного опыта.

Особую роль в процессе приобретения этнокультурных и этномузыкальных знаний играет приобщение детей к народному музыкальному искусству в системе дополнительного образования, в частности в ходе занятий фольклорного ансамбля. В современной научной литературе (А. Ю. Хортюнова, Е. И. Ча-совских, О. С. Щербакова и др.) фольклорный ансамбль рассматривается как объединение учащихся, педагогическая форма развития музыкально-творческих способностей и патриотического воспитания детей [8]. Рядом исследователей (Л. Г. Гаврилова, Т. В. Волнянская и др.) фольклорный ансамбль характеризуется как музыкально-творческое объединение учащихся и педагога, которое функционирует в качестве самобытного синтезированного искусства [9].

Фольклорный ансамбль может быть использован как методический инструмент, «носитель учебной информации, этномузыкальных и этнокультурных знаний и представлений в области фольклора, народной музыкальной культуры, народного пения, его особенностей, музыкально-фольклорных жанров, музыкальных традиций народов, населяющих Россию» [9, с. 100]. «Музыкально-образовательный процесс, - по убеждению современного музыковеда и педагога И. Е. Молоствовой, - обладает определенной спецификой, связанной с тем, что он предполагает не простое усвоение знаний и способов деятельности, но вхождение в мир музыкальной культуры, а значит, базируется прежде всего на постижении культурных смыслов, содержащихся в явлениях музыкального искусства, на основе куль-туросообразной деятельности» [10, с. 81].

Процесс формирования знаний является актуальным для младшего школьного возраста, так как данный возраст у детей благоприятен для накопления знаний, активации мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов.

Формирование знаний в научно-теоретических исследованиях (С. Ф. Анисимов, Г. И. Курган, А. И. Титаренко и др.) характеризуется «как процесс понимания, разбора, запоминания и усвоения учебного материала», данный процесс происходит через «восприятие, внутреннее принятие информации как личного интеллектуального опыта и реализацию знаний в действиях (умениях, навыках)» [4]. Уровень усвоения этнокультурных и этномузы-кальных знаний детьми зависит от содержательной наполняемости учебного материала, который является доступным и ярким, легко запоминается, имеет музыкально-творческую форму, интересную для учащихся в силу краеведческой направленности на-

родных музыкальных традиций. Немаловажным является и деятельностный компонент формирования знаний, реализующийся в различных видах музыкальной деятельности - слушании, вокальном и инструментальном исполнении, пластическом интонировании, ритмике, импровизации, сочинении музыки и др. В целом музыкально-образовательная деятельность, в процессе которой обучающиеся получают этнокультурные и этномузыкальные знания, по мнению С. В. Шишкиной, «содержит в себе различные виды человеческой деятельности: познавательной, преобразовательной, воспитательной, оценочной, коммуникативной, игровой и т. д.» [11, с. 86].

Известно, что во многих регионах России имеются своеобразные и глубокие пласты национальной музыкальной культуры, включающие в себя образцы музыкального фольклора, локально-закрепленный музыкально-краеведческий материал.

В рамках данной статьи остановимся на примере содержания этномузыкальных и этнокультурных знаний, формируемых у младших школьников в процессе занятий фольклорного ансамбля «Млада» Никольского района Пензенской области.

Фольклорный ансамбль «Млада» как творческая форма предполагает реализацию различных видов художественно-творческой деятельности его участников на основе объединения различных видов искусства (театр, народная песня, хореография и др.). Поэтому в содержание этнокультурных знаний в рамках функционирования фольклорного объединения входят знания из области народной музыкальной и танцевальной культуры, речевого фольклора и ряд других. Как отмечает О. В. Милицина, «используя механизмы внедрения новых образовательных технологий, вполне возможно сделать народный музыкальный опыт доступным, увлекательным и интересным для молодого поколения» [12, с. 59].

Е. Д. Трофимова подчеркивает, что «этнокультурный музыкальный материал, аккумулируя в себе огромный исторический духовный и эстетический опыт, является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, позволяет увидеть мир глазами другого человека, осознать человеческое в себе. Помогая этому открытию своей сопричастности к человеческому, этнокультурный музыкальный материал выступает как мощный гуманизирующий фактор в нравственно-эстетическом воспитании и самовоспитании» [13, с. 56].

Никольский район Пензенской области богат своими музыкальными традициями, культурно-историческими памятниками, связанными с обычаями и традициями национальностей, проживающих на данной территории, отдельными персоналиями, воплотившими в художественно-творческих символах духовно-нравственные этнокультурные образцы жизни народа.

Танцевальная культура является своеобразной летописью жизни русского, мордовского и татарского населения Никольского района, выраженной в народном танце. В процессе занятий фольклорного ансамбля «Млада» на практическом уровне осваиваются музыкально-краеведческие знания, переданные в танцевальных традициях отдельных поселений, например села Ильмино, которое сохранило культуру русского народного танца и один из его основных жанров - хоровод. Данный жанр представляет собой один из самых древних видов русского танца, сущностными характеристиками хоровода является коллективно-творческое исполнение народной песни его участниками, которые не только поют, но и в плясовых движениях разыгрывают действие. Хоровод «Уж ты, Ванюшка» интерпретирует в движении бесконечные просторы села, течение и разливы реки, красоту лесов, причудливые узоры цветов. В танце проявляется чувство единения и дружбы.

Пляска - наиболее распространенный и любимый жанр народного танца, который осваивается младшими школьниками в процессе фольклорных музыкальных занятий. В содержание знаниевого контента входит информация о том, что данный жанр «состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера пляшущего человека» [8, с. 385]. Все движения в пляске передают определенный смысл, эмоции, чувства, настроение, мысли исполнителя, что в целом создает синтетический полихудожественный образ пластики, музыки, человеческой истории. Пластика тела подчинена метроритмической структуре и образному содержанию текста песни и ее музыке, народным интонациям. Одной из осваиваемых учащимися плясок является распространенная в Никольском районе пляска «Чижик-Пыжик». Ее действие направлено на знакомство молодых людей (парней деревни) с девушками.

Таким образом, танцевальные жанры Никольского района Пензенской области являются важной составляющей музыкального фольклора, культурных традиций русского народа, проживающего в данном краевом пространстве, а творческое освоение пласта этнокультурных знаний играет важную роль в развитии музыкальных способностей младших школьников, их музыкально-познавательных качеств.

Песенная культура Никольского района знакомит учащихся с богатыми уникальными песенными традициями, доставшимися по наследству от предков, это явление нуждается в защите и восстановлении. Поэтому процесс освоения музыкально-краеведческого песенного материала способствует процессу сохранения песенной культуры Пензен-

ской области. Основными жанрами песни в характеризуемом краевом пространстве являются лирические, плясовые, календарные и обрядовые песни, также рекрутские и солдатские.

В качестве лирического жанра, изучаемого в процессе занятий в фольклорном ансамбле учащимися, выступает русская лирическая песня «Ка-тенька-Катюша» (записанная в селе Гляндяевка), основанная на протяжной мелодической структуре. Мелодия песни простая, она украшена синкопами, основная тональность си минор, размер - 4/4. В содержании текста песни рассказывается о девушке Кате из богатой купеческой семьи, она выбирает себе жениха из посватавшихся к ней парней. В песне отражены мечты народа, в которых девушка имеет право выбрать молодого и богатого жениха по любви и симпатии, а не по интересам семьи.

В содержание этнокультурных и этномузыкальных знаний входят сведения о народных праздниках и обрядах всех времен года, а также отдельные семейно-бытовые обряды, записанные в населенных пунктах края. Календарные праздники и обряды дифференцируются на осенне-зимние («Тау-сеньки», «Колядки», «Водосвятие», «Кузьминки») и весенне-летние («Троица», «Проводы весны»).

В селе Казарка Никольского района традиционными являются праздничные и обрядовые песни. На праздник «Кузьминки» ряженые (жители села) шли, исполняя песню «На Кузьму, Кузьму, Кузьминки» или «О Кузьме и Демьяне». По жанровым характеристикам песни относятся к плясовым хороводам. Из музыковедческих характеристик данных фольклорных произведений ярко проявляется характер мелодии - веселый, задорный; песня исполняется в быстром темпе, двухдольном метроритме, тональность -ре мажор. Содержание текста песни следующее: На Кузьму, Кузьму, Демьяна На девичий праздник. Тут и выпала пороша, Пороша хороша. Как по этой по пороше, Шел Ваня хороший...

Особое место в праздничной обрядовой культуре занимают игры с музыкальными запевами. В основном они относятся к играм посиделочным: их проводили в горницах во время посиделок в зимние и осенние вечера. Среди игр Никольского района наиболее распространенными в селах были «А мы просо сеяли», «Иван Казак», «Разлука».

Приведем пример фольклорно-музыкальной игры «А мы просо сеяли» (деревня Заречное (ныне село Гляндяевка)).

Содержание: играющие делятся на две команды, выстраиваются в линии и идут навстречу друг другу, исполняя музыкальный запев («припевку»):

- А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем.

- А кто просо вытопчет, вытопчет.

- Иван наш вытопчет, вытопчет.

Иван бежит и старается разбить руки участников первой команды. Если ему это удается, то он забирает одного из тех, чьи руки он разбил, если нет, то сам остается в первой команде.

Представленный в статье содержательный компонент этнокультурных и этномузыкальных знаний, осваиваемый учащимися на занятиях в фольклорном ансамбле «Млада» Пензенской области, позволяет получать музыкально-краеведческие знания в интерактивной форме (т. е. в процессе фольклорных игр, проведения народных праздников, постановке небольших фольклорных спектаклей), что способствует усвоению этномузыкальных знаний в процессе диалога, активного творческого сотрудничества педагога и учащихся.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что процесс формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний у младших школьников способствует «сохранению духовно-нравственных ценностей, которые делают человека значимой единицей социума и культурного пространства» [14, с. 237]. Этнокультурные знания выступают нравственно ориентированной ценностью, «данные ценности сохраняются в современном мире исключительно благодаря традиции» [15, с. 191]. Песенные, танцевальные и музыкально-игровые традиции Никольского района Пензенской области являются примером многовековых традиций, они способствуют формированию у подрастающего поколения этнического самосознания и патриотических качеств личности, что, несомненно, актуально для современного многонационального мирового пространства.

Список литературы

I. Шаповалов В . К . Этнокультурная направленность российского образования . М .: ВЛАДОС, 2002 . 232 с .

2 . Кобозева И .С . , Чинякова Н . И .Традиционная музыкальная культура как способ вхождения в культуру своего народа // Искусство и ху-

дожественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы IV Междунар . науч . -практ . конф . Казань, 2015 . С . 331-334.

3 . Карпушина Л . П . Теория, история и практика реализации этнокультурного подхода к общему музыкальному образованию . Саранск,

2011.179 с .

4 . Подласый И . П . Педагогика начальной школы: учебник для студентов . М . : ВЛАДОС, 2008. 463 с .

5 . Поштарева Т . В . Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика . 2005. № 3 . С . 35-42 .

6 . Кряклина Т . Ф . Использование этнопедагогических знаний в российской системе школьного образования (опыт экспериментальной

работы в малокомплектной школе с . Иванкино Томской области) // Педагогика и просвещение . 2018 . № 2 . С . 68-77 . URL: https:// nbpublish . com/library_read_article . php?id=24991

7 . Тард Г. Законы подражания . М .: Академический проект, 2011. 302 с.

8 . Часовских Е . И . Организация вокальной работы в детском фольклорном коллективе // Музыка в современном мире: наука, педагогика,

исполнительство: сб . ст . по материалам X Междунар . науч . -практ . конф . , 7 февр . 2014 г. / Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им . С . В . Рахманинова . Тамбов, 2014 . С . 384-391.

9 . Гаврилова Л . Г . Организационно-воспитательные и методические основы работы в детском фольклорном коллективе // Практико-ори-

ентированная направленность народно-певческого образования: сб . материалов Всерос . науч . -метод . семинара, 6 дек. 2016 г . / отв . за вып . О . Я . Жирова, О . В . Логвинова . Белгород, 2017 . С . 98-102 .

10 . Молоствова И . Е . Художественная интерпретация музыки как гуманитарная образовательная технология // Интеграция образования .

2012 . № 4 (69) .С .79-83 .

II. Шишкина С . В . Оптимальное сценическое самочувствие студента-бакалавра как профессиональное и индивидуально-личностное качество будущего учителя музыки // Гуманитарные науки и образование: науч . журн . 2016 . № 1 (25) . С . 84-89 .

12 . Милицина О . В . Этнокультурная направленность подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Музыка») к реализа-

ции дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование . 2017 . № 2 (30) . С . 57-61.

13 . Трофимова Е . Д . Этномузыкальная культура младших школьников // Педагогика и современность . 2016 . № 2 (22) . С . 55-59 .

14 . Санина М . К. Развитие этнокультурных знаний подростков в условиях мультикультурного общества // Гуманитарные исследования .

Астрахань, 2009 № 2 (30) С 236-240

15 . Величко Ю . В . Музыкально-краеведческая деятельность в подготовке педагогов к реализации дополнительного образования детей //

Подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона / под ред . Л . П . Карпу-шиной, Т . А. Козловой . Саранск, 2018 . С . 182-183 .

Величко Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: [email protected]

Милицина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: [email protected]

Калашникова Юлия Владимировна, магистрант, Мордовский государственный педагогический институт имени

М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 07.11.2019.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2020-1-33-39

THE DEVELOPMENT OF ETHNO MUSICAL AND ETHNO-CULTURAL KNOWLEDGE OF YOUNGER STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING FOLK ENSEMBLE

Yu. V. Velichko, O. V. Militsina, Yu. V. Kalashnikova

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russian Federation

Introduction. The article analyzes the application of ethno-cultural approach to music education of younger students as a factor of socialization of students, their ethnic identification and self-determination in the multinational cultural space.

Material and methods. In the course of work the song material was studied in the style of local folk song tradition of the Nikolsky district of the Penza region,the echoes, folk tunes which make up the content of ethno-cultural and ethno-musical knowledge mastered by younger schoolchildren in folklore ensemble. Their use makes it possible to design the process of formation of ethno-cultural and ethnomusical knowledge as a personal intellectual experience based on internal acceptance of information and implementing this knowledge in practical actions.

Results and discussion. The success of the formation of ethno-cultural and ethnomusical knowledge of younger students depends on several factors, for example, the wealth of emotional and moral content of musical works or compliance with the specifics of children's musical and creative activity. As elements of the selection of local history material, its spiritual and moral content, the presence of musical and artistic traditions that contribute to the realization of the child's right to their own national art culture and language in the process of its development and aesthetic education are updated. Nikolsky district of the Penza region is rich in its musical traditions, has a historical, cultural and spiritual heritage, which includes valuable historical and architectural monuments associated with historical events, the lives of outstanding figures of culture and art of Russia. All this allows younger students to quickly and easily navigate the world of ethnomusical values of the native musical culture and the culture of other peoples. The pedagogical potential of ethnocultural musical material lies in the fact that it provides simplicity and brightness of the artistic-figurative perception of works of this orientation.

Conclusion. Purposeful, systematic lessons with children in the folklore ensemble contribute to the preservation of spiritual and moral values of the musical culture of the ethnic group. Younger students demonstrate not only the knowledge of song and dance culture of ethnic groups living in the Penza region, but also Patriotic civic qualities relevant to the modern stage of development of society.

Keywords: ethno musical culture, ethno-cultural orientation, ethno-cultural knowledge, musical education, cultural traditions.

Referenoes

1. Shapovalov V. K . Etnokul'turnaya napravlennost'rossiyskogo obrazovaniya [Ethno-cultural orientation of Russian education] . Moscow, VLADOS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Publ., 2002 .232 p . (in Russian) .

2 . Kobozeva I . S . , Chinyakova N . I . Traditsionnaya muzykal'naya kul'tura kak sposob vkhozhdeniya v kul'turu svoyego naroda [Traditional musical

culture as a way of entering the culture of its people] . Iskusstvo i khudozhestvennoye obrazovaniye v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodeyst-

viya [Art and art education in the context of intercultural interaction] . Kazan', 2015 . Pp . 331-334 (in Russian) .

3 . Karpushina L . P. Teoriya, istoriya i praktika realizatsii etnokul'turnogo podkhoda k obshchemu muzykal'nomu obrazovaniyu [Theory, history and

practice of ethno-cultural approach to General music education] . Saransk, 2011.179 p . (in Russian) .

4 . Podlasyy I . P. Pedagogika nachal'noy shkoly: uchebnik dlya studentov [Pedagogy of primary school: textbook for students] . Moscow, VLADOS

Publ ., 2008. 463 p . (in Russian) .

5 . Poshtareva T. V. Formirovaniye etnokul'turnoy kompetentnosti [Formation of ethnocultural competence] . Pedagogika, 2005, no . 3, pp . 35-42 (in

Russian)

6 . Kryaklina T. F. Ispol'zovaniye etnopedagogicheskikh znaniy v rossiyskoy sisteme shkol'nogo obrazovaniya (opyt eksperimental'noy raboty v

malokomplektnoy shkole s . Ivankino Tomskoy oblasti) [The use of ethno-pedagogical knowledge in the Russian school system (experience of

experimental work in a small school of Ivankino village, Tomsk Region)] . Pedagogika i prosveshcheniye, 2018, no . 2, pp . 68-77 (in Russian) .

URL: https://nbpublish ,com/library_read_article . php?id=24991 (accessed 6 November 2019) .

7 . Tard G . Zakony podrazhaniya [Laws of imitation] . Moscow, Akademicheskiy proyekt Publ ., 2011. 302 p . (in Russian) .

8 . Chasovskikh E . I . Organizatsiya vokal'noy raboty v detskom fol'klornom kollektive [Organization of vocal work in children's folklore group] .

Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel'stvo: sb. st. po materialam X Mezhdunar. nauch.-praktich. konf., 7 fevralya 2014 g.

[Music in the modern world: science, pedagogy, performance: collection of articles on the materials of the X International scientific-practical conference, February 7, 2014] . Tambov, TGMPI them . SV Rachmaninoff Publ ., 2014 . Pp . 384-391 (in Russian) .

9 . Gavrilova L . G . Organizatsionno-vospitatel'nye i metodicheskiye osnovy raboty v detskom fol'klornom kollektive [Organizational-educational and

methodical bases of work in children's folklore collective] . Praktiko-orientirovannaya napravlennost' narodno-pevcheskogo obrazovaniya: sb. materialov Vseros. nauch.-metod. seminara, 6 dekabrya 2016 g. Otv. za vyp. O. Ya. Zhirova [Practice-oriented orientation of folk singing education: proceedings of the Russian national scientific and methodological seminar, December 6, 2016 . Responsible for the release O . Ya . Zhirova, O . V. Logvinova] . Belgorod, 2017 . Pp . 98-102 (in Russian) .

10 . Molostvova I . E . Khudozhestvennaya interpretatsiya muzyki kak gumanitarnaya obrazovatel'naya tekhnologiya [Artistic interpretation of music as

Humanities educational technology] . Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education, 2012, no . 4 (69), pp . 79-83 (in Russian) . 11. Shishkina S . V. Optimal'noye stsenicheskoye samochuvstviye studenta-bakalavra kak professional'noye i individual'no-lichnostnoye kachestvo budushchego uchitelya muzyki [Optimal stage well-being of a bachelor student as a professional and individual-personal quality of a future music teacher] . Gumanitarnye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2016, no . 1 (25), pp . 84-89 (in Russian) .

12 . Militsina O . V. Etnokul'turnaya napravlennost' podgotovki bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya (profil' «Muzyka») k realizatsii

dopolnitel'nogo obrazovaniya [Ethnocultural orientation of education of bachelors of pedagogical education (profile «Music») to implement additional education] . Gumanitarnye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2017, no . 2 (30), pp . 57-61 (in Russian) .

13 . Trofimova E . D . Etnomuzykal'naya kul'tura mladshikh shkol'nikov [Ethnomusical culture of primary school students] . Pedagogika i sovremen-

nost', 2016, no . 2 (22), pp . 55-59 (in Russian) .

14 . Sanina M . K . Razvitiye etnokul'turnykh znaniy podrostkov v usloviyakh mul'tikul'turnogo obshchestva [The development of ethno-cultural knowl-

edge of adolescents in a multicultural society] . Gumanitarnye issledovaniya - Humanitarian Researches, 2009, no . 2 (30), pp . 236-240 (in Russian)

15 . Velichko Yu . V. Muzykal'no-krayevedcheskaya deyatel'nost' v podgotovke pedagogov k realizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Music and

local history activities in the preparation of teachers for the implementation of additional education of children] . Podgotovka kadrov k realizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya detey sredstvami iskusstva v usloviyakh regiona. Pod red. L. P. Karpushinoy, T. A. Kozlovoy [Training for the implementation of additional education of children by means of art in the region . Ed . L . P. Karpushina, T. A. Kozlova] . Saransk, 2018 . Pp . 182-193 (in Russian)

Velichko Yu. V., Mordovian State Pedagogical Institute (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

Militsina O. V., Mordovian State Pedagogical Institute (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

Kalashnikova Yu. V., Mordovian State Pedagogical Institute (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.